Прибалтийские «мозговые центры» в рядах фальсификаторов российской истории

image_print

Против лжи и фальсификаций

ОРЕШИНА Мария Алексеевна — третий секретарь Историко-документального департамента МИД России, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: idd@mid.com)

Прибалтийские «мозговые центры» в рядах фальсификаторов российской истории

Современные противоречия между участниками мировой политики проявляются в глобальном информационном противоборстве, на усиление которого обращает внимание Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В ней отмечается: «Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость»1.

Полем ожесточённых информационных баталий стали история Второй мировой и Великой Отечественной войн, анализ предшествовавших им событий и послевоенного времени. Стоящие у власти политические силы ряда стран превращают историю в заложницу политического соперничества или недобросовестной конкуренции на рынках энергоресурсов, вооружений, новейших технологий, используют субъективные трактовки исторических событий как инструмент давления на Россию с целью продвижения своих сиюминутных или стратегических интересов, решения внутри- и внешнеполитических проблем. Идущий в этих странах процесс историко-политической «мобилизации» направлен на политически мотивированную «перелицовку» истории, служащую решению политических задач, выстраиванию основных векторов внешнеполитического планирования на долгосрочную перспективу. Подходы к освещению политических процессов, интерпретация исторических событий в большинстве случаев носят откровенно антироссийский характер.

На историческом поле информационных битв по понятным причинам особняком стоят бывшие страны «оси» (нацистского блока) и их сателлиты, а также англо-саксонские союзники СССР по антигитлеровской коалиции, пытающиеся «отмыться» от политики «умиротворения» германского фашизма, циничного использования Второй мировой и «холодной» войн для укрепления своих геополитических и экономических позиций. Совместные усилия этих стран направлены прежде всего на то, чтобы «по праву победителей в холодной войне» провести «тихую» ревизию итогов Второй мировой войны, решений Международного военного трибунала в Нюрнберге и окончательный демонтаж Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.

Вместо созданной по итогам Второй мировой войны системы ООН через западные СМИ миру навязывают искусственный конструкт под названием «международное сообщество», одобрение которого должно обеспечить легитимность любых шагов его создателей. В лучших традициях геббельсовской пропаганды предлагается с молчаливого согласия «международного сообщества» измышлениями о «красной угрозе» оправдать западный коллаборационизм 1930-х — начала 1940-х гг., «забыть» неоколониализм и раздувать мифы о «бесчинствах» Красной армии в ходе освобождения ею Европы от фашизма, «тоталитарной» внутренней и «агрессивной» внешней послевоенной политике СССР и дружественных ему стран.

Роль активного «передового отряда» в этих информационных битвах отведена зависимым от Запада и потому заискивающим перед ним «младшим партнёрам», в основном из натовских «новобранцев». Энтузиазм новоиспечённых членов Североатлантического альянса и претендентов на вступление в него подогревают корыстные надежды на получение разного рода дивидендов и «компенсаций» от России2. С этой целью в них путём документирования и анализа сведений из истории войн, принудительных переселений, политического насилия, идеологически мотивированных репрессий создаётся «банк претензий» к России. Кроме того, ряд бывших соцстран и советских республик принял законы, уравнявшие нацизм и коммунизм, немецкую оккупацию с их пребыванием в составе СССР или лагере социализма, что сделало «законным» политическое по своей сути преследование ветеранов Второй мировой и Великой Отечественной войн, партизан, участников антифашистского сопротивления, бывших сотрудников госучреждений.

Систему структур, грешащих историческими фальсификациями, в этих странах составляют различные государственные учреждения, а также активно финансируемые государствами организации националистического толка, частные университеты, научно-исследовательские институты и центры, информагентства и архивы, фонды и неправительственные организации. В Великобритании это министерство по вопросам бизнеса, инноваций и профессионального образования, Исследовательский совет по искусству и гуманитарным наукам, Совет по экономическим и социальным наукам. В Австрии — Институт изучения последствий войн имени Л. Больцмана и Австрийский госархив. В Хорватии — Загребский госуниверситет и госархив. В Швеции — Форум «Живая история» и Шведский институт. В Дании — Центр по изучению «холодной войны» и Институт международных исследований.

В бывших соцстранах и на постсоветском пространстве расплодились так называемые «институты национальной памяти», созданные и названные по одному шаблону. Они действуют в Польше с 1998 года, в Словакии с 2002 года, в Украине3 с 2005 года и в Чехии с 2008 года. Кроме них в этих и других странах действуют схожие структуры. В Чехии — Академический институт современной истории, а с начала 2008 года — Институт по изучению тоталитарных режимов, выступивший на уровне Евросоюза с инициативой создания Центра документации преступлений коммунизма. В Словении с целью противодействия ревизии словенской истории с 2008 года работает Исследовательский центр по национальному примирению. В Армении — Международный центр изучения армянского вопроса. В Румынии — Институт изучения преступлений коммунизма. В Молдавии с 2009 года — Комиссия по изучению и оценке преступлений тоталитарного коммунистического режима в период с 1917 по 1990 гг., цели которой — дискредитация Советского Союза и подрыв легитимности местной компартии. В дополнение к этим структурам действуют многочисленные «музеи советских оккупаций», а также «перепрофилированные» институты истории национальных академий наук в Армении, Литве, Узбекистане и других странах.

В перечисленных выше и подобных им организациях, а также СМИ работают историки ревизионистского направления, журналисты и политтехнологи многих стран мира: Латвии (И. Фелдманис, Б. Шаберте, Э. Шноре), Литвы (П. Станкярас), Эстонии (И. Копытин, М. Лаар, Х. Линдпере, О. Ремсу, А. Трей), Польши (Я. Гросс, П. Зыхович, Р. Костро, И. Краевский, А. Новак, М. Рыба, Т. Терликовский), Украины (Е. Цыбуленко, И. Юхновский), Киргизии (А. Омаров), Румынии (Г. Бузату, К. Вэрзару, П. Гому, Г. Дамиан, Н. Лупан), Молдавии (К. Курдогло), Болгарии (В. Ангелов, Б. Димитров, М. Мартынов, С. Цанев), Венгрии (Ф. Глатц, М. Кун, И. Тарлош, К. Унгвари), Финляндии (К. Сильвеннойнен, Т. Туйкка), США (М. Каптур, П. Кенгор, Р. Конрой, Т. Маккоттер, Н. Наймарк, Т. Снайдер, Х. Хэмилтон), Великобритании (М. Берли, М. Джоунс, Г. Камен, Дж. Стил, О. Файджес, М. Эгремонт), Австрии (Ш. Карнер), Германии (Б. Музиала), Бельгии П. Матиль (Л. Унгер), Франции (Ф. Готье), Италии (А. Паолуци), Испании (К. Тайбо), Чехии (М. Згустова), Республики Корея (Пак Бо Гюн), Ирана (Х. Багаи) и др.

В их числе не только рядовые журналисты, историки, но и значимые фигуры правого политического фланга, законодатели «исторической моды» в своих странах. Например, И. Фелдманис — руководитель президентской комиссии историков Латвии, Х. Багаи — один из представителей иранской организации по культурному наследию. Этот список включает и патриарха венгерской историографии, директора Института истории Венгерской Академии наук Ф. Глатца, сотрудников Института национальной памяти Польши И. Краевского, М. Рыбу, директора Музея истории Польши Р. Костро, законодателя «австрийской исторической моды», сопредседателя смешанной российско-австрийской комиссии историков, директора Института изучения последствий войн им. Л. Больцмана Ш. Карнера, директора Национального исторического музея Болгарии Б. Димитрова, сотрудника Германского исторического музея в Варшаве Б. Музиалу, а также известных колумнистов респектабельных европейских газет, таких как П. Матиль (он же Л. Унгер). В эту кампанию входят и американские конгрессмены М. Каптур, Т. Маккоттер и столь одиозная фигура, как бывший директор Института национальной памяти Украины И. Юхновский, соратник экс-президента В. Ющенко, сделавший себе имя на истории с «голодомором».

Среди проводников исторических фальсификаций особенно активны соответствующие структуры прибалтийских стран. Их опыт историко-политической «мобилизации», на мой взгляд, можно считать своего рода квинтэссенцией последовательного институционального, политического, идеологического оформления претензий к России, являющихся инструментом давления на неё на международной арене.

В Латвии одним из проводников исторических фальсификаций выступает созданная в 1998 году по инициативе президента Г. Улманиса Комиссия по оценке последствий тоталитарного режима при президенте Латвийской Республики. Её главная задача — исследование «преступлений против человечества во время двух оккупаций 1940—1956 гг.». В Комиссию вошли 5 рабочих групп: «Преступления против человечества на территории Латвии 1940—1941 гг.»; «Холокост в Латвии 1941—1944 гг.»; «Преступления против человечества на территории Латвии во время нацистской оккупации 1941—1944 гг.»; «Преступления против человечества в Латвии во время советской оккупации 1944—1956 гг.»; «Латвия в составе Советского Союза, 1956—1990 гг.».

Проводниками исторических фальсификаций также выступают: с 1993 года — Музей оккупации Латвии, с 2009 года — Общество по изучению оккупации Латвии (Latvijas okupacijas izpetes biedriba — LOIB), являющееся преемником Комиссии при правительстве Латвийской Республики по изучению последствий «советской оккупации», а также с 2010 года неправительственная организация — Фонд «Малая библиотека истории Латвии».

В Эстонии в 1998—2008 гг. работала Международная комиссия по расследованию преступлений против человечности при президенте Эстонии. С 2008 года действует Институт исторической памяти, созданный по инициативе президента Т.Х. Ильвеса для изучения нарушений прав человека в послевоенной Эстонии, а также Общество исследований преступлений против человечности, Музей оккупаций (с 2003 г.), Международный фонд расследования преступлений коммунизма М. Лаара (с 2008 г.). Кроме того, при эстонском парламенте (рийгикогу, эст. Riigikogu, дословно — государственное собрание) и министерстве юстиции с 1992 года работает Государственная комиссия по расследованию репрессивной политики оккупационных сил (Okupatsioonide repressiivpoliitika uurimise riiklik komisjon — ORURK)4, которая наряду с прочим занимается выяснением экономического ущерба от оккупации. Комиссия сотрудничает с Фондом Кистлер-Ритсо Ээсти (КРЭС), Музеем оккупаций, Союзом противоправно репрессированных «MEMENTO» и учреждённым им Бюро регистра репрессированных в Эстонии (ERRB), фондом «Культурный капитал Эстонии» и Варшавским центром KARTA, а также с Центром исследований советского периода (S-keskus). Эстонская ORURK сотрудничает и с представителями учреждения немецкого федерального уполномоченного по архивам бывшего восточногерманского МГБ (министерства госбезопасности ГДР — «Штази»), Институтом истории Академии наук Эстонии.

В Литве действуют Международная комиссия по оценке преступлений, совершённых нацистским и советским оккупационными режимами, Комиссия по правам и делам участников сопротивления оккупационным режимам и лиц, пострадавших от оккупаций при сейме Литвы, Центр исследования геноцида и резистенции (сопротивления) населения Литвы, сотрудничающий с компетентными госорганами страны, Институт международных отношений и политических наук Вильнюсского университета, Каунасский университет им. Витаутаса Великого. В скором будущем, возможно, список этих структур пополнится Фондом по оказанию юридической помощи гражданам Литвы в предъявлении исков по возмещению ущерба, нанесённого им в годы «советской оккупации».

В контексте «холодной гуманитарной интервенции» и «гонки контрзнаний» отдельного упоминания заслуживает Центр исследования геноцида и сопротивления (резистенции) населения Литвы. Истоки его создания — в первых попытках систематизации сведений о жертвах сталинских репрессий в Литве конца 1980-х гг. В июле 1988 года была сформирована экспертная комиссия, которая на общественных началах собирала такие данные. Эта деятельность активизировалась после провозглашения независимости Литвы в марте 1990 года. В сентябре 1991 года была создана парламентская комиссия, которая была допущена к изучению документов, связанных с деятельностью КГБ Литовской ССР. Через год по инициативе Верховного Совета Литовской Республики был основан Государственный центр по исследованию геноцида населения Литвы. В конце 1992 года в Вильнюсе при поддержке министерства культуры республики был открыт Музей жертв геноцида, в июле 1994 года — Целевой фонд жертв геноцида и резистенции, преобразованный впоследствии в Фонд поддержки жертв геноцида и резистенции и увековечения их памяти. В 1997 году Государственному центру по исследованию геноцида населения Литвы был передан Исследовательский центр по репрессированным и Музей жертв геноцида.

Нынешнее название организация получила с принятием в 1997 году закона Литовской Республики «О Центре исследования геноцида и резистенции населения Литвы». Согласно этому закону к задачам Центра относится «восстановление исторической правды и справедливости, изучение проводимого оккупационными режимами в 1939—1990 гг. физического и духовного геноцида населения Литвы и его сопротивления этим режимам, увековечение памяти борцов за свободу и жертв геноцида и инициирование правовой оценки последствий оккупации».

Ныне Центр — государственный институт, работающий во взаимодействии с литовскими органами государственной власти и правоохранительными структурами. Он подотчётен сейму и правительству Литовской Республики, состоит из департамента по изучению геноцида и резистенции, мемориального департамента (Музея жертв геноцида), отдела специальных исследований, при котором действует комиссия по правам участников сопротивления (резистентов) Литвы. При Центре учреждён Фонд поддержки жертв геноцида и резистенции и увековечения их памяти.

Департамент по изучению геноцида и резистенции во взаимодействии с департаментом государственной безопасности, генпрокуратурой, минюстом, МВД, минобороны Литвы и Институтом истории Литовской Республики собирает и обобщает материалы, касающиеся «преступлений оккупационных режимов», деятельности литовских националистических организаций антисоветского подполья, «лиц, пострадавших от оккупации» (ссыльные, депортированные, политзаключённые и т.д.), а также «участников вооружённого и гражданского сопротивления». Этому департаменту Центра предоставлено право поиска лиц, «виновных в осуществлении геноцида литовского народа», и инициирования предложений о возбуждении в отношении них уголовных дел. Кроме этого департамент занимается подготовкой «теоретического обоснования последствий немецкой и советской оккупаций» для экономики страны и участвует в разработке программ по исчислению соответствующего ущерба. К слову, в республике с 2000 года действует закон «О возмещении причинённого оккупацией СССР ущерба», который обосновывает претензии Литвы к России по факту «советской оккупации» и обязывает органы государственной власти на постоянной основе вести соответствующую деятельность.

Мемориальный департамент (Музей жертв геноцида) ведёт научно-исследовательскую и публицистическую деятельность, организует научные конференции с использованием музейных и архивных фондов, участвует в «увековечении памяти жертв сталинских репрессий», координирует деятельность по возведению соответствующих памятных объектов в Литве. Отдел специальных исследований собирает и систематизирует материалы по «оккупационной» тематике.

Комиссия по правам участников сопротивления (резистентов) Литвы участвует в разработке нормативно-правовых актов, касающихся правовой оценки последствий «оккупации», рассматривает ходатайства и присваивает статус «пострадавших от оккупации 1939—1990 гг.», «воинов-добровольцев» и «борцов за свободу»5. В их интересах в Литве были приняты законы: в 1997 году — «О правовом статусе лиц, пострадавших в результате оккупаций 1930—1990 гг.», «О признании правового статуса участников сопротивления оккупациям 1940—1990 гг. и приравнивании воинских званий и наград воинов-добровольцев» и «О государственной помощи участникам вооружённого сопротивления (резистенции)», в 1998 году — «О восстановлении прав лиц, репрессированных за сопротивление оккупационным режимам» и «Об оказываемой государством поддержке семьям погибших участников сопротивления оккупациям 1940—1990 гг.».

С 1997 года Центр выпускает журнал «Genocidas ir rezistencija» («Геноцид и сопротивление») и работает над многотомным изданием — указателем лиц, ставших жертвами «геноцида» — «Lietuvos gyventojų genocidas»6 («Геноцид жителей Литвы»). За последние несколько лет выпущен также ряд публикаций на литовском и английском языках.

Очевидно, что Центр является «рупором» праворадикальных и националистических сил Литвы, активно использующих «оккупационную» тематику в своих целях. При содействии таких литовских пропагандистских учреждений систематически выходят публикации, преследующие не столько научные, сколько политические цели. Во многих из них заметен пронацистский тон.

Страны Прибалтики представляют собой наиболее яркие примеры того, как в некоторых бывших советских республиках и соцстранах для придания легитимности своей нынешней системе власти и «полноценного возвращения в Европу» активно разыгрывают русофобскую карту, под видом «национально-освободительных движений» реабилитируют пособников германского фашизма.

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Официальный сайт Совета Безопасности РФ: http://www.scrf.gov.ru.

2 Наибольшие претензии к России предъявляли политики Украины — 10 трлн долларов. Претензии к нашей стране политиков других бывших республик СССР и соцстран в разное время составляли: в Литве — от 20 до 278 млрд долл., Киргизии — 100 млрд долл., Латвии — от 60 до 100 млрд долл., Молдавии — 28 млрд долл., Эстонии — от 4 до 17,5 млрд долл., Грузии и Польше — 5 млрд долл., Румынии — 2 млрд долл., Венгрии — 1 млрд долл. и т.д.

3 Кроме того, на Украине в 1997 г. создана правительственная комиссия по изучению деятельности ОУН-УПА, а также Центр исследований освободительного движения (г. Львов), в 2007 г. — Музей советской оккупации Украины.

4 Результатом деятельности комиссии стала «Белая книга о потерях, причинённых народу Эстонии оккупациями 1940—1991 гг.».

5 К примеру, по данным Центра, к началу 2007 г. статус «пострадавших в результате оккупаций 1939—1990 гг.», получили 78 497 человек, «воинов-добровольцев» — 11 688 человек, «борцов за свободу» — 4189 человек.

6 Lietuvos gyventojų genocidas. Vilnius, Vol. I. (1939—1941) (A-Ћ), 1999; Vol. II. (1944—1947) (A-J), 1998; Vol. II. (1944—1947) (K-S), 2002; Vol. II. (1944—1947) (Љ-Ћ), 2005.