В интересах фронтовой авиации

image_print

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

ВЕКШИН Александр Анатольевич — помощник начальника Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил (Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина) по работе с личным составом, полковник

(гп. Монино Московской обл. E-mail: aavekshin@mail.ru)

В ИНТЕРЕСАХ ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ

Выполнение задач по инженерно-аэродромному обеспечению боевых действий фронтовой авиации в операциях третьего периода Великой Отечественной войны

В современных условиях возрастает зависимость авиационных частей и соединений от подготовленных и оборудованных аэродромов с искусственными взлётно-посадочными полосами, способных принимать летательные аппараты всех родов авиации, наличия на них мест централизованной заправки самолётов и вертолётов топливом, укрытий для техники и личного состава. Обобщение и использование опыта Великой Отечественной войны по инженерно-аэродромному обеспечению боевых действий авиации способствует поиску путей его совершенствования на современном этапе строительства и боевого применения Военно-воздушных сил Российской Федерации.

В зависимости от времени, отводимого на подготовку фронтовой наступательной операции, времени года, характера ландшафта местности, объёма строительства, наличия сил и средств порядок выполнения основной задачи для инженерно-аэродромных батальонов, а именно — строительство новых и восстановление ранее действовавших аэродромов имел свои особенности.

Обычно принято считать, что подготовительный период исходной наступательной операции фронта берёт своё начало с момента получения директивы Ставки ВГК, что во время третьего периода Великой Отечественной войны составляло в пределах 20—30 суток. Однако такое понимание вопроса носит весьма условный, скорее формальный характер. Опыт всех выдающихся операций Великой Отечественной войны показывает, что всякая последующая операция зарождалась и в известной мере обеспечивалась уже в период завершения предыдущей. С точки зрения тыла этот вывод совершенно бесспорный1.

Поэтому исчислять время подготовительного этапа операции с момента получения задачи от командования воздушной армии, значит, несправедливо уравнять условия инженерно-аэродромного обеспечения в различных операциях. Поскольку время общей оперативной паузы интенсивно использовалось инженерно-аэродромными частями и подразделениями для изыскания и строительства аэродромов, ремонта и технического обслуживания техники, боевой подготовки и создания запасов материальных средств. Все эти мероприятия не могли не оказывать влияние на порядок выполнения своих задач инженерно-аэродромной службой в период подготовки к операции.

Так, например, в отчётах отдела аэродромного строительства (ОАС) 3-й воздушной армии (1-й Прибалтийский фронт) за два последних года войны отмечалось, что сроки подготовки к предстоявшей операции колебались от 6 месяцев в Витебско-Полоцкой до 10 дней в Мемельской наступательных операциях2. Поэтому в первом случае сроки подготовки позволяли выполнять задачу батальонами по строительству и изысканию аэродромов последовательно. Отдельные инженерно-аэродромные батальоны (оиаб) работали в полосе границ своих районов авиабазирования под руководством отделов аэродромного строительства. В такой ситуации была возможность тщательно проводить инженерно-аэродромную разведку местности и с большим запасом времени3 изыскивать участки, пригодные для строительства.

Изыскание аэродромов во время продолжительной оперативной паузы проводилось методом детального изучения (прочесывания) местности. Изыскательские партии, как правило, передвигались на машинах, а в ряде случаев — пешком. Для такого метода характерно привлечение большого количества изыскательских групп, которые без особого ущерба для производительности инженерно-аэродромных батальонов можно было комплектовать из их личного состава. Так, до начала Витебско-Полоцкой наступательной операции число изыскательских групп в 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта достигало 23—25.

Увеличенные временные рамки периода подготовки некоторых наступательных операций давали также возможность более тщательно подготовиться к изысканиям аэродромов на территории, занятой противником. В директиве начальника тыла ВВС Красной армии от 13 июля 1944 года «О строительстве аэродромов» отмечалось, что отделы аэродромного строительства 1, 3, 16-й воздушных армий (Белорусская операция) подготовились к изысканию аэродромов на территории противника заблаговременно на глубину 150—180 км западнее линии фронта. Районы предполагаемых аэродромов заранее разбивались на квадраты и шифровались. Все изыскательские группы работали под непосредственным руководством отделов аэродромного строительства районов авиационного базирования (за исключением групп, находившихся в тылу противника, которые поддерживали связь со штабами воздушных армий)4.

Строительство аэродромов при значительной оперативной паузе также имело ряд особенностей. Инженерно-аэродромные батальоны в этот период, как правило, строили аэродромы в полном составе на одном объекте5. Такой метод давал ряд положительных моментов: отпадала необходимость привлечения местного населения к строительству аэродромов; при такой организации работ батальон мог выделять без ущерба для себя большое количество специалистов на комплектование изыскательских партий; улучшались условия для восстановления техники, поскольку все подразделения батальона располагались вместе с ремонтно-восстановительным взводом; появлялась возможность более качественно проводить занятия по боевой подготовке с участием командования батальона и на практике внедрять передовой опыт; упрощались вопросы снабжения и управления инженерно-аэродромным батальоном; улучшалось качество производимых работ, так как они велись под руководством лучших специалистов части.

Если позволяло время, инженерно-аэродромные батальоны создавали значительный аэродромный фонд, который даже не всегда полностью использовался авиацией для базирования в исходном районе. Так, во время Шауляйско-Митавской операции 1-го Прибалтийского фронта из 48 построенных в подготовительный период аэродромов в 3-й воздушной армии в ходе операции были использованы только 116. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Антипенко Н. Вопросы тылового обеспечения Белорусской операции // Воен.-истор. журнал. 1964. № 6. С. 42.

2 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. ОАС 3 ВА. Оп. 7186. Д. 2. Л. 29.

3 Там же. Л. 91.

4 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. / Сборник боевых документов № 6. М.: Воениздат, 1960. С. 85—88.

5 ЦАМО РФ. Ф. ОАС 3 ВА. Оп. 7186. Д. 2. Л. 29.

6 Там же. Л. 22.