Создание и развитие Службы военных сообщений

image_print

Аннотация. В статье на основе архивных и других документов рассказывается о возникновении, становлении и развитии отечественной службы военных сообщений.

Summary. On the basis of archival and other documents, the article tells about the origin, formation and development of the domestic service of military communications.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

КИРИЧЕНКО Александр Викторович — директор Института международного транспортного менеджмента Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, заведующий кафедрой портов и грузовых терминалов, капитан 1 ранга запаса, доктор технических наук, профессор

(г. Санкт-Петербург. E-mail: KirichenkoAV@gumrf.ru);

МАРТЫНЕНКО Илья Владимирович — полковник запаса

(Москва. E-mail: martinenko.il@yandex.ru).

 

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ

 

Искусное использование путей сообщения в военных целях и достижение войсками высокой подвижности на всех этапах военной истории России являлось и является неотъемлемой составляющей военного искусства. Успешное ведение боевых действий невозможно без обустройства путей сообщения и совершенствования транспортных средств, от эффективности которых во многом зависят ход и исход сражений, а то и всей войны.

В этих целях с возрастанием масштабов и сложности задач транспортного обеспечения русской армии в октябре 1708 года по указанию великого реформатора Петра I была учреждена вагенмейстерская служба. Она подчинялась генерал-квартирмейстеру (начальнику штаба) армии и включала: генерал-вагенмейстера армии, его помощника вагенмейстера-лейтенанта, вагенмейстеров полков, армейский и полковые транспорты (обозы)1.

Вагенмейстерская служба явилась прообразом и положила начало развитию службы военных сообщений, которая в русской армии создавалась как единая военно-транспортная управленческая структура на существовавших в то время видах путей сообщения. Само понятие «военные сообщения» исходит из понятий «военные водяные сообщения» и «военные дороги». Они возникли в связи с расширением пространственных размахов театров военных действий и увеличением численности вооружённых сил, а следовательно, и с возросшим значением использования водных и сухопутных путей сообщения в военных целях, необходимостью их специальной подготовки и выполнения всё возрастающих объёмов перевозок войск и воинских грузов.

На судоходных водных путях специально назначались из числа морских офицеров смотрители водных участков и пристаней, приставы пристаней, команды «флотских служителей», продовольственные магазины (склады). На использовавшихся дорогах создавались этапные участки и станции (остановочные пункты) с помещениями для отдыха и обогрева отдельных команд, а также дорожные продовольственные магазины и склады с запасами фуража. Для «наблюдения» за их бесперебойной деятельностью, организации содержания и охраны дороги, движения и обеспечения колонн войск, команд и транспортов назначались станционные офицеры с караульными командами. Для руководства работой военных дорог и водных путей в соответствии с вновь принятым в январе 1812 года «Учреждением для управления большой действующей армией» в составе Главного штаба была введена должность директора военных сообщений2.

Тем самым утверждалась уже сложившаяся структура военных сообщений, соответствовавшая структуре транспорта того времени и включавшая в себя сухопутные и водные пути сообщения, а также учреждались Служба военных сообщений.

В 1846 году вместо «Учреждения для управления большой действующей армией» был введён новый «Устав для управления армиями в мирное и военное время», в соответствии с которым была введена должность инспектора военных сообщений.

Первые железные дороги общего пользования в Российской империи были построены и сданы в эксплуатацию: Санкт-Петербургско-Царскосельская в 1837 году, Варшавско-Венская в 1848 году, Санкт-Петербургско-Московская в 1851 году. А первые массовые перевозки войск по железным дорогам были организованы в 1848 году. Так, в августе из Санкт-Петербурга в Колпино было перевезено целое соединение (1-я гренадерская дивизия). Всего на этом участке в 1848 году были перевезены войска численностью до 8 тыс. человек, а в 1849 году уже до 15 тыс. человек3. В том же году были осуществлены крупные перевозки войск по Варшавско-Венской железной дороге (четыре пехотные дивизии и три артиллерийские бригады). Таким образом, выполнение перевозок в июне 1848 года положило начало использованию железных дорог в качестве военных сообщений вооружённых сил России.

Организация воинских перевозок по железной дороге осуществлялась под наблюдением специально назначавшихся в пункты погрузки войск офицеров Генерального штаба. Тем самым было положено начало зарождению органов военных сообщений на железнодорожном транспорте.

Организационно специальная Служба военных сообщений на железнодорожном транспорте в современной структуре была учреждена приказом военного министра № 183 от 6 июня 1868 года. При Главном штабе под председательством его начальника и в составе генералов и офицеров Генерального штаба, членов ведомства путей сообщения и уполномоченных агентов железных дорог и пароходных обществ образовывался Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою. Управляющим делами этого комитета назначался заведующий передвижениями войск по всем железным дорогам и водным путям империи. На железных дорогах и пароходных линиях вводились должности постоянных представителей военного ведомства — заведующих передвижением войск, а на крупных железнодорожных станциях, в портах и на пристанях — наблюдающих за прибытием и отправлением войск4.

К концу 1860-х годов вводятся должности заведующих передвижением войск на железнодорожных линиях и водных путях сообщения, а с 1912 года — комендантов железнодорожных участков.

На должности заведующих передвижением и наблюдающих за прибытием и отправлением войск назначались офицеры Генерального штаба. Для их подготовки в Академии Генерального штаба в 1868 году был учреждён специальный курс и составлен учебник по изучению военных сообщений и организации воинских перевозок5.

Таким образом, организационная структура Службы военных сообщений на железных дорогах России, включавшая в современном понятии центральный и линейные органы, была учреждена в июне 1868 года, т.е. накануне Франко-прусской войны. При образовании военных округов в них также создавались окружные, а в действующей армии — полевые управления военных сообщений. В их состав входили военно-дорожное, этапное и почтово-телеграфное отделения. Для подготовки и эксплуатации путей сообщения на ТВД формировались военно-дорожные команды, преобразованные в 1870 году в военные железнодорожные команды. С возрастанием задач по строительству и восстановлению железных дорог с 1876 года стали формироваться отдельные железнодорожные батальоны, а с 1886 года — железнодорожные бригады. Для централизованного руководства железнодорожными батальонами и бригадами в Управлении военных сообщений Генерального штаба в 1900 году было образовано специальное (седьмое) отделение по заведованию железнодорожными войсками.

В состав Службы военных сообщений к середине июня 1917 года наряду с её представительствами при органах управления видами транспорта общего пользования входили военно-продовольственные пункты на путях сообщений, дорожные, транспортные (обозные), этапные, почтово-телеграфные, железнодорожные, автомобильные, охраны путей сообщения войска, части и учреждения. Общая численность Службы военных сообщений к этому времени составляла около 330 тыс. человек.

После Октябрьской революции в связи с необходимостью ведения военных действий на фронтах Гражданской войны остро встал вопрос о системе управления воинскими перевозками. С расформированием бывшей Ставки Верховного Главнокомандования и образованием Высшего военного совета Республики 5 марта 1918 года ему было передано Управление военных сообщений, существовавшее при Ставке. Этот день считается днём образования органов военных сообщений Красной армии.

8 мая 1918 года приказом народного комиссара по военным делам № 339 был создан Всероссийский главный штаб, в составе которого также имелось Управление военных сообщений. Эти два высших органа руководства военными сообщениями Республики существовали параллельно до 2 сентября 1918 года, когда они были объединены при Высшем военном совете Республики в единое Центральное управление военных сообщений (ЦУПВОСО)6.

Приказом Высшего военного совета Республики № 49 от 7 октября 1918 года было установлено, что ЦУПВОСО является высшим органом военных сообщений Республики. В составе штабов фронтов, армий, военных округов были созданы управления военных сообщений, а на железных дорогах — линейные органы военных сообщений — управления начальников передвижения войск и военные комендатуры. Центральному управлению военных сообщений были в ту пору подчинены железнодорожные войска, автомобильные, этапно-транспортные и рабочие части, военные учреждения почтовой, телеграфной и телефонной связи.

Объём воинских перевозок по железным дорогам за годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции составил 33 454 оперативных поезда (40 401 эшелон) и 6679 снабженческих поездов, всего — 40 133 поезда, в которых были перевезены 24,5 млн человек и 2,5 млн лошадей. Удельный вес оперативных перевозок в общем объёме воинских перевозок составил 83,4 проц., среднее время нахождения воинских поездов в пути составляло 6 суток, а их среднесуточная скорость — 250—300 км7.

Одной из особенностей работы железнодорожного транспорта являлось составление планов формирования поездов и техническое планирование всей эксплуатационной работы сети, что способствовало улучшению работы узлов, станций, участков и целых направлений, а также ускорению продвижения вагонопотоков.

Органы железнодорожного транспорта и военных сообщений обеспечили Красной армии проведение широкого манёвра войсками. Достаточно сказать, что в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции между фронтами перевозилось до 70 проц. всех сил Красной армии, при этом некоторые дивизии перевозились до пяти раз.

В годы мирного строительства Служба военных сообщений получила дальнейшее развитие. В августе 1921 года на ЦУПВОСО Штаба РККА были возложены задачи по подготовке путей сообщения и военных дорог на территории Советского государства, а также по контролю движения войск и воинских грузов. В декабре 1921 года приказом Реввоенсовета Республики было объявлено Положение об управлении военных сообщений военного округа. Начальник военных сообщений РККА являлся членом Военного совета Республики.

Выполняя свой интернациональный долг, Советский Союз на протяжении длительного периода оказывал всестороннюю помощь китайскому народу. Так, в 1924 году, когда возникла опасность английской интервенции против революционного Гуанчжоуского правительства, Советское государство по просьбе Сунь Ятсена направило в Китай своих специалистов, различное вооружение, боеприпасы и оборудование. 8 октября 1924 года первый советский корабль «Воровский» доставил в Гуанчжоу эти грузы.

Осенью 1929 года совершались массовые железнодорожные перевозки нескольких общевойсковых соединений Красной армии, на которые была возложена задача по разгрому китайских милитаристов на советско-маньчжурской границе. Чтобы сократить сроки доставки материальных средств на Дальний Восток, улучшить контроль за их соблюдением и упростить охрану воинских грузов в пути следования, была применена маршрутизация перевозок, т.е. отправка основных видов материальных средств (боеприпасы, горючее и смазочные материалы, продовольствие и др.) полносоставными поездами со станций отправления на распорядительные станции фронтов. При этом все транспорты с внутренних железных дорог направлялись на две сортировочные станции — Свердловск и Челябинск. На этих станциях формировались прямые поезда на Дальний Восток. Перевод воинских транспортов с внутренних железных дорог на сортировочные станции осуществлялся по специально разработанным планам8. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 История службы военных сообщений и железнодорожных войск Советской армии: учебное пособие / Под ред. Г.Н. Караева. Ч. 1. Л.: ВТА им. Л.М. Кагановича, 1952. С. 13.

2 Там же. С. 28.

3 Караев Г.Н. Возникновение службы военных сообщений на железных дорогах России (1851—1878). М.: Воениздат, 1949. С. 27.

4 Там же. С. 67.

5 В интересах Вооружённых сил / Под ред. Ю.К. Воронцова. М.: Воениздат, 1989. С. 18.

6 Военные сообщения за 50 лет / Под ред. С.В. Хвощева, А.В. Добрякова. М.: Воениздат, 1967. С. 20.

7 Там же. С. 23.

8 Там же. С. 37.