Российская авиация на Кавказском фронте в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.)

image_print

S.V. AVERCHENKO, V.V. KUSHNARYOV — Russian aviation in the Caucasian Front during World War I (1914-1918)

Аннотация. В статье рассказывается о малоизвестных действиях российских авиационных отрядов в сложных горных и климатических условиях на Кавказском фронте в 1914—1918 годах.

Summary. The article tells about little-known Russian aviation units’ actions in difficult mountain and climatic conditions in the Caucasian Front in 1914-1918.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

 

АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович — заместитель главного редактора «Военно-исторического журнала», подполковник запаса, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: mil_hist_magazin@mail.ru)

КУШНЕРЁВ Валерий Владимирович — доцент кафедры навигации и боевого применения филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Краснодар), полковник запаса, заслуженный военный лётчик Российской Федерации

(г. Краснодар. E-mail: kvv830@mail.ru)

РОССИЙСКАЯ АВИАЦИЯ НА КАВКАЗСКОМ ФРОНТ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914—1918 гг.)

 

История применения отечественной авиации на Кавказском фронте в годы «Великой войны» является малоизвестной и недостаточно исследованной темой. Второстепенность Кавказского фронта, национальные особенности, географическое положение театра военных действий и слабая освещённость прессой наложили отпечаток скупости на информацию об организации авиации Кавказской армии и лётчиках, воевавших в тех тяжелейших условиях. Вместе с тем особенности действий авиации в горах и необходимость сохранения исторической памяти настоятельно требуют от нас изучения этого уникального опыта. В статье рассмотрены действия только сухопутной авиации Русской императорской армии на Кавказском фронте, за границами исследования оставлено применение авиации Черноморского флота на приморском участке фронта.

К началу Первой мировой войны Россия имела на Кавказе один авиаотряд. Сформированный в 1913 году Карсский крепостной авиационный отряд (АО) базировался в крепости Карс1. В штате отряда были четыре лётчика, включая командира. Командиром был назначен военный лётчик штабс-капитан Н.А. Бык, должности лётчиков заняли военные лётчики поручики Н.В. Кутовой и С.И. Охотников2 и пилот вольноопределяющийся рядовой В.Н. Петров3. В 1913 году в отряде стажировались три лётчика-наблюдателя: поручики М.С. Мачавариани, А.А. Русанов и П. Якобашвили4. На вооружении отряда были аэропланы «Ньюпор-4». Авиаторы занимались учебной подготовкой, освоением техники пилотирования, обслуживания аэропланов, пополнением личным составом и техникой.

17(30) октября5 1914 года германские крейсера «Гебен» и «Бреслау» под турецкими флагами бомбардировали черноморские города Севастополь, Феодосию и Новороссийск. Накануне в одесской гавани турецкие миноносцы потопили русскую канонерскую лодку «Донец»6. В ответ на это 20 октября (2 ноября) Россия объявила войну Турции7, возник Кавказский фронт мировой войны. Для руководства действиями авиации на Кавказе приказом Верховного главнокомандующего от 5 января 1915 года за № 4 была образована должность Заведующего организацией авиационного дела в Кавказской армии8. На эту должность был назначен военный воздухоплаватель подполковник князь Н.Г. Баратов. Для обслуживания авиации Кавказской армии — ремонта самолётов в полевых условиях, обеспечения отрядов горючим и смазочными материалами из 1-й авиационной роты (Петроград) была выделена и передислоцирована в Тифлис полурота9. Это подразделение получило официальное наименование — «Полурота 1-й авиационной роты, обслуживающая авиационные отряды Кавказской армии». Командовал ею штабс-капитан К. Василевский10.

В течение октября—декабря 1914 года Кавказская армия овладела сильной Кепри-кейской (совр. Кёпрюкёйской) позицией противника, а затем в ходе Сарыкамышской операции остановила наступление турецких войск на Карс, разгромила их и перешла в контрнаступление. Попытки применить авиацию с обеих сторон из-за тяжёлых географических и метеорологических условий оказались безуспешными.

Зимой 1914/15 года на Кавказ прибыл 5-й Сибирский корпусной авиационный отряд (КАО), расположившийся также в крепости Карс. Командовал им военный лётчик А.С. Тихоцкий. А Карсским авиаотрядом в начале 1915 года командовал штабс-капитан Н.В. Кутовой. С февраля 1915 года оба отряда приступили к боевым полётам с Карсского аэродрома. Турки впервые заметили русский самолёт 19 февраля, это случилось в расположении 2-й турецкой кавалерийской дивизии 11-го корпуса11.

Для действий на Приморском направлении в Михайловскую крепость (г. Батум) из 5-го Сибирского КАО было выделено отделение в составе двух самолётов. Его командиром назначили военного лётчика поручика Т.Я. Заболоцкого12. Тот отлично проявил себя при полётах в районе Батума, за что был награждён орденами Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и 3-й степени с мечами и бантом. Комендант Михайловской крепости даже ходатайствовал перед князем Баратовым, чтобы Заболоцкого непременно оставили служить при крепости, но как лётчика, отлично владевшего техникой пилотирования в горной местности, его вскоре вернули в отряд. Вместо него в Батум был назначен лётчик поручик П.Е. Афонский13. А поручик Заболоцкий был направлен в район озера Урмия, в расположение Азербайджанского отряда Кавказской армии. И там снова отличился. За ряд успешно проведённых с 11 мая по 10 июня разведывательных полётов в данном районе он был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. А 8 июня 1915 года Заболоцкий, как указано в представлении к награде, «произвёл воздушную разведку, осветив район Зерзана, Мергерева, Барандуса и южного Тергевера при самых тяжёлых местных условиях, не имея возможности подниматься над местностью более 200—300 метров, под действительным огнём противника, причинившим повреждения аппарату, доставил ценные сведения, легшие в основу перегруппировки войск Азербайджанского отряда». За эту разведку он был награждён Георгиевским оружием14.

Весной 1915 года авиаотряды пополнились лётным составом. В Карсский прибыли лётчики прапорщик Солочинский и ефрейтор А.С. Манучарянц15 и наблюдатели штабс-капитан Долинский, подпоручик Г.А. Садовников, прапорщики Дацкевич, Купатадзе и Заиончковский, а также Тимофеев и Н.Д. Вайварин (У двоих крайних звания на тот момент пока не уточнены. — Прим. авт.)16. В 5-й Сибирский прибыл военный лётчик прапорщик Б.И. Мейер17. Большое количество наблюдателей объясняется тем, что часто они лишь стажировались в авиаотрядах несколько месяцев, а затем убывали либо в свои части, либо в авиашколы для обучения полётам.

Карсский крепостной авиаотряд весной 1915 года также был разделён на два отделения. Передовое возглавил сам командир отряда, оно перелетело в с. Ольты. А оставшееся в Карсе отделение возглавил прапорщик Солочинский.

В середине июня 1915 года в кавказских авиаотрядах по разным причинам произошла смена командования. Командир 5-го Сибирского КАО поручик А.С. Тихоцкий, отлично показавший себя на Кавказе, но испытывавший проблемы со здоровьем при полётах в высокогорье, по личной просьбе был переведён на Западный фронт с назначением командиром 3-го КАО18. Командиром отряда был назначен военный лётчик штабс-капитан Н.Н. Курбатов, недавно прибывший из Новогеоргиевского крепостного авиаотряда и хорошо себя там зарекомендовавший19. А командир Карсского крепостного авиаотряда штабс-капитан Н.В. Кутовой 13 июня при взлёте с аэродрома у с. Ольты на самолёте «Моран-парасоль» столкнулся со скалой и погиб20. Похоронили его на Карсском воинском кладбище 17 июня21. В командование отрядом вступил военный лётчик поручик С.И. Охотников.

В первых числах июля за три успешных полёта на «Моран-парасоле» на разведку расположения турецких войск в районе Сарыкамыша лётчик Карсского отряда унтер-офицер Апкар Манучарянц был награждён Георгиевским крестом 4-й степени22. В августе лётчики отряда вели разведку и сбросили 35 бомб в районах Сарыкамыша и Кара-Килиса23. А уже вернувшийся в Карс поручик Заболоцкий из 5-го Сибирского авиаотряда выполнил ряд успешных разведок в июле—августе 1915 года в Пассинской долине.

В конце июля — начале августа 1915 года, в ходе Алашкертской операции отличился новый командир 5-го Сибирского КАО штабс-капитан Н.Н. Курбатов. В ходе двух разведывательных полётов он сумел доставить командованию важные сведения, которые позволили принять своевременное оперативное решение, приведшее к успеху наземной операции. За эти полёты он был награждён Георгиевским оружием. Вот как это отражено в наградных документах: «За то, что, исправляя должность начальника 5-го Сибирского авиационного отряда, воздушной разведкой, произведённой 23-го июля и 2-го августа 1915 года, он установил передвижение частей турок из Пассинской долины в долину Евфрата, что дало основания командиру 1-го корпуса принять решение — перейти частями корпуса в наступление на фронте, дабы не дать туркам всеми силами навалиться на четвёртый наш корпус. Турки действительно вынуждены были оставить в Пассинской долине не менее 24 таборов при 36—40 орудиях, чем облегчалась задача наших войск в долине Евфрата. Во время воздушной разведки поднимаясь, ввиду большой абсолютной высоты местности, лишь на высоту не более 1000—1500 футов, штабс-капитан Курбатов подвергался сильному обстрелу пехоты и артиллерии турок, причём крылья аппарата были прострелены; тем не менее лётчик успел сделать, как выше сказано, весьма ценные наблюдения и фотографические снимки»24.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Русская авиация накануне Первой мировой войны // Вестник воздушного флота. 1952. № 4. С. 71.

2 Памятная книжка и адрес-календарь Карсской области на 1914 год. Карс, Издание Карсского статистического комитета, 1914. С. 123.

3 По материалам С.В. Аверченко (Москва).

4 Мачавариани М. Глаза на Юг. Тбилиси: «Мерани», 1969. С. 5, 6.

5 Здесь и далее все даты приведены по старому (юлианскому) стилю летоисчисления, применявшемуся во время Первой мировой войны в Российской империи (по 31 января 1918 г. включительно) и Турции. При необходимости в тексте в скобках приведены даты и по новому (григорианскому) стилю, использовавшемуся в то время в европейских странах. После 14 февраля 1918 г. даты приводятся по новому стилю.

6 Мировые войны ХХ века: В 4 кн. / Ин-т всеобщей истории. Кн. 1: Первая мировая война: Ист. очерк / Отв. редактор Г.Д. Шкундин. М.: Наука, 2002. С. 154, 155.

7 Первая мировая война // Военная энциклопедия: В 8 т. (ВЭ). Т. 6. М.: Воениздат, 2002. С. 313.

8 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2003. Оп. 1. Д. 1224. Л. 215 об.

9 Елисеев С.П. Организационное строительство военной авиации России (1910—1917 гг.). М.: ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского, 2008. С. 69.

10 РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 162. Л. 10, 11.

11 Четинэрлер Э. Турецкая авиация на Кавказском фронте / Пер. с тур. С. Николаева. Интернет-ресурс «Ретроплан»: http://www.retroplan.ru. Оригинал на турецком языке см.: интернет-ресурс http://www.tayyareci.com.

12 Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914—1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 111.

13 РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 162. Л. 10, 11.

14 Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия… С. 112.

15 В архивных документах и изданной литературе встречается различное написание фамилии этого лётчика: Манучарянц, Маначурянц, Манучарьянц, Маначурианц. Авторы решили, что правильное написание — Манучарянц, которое используется и в архивных документах, и в известном исследовании об авиаторах-армянах Х.С. Петросянца. См.: РГВИА. Ф. 6110. Оп. 1. Д. 1. Л. 6, 11, 18; Петросянц Х.С. В рядах советских авиаторов. Ереван: «Айастан», 1969. С. 103—107.

16 РГВИА. Ф. 6110. Оп. 1. Д. 1. Л. 8, 13, 20, 42, 74.

17 Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия… С. 190.

18 РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 2088. Л. 11.

19 Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия… С. 161.

20 По материалам С.В. Аверченко (Москва) и А. Блума (США). Дату смерти Кутового американский исследователь А. Блум опубликовал в своём капитальном труде по истории российской авиации в годы Первой мировой войны, но там она указана дважды: 13 апреля и 13 июня 1915 г. Учитывая известную и подтверждённую архивными материалами дату похорон Кутового (17 июня), более вероятной является вторая дата. См.: August G. Blume. The Russian military air fleet in World War I. Volume 2: Victories, Losses, St. George Awards, Romanian and French Awards. PA. Atglen, Schiffer Military History. 2010. P. 173, 177.

21 РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 162. Л. 10, 11.

22 Там же. Ф. 6110. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

23 Там же. Л. 11.

24 Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия… С. 161, 162.