Развитие военно-уголовного законодательства в поздний советский период (1960—1991 гг.)

image_print

Аннотация. В статье на основе анализа советского военно-уголовного законодательства и практики применения представлены основные тенденции и закономерности его развития на заключительном этапе существования Советского государства. Отмечается, что в рассматриваемый период военно-уголовное законодательство отличалось достаточной стабильностью, а преступность военнослужащих к концу 1991 года несколько сократилась. Это свидетельствует о достаточной эффективности советского военно-уголовного законодательства. Самыми распространёнными воинскими преступлениями были уклонение от военной службы и нарушение порядка подчинённости. Основными тенденциями развития военно-уголовного законодательства являлись ужесточение уголовной ответственности и введение новых составов преступлений, обусловленных научно-техническим прогрессом и возникновением новых вызовов и угроз военной безопасности СССР.

Ключевые слова: СССР; Вооружённые силы; уголовное право; военно-уголовное законодательство; военное право; военно-уголовное право; уголовная ответственность; военнослужащий; преступления против военной службы; уклонение от военной службы.

Summary. The paper presents the main tendencies and regularities of its development at the final stage of the existence of the Soviet state on the basis of the analysis of the Soviet military-criminal legislation and practice of its application. It notes that during the period under review the military-criminal legislation was characterized by sufficient stability, and the criminality of servicemen slightly decreased by the end of 1991. This indicates that the Soviet military-criminal legislation was quite effective. The most common military crimes were evasion from military service and violation of subordination. The main trends in the development of military-criminal legislation were the tightening of criminal liability and the introduction of new types of crimes, conditioned by scientific and technological progress and the emergence of new challenges and threats to the military security of the USSR.

Keywords: USSR; Armed Forces; criminal law; penal military code; martial law; military-criminal law; criminal liability; serviceman; crimes against military service; evasion from military service.

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

ЕРМОЛОВИЧ Ярослав Николаевич — профессор кафедры уголовного права и криминологии Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции, доктор юридических наук, доцент

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПОЗДНИЙ СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1960—1991 гг.)

Позднесоветский период развития военно-уголовного законодательства характеризовался его дальнейшей эволюцией, обусловленной научно-техническим прогрессом, развитием советского уголовного законодательства и всей советской правовой системы в целом.

Первые серьёзные изменения в военно-уголовном законодательстве после принятия Закона СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» от 25 декабря 1958 года и УК РСФСР 1960 года произошли в 1965 году1. Состав самовольной отлучки (п. «г» ст. 245 УК РСФСР) был дополнен привилегированной разновидностью, предусматривавшей ответственность за это преступление при смягчающих обстоятельствах, что влекло за собой не уголовное наказание, а дисциплинарное взыскание в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооружённых сил СССР. Замена уголовных наказаний дисциплинарной или административной ответственностью является ещё одной особенностью советского уголовного законодательства, существенно отличающей его от современного российского. В настоящее время такой институт в уголовном праве России отсутствует, однако привлечение к административной или дисциплинарной ответственности является препятствием для рассмотрения уголовного дела в суде, если лицо привлекается к уголовной ответственности за то же деяние. Такое дело подлежит возвращению прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. Из ст. 255 УК РСФСР было исключено нарушение уставных правил конвойной службы, а по сути — декриминализировано. Уголовная ответственность осталась только за нарушение уставных правил конвойной службы, сопровождавшееся наступлением вредных последствий, для предупреждения которых установлен данный конвой (п. «д» ст. 255 УК РСФСР).

В целом нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы и изданных в развитие этих правил приказов и распоряжений (п. «а» ст. 255 УК РСФСР) было декриминализировано. Новый состав преступления предусматривал ответственность за это деяние только при наступлении вредных последствий или в определённых караулах и вахтах.

Наказание за нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы было увеличено с шести месяцев до трёх лет лишения свободы. Также было уточнено, что положения п. «а» ст. 255 УК РСФСР распространялись только на деяния, совершённые в караулах и на постах по охране складов с боеприпасами, вооружением, боевой техникой или иных объектах, имевших важное значение.

Был введён новый состав преступления: «нарушение уставных правил сторожевой или патрульной службы, повлекшее вредные последствия, для предупреждения которых назначен сторожевой караул (пост) или патруль» (п. «г» ст. 255 УК РСФСР). Это преступление наказывалось лишением свободы на срок от одного года до пяти лет или направлением в дисциплинарный батальон.

Нарушение правил несения службы на радиотехнических постах и в дежурных подразделениях (п. «а» ст. 257 УК РСФСР) было заменено на нарушение правил несения боевого дежурства по охране неприкосновенности сухопутного, морского или воздушного пространства СССР либо по предотвращению внезапного нападения на СССР, совершённое лицом, входившим в состав дежурной смены боевого расчёта, экипажа, поста или иного дежурного подразделения, а по сути был введён новый состав преступления, тогда как квалифицированные разновидности этого преступления не изменились (п. «б», «в» и «г» ст. 257 УК РСФСР).

В 1972 году в уголовное законодательство СССР2, а затем и уголовное законодательство РСФСР3 было введено понятие тяжкого преступления, которое определялось как умышленное деяние, представлявшее повышенную общественную опасность. Перечень таких преступлений был изложен в ст. 7.1 УК РСФСР путём прямого перечисления. Дело в том, что в советском уголовном законодательстве не существовало системы категоризации преступлений, как это имеет место в современном российском уголовном законодательстве, т.е. они не делились на тяжкие, особо тяжкие преступления, а также преступления небольшой и средней тяжести. Сначала существовала научная классификация преступлений по советскому уголовному законодательству, причём в зависимости от мнения конкретного учёного выделялись разные системы классификации преступлений. Затем эти результаты научных исследований были частично реализованы в уголовном законодательстве, а в полной мере категоризация преступлений была введена только в Уголовном кодексе РФ 1996 года. К числу тяжких преступлений были отнесены и семь составов воинских преступлений: неповиновение при отягчающих обстоятельствах (п. «б» и «в» ст. 238 УК РСФСР 1960 г.); сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (ст. 240); насильственные действия в отношении начальника (ст. 242); нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости при отягчающих обстоятельствах (п. «б» и «в» ст. 244) — с 1984 года; дезертирство (ст. 247); умышленное уничтожение или повреждение военного имущества при отягчающих обстоятельствах (п. «б» и «в» ст. 251); нарушение правил несения боевого дежурства при отягчающих обстоятельствах (п. «в» и «г» ст. 257). Признание преступления тяжким влекло за собой определённые правовые последствия, например, больший срок судимости, невозможность применения институтов отсрочки приговора, условного осуждения, условно-досрочного освобождения и т.п.

В 1974 году ст. 237, 246 и 247 УК РСФСР были дополнены указанием на новый состав военнослужащих — прапорщики и мичманы4. Дело в том, что в 1971 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О прапорщиках и мичманах Вооружённых Сил СССР» от 18 ноября 1971 года № 2317-VIII, согласно которому в Вооружённых силах СССР вводился институт прапорщиков и мичманов взамен института военнослужащих сверхсрочной службы5. Через 9 лет, в 1980 году указанный состав военнослужащих был дополнен званиями «старший прапорщик» и «старший мичман», при этом отдельно была возвращена категория военнослужащих сверхсрочной службы6. Изменения в военном законодательстве потребовали адекватных изменений и в уголовном законодательстве. В части второй ст. 237 УК РСФСР, где давалось определение воинского преступления, было установлено, что по гл. 12 УК РСФСР (воинские преступления) несут ответственность в том числе прапорщики и мичманы органов государственной безопасности. В части уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы и дезертирство (п. «в» ст. 246 и п. «в» ст. 247 УК РСФСР) прапорщики и мичманы приравнивались к офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы.

В 1977 году были введены два новых института — сначала в уголовное законодательство СССР7, затем в уголовное законодательство РСФСР8: условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду. При этом оба этих института не применялись к совершившим преступления военнослужащим срочной службы (ст. 24.2, 53.2 УК РСФСР).

В 1984 году произошли наиболее масштабные изменения в военно-уголовном законодательстве СССР9. В гл. 12 УК РСФСР были введены 3 новых состава преступления: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости (ст. 244 УК РСФСР); нарушение правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 251.1 УК РСФСР); нарушение уставных правил патрулирования (п. «г» ст. 255 УК РСФСР). Ещё 4 состава преступления были подвергнуты существенной редакции (ст. 243, 246, 255, 260 УК РСФСР).

К военнослужащим в смысле уголовной ответственности приравняли лиц (военнообязанных), проходивших не только учебные, но и проверочные сборы. В 1980 году в соответствии с Указом Президиума ВС СССР «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР “О всеобщей воинской обязанности”» от 17 декабря 1980 года № 3535-X10 ст. 55 этого закона была изложена в новой редакции, согласно которой военнообязанные могли быть призваны, кроме учебных сборов, и на проверочные сборы на срок до 10 дней. В этой части уголовное законодательство отражало изменения в военном законодательстве.

В первоначальной редакции УК РСФСР 1960 года было предусмотрены 2 схожих состава преступления: оскорбление подчинённым начальника и начальником подчинённого (ст. 243) и оскорбление насильственным действием одним военнослужащим другого при отсутствии между ними отношений подчинённости или старшинства (ст. 244). Оскорбление на словах или ненасильственным действием подчинённым начальника или младшим старшего, а равно начальником подчинённого или старшим младшего при исполнении хотя бы одним из них обязанностей по военной службе в 1984 году было декриминализировано, вместо этого в ст. 243 оставили только п. «в» старой редакции — оскорбление насильственным действием подчинённым начальника, а равно начальником подчинённого.

В ст. 244 был включён абсолютно новый состав преступления, ранее не известный советскому и российскому дореволюционному военно-уголовному законодательству — нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости, выразившееся в нанесении побоев или ином насилии, и два квалифицированных состава: то же деяние, совершённое в отношении нескольких лиц либо повлекшее причинение потерпевшему менее тяжкого или лёгкого телесного повреждения; те же деяния, совершённые группой лиц или с применением оружия, а равно повлекшие тяжкие последствия.

В связи с этими изменениями необходимо отметить, что к началу 80-х годов XX века особо острую проблему в Вооружённых силах и в стране в целом приобрели нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, или так называемая дедовщина. До 1983 года это преступление квалифицировалось как хулиганство (ст. 206 УК РСФСР), ещё называемое в литературе того периода «казарменное хулиганство». Особая общественная опасность этого деяния, его распространённость, а также наблюдавшийся рост количества подобных деяний потребовали его криминализации и институционализации в качестве отдельного состава преступления11. В 1983 году осуждённые за хулиганство военнослужащие составляли 7,7 проц. всех осуждённых военнослужащих, в 1984 году осуждённые за нарушения уставных правил взаимоотношений составляли 7,7 проц. от общего числа осуждённых военнослужащих, тогда как за хулиганство были осуждены 2,1 проц., а в 1985 году соответственно 18,3 проц. и 0,08 проц. В 1985 году удельный вес осуждённых за вновь введённое преступление составил 71 проц. от числа всех осуждённых за преступления против порядка подчинённости и воинских взаимоотношений (ст. 240—244 УК РСФСР)12.

Состав самовольного оставления части был дифференцирован по срокам и категориям военнослужащих. Так, для военнослужащих срочной службы преступным стало самовольное отсутствие на службе на срок от трёх суток до одного месяца вместо ранее установленного неопределённого срока от трёх суток. Для лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы — свыше десяти суток, но не более месяца, либо от трёх до десяти суток, совершённое повторно в течение года, вместо ранее установленного срока незаконного отсутствия на службе свыше десяти суток. Для всех категорий военнослужащих был введён отдельный квалифицированный состав преступления, когда самовольное отсутствие продолжалось свыше месяца (п. «в» ст. 246 УК РСФСР). Также отдельно был выделен для всех категорий военнослужащих состав самовольного оставления части или места службы, совершённого в военное время, если самовольное отсутствие продолжалось свыше одних суток, вместо ранее установленного просто самовольного оставления части в военное время13.

Абсолютно новый состав преступления, изложенный в ст. 251.1 УК РСФСР, заключался в нарушении правил обращения с оружием, а также боеприпасами, взрывчатыми, радиоактивными и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшем причинение потерпевшему телесных повреждений (основной состав), причинение телесных повреждений нескольким лицам или смерть потерпевшего (квалифицированный состав), повлекшее гибель нескольких лиц либо другие тяжкие последствия (особо квалифицированный состав). Введение такого состава преступления было детерминировано научно-техническим прогрессом, введением новых специальных правил обращения с веществами или предметами, представляющими повышенную опасность, которые регулировались, как правило, подзаконными актами и не имели адекватной уголовно-правовой охраны.

Состав нарушения уставных правил караульной службы снова подвергся редакции. Из п. «а» ст. 255 УК РСФСР было исключено указание на совершение преступления в караулах и на постах по охране складов с боеприпасами, вооружением, боевой техникой или иных объектов, имеющих важное значение. Теперь уголовная ответственность устанавливалась просто за нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы и изданных в развитие этих правил приказов и распоряжений, т.е. произошла частичная криминализация деяния путём распространения действия уголовно-правовой нормы на все караулы и вахты.

Категории сторожевой, патрульной службы, сторожевой караул (пост) были исключены из п. «в» ст. 255 УК РСФСР. Вместо них в этой части статьи был изложен квалифицированный состав нарушения уставных правил караульной службы, повлекшего вредные последствия, для предупреждения которых назначен данный караул (вахта). Существенно было ужесточено наказание за это преступление: верхний предел наказания был увеличен с пяти до десяти лет лишения свободы.

В п. «г» ст. 255 УК РСФСР был изложен новый состав преступления — нарушение уставных правил патрулирования, повлекшее вредные последствия, для предупреждения которых назначен данный патруль, что наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет.

Кроме того, была дифференцирована уголовная ответственность за эти преступления в военное время или в боевой обстановке (п. «д» и «е» ст. 255 УК РСФСР). Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы, повлекшее вредные последствия, для предупреждения которых назначен данный караул (вахта), совершённое в военное время или в боевой обстановке, стало наказываться в том числе и смертной казнью. Хотя этот состав преступления отсутствовал в списке тяжких преступлений (ст. 7.1 УК РСФСР).

П. «а» ст. 257 УК РСФСР был изложен в соответствии с актуальным военным законодательством как нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Советский Союз либо по защите и обеспечению безопасности СССР.

Состав злоупотребления властью, превышения власти и халатного отношения к службе (ст. 260 УК РСФСР) был разделён на два состава преступления: злоупотребление властью, превышение или бездействие власти (собственно ст. 260) и халатное отношение к службе (ст. 260.1). Был введён новый признак «бездействие власти», т.е. умышленное неисполнение должностных обязанностей, совершаемое систематически либо из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, а равно если в результате такого бездействия был причинён существенный вред. В современном российском уголовном законодательстве такое преступление отсутствует. Однако путём бездействия при сходных квалифицирующих признаках может совершаться злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Кроме превышения власти, был введён новый признак превышения служебных полномочий. В статьях УК РСФСР о должностных преступлениях использовалась несколько иная терминология. Так, в ст. 170 говорилось о злоупотреблении властью или служебным положением, а в ст. 171 — о превышении власти или служебных полномочий. Тогда как в статье о воинских должностных преступлениях шла речь только о превышении власти (злоупотребление — совершение действий, входящих в круг должностных полномочий, но не вызывавшихся служебной необходимостью, а превышение — совершение действий, явно выходящих за пределы должностных полномочий). Превышение власти подразумевало использование для совершения преступления авторитета занимаемой должности, а не конкретных служебных полномочий. Таким образом, внесённые изменения привели в соответствие терминологию из разных статей УК РСФСР.

Привилегированный состав злоупотребления властью, превышения или бездействия власти, совершённого при смягчающих обстоятельствах, наказываемый в дисциплинарном порядке, был исключён. Вместо него был введён квалифицированный состав с признаком наступления тяжких последствий. Существенно были увеличены санкции: в основном составе — до пяти лет лишения свободы, в квалифицированном — от трёх до десяти лет, а за совершение этого преступления в военное время или в боевой обстановке — от пяти до пятнадцати лет лишения свободы вместо лишения свободы на срок от трёх до десяти лет при сохранении смертной казни за совершение этого преступления в военное время или в боевой обстановке.

Выделенное в отдельный состав халатное отношение к службе, наоборот, наказывалось более мягко: халатное отношение начальника или должностного лица к службе, причинившее существенный вред, — лишением свободы на срок до трёх лет, а при смягчающих обстоятельствах — в дисциплинарном порядке. Халатное отношение к службе, повлекшее тяжкие последствия, наказывалось лишением свободы на срок до семи лет, а совершённое в военное время или в боевой обстановке — лишением свободы на срок от трёх до десяти лет. Такая дифференциация уголовной ответственности за воинские должностные преступления являлась оправданной, поскольку умышленные преступления не могут наказываться наравне с неосторожными или наоборот, а включение умышленного и неосторожного преступлений в одну статью порождало неопределённость в толковании этой нормы и ненужные толки в научном сообществе.

В 1985 году было введено положение о том, что направление в дисциплинарный батальон вместо лишения свободы не может применяться к лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы (ст. 34 УК РСФСР14). Цель этих изменений заключалась в том, чтобы исключить пребывание в дисциплинарном батальоне таких лиц, для того чтобы в военно-пенитенциарных учреждениях не распространялась уголовная субкультура и не проникала в Вооружённые силы СССР. Кроме того, этим же нормативным актом был увеличен срок содержания в дисциплинарном батальоне в порядке замены лишения свободы на срок с двух до трёх лет.

Следует отметить, что советское уголовное законодательство не содержало отдельных разделов или глав о назначении и исполнении уголовных наказаний военнослужащим в отличие от русского дореволюционного военно-уголовного законодательства. Особенности применения к военнослужащим уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера были интегрированы в общие нормы о наказаниях. В частности, к ним относились:

1) направление военнослужащих, совершивших преступления, в дисциплинарный батальон на срок от трёх месяцев до двух лет (ст. 34 УК РСФСР);

2) лишение воинского звания, которое могло применяться только в качестве дополнительного наказания (ст. 21, 22, 36 УК РСФСР);

3) замена исправительных работ без лишения свободы содержанием на гауптвахте на срок до двух месяцев (ст. 34 УК РСФСР);

4) замена лишения свободы направлением в дисциплинарный батальон (ст. 34 УК РСФСР);

5) исчисление сроков наказания при их сложении (одному дню лишения свободы соответствовал один день содержания в дисциплинарном батальоне) (ст. 41 УК РСФСР);

6) исчисление сроков наказания (сроки содержания в дисциплинарном батальоне исчислялись месяцами и годами, сроки содержания на гауптвахте — сутками и месяцами) (ст. 42 УК РСФСР);

7) отсрочка исполнения приговора военнослужащему или военнообязанному в военное время (ст. 46 УК РСФСР);

8) зачёт предварительного заключения (предварительное заключение засчитывалось судом в срок наказания при осуждении к направлению в дисциплинарный батальон день за день) (ст. 47 УК РСФСР);

9) условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким (к лицам, осуждённым к направлению в дисциплинарный батальон, могли быть применены условно-досрочное освобождение от наказания или замена неотбытой части наказания более мягким наказанием по представлению командования дисциплинарного батальона) (ст. 53 УК РСФСР);

10) не имевшими судимости признавались лица, отбывшие наказание в дисциплинарном батальоне или досрочно освобождённые из него, а также военнослужащие, отбывшие наказание в виде содержания на гауптвахте взамен исправительных работ (ст. 57 УК РСФСР).

Отбывание наказания в дисциплинарном батальоне регламентировалось не исправительно-трудовым законодательством15, а Положением о дисциплинарном батальоне в Вооружённых силах СССР, которое принималось в 1966 году16 и 1983 году17. Отбывание уголовных наказаний на гауптвахте регламентировалось общевоинскими уставами Вооружённых сил СССР. Следует иметь в виду, что направление в дисциплинарный батальон было предусмотрено только в санкциях двух статей: самовольная отлучка (ст. 245 УК РСФСР) и промотание или утрата военного имущества (ст. 250 УК РСФСР), а с 1965 по 1984 год — и нарушение уставных правил сторожевой или патрульной службы (п. «в» ст. 255 УК РСФСР). Во всех остальных случаях это наказание назначалось в порядке замены лишения свободы.

Интересно, что Закон 1958 года и соответствовавшая ему глава 12 УК РСФСР за 33 года подвергались существенной редакции всего один раз в 1983—1984 гг. и два раза вносились изменения — в 1965 и 1973—1974 гг. В период с 1991 по 1997 год до введения в действие современного Уголовного кодекса РФ 1996 года в гл. 12 УК РСФСР не было внесено ни одного изменения.

Говоря о преступности военнослужащих в рассматриваемый период, следует отметить, что наиболее распространёнными из воинских преступлений являлись уклонения от военной службы. В 1969 году они составляли более половины воинских преступлений и 28 проц. всех преступлений, совершавшихся военнослужащими. На втором месте были преступления против порядка подчинённости и воинской чести. В 1960-е годы они составляли 18—22 проц. всех воинских преступлений. Нарушения правил эксплуатации и вождения машин в 1960-е годы составляли 10—16,5 проц. Из общеуголовных преступлений наибольшее распространение имели хищения, они составляли порядка 10—13 проц. Нарушения уставных правил караульной службы составляли 4 проц., нарушения правил несения боевого дежурства — 1 проц. В 1969 году 2,95 проц. преступлений были совершены офицерами, 2,01 проц. — сержантами и старшинами сверхсрочной службы, 7,92 проц. — сержантами и старшинами срочной службы, 49,63 проц. — солдатами и матросами, 37,45 проц. — военными строителями18. Подобная статистика сохранялась вплоть до 1991 года.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что в рассматриваемый период военно-уголовное законодательство отличалось достаточной стабильностью, а преступность военнослужащих несколько сократилась, что свидетельствует о достаточной эффективности советского военно-уголовного законодательства. Основными тенденциями его развития являлись ужесточение уголовной ответственности за воинские должностные преступления, нарушения правил несения караульной службы и боевого дежурства, а также введение новых составов преступлений, обусловленных научно-техническим прогрессом и возникновением новых криминальных вызовов и угроз военной безопасности СССР.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О внесении изменений и дополнений в ст. 9, 19 и 21 Закона об уголовной ответственности за воинские преступления: Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1965 г. № 3228-VI // Ведомости ВС СССР. 1965. № 5. Ст. 58; О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июля 1965 г. // Там же. 1965. № 27. Ст. 670.

2 О внесении дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик: Указ Президиума ВС СССР от 18 мая 1972 г. № 2895-VIII // Ведомости ВС СССР. 1972. № 22. Ст. 176.

3 О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 23 июня 1972 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1972. № 26. Ст. 662.

4 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР: Указ Президиума ВС СССР от 26 ноября 1973 г. № 5081-VIII // Ведомости ВС СССР. 1973. № 48. Ст. 679; О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 11 июля 1974 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1974. № 29. Ст. 781.

5 Ведомости ВС СССР. 1971. № 47. Ст. 453.

6 О внесении некоторых изменений и дополнений в законодательные акты СССР о прапорщиках и мичманах Вооружённых Сил СССР: Указ Президиума ВС СССР от 24 декабря 1980 г. № 3606-X // Там же. 1980. № 52. Ст. 1133.

7 О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР: Указ Президиума ВС СССР от 8 февраля 1977 г. № 5199-IX // Там же. 1977. № 7. Ст. 116.

8 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 11 марта 1977 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1977. № 12. Ст. 255.

9 О внесении изменений и дополнений в некоторые акты уголовного законодательства СССР: Указ Президиума ВС СССР от 15 декабря 1983 г. № 10444-X // Ведомости ВС СССР. 1983. № 51. Ст. 784; О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 30 января 1984 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 5. Ст. 168.

10 Ведомости ВС СССР. 1980. № 52. Ст. 1121.

11 Такая мера получила неоднозначную оценку в научной литературе. См., напр.: Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 750, 751.

12 См.: Смердов А.А. Борьба с преступлениями против установленного порядка взаимоотношений между военнослужащими. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1987. С. 75, 173.

13 Харитонов С.С. Проблемные вопросы квалификации уклонений от исполнения обязанностей военной службы путём симуляции болезни или иными способами // Право в Вооружённых Силах. 2018. № 11. С. 76—85.

14 О внесении изменений в ст. 29 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик: Указ Президиума ВС СССР от 5 октября 1985 г. № 3354-XI // Ведомости ВС СССР. 1985. № 41. Ст. 780; О внесении изменений в ст. 34 Уголовного кодекса РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 18 октября 1985 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1985. № 43. Ст. 1500.

15 См., напр.: Исправительно-трудовой кодекс РСФСР: утв. ВС РСФСР 18 декабря 1970 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220; Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР: постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 1 августа 1933 г. // СУ РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.

16 Об утверждении Положения о дисциплинарном батальоне в Вооружённых силах СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. (Протокол заседания Президиума Верховного Совета СССР. 1966. № 56. П. 9). Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

17 Об утверждении Положения о дисциплинарном батальоне в Вооружённых силах СССР: Указ Президиума ВС СССР от 21 апреля 1983 г. № 9172-X. Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант плюс».

18 Маслов В.П. Проблемы борьбы с воинскими преступлениями в Вооружённых силах СССР (криминологическое исследование): дис. … докт. юрид. наук. М., 1972. С. 146—150.