Неаполитанский десант капитан-командора А.С. Грейга (1805—1806 гг.)

image_print

Аннотация. Статья раскрывает планы 3-й антифранцузской коалиции, их реализацию в Средиземноморском регионе. Целями исследования являются оценка роли морского десанта союзников в Неаполитанском королевстве в ходе кампании 1805 года, выявление степени взаимодействия российской армии и флота в рамках десантной операции. На основе изучения архивных документов в статье приводятся сведения о силах и средствах десанта, этапах действий союзников и сроках их реализации. Автор оценил факторы, повлиявшие на результат действий союзников. Сделан главный вывод: в ходе высадки неаполитанского десанта 1805 года армейские полки и корабли флота приобрели опыт, который они реализовали впоследствии под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина в 1806—1807 гг. в Далмации.

Ключевые слова: 3-я антифранцузская коалиция; Средиземное море; Неаполитанское королевство; Военно-морской флот России; морской десант; А.С. Грейг; Д.Н. Сенявин.

Summary. The paper reveals the plans of the 3rd anti-French coalition and their implementation in the Mediterranean region. The objectives of the study are to evaluate the role of the Allied maritime landing in the Kingdom of Naples during the campaign of 1805, to identify the degree of interaction between the Russian army and navy within the framework of the sea landing operation. On the basis of the study of archival documents, the paper provides information about the sea landing operation assets, the stages of Allied action and the timing of their implementation. The author assess the factors that influenced the outcome of the Allied action. The main conclusion: during the sea landing in 1805 in the Kingdom of Naples, the army regiments and navy ships gained experience, which they later implemented under the command of Vice-Admiral D.N. Senyavin in 1806—1807 in Dalmatia.

Keywords: 3rd anti-French coalition; Mediterranean Sea; Kingdom of Naples; Russian Navy; sea landing; A.S. Greig; D.N. Senyavin.

История войн

РУКАВИШНИКОВ Евгений Николаевич — профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах) филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 1 ранга запаса, доктор военных наук, профессор

ОПЫТ, ОБРЕТЁННЫЙ ЦЕНОЙ НЕУДАЧ

Неаполитанский десант капитан-командора А.С. Грейга (18051806 гг.)

Весной 1803 года обострение англо-французских противоречий привело к отказу от соблюдения обеими державами Амьенского мирного договора и возобновлению военных действий. Осенью того же года посредничество России с целью восстановления мира в Европе не принесло положительных результатов. Александр I вынужден был начать подготовку России к войне против Франции1.

25 апреля 1804 года Александр I в письме австрийскому императору Францу II выразил обеспокоенность по поводу агрессивной политики Франции и предложил согласовать применение военных сил обеих империй против армии Наполеона2.

Соответствующие переговоры российские дипломаты вели в Великобритании, Швеции, Пруссии и Неаполитанском королевстве (Королевстве Обеих Сицилий. — Прим. авт.). В начале мая 1805 года из Петербурга в Вену направился генерал-адъютант Ф.Ф. Винцингероде для согласования плана военной кампании. Под руководством эрцгерцога Карла (нем. — Erzherzog Carl Ludwig Johann Joseph Laurentius von Österreich, Herzog von Teschen) состоялись ряд совещаний, в которых с австрийской стороны принимали участие тайный советник барон Кульмбах, генералы К. Шварценберг и К. Макк фон Лейберих3. Союзники согласно утверждённой «Военной конвенции» предусматривали наступление на широком фронте от Балтийского до Средиземного моря. В состав ударных группировок планировалось включить российские, английские, австрийские, шведские и неаполитанские войска4.

Каждый из союзников, проявляя интерес к Апеннинскому полуострову, стремился удовлетворить в первую очередь свои собственные интересы. Высадка морского десанта в районе Неаполя рассматривалась австрийским командованием как захват плацдарма для последующего освобождения владений Франца II в Северной Италии. Неаполитанский король добивался защиты своего государства от французской агрессии. Великобритания планировала ограниченные боевые действия в Калабрии и утверждение своего господства в Сицилии. Россия ставила более решительные цели стратегического масштаба. Захват плацдарма был необходим для освобождения всей Италии и последующего наступления союзников на Южную Францию5.

10 апреля 1805 года в Неаполь прибыл генерал от инфантерии Б.П. Ласси, который с соблюдением мер строжайшей секретности приехал из России6. Целями визита являлись изучение обстановки, организация взаимодействия с союзниками и принятие окончательного решения на высадку морского десанта.

29 августа полномочный министр России в Неаполитанском королевстве Д.П. Татищев в ходе тайных переговоров добился подписания «Военной Конвенции» между Россией и Королевством Обеих Сицилий о защите королевства от нападения Франции. Предусматривалось участие королевских войск в войне против Франции. Статья 2 конвенции предоставляла российскому генералу право определить время и место высадки союзных войск7. В распоряжение морского десанта передавались все неаполитанские крепости и форты. Снабжение военных сил России и Великобритании после их высадки в Неаполе гарантировалось за счёт короля. В то же время неаполитанский монарх Фердинанд IV под давлением Наполеона вынужден был подписать договор с Францией о недопущении высадки английских и российских войск на берега королевства. Это позволило французскому корпусу генерала Л. Гувион Сен-Сира покинуть неаполитанскую территорию и направиться в Ломбардию для усиления армии маршала А. Массены8.

9 сентября 1805 года Б.П. Ласси приказал капитан-командору А.С. Грейгу согласовать с генерал-майором Р.К. Анрепом, находившимся на Корфу, организацию немедленной погрузки российских войск на корабли. 29 сентября к острову прибыл английский отряд в составе 33 транспортных судов, вышедших с Мальты в охранении брига9. Семь английских судов были направлены А.С. Грейгом к островам Занте и Кефалония для принятия на борт находившихся там 1700 солдат 14-го егерского полка. Дополнительно генерал-майор Р.К. Анреп нанял семь купеческих судов, на шести из которых разместили солдат греческого легиона лёгких стрелков. Оставшееся судно использовалось для перевозки продовольствия. Капитан-командор А.С. Грейг включил в состав десантного соединения линейные корабли «Святой Михаил» и «Мария Магдалина», которые 29 сентября доставили на Корфу войска из России. Корабли имели приказание командира Черноморского флота и портов Чёрного моря вице-адмирала И.И. Траверсе после выгрузки войск незамедлительно возвратиться в Севастополь. А.С. Грейг отменил это приказание, т.к. перегрузка войск занимала много времени, да и транспортных средств в его распоряжении было недостаточно10.

После сбора кораблей и судов у Корфу силы флота были распределены на несколько отрядов. Отряд капитан-командора А.С. Грейга состоял из двух линейных кораблей (74-пушечный «Святая Елена», 66-пушечный «Ретвизан») и 44-пушечного фрегата «Венус». Корабли отряда приняли на борт 739 военнослужащих армейских полков. Капитан-командору А.А. Сорокину подчинялся отряд из двух линейных кораблей (74-пушечный «Святая Параскева», 66-пушечный «Азия») и двух фрегатов (50-пушечный «Михаил» и 44-пушечный «Назарет»). На кораблях отряда разместились 1053 солдата и офицера11. В распоряжение капитана 1 ранга Ф.П. Лелли передали два 74-пушечных линейных корабля («Святой Михаил» и «Мария Магдалина»), принявших на борт 1560 военнослужащих. На 33 английских транспортах разместились 8206 российских десантников. Шесть зафрахтованных греческих судов предназначались для доставки 1380 лёгких стрелков греческого легиона. Судно «Григорий», военный транспорт больших размеров, с 337 солдатами на борту подчинялся капитан-командору А.С. Грейгу, который возглавил все корабельные силы, привлечённые к высадке десанта в Неаполь. Кроме перечисленных кораблей с Корфу вышли бригантина «Алсиное», неаполитанские бриги «Курьер» и «Стабия». Все отряды планировали совершить переход к месту высадки в едином походном порядке под единым командованием. Для встречи с транспортами, отправленными на Занте и Кефалонию, была заранее назначена точка рандеву на маршруте перехода в Неаполь.

Капитан-командор А.С. Грейг поднял свой флаг на линейном корабле «Ретвизан». Начальник армейских подразделений десанта генерал-майор Р.К. Анреп разместился на линейном корабле «Святая Параскева».

Для отправки в Неаполь предназначались Сибирский гренадерский полк, мушкетёрские: Витебский, Козловский, Колыванский полки и один батальон Алексопольского полка, 13-й и 14-й егерские полки, 3-я рота 6-го артиллерийского полка и греческий легион лёгких стрелков.

По сведениям армейского командования, в составе десанта насчитывались 43 штаб-офицера, 375 обер-офицеров, 897 унтер-офицеров, 10 439 рядовых, 313 полковых музыкантов и 1223 нестроевых чина (денщики и слуги). В артиллерийском парке насчитывались: 12-фунтовых единорогов — 12, 6-фунтовых пушек — 24. Они дополнялись восемью 3-фунтовыми горными орудиями двух егерских полков12. (Примерное соотношение калибров в фунтах к миллиметрам орудий, характерных для морской артиллерии XVII—XIX вв.: 3-фунтовые — 61 мм, 6-фунтовые — 95 мм, 8-фунтовые — 104 мм, 12-фунтовые — 110 мм.) Кроме того, на боевых кораблях разместились 443 военнослужащих из 1-го и 4-го морских полков.

На линейных кораблях «Святая Параскева», «Святая Елена» и «Азия» размещалось в среднем по 315 солдат и офицеров при средней численности экипажа 503 моряка. Линейные корабли «Святой Михаил» и «Мария Магдалина» приняли на борт 760 и 800 десантников соответственно за счёт снижения численности экипажей до 239 человек на первом и 283 человек на втором корабле. На флагманский корабль А.С. Грейга «Ретвизан» при численности экипажа 458 моряков были приняты 128 солдат из морских полков и 191 военнослужащий из армейских частей. Десантовместимость фрегатов составила: «Назарета» — 243 военнослужащего, «Михаила» — 343 человека за счёт снижения численности экипажа13.

6 октября 1805 года капитан-командор А.С. Грейг рапортом товарищу (заместителю. — Прим. авт.) управляющего Министерством морских военных сил вице-адмиралу П.В. Чичагову доложил о завершении погрузки войск на корабли и суда. Силы десанта ожидали благоприятного ветра для начала перехода14.

10 октября 1805 года флотилия вышла в море. Согласно приказу Б.П. Ласси корабли и суда с Корфу должны были прибыть в порт Акоста (Аугуста ? — Прим. авт.) и ожидать дальнейших распоряжений. 13 октября, находясь в море, А.С. Грейг на совещании с Р.К. Анрепом доказал опасность захода в указанный порт большого количества кораблей и судов при господствовавшем тогда юго-восточном ветре. Было предложено идти в Сиракузы, и армейское командование не стало возражать против аргументов флотских профессионалов. 17 октября корабли и суда с российскими войсками благополучно бросили якоря на рейде сицилийского порта. Вскоре А.С. Грейг получил от Д.П. Татищева информацию о захвате французским корсаром российского судна. Не имея сведений об объявлении Францией войны против России, Д.П. Татищев предложил А.С. Грейгу при встрече с французскими судами атаковать их.

Английские суда с войсками генерала Д.Г. Крейга, вышедшие с Мальты, не смогли преодолеть неблагоприятных ветров и вернулись на остров. По замыслу операции высадка английских и российских войск в Неаполе должна была осуществляться одновременно. Поэтому 27 октября капитан-командор А.С. Грейг вывел российский отряд из Сиракуз, чтобы у Мальты соединиться с англичанами. В районе мыса Пассаро на юго-восточном побережье Сицилии союзники встретились. Учитывая направление ветра, они решили не следовать в Неаполь Мессинским проливом, а обойти Сицилию с запада. 2 ноября объединённые силы десанта прошли остров Мареттимо у западной оконечности Сицилии и взяли курс на восток, к Неаполю15.

Вечером 7 ноября 1805 года российский отряд прибыл к Неаполю, а на следующий день туда же подошли англичане. Союзники организовали высадку войск на берег. В подчинении генерала Д.Г. Крейга состояли две пехотные бригады, два эскадрона драгун, отряд военных инженеров и королевские артиллеристы общей численностью 7553 военнослужащих16. Генерал от инфантерии Б.П. Ласси принял общее командование армейскими частями десанта. Основная часть войск была расквартирована в Неаполе, некоторые подразделения — в окрестностях города17. 10 ноября прибыли семь английских судов, доставивших российских егерей с островов Занте и Кефалония18. 17 ноября Б.П. Ласси доложил императору о наличии в его распоряжении 13 290 российских офицеров и нижних чинов19. До штатной численности подразделений недоставало 1856 военнослужащих.

Не встречая сопротивления противника, английские и российские войска вскоре начали движение на север вдоль западного побережья Италии. Небольшая неаполитанская армия совершала марш к восточному побережью для контроля над портом Отранто. По сведениям из достоверного источника, маршал А. Массена создал группировку войск в Ломбардии и опасался движения десанта союзников в тыл своей армии. Противостоявший ему австрийский эрцгерцог Карл, командовавший австрийскими войсками в Северной Италии, надеялся на решительный манёвр союзников, наступавших из Неаполя. При энергичном манёвре российские войска могли бы завоевать господство на значительной территории Италии20. Движение войск Б.П. Ласси, несмотря на отсутствие противника, нельзя назвать стремительным. Основные трудности возникали из-за неблагоприятной погоды и горных дорог. Пройдя до 70 км северо-западнее Неаполя, российские и английские войска заняли позиции в районе Гаэты, контролируя дорогу на Рим.

Корабли А.С. Грейга из-за штормов оставались в Неаполитанском заливе. 24 ноября фрегат «Автроил» вышел в море и пять суток пытался бороться с жестоким штормом. Рангоут и такелаж корабля получили многочисленные повреждения, в корпусе возникла течь, и уровень воды в трюме поднялся до 20 дюймов. 2 декабря «Автроил» вынужден был вернуться к эскадре21. 28 ноября из-за сильного волнения моря при крепком ветре на линейном корабле «Святая Параскева» лопнул бимс, разошлась обшивка корпуса по обоим бортам, что привело к поступлению воды в корпус. 29 ноября для доставки провизии с берега линейный корабль «Мария Магдалина» спустил на воду 10-вёсельный катер. Сильный ветер и волны разбили его о причал. Катер и провизия утонули22. 2 декабря для ремонта линейного корабля «Ретвизан» и фрегата «Назарет» российские моряки получили с неаполитанских складов смолу и пеньку. 4 декабря линейный корабль «Святой Михаил» из-за обрыва каната во время шторма потерял якорь. На следующий день командир линейного корабля «Азия» просил А.С. Грейга прислать конопатчиков с других кораблей для оказания помощи в устранении течи.

5 декабря 1805 года Б.П. Ласси разрешил А.С. Грейгу покинуть с эскадрой Неаполитанский залив, оставив один линейный корабль и посыльное судно. Начальник эскадры решил в кратчайший срок завершить ремонт кораблей и при первом благоприятном ветре вернуться на Корфу. Из Неаполя один из кораблей должен был направиться в Венецию для согласования действий российской эскадры по защите морских перевозок и снабжению австрийского гарнизона города, блокированного противником. А.С. Грейг планировал принять меры по обороне Ионических островов от возможного нападения французских войск23. Этот план в целом соответствовал идеям товарища министра иностранных дел России А.А. Чарторыйского, изложенным в письме к Б.П. Ласси. В нём сообщалось о первых неудачах союзных войск в борьбе против армии Наполеона, допускалась возможность отступления армии эрцгерцога Карла из Северной Италии с оставлением гарнизона в Венеции24. Состояние кораблей эскадры и зимние шторма не позволили сразу приступить к выполнению плана. 7 декабря А.С. Грейг приказал линейному кораблю «Святой Михаил» перейти с открытого рейда Неаполя в более защищённую от ветров бухту Байи в северо-западной части Неаполитанского залива25.

В создавшихся условиях флот продолжал осуществлять морские перевозки в интересах российских войск. А.С. Грейг назначил офицера для организации доставки в Неаполь провизии и других запасов на шести зафрахтованных купеческих судах. 7 декабря бриг «Стабия» доставил из Корфу в Неаполь группу офицеров и служащих. На Корфу готовили к отправке судно шкипера А. Кафарено, принявшее на борт 7313 пудов сухарей с армейских складов. Для доставки в Неаполь двух рот Козловского мушкетёрского полка к Корфу был назначен фрегат «Крепкий», выход которого в море задержался из-за необходимости ремонта корабля, пострадавшего от шторма. Для его замены А.С. Грейг запланировал использовать три зафрахтованных судна, которые должны были принять 450 солдат, снаряжение, патронные ящики и палатки.

Морские перевозки затруднялись не только зимними штормами, но и действиями противника. 6 декабря бригантина «Флора», возвращавшаяся из Бриндизи, была атакована французской 14-пушечной шебекой. На подходах к Корфу произошёл бой, в котором применялись не только пушки, но и стрелковое оружие26.

Несмотря на обязательства Неаполитанского королевства обеспечить российские войска всем необходимым, снабжение полков генерала Б.П. Ласси провизией превращалось в проблему. 8 декабря полномочный министр Д.П. Татищев передал командующему войсками 21 152 талера на закупку продовольствия27. Для доставки провизии с Корфу А.С. Грейг отправил из Неаполя три английских транспорта в охранении фрегата «Венус». Отряд прибыл к Ионическим островам 30 декабря.

27 декабря 1805 года Александр I, оценив деятельность А.С. Грейга по организации высадки российских войск в Неаполе, присвоил ему звание контр-адмирал28.

Российская эскадра, стоявшая в Неаполитанском заливе, продолжала готовиться к возвращению на Корфу. 21 декабря военный транспорт «Григорий» был направлен к острову Тассо в Эгейском море за строевым лесом, необходимым для ремонта кораблей. Накануне Д.П. Татищев сообщил А.С. Грейгу о подписании Австрией и Францией перемирия и рекомендовал на некоторое время отложить выход эскадры в море. Это заявление было сделано на основании письма А.А. Чарторыйского, отправленного 24 ноября 1805 года. В нём сообщалось о намерении Александра I вывести российские войска из Германии, Голландии и Италии. 20 декабря аналогичная информация поступила от генерала Б.П. Ласси. В ожидании официального повеления императора он созвал военный совет с участием командования союзных войск. При обсуждении плана дальнейших действий в условиях наступления армии маршала А. Массены на Неаполь Д.Г. Крейг предложил эвакуировать войска в пункты их прежней дислокации. Р.К. Анреп доказывал возможность обороны южной части Неаполитанского королевства — Калабрии.

24 декабря Б.П. Ласси приказал пополнить провизию на кораблях и английских транспортах, подчинённых А.С. Грейгу, до месячной нормы. Требовалось погрузить на корабли и суда больных из береговых лазаретов, порох из армейских запасов и другое имущество, хранившееся на берегу.

Вскоре Б.П. Ласси получил от полковника Д.Д. Шепелева, выполнявшего роль курьера, письмо А.А. Чарторыйского. В нём сообщалось о поражении союзной армии под Аустерлицем и выходе Австрии из войны. Генералу было предписано принять меры к немедленному выводу российских войск из Италии и переброске их в Россию. 26 декабря Р.К. Анреп сообщил А.С. Грейгу о получении повеления императора, требовавшего приступить к немедленной погрузке войск на корабли и суда. 31 декабря генерал от инфантерии Б.П. Ласси официально объявил подчинённым о воле Александра I и принятии всевозможных мер к поспешному уходу российской армии и флота из Неаполитанского королевства.

2 января 1806 года Б.П. Ласси рекомендовал А.С. Грейгу воспользоваться хорошей погодой и 7 января перевести эскадру в Байи, что должно было сократить продолжительность перехода войск к месту погрузки на корабли. Для восполнения отсутствовавших кораблей и судов поручалось заключить контракты с местными судовладельцами. Б.П. Ласси надеялся, что погрузка на корабли эскадры начнётся в Неаполе с 3 января. Кроме войск, необходимо было вывезти из Неаполитанского королевства запасы армейских складов, которые успели к тому времени доставить с Корфу. К 3 января моряки приняли от полковых интендантов 237 пудов крупы и 6648 пудов сухарей. На бриг «Курьер» загрузили 491 мешок ржаной муки. С местного купеческого судна перегрузили 3136 пудов сухарей и 3235 пудов крупы.

В Неаполе благодаря энергичной работе российского генерального консула были зафрахтованы первые три судна, которые к 4 января планировалось сосредоточить в Байи. Туда же перешёл фрегат «Назарет»29.

5 января 1806 года А.С. Грейг направил вице-адмиралу П.В. Чичагову рапорт, в котором доложил о начавшейся погрузке сил и средств десанта на корабли. Из-за недостатка времени возникали сложности в выполнении приказания генерала Б.П. Ласси о фрахте 21 купеческого судна и завершении погрузки войск к 9 января. Одновременно А.С. Грейг отметил опасность срыва эвакуации десанта из-за наступавших на Неаполь французских войск. Зимние шторма могли задержать выход эскадры в море аналогично ситуации, сложившейся после высадки десанта в ноябре 1805 года. Не желая рисковать, А.С. Грейг решил отправлять корабли и суда в море отрядами по мере их готовности. В первый отряд должны были войти английские транспорты в охранении линейного корабля «Азия» и фрегата «Назарет». Второй отряд состоял из линейных кораблей «Святой Михаил» и «Мария Магдалина». Третий отряд планировалось сформировать из 17 зафрахтованных судов в охранении линейного корабля «Святая Елена» и фрегата «Михаил». Линейный корабль «Святая Параскева» оставался на рейде Неаполя для доставки короля Сардинского в безопасное место. Фрегат «Автроил» и посыльное судно передавались в распоряжение российского дипломата Д.П. Татищева.

Погрузка войск в Байи началась 6 января 1806 года и шла ускоренными темпами. 7 января на фрегат «Михаил» загрузились 256 егерей 14-го полка. 8 января в Байи прибыл Колыванский мушкетёрский полк, который сразу приступил к погрузке на линейные корабли «Святой Михаил», «Мария Магдалина» и английский транспорт. 9 января на борт линейного корабля «Святая Елена» прибыл генерал-майор Р.К. Анреп с офицерами штаба и военнослужащими других частей. 10 января на флагманском линейном корабле «Ретвизан» капитан-командора А.С. Грейга разместились генерал от инфантерии Б.П. Ласси, офицеры некоторых полков со своими денщиками и слугами. 60-пушечный фрегат «Григорий Великия Армения» был переоборудован в госпитальное судно и принял более 40 больных солдат.

Всего на линейных кораблях «Ретвизан», «Святая Елена», «Святой Михаил», «Азия» и «Мария Магдалина», фрегатах «Михаил» и «Назарет», бриге «Курьер» и бригантине «Алсино» были вывезены 4234 нижних чина и офицера. На 30 английских транспортах разместились 6656 армейских военнослужащих. С помощью российского генерального консула в Неаполе и Кастель де Маре были наняты 22 судна, которые доставили на Корфу 2837 военнослужащих из состава десанта30.

9 января в море вышел первый отряд капитана 1 ранга Г.Г. Белли в составе линейного корабля «Азия», фрегата «Назарет» и английских транспортов. 11 января у острова Стромболи командир отряда приказал фрегату занять кормовые курсовые углы и не допустить отставания отдельных судов. К 19 часам того же дня отряд подошёл к Мессинскому проливу, который преодолел в течение ночи. На рассвете 12 января обнаружилось отсутствие фрегата и четырёх английских транспортов, которые, по полученным сведениям стояли на мели. Командир отряда с оставшимися судами продолжил путь и 22 января привёл их на Корфу.

Выполняя поставленную задачу, «Назарет» вечером 11 января подошёл к Мессинскому проливу. В наступившей темноте фрегат сел на мель в 100 м от берега. В аналогичной ситуации оказались четыре английских транспорта. Попытки экипажа снять фрегат с мели своими силами успеха не принесли. В Мессину был направлен курьер к российскому генеральному консулу с просьбой о помощи. С фрегата на рыбачьих лодках начали перевозить на берег солдат 13-го егерского полка. Аналогичные действия предпринимались в отношении российских военнослужащих на английских транспортах, стоявших на мели. В спасении участвовали гребные средства кораблей эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина, которая с 11 января находилась в Мессине. С аварийных судов были сняты 1166 военнослужащих. Российский генеральный консул прислал из Мессины барказа, который помог фрегату сняться с мели. 15 января «Назарет» вошёл в порт Мессины и приступил к устранению повреждений и пополнению запасов, чтобы в кратчайший срок выйти на Корфу. Два английских транспорта также продолжили плавание на Корфу, а два спасти не удалось.

Утром 16 января 1806 года эскадра Д.Н. Сенявина покинула Мессину и взяла курс на Корфу31. В ночь на 17 января линейный корабль «Уриил» при штормовом ветре потерял фор-стеньгу (элемент рангоута верхней части парусов). При этом три матроса упали в море с фор-марса и утонули. Для оказания помощи повреждённому кораблю были оставлены линейный корабль «Селафаил» и бриг «Феникс». Остальные корабли Д.Н. Сенявина с военнослужащими дивизии Р.К. Анрепа прибыли на Корфу в полдень 18 января. Спустя четверо суток к острову подошли «Уриил» и сопровождавшие его корабли.

11 января из Байи вышли линейный корабль «Святая Елена» и зафрахтованные суда. С ними следовал линейный корабль «Ретвизан», который после выхода из залива прибавил парусов и продолжил путь самостоятельно. А.С. Грейг объяснял свои действия желанием Б.П. Ласси ускорить своё прибытие на Корфу для организации отправки войск в Россию согласно воле императора. «Ретвизан» одним из первых достиг Корфу. К ночи 15 января суда с войсками и воинскими грузами бросили якоря на рейде Мессины. Командир линейного корабля из-за отсутствия лоцмана в тёмное время суток не стал рисковать и остался за маяком. Утром корабль продолжил движение. Усилившийся ветер не позволил судам выйти с места стоянки, поэтому «Святая Елена» вынуждена была стать на якорь. 18 января при благоприятном ветре отряд продолжил движение. Фрегат «Михаил» остался в Мессине. 20 января при крепком ветре на одном из судов порвало паруса, и оно отстало у мыса Стило. Для оказания ему помощи были выделены бриг «Стабия» и судно «Алскон». Остальные суда в охранении линейного корабля продолжили плавание, но на следующий день ухудшение погоды рассеяло отряд. 22 января «Святая Елена» прибыла на рейд Корфу, где уже находились 11 судов32.

13 января 1806 года из Байи вышли линейные корабли «Святой Михаил» и «Мария Магдалина» под общим командованием капитана 1 ранга Ф.П. Лелли. 22 января отряд благополучно достиг Корфу. Спустя четверо суток прибыли фрегаты «Михаил» и «Назарет». 29 марта к российской эскадре возвратились линейный корабль «Святая Параскева» с капитан-командором А.А. Сорокиным и фрегат «Автроил», которые выполняли поручения сардинского короля и монархов Королевства Обеих Сицилий в Кальяри, Палермо и Мессине33.

Российские моряки под командованием А.С. Грейга успешно обеспечили высадку дивизии генерал-майора Р.К. Анрепа в Неаполе и её последующее возвращение на Корфу. Было достигнуто тесное взаимодействие с английским флотом, предоставившим транспорты для перевозки войск. Боевые корабли российского флота в ходе десантной операции реализовали опыт, полученный при доставке войск на Корфу из Кронштадта и портов Чёрного моря.

А.С. Грейг в ходе подготовки и проведения десантной операции проявил инициативу и профессионализм. Отмена приказа вышестоящего командования на возвращение двух линейных кораблей позволила сократить время подготовки десантных сил к выходу в море и увеличила состав эскадры. А.С. Грейг добился изменения пункта прибытия на Сицилию, выбрав более безопасный порт.

Во взаимодействии с армейским командованием были организованы распределение десантных сил по кораблям и судам, посадка и высадка войск, погрузка их снаряжения и запасов. Плавание кораблей проходило в сложных осенне-зимних условиях, сопровождавшихся затяжными штормами. При возвращении на Корфу наличие на флагманском корабле старшего по званию и должности генерала от инфантерии Б.П. Ласси не позволило А.С. Грейгу организовать управление корабельными силами в море, что привело к посадке на мель фрегата и четырёх английских транспортов.

Десантная операция проводилась в благоприятных условиях при господстве союзных флотов на море и отсутствии противника в месте высадки войск на берег. Однако тактические успехи не предотвратили стратегическое поражение. Союзный десант не смог решить поставленных перед ним задач. Численность российских войск в распоряжении Б.П. Ласси оказалась в два раза меньше запланированной. Количество и боеспособность неаполитанской армии также не соответствовали замыслам союзного командования. Австрийская армия оставила Северную Италию, поэтому дальнейшее наступление в Ломбардию и самостоятельные действия десанта против превосходящих сил противника теряли смысл. Каждый из союзников защищал свои национальные интересы, что отразилось на составе десантных сил и характере их действий.

Боевые возможности группировки российского флота в Средиземном море снижались недостаточным количеством вспомогательных судов и ограниченными возможностями ремонта кораблей. Решающее влияние на исход десантной операции оказало решение Александра I о возвращении войск в Россию.

Вместе с тем в ходе высадки неаполитанского десанта 1805 года армейские полки и корабли флота приобрели опыт, который они реализовали под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина в 1806—1807 гг. в Далмации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 История внешней политики России: первая половина XIX века. М.: Международные отношения, 1999. С. 44.

2 Внешняя политика России XIX и начала XX века: документы российского МИД. Серия 1. 1801—1815 гг. Т. 2. М.: Политическая литература, 1961. С. 41.

3 Михайловский-Данилевский А.И. Описание первой войны императора Александра I с Наполеоном в 1805 году. СПб.: Типография штаба отдельного корпуса Внутренней стражи, 1844. С. 15.

4 История русской армии и флота в 15 т. Т. 3. М.: Образование, 1911. С. 36.

5 Станиславская А.М. Русско-английские отношения и проблемы Средиземноморья (1798—1807). М.: АН СССР, 1962. С. 333.

6 Богданович М.И. История царствования императора Александра I и России в его время в 6 т. Т. 2. СПб.: Типография Сущинского, 1869. С. 100.

7 Внешняя политика России XIX и начала XX века. Т. 2. С. 575.

8 Тьер Л.-А. История консульства и империи в 4 т. Т. 2. Кн. 1. М.: Захаров, 2013. С. 227.

9 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 166. Оп. 1. Д. 554. Л. 1.

10 Там же. Ф. 194. Оп. 1. Д. 25. Л. 7.

11 Там же. Л. 3.

12 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 846. Оп. 16. Д. 3108. Л. 205 об., 206.

13 РГА ВМФ. Ф. 166. Оп. 1. Д. 554. Л. 43, 45.

14 Там же. Л. 2.

15 Там же. Л. 7 об.

16 РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 3108. Л. 209.

17 Там же. Л. 207.

18 РГА ВМФ. Ф. 166. Оп. 1. Д. 554. Л. 56.

19 РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 3108. Л. 218, 219.

20 Сборник Русского исторического общества (СбРИО) Т. 82. СПб., 1892. С. 187.

21 РГА ВМФ. Ф. 193. Оп. 1. Д. 15. Л. 47.

22 Там же. С. 93 об.

23 Там же. Ф. 166. Оп. 1. Д. 554. Л. 11, 11 об.

24 Внешняя политика России XIX и начала XX века. Т. 2. С. 636.

25 РГА ВМФ. Ф. 193. Оп. 1. Д. 15. Л. 180.

26 Там же. Д. 18. Л. 458.

27 Там же. Д. 15. Л. 255.

28 Общий морской список. Ч. III. СПб.: Морское министерство, 1890. С. 434.

29 РГА ВМФ. Ф. 193. Оп. 1. Д. 19. Л. 100.

30 Там же. Ф. 166. Оп. 1. Д. 554. Л. 56.

31 Броневский В.Б. Записки морского офицера о продолжении кампании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Д.Н. Сенявина от 1805 по 1810 год в 4 т. Т. 1. СПб.: Императорская российская академия, 1836. С. 110.

32 РГА ВМФ. Ф. 193. Оп. 1. Д. 19. Л. 361 об.

33 Там же. Ф. 194. Оп. 1. Д. 25. Л. 25.