Аннотация: Статья освещает развитие разведывательной системы США в преддверии и в годы Второй мировой войны, роль президента Франклина Д. Рузвельта в её совершенствовании, учреждение должности координатора информации, создание Управления стратегических служб, службы военной разведки и других разведывательных структур.
Summary. This article highlights development of the intelligence system of the USA in the run-up to the Second World War and during it, the role of President Franklin D. Roosevelt in its perfection, establishment of an information coordinator’s position, creation of the Directorate of Strategic Services, the Service of Military Intelligence and other intelligence structures.
ДУНДУКОВ Михаил Юрьевич — докторант кафедры истории государства и права Московского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент
(Москва. E-mail: receptum@list.ru)
«ВАМ ПРИДЁТСЯ НАЧИНАТЬ С НУЛЯ. У НАС НЕТ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»
Разведка США накануне и в годы Второй мировой войны
До начала XX века разведка в США рассматривалась как разновидность военной деятельности, постоянно действующих разведывательных органов не было. При вступлении США в военные конфликты, например, в период борьбы за независимость в конце XVIII века или гражданской войны 1861—1865 гг., создавались разведывательные и контрразведывательные службы. Они занимались соответствующим обеспечением войсковых операций и после окончания военных конфликтов упразднялись.
В 1886 году был создан отдел военной информации1, который занимался разведывательной деятельностью. В 1903 году после того, как конгресс США принял закон о реорганизации военного министерства2 и создании в его составе генерального штаба, отдел военной информации стал вторым отделом генштаба (G-2).
После реорганизации генерального штаба военного министерства в 1910 году второй отдел был упразднён, его функции переданы отделу военного образования3, в котором с 28 апреля 1917 году функционировала самостоятельная секция военной разведки. В августе 1918 года отдел был воссоздан в составе генштаба военного министерства и получил название отдела военной разведки4, вновь став с 1921 года вторым отделом генштаба5.
Незадолго до начала Первой мировой войны в федеральных министерствах — военном, военно-морском, юстиции и государственном департаменте появились постоянно действующие разведывательные и контрразведывательные службы. Но ведомственная разведка оказалась не способной решать общегосударственные задачи. Как свидетельствуют многочисленные неудачи в годы Первой мировой войны, узковедомственные интересы и конкуренция между разведслужбами не позволяли им работать эффективно6.
Новые подходы к организации и функциям разведки и контрразведки были выработаны в США после того, как в 1932 году, в период «великой депрессии» президентом США был избран Ф.Д. Рузвельт. Его инициативы, направленные на укрепление государственной власти и усиление роли государства, затронули и систему разведслужб страны. Рузвельт связывал сильную, стабильную государственную власть с сильной, хорошо организованной и эффективно действующей системой разведки и контрразведки, поэтому уже в первые годы после своего избрания предпринял шаги, направленные на укрепление соответствующих служб, прежде всего на усиление контрразведки и политического сыска.
24 августа 1936 года Рузвельт высказал директору Федерального бюро расследований (ФБР) Д.Э. Гуверу опасения по поводу активизации деятельности крайне правых, главным образом профашистских, и левых, в первую очередь коммунистических, организаций. Гувер посетовал на то, что законодательные нормы не позволяют использовать ФБР для решения данной проблемы, так как само по себе членство в коммунистической партии или профашистской организации не является федеральным преступлением7.
На следующий день Гувер был вновь вызван в Белый дом и в присутствии госсекретаря К. Халла получил директиву президента начать широкое негласное расследование деятельности фашистских и коммунистических организаций, оппозиционных политических партий и групп. Правда, в президентской директиве была оговорка о том, что собранная в результате расследований информация не может использоваться для организации судебного преследования и в качестве доказательств в суде.
Директива не предусматривала никаких ограничений методов дознания и использования технических средств. Решение президента санкционировало деятельность ФБР в сферах политического сыска и контрразведки8.
Реформированием разведывательной деятельности Рузвельт занялся в 1939 году. 26 июня он издал директиву, которой разделил контрразведывательные и разведывательные полномочия между федеральными ведомствами. В ведение ФБР попало всё Западное полушарие за исключением зоны Панамского канала. На военно-морское ведомство была возложена ответственность за Тихоокеанский регион. Военное ведомство стало отвечать за Европейский, Африканский регионы и зону Панамского канала. Все разведывательные органы получили право действовать на Гавайских островах, поскольку в этом районе особую активность проявляла Япония.
По поводу распределения контрразведывательных полномочий в директиве Рузвельта говорилось: «Это моё желание, чтобы все расследования по фактам шпионажа, контршпионажа и саботажа осуществлялись ФБР, управлением военной разведки военного министерства и отделом военно-морской разведки в военно-морском министерстве. Руководители этих трёх ведомств должны действовать, координируя между собой работу.
Никакое расследование, если оно касается вопросов, связанных в какой-либо степени с фактами шпионажа, контршпионажа или саботажа, не должно проводиться каким-либо ведомством за исключением перечисленных выше трёх ведомств»9.
Однако помимо указанных в директиве Рузвельта ведомств разведывательной деятельностью традиционно занимался и государственный департамент. Причём как внешнеполитическое ведомство США он претендовал на ведущую и координирующую роль во внешней разведке. Противоречия между госдепом и ФБР достигли пика к сентябрю 1939 года. Спор о том, кто будет координировать разведывательную и контрразведывательную деятельность, президент решил в пользу ФБР.
Для координации разведывательных и контрразведывательных программ ФБР, военной и военно-морской разведки был создан межведомственный разведывательный комитет. Несмотря на формальное равноправие служб — его членов, фактически ведущая роль в нём принадлежала ФБР и его директору Гуверу.
В принятии решения президентом немаловажную роль сыграла позиция генерального атторнея (одно из высших должностных лиц юстиции, совмещавшее посты главы прокуратуры и министра юстиции, главный юридический советник правительства) Ф. Мэрфи. Он настоятельно советовал централизовать юрисдикцию по делам о контрразведке и саботаже в ФБР и разведывательных подразделениях военного министерства.
Рузвельт также издал секретную директиву, обязав все федеральные ведомства передавать в ФБР любую информацию и материалы, касающиеся этой сферы, что позволило ФБР получать её из разных государственных органов, включая госдеп, армию и флот. К осени 1939 года ФБР стало основным контрразведывательным и одним из ведущих разведывательных органов страны10.
6 сентября 1939 года, через три дня после вступления Англии и Франции в войну против Германии Рузвельт подписал директиву, которой возложил на ФБР координацию всех вопросов, относившихся к шпионской деятельности, саботажу, нарушению законов о нейтралитете11. В тот же день в публичном заявлении президент призвал местные власти направлять в ФБР любую информацию, касавшуюся этих вопросов12.
Однако меры централизации разведывательной деятельности и обеспечения обмена информацией между разведслужбами не привели к желаемым результатам. Каждое ведомство по-прежнему предпочитало действовать на свой страх и риск, не спешило делиться информацией с партнёрами. Директивы президента не позволили создать работоспособную систему координации разведывательной деятельности. Слабость координации и децентрализация обработки информации приводили к тому, что получавшаяся разведорганами информация оседала в том ведомстве, которым была получена, не доводилась до других. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Military Information Division.
2 War Department.
3 WarCollege Division.
4 Military Intelligence Division.
5 См.: Correspondence of the Military Intelligence Division Relating to «Negro Subversion» 1917—1941 // National Archives Trust Fund Board National Archives and Records Administration. Washington: 1987. P. 1—3.
6 См., например: Annual Report of the United States Attorney General for 1918. P. 730—734.
7 U.S. Congress, Senate, Hearings before the Selected Committee to Study Governmental Operations with Respect to Intelligence Activities. Vol. 6. FBI. Washington: Governmental Printing Office, 1976. P. 559—561.
8 Ibid. P. 562.
9 Franklin D. Roosvelt to Agency Heads, June 26 1939. U.S. Senate, Select Committee to Study Governmental Operations with Respect to Intelligence Activities and the Rights of Americans, Final Report, Book III. Washington: Governmental Printing Office, 1976. P. 403.
10 Cline R.S. The CIA under Regan, Bush and Casey. Washington: Governmental Printing Office, 1981. P. 34.
11 Justice Department, Appropriation Bill, 1941. Hearings Before the House Committee on Appropriation. Washington: Governmental Printing Office, 1940. P. 151.
12 Statement of President Franklin D. Roosevelt // The New York Times. 1939. September, 6. P. 3.