Планы итало-германской коалиции по захвату острова Мальта в 1942 году

image_print

В.Н. СЕЛЕМЕНЕВ — «Никто больше не говорит о захвате Мальты, что облегчило бы оккупацию Египта…». Планы итало-германской коалиции по захвату острова Мальта в 1942 году

V.N. SELEMENEV — «No one else is talking about the capture of Malta, which would facilitate the occupation of Egypt…». Plans of the Italian-German coalition to seize the island of Malta in 1942

Аннотация. Статья посвящена событиям на Средиземноморском театре военных действий в период Второй мировой войны, в частности, планированию и подготовке Италией и Германией операции «Esigenza C. 3» («Требование С. 3») с целью захвата колонии Великобритании — Мальтийского архипелага.

Ключевые слова: Вторая мировая война; Средиземное море; Мальтийский архипелаг; операция «Требование С. 3», материальное обеспечение военной операции.

Summary. This paper examines events in the Mediterranean Theater of Operations during World War II, particularly the planning and preparation of Operation Esigenza C.3 (Hercules), by Italy and Germany to seize the British colony, the Maltese Archipelago.

Keywords: World War II; Mediterranean Sea; Maltese Archipelago; Operation Hercules, logistics of military operation.

ИСТОРИЯ ВОЙН

СЕЛЕМЕНЕВ Вадим Николаевич — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военно-системных исследований материально-технического обеспечения ВС РФ) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва

«НИКТО БОЛЬШЕ НЕ ГОВОРИТ О ЗАХВАТЕ МАЛЬТЫ, ЧТО ОБЛЕГЧИЛО БЫ ОККУПАЦИЮ ЕГИПТА…»

Планы итало-германской коалиции по захвату острова Мальта в 1942 году

На карте Средиземноморья едва различим крошечный Мальтийский архипелаг, находящийся между Сицилией и Северной Африкой. Если очертания Италии сравнивают с «сапогом Европы», то пять известняковых островков Мальтийского архипелага похожи на мелкие камушки, падающие с его подошвы. Однако, несмотря на небольшую протяжённость самого большого острова в 15 морских миль (по другим данным — 27 км, шириной 15 км. Остров Гозо примерно в два раза меньше, а длина Комино составляет всего 2 км) и общую площадь 315,6 км², архипелаг из-за своего месторасположения приобрёл во время Второй мировой войны важное значение. Мальта позволяла контролировать не только торговые пути в этом регионе, но и любые военные передвижения по морю и воздуху.

Поскольку остров Мальта фактически считался британской колонией, то и базироваться здесь могли (вопреки пожеланиям, например, Италии) английские боевые корабли и суда. Кроме того, архипелаг со временем стал «непотопляемым авианосцем» со значительными возможностями размещения самолётов разных типов.

В отечественной историографии известны работы В.С. Корякина «Две блокады Мальты» и Ю.С. Сергеева «Непокорённый остров: героическая оборона Мальты во Второй мировой войне», где рассматривается роль этого маленького острова, ставшего в то время огромной проблемой для Германии и её сателлитов, которые вели боевые действия в Северной Африке. Для них вопрос овладения Мальтой стоял острее, чем когда-либо. Особенно это касалось итальянцев: они хорошо понимали значение острова и давно хотели взять его под свой контроль.

Следует отметить, что реальный план вторжения на Мальту возник во время англо-итальянского кризиса, вызванного войной в Эфиопии в 1935 году. Отношения между Италией и Великобританией оказались настолько напряжёнными, что в 1936 году итальянский ВМФ начал проработку планов, в которых Мальта рассматривалась как приоритетная цель, поскольку с захватом острова Великобритания лишалась важнейшей военно-морской и военно-воздушной базы.

Весной 1940 года итальянский ВМФ подготовил первый вариант морской десантной операции, который периодически уточнялся1. С вступлением 10 июня 1940 года Италии в войну против Великобритании и Франции 18 июня командование итальянского ВМФ представило новый вариант захвата острова, в котором прослеживались предыдущие положения плана, разработанного в 1935—1936 гг.

Однако у Италии не имелось подготовленного личного состава, необходимого вооружения, самолётов и десантных судов для самостоятельного проведения такой операции2. Поэтому итальянское верховное командование не одобрило данные предложения по захвату слабозащищённой тогда Мальты, что в дальнейшем оказалось серьёзной ошибкой. Поскольку весной 1940 года военное министерство Великобритании считало, что архипелаг невозможно удержать из-за малочисленности местного гарнизона и угрозы налётов итальянской авиации с Сицилии, оно не уделяло серьёзного внимания укреплению обороны Мальты от военной угрозы Италии3. Например, в тот период здесь имелось всего 42 зенитных орудия и 12 истребителей.

Несмотря на прибытие немецких войск в феврале 1941 года в Ливию, политическому руководству Германии театр военных действий на Средиземном море виделся незначительным по сравнению с предстоявшим вторжением в СССР, которое требовало мобилизации всех имевшихся ресурсов.

Тем не менее с острова Мальта англичане продолжали наносить значительный урон итальянским и немецким конвоям, доставлявшим материальные средства и личный состав в Северную Африку, что стало серьёзным препятствием к захвату Египта. В августе 1941 года до 35 проц. направлявшихся туда грузов оказались потерянными из-за действий англичан. В октябре эта доля возросла до 63 проц. Поэтому итало-немецкому командованию требовалось обеспечить безопасность коммуникаций с Ливией и Киренаикой, одновременно парализовать морские коммуникации противника с целью срыва поставок английских материальных средств в Тобрук и на Мальту4.

Генерал-фельдмаршал А. Кессельринг по прибытии в Италию на должность главнокомандующего Южного фронта быстро осознал острую необходимость захвата Мальты для стабилизации позиций стран оси в Средиземном море. Ещё при назначении на эту должность  ему поставили задачу как можно быстрее нейтрализовать Мальту с целью установления надёжного снабжения войск в Северной Африке. Однако все его предложения  по захвату Мальтийского архипелага упёрлись в нехватку сил и средств5.

Следующей датой начала решительных действий по захвату Мальты можно считать 14 октября 1941 года, когда начальник итальянского генерального штаба У. Кавальеро принял решение о подготовке десантной операции «Требование С. 3»6, считая, что это устранит для Италии самую серьёзную опасность на Средиземном море7.

В декабре 1941 года начались бомбардировки Мальты, и с каждым днём авиация коалиции лишь усиливала удары. В марте 1942 года на остров были сброшены до 2170 т бомб, в апреле — 6728 т. В отдельные дни в налётах участвовали до 300 самолётов. Результатом стало полное разрушение верфи, потопление и повреждение нескольких кораблей и подводных лодок, уничтожение на аэродромах и в воздушных боях до 150 английских самолётов.

Однако попытки итало-немецкого командования блокировать остров с целью прекращения подвоза материальных средств также потерпели неудачу. Мальта оказалась достаточно хорошо защищена, чтобы её можно было нейтрализовать только с помощью авиации.

В середине февраля 1942 года А. Кессельринг доложил А. Гитлеру и Г. Герингу свои аргументы о необходимости проведения совместной итало-германской операции по захвату острова8. В итоге появилась директива командования сухопутных войск вермахта от 17 февраля 1942 года, в которой было приказано принять меры для комбинированного итало-немецкого вторжения на Мальту9. Это означало получение необходимых ресурсов в виде дополнительных войск, судов, авиации и сырья, которых итальянцам не хватало для проведения операции. Это решение ускорило процесс планирования.

В середине февраля 1942 года Б. Муссолини соглашается с предложением У. Кавальеро проконсультироваться у немцев, но прежде всего у японцев, накопивших большой опыт десантных операций на Дальнем Востоке10.

21 и 22 февраля Кавальеро провёл двухдневное совещание, на котором присутствовали генерал Антонио Гандин, адмирал Тур, несколько итальянских штабных офицеров и представители японской военной миссии в Риме — адмирал Хироаки Абэ, капитан 1 ранга Митунобу и полковник Симидзу. Японские офицеры представили ряд предложений, основанных на знаниях и личном опыте. В частности, при планировании и проведении воздушных десантов и морских операций они подчёркивали важность таких факторов, как концентрация огневой мощи в районе приземления (высадки), точная разведка, абсолютная секретность, радиомолчание и внезапность, подробное планирование и децентрализованное исполнение, твёрдое управление и контроль, надлежащая организация выполнения задач, а также подготовка войск. Кроме того, они уделили особое внимание характеристикам и количеству необходимых десантных кораблей.

Японцы запросили подробную информацию о двух малых островах Гоцо и Комино, утверждая, что, если на этих островках состоятся вспомогательные десанты, они должны быть реальные, а не ложные, которые никого не обманут, если такое обнаружится. Долго обсуждалось состояние системы британской обороны. Было принято решение, что  итальянцы и японцы составят планы операции отдельно, чтобы сравнить их11.

Рекомендации японцев произвели впечатление на Кавальеро и других участников совещания. Кавальеро в личном письме, направленном начальникам штабов трёх видов вооружённых сил, обратил внимание на высокую эффективность ночных операций, проводившихся японцами, особенно при десантировании, и приказал, чтобы учения по «Требованию С. 3» проводились исключительно в ночное время.

5 и 6 марта 1942 года рассматривались предварительные планы, подготовленные японской и итальянской сторонами. Общим недостатком стало игнорирование возможностей ВМФ, который не мог перевезти более 24 тыс. человек с 32 орудиями и 30 танками. Оба плана значительно превышали эти цифры в ходе ожидаемой продолжительности операции, на которую отводилось 48 часов, поскольку разработчики операции не рассчитывали на более длительное воздушно-морское господство в районе Мальтийского архипелага12.

По мере того, как планирование и подготовка продолжались, А. Гандин и его подчинённые стремились учесть и уроки немецкой воздушно-десантной операции «Меркурий» по захвату греческого острова Крит. В апреле 1942 года для совместной разработки операции в Рим прибыл командующий немецкими воздушно-десантными войсками генерал К. Штудент.

С целью подготовки операции 13 апреля 1942 года было создано управление С. 3, объединённое итало-немецкое13, которым по-прежнему руководил генерал А. Гандин14.

В конце января 1942 года определился начальный состав сил из сухопутных войск для проведения операции. В него вошли четыре дивизии: 185-я парашютная дивизия «Фольгоре»,  80-я посадочная воздушно-десантная дивизия «Специя», две горные дивизии: 1-я «Суперга» и 4-я «Ливорно», а также специальные силы ВМФ, включая полк морской пехоты «Сан-Марко» с его морским парашютным батальоном и четырьмя десантными батальонами чернорубашечников15.

Руководство операцией поручается командиру VII корпуса генералу Витторио Соньо. Командование сухопутных войск Италии 10 марта 1942 года переподчиняет генералу В. Соньо указанные дивизии, выделенные для операции «Требование С. 3». 22 марта меняется нумерация корпуса на XXX и происходит переброска его в Южную Италию для подготовки к операции по захвату Мальты16. В конце апреля генерал К. Штудент, командир XI авиационного корпуса, назначается командиром сводного воздушно-десантного корпуса на период подготовки и проведения операции.

В тот же период Гитлер и Муссолини встретились в замке Клессхайм недалеко от Зальцбурга для обсуждения ряда вопросов, включая ситуацию на Средиземноморском театре военных действий17.

Тем временем при планировании операции возникла необходимость в дополнительных наземных войсках. 6 мая 1942 года командование сухопутных войск Италии, учитывая выделение для операции дополнительно трёх дивизий: 20-й пехотной «Фриули», 54-й пехотной «Наполи» и 26-й горной «Ассиетта», — предложило реорганизовать семь дивизий в три корпуса: объединённый воздушно-десантный корпус, корпус для высадки первой волны морского десанта и корпус для высадки второй волны.

В конце мая генерала К. Веккьярелли (заместитель начальника главного штаба сухопутных войск Италии), назначили командиром экспедиционного корпуса для проведения операции18. Под его командованием находились только сухопутные войска. Командующий морскими специальными силами осуществлял руководство частями сухопутных войск от посадки на суда до высадки на берег19.

Для обеспечения секретности выбранных мест десантирования в официальной переписке и оперативных приказах использовались следующие условные названия: основной участок десантирования — «Фамагуста», участок Марсашлокк — «Ларнаки», остров Гоцо — «Кипр», участок Меллихи — «Алессандретта», участок Туффиха — «Бейрут», участок Магдалина — «Яффа»20.

Итальянские и немецкие штабные офицеры определились по ключевым моментам операции. Они предусмотрели выброску воздушного десанта для захвата южных высот Мальты с целью штурма основных аэродромов, расположенных к югу от Валлетты.

С учётом каменистого и крутого характера южного и восточного побережий острова высадка там считалась маловероятной, и местность практически не защищалась. Кроме того, направление наступления с юга на север помогало избежать «линии Виктории», хорошо укреплённой оборонительной полосы, проходившей через северо-запад острова21.

Высадки основного морского десанта предшествовали действия водолазов по подрыву заграждений, а также штурмовых групп, специально обученных и оснащённых пожарными лестницами, чтобы подняться и захватить скалистый берег. Операция оценивалась как сложная, с массированным применением всех имевшихся военно-воздушных и военно-морских сил против любых попыток противника оказать сопротивление и состояла из двух этапов.

Первый предусматривал усиление уже проводившейся воздушной и морской блокады острова, а также нанесение воздушных ударов, целями которых являлись аэродромы английской авиации, объекты противовоздушной и береговой обороны, наземные оборонительные позиции противника, водораспределительные сооружения, а также пункты управления и связи.

На втором этапе предусматривалось усиление атак против вышеназванных целей для изоляции Валлетты и срыва контратак британских войск. Благодаря воздушной разведке острова все оборонительные позиции британских войск на Мальте были известны и отмечены на картах для ударов штурмовой авиации.

Во второй половине первого дня начала операции планировалась выброска воздушных десантов численностью до 18,5 тыс. парашютистов из немецкой 7-й авиационной (парашютной) дивизии (11 тыс. человек) и итальянской 185-й парашютной дивизии «Фольгоре» (7500 человек) с целью захвата господствующих высот над пляжами, намеченными для высадки в южной части острова. Выброска проводилась двумя последовательными волнами в 14.00 и 18.00 в районе Дингли — Зуррик с задачей захвата и удержания района шириной до 12 км и глубиной до 2 км, вечером — высадка посадочного десанта на планерах в районе Калафране и форта Бенгиса22 для содействия высадке морского десанта в бухте Марсашлокк. Ложные парашютные десанты проводились на севере Мальты путём выброски манекенов.

Следующей целью для итало-немецких парашютистов являлся захват ближайшего аэродрома Хал Фар (из трёх существовавших аэродромов Лука, Такали и Хал Фар). После этого на захваченный аэродром планировалось десантирование посадочным способом 80-й посадочной воздушно-десантной дивизии «Специя» (10 500 человек). Для этого предполагалось использовать 11 групп транспортных самолётов, включая семь немецких, насчитывавших до 500 самолётов Ю-52. Кроме того, выделялись 300 планеров DFS 230 (вместимостью до 10 человек) и 200 больших планеров Go 242 (23 десантника или пушка). Планировалось использовать 20 планеров Me.321 «Гигант» вместимостью до 200 десантников, которые буксировали созданные на базе двух бомбардировщиков He-111 пятидвигательные He-111Z «Цвиллинг». Четыре итальянские группы насчитывали 180—220 транспортных самолётов, в основном SM.75 (24—28 человек), SM.81 (на 12—14 человек) и SM.82 (на 30—34 человека).

С учётом небольшого расстояния, до 150 км, от аэродромов на Сицилии до планировавшихся площадок приземления на Мальте имелась возможность ежедневно осуществлять до четырёх самолёто-вылетов.

Для сопровождения транспортных самолётов и планеров немецкое командование выделяло 216 истребителей и 200 других боевых самолётов для авиационной поддержки операции. Итальянцы выделяли 222 истребителя и 470 различных бомбардировщиков, торпедоносцев и штурмовиков23. 

Морское десантирование предполагалось осуществить незадолго до полуночи в первый день операции после захвата парашютистами господствующих высот над пляжами в двух районах на юго-западном побережье острова.

Краеугольным камнем всей операции стал успешный захват плацдарма в районе под кодовым названием «Фамагуста» вдоль юго-западного побережья. Здесь местность в целом являлась неровной и возвышалась над уровнем моря и по этой причине была менее защищённой. Для этого 20-я пехотная дивизия «Фриули» (10 тыс. человек) XXX корпуса высаживалась на юго-западном побережье острова в районе Кренди, на участке «Фамагуста», под прикрытием орудий итальянского флота. Два полка дивизии специально обучили захвату прибрежной зоны.

Первыми высаживались специальные десантные войска в составе полка морской пехоты «Сан Марко» (2000 человек), 1-го штурмового батальона и батальона «Лорето» ВВС (1200 человек), трёх батальонов чернорубашечников (1900 человек) и пожарного батальона «Санта-Барбара» национальной пожарной бригады. В течение последующих 12 часов вторым эшелоном высаживалась 4-я горная дивизия «Ливорно» (9850 человек) со средствами усиления.

Из этого района на второй день операции 4-й горной дивизии «Ливорно» вместе с десантниками требовалось энергично продвигаться к аэродрому Лука. Этим обеспечивалась безопасность левого фланга 20-й пехотной дивизии «Фриули» и  80-й посадочной воздушно-десантной дивизии «Специя», наступавших на Марсашлокк и далее в направлении Валлетты.

В бухте Марсашлокк высаживался батальон чернорубашечников, усиленный сапёрами, итальянскими средними танками M.13. Ложное десантирование проводилось в заливах Святого Павла и Меллиха и к северо-западу от Валлетты возле линии Виктории, на участках «Бейрут», «Алессандретта» и «Яффа», для введения противника в заблуждение.

Следующая волна десанта, включавшая итальянский XVI корпус из 26-й горной «Ассиетта» (9000 человек) и 54-й пехотной «Наполи» (8900 человек) дивизий, артиллерии и 10-й танковой группы (3200 человек), высаживалась в захваченной бухте Марсашлокк (участок «Ларнаки»). Высадившиеся дивизии, прорывая «линию Виктории» с юга, завершали оккупацию острова.

На рассвете первого дня операции 1-я пехотная дивизия «Суперга» десантировалась на небольшие острова Гоцо и Комино для последующего их использования в качестве базы материально-технического снабжения.

На основной морской десант и высадку последующего эшелона отводилось двое суток. Общая численность войск, высаживавшихся на архипелаг, достигала 70 тыс. человек. Они имели на вооружении 104 танка 10-й танковой группы, артиллерию, насчитывавшую 64 самоходных и 300 буксируемых артиллерийских орудий, 238  47-мм противотанковых пушек, 120  20-мм автоматических пушек, пехота располагала 360 миномётами, 250 огнемётами и 84 противотанковыми ружьями. При этом планирование морских десантов на Мальте итало-германское военное руководство непосредственно связывало противодействием на Средиземном море возможному вмешательству ВМС противника.

Первая группа задач возлагалась на специальные морские силы, которые обеспечивали непосредственную охрану конвоев в районах посадки и высадки, блокаду прибрежных вод Мальты. Для этого в портах Сицилии базировались флотилия немецких торпедных катеров и флотилия тральщиков, имевшие в своём составе 20 торпедных катеров, девять MAS (противолодочных торпедных катеров), три патрульных катера, один немецкий эсминец, 12 тральщиков и 10 буксиров.

Для перевозки войск использовались 10 пароходов (по 1200 человек на каждом) и шесть — для перевозки материальных средств, 25 моторных парусников, три танкера с водой и два с жидким топливом.

Имелся разнородный флот десантных средств, включая 3 заградителя, 4 танкера, 2 теплохода, 97 самоходных паромов (из них 32 немецких), 100 катеров, 24 моторные лодки, 30 моторных парусников, 7 специально оборудованных малых пароходов и 2 парома24.

С целью перевозки морских десантов транспортные и десантные суда выходили ночью из портов Сиракузы, Порто-Эмпедокле, Ликата, Палермо, Катания, Лампедуза и сходились для осуществления десантирования в назначенных точках сбора: семь конвоев в районе «Фамагусты», один в районе «Ларнаки» и четыре — у острова Гоцо.

Обязательными условиями для выполнения задач операции «Требование C. 3» являлись:

— превосходство военно-морских и воздушных сил в Средиземном море;

— нахождение основных морских сил противника в своих портах;

— интенсивные превентивные воздушные действия на Мальте, в частности, в районах десантирования;

— благоприятные погодные условия в течение 48 часов;

— благоприятная лунная фаза (новолуние или последняя четверть), связанная с непосредственным сопровождением конвоев по защите от авиации, подводных лодок и минной опасности.

Начало десантирования намечалось в полночь установленного дня одновременно в пяти районах побережья, чтобы завершиться той же ночью в насколько возможно короткие сроки. Одновременно требовалось обеспечить высадившиеся войска материальными средствами не менее чем на пять суток.

Корабельная артиллерия поддерживала высадку  десантов, проводившихся в четыре волны под защитой дымовых завес. После десантирования транспортные суда возвращались на свои базы для посадки следующих контингентов, в то время как моторные лодки оставались на Мальте для решения логистических задач по транспортировке личного состава и грузов.

Высадившаяся итальянская пехота могла рассчитывать на огневую поддержку корабельной артиллерии. Для ведения огня по неподвижным целям, таким как долговременные укрепления или войска на оборонительных позициях, могли использоваться  два линкора V морской дивизии, базировавшиеся в Мессине, с соответствующим эскортом. На рассвете первого дня они могли своими 320-мм орудиями поддерживать высадившиеся войска. При стрельбе первым зарядом (максимальная дальность 26 км) они поражали практически весь остров, включая порт Валлетты, оставаясь вне досягаемости артиллерии британского форта Делимара. Сразу после обстрела Мальты линкоры возвращались в Мессину, чтобы находиться в готовности выйти в море в случае любого вмешательства военно-морских сил противника. Этому посвящалась особая директива для ВМФ в отношении проведения операции на Мальте, которая определяла следующие цели:

— противодействие вторжению ВМС противника в прибрежные воды Мальты;

— предотвращение любых диверсионных операций ВМС противника;

— срыв снабжения Мальты надводными кораблями и судами.

В отношении морских сил противника предполагалось, что минимальное время подхода их к Мальте составит 48 часов, а максимальное — три дня. Основная часть итальянских сил базировалась в следующих военно-морских базах: три линкора в Неаполе, два линкора, четыре тяжёлых и пять лёгких крейсеров в Мессине-Огасте и три лёгких крейсера в Кальяри. Эти силы выходили в море, чтобы предотвратить прибытие к Мальте военно-морских сил противника, шедших из Александрии или Гибралтара. Дополнительно планировались завесы из 30 подводных лодок, а авиация с Родоса и Крита проводила регулярную воздушную разведку над Александрией25.

Таким образом, к началу июня 1942 года планирование почти завершили и согласовали. Однако вся операция основывалась на трёх основных условиях:

— наличие немецкой транспортной авиации, а также прибытие обещанного подкрепления;

— предоставление Германией жидкого топлива, необходимого для итальянского флота, учитывая его нехватку;

— возможность перебросить по морю и высадить на остров около 70 тыс. военнослужащих.

Для подготовки сухопутных войск было издано руководство по обучению, основанное на таких основных принципах, как: наращивание и обучение воздушно-десантных частей (парашютных и посадочных воздушно-десантных), а также преобразование типовых пехотных дивизий в специально организованные, обученные и оснащённые морские десантные.

Согласно плану захвата Мальты был утверждён трёхэтапный график обучения войск (с 20 марта до планировавшейся даты проведения операции) с переходом от индивидуальной подготовки и тактики малых подразделений к проведению крупномасштабных воздушно-десантных и морских десантов. 

Достижению высокого уровня межвидового взаимодействия (сухопутные войска и ВВС, сухопутные войска и ВМФ), а также взаимодействию 185-й парашютной дивизии «Фольгоре» и 80-й посадочной воздушно-десантной дивизии «Специя» с немецкими парашютными частями придавалось первостепенное значение.

С середины апреля 1942 года в 185-й парашютной дивизии «Фольгоре» появились немецкие инструкторы26. Боевая подготовка в ней велась с 1 марта 1942 года. Дивизия отличалась высоким уровнем морально-психологического состояния, т.к. все офицеры и солдаты являлись добровольцами.

80-ю посадочную воздушно-десантную дивизию «Специя» сформировали на базе обычной пехотной дивизии. Её военнослужащие обучались быстрой погрузке и выгрузке личного состава, транспортных средств и вооружения из самолётов, а также перевозкам по воздуху при разных условиях полёта.

Предназначенные для морского десанта пехотные дивизии надо было переформировывать, обучать и перевооружать, чтобы они могли под огнём противника десантироваться на берег. Это потребовало взаимодействия с ВМС с целью обеспечения каждой полковой боевой группы необходимыми десантными судами для обучения морскому десантированию.

17 апреля 1942 года командование сухопутных войск издало руководство по проведению морских десантов, в котором учитывались опыт японских специалистов и результаты начальных учений. В частности, документ определял высадку штурмовых групп как первое действие морского десанта, за которым следовала волна пехотных подразделений для захвата и расширения плацдарма27.

Географическая разбросанность мест дислокации привлекавшихся формирований, недостаточное количество десантных плавучих средств и необходимость оперативной маскировки невольно упрощали сами учения. Часто их проведение ограничивалось только  одним каким-либо подразделением, хотя и проходили они с необычайным реализмом на высоких скалистых берегах побережья Тосканы, напоминавших мальтийские. Для этого использовались пожарные лестницы и трапы длиной до 30 м, которые сбрасывались с носовой части морских транспортных средств. В середине июня 1942 года японский адмирал Абэ в письме к итальянскому адмиралу Туру отмечал: «Наблюдая за вашими подчинёнными на учениях, я вернулся в Рим с убеждением, что вы сможете блестяще справиться с задачей»28.

Таким образом, план в целом был отработан, войска находились в готовности, оставалось только назначить день начала операции. На предложение Италии, которая требовала проведения её в первой половине июня 1942 года, немецкое командование возражало, что к этому времени не будет в наличии ни парашютистов, ни военно-морских средств, ни нефти.

Немцы сомневались, что итальянский ВМФ сможет контролировать в ночное время акваторию вокруг Мальты. В течение дня немецкая и итальянская авиация могла сражаться с базировавшимися на Мальте английскими самолётами за господство в воздухе и наносить удары по английским кораблям, но ночью английский флот благодаря имевшимся радарам имел значительное преимущество над итальянским.

Когда 21 июня 1942 года немцы захватили Тобрук, они отложили захват Мальты до завершения наступления в Северной Африке, которое считали победоносным.

Огромные потребности Советско-германского фронта в самолётах и топливе, успешное наступление Э. Роммеля на восток Африки через Триполитанию и недоверие к способности итальянцев провести такую сложную операцию — всё это способствовало постоянным переносам сроков и в конечном итоге к отмене в конце июля 1942 года самой операции29.

Суть такого поворота дела заключалась не в том факте, что в мае не было принято решение о проведении операции, а в том, что её своевременно не подготовили к тому моменту, когда сложились благоприятные условия для её проведения, и эта ответственность лежала на итальянцах не меньше, чем на немцах.

Один из военнослужащих 185-й парашютной дивизии «Фольгоре» Баттиста Дж. Дроверо так описал в своём дневнике отказ от операции: «21 июня 1942 года. Это памятный день. Итало-германская армия захватывает Тобрук, находящийся в руках англичан с января 1941 года. Из военных сводок мы узнаём, что Роммель преследует 8-ю британскую армию в направлении Александрии. Нас, парашютистов дивизии “Фольгоре”, победа Роммеля лишает возможности сражаться. Никто больше не говорит о захвате Мальты, что облегчило бы оккупацию Египта, контроль над морскими маршрутами и Суэцким каналом. Появились слухи о скором отбытии в Северную Африку, где мы будем воевать в качестве обычной пехоты. Какое разочарование после стольких усилий и надежд»30.

Во второй декаде июля авиационные атаки против Мальты возобновились в небольшом масштабе и, как происходило ранее, с уменьшением воздействия на остров, активность его военно-морских и воздушных сил возрастала, что приводило к увеличению потерь среди итальянских морских конвоев.

В тот период речь уже зашла о полном отказе от проведения операции «Требование C. 3». У. Кавальеро 7 июля довёл до генерала А. Гандина решение об отмене операции и начале следующей — «Требование C. 4» по оккупации Туниса. 10 июля началась отправка морских моторных средств, предназначавшихся для Мальты, в Африку. 17 июля немцы отозвали своих инструкторов, помогавших готовить итальянских парашютистов.

Официальная отмена операции по захвату Мальты состоялась 27 июля 1942 года. В сообщении У. Кавальеро трём командующим видами вооружённых сил отмечалось, что общая военная ситуация и метеорологические условия не позволяют проведение в текущем году операции «Требование C. 3»31.

Операция «Требование C. 3», со временем затерявшаяся в истории, привлекает меньше внимания, чем заслуживает. Хотя она и не вышла за рамки планирования и подготовки, тем не менее представляет интерес для изучения опыта взаимодействия военных структур трёх стран военно-политического блока. Наиболее сложным для них явился трудный перевод расплывчатых и противоречивых политических указаний в чёткие приказы и решения по организации и подготовке объединённых сил.

Оценка роли Мальты в исходе войны на Средиземном море также остаётся противоречивой. С одной стороны, имеются утверждения ряда исследователей, что отказ от захвата Мальты представляет собой единственную, наиболее критичную ошибку в стратегии стран оси в Северной Африке и Средиземноморье32. С другой стороны, их оппоненты высказываются, что логистические проблемы в Северной Африке оказались неразрешимыми и без роли Мальты в борьбе с конвоями, доставлявшими материальные средства из Италии в Триполитанию33.

В августе 1942 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль отмечал, что падение Мальты серьёзно повлияло бы на положение союзников в Средиземноморье, представляя собой катастрофу первой величины для Британской империи34.

С этим трудно согласиться из-за преувеличения масштаба потери. Безусловно, захват острова позитивно мог повлиять на доставку пополнений и материальных средств итало-немецким войскам в Северной Африке, боеспособность которых от этого возросла бы. Но данное обстоятельство не могло идти ни в какое сравнение с военно-экономическим потенциалом США, начавшими перебрасывать свои войска в Алжир.

Гипотетический захват Мальты в 1942 году мог только отсрочить на некоторое время капитуляцию итало-немецкой группы армий «Африка». Соответственно с аналогичным сдвигом могли бы происходить последующие события, приведшие к конечному итогу — выходу Италии из войны на стороне нацистской Германии и Японии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Greene Jack; Massignani Alessandro The Naval War in the Mediterranean 1940—1943. Chatham Publishing. 1998. Р. 64.

2 Mariano Gabriele. Operazione C3: Malta. 2nd ed. (Rome, Italy: USMM, 1990). Р. 12—17, 65. 

3 Megan Debono. Malta is a magnificent story: Malta’s symbolic role in the Second World War. The Florida state university college of arts and sciences. 2011. Р. 11.

4 История Второй мировой войны 1939—1945 / Под ред. А.А. Гречко. Т. 4. М.: Воениздат, 1975. С. 410.

5 Кессельринг А. Люфтваффе: триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. 1933—1947. М.: Центрполиграф, 2003. С. 150.

6 Операция «Требование С.3» включала разработку плана и оперативных директив по высадке на Мальте и захвату острова. Это главная цель, которую маршал Кавальеро преследовал с самого начала своей деятельности на посту начальника генерального штаба. Он считал, что захват Мальты устранит самое значительное препятствие для морского сообщения с Ливией и самую серьёзную угрозу на Средиземном море.

7 L’Italia in  guerra il  3° anno — 1942. Cinquant’anni dopo l’entrata dell’italia nella 2a Guerra mondiale (A cura di: R.H. Rainero, A. Biagini) Aspetti e problem. Stabilimento grafico militare. Gaeta. 1992. Р. 409.

8 Кессельринг А. Указ. соч. С. 160.

9 Oberkommando des Herres, «Studie Malta. 1941—1942», T78. MR 1754, Collection of Foreign Records Seized 1941, Record Group 242, National Archives and Records Administration, Washington, DC, 24—28. 

10 Mariano Gabriele. Op. сit. Р. 103.

11 L’Italia in guerra il 3° anno — 1942… Р. 412.

12 Francesco Mattesini. L’esigenza «C.3» (operazione «Hercules») e il blocco di Malta nel contesto della guerra in mediterraneo nel 1942. Parte prima Francesco Mattesini Malta — il monumento ai caduti della seconda guerra mondiale di fronte ai bastioni della Valletta. Roma. 2019. Р. 23.

13 Кавальеро У. Записки о войне: дневник начальника итальянского Генерального штаба. М.: Воениздат, 1968. С. 148.

14 Антонио Гандин — бригадный генерал с 1940 г., служил в итальянском верховном командовании по 1942 г. Затем находился на Советско-германском фронте. 16 июня 1943 г. был назначен командиром 33-й пехотной дивизии «Акуи» на греческом острове Кефалония. После выхода Италии из войны в сентябре 1943 г. был расстрелян немцами за отказ разоружить свою дивизию.

15 Mariano Gabriele. Op. cit. Р. 98. 

16 Andrea Vento. In silenzio gioite e soffrite: storia dei servizi segreti italiani dal Risorgimento alla Guerra Fredda, Milano. Il Saggiatore s.p.a. 2010. Р. 404.

17 Митчем Сэмюэль. Величайшая победа Роммеля: война в Северной Африке, 1942—1943: сборник. М.: ACT, 2002. С. 49.

18 Emilio Faldella. L’Italia nella seconda guerra mondiale: revisione di giudizi. Bologna, Cappelli, 1959. Р. 431, 432.

19 Mariano Gabriele. Op. cit. Р. 292.

20 Francesco Mattesini. Op. cit. Р. 70.

21 «Линия Виктории» являлась оборонительным рубежом, протянувшимся с востока на запад в северной части Мальты на 12 км вдоль естественного горного разлома. Построена англичанами в конце XIX в. для защиты юго-восточной части острова от возможной высадки противника на северном  побережье с пологими пляжами. Все главные города, включая столицу, находились в южной части острова за укреплённой линией.

22 Калафрана являлась гидроаэродромом для гидросамолётов на самой южной оконечности о. Мальта, форт Бенгиса находился на возвышенном берегу моря, на мысе Бенгиса, южном рукаве бухты Марсашлокк.

23 Lutton Wayne. Malta and the Mediterranean: A Study in the Allied and Axis Strategy, Planning, and Intelligence during the Second World War.Ann Arbor, MI: University MicrofilmsInternational, 1983. Р. 95.

24 L’Italia in guerra il 3° anno — 1942… Р. 425.

25 Ibid. Р. 425—427.

26 С 1 сентября 1941 г. 1-й, 2-й парашютные и парашютный артиллерийский полки свели в 185-ю парашютную дивизию «Фольгоре». Постоянная дислокация предусматривалась в Риме. В марте 1942 г. в дивизии был сформирован 3-й парашютный полк.

27 Mariano Gabriele. Op. cit. Р. 131.

28 Alessandro Vivarelli. The axis and the intended invasion of Malta in 1942: a combined planning endeavor. School of advanced military studies United States Army command and general staff college fort Leavenworth, Kansas. 2014. Р. 52.

29 Ibid. Р. 7.

30 Battista G. Drovero. Ritorno a El Alamein: i Paracadutisti della Folgore in Africa Settentrionale.Milano, Italy: Mursia editore, 1999. Р. 78.

31 L’Italia in guerra il 3° anno — 1942… Р. 433.

32 Peter Shankland, Anthony Hunter. Malta Convoy.New York, NY: Ives Washburn, Inc., 1961. Р. 34.

33 Martin Van Creveld. Supplying War: Logistics from Wallenstein to Patton.Cambridge, UK: Cambridge University Press. 1977. Р. 181—192. 

34 Megan Debono. Op. cit. Р. 9.