Организация противовоздушной обороны Ленинграда в годы Советско-финляндской войны

image_print

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ ХХ—ХХI ВВ.

А.Ю. ЛАШКОВ — «Не допустить ни одного самолёта противника к городу Ленинград». Организация противовоздушной обороны Ленинграда в годы Советско-финляндской войны

A.Yu. LASHKOV — «Not one enemy aircraft must approach the city of Leningrad». Organizing the air defense of Leningrad during the Soviet-Finnish War

Аннотация. В статье рассмотрены организация противовоздушной обороны Ленинграда в ходе Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. и её роль в общей системе ПВО Северо-Западного региона страны в зоне военных действий. Отсутствие до начала 1940 года единого поля воздушного обнаружения на войсковом уровне в зонах ответственности советских объединений позволяло вражеским самолётам периодически проникать в наш глубокий тыл. Автор также отмечает многочисленные случаи нарушения своей авиацией правил полётов в зоне ответственности ПВО Ленинграда. Актуальность темы обусловлена современной военно-политической обстановкой, связанной со стремлением руководства блока НАТО превратить территорию Финляндии в очередной плацдарм своих агрессивных устремлений против Российской Федерации. Содержание работы построено на материалах государственных и ведомственных архивов. Часть документов впервые вводится в научный оборот.

Ключевые слова: Советско-финляндская война; Ленинград; противовоздушная оборона; 2-й корпус ПВО; истребительная авиация; зенитная артиллерия; войска ВНОС; аэростаты заграждения; М.М. Процветкин; Ф.Я. Крюков; В.М. Добрянский; А.С. Благовещенский.

Summary. The paper looks at the organization of air defense in Leningrad in the course of the Soviet-Finnish War of 1939—1940 and its role in the overall AD system of the country’s Northwest region in the hostilities area. Since there was no uniform field of air detection at the army level in responsibility zones of Soviet associations until the beginning of 1940, the enemy aircraft managed to get deep into our rear at regular intervals. The author also mentions numerous cases of own aircraft violating flight rules in the Leningrad AD responsibility zone. The subject is rendered topical by the current military-political situation connected with the desire of the NATO leadership to turn Finland’s territory into yet another bridgehead of their aggressive intent against the Russian Federation. The contents of the work rely on materials from state and departmental archives. Some of the documents have not been previously in scientific circulation.

Keywords: Soviet-Finnish War; Leningrad; air defense; 2nd AD Corps; fighter aircraft; AA artillery; Air Observation, Warning and Communication Troops; barrage balloons; M.M. Protsvetkin; F.Ya. Kryukov; V.M. Dobryansky; A.S. Blagoveshchensky.

Город Ленинград в межвоенный период являлся стратегически важным административным пунктом противовоздушной обороны страны. Для его защиты от воздушного нападения в октябре 1937 года на базе управления ПВО Ленинграда и подчинённых ему частей был сформирован 2-й корпус ПВО1 (1-го формирования, полковник М.М. Процветкин2 (врио), позднее — комбриг Ф.Я. Крюков3), включавший в себя части всех родов войск противовоздушной обороны4 (кроме истребительной авиации (ИА)) с решением соответствующих для них задач.

С началом Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. командованию корпуса ПВО была поставлена конкретная задача: «Не допустить ни одного самолёта противника к городу Ленинград»5. В 8.00 30 ноября 1939 года в городе была объявлена первая воздушная тревога. При этом организация противовоздушной обороны города на Неве строилась «несколько в иных принципах, чем это предусматривалось при обороне пунктов в тылу страны»6.

Для прикрытия города с воздуха из состава ИА Ленинградского военного округа (ЛенВО) была выделена 54-я истребительная авиабригада (иабр, 168 самолётов7)8 под командованием полковника А.С. Благовещенского9. Авиабригада состояла из 19, 26-го и 44-го истребительных авиационных полков (иап)10. Для истребительной авиации были выделены четыре зоны патрулирования, три зоны сбора частей в воздухе (в районе аэроузлов) и система постов наведения. Полки 54 иабр базировались на аэродромы Горелово, Углово, Б. Манушкино, Ропша, Витино и Горская в непосредственной близости от Ленинграда11.

В радиусе 20—25 км от центра города была организована зона зенитной артиллерии (ЗА), полностью обеспеченная световым полем прожекторных частей. Для борьбы с низколетящими самолётами противника отдельные объекты пункта (железнодорожные мосты, транспортные узлы, важные предприятия) прикрывались, кроме того, зенитными пулемётными частями. Все зенитные средства подчинялись начальнику артиллерии 2-го корпуса ПВО майору П.Г. Слепченко12.

По границе города проходили зоны аэростатов заграждения (АЗ). В состав 2-го корпуса ПВО входили 3-й и 4-й полки АЗ (с сентября 1939 г.)13. На их вооружении стояли одиночные аэростаты заграждения и аэростаты заграждения системы тандем «КВ-КН» и «КТВ-КТН», а также несколько экспериментальных систем триплет «ТВ-ТС-ТН». Высота подъёма одиночного аэростата заграждения составляла 2,5 км, а тандема — до 4,5 км. Они должны были прикрывать воздушное пространство непосредственно над объектом и на подступах к нему, не допуская противника на высоту менее 2,5(2,8) — 4,5 км и исключая его снижение над объектом и бомбометание с пикирования. Согласно установленным нормам корпус ПВО должен был прикрывать аэростатами заграждения площадь 200—400 кв.км14.

Посты АЗ выставлялись вокруг Ленинграда в несколько рядов, а в центральной части — в шахматном порядке. Наибольшая плотность постов аэростатов заграждения отмечалась в северо-западной части города, наиболее близкой к театру военных действий.

Вскоре к воздушному патрулированию города и его ближайших окрестностей приступили лётчики. Однако оно носило периодический характер (в зависимости от степени опасности воздушных налётов финской авиации).

Одновременно поступило распоряжение об организации светомаскировки Ленинграда. Впервые временный режим светомаскировки в качестве тренировки местной противовоздушной обороны (МПВО) был введён в городе 16 ноября 1939 года, т.е. ещё до начала военных действий15.

Штаб МПВО УНКВД СССР по г. Ленинграду и Ленинградской области главной задачей в своей работе определил «приведение в готовность сил и средств МПВО районов и городов угрожаемой зоны и установление такого светомаскировочного режима, обеспечивавшего бы скрытность г. Ленинграда от воздушного противника в радиусе 100—130 км вокруг г. Ленинграда»16. Для решения этой задачи (на основании приказа начальника ПВО ЛенВО от 29 ноября 1939 г.) штаб МПВО области распорядительным порядком привёл в готовность систему местной противовоздушной обороны районов и 24 городов в 100-км зоне вокруг Ленинграда17.

В соответствии с ранее принятой директивой военного совета Ленинградского военного округа от 22 августа 1937 года № 3034/сс в ожидании воздушного налёта на Ленинград в первые недели войны были приняты меры по организации режима радиомолчания. В частности, прекращалась работа всех раций (кроме военных) в диапазоне 50—120 МГц и в радиусе 100 км от города, а также всех длинноволновых и радиовещательных радиостанций18.

Для организации боевой работы в составе штаба 2-го корпуса ПВО были созданы две группы под руководством исполнявшего должность помощника командира корпуса комбрига М.М. Процветкина и начальника штаба полковника В.М. Добрянского19, которые поочерёдно несли дежурство.

В первый же день войны под обстрел своих зенитных средств попали советские самолёты, нарушившие режим полётов над запретной зоной в границах города. В этой связи командование 2-го корпуса ПВО было вынуждено признать, что «полёты без предварительного предупреждения штаба ПВО и в запретной зоне над Ленинградом по-прежнему имеют массовый характер, что не гарантирует безопасности полётов наших самолётов и создаёт условия, при которых возможен пролёт к городу (Ленинграду) самолётов противника»20.

2 декабря в воздух были подняты аэростаты заграждения в диапазоне высот 2000—3500 м21. При этом не обошлось без аварий. В результате обледенения троса восемь АЗ оторвались и были отнесены за пределы зон дежурства. Позднее, чтобы снизить процент аварийности, стали временно ограничиваться высотами 1800—2500 м. Тем не менее в результате технических причин и плохих метеоусловий к 27 декабря 1939 года был потерян (приведён в негодность) 21 аэростат заграждения (3-й полк АЗ — 18, 4-й полк АЗ — 3)22.

На следующий день постами воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) были зафиксированы отдельные полёты самолётов-разведчиков противника севернее Ленинграда в тылу наших войск. С целью раннего обнаружения неприятельских воздушных целей с 4 декабря посты ВНОС стали перемещать на территорию Карельского перешейка, занятую советскими частями. Вскоре к ним добавились радиолокаторы РУС-1 «Ревень», принятые на вооружение ПВО РККА в 1939 году.

В составе Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) к 8 декабря 1941 года также выставлялись посты ВНОС. Они были расположены на островах Финского залива: Сескари (Сескар), Нарви (Нерва), Лавен-Саари (Мощный), Малом и Большом Тютерс, Суур-Саари (Гогланд). Связь с ними штаб 2-го корпуса ПВО поддерживал по радио23.

Тем временем не прекращавшиеся нарушения режима полёта вблизи Ленинграда своей авиации заметно беспокоили штаб 2-го корпуса ПВО. Так, 20 декабря в 18.30 в районе военного городка Сертолово средства ВНОС обнаружили четыре неизвестных самолёта. Зенитными расчётами 115-го артиллерийского полка по ним был открыт заградительный огонь (выпущено 79 снарядов). После уточнения данных самолёты оказались из состава ВВС 7-й армии, своевременно не оповестившие подразделения противовоздушной обороны о своём маршруте24.

Создавшимся положением, несомненно, пользовался противник. Для проникновения в тыловые районы советских частей финские лётчики иногда использовали наши опознавательные знаки на своих самолётах. Так, по донесению оперативного дежурного города-крепости Шлиссельбург, 19 декабря 1939 года финский самолёт с надписью «СССР» на борту и крыльях подверг бомбардировке район лесозавода Ильинский (без видимого для него ущерба)25. Информацию об этом факте штаб 2-го корпуса ПВО довёл до всех подчинённых частей и подразделений, а также потребовал от них ещё раз ознакомить личный состав войск ВНОС и ЗА с опознавательными знаками ВВС РККА в зоне боевых действий.

В свою очередь, лётчики ИА ПВО помимо организации воздушного прикрытия города периодически задействовались в интересах действующей армии на Карельском перешейке. Имели место и боевые потери. В частности, 24 декабря из очередного вылета не вернулся адъютант 2-й эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка младший лейтенант И.Ф. Мансуренко26. При штурмовке позиций противника его самолёт был подбит зенитным огнём27 и упал в оз. Рахка-ярви (Нарядное) в 2—3 км к югу от оз. Пюхя-ярви (Отрадное). Это стало первой боевой потерей в составе 54 иабр.

До конца 1939 года ИА ПВО в установленных зонах патрулирования в районе Ленинграда выполнила 1002 самолёто-вылета.

Утром 1 января воинов противовоздушной обороны города на Неве с Новым годом поздравил второй секретарь Ленинградского городского комитета ВКП(б) А.А. Кузнецов, пожелавший «ещё больших успехов в деле повышения боевой и политической подготовки частей и усиления бдительности по защите гор. Ленинграда»28.

Отсутствие единого поля воздушного обнаружения на войсковом уровне в зонах ответственности советских объединений позволяло вражеским самолётам периодически проникать в наш глубокий тыл. С целью частичного исправления создавшегося положения в начале 1940 года в границах 2-го корпуса ПВО были скорректированы места расположения радиолокационных станций (РЛС) РУС-1 «Ревень». Они размещались на следующих участках: 01 — Лигово, Ванха-Яами; 10 — Ванха-Яами, Сипарила; 20 — Сипарила, Перкярви; 19 — Перкярви, Руси; 18 — Руси, Кандакюля, 21 — Руси, Курголово29. Вскоре к ним добавилась РЛС на участке № 15 — Миеттая, Тайвола30. При этом радиолокационная станция не была способна решать задачи по опознаванию самолётов и определению курса их полётов31. Одновременно на Карельском перешейке, в районе Токсово, в Ленинградском физико-техническом институте Академии наук СССР начали конструировать первую более совершенную РЛС РУС-2 «Редут»32.

С целью исключения ночных пролётов финской авиации к Ленинграду 12 января 1940 года к северу от города было создано единое световое поле, которое охватывало в том числе и территорию, ранее занятую частями вновь образованного Северо-Западного фронта (СЗФ)33.

С поступлением на вооружение 2-го пулемётного полка крупнокалиберных пулемётов Дегтярёва — Шпагина ДШК (до 100 единиц) появилась возможность заметно усилить противовоздушную оборону наиболее важных городских объектов в диапазоне малых высот. Для формирования новых команд к полку были прикомандированы 160 красноармейцев, большей частью из состава запасного зенитного пулемётного батальона. Это позволило также сформировать две пулемётные роты в составе 84 человек личного состава и 12 установок34.

В середине января 1940 года штаб 2-го корпуса ПВО проанализировал многочисленные случаи нарушения своей авиацией правил полётов в зоне ответственности противовоздушной обороны города на Неве и его ближайших районов и пришёл к неутешительным выводам. В частности, в боевом донесении № 44 указывалось следующее: «Части ВВС округа по-прежнему не выполняют указания командующего ВВС и летают без заявок в запретной зоне над Ленинградом и его окрестностями — в зоне огня З.А. /12.01 — полёты 18 СБ [скоростных бомбардировщиков] в Восточном секторе, там же полёты П-5, У-2, Р-5, чем создаются: 1. Условия, при которых /в условиях плохой видимости/ под видом своих могут пролететь к Ленинграду совершенно безнаказанно самолёты противника; 2. Излишне часто и бесцельно /по своим самолётам/ поднимаются по тревоге части, чем притупляется бдительность при несении службы по тревоге; 3. Полёты в запретной зоне, без заявок и с нарушением их, могут в отдельных случаях привести к обстрелу своих самолётов или наскоку их на трос А.З. игибели»35.

16 января командование корпуса противовоздушной обороны отдало распоряжение подчинённым частям о прекращении работы на волне «178 — Воздух», так как посты ВНОС и подразделения связи в условиях боевой обстановки часто принимали донесения о появлении «самолётов неустановленной формы», и требовалось дополнительное время для установления их государственной принадлежности. В частности, в полосе действия объединений, прикрывавших Ленинград на Карельском перешейке, за период с 30 ноября 1939 до 15 января 1940 года было обнаружено несколько десятков таких летательных аппаратов. С целью исключить появление в небе города на Неве подобных самолётов, а также снизить риск поражения собственной авиации комбриг Ф.Я. Крюков приказал: «Ночные полёты на боевое задание с аэродромов в зоне З.А. Ленинграда не производить, т.к. при возвращении с задания самолёты блудят над Ленинградом и подвергаются возможности обстрела. Особенно это касается Левашевского аэродрома36»37. Прожекторным командам была дана команда: «Наши самолёты для опознавания освещать не более как двумя — тремя лучами. По опознавании освещение прекратить»38.

За первый месяц 1940 года для организации воздушного патрулирования города и ближайших районов самолёты ИА выполнили 1267 самолёто-вылетов. В феврале численность их вылетов возросла до 4341.

К сожалению, вследствие недостаточного взаимодействия с противовоздушной обороной КБФ имели место случаи обстрелов своих самолётов. Так, вечером 15 февраля при возвращении с боевого задания зенитной артиллерией ПВО КБФ был обстрелян истребитель из состава 54 иаб (несмотря на своевременное оповещение о своём полёте). 20 февраля под огонь морских зенитчиков вновь попали наши самолёты39.

К началу марта 1940 года штаб 2-го корпуса ПВО оценил состояние аварийности в полках аэростатов заграждения города. Так, за период с 1 декабря 1939 по 1 марта 1940 года имели место 68 обрывов аэростатов (в 3-м полку АЗ — 40, в 4-м полку АЗ — 28)40. Основными причинами обрывов стали: «1) обледенение тросов — провис на высоковольтные провода и перегорание, 19 шт.; 2) переплетение А.З. в воздухе при разных направлениях ветра, 12 шт.; 3) внезапные порывы шквального ветра, 21 шт.; 4) недостаточный практический опыт у личного состава и халатность»41.

Для исправления создавшегося положения руководство противовоздушной обороны Ленинграда приняло ряд первоочередных мер, направленных на повышение боевой готовности подразделений аэростатов заграждения. В частности, при организации подъёмов АЗ предусматривалось удаление их от проводов высокого напряжения на расстояние от 500 м до 1 км. Для уменьшения провисания верхних тросов они укорачивались на 300—500 м. Заметно увеличивался интервал между точками расположения АЗ в воздухе (в зависимости от типов аэростатов) на расстояние от 800 до 1200 м. Были улучшены работа метеостанций и кольцевое обслуживание постов АЗ. С личным составом полков дополнительно проведены теоретические и практические занятия по организации эксплуатации и техническому обслуживанию воздушных шаров и другого оборудования.

Одновременно была усилена готовность системы воздушного наблюдения и оповещения к своевременному обнаружению полётов вражеских самолётов в направлении к городу на Неве. И такие случаи имелись. Так, днём 3 марта 1940 года пост ВНОС № 0209 (д. Кириясалы42) зафиксировал на большой высоте (за облаками) шум моторов самолётов. Такая же информация поступила и от поста ВНОС № 0214 (д. Хартонен). Учитывая возможность налёта финской авиации на Ленинград, начальник штаба корпуса полковник В.М. Добрянский отдал распоряжение группе ИА, осуществлявшей воздушное прикрытие города, выйти на перехват противника в районе Нового Белоострова (вблизи Ленинграда). Одновременно в воздух по тревоге в зоны патрулирования были подняты 48 истребителей 54 иабр. Финских самолётов обнаружено не было. Согласно дальнейшим сообщениям постов ВНОС неприятельская авиагруппа повернула в сторону линии фронта. В этой связи силы и средства ПВО были переведены в обычный режим боевого дежурства43.

В течение трёх дней (1—3 марта) финская авиация подвергла бомбардировке три железнодорожные станции севернее Ленинграда (Белоостров, Куоккола (Репино) и Тероки (Зеленогорск)). В частности, на станцию Куоккола, где имелся большой запас боеприпасов и горючего, противник сбросил пять фугасных бомб. В ходе проведённого расследования было установлено, что в бомбардировке приняли участие три двухмоторных финских самолёта (неустановленного типа).

В связи с действиями авиации противника в ближнем районе города на Неве штабом 2-го корпуса ПВО были определены первоочередные задачи, включавшие в себя следующее: «1) Армейскими средствами прикрыть станции Белоостров, Куоккола и Тероки, где сосредоточены склады авиационного горючего и бомб; 2) потребовать от лётного состава строжайшего соблюдения запретных зон полётов; 3) закрыть коридор Стрельна — Сестрорецк, запретить аэродромные полёты в запретной зоне Ленинграда на аэродромах Комендантском, Гребной порт, Корпусном, Аэропорт, Левашово, Косимово, Кавголовское озеро, Горская и Сестрорецкий разлив; 4) полёты в 100-км зоне от Л-да производить на высотах не более 800—1000 м и не ниже кромки облаков на 200 м в облачную погоду; 5) разграничить зону действия И.А. ПВО Ленинграда и фронта»44.

С окончанием военных действий (с 12.00 13 марта 1940 г.) командир 2-го корпуса ПВО комбриг Ф.Я. Крюков отдал распоряжение полностью снять светомаскировку по городу и Ленинградской области. Всего в марте ИА противовоздушной обороны совершила 582 самолёто-вылета (из них только 13 марта — 139). За весь период войны для организации воздушного патрулирования в районе Ленинграда ИА ПВО осуществила 8584 самолёто-вылета с общим налётом 8987 часов45. Согласно журналу боевых донесений 2-го корпуса ПВО в зонах патрулирования истребительной авиации над городом и ближайшими окрестностями были выполнены 7192 самолёто-вылета46.

В условиях близости Ленинграда к театру военных действий и определённой активности финской авиации в течение войны для прикрытия города с воздуха использовался барраж. Способ «дежурство на аэродроме» практически не применялся, так как наши истребители могли «опоздать и в лучшем случае только “наказать” противника, не решив задачи его отражения»47.

Более 35 раз в воздух поднимались аэростаты заграждения. Основной причиной отказа их подъёмов являлись плохие метеоусловия (сильный ветер, низкая температура).

С середины марта 1940 года в составе противовоздушной обороны Ленинграда и его ближайших районов начался перевод подразделений и частей на мирное положение. К 6 апреля было полностью свёрнуто световое поле (в интересах зенитной артиллерии), а к 10 апреля — завершено свёртывание частей аэростатов заграждения.

Новое испытание для системы ПВО города на Неве началось с первых дней Великой Отечественной войны, которое оно с достоинством вынесло, превратившись в серьёзный щит от воздушного нападения немецко-фашистской авиации.

__________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Противовоздушная оборона страны (1914—1995 гг.): военно-исторический труд. М., 1998. С. 78.

2 Процветкин Михаил Максимович (15(28) июля 1897 — 5 ноября 1954) — советский военачальник, генерал-майор артиллерии (1940 и 1943). На военной службе с мая 1916 г. Окончил учебную команду при 1-й запасной горной батарее в г. Киев (1917), артиллерийскую школу комсостава армий Южного фронта (1919), КУКС зенитной артиллерии (1926), Артиллерийскую академию РККА имени Ф.Э. Дзержинского (1934). В ходе Советско-финляндской войны (1939—1940) — исполняющий должность помощника командира 2-го корпуса ПВО, г. Ленинград (октябрь 1938 — июнь 1940). С июня 1940 г. — командир того же корпуса. Великую Отечественную войну завершил в должности командира 13-го корпуса ПВО.

3 Крюков Филипп Яковлевич (10()23 октября 1896 — 28 февраля 1943) — советский военачальник, генерал-майор артиллерии (1940). На военной службе с 1915 г. Окончил артиллерийскую учебную команду (1916), Школу зенитной артиллерии в Петрограде (1924), КУКС зенитной артиллерии РККА (1927), инженерно-командный факультет Артиллерийской академии РККА имени Ф.Э. Дзержинского (1936). В ходе Советско-финляндской войны (1939—1940) — командир 2-го корпуса ПВО, г. Ленинград, помощник командующего войсками ЛенВО по ПВО. Позже — командующий Северной зоной ПВО (с февраля 1941). В период Великой Отечественной войны: в прежней должности, затем начальник ПВО Северного, позднее Ленинградского фронтов (23 июля 1941 — август 1942), заместитель начальника артиллерии Юго-Западного фронта (ноябрь 1942 — февраль 1943).

4 Рода войск ПВО в полной мере стали формироваться в годы Великой Отечественной войны.

5 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 13613. Оп. 20352. Д. 17. Л. 1 об.

6 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 240.

7 Данные на 25 ноября 1939 г.

8 Приказом командующего войсками Ленинградского военного округа от 11 июля 1938 г. № 00128 54-я истребительная авиационная бригада оперативно была подчинена командиру 2-го корпуса ПВО.

9 Благовещенский Алексей Сергеевич (5(18) октября 1909 — 25 мая 1994) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1943), лётчик-испытатель 1-го класса (1950), Герой Советского Союза (1938). На военной службе с 1927 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС (1928), Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1929), Курсы усовершенствования командного состава при Академии Генштаба РККА (1939). Участник боевых действий в Китае (1937—1938). Командир 54-й истребительной авиабригады Ленинградского ВО. В ходе Советско-финляндской войны (1939—1940) — в прежней должности. Затем — командир 60-й истребительной авиабригады (апрель—август 1940), 27-й истребительной авиационной дивизии (август 1940 — январь 1941), заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта (с января 1941). Великую Отечественную войну завершил в должности командира 2-го истребительного авиакорпуса.

10 Лашков А.Ю. Противовоздушная оборона Красной армии и Краснознамённого Балтийского флота в Советско-финляндской войне (1939—1940 гг.) // Военно-исторический журнал. 2019. № 11. С. 4.

11 ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939—1940 // Спецвыпуск журнала «История Авиации». 2006. № 2. С. 80.

12 Слепченко Пётр Григорьевич (29 июня (12 июля) 1902 — 28 февраля 1978) — советский военачальник, генерал-майор артиллерии (1944). На военной службе с июня 1917 г. (с перерывами). Окончил Московскую артиллерийскую школу (1927), курсы подготовки комсостава зенитной артиллерии в г. Севастополь (1927), курсы переподготовки комсостава механической тяги при Артиллерийской технической школе в Ленинграде (1930), КУКС зенитной артиллерии в Москве (1936), ВАК при Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (1950). Проходил службу на различных командных должностях. В ходе Советско-финляндской войны (1939—1940) — начальник артиллерии 2-го корпуса ПВО, г. Ленинград. Великую Отечественную войну завершил в должности командира 10-го корпуса ПВО.

13 Историческая справка 6-й отдельной Краснознамённой армии ПВО. С. 8.

14 Бернштейн А.И. Аэростаты заграждения Войск ПВО страны на обороне Москвы в годы Великой Отечественной войны. М.: Изд-во МАИ, 2003. С. 10, 11.

15 Тягур М.И. Ленинград во время Советско-финляндской войны 1939—1940 гг.: трансформация повседневной и хозяйственной жизни города // Вестник Пермского университета. 2016. Вып. 2(33). С. 79.

16 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 775. Л. 29.

17 Там же.

18 Там же. Д. 765. Л. 16.

19 Добрянский Валериан Митрофанович (6(19) января 1909 — 2 октября 1993) — советский военачальник, генерал-майор артиллерии (1944). На военной службе с сентября 1924 г. Окончил Украинскую военно-подготовительную школу (1926), 1-ю Ленинградскую артиллерийскую школу (1928), Севастопольскую школу зенитной артиллерии (1929), курсы инструкторов-парашютистов 1-й авиационной бригады в г. Красногвардейск (1931), КУВНАС при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе (1941). Проходил службу на командных и штабных должностях. В ходе Советско-финляндской войны (1939—1940) — начальник штаба 2-го корпуса ПВО, г. Ленинград. Великую Отечественную войну завершил в должности заместителя начальника штаба Западного фронта ПВО.

20 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 12.

21 ЦАМО РФ. Ф. 13613. Оп. 20352. Д. 17. Л. 2.

22 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 11.

23 ЦАМО РФ. Ф. 13613. Оп. 20352. Д. 17. Л. 3 об.

24 Там же. Л. 8 об.

25 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 28.

26 ЦАМО РФ. Ф. 13613. Оп. 20352. Д. 17. Л. 10.

27 ВВС Красной Армии в Зимней войне 1939—1940… С. 87.

28 ЦАМО РФ. Ф. 13613. Оп. 20352. Д. 17. Л. 13.

29 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 44.

30 ЦАМО РФ. Ф. 13613. Оп. 20352. Д. 17. Л. 16 об.

31 Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. Т. 1. М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1954. С. 101.

32 Барышников Н.И. Отечественная радиолокация на защите Ленинграда 1941—1945 гг. // Управленческое консультирование. Научно-практический журнал Северо-западной Академии государственной службы. 2005. № 1. С. 10.

33 Северо-Западный фронт — оперативно-стратегическое объединение Красной армии в Советско-финляндской войне (1939—1940). Образован в соответствии с директивой наркома обороны СССР от 7 января 1940 г. № 0977/оп на базе управления, учреждений и войск Ленинградского ВО в целях объединения действий 7-й и 13-й армий. Расформирован 26 марта 1940 г. в связи с окончанием военных действий.

34 ЦАМО РФ. Ф. 13613. Оп. 20352. Д. 17. Л. 20.

35 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 765. Л. 60.

36 Аэродром Левашово построен в 1937 г. как аэродром авиаремонтного завода на юго-западе посёлка Левашово.

37 ЦАМО РФ. Ф. 13613. Оп. 20352. Д. 17. Л. 26 об.

38 Там же. Л. 33.

39 Там же. Л. 34 об.—35 об.

40 Там же. Л. 40 об.

41 Там же.

42 В настоящее время упразднённая деревня в междуречье Волчьей и Смородинки на территории Куйвозовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской обл.

43 ЦАМО РФ. Ф. 13613. Оп. 20352. Д. 17. Л. 41 об., 42.

44 Там же. Л. 43 об.

45 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 242.

46 Данные неточные, так как в журнале боевых донесений 2-го корпуса ПВО не всегда указывалось количество самолёто-вылетов.

47 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 242.