Женское патриотическое движение в Императорской и Советской России

image_print

ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ

О.В. ФАЛЛЕР, О.Л. МАЛЬЦЕВА — «Война превратила всех в борцов… Последуем же и мы, женщины, по этому пути». Женское патриотическое движение в Императорской и Советской России

O.V. FALLER, O.L. MALTSEVA — «The war has made fighters of all… So let us women follow suit». The female patriotic movement in the Imperial and Soviet Russia

Аннотация. В статье исследуется феномен женского патриотического движения, зародившегося в Российской империи в период Отечественной войны 1812 года, особо проявившегося во время Первой мировой войны и на начальном этапе построения нового, социалистического государства. Первые женские организации, основанные на традициях шефства венценосных особ царствующей фамилии Романовых над различными полками Императорской армии, уделяли большое внимание помощи семьям погибших и увечных военнослужащих, воспитанию детей-сирот, учреждению казённых или частных больниц и богаделен, вопросам женского профессионального образования. В дальнейшем представительницы этих обществ по примеру императриц и великих княгинь занимались сестринским делом в военных и тыловых госпиталях, облегчая страдания раненых. Многие женщины шли на фронт добровольцами, где служили не только сёстрами милосердия, но и в боевых порядках действующей армии. В первые годы советской власти при партийных комитетах были созданы женотделы, объединявшие своей заботой большинство работниц и крестьянок молодого социалистического государства. Существовавшие в воинских частях женсоветы активно работали с офицерскими семьями и личным составом подразделений вплоть до распада СССР.

Ключевые слова: женские патриотические организации; Санкт-Петербургское женское патриотическое общество; Русское женское взаимно-благотворительное общество; Российская лига равноправия женщин; женский ударный батальон смерти; Всероссийское общество сестёр милосердия; женотдел; женсовет.

SummaryThe paper explores the phenomenon of women’s patriotic movement born in the Russian Empire during the 1812 Patriotic War and figuring more prominently during the First World War and at the first stage of building the new socialist state. The first women’s organizations built on traditions of patronage by the Imperial Family crowned persons over various regiments of the Imperial Army paid a lot of attention to assisting the families of the dead and wounded servicemen, upbringing orphans, establishing public or private hospitals and almshouses, and issues of women’s vocational training. Afterwards the members of those societies, on the example of empresses and grand duchesses took up nursing at military and rear hospitals alleviating the suffering of the wounded. Many women went to war as volunteers where they served not only as nurses, but also in combat formations of the field army. In the first years of Soviet power Party committees had women’s sections attached to them which united by their care most working and peasant women in the young socialist state. Women’s councils that existed at military units actively worked with officer families and unit personnel right until the collapse of the Soviet Union.

Keywords: women’s patriotic organizations; St. Petersburg Women’s Patriotic Society; Russian Women’s Mutual Charity Society; Russian League of Women’s Equality; Women’s Shock Death Battalion; All-Russia Society of Hospital Nurses; women’s section; women’s council.

С 1919 года большое значение в общественно-политической жизни страны играли женотделы, члены которых участвовали в создании комитетов помощи больным и раненым, занимались партийной и патриотической пропагандой, открывали эвакуационные пункты, помогали семьям погибших военнослужащих, инвалидам войны, проявляли заботу об укреплении семьи. В советское время в воинских частях активно работали женсоветы, чьи традиции были заложены ещё в Российской империи представительницами августейшей фамилии.

Екатерина I первой из русских государынь 28 января 1725 года стала шефом отдельного воинского подразделения — лейб-гвардии Преображенского полка. Её примеру со второй четверти ХIХ до начала ХХ века следовали все русские императрицы, а также большинство великих княгинь и великих княжон. Венценосные представительницы семьи Романовых, не пытаясь претендовать на командные роли, вникали в нужды нижних чинов, заботились об офицерах, расходовали личные деньги на благоустройство гарнизонов и поощрение личного состава, жаловали награды, организовывали образовательный процесс. Такое шефство имело и большую патриотическую составляющую, способствовало поддержанию боевого духа военнослужащих, использованию в интересах войск монарших символов. Имя шефа всегда входило в полное наименование полка, например, «Лейб-гвардии Кирасирский её императорского величества государыни императрицы Марии Фёдоровны полк», «14-й уланский Ямбургский её императорского высочества великой княжны Марии Александровны полк», «Лейб-гвардии Уланский её величества государыни императрицы Александры Фёдоровны полк» и т.д.

В начале Отечественной войны 1812 года образовалось «Общество патриотических дам», утверждённое указом императрицы Елизаветы Алексеевны от 29 декабря 1812 года для облегчения участи бедных, пострадавших от войны. В том же году оно получило название «Санкт-Петербургское Женское Патриотическое Общество». В его задачи входили: «1) раздача денег на первые надобности, 2) помещение бедных, слабых и увечных в казенные или частные больницы и богадельни, 3) ходатайство о помещении бедных детей в училища на казенное содержание или поручение их честным искусным мастерам для обучения ремеслам, 4) доставление квартир тем из бедных, кои собственным трудом не могут снискать себе пропитание, 5) доставление разоренным ремесленникам средств к отправлению работ своих»1.

Председателем общества стала княгиня Варвара Алексеевна Репнина-Волконская (жена русского военного и государственного деятеля эпохи Наполеоновских войн Н.Г. Репнина-Волконского), участница боевых баталий. В 1805 году, командуя четвёртым эскадроном Кавалергардского полка, князь Н.Г. Репнин-Волконский отличился под Аустерлицем, но был контужен и попал в плен. Варвара Алексеевна проникла во французский лагерь и ухаживала за раненым супругом и его сослуживцами вплоть до их освобождения. В Отечественную войну 1812 года, когда князь командовал арьергардом армии П.Х. Витгеншейна, его супруга вновь была рядом с ним и в боевых порядках оказывала помощь нуждавшимся.

В числе первых в Санкт-Петербургское женское патриотическое общество вступили Т.В. Голицына (жена московского генерал-губернатора Д.В. Голицына), Д.А. Державина (жена поэта Г.Р. Державина), Н.А. Зубова (дочь фельдмаршала А.В. Суворова). Каждая из дам — членов общества принимала на себя попечение над одним из столичных районов, что позволяло более полно вникать в проблемы нуждавшихся: сирот, престарелых, увечных, вдов. В это же время в Москве, Рязани и Житомире образовались аналогичные женские благотворительные общества для помощи пострадавшим от войны 1812 года.

В феврале 1813 года Санкт-Петербургское женское патриотическое общество учредило «Училище сирот» для детей штаб- и обер-офицеров, погибших в Отечественной войне 1812 года, на 80 воспитанниц, из которых 50 содержались на суммы, полученные от особ императорской фамилии и частных благотворителей. В 1819 году училище стало «Институтом женского патриотического общества (Патриотический институт)». В него принимались 100 воспитанниц не моложе 10 лет, срок пребывания которых в стенах учебного заведения составлял 5 лет2. В 1827 году институт был передан в ведение Комитета о раненых. С 1829 года само общество состояло при «Ведомстве учреждений императрицы Марии». С этого времени главным направлением его деятельности стала забота о развитии женского профессионального образования.

В 1914 году под председательством императрицы Александры Фёдоровны была возобновлена работа Императорского женского патриотического общества, которое выпустило особого рода патриотические почтовые марки для продажи с надбавкой в 1 копейку. Вырученные таким образом средства позволили обеспечить кровом, пропитанием, одеждой, образованием тысячи сирот, чьи отцы отдали свои жизни за Родину3. С 14 ноября под покровительством императрицы на театре военных действий курсировал полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143, оказывавший помощь раненым и больным офицерам и нижним чинам на всём протяжении фронта от Рижского района до Галиции. Сама Александра Фёдоровна работала в Царскосельском дворцовом лазарете в качестве старшей сестры милосердия. Великая княгиня Ольга Александровна — шеф 12-го гусарского Ахтырского её имени полка — служила простой сестрой милосердия на том же участке фронта, где воевали её подшефные. Позже она пожертвовала личные средства на оборудование госпиталя и возглавила его4. Отныне медицинское сестринское дело стало символом гражданственности для женщин России. Даже «избалованные красавицы фешенебельного общества» (по определению Мюриел Баченэн) оставили бридж, сплетни, флирт и отправились работать в медицинские учреждения.

Русские женщины не только облегчали страдания раненых в тыловых госпиталях, но и сами шли на фронт в качестве сестёр милосердия, шили бельё для воинов, жертвовали армии свои сбережения. «А.И. Коншина, известная пароходовладелица на Волге, пожертвовала миллион на помощь воинам, пострадавшим на войне. Подобного пожертвования пока ещё никто другой не сделал, — писал на своих страницах “Женский вестник”5. — Пусть после войны мужчины вспомнят о заслугах и самопожертвовании женщин и перестанут отказывать им в равноправии». «На эти деньги, — продолжал автор статьи, — будут устроены 25 хирургических коек в больницах, санаторий для выздоравливающих воинов и дом призрения с полным содержанием на 200 человек, потерявших трудоспособность в общеевропейской войне».

Многие женские организации полностью подчинили свою деятельность потребностям фронта и тыла. Так, лидер Русского женского взаимно-благотворительного общества А.Н. Шабанова6 меньше чем за год создала ряд учреждений для помощи жертвам войны, беженцам, покинутым детям и русским военнопленным. Аналогичные задачи решала Российская лига равноправия женщин под руководством П.Н. Шишкиной-Явейн. В изданном в августе 1915 года призыве к «дочерям России» говорилось: «Мы, женщины, должны объединиться: и каждая из нас, забыв о личных неудачах и страданиях, должна выйти из узких семейных границ и посвятить свою энергию, ум и знания нашей стране. В этом наш долг перед отечеством, и это даст нам право участвовать в новой жизни победоносной России наравне с мужчинами». Лига призывала к «введению всеобщей женской воинской повинности для работы в тылу». Ей удалось объединить многие провинциальные женские организации в деле помощи жертвам войны. Самой лигой были организованы курсы сестёр милосердия, из выпускниц которых общинами Красного Креста формировались отряды на передовые позиции, на борьбу с эпидемией. Большое удовлетворение активисткам лиги приносили письма с фронта с благодарностью за хорошую организацию курсов или за работу сестёр. В январе 1915 года был открыт «Лазарет Российской лиги равноправия женщин» на 30 раненых воинов, которым заведовала П.Н. Шишкина-Явейн. В том же году лига организовала специальный курс по уходу за больными и ранеными для народных учительниц7. Московское отделение организации под руководством М.К. Бурдаковой направило свою работу на оказание трудовой, юридической и медицинской помощи семьям запасных московских частей и детям жертв войны. Были открыты курсы сестёр милосердия, на которых преподавали исключительно женщины-врачи8.

Журналы «Женское дело» и «Женский вестник» продолжали регулярно освещать работу патриотических обществ. «Во исполнение пожелания Государственной Думы военный министр В.А. Сухомлинов внес в Совет Министров законодательное представление об отпуске средств на учреждение в женских учебных заведениях Ведомства Учреждений Императрицы Марии двухсот новых стипендий для дочерей военнослужащих. В 1915 году таких стипендий военного министерства становится 391»9. По сообщениям журналов, «в Москве было создано Общество жен врачей, которое поставило своей целью оказать помощь всем близким медицинского персонала нашей армии, пострадавшим от войны». В Петрограде еврейская женщина образовала дамский комитет с целью собрать средства для посылки рождественских подарков в действующую армию. Симферопольский женский клуб организовал сбор денег и вещей для нужд армии. В декабре там готовили рождественские подарки для офицеров и нижних чинов. Всего на передовые позиции было отправлено 6160 мешков. В далёком Якутске был создан Дамский комитет Красного Креста, занявшийся шитьём белья для раненых. На Ижевском заводе, в с. Ныма-Жикья и Н. Березовке Сарапульского уезда, в с. Ново-Пышминском Камышлейского уезда также были учреждены дамские комитеты Красного Креста помощи воинам. Соликамский дамский комитет изготовил комплекты белья для воинов10.

Руководитель Всероссийского женского союза помощи Родине «Женщины за Отечество» М.А. Рычкова отмечала, что добровольческое движение женщин «многие находили и находят смешным и уродливым», «смотрят на него как на никому не нужную жертву». Но, подчёркивала она, «можно ли было в то время считать уродливым и неестественным какое-либо движение, когда вся жизнь у нас на Родине приняла такие уродливые формы? Разве оставлено было женщине то, что считалось ее уделом: семья, дом, Родина? Все было поругано и отнято почти с первых дней свободы. А сколько женщин погибло не на фронте, а на своей родной земле?»11.

Энтузиазм добровольцев по созданию женского военного движения не ослабили ни критические замечания, ни поражения на фронте. О.К. Нечаева из Российского союза женских демократических организаций в 1917 году предложила законопроект по набору женщин на нестроевую службу. По его условиям женщины в возрасте от 18 до 45 лет (за исключением работниц, крестьянок и матерей с детьми до пяти лет) должны были быть призваны на некоторые государственные службы, чтобы освободить мужчин для выполнения воинского долга. Она выразила надежду, что этот шаг найдёт применение силам безработных в настоящее время городских жительниц среднего и высшего сословий. В результате Нечаева была назначена главой комиссии по изучению возможностей замены мужчин женщинами в рамках Военного министерства. Из-за отсутствия каких-либо дальнейших сведений можно предположить, что проект провалился. Однако до Октябрьской революции не было столь широкомасштабного набора женщин для работы в тылу12.

Печатные издания постоянно подогревали патриотический дух русских женщин. Журнал «Женщина и война» призывал их раскрепоститься и держать ответственность перед Родиной: «Война превратила всех в борцов… Последуем же и мы, женщины, по этому пути, возьмемся в этот благоприятный момент за свое раскрепощение. Укрепимся на занятых нами за время войны позициях с тем, чтобы эти позиции остались за нами и по окончании войны!»13. И далее: «В области народного труда и общественной деятельности на смену ушедшему на войну мужчине встает женщина. Нынешняя историческая година раскрывает перед русской женщиной ряд новых, до сей поры остававшихся для нее замкнутыми областей! Тысячи русских женщин — сестер милосердия утоляют страдания раненых на театре военных действий и немало женщин-добровольцев сражаются в рядах наших доблестных войск. Многие из них награждены знаками отличия за проявленную ими личную доблесть».

На страницах журнала «Женский вестник» звучали призывы идти сражаться в действующую армию, «образовать отряд амазонок, воинов-женщин». С.П. Юрьева писала: «Хочу пролить свою кровь за Отечество, отдать свою жизнь родине!.. В этом я вижу свое призвание, свое назначение, свое счастье!»14.

Женщины стремились на фронт и после нескольких ранений, даже тогда, когда уже не могли находиться в строю. «Жаль вот только на войну идти не придется: хромать буду, — жаловалась корреспондентам георгиевский кавалер Анна Красильникова. — Как подумаю, что там — в окопах — бой идет: сердце так и горит. За родину заступиться хочется. Не могу переносить, что на нее враг нападает. И злоба против него у меня подымается»15.

Некоторые из созданных в 1917 году боевых подразделений называли себя «Ударными батальонами» или «Батальонами смерти», что подчёркивало их готовность умереть за Отчизну. Среди них были и образованные в мае—ноябре Главным управлением Генерального штаба добровольческие женские формирования — Женский ударный батальон смерти, команды для связи, караульная дружина, рота по охране железных дорог, специальное флотское формирование — морская команда16. В то время, когда мужчины дезертировали с фронта, женщины стремились на защиту Отечества под лозунгом «Мы идем умирать». «Конечно, их мало, и они мало могут сделать, — писал автор “Женского вестника”. — Но они могут служить личным примером. Если полк начнет колебаться, женский отряд, бросившись вперед, может увлечь его за собой»17.

27 августа 1917 года в Москве состоялся учредительный съезд Всероссийского общества сестёр милосердия. Его делегаты представляли различные женские батальоны, местные военные союзы и медицинские подразделения. О.К. Нечаева и другие доложили о планах по мобилизации женщин, а Е.К. Брешко-Брешковская вспомнила яркие дни своей революционной молодости, проведя параллель между героическими подвигами того времени и текущей борьбой за победу России. На съезде царил дух патриотизма18.

Вскоре был создан неофициальный комитет — Союз солдаток, в который вошли А.М. Коллонтай, около 35 солдаток и несколько членов исполкомов Советов19. Подобные объединения были созданы и в других городах, например, Казанский союз солдаток20. Омский союз солдаток в сентябре 1918 года выступил с воззванием о помощи детям-сиротам воинов, погибших за спасение Родины, находившихся в плену и пропавших без вести21. В Иваново-Вознесенске первой массовой женской организацией стал Союз солдатских жён, который оказывал материальную помощь солдатам и их семьям, вёл политическую работу среди работниц, стал инициатором создания первых детских учреждений, участвовал в деле охраны материнства и младенчества. Уже к началу 1918 года количество членов Союза солдатских жён выросло до 7000 человек22.

Всероссийское женское взаимно-благотворительное общество, Лига равноправия женщин и Петроградский клуб женской прогрессивной партии продолжали работать с огромным энтузиазмом под руководством своих лидеров А.Н. Шабановой, П.Н. Шишкиной-Явейн и М.И. Покровской. Но все они действовали достаточно изолированно друг от друга. «Женских муравейников в России немало, все они стремятся к одной цели, но связующие нити между ними натянуты очень слабо, и чувствуется настоятельная потребность в создании центра, который бы сплотил все силы, работающие в одном направлении, в одну мощную коллективную организацию»23, — писала в своей книге А.Н. Шабанова. Она сумела объединить эти группы и провозгласила образование Всероссийского женского общества, впоследствии переименованного в Национальный женский совет, который, в свою очередь, присоединился к Международному женскому совету. В мае 1917 года Международный женский совет был «признан» Временным правительством. Несмотря на то, что Национальный женский совет с момента создания имел 30 отделений, своё первое заседание он провёл только в декабре 1917 года.

1-й Всероссийский съезд работниц и крестьянок (16—21 ноября 1918 г.), созванный по инициативе И.Ф. Арманд, А.М. Коллонтай и К.Н. Самойловой, заложил организационные основы женского движения в социалистическом государстве. На съезде В.И. Ленин особо отметил возможность широкого применения труда женщин в военных условиях. Красная армия должна видеть и чувствовать, что о ней заботятся, о ней пекутся. Эту заботу об армии женщины могут проявлять в различной форме: и в самой армии, и для армии в тылу. Здесь Советская власть ничто не может так ценить, как помощь широкой массы беспартийных женщин-работниц24.

В декабре 1918 года по решению ЦК РКП(б) при губкомах были созданы комиссии по пропаганде и агитации среди женщин. В сентябре 1919 года они были преобразованы в отделы партийных комитетов по работе среди женщин (женотделы), а Центральная комиссия — в Отдел ЦК РКП(б) по работе среди женщин (Женотдел). Женотделы создавались при губернских, уездных и районных комитетах партии. Штаб-квартира «центрального» Женотдела, называвшаяся некоторыми остряками «ЦентроБаба», находилась в доме № 5 на Воздвиженке, рядом с Кремлём. Согласно штатному расписанию в нём состояли 22 оплачиваемых работника — заведующая отделом, её заместители, помощники и технические секретари. Ответственная перед Секретариатом ЦК РКП(б) заведующая контролировала не только внутренние дела Женотдела, но и распространяла своё влияние на любую сферу жизни, затрагивавшую интересы женщин25. К примеру, она поддерживала постоянную связь с Отделом охраны материнства и младенчества при Комиссариате государственного призрения, Комиссией по борьбе с проституцией, ЦК РКСМ, советскими и профсоюзными организациями, а также с другими административными органами, занимавшимися вопросами продовольствия, страхования, образования, печати, литературы и искусства. При этом женщины — партийные руководители имели каждая свою сферу ответственности: В.П. Лебедева занималась вопросами материнства, Н.К. Крупская — народным просвещением, М.И. Ульянова — журналистикой. Заведующими Женотделом до его упразднения в 1930 году были: Инесса Арманд (1919—1920), Александра Коллонтай (1920—1921), Софья Смидович (1922—1924), Клавдия Николаева (1924—1926), Александра Артюхина (1926—1930), Анна Калыгина (1926—1928)26.

Во время Гражданской войны И.Ф. Арманд использовала Женотдел для мобилизации женщин в помощь Красной армии и новой власти. Группы пропагандистов в агитпоездах и на агитпароходе «Красная звезда» добирались до областей, занятых красными, останавливались в отдалённых деревнях и выступали перед местным населением, используя плакаты, песни и пляски. Начальник политотдела агитпарохода К.И. Самойлова во время поездки по Волге выступала с палубы «Красной звезды» с докладами о международном положении Советской республики, о хозяйственной политике в стране27.

На местном уровне женотделы проводили субботники по пошиву белья для лазаретов, участвовали в организации помощи раненым красноармейцам, открывали эвакуационные пункты, детские интернаты, посылали девушек на курсы красных сестёр. Агитационные кампании, связанные с помощью фронту — «Неделя против Врангеля», «День Красной Казармы», «Пошивочная кампания», «Неделя раненого и больного красноармейца», «Неделя помогите красноармейцу, который мёрзнет на фронте», — были встречены работницами и крестьянками с огромным энтузиазмом28.

Руководство партии большевиков отчётливо осознавало значение женщин в общественной жизни. Опыт успешной женской работы был особо отмечен В.И. Лениным: «Нет сомнения, что среди работниц и крестьянок имеется во много раз больше, чем нам известно, организаторских талантов, людей, обладающих уменьем наладить практическое дело с участием большого числа работников и ещё большего числа потребителей, без того обилия фраз, суетни, свары, болтовни о планах, системах и т.п., чем болеет наша постоянно мнящая о себе непомерно много “интеллигенция” или скороспелые “коммунисты”»29.

А.М. Коллонтай в статье «Работница и крестьянка в Советской России», адресованной женщинам,призывала «вовлекать работниц и крестьянок в армию, к использованию их сил в целях самообороны трудовой республики», поддержать «Красный фронт», включая и участие в военных действиях: «С призывом женщины в войска окончательно закрепляется представление о ней как о равноправном и равноценном члене трудового государства»30. Уже в октябре 1919 года Женотдел более точно определил функции женщин в армии и создал механизм широкомасштабного и регулярного их набора для участия в военных действиях. В мае 1920 года состоялся выпуск работниц Петроградского курса войсковой связи, а летом выпускницы Самарского и Симбирского курсов телефонисток и телеграфисток пополнили ряды связистов на Южном и Юго-Западном фронтах. Первый призыв Всевобуча состоялся в Москве 1 июня 1920 года. По всей России тысячи работниц прошли всеобщее воинское обучение, постепенно образуя необходимый кадровый резерв для обороны республики. К концу 1920 года начался призыв молодых женщин на нестроевую службу, многие из них заняли высокие посты в военно-революционных комитетах и политотделах Красной армии.

В Женотделе средством пропаганды было печатное слово, хотя оно передавало новости и инструкции относительно небольшому количеству грамотных женщин. Центральным печатным органом оставалась «Работница», а журналом, посвящённым теоретическим вопросам, была «Коммунистка» Н.К. Крупской. Некоторыми женотделами издавались отдельные ежемесячные газеты для работниц и крестьянок: в Туле «Красная Тулячка», в Москве «Работница и Крестьянка», в Сибири «Красная Сибирячка», на Украине «Коммунарка Украины», в Пензе «Крестьянская газета», в Донбассе «Пролетарка Донбасса», в Тюмени «Работница и Крестьянка»31.

Поскольку печатной пропаганды было недостаточно для страны, в которой большая часть женщин не умела читать, было решено «пойти в народ». Глава парторганизации Петрограда Г.Е. Зиновьев в 1920 году заявил: поскольку большинство работниц безграмотны, не умеют читать и не приходят на собрания, партия сама должна пойти к ним, направив команды пропагандисток в бани, в которых женщины всегда собираются, чтобы поговорить. «Они должны сорганизовать ячейку, как это ни смешно на первый взгляд, банную ячейку»32. Данный почин был творчески развит на местах. Так, работница табачной фабрики, участница Гражданской войны, глава местного женотдела Вера Алексеева приглашала женщин в швейный кружок, где читала им лекции о политике, кооперации и гигиене33. Лозунги типа «Долой кухонное рабство! Даёшь новый быт» вызывали энтузиазм у большей части женского населения и отражали атмосферу новой эпохи.

Деятельность женотделов была крайне разнообразной — попечительство над детьми и сиротами, школьная служба и инспекция, распределение продуктов питания, надзор за жилищным строительством, профилактическое лечение и общественное здравоохранение, кампания по борьбе с проституцией, военная служба, образование, законодательство, рекомендация на вакантные должности, создание службы быта, а также массовая пропаганда в поддержку любого начинания партии.

В конце двадцатых годов женотделы при партийных органах были упразднены. Несколько раньше прекратили свою работу женорганизаторы при профсоюзных комитетах предприятий. Было признано, что работу среди женщин должен вести весь состав партийных и профсоюзных руководящих органов в целом34. Сообщая об этом решении, Л.М. Каганович упомянул, что некоторые товарищи одобрили ликвидацию Женотдела как давно назревшую необходимость, в то время как другие сокрушались по этому поводу. И те, и другие, сказал Л.М. Каганович, были неправы: Женотдел был необходим, и в своё время он делал крайне важную работу, однако сейчас большинство женщин уже освобождены, и поэтому необходимости в специальном органе больше нет, так как эту работу возьмёт на себя партия35.

С упразднением Женотдела политическая работа среди женщин не прекратилась. Теперь она осуществлялась женсекторами, а также «делегатскими собраниями», сохранившимися в сельской местности до 1934 года. В большом количестве создавались культурные, политические и профессиональные женские организации, проводились массовые кампании и продолжали существовать женские издания. Международный женский день (8 марта) оставался одним из трёх главных советских политических праздников.

Народный комиссариат обороны, Главное политическое управление РККА пошло на создание при Домах офицеров, воинских клубах в воинских частях женских советов. Одним из центральных направлений их деятельности была работа с семьями командного и начальствующего состава. Массовое женское движение в РККА стало развёртываться во всех соединениях и частях, в т.ч. расположенных в самых отдалённых местах. Женсоветы избирались самими женщинами на собраниях гарнизона из жён начальствующего состава военнослужащих. Партийный орган полка, дивизии, штаба воинского подразделения назначал руководителя женсовета. Это была введённая в штат Дома офицеров или клуба воинской части должность — инструктор по работе среди семей военнослужащих. Остальные члены женсовета работали на общественных началах. Жёны офицеров вели большую общественную работу, проявляли разностороннюю заботу о семьях офицерского состава, велось шефство над госпиталями.

Для подведения итогов, обмена опытом и постановки задач по развитию женского движения в марте 1930 года было проведено первое Всеармейское совещание жён командиров. Нарком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов в своём письме горячо приветствовал участников форума и выразил уверенность, что они учтут накопленный опыт в области переустройства быта начсостава Красной армии, закрепят достигнутые успехи, наметят новые задачи и развернут дальнейшую практическую работу.

В течение 1931—1936 гг. состоялись ещё три Всеармейских совещания жён командного и начальствующего состава РККА. Целью этих совещаний было подведение итогов их политического и культурного роста, оценка вклада в дело укрепления обороноспособности страны, одновременно поднимался вопрос о подготовкекадров военных специалистов и медицинских сестёр и обсуждался опыт обучения женщин техническим специальностям в гарнизонах.

Женское патриотическое движение, основанное на традициях августейшего шефства над полками Императорской армии, на разных этапах истории объединяло работу самых разных общественных организаций, женотделов и женсоветов, внёсших немалый вклад в укрепление обороноспособности государства и выстроивших совместно с военным командованием эффективную систему воспитательной работы в армейской среде.

_____________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шумигорский Е.С. Императорское женское патриотическое общество (1812—1912): исторический очерк. СПб.: Гос. тип., 1912. С. 10.

2 Там же.С. 6—11, 22, 27.

3 Дубенский Д.Н. Летопись войны 1914—1917 гг. Петроград, 1914. № 14. С. 229.

4 Фаллер О.В., Мальцева О.Л. Августейшие покровительницы российских полков. М.: Граница, 2019. С. 117—119, 125.

5 Война // Женский вестник. 1914. № 9. С. 174; 1915. № 9. С. 199.

6 Русское Женское взаимно-благотворительное общество // Ариян П.Н. Первый женский календарь на 1913 год. СПб.: Бережливость, 1913. С. 17—19.

7 Отчёт Российской лиги равноправия женщин за 1914 и 1915 гг. 1917. С. 42—44, 48, 66—72. Материалы о деятельности лиги во время войны можно найти в каждом выпуске «Женского вестника», начиная с сентября 1914 г.

8 Отчёт Российской лиги равноправия женщин за 1914 и 1915 гг. С. 86, 87.

9 Женский вестник. 1915. Март. № 3. С. 74.

10 Женщина и война // Там же. 1915. Январь. № 1. С. 22; Февраль. № 2. С. 47, 48; Ноябрь. № 11. С. 190.

11 Рычкова М.А. Воспоминания // Российский архив: история Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. Т. XI. М.: Студия ТРИТЭ, 2001. С. 510.

12 Тыркова-Вильямс А. Женская повинность // Речь. 1917. 10 июня. С. 3.

13 Яковлева А.К. Призыв к женщинам // Женщина и война. 1915. № 1. С. 3.

14 Женщина и война // Женский вестник. 1914. № 11. С. 234, 235.

15 Женщина — георгиевский кавалер А.А. Красильникова // Женщина и война. 1915. № 1. С. 11.

16 Фаллер О.В., Мальцева О.Л. Женщина. Война. Победа. М.: Вече, 2022. С. 141—181; Кикнадзе В.Г. Мария Бочкарева. Зовущая на смерть // Военно-исторический журнал. 2006. № 2. С. 20. EDN: HVAEMZ.

17 Женский батальон смерти // Женский вестник. 1917. Июль—август. С. 90, 91.

18 Ленинградки: воспоминания, очерки, документы. Л.: Лениздат, 1968. С. 182—184.

19 Рабочая газета. 1917. 19 марта. С. 3; Коллонтай А.М. Труд женщины в эволюции. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. С. 116.

20 Казанский союз солдаток: устав Союза солдаток города Казани. Казань, 1917. 8 с.

21 Воззвание. Граждане! «Великая Мировая война оставила на произвол судьбы многих детей…» // Омский союз солдаток. Омск: Тип. Акмол. обл. правл. 1918. Сентябрь. С. 1.

22 Хасбулатова О.А. Партийный комитет и женский совет. М.: Политиздат, 1990. С. 4, 5.

23 Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России. СПб.: Самообразование, 1912. С. 32.

24 Игумнова З.П. Женщины Москвы в годы гражданской войны. М.: Московский рабочий, 1958. С. 44, 45.

25 РКП(б). ЦК Отд. работниц и крестьянок. Доклад Отдела по работе среди женщин Ц.К.Р.К.П.: к Международной конференции корреспонденток, созыв МЖС Коминтерна в Берлине. Октябрь 1922 г. М.: Отд. ЦК РКП, 1922. С. 6—10; Деятельность отделов по работе среди женщин РКП(б-ков) / Под ред. Отд. ЦК РКП по работе среди женщин. М.: Гос. изд., 1921. С. 10—12.

26 Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991; БСЭ: 2-е изд. Т. 16. С. 62.

27 Ленинградки… С. 136.

28 Рындина А.А., Копейко В.В. Решает женсовет. М.: Московский рабочий, 1987. С. 9; Хасбулатова О.А. Указ. соч. С. 5, 6; Деятельность отделов по работе среди женщин РКП(б-ков)… С. 16; Коллонтай А.М. Работница и крестьянка в Советской России. Пг.: Международный секретариат по работе среди женщин при исполкоме Коминтерна, 1921. С. 32.

29 Ленин В.И. Великий почин (о героизме рабочих в тылу по поводу «коммунистических субботников»). 28 июня 1919 г. // Полное собрание сочинений (ПСС). Т. 39. М.: Изд-во политической литературы, 1971. С. 24, 25; он же. К женщинам-работницам. 21 февраля 1920 г. // Там же. Т. 40. М.: Изд-во политической литературы, 1971. С. 157.

30 Коллонтай А.М. Работница и крестьянка в Советской России. С. 8—10, 12.

31 Всесоюзная коммунистическая партия (б). Центральный комитет Отдел работниц и крестьянок. К перевыборам делегатских собраний 1929/30 года: циркуляры, положение о делегатских собраниях, материалы для агитаторов. М.: тип. ЦК ВКП(б), 1929. С. 12; РКП(б). ЦК Отд. работниц и крестьянок. доклад Отдела по работе среди женщин Ц.К.Р.К.П.: к Международной конференции корреспонденток, созыв МЖС Коминтерна в Берлине. Октябрь 1922 г. М.: Отд. ЦК РКП, 1922. С. 13—15.

32 Зиновьев Г.Е. Новые задачи нашей партии (от войны к хозяйству): речь, произнесённая на общем собрании членов партии, кандидатов и сочувствующих Петербургского района 28 января 1920 г. Петроград: Гос. изд., 1920. С. 17—19.

33 Аренштейн А. Ранним московским утром: очерк о революционерах-профессионалах П.Г. и С.Н. Смидовичах. М.: Московский рабочий, 1967. С. 176, 177.

34 Рындина А.А., Копейко В.В. Указ. соч. С. 15.

35 Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860—1930. М.: РОССПЭН, 2004. С. 465.