Морские и озёрные коммуникации в обороне Ленинграда

image_print

Аннотация. В статье рецензируется монография С.В. Федулова, В.Н. Половинкина, В.В. Соколова «Водные дороги жизни блокадного Ленинграда: малоизвестные страницы», посвящённая 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. Впервые системно раскрыта ключевая роль Ладожской военной флотилии в функционировании летней Дороги жизни, благодаря которой успешно осуществлялось снабжение Ленинграда, проложены по дну Ладожского озера силовой электрический кабель и трубопровод, а также важная роль, которую сыграл флот как в обороне Ленинграда, так и в полном снятии блокады.

ПЛАТОНОВ Андрей Витальевич — научный сотрудник Военного института (дополнительного профессионального образования) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», доктор военных наук, профессор

Морские и озёрные коммуникаций в обороне Ленинграда

Монография исследователей С.В. Федулова, В.Н. Половинкина, В.В. Соколова «Водные дороги жизни блокадного Ленинграда: малоизвестные страницы»* посвящена 80-летию полного снятия блокады Ленинграда.

Начавшаяся 8 сентября 1941 года блокада Ленинграда поставила перед органами государственного и военного управления ряд задач, ранее никогда в таком объёме не решавшихся. К таким задачам в первую очередь необходимо отнести эвакуацию гражданского населения и оборудования ленинградских предприятий, а также снабжение Ленинградского фронта, Краснознамённого Балтийского флота и Ленинграда всем необходимым.

Всеми вопросами, в том числе обороны, снабжения, эвакуации занимался Военный совет Ленинградского фронта, в состав которого входили командование Краснознамённого Балтийского флота и руководство Ленинграда. Единственным путём снабжения являлось Ладожское озеро. Навигация 1941 года, проходившая с 11 сентября по 29 ноября, показала возможность использовать водные пути для решения задач снабжения блокадного города. Однако ситуация с обеспечением армии, флота и населения продовольствием, горючим и другими материальными средствами оставалась очень тяжёлой. Ледовая Дорога жизни, связывавшая Ленинград с Большой землёй, улучшила положение лишь незначительно.

С началом навигации 1942 года Военным советом Ленинградского фронта были учтены недочёты предыдущей навигации. Был увеличен состав вспомогательного флота Ладожской военной флотилии, оборудованы причалы и подъездные пути, что способствовало значительному увеличению грузопотока. По дну Ладожского озера проложили трубопровод и высоковольтный кабель. Перевезённые в навигацию силы и средства позволили в результате успешно проведённой операции «Искра» прорвать блокаду Ленинграда, а проложенная по освобождённому коридору железная дорога в значительной мере улучшила положение армии, флота и города.

Однако до полного снятия блокады этого было недостаточно. Требовалось создать ударную группировку войск на Ораниенбаумском плацдарме. Для этого было необходимо перебросить с северного берега Финского залива через остров Котлин большие массы войск, вооружения и материально-технических средств.

В отличие от водной трассы по Ладожскому озеру, пути снабжения по Финскому заливу, во-первых, подвергались не только авиационным налётам, но и артиллерийским ударам германских войск. Во-вторых, минная опасность позволяла осуществлять перевозки исключительно по постоянно протраливаемым фарватерам. В-третьих, Финский залив покрывался льдом позже Ладожского озера. В-четвёртых, водное сообщение было налажено ещё в мирное время. Данные пути снабжения в условиях блокады функционировали три года, то есть до полного её снятия в январе 1944 года. По ним доставлялось продовольствие, вооружение, боевая техника, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, воинские подразделения и части, эвакуировалось гражданское население, раненные.

Несмотря на то, что исследований по данной проблеме достаточно, в рецензируемой работе раскрываются малоизвестные аспекты, как например, итоги деятельности водных коммуникаций в навигациях 1941 и 1942 годов, транспортировка по воде пустых железнодорожных цистерн, постройка железнодорожных паромов, начало передислокации 2-й Ударной армии.

Работа С.В. Федулова, В.Н. Половинкина, В.В. Соколова состоит из пяти тематически связанных глав, свидетельствующих о том, что водное сообщение Ленинграда являлось Дорогой жизни блокадного города.

В первой главе раскрываются эвакуационные мероприятия и снабжение Ленинграда по Ладожскому озеру в навигацию 1941 года.

Во второй главе авторами показано, каким образом осуществлялась подготовка к навигации 1942 года по Ладожскому озеру, как шла постройка дополнительных плавучих средств. Особый интерес представляют используемые авторами воспоминания главного конструктора, начальника конструкторского бюро Балтийского завода С.А. Базилевского, что позволяет прочувствовать обстановку, в которой судостроителям приходилось решать задачи пополнения вспомогательного транспортного флота.

В третьей главе исследуются ход выполнения заданий Государственного Комитета Обороны и Военного совета Ленинградского фронта по перевозке грузов и пассажиров и каким образом осуществлялась защита этих перевозок.

Четвертая глава посвящена двум частным вопросам, наиболее слабо отражённым в отечественной литературе, а именно прокладке по дну Ладожского озера высоковольтного кабеля и трубопровода. Благодаря этому в город начали поступать электроэнергия и топливо. Главным результатом деятельности водной дороги жизни в навигацию 1942 года стала возможность накопить достаточные силы и средства для успешного проведения операции «Искра», позволившей прорвать блокаду Ленинграда.

В пятой главе авторами показаны условия, в которых приходилось решать задачи Кронштадтскому морскому заводу, который фактически находился в двойной блокаде и выполнял важнейшие задачи по обороне Ленинграда и обеспечении деятельности водных коммуникаций Финского залива, связывающих Ленинград с Кронштадтом и Ораниенбаумским плацдармом. Помимо транспортировки продовольствия, боеприпасов, начиная с мая 1943-го и заканчивая январём 1944 года, корабли и вспомогательные суда Краснознамённого Балтийского флота перевезли на Ораниенбаумский плацдарм части и соединения 2-й Ударной армии, которые участвовали в операции «Январский гром», позволившей полностью снять блокаду Ленинграда. Вместе с тем, необходимо отметить, что в пятой главе обеспечение всем необходимым защитников островов Лавенсаари и Сескар раскрыто лишь фрагментарно.

В заключении размещён большой фактический и библиографический материал.

Авторами вводится в научный оборот большое количество архивных документов. Ими использовано 30 дел из 9 фондов Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архива Военно-Морского Флота), в том числе уникальные архивные фотографии, чертежи и схемы.

Изложенный в монографии материал является логически завершённым исследованием роли и места морских и озёрных коммуникаций в обороне Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны. Достоверность исследования достигнута достаточно полным учётом факторов, оказывавших влияние на конечный результат, корректностью ограничений и допущений, отсутствием логической противоречивости.

Издание представляет интерес для широкого круга читателей, а также для специалистов-историков, занимающихся проблемой героического блокадного Ленинграда.

* С.В. Федулов, В.Н. Половинкин, В.В. Соколов. Водные дороги жизни блокадного Ленинграда: малоизвестные страницы. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2023. 404 с.