Физическое воспитание в военно-учебных заведениях России на рубеже XIX—XX вв.

image_print

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации физического воспитания в военно-учебных заведениях, а также вклад ведущих педагогов, учёных и военных деятелей в развитие физического воспитания во второй половине XIX — начале XX века.

Summary. The paper examines the features of organizing physical training in military schools, and also the contribution of leading educationists, scholars and military figures to the development of physical education in the second half of the 19th century and in the early 20th century.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

 

ВОРОБЬЁВ Николай Анатольевич — помощник командира по физической подготовке — начальник физической подготовки воинской части, аспирант кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) Российского государственного профессионально-педагогического университета, капитан

(г. Нижний Тагил. E-mail: nik-vorob@list.ru).

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIXXX вв.

 

Вторая половина XIX века в Российской империи выделяется целым рядом реформ в государственной, социальной, экономической и общественной жизни. Реформы затронули и военное ведомство. Основной причиной тому послужило поражение в Крымской войне 1853—1856 гг., в которой Российская империя противостояла коалиции Британской, Французской, Турецкой (Османской) империй и Сардинского королевства.

Многочисленные исследования показывают, что к моменту начала войны Россия имела множество проблем в военной организации. Как отмечает С.В. Походяев в исследовании, посвящённом педагогическим аспектам военной реформы 1863—1874 гг., армия Российской империи имела огромные пробелы в подготовке личного состава: «…Крымская война (1853—1856 гг.) продемонстрировала отставание российской армии от армий противников не только в плане технического прогресса, но и в обучении и воспитании личного состава. Это была грандиозная демонстрация мужества и героизма, но, одновременно, необученности российских солдат и матросов. Русская армия, долгие годы считавшаяся одной из самых сильных в мире, потерпела постыдное поражение»1.

Опыт, полученный Российской империей в Крымской войне, дал понять, что ведение боевых действий на поле боя под плотным и точным огнём требовало от личного состава уверенных действий на пересечённой местности, умения быстро преодолевать значительные расстояния и препятствия, как естественные, так и искусственные. Кроме того, появление новых образцов вооружения требовало от военнослужащих умелого владения штыком, меткой стрельбы, физической готовности к переноске тяжестей. Поднималась роль офицеров, ведь им необходимо было не только быть хорошо физически подготовленными, но и уметь обучать солдат физическим упражнениям2. Этот опыт послужил толчком к реконструкции существовавшей системы обучения и воспитания будущих офицерских кадров в ходе военных реформ 1863—1874 гг. под руководством военного министра Д.А. Милютина.

Систему физического воспитания в военно-учебных заведениях условно можно разделить на два периода: до начала военных реформ и после их завершения. Как показали исследования, до 1860-х годов организация физического воспитания в российских военно-учебных заведениях не имела плавного характера и находилась на крайне низком уровне. Всё обучение сводилось к отдельным и бессистемным гимнастическим упражнениям под руководством лиц, очень далёких от знания человеческого организма3. В дальнейшем был предпринят ряд попыток под руководством Главного управления военно-учебных заведений привести физическое воспитание к единым подходам, но к 1880 году этого добиться не удалось. Так, например, А.В. Николаев в своих исследованиях утверждает, что процесс занятий физическими упражнениями в военно-учебных заведениях России был организован по различным методикам4. Одни были взяты из европейских стран, другие были предложены российскими педагогами и учёными. Как бы то ни было, они дали большой толчок развитию физического воспитания и заложили основу для дальнейших педагогических идей. Выделяются следующие гимнастические системы тех лет.

Шведская система физического воспитания. Она была создана шведским педагогом П.Х. Лингом. Её основу составлял принцип «каждое занятие — замкнутое единство». Занятие начиналось с разминки, далее переходило в основную часть, которая посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствовавших развитию силы. Тренировки были наполнены статическими упражнениями, за что критики порой называли их «гимнастикой поз». Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление5. Как показали исследования, шведская гимнастическая система нашла своё применение в отдельных военно-учебных заведениях Российской империи, например, в Финляндском кадетском корпусе6.

Система физических упражнений педагога А. Бибергайля. Этот гражданский специалист в области физического воспитания считал эффективным проведение занятий по гимнастике в учебных учреждениях, где обучались мальчики, как правило, от десяти до шестнадцати лет, разделённые на три возраста. По его программе предусматривалось проведение гимнастики три раза в неделю, и в каждом уроке принимал участие целый возраст. Продолжительность урока составляла один час. В качестве преподавателей гимнастики А. Бибергайль предлагал использовать выпускников учительских классов Московского училища военного ведомства, прошедших курс гимнастики, поскольку они были знакомы с устройством гимнастических снарядов и залов7. Его система проведения занятий по гимнастике действовала во многих военно-учебных заведениях в течение более десяти лет, с 1864 по 1875 год.

Система физической подготовки генерал-лейтенанта Л.Л. Зедделера. Под его руководством был разработан документ «Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах» (1890 г.). Он предлагал использовать в физическом воспитании кадетов строевую подготовку, фехтование, рубку, верховую езду и плавание. Эти занятия, по его мнению, имели цель вырабатывать профессионально значимые для будущих офицеров умения и навыки, формировать нравственные качества, в т.ч. воинскую дисциплину, бесстрашие и смелость, настойчивость и силу воли, решительность и быстроту реакции8. Особое место в данной системе уделялось гимнастике и подвижным играм. Это обусловливалось, с одной стороны, многообразием входивших в них упражнений, с другой — физиологическим и гигиеническим значением этих упражнений.

Система физических упражнений педагога К.А. Шмидта. Она нашла применение в войсках и в некоторых военно-учебных заведениях и по своей сути совмещала в себе подходы, принятые в то время в Швейцарии и Германии. К.А. Шмидт формулировал две основные цели для гимнастики. Первая, общая гигиеническая: «чтобы доставить телу человека полное, по возможности всестороннее и притом гармоничное, соответствие всех его физических способностей». Вторая цель, военно-специальная, призвана была «облегчить солдату усвоение различных отраслей военного образования и сделать его способным как к перенесению трудов боевой жизни, так и к выполнению его боевых обязанностей»9.

Занятия по гимнастике К.А. Шмидт предлагал проводить ежедневно, преимущественно утром, до начала других занятий, с привлечением только здоровых учеников. Он обращал внимание на необходимость строго учитывать нагрузку и чередовать упражнения. По его мнению, эффективно было использовать систему оценки физического развития, которая полагала выставлять общую оценку как сумму количества раз выполнения трёх упражнений: подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях и «откидывание пяток»10.

Система физических упражнений педагога В.Г. Ухова. Он подчёркивал важность грамотного подхода к преподаванию гимнастических упражнений. Придавал особое значение занятиям под руководством «опытных и знающих людей». Свою педагогическую методику В.Г. Ухов основывал на физиологических особенностях организма, разделяя преподавание гимнастики по возрастным группам. Воспитанников военно-учебных заведений он настраивал на то, чтобы выпускники при необходимости могли заменить преподавателя гимнастики и были способны к самостоятельному обучению подчинённых11. Эта система нашла своё практическое применение в подготовительном пансионе Николаевского кавалерийского училища.

Система физической подготовки генерала М.И. Драгомирова. Его система имела прикладной характер, в ней применялись упражнения, связанные с действием штыком, ударами по подвижной мишени, преодоление полосы препятствий, штыковой бой, лазание, бег, вольтижировка (особенно для кавалериста) и др.12 Основной принцип, который прививал Драгомиров: «Учить войска тому, что будет необходимо на войне». Этого же принципа он придерживался и в физическом воспитании. С целью развития физической выносливости М.И. Драгомиров предлагал использовать гимнастику, под которой он понимал совокупность тех упражнений, которые помогали укрепить организм солдата в военном отношении. К ним он относил: носку всего того, с чем солдат не расстаётся на войне, и походные передвижения. Генерал утверждал, что гимнастика развивает не только силу, ловкость, но и даже бесстрашие13. Система М.И. Драгомирова нашла своё применение в воинских частях. Считалось, что физическая подготовка должна быть главным средством воспитания у солдата физических и морально-волевых качеств.

Система, предложенная генералом А.Д. Бутовским. Он полагал, что физическое воспитание должно способствовать всестороннему физическому развитию и готовить человека к любой жизненной деятельности, а физические упражнения должны способствовать оздоровлению организма и скрашивать досуг воспитанников военно-учебных заведений14. Для достижения этих целей А.Д. Бутовский считал «необходимыми введение в кадетских корпусах: строевого обучения и военно-подготовительных занятий, физические упражнения (гимнастика и подвижные игры, фехтование, плавание и танцевание), пение и музыку, ручной труд»15. Под его руководством выпущен ряд работ, все они имели практическую направленность в регулировании вопросов физического воспитания. Рекомендациями Бутовского пользовались во многих кадетских корпусах.

Система, разработанная П.Ф. Лесгафтом. Работы П.Ф. Лесгафта стали основой для дальнейшего развития физического воспитания и имеют особое методологическое и практикоориентированное значение для современной педагогики. Проведённое нами исследование позволило выделить совокупность основных идей известного учёного и педагога:

  1. Физическое образование направлено на целостное развитие личности, в т.ч. её умственных способностей, посредством физических упражнений.
  2. Физические упражнения с физиологической точки зрения должны задействовать максимальное количество суставов и движение этих суставов во всех возможных плоскостях, что позволит целостно развивать тело человека.
  3. Применение принципа перехода от простого к сложному, например, освоив элементарные движения, переходить к более сложным, и только потом использовать отягощения.
  4. Деление упражнений на подготовительные и специальные, готовящие к военной службе.
  5. Применение игр, поскольку они позволяют развивать способность подчиняться правилам, эмоционально разгрузиться и развивают способность принимать решения.
  6. Привлечение в качестве педагогов физического воспитания специально подготовленных учителей. (П.Ф. Лесгафт лично руководил процессом физического воспитания при 2-й Петербургской военной гимназии.)16

Каждая из перечисленных выше систем физического воспитания (или отдельные их элементы) нашла применение в конкретных военно-учебных заведениях, хотя имела свои достоинства и недостатки.

Однако именно это многообразие деятельности педагогов, военных и организаторов физического развития привела к дальнейшей модернизации системы физического воспитания в военно-учебных заведениях. Новым этапом реформирования системы физического воспитания стал период после 80-х годов XIX века, когда Военное министерство опубликовало ряд документов, определявших основные требования к занятиям по физической подготовке. Среди них особое место занимает «Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах» (1890 г.). Этот документ предписывал увеличить время занятий до полутора часов в день, включая в них гимнастику, военно-подготовительные упражнения, фехтование, плавание и танцы. Все гимнастические упражнения стали делиться на упражнения без снарядов, с подвижными снарядами и на неподвижных снарядах. Подбор физических упражнений был определён с учётом возрастных особенностей. Так, воспитанникам младшего возраста было предписано выполнять простейшие упражнения в лазании, прыгании и передвижении. В последующем для воспитанников среднего и старших возрастов увеличивался подбор упражнений с добавлением более сложных, координирующих действий как со снарядами, так и без них17. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

_________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Походяев С.В., Асриев Ю.А. Педагогические аспекты военной реформы 1863—1874 годов // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Интернет-ресурс: https://cyberleninka.ru.

2 Николаев А.В. Развитие физического воспитания в военно-учебных заведениях в конце ХIX — начале ХХ вв. Дис. … канд. ист. наук. М., 2004. С. 22.

3 Бутовский А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах. М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1898. С. 3.

4 Николаев А.В. Указ. соч. С. 39.

5 Пельменев В.К. История физической культуры: учебное пособие. Калининград: Изд. Калининградского университета, 2000. С. 53, 54.

6 Николаев А.В. Указ. соч. С. 39.

7 Извлечение из протоколов заседаний педагогических собраний 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии за 1863—1864 учебный год // Педагогический сборник. 1865. № 4. С. 141.

8 Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. С. 5, 6.

9 Шмидт К.А. Руководство гимнастики для действующих войск с особым приложением для стрелковых частей, учебного пехотного батальона и военных и юнкерских училищ. СПб.: Тип. Министерства путей сообщения (А. Бенке), 1873. С. 1.

10 Там же. С. 7—10.

11 Ухов В.Г. Руководство к педагогической и гигиенической гимнастике по системе шведского гимназиарха Линга. Ч. 1. СПб.: Тип. Замысловского и Бобылева, 1870. С. 7—19.

12 Комаров С.Н., Цатурова К.А., Курамшин Ю.Ф. и др. История физической культуры: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2013. С. 90—115.

13 Драгомиров М.И. Учебник тактики. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1879. С. 38.

14 Бутовский А.Д. Указ. соч. С. 5.

15 Он же. Упражнения и занятия, имеющие отношение к физическому воспитанию в наших кадетских корпусах. СПБ.: Тип. Главного управления уделов, 1899. С. 2.

16 Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 4. М.: Физическая культура и спорт, 1953. 355 с.

17 Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. С. 31—57.