«Академик М.А. Лаврентьев… стал для училища, офицеров и курсантов лучшим учителем, защитником и наставником»

image_print

Аннотация. Статья освещает роль Сибирского отделения Академии наук СССР, которое возглавлял председатель его президиума академик М.А. Лаврентьев, в создании и деятельности Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища в 1967—1980 гг.

Summary. The paper highlights the role of the Siberian Branch of the Soviet Academy of Sciences headed by its Presidium Chairman Academician M.A. Lavrentyev in the establishment and work of the Novosibirsk Higher Military Political Combined-Arms School in 1967-1980.

ПАНЧЕНКО Анатолий Михайлович — старший научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), полковник запаса, доктор исторических наук, доцент (г. Новосибирск. E-mail: a.m.panchenko@mail.ru).

 

«АКАДЕМИК М.А. ЛАВРЕНТЬЕВ… СТАЛ ДЛЯ УЧИЛИЩА, ОФИЦЕРОВ И КУРСАНТОВ ЛУЧШИМ УЧИТЕЛЕМ, ЗАЩИТНИКОМ И НАСТАВНИКОМ»

В № 5 2007 года и № 10 2016 года1 «Военно-исторический журнал» рассказал об истории Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища имени 60-летия Великого Октября (НВВПОУ). В силу особенностей функционирования военного вуза продолжаем рассказ о роли в его создании и подготовке в нём офицеров-политработников Сибирского отделения Академии наук СССР во главе с председателем его президиума академиком М.А. Лаврентьевым.

По согласованию с Академией наук СССР (АН СССР) и образованным в 1957 году его Сибирским отделением (СО АН СССР) политучилище разместилось в одном из живописных уголков Новосибирского Академгородка на базе физико-математической школы-интерната. В год образования училища и 10-летия СО АН СССР в Академгородке были 17 научных институтов и конструкторских бюро (7—8 проц. научного потенциала АН СССР), университет, 4 средние школы, специальная физико-математическая школа. В институтах и университете работали 10 тыс. жителей Академгородка, в т.ч. 50 академиков и членов-корреспондентов Академии наук, 125 докторов наук, 1 тыс. кандидатов наук, 2 тыс. научных сотрудников2.

Военные участвовали в строительстве Новосибирского научного центра. Специально созданный Сибакадемстрой, возводивший Академгородок и ряд объектов военного училища, возглавлял участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда начальник управления строительства генерал-майор-инженер Н.М. Иванов. Улица, на которой было размещено училище, сегодня носит его имя.

Большую роль в создании, становлении и развитии военно-учебного заведения сыграл инициатор учреждения СО АН СССР и первый председатель его президиума академик М.А. Лаврентьев3. Место дислокации училища на востоке страны было поручено определить первому заместителю министра обороны СССР Маршалу Советского Союза А.А. Гречко (с апреля 1967 г. — министр обороны СССР). Академик М.А. Лаврентьев пригласил его в Академгородок и предложил разместить училище на территории физико-математической школы, принадлежавшей СО АН СССР. Министерство обороны СССР после доклада А.А. Гречко рассмотрело данное предложение и одобрило его. «По воспоминаниям В.Г. Зибарева, “главным доводом стало то, что… наукоград — это лучшая научная и культурная среда для училища”»4. Вскоре был издан приказ министра обороны, предписавший создать НВВПОУ в Академгородке.

Это решение представители научной общественности оценили по-разному. Некоторые из них выражали негативное отношение к размещению военного училища в научном центре. Но большая часть научного сообщества отнеслась к такому решению доброжелательно, так как многие из учёных были участниками Великой Отечественной войны, их научные исследования были связаны с оборонной тематикой. Позитивную роль сыграло и то, что военные активно участвовали в строительстве Академгородка.

М.А. Лаврентьев после прибытия в Академгородок полковника В.Г. Зибарева5, назначенного начальником училища, и полковника Б.Н. Волкова6, ставшего начальником политотдела НВВПОУ, пригасил их на беседу и подробно расспросил, как руководители военно-учебного заведения представляют его формирование и перспективы развития, поделился своими мыслями о том, каким хотел бы видеть училище, роль и место воинского коллектива в Академгородке, дал ряд советов по первоначальному обустройству вуза.

«Образование училища налагало определённые социальные обязательства на руководство города и Академгородка, — подчёркивалось в очерке, посвящённом 45-летию НВВПОУ. — В первую очередь это было связано с предоставлением жилья, оказанием медицинской помощи, размещением детей в школах и детских садах, трудоустройством членов семей военнослужащих. Академгородок всё ещё строился, развивался, и связанных с этим проблем было достаточно. В первое время командованию училища по ряду вопросов не без труда удавалось вести равный диалог с фигурами государственного масштаба, каковыми по праву являлись М.А. Лаврентьев и Ф.С. Горячев7. Приходилось и со своей стороны привлекать соответствующий административный ресурс в лице командующего СибВО и члена военного совета округа»8.

На заседания президиума СО АН неоднократно приглашали начальника училища полковника В.Г. Зибарева, который информировал научную общественность о программах обучения курсантов и о формах проведения ими свободного времени, чтобы показать, что военнослужащие не станут помехой в формировании научной среды в Академгородке. В.Г. Зибарев и Б.Н. Волков умело отстаивали интересы училища и своевременно находили решения неотложных задач. А М.А. Лаврентьев, по оценке В.Г. Зибарева, «проявив политическую и житейскую дальновидность, впоследствии стал для училища, офицеров и курсантов лучшим учителем, защитником и наставником»9.

Тесные отношения академика М.А. Лаврентьева с военными сложились значительно раньше создания НВВПОУ. Его научная деятельность с первых шагов была связана с оборонными проблемами. Об одном из направлений своей научной работы он писал: «Благодаря построению теории кумуляции были созданы надёжные методы расчёта, предложены новые типы кумулятивных зарядов. Через несколько лет работа по теории кумуляции была отмечена Государственной премией… Броневые листы для опытов добывали, вырезая из трофейных немецких танков в лесах под Киевом. Их там было много. Здесь нам помогали военные сапёры…»10. «Исследования оказали огромное влияние на тактику использования танков, их конструкцию и изготовление»11. За заслуги в укреплении обороноспособности страны в 1944 году М.А. Лаврентьев был награждён орденом Отечественной войны II степени.

Академик М.А. Лаврентьев, как свидетельствуют записи в историческом формуляре училища, регулярно посещал НВВПОУ, интересовался жизнью воинского коллектива, выступал перед офицерами, курсантами и солдатами, вручал выпускникам дипломы и нагрудные знаки об окончании учебного заведения.

С первого дня образования НВВПОУ установились крепкие, дружеские научные, культурные, военно-шефские связи преподавателей, командиров и курсантов с учёными СО АН СССР, школами и жителями Академгородка. Огромной популярностью в училище пользовались выступления академиков СО АН СССР А.А. Трофимука, Г.И. Марчука (председатель СО АН СССР в 1975—1980 гг., президент АН СССР в 1986—1991 гг.), С.Л. Соболева, А.П. Окладникова, А.В. Николаева, Д.К. Беляева, А.Г. Аганбегяна, С.С. Кутателадзе, В.А. Коптюга (председатель СО АН СССР, затем СО Российской академии наук — РАН в 1980—1997 гг.), контр-адмирала, доктора технических наук Г.С. Мигиренко и других.

Повышению качества учебной и воспитательной работы в НВВПОУ способствовали тесные связи преподавателей с кафедрами институтов Новосибирского научного центра. Представители некоторых из них читали лекции в училище, охотно делились знаниями с курсантами, для которых всегда были гостеприимно распахнуты двери научно-исследовательских институтов, лабораторий, кафедр, библиотек, в том числе Государственной публичной научно-технической библиотеки СО АН СССР, затем РАН.

Разносторонние связи с учёными способствовали повышению качества учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы в военно-учебном заведении. В свою очередь воинский коллектив училища помогал Новосибирску и Академгородку в ликвидации последствий обильных снегопадов, улучшении обустройства городской территории и проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи Советского района, в том числе в ходе организации и проведении военно-спортивной игры «Зарница», уроков Мужества, спортивных и других мероприятий. Словом, плодотворная дружба воинского, научных, институтских и школьных коллективов приносила обоюдную пользу.

В 1970 году М.А. Лаврентьев отмечал: «Училище хорошо вписалось в Новосибирский научный центр, активно включилось в организацию и проведение многих совместных мероприятий, в рождение новых, ярких традиций города, оказало благотворное влияние на общественную жизнь и героико-патриотическое воспитание жителей Академгородка. С момента образования училища в Советском районе города Новосибирска сложилась стройная система военно-патриотического воспитания молодёжи и школьников. Основная тяжесть этой работы легла на курсантов и офицеров вуза. За каждой школой была закреплена определённая группа курсантов»12. И ныне жители Академгородка средних лет помнят о тесных связях школьных и воинского коллективов. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Панченко А.М. Кузница военных кадров. К 40-летию Новосибирского ВВКУ // Воен.-истор. журнал. 2007. № 5. С. 38—42; Мирный Н.В., Шевченко И.М. Офицеры из сибирской столицы науки // Воен.-истор. журнал. 2016. № 10. С. 77—79.

2 Лаврентьев М.А. Наука. Технический прогресс. Кадры: сборник статей и выступлений. Новосибирск: Наука, 1980. С. 135, 136.

3 Лаврентьев Михаил Алексеевич (19 ноября 1900 — 15 октября 1980) — выдающийся математик и механик с мировым именем, академик АН УССР (1939) и АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1967), лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1946, 1949) премий, инициатор создания и первый председатель президиума СО АН СССР (1957—1975). Создал новые направления теории функций, теории дифференциальных уравнений, механики сплошной среды (гидродинамическая теория кумуляции) и прикладной физики (физика взрыва и импульсных процессов).

4 50 лет в боевом строю. 1967—2017 гг.: краткое историческое повествование. М., 2017. С. 19.

5 Зибарев Василий Георгиевич (20 апреля 1918 г.р.) военную службу начал в ноябре 1938 г. В годы Великой Отечественной войны заместителем командира танкового батальона по политчасти, затем командиром танкового батальона участвовал в освобождении Польши и взятии Берлина. После окончания в 1949 г. Военно-политической академии имени В.И. Ленина (ВПА) служил в войсках, в 1967—1973 гг. являлся начальником НВВПОУ, в 1973—1979 гг. — начальником политотдела — заместителем начальника ВПА. После увольнения в запас в 1979 г. более десяти лет работал начальником отдела — уполномоченным СО АН СССР в Москве, старшим инспектором Совета по координации научной деятельности академий наук союзных республик при президиуме АН СССР.

6 Волков Борис Николаевич (14 октября 1925 — 21 июня 2007) — генерал-лейтенант в отставке. Участник Великой Отечественной войны с 1943 г. После войны окончил ВПА, служил в Сибирском военном округе, в 1967—1973 гг. являлся начальником политотдела НВВПОУ, в 1973—1981 гг. — начальником училища, в 1981—1984 гг. — военным советником в Сирийской Арабской Республике. Завершив военную службу в 1984 г., вернулся в Новосибирск, работал в СО АН СССР.

7 Ф.С. Горячев — первый секретарь Новосибирского областного комитета КПСС.

8 Новосибирское братство — братство 45 лет (1967—2012 гг.): очерки живой истории. М., 2012. С. 15, 16.

9 Там же. С. 16.

10 Лаврентьев М.А. …Прирастать будет Сибирью. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1982. С. 127; Век Лаврентьева. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2000. С. 50.

11 Век Лаврентьева. С. 97.

12 Новосибирское братство… С. 23.