Неуклонный и бессмертный борец за создание морской авиации

image_pdfimage_print

Аннотация. Очерк о морском лётчике, военачальнике, учёном и педагоге Станиславе Эдуардовиче Столярском.

Summary. This is an essay about the naval pilot, army leader, scholar and teacher Stanislav Stolyarsky.

ИМЕНА И СУДЬБЫ 

ВАБИЩЕВИЧ Галина Эдуардовна — научный сотрудник 12 НИО (исторический) Центра научно-исследовательского проблем развития и функционирования Военно-морского флота, заведующая музеем авиации ВМФ при Военном учебно-научном центре ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», соискатель учёной степени кандидата наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: marcell-wacc@inbox.ru).

 

«Неуклонный и бессмертный борец за создание морской авиации» 

Станислав Эдуардович Столярский — человек легендарный, морской лётчик и командир, прославленный герой Гражданской войны, перед которым открывается блестящая карьера военачальника. Но он решительно меняет её на научно-педагогическую деятельность. Поэтому его помнят и чтут как одного из основателей высшего авиационного образования во флоте1.

Станислав родился 2 июня 1894 года в Санкт-Петербурге2. Его родители были выходцами из польских крестьян-бедняков. Отец, Эдуард Юзов Столярский, во время службы по призыву участвовал в Русско-турецкой войне (1877—1878), а после 1880 года осел в столице и до 1904 года работал кондуктором на Николаевской железной дороге. В 1906 году он заболел и умер. Мать, Юзефата Ромальдовна (урождённая Град), после выхода замуж стала домохозяйкой. В семье Столярских родились четверо детей: Константин (1893), Станислав (1894), Валерия (1896) и Вацлав (1898). После смерти кормильца семья испытывала настоящую нужду, а под жильё снимала «угол»3 в рабочем квартале за Обводным каналом.

Станислав успел окончить 3 класса городской начальной школы, но с июня 1906 года ему пришлось начать трудовую деятельность. Однако мир не без добрых людей, и в сентябре Константина и Станислава приняли в Лиговскую ремесленную мастерскую на Тамбовской улице при «Народном доме» графини Паниной. Это замечательное благотворительное заведение, с которым сотрудничали выдающиеся педагоги, учёные и юристы, где детей рабочих бесплатно обучали геометрии, черчению, слесарному, токарному и кузнечному ремеслу, кормили и устраивали их культурный досуг.

Окончив «ремеслуху» в июне 1910 года, братья устроились на литейно-механический завод известных промышленников Сан-Галли на Лиговском проспекте. Но уже через полгода Станислав нанялся рабочим в частную геологическую исследовательскую партию предпринимателя Ванарцева, в которой провёл весь 1911 год. Эта партия побывала в г. Таммерфорс (ныне г. Тампере), разных местах Тавастгусской губернии княжества Финляндского и в Карелии. После возвращения из экспедиции Столярский оказался в Казани, где работал слесарем, токарем и кузнецом в мастерской инженера Захваткина.

Накопив жизненный опыт, навыки в рабочих профессиях и немного денег, в августе 1913 года Станислав вернулся в Петербург. В сентябре он поступил на вечернее отделение Электротехнического политехникума4 и одновременно трудился в кустарной мастерской физических и геометрических приборов мастера Сигова, а с мая 1914 года — в типографии газеты «Петербургский листок»5.

19 июля 1914 года Германия объявила войну Российской империи. В январе 1915 года Столярского призвали на действительную службу во флот. Тогда ему очень пригодились профессионально-техническая подготовка и багаж знаний, которые он успел получить. Осенью 1914 года при Петроградском политехническом институте открылись военные теоретические курсы для авиамехаников. После их окончания служил на одной из авиастанций Балтийского флота в Бригитовке (ныне местность Пирита, г. Таллин). В январе 1916 года ему присвоили звание авиационный унтер-офицер.

В декабре 1916 года на основании «Положения о службе Морской Авиации» начала формироваться Воздушная дивизия Балтийского моря (ВД БМ) двухбригадного состава6. Воздушная станция в Бригитовке (с постами в Гапсале, Гогенгольме и Вердере) вошла в состав 1-й воздушной бригады, штаб которой дислоцировался в Ревеле (Таллин). В это время Столярский проходил курсы стрелков-бомбардиров в Бакинском отделении Офицерской школы морской авиации (ОШМА). После их окончания в конце февраля 1917 года ему присвоили звание старший авиационный унтер-офицер.

Путь на Балтику лежал через Петроград, охваченный стихией Февральской революции, и Станислав Столярский примкнул к рядам восставших. Последовавшие за Февральской революцией события привели к острейшей конфронтации и недоверию между матросской массой и офицерством. Революционными массами солдат и матросов в Петрограде принимается решение о немедленном создании повсеместно советов солдатских и матросских депутатов. Исполняя это решение, Столярский сразу выезжает в Эстонию к месту службы, где 3 марта 1917 года его избирают председателем матросского комитета воздушной станции Гапсаль. На другой день он получает удостоверение выборного депутата от команды воздушной станции Бригитовка7 и направляется в штаб 1-й воздушной бригады в Ревеле.

Летом 1917 года на базе гидроавиаотряда «Аз», базировавшегося тогда в Гапсале, была сформирована школа матросов-лётчиков как подразделение Школы морской авиации (бывшая ОШМА). В ней собрались 13 авиамехаников, которые осваивали пилотирование гидросамолётов сначала под руководством офицеров, а затем и самостоятельно. Столярский завершил обучение 6 августа 1917 года и в свободное от службы время помогал своим товарищам. Школа действовала до поздней осени 1917 года, до высадки немецких десантов на острова Моондзундского архипелага Эзель и Даго8.

Вскоре после Октябрьской революции (25 октября 1917 г.) в Смольном появилось «Бюро комиссаров авиации», провозгласившее себя «штабом авиации». На первых порах этот штаб взял на себя управление красногвардейскими авиационными отрядами, находившимися в Петрограде и ближайших окрестностях и перешедшими на сторону революции. Эти отряды получили наименование «социалистических» и состояли в основном из революционных матросов и солдат.

26 октября 1917 года советская власть была объявлена и в Ревеле вместе с известным декретом о мире. Матросы-лётчики из Гапсаля сначала перебрались на станцию Бригитовка, а в декабре часть из них была откомандирована в Морскую школу воздушного боя и высшего пилотажа в Красном Селе под Петроградом. На одном из собраний личный состав школы постановил: «Морская школа воздушного боя является первой Социалистической школой высшего пилотажа, поставившей себе целью подготовку кадров опытных боевых лётчиков, способных занять ответственные должности в авиационных истребительных отрядах по охране Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота»9.

В середине декабря 1917 года на базе остатков бывшего 1-го истребительного авиаотряда Российской императорской армии (командир военный лётчик Дудолев) и личного состава Красносельской школы начал формироваться 1-й социалистический отряд истребителей (1 СОИ). В качестве военного лётчика туда вступил Станислав Столярский и получил удостоверение № 17 от 5 января 1918 года. В тот же отряд был принят авиамехаником его брат Вацлав Столярский. Общим голосованием на собрании личного состава Станислава избрали командиром, а Вацлава — комиссаром 1 СОИ10. Пока комплектовался отряд, Столярский осваивал самолёт-истребитель, и в звании лётчика высшего пилотажа его утвердили 1 января 1918 года, хотя и задним числом, приказом по Управлению морской авиации РККФ № 285 от 2 июня 1919 года.

1 СОИ был направлен в Кременчуг и включён в состав красногвардейских частей войск Юга Республики, которыми командовал В.А. Антонов-Овсеенко. Авиаторы поддерживали наступление красных войск против формирований, действовавших на стороне Украинской центральной рады, производили воздушную разведку и бомбометания по эшелонам и бронепоезду белых. Под натиском превосходивших сил противника красногвардейцам пришлось отступить, но 1 СОИ сохранил материальную часть, в мае 1918 года вернулся в Петроград и был «влит» в состав Морской школы высшего пилотажа.

В августе 1918 года в Красное Село С.Э. Столярскому пришла телеграмма от члена Реввоенсовета Восточного фронта Ф.Ф. Раскольникова с требованием немедленно прибыть на Волгу и возглавить Самарский гидроавиационный отряд (ГАО)11. Столярский направился туда вместе с лётчиком Иосифом Андреевичем Свинарёвым. Самарский ГАО находился в Нижнем Новгороде и входил в состав Волжского (Самарского) гидродивизиона под командованием военного моряка Е.И. Куртова. Под базирование дивизиона использовалась бывшая нефтеналивная баржа «Коммуна», переоборудованная под авиаматку. «Коммуна» по Волге перемещалась буксиром в сопровождении пассажирского парохода и второй крытой баржи для перевозки топлива и боеприпасов.

Начальник дивизиона Куртов приказом № 4 от 27 августа 1918 года назначил Столярского командиром Самарского ГАО. Отряд сначала располагал всего двумя боеспособными лётчиками (Столярский и Свинарёв) и четырьмя летающими лодками М-9. Авиаторы поддерживали с воздуха наступление Красной армии на Казань, производили разведку артиллерийских позиций и плавсредств белых, наносили бомбоштурмовые удары по войскам противника, разбрасывали листовки. Казань была взята Красной армией 10 сентября 1918 года. Во время этой операции Столярский и Свинарёв выполняли до 3—4 боевых вылетов в день, и оба в сумме за 12 дней налетали 83 часа. Это абсолютный рекорд для Гражданской войны, по крайней мере среди морских лётчиков12.

В сентябре 1918 года Столярский занялся формированием истребительного отряда на колёсных самолётах (в составе дивизиона), который мог прикрывать гидродивизион и корабли флотилии с воздуха. Истребители перевозили в контейнерах на «Коммуне», после швартовки баржи в районе боевых действий их выгружали на берег, собирали и приводили в боевую готовность. После закрытия навигации лётчики вернулись в Красное Село, где зимой 1918/19 года Столярский периодически выполнял полёты по заданиям командования во время боевых действий под Нарвой. 1 октября 1918 года он вступил в ряды ВКП(б).

Весной 1919 года Станислав Эдуардович с истребительным отрядом вновь прибыл на Волгу, в свой гидроавиадивизион, который принял участие в майском контрнаступлении группы войск РККА Восточного фронта под командованием М.В. Фрунзе против войск А.В. Колчака. Красным удалось отогнать колчаковцев вверх по Каме и предотвратить захват Казани, Самары и Симбирска. Волжским дивизионом командовал Е.И. Куртов, но организация боевой работы авиации, решение оперативно-тактических задач, управление лётным составом всего дивизиона легли на плечи Столярского. Командир Северного отряда Волжско-Каспийской военной флотилии (ВКВФ) А.В. Сабуров отдал приказ № 29 от 12 августа 1919 года, которым утвердил начальника истребительного отряда Столярского флагманским лётчиком флотилии с 29 апреля 1919 года13.

31 июля 1919 года командующим ВКВФ был назначен военный моряк Ф.Ф. Раскольников. По его приказу № 644 от 31 августа 1919 года начальником морской авиации флотилии с 10 августа 1919 года стал С.Э. Столярский. В августе—ноябре 1919 года флотилия участвовала в тяжёлых боях под Царицыном (ныне Волгоград), захваченным войсками Кавказской Добровольческой армии белых под командованием П.Н. Врангеля. На стороне белых активно действовала авиация английских интервентов, наносившая бомбоштурмовые удары по кораблям флотилии, от которых пострадали баржа «Коммуна» и часть самолётов. Чтобы наказать «обидчиков», лётчики «красного» гидродивизиона перешли к ночным бомбардировкам и совершили не менее 5 рейдов по глубоким тылам противника на летающих лодках М-9. При отсутствии средств навигации полёты в ночное время были сложнейшим занятием. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В настоящей статье везде, где это не указано иначе, использованы биографические данные из следующих источников: Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 217; Ф. Р-402. Оп. 2. Д. 42; Ф. Р-2192. Оп. 5. Д. 3136. Личные дела и документы; Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-морского флота) (Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ)). Личное дело С.Э. Столярского; Музей авиации Военно-морского флота при ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова» (Музей авиации ВМФ). Фонд С.Э. Столярского: личные документы, автобиографии, научные труды, рукописи, воспоминания, фотографии; Воспоминания А.И. Безуглого, внука С.Э. Столярского, в личных беседах с автором статьи.

Биографические данные С.Э. Столярского опубликованы в источниках: Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. С. 212; Иолтуховский В.М., Колесников Ю.Н., Щербина Г.Ф. Морские соколы России: биографический справочник. СПб.: Своё издательство, 2016. С. 371, 372.

2 Даты до февраля 1918 г. приводятся по старому стилю.

3 «Углом» называлась часть комнаты, отгороженная матерчатой занавеской от остальных жильцов.

4 В одной из автобиографий он уточнил: «частный Политехникум Общ. проф. и преп.». Это было Коммерческое училище (училище 1-го товарищества преподавателей) на ул. Разъезжей, д. 5.

5 Популярная общественно-политическая и литературная газета для «городского простонародья», существовавшая в 1864—1917 гг.

6 РГА ВМФ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 260. Л. 23, 23 об.

7 Матросы авиастанций в Бригитовке (Эстония) и Або (Финляндия) были настроены наиболее революционно, и почти все впоследствии примкнули к большевикам.

8 Вабищевич Г.Э., Левшов П.В. и др. Славной Отчизны сыновья: становление и развитие системы подготовки лётных кадров авиации ВМФ в России и СССР (1910—2015). Краснодар: Периодика Кубани, 2015. С. 73—76.

9 Карташов А.В. История подготовки военных авиационных специалистов в России (1910—1991). Дисс. … докт. ист. наук. Пятигорск, 2012. С. 149.

10 16 декабря 1917 г. большевики приняли декрет об отмене в армии всех чинов и званий и ввели принцип выборности командиров всех уровней. В армию набирали исключительно добровольцев на договорной основе, отряды которых составили так называемую Красную гвардию. Вскоре реалии Гражданской войны заставили вернуться к обязательной военной мобилизации, а летом 1918 г. вновь был введён жёсткий принцип единоначалия.

11 В апреле 1918 г. в Ораниенбауме был сформирован 2-й гидродивизион Воздушной бригады особого назначения и отправлен в помощь красным войскам Восточного фронта на Волгу, под Самару. В традициях времени он назывался по месту предполагавшегося базирования Самарским или Волжским. В нём по штату должны были быть два гидроавиационных отряда и один истребительный. Основным стал Самарский гидроавиационный отряд корабельного базирования. Во время мятежа, поднятого Чехословацким корпусом в июне—июле 1918 г., дивизион потерял часть личного состава и техники, но 70—80 матросов смогли вырваться и оказались в Нижнем Новгороде.

12 События Гражданской войны на Волге (1918—1920 гг.) с участием морских авиаторов описаны, например, во второй главе «Гроза над Волгой» книги: Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Военлёты погибшей империи: авиация в гражданской войне. М.: Яуза; Эксмо, 2008. 472 с.

13 Этот приказ Сабурова подтверждает запись в автобиографии Столярского от 1921 г. (РГА ВМФ. Ф. Р-402. Оп. 2. Д. 42. Л. 11.), что он не только организовал истребительный отряд, но руководил им. Однако приказ о формальном назначении командиром отряда в личных делах и автобиографиях не обнаружен.