Аннотация. В статье рассказывается о жизненном и профессиональном пути единственной женщины в СССР, ставшей во время Великой Отечественной войны старшим инженером боевого авиационного истребительного полка, — Тамары Богдановны Оденовой (Кожевниковой). В годы войны советские женщины выполняли боевые задачи наравне с мужчинами, а в некоторых случаях даже превосходили их своей дисциплинированностью и самоотверженностью. На фронте женщины овладели почти всеми военными специальностями, некоторые из них занимали командные должности. Служа в Военно-воздушных силах, женщины не только освоили специальности лётно-подъёмного состава и участвовали в воздушных боях и нанесении ударов по наземному противнику, но и готовили самолёты к вылету, обретя профессии техников, механиков, оружейников. Они уверенно обслуживали самолёты, не жалуясь на трудности, на непомерную тяжесть бомб и пулемётов, а также тяжёлые метеоусловия. Ни в нацистской Германии, ни в странах-союзницах женщины не участвовали в войне в таком количестве.
Ключевые слова: Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского; авиация; инженерно-авиационная служба; инженер; техник; механик; Великая Отечественная война; Т.Б. Оденова (Кожевникова); М.Ф. Орлова; А.Г. Руденко; 5-я воздушная армия; 7-й истребительный авиационный корпус; истребитель Бел Р-39 «Аэрокобра»; 438-й истребительный авиационный полк.
Summary. The paper recounts the life and career of Tamara B. Odenova, the only woman in the USSR to become a senior engineer in a combat aviation regiment during World War II. During the war, Soviet women performed combat missions on an equal footing with men, and in some cases surpassed them in terms of discipline and dedication. At the front, women mastered almost all military specialties. Some of them held command positions. Serving in the Air Force, they not only mastered specialties such as flight and lift personnel and participated in air battles and attacks against ground enemies, but also prepared aircraft for takeoff by acquiring professions such as technicians, mechanics, and gunsmiths. They confidently serviced aircraft without complaining about the difficulties, the excess weight of bombs and machine guns, or the harsh weather conditions. Neither in Nazi Germany nor in the Allied countries did women participate in the war in such numbers.
Keywords: Zhukovsky Air Force Academy; aviation; aviation engineering service; engineer; technician; mechanic; World War II; T.B. Odenova (Kozhevnikova); M.F. Orlova; A.G. Rudenko; 5th Air Army; 7th Fighter Aviation Corps; Bel P-39 Airacobra fighter; 438th Fighter Aviation Regiment.
ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ
«СТРАСТНО ПРЕДАНА ДЕЛУ РЕАКТИВНЫХ МОТОРОВ И ЗАСЛУЖИВАЕТ… ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННО-ВОЗДУШНУЮ АКАДЕМИЮ»
Тамара Оденова — единственная женщина — старший инженер по эксплуатации авиаполка действующей армии в годы Великой Отечественной войны
АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович —преподаватель кафедры истории войн и военного искусства Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, полковник, кандидат исторических наук
(г. Воронеж. E-mail: aviator1ww@mail.ru);
ПАРФЕНОВА Галина Владимировна — младший научный сотрудник Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
(г. Воронеж. E-mail: g.parfenova2012@yandex.ru).
С установлением в России советской власти было положено начало многим социальным переменам. Среди них было и вовлечение женщин во все сферы общественной деятельности, в частности, на службу в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Советская власть, устанавливая равные права женщин с мужчинами, давала им возможность обучаться в военных учебных заведениях, в т.ч. в авиационных. Так, в предвоенные годы Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского окончили 27 женщин. Выпускницы академии в основном ковали Победу в тылу, работая в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах и авиаремонтных мастерских, были военными представителями на авиазаводах, преподавали в авиационных вузах1. Иногда, когда того требовала обстановка, и гражданские женщины выступали в роли техсостава, помогая мужчинам готовить авиационную технику к боевым вылетам. Такие случаи, будучи всё же единичными, были и на Хасане, и в Советско-финляндской войне2.
Пожалуй, одним из самых ярких примеров признания военным командованием авторитета женщины-авиатора было назначение Т.Б. Оденовой (Кожевниковой) на должность старшего инженера авиационного полка. Это единственный случай в истории отечественных Военно-воздушных сил (ВВС), когда женщина стала старшим инженером — заместителем командира строевого авиаполка по эксплуатации, полка, принимавшего участие в войне.
Тамара Богдановна Оденова родилась 26 декабря 19173 года в г. Иркутске в семье врача. Окончила 9 классов в г. Баку. Там же отучилась один год в Нефтеперегонном техникуме и на курсах по подготовке в вуз. Затем поступила в Московский энергетический институт4.
С юных лет служение авиации стало её заветной целью. Т.Б. Оденова писала в своих воспоминаниях о том, что вопреки желанию родителей она отказалась стать врачом, решив, что будет строить самолёты: «Все мои мысли были об авиации. Чем бы я ни занималась, постоянно ощущала: в мою жизнь вошло что-то необыкновенное, очень для меня важное, окрыляющее»5.
Помимо желания летать она интересовалась проектированием летательных аппаратов. С огромным увлечением девушка работала в авиационной секции Осоавиахима6 в группе реактивного движения. Изучая работы Константина Эдуардовича Циолковского по реактивной технике, юная Тамара даже разработала личный проект реактивного самолёта, который защищала на заседании учёного совета Осоавиахима Азербайджана в Баку7. У неё завязалась переписка с Циолковским. Учёный подробно отвечал на все её вопросы, давал ценные советы, присылал книги. Осенью 1933 года, учась в Москве, Оденова отправилась со своими разработками на консультацию к К.Э. Циолковскому в Калугу. Конечно, её проект был наивным, но в нём так и проскальзывала пылкая юношеская мечта о смелых полётах, о могучих крылатых машинах, способных летать быстрее звука. В её далеко не совершенном проекте учёный обнаружил крупицы рациональных мыслей8.
К.Э. Циолковский посоветовал ей поступить в Военно-воздушную академию (ВВА) имени профессора Н.Е. Жуковского и в тот же день, 30 сентября 1933 года написал рекомендательное письмо, в котором отмечал, что «Тамара Оденова — человек свежий, молодой, сильный, способный, имеет достаточную подготовку для высшего образования, страстно предана делу реактивных моторов и заслуживает поощрения и поступления в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского». Аналогичное письмо Константин Эдуардович написал на имя наркомвоенмора К.Е. Ворошилова9.
Но путь в авиацию для Тамары Богдановны оказался тернистым. Сразу, несмотря на рекомендацию Циолковского, в академию она не попала. Будучи совсем юной и неопытной, Тамара не нашла способа передать письмо от Циолковского в приёмную комиссию, а дежурный по академии, которому она рассказала о своём желании поступить в ВВА, ответил, что девушек не берут. При этом добавил: «Да ещё таких малолетних». Письмо же на имя Ворошилова она передала в приёмную наркома. Там его следы и пропали10.
На самом деле девушек на учёбу в военно-технические школы ВВС принимали, но по особой разнарядке. Вообще же у комсомольской молодёжи с 1931 года стало больше шансов поступить в военные учебные заведения. В том году Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) принял шефство над ВВС РККА. Центральный комитет ВЛКСМ и Управление ВВС совместно выработали новые правила приёма в школы ВВС, которые шире открывали двери в военную авиацию для гражданской молодёжи. Правда, было ограничение по возрасту, брали только с 18 лет. Также могли не принять кандидатов, «которые физически и морально не окрепли, хотя по возрасту подходят»11. Тамара с 1931 года была комсомолкой12, но осенью 1933 года ей было всего 16 лет13!
Однако Оденова проявила настойчивость. По совету одного из знакомых Тамара сходила с письмом Циолковского на приём к командующему Военно-воздушными силами РККА Я.И. Алкснису. Тот, выслушав девушку, приказал допустить её к вступительным экзаменам. Так в 1933 году при помощи основоположника космонавтики комсомолка Татьяна Оденова была допущена к конкурсным экзаменам в ВВА имени Н.Е. Жуковского, которые успешно сдала и была принята на эксплуатационный факультет (в 1936 г. преобразованный в инженерный)14. Приём женщин в академию оформлялся приказом народного комиссара обороны (НКО). Приказ о зачислении Тамары в ВВА был издан 9 декабря 1933 года. Из-за этого набора выпустились только две девушки: Тамара Богдановна Оденова и Мария Фёдоровна Орлова15. Срок обучения в ВВА на момент поступления Тамары составлял 5 лет, но вскоре был увеличен до 5½. Поэтому зачисленные в академию в декабре 1933 года (17-й набор) выпустились только в 1939-м16.
Учитывая, что 17 лет Оденовой исполнялось только через несколько дней после приказа о её приёме в академию, а принимали вообще с 18, Тамара в своих документах, которые подала в вуз, прибавила себе два года, записав годом рождения 1915-й. Этот год указан во всех доступных документах Наркомата и Министерства обороны СССР Т.Б. Оденовой17. Позже, когда ей реально «стукнуло» 18 лет, Тамара созналась в обмане приёмной комиссии, но её оставили учиться. В одной из своих книг Тамара Богдановна написала, что в 1936 году, когда проходили выборы депутатов Верховного Совета СССР, в академической газете «Вперёд и выше» была помещена заметка о слушателях — «ровесниках Октября», т.е. родившихся в 1917 году, которые, достигнув 18-летия, впервые шли голосовать. Одним из героев этой заметки была она18.
Учась в академии, Тамара всегда была в числе самых прилежных, настойчивых слушателей, несмотря на то, что ей не всегда удавалось получать отличные отметки. Средний балл по всем дисциплинам при выпуске у Т.Б. Оденовой был равен 3,8719. Особенно ей нравилось работать на аэродроме. Учёбу в академии она сочетала с занятиями в группе изучения реактивного движения20.
После окончания учёбы летом 1939 года комиссия по распределению направила Тамару на работу в Центральный институт авиационного моторостроения на должность научного сотрудника. Там она попробовала себя на научно-литературном поприще, опубликовав в журнале «Вестник Воздушного флота» статью о современном состоянии зарубежной авиационной техники21. Статья получила ряд критических замечаний от внимательных читателей22, но это была первая проба пера молодого авиаинженера.
Работая лаборантом, Оденова тем не менее хотела служить на аэродроме, в строевой части, и весной 1940 года она добилась назначения инженером эскадрильи 45-го истребительного авиаполка, базировавшегося в Азербайджане23. Нелегко ей было завоевать авторитет среди подчинённых-мужчин. Часть технического состава эскадрильи была недовольна тем, что командовать ими прислали девушку. Кто-то завидовал, что она окончила академию и носит звание военного инженера 3 ранга. К тому же ей было всего 22 года. Но, совмещая требовательность и знания с вниманием к нуждам подчинённых, Тамара Богдановна за короткий срок сумела стать для техников и мотористов «своей». Она заслужила признание подчинённых, имевших богатый практический опыт24.
С началом войны Т. Оденову направили в Тбилиси, где она участвовала в формировании новых авиачастей. По мобилизации в техподразделения ВВС были призваны в том числе люди, которые ранее в авиации не служили. Пришлось начинать с азов и обучать их обслуживанию самолётов. Пока Тамара находилась в командировке, её полк убыл на фронт, и Оденову направили старшим преподавателем в Руставскую военную авиационную школу пилотов25. Там в 1942 году она вступила в ряды Коммунистической партии26. Тамара Богдановна всё время стремилась попасть на фронт. В январе 1943 года после долгих просьб её направили в действующую армию, правда, пока только на стажировку, в управление инженерно-авиационной службы 236-й истребительной авиационной дивизии (иад) 5-й воздушной армии (ВА). В течение трёх месяцев Оденова работала в одном из полков дивизии. 5 ВА в то время входила в состав Северо-Кавказского фронта. К январю 1943 года воздушная обстановка на Северном Кавказе изменилась и стала благоприятной для советской авиации. Против 150 немецких самолётов на аэродромах Кубани 5 ВА и ВВС Черноморского флота имели 388 самолётов. Соединения и части 5 ВА вели интенсивную боевую работу, принимая участие в наступательной фазе битвы за Кавказ. Авиаполки 236 иад осуществляли прикрытие военно-морской базы Туапсе, сопровождали штурмовики и бомбардировщики, сами наносили штурмовые удары по сухопутным войскам и аэродромам противника. Тамара Богдановна получила большой боевой опыт по эксплуатации и особенно по ремонту авиационной техники. За время стажировки Оденова зарекомендовала себя с лучшей стороны, и командование армии было заинтересовано в том, чтобы такой опытный специалист продолжил службу в составе объединения. Увы, в середине апреля, в то время, когда на Кубани начиналось грандиозное воздушное сражение, инженер-капитан Т.Б. Оденова по окончании срока стажировки была вынуждена вернуться в лётную школу. С собой она привезла ходатайство от главного инженера 5-й воздушной армии инженер-полковника А.Г. Руденко о переводе её в действующую армию27.
Несмотря на то, что начальник лётной школы был категорически против откомандирования Т. Оденовой, в мае 1943 года она всё-таки была назначена в инженерно-авиационную службу 5 ВА на должность инженера по эксплуатации самолётов и двигателей. Поначалу и тут технический состав, на 100 проц. состоявший из мужчин, с недоверием отнёсся к женщине-инженеру. Раздавались голоса: «Доработались, девчонка приехала мужикам помогать». Но постепенно, видя высокий уровень инженерных знаний Оденовой и получая от неё действенную помощь в трудных ситуациях, инженеры и техники полков армии стали спокойно и с уважением воспринимать инженера «в юбке»28.
5-я воздушная армия в то время вошла в состав Степного фронта и готовилась к предстоявшей Курской битве. Полки получали новую технику, и инженеры армии помогали техническому составу осваивать её эксплуатацию и ремонт, выявлять и устранять конструктивные и заводские дефекты. К началу сражения на Курской дуге все неисправные самолёты 5 ВА были введены в строй. Армия принимала активное участие в Курской битве. Сначала она помогала отражать наступление немцев на южном фасе Курской дуги, а затем вела бои за освобождение Белгорода и Харькова. Почти всё время Оденова и другие инженеры армии находились в полках на передовых аэродромах, руководили подготовкой техники к полётам, добиваясь безотказной работы систем самолётов. В ходе Белгородско-Харьковской наступательной операции инженерно-технический состав 5 ВА обеспечил выполнение 14 688 боевых самолётовылетов29.
С осени 1943 года Тамара Богдановна в основном работала в частях 7-го истребительного авиационного корпуса (иак), имевшего на вооружении американские истребители Bell Р-39 «Аэрокобра». За этим самолётом закрепилась репутация сложного по устройству и в эксплуатации аппарата. К тому же он имел массу конструктивных дефектов, из-за которых американцы сами не летали на нём, а выпускали его преимущественно на экспорт. Инженер Оденова тщательно изучила иностранную технику, подготовила и произвела существенные доработки «Аэрокобр», устраняла просчёты, допущенные при конструировании30.
Находясь в полках 7 иак, Т.Б. Оденова действовала не только как инженер управления воздушной армии, но и как инженер полка, а когда возникала очень напряжённая обстановка с ремонтом, то и как техник самолёта. Корпус принимал участие в битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской наступательных операциях. В мае 1944 года Тамару Богдановну и других инженеров 5 ВА неожиданно вызвали из частей, где они служили в штаб армии. Причина вызова оказалась радостной — всех их приказом по войскам 5-й воздушной армии № 12/н от 3 апреля 1944 года наградили орденами Красной Звезды31. В наградном листе по поводу заслуг Тамары Богдановны было написано: «Инженер-капитан тов. Оденова, работая в должности ведущего инженера истребительной группы самолётов, своей неутомимой деятельностью по организации технико-эксплуатационной службы в частях и инженерно-авиационной службы в соединениях достигла громадных результатов в постоянной боеготовности матчасти за все периоды боевых действий истребителей на участках: побережья Чёрного моря — Сухуми — Геленджик, Кубани, от Воронежа — Белгород — Харьков, Днепр и Кировоград.
При этом тов. Оденова достигла также больших результатов по привитию эксплуатационных навыков техническому составу и поднятию теоретических знаний.
Тов. Оденова сумела хорошо провести организационные мероприятия в частях по снижению процента неисправных самолётов, процента работы моторов на земле. Количества отказов и происшествий на сто часов налёта самолётов в частях снизила до 0,2 случая. Много работает над вопросами грамотного использования самолётов по вариантам боевых полётных весов самолёта с учётом сохранения бронезащиты экипажа и уязвимых агрегатов»32.
Летом 1944 года, когда 7 иак выводился из состава 5 ВА, главный инженер корпуса инженер-полковник Сергеев пригласил Оденову на беседу и предложил перейти на должность старшего инженера 438-го истребительного авиационного полка. В корпусе Тамара Богдановна завоевала высокий авторитет, а старший инженер данного полка не справился с работой и был отдан под суд. Оденова часто бывала в 438 иап и хорошо знала состояние дел в нём. Должность, предлагавшаяся ей, была значительно ниже занимаемой в управлении 5 ВА, но старший инженер являлся заместителем командира полка и самостоятельным руководителем инженерно-авиационной службы части. Не раздумывая, она согласилась. Главный инженер 5-й воздушной армии генерал А.Г. Руденко не хотел отпускать хорошего специалиста, предупреждал о сложностях руководства мужским коллективом, но в итоге в интересах общего дела согласился на её перевод33.
Несмотря на понижение в должности, Тамара с огромным удовлетворением и ответственностью приступила к исполнению обязанностей в новой должности, понимая, что старший инженер в ответе за всё инженерно-авиационное обеспечение боевой работы полка. И снова, как и в 1939-м, когда она прибыла в 45 иап на должность инженера эскадрильи, технический состав полка, состоявший на 100 проц. из мужчин, сначала высказывал недовольство назначением им в командиры женщины. Но и тут Тамара Богдановна, показав глубокие теоретические знания авиационной техники и практические навыки по её эксплуатации, проявив твёрдость в качестве начальника, достаточно быстро завоевала авторитет и уважение подчинённых. В трудных условиях фронтовых полевых аэродромов старший инженер полка Т.Б. Оденова своим трудом, инженерными знаниями и высокими организаторскими способностями сумела мобилизовать инженерно-технический состав на отличную подготовку к полётам, а также быстрый и качественный ремонт авиационной техники. Она совмещать требовательность и строгость с вниманием и дружелюбием в отношении своих подчинённых, благодаря чему заслужила их глубокое уважение, преданность, безукоризненную дисциплинированность и исполнительность34.
28 августа 1944 года аэродром полка был обстрелян артиллерией противника, в результате чего были выведены из строя 29 самолётов. У некоторых из них были повреждены силовые элементы конструкции. Под руководством Тамары Богдановны на восстановление матчасти были брошены 2 ремонтные летучки ПАРМ-1 и весь техсостав полка. Люди работали день и ночь под непрекращавшимся артобстрелом противника, и 29 августа были восстановлены 13 самолётов, а на следующий день — остальные. Все восстановленные истребители перелетели на безопасный аэродром35.
7 иак, в состав которого входил 438-й истребительный авиаполк, летом 1944 года был переведён в состав 2-й воздушной армии. 27 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 0341 7 иак был преобразован в 6 гв. иак, а 438 иап — в 212 гв. иап36. Полк принимал участие в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской и Пражской стратегических наступательных операциях. Все они отличались большим размахом использования авиации. А на земле интенсивное применение авиации обеспечивал инженерно-технический состав37.
В ноябре 1944 года в полку под руководством Оденовой было проведено усиление конструкции «Аэрокобр» на 26 самолётах. Работа была выполнена в сжатые сроки, без отрыва от боевой деятельности. Кроме того, Тамара постоянно проводила занятия с техническим и лётным составом по вопросам правильной эксплуатации американского истребителя и его мотора «Аллисон». Всего в полку она провела 220 часов занятий38.
Ярким примером высочайшего профессионализма инженерно-технического состава 212 гв. иап под руководством старшего инженера Т.Б. Оденовой является случай, произошедший в марте 1945 года. Советский истребитель встретился с бомбардировщиком, принадлежность которого не была опознана. Завязался воздушный бой, но когда противники с обеих сторон заметили опознавательные знаки друг друга, бой прекратился, и вслед за нашим истребителем на аэродром полка приземлился подбитый американский бомбардировщик «Боинг» Б-17 «летающая крепость», требовавший объёмного ремонта. К утру следующего дня все повреждения были устранены. Союзники, видя, как ночью, в тяжёлых полевых условиях советские техники ремонтируют их самолёт, были крайне удивлены и восхищены их высокой технической культурой. Они говорили, что если бы сами не видели, то никогда не поверили бы, что русские могут так первоклассно работать. До этого они считали, что уровень образования и подготовки советских инженеров и техников не позволит им починить и подготовить к вылету «очень сложную» с их точки зрения американскую авиатехнику39.
Интенсивные боевые действия полка и, соответственно, напряжённая работа инженерно-технического состава продолжались до самого конца войны. Так, во время Берлинской операции за одну ночь с 26 на 27 апреля 1945 года бригада из 9 человек под руководством старшего инженера сняла и установила моторы на двух истребителях. Утром самолёты были введены в строй40.
В составе 212 гв. иап Т. Оденова воевала до Победы. Прошла боевой путь от Украины через Румынию и Польшу до Берлина и Праги. Победу она встретила на аэродроме Даберн в Германии. На полевых аэродромах техперсонал подвергался бомбёжкам и артиллерийскому обстрелу, нападениям диверсионных групп немцев. Одного из диверсантов, пытавшегося подорвать самолёты на стоянке, Оденова лично взяла в плен.
В должности старшего инженера полка ей много раз самой приходилось обеспечивать боевую работу истребителей в самых трудных и опасных условиях, какие только могут сложиться на фронтовом аэродроме. По существовавшему неписаному закону на ремонт самолёта отводилась обычно одна ночь. Поэтому днём и ночью техники работали под открытым небом. Летом в жару, зимой в морозы они готовили самолёты к вылетам, чувствуя свою ответственность за выполнение боевых задач и жизни лётчиков. Технический состав всегда искренне радовался победам своих пилотов и скорбел об их гибели41.
В этом же полку девушка встретила своего будущего мужа — лётчика-истребителя Анатолия Леонидовича Кожевникова. В 1944 году майор Кожевников стал заместителем командира 212 гв. иап, а в июне 1945 года был удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза. На его счету 25 сбитых самолётов противника. В день Победы они поженились, и после свадьбы Тамара взяла фамилию мужа42.
Гвардейский авиационный полк, в котором Т.Б. Кожевникова (Оденова) была старшим инженером, отлично выполнял боевые задания, прошёл всю войну и воспитал многих героев. Тамара Богдановна своим неустанным трудом и неиссякаемой энергией внесла достойный вклад в славную боевую историю части. Приказом по 2-й воздушной армии от 18 мая 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество… гвардии инженер-майор Кожевникова Тамара Богдановна, старший инженер полка, она же заместитель командира по эксплуатации 212 гвардейского истребительного авиационного Ярославского ордена Александра Невского полка 22 гвардейской истребительной авиационной Кировоградской Краснознамённой ордена Кутузова дивизии 6 гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого корпуса» была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени43. В наградном листе, хранящемся в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, отмечено, что «за время пребывания в полку, с июля месяца 1944 года, под её руководством обеспечено 1890 боевых вылетов. Силами техсостава произведено 27 восстановительных, 244 текущих и 897 мелких самолёторемонтов… На матчасти, подготовленной техсоставом, за этот период лётный состав в воздушных боях сбил 72 самолёта противника»44.
Всего за мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, Т.Б. Кожевникова (Оденова) была награждена 5 боевыми орденами: Красного Знамени, двумя Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны II степени и 12 медалями45.
В послевоенные годы Т.Б. Кожевникова служила на инженерных должностях в строевых полках и авиаремонтных мастерских, снова преподавала в школе пилотов. В феврале 1955 года приказом министра обороны СССР № 100 по состоянию здоровья она была уволена в запас в звании гвардии подполковник-инженер. После увольнения из армии работала научным сотрудником в ВВА имени Ю.А. Гагарина (п. Монино Московской обл.) и начальником отдела технической эксплуатации в редакции журнала «Вестник Воздушного Флота». Иногда публиковала критические рецензии на авиационную литературу46.
В мирных условиях Т. Кожевникова решила обобщить свой богатый боевой опыт. Она писала очерки об авиации и её людях, выступала с публичными лекциями на авиационные темы, рецензировала литературу по вопросам авиации, издавала книги. Была принята в Союз журналистов СССР, стала автором четырёх книг («Крылья нашей Родины» (1953), «Крылья Родины» (1958), «Жизнь — вечный взлёт» (1972, 2-е изд. — 1978), «Песнь высоты» (1980). За книгу «Жизнь — вечный взлёт» Т. Кожевникова стала лауреатом премии Ленинского комсомола. Её книги были изданы на пяти языках: русском, украинском, чешском, словацком и венгерском. Также Тамара Богдановна написала три киносценария, по которым были сняты кинофильмы, посвящённые подвигам советских лётчиков в годы Великой Отечественной войны, преемственности традиций крылатых защитников Родины. Это киноленты «Марина Попович» (документальный, 1973), «Небо со мной» (1974) и «Букет фиалок» (1983)47.
Кинокритик Ф. Агамалиев писал об одном из фильмов, снятых по её сценарию: «Фильм “Букет фиалок” поднимается на уровень высоких гражданских обобщений о душевной щедрости и морали советского человека, которые с такой поразительной силой, в живом действии проявились в годы Великой Отечественной войны. Эта картина — ещё один впечатляющий памятник воинскому и человеческому подвигу советских людей»48.
Т.Б. Кожевникова (Оденова) ушла из жизни в 2016 году. Её жизненный и боевой путь — это путь, достойный преклонения. Тамара Богдановна — героический участник Великой Отечественной войны, энтузиаст авиации, патриот, пример высокого профессионализма и самоотверженной преданности своему делу, внёсший достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией и её сателлитами.
В настоящее время около 10 вузов Министерства обороны РФ осуществляют приём девушек, и судьба Т.Б. Оденовой является для них ярким примером возможностей проявить себя на военной службе и защите Отечества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Архив Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Архив ВУНЦ ВВС «ВВА»). Папка «Женщины-выпускницы». Списки; Парфенова Г.В. Деятельность первых советских женщин — авиационных специалистов // Евразийский форум. 2017. № 1. С. 30—33; она же. Женщины-авиаторы — выпускницы Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского в предвоенные годы // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2020. № 4. С. 120—124; она же. Выпускницы Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского на фронтах Великой Отечественной войны // Международный электронный научный журнал. 2023. № 1. С. 137—140.
2 Аверченко С.В. Женская помощь в эксплуатации авиационного вооружения во время Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. // Военно-исторический журнал. 2019. № 3. С. 87—89; он же. «Наш технический состав работал безупречно». Работа техническо-эксплуатационной службы ВВС во время вооружённого конфликта на озере Хасан // Военно-исторический журнал. 2022. № 7. С. 42—55.
3 Во всех документах Т.Б. Оденовой в Наркомате обороны СССР датой рождения значится 26 декабря 1915 г.
4 Кожевникова Т., Попович М. Жизнь — вечный взлёт // Литературный Азербайджан. 1971. № 1. С. 65—68.
5 Кожевникова Т. Небо начинается с земли // Кожевникова Т., Попович М. Песнь высоты. М.: Изд-во ДОСААФ, 1980. С. 21.
6 Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) — массовая добровольная военно-патриотическая организация, существовавшая в СССР с 1927 по 1948 г.
7 Кожевникова Т. Горы уходят в небо // Кожевникова Т., Попович М. Жизнь — вечный взлёт. М.: Воениздат, 1980. С. 6.
8 Кожевникова Т. Небо начинается с земли… С. 22; Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 5—10; Кожевникова Т., Попович М. Жизнь — вечный взлёт. М., 1980. С. 62.
9 Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 9; Майорова Л. «Вперёд и ввысь — им Родина велела…». Тамара Кожевникова переписывалась и встречалась с великим учёным // Весть. Неделя. Газета Калужской обл. 2015. 3 июля. С. 35.
10 Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 11, 12.
11 Как поступить в авиашколу // Наши лётчики и наши самолёты / Под ред. П. Баранова. М.: Госвоениздат, 1931. С. 128.
12 Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «Оденова (Кожевникова) Т.Б.». Гончар П.Г. К 70-летию Кожевниковой (Оденовой) Т.Б. Машинопись; Кожевникова Т., Попович М. Жизнь — вечный взлёт… С. 67.
13 Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 5.
14 Там же. С. 13—15; Кожевникова Т., Попович М. Жизнь — вечный взлёт. М., 1980. С. 70; Материалы по истории Военно-воздушной инженерной ордена Ленина Краснознамённой академии имени профессора Н.Е. Жуковского. Ч. III. М.: ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского, 1966. С. 7, 8.
15 Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «Женщины-выпускницы». Списки.
16 Материалы по истории… С. 15; Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «XVII выпуск. 1939 г.».
17 Интернет-ресурс «Память народа». URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie32320231; Интернет-ресурс «Электронный банк документов периода Великой Отечественной войны». URL: https://poisk.re/awards/42838581.
18 Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 19.
19 Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «Оденова (Кожевникова) Т.Б.». Выписка из зачётной ведомости Оденовой Т.Б.
20 Кравцов Ф. Жизнь — вечный взлёт // Воздушный рейс. 1973. 12 апреля.
21 Оденова Т.Б. Современное состояние и тенденция развития авиационной техники за рубежом // Вестник Воздушного Флота. 1939. № 12. С. 64—76.
22 В редакцию журнала «Техника воздушного флота» // Техника воздушного флота. 1940. № 3. С. 99, 100.
23 Кравцов Ф. Указ. соч.
24 Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 34—48; Кожевникова Т., Попович М. Жизнь — вечный взлёт… С. 71, 72.
25 Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «Оденова (Кожевникова) Т.Б.». Справка о Кожевниковой (Оденовой) Т.Б.; Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 48—51; Интернет-ресурс «Электронный банк документов периода Великой Отечественной войны».
26 Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «Оденова (Кожевникова) Т.Б.». Гончар П.Г. Указ. соч.; Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 53.
27 Кожевникова Т. Небо начинается с земли… С. 13—19; Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 65; Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1990. С. 36—44.
28 Кожевникова Т. Небо начинается с земли… С. 29; она же. Горы уходят в небо… С. 66;
29 Она же. Небо начинается с земли… С. 19—25; Давтян С.М. Указ. соч. С. 54—87.
30 Кожевникова Т. Небо начинается с земли… С. 26—28.
31 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 690155. Д. 2289. Л. 105—109; Кожевникова Т. Небо начинается с земли… С. 42.
32 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 2289. Л. 140.
33 Кожевникова Т. Небо начинается с земли… С. 49, 50.
34 Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «Оденова (Кожевникова) Т.Б.». Гончар П.Г. Указ. соч.; Кожевникова Т., Попович М. Жизнь — вечный взлёт… С. 76, 77.
35 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2697. Л. 237; Кожевникова Т. Горы уходят в небо… С. 111—114.
36 Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М.: Б.и., 1960. С. 46, 94; Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. Красная Армия в победах и поражениях 1941—1945 гг. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. С. 369, 383.
37 Красовский С.А. Боевой путь 2-й воздушной армии // 2-я воздушная армия в боях за Родину: сборник / Под ред. С.А. Красовского. Монино: ВВКА, 1965. С. 22—28; Корольков Б.Ф., Ермаков В.Я. Как крепли крылья второй воздушной армии. Монино: ВВА, 1996. С. 135—172.
38 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2697. Л. 237.
39 Кожевникова Т. Небо начинается с земли… С. 71, 72.
40 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2697. Л. 237.
41 Кожевникова Т. Небо начинается с земли… С. 43, 66, 76; Кожевникова Т., Попович М. Жизнь — вечный взлёт… С. 80—83.
42 Кожевникова Т. Небо начинается с земли… С. 65, 77; Попович М. Сын Енисея // Герои и подвиги: сборник. Кн. 4. М.: Воениздат,1966. С. 316.
43 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2697. Л. 184—188; Майорова Л. Указ. соч.
44 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2697. Л. 237; Майорова Л. Указ. соч.
45 Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «Оденова (Кожевникова) Т.Б.». Гончар П.Г. Указ. соч.
46 Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «Оденова (Кожевникова) Т.Б.». Справка о Кожевниковой (Оденовой) Т.Б.; Там же. Гончар П.Г. Указ. соч.; Кожевникова Т. О книге В.А. Попова «Основы авиационной техники» // Сталинский сокол. 24 мая 1949 г.; Интернет-ресурс «Память народа»; Интернет-ресурс «Электронный банк документов периода Великой Отечественной войны».
47 Архив ВУНЦ ВВС «ВВА». Папка «Оденова (Кожевникова) Т.Б.». Гончар П.Г. Указ. соч.; Харитонова А. Тема книги — славные дела нашей авиации // Красная звезда. 31 мая 1957 г.; Наша страна — родина авиации: стенограмма публичной лекции, прочит. в Центр. лектории О-ва в Москве / гв. инж.-подполк. Т.Б. Кожевникова. М.: Правда, 1950. 32 с.; Агамалиев Ф. Эхо выстрелов далёких // Советская культура. 3 сентября 1983 г.; Сорокин О. Лётчикам о лётчиках // Красная звезда. 24 августа 1974 г.; Марина Попович (научно-популярный фильм). Буклет. М.: Центрнаучфильм, 1974.
48 Агамалиев Ф. Указ. соч.
