Аннотация. В рецензии отражено основное содержание монографии Ю.А. Никулина «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского. Исторические предшественники. Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии. 1941 год». В ней автор исследует процесс создания в Ленинграде в марте 1941 года Военно-воздушной академии Красной армии, показывает тесную связь Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского с ранее существовавшими и действующими ныне учебными заведениями Санкт-Петербурга — Ленинграда.
Ключевые слова: СССР; Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского; Ленинградская военно-воздушная академия; военный вуз; Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота; военное образование; Г.Г. Ростовцев; Н.А. Рынин; Б.А. Лабазин.
Summary. The review sums up the monograph by Yu.A. Nikulin The A.F. Mozhaysky Military Space Academy. Historical Forerunners. The Leningrad Red Army Air Force Academy. The Year 1941. There the author explores the process of establishing in Leningrad in March 1941 the Red Army Air Force Academy showing the close ties between the A.F. Mozhaysky Military Space Academy and the former and current educational establishments in St. Petersburg and Leningrad.
Keywords: USSR; A.F. Mozhaysky Military Space Academy; Leningrad Air Force Academy; military university; Leningrad Institute of Civil Aircraft Engineers; military education; G.G. Rostovtsev; N.A. Rynin; B.A. Labazin.
КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА
ЛОСИК Александр Витальевич — старший научный сотрудник института (военного) Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, заместитель главного редактора журнала для учёных «КЛИО», доктор исторических наук, профессор
АЛЕКСЕЕВ Тимофей Владимирович — профессор кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРЕДШЕСТВЕННИК ВОЕННО-КОСМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ А.Ф. МОЖАЙСКОГО: НАЧАЛО ПУТИ
Военно-космическая академия (ВКА) имени А.Ф. Можайского имеет славную историю. Историками установлена правопреемственность академии от созданной ещё Петром I в 1712 году Инженерной школы, которая со временем была переформирована в Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус, а в 1800 году во Второй кадетский корпус, ставший одним из ведущих учебных заведений имперской России.
Приказ министра обороны РФ от 27 октября 1994 года, определивший днём создания академии день, которым датировали указ Петра I о создании Инженерной школы — 16 января 1712 года, дал возможность сохранить историю и восстановить традиции многих поколений российского офицерства в рамках преемственности военного образования в военно-учебных заведениях, упомянутых выше и которые располагались в корпусах и помещениях, занимаемых ныне Академией имени А.Ф. Можайского.
Среди военно-учебных заведений — исторических предшественников Военно-космической академии особое место занимает Ленинградская военно-воздушная академия Красной армии (ЛВВА КА), созданная накануне Великой Отечественной войны — в марте 1941 года. Её созданию и деятельности в первые дни войны и посвящена рецензируемая монография кандидата исторических наук, доцента, профессора кафедры истории и философии ВКА имени А.Ф. Можайского Юрия Анатольевича Никулина, вышедшая из печати в 2021 году*.
Книга содержит три главы, и основные вопросы, на которые даёт в ней ответы автор, сводятся, на наш взгляд, к следующему:
— какие внутренние экономические и социально-политические, а также внешние военно-политические причины обусловили появление данного военного образовательного авиационного центра;
— почему новое авиационное научно-образовательное учреждение появилось именно в Ленинграде;
— на какой материально-технической и кадровой базе создавалась ЛВВА КА;
— каков был научно-исследовательский и конструкторский багаж учебного заведения, ставшего основой Военно-воздушной академии;
— как происходил подбор постоянного профессорско-преподавательского, научного и технического персонала будущей академии;
— как формировался переменный состав обучающихся в академии при её возникновении;
— наконец, как прошли в академии первые дни Великой Отечественной войны.
Отвечая на первые два вопроса, автор монографии указывает, что на рубеже 1930—1940-х годов угроза войны для СССР стала реальной. В связи с этим ЦК ВКП(б) и Советское правительство предпринимали необходимые меры для повышения обороноспособности страны и укрепления боевой мощи Красной армии. Ускоренными темпами стала развиваться оборонная, в т.ч. и авиационная, промышленность СССР. Военной авиации требовались скоростные и технически совершенные самолёты, а Военно-воздушные силы нуждались в реорганизации и привлечении в свои ряды высококвалифицированных специалистов лётного и инженерного состава. Для решения указанных задач 25 февраля 1941 года Совет народных комиссаров и ЦК ВКП(б) приняли постановление № 368-167сс под грифом «Особая важность. Совершенно секретно» — «О реорганизации авиационных сил Красной Армии». На основе этого решения были сформированы пять новых авиационных училищ, в т.ч. передан Наркомату обороны Ленинградский институт гражданского Воздушного флота (так в постановлении) и на его базе создана Ленинградская военно-воздушная академия1.
Отвечая на вопрос: «Что же представлял собой Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГФ), на базе которого создавалась ЛВВА КА», Ю.А. Никулин в первую очередь выявляет научно-образовательный и материально-технический потенциал данного учреждения.
Итак, в 1941 году, к моменту передачи ЛИИ ГВФ в Наркомат обороны, как следует из изученных автором книги документов, институт имел в своём составе четыре факультета, 29 кафедр, две доцентуры, 25 учебных лабораторий и 15 учебных кабинетов2. При ЛИИ ГВФ было создано и успешно работало бюро реального проектирования воздушных линий3. Важное место в структуре института занимало также особое конструкторское бюро, которое возглавлял Г.Г. Ростовцев и в котором был спроектирован ряд удачных образцов самолётов4.
Заметим, что ЛИИ ГВФ с 1930 года входил в состав учебного комбината ГВФ, включавшего в себя, в частности, научно-исследовательский институт (НИАИ УК ГВФ), а также курсы заочного обучения, рабочий факультет, сеть воздушных линий Северо-Запада СССР и авиационную ремонтную мастерскую5.
Характеризуя постоянный состав ЛИИ ГВФ и прежде всего его профессорско-преподавательскую часть, из которого главным образом и происходил отбор преподавателей и учёных ЛВВА КА, автор монографии справедливо указывает, что его качество своими корнями уходило в традиции тех исторических предшественников, на базе которых, в свою очередь, был создан ЛИИ ГВФ. Ю.А. Никулин подчёркивает, что в виде самостоятельного заведения ЛИИ ГВФ был создан в 1930 году на базе воздушного факультета Ленинградского института инженеров путей сообщения (ЛИИПС), который вёл свою историю от Института корпуса инженеров путей сообщения, учреждённого в 1809 году высочайшим манифестом императора Александра I6.
В 1908 году, пишет Ю.А. Никулин, по решению совета института здесь были организованы лекции по воздухоплаванию. Их читали военные специалисты-воздухоплаватели. Одним из них был, например, командир учебного воздухоплавательного парка (с 1910 г. — начальник Офицерской воздухоплавательной школы) генерал А.М. Кованько7, который вошёл в состав комиссии, учреждённой по личному распоряжению военного министра П.С. Ванновского в 1890 году для осмотра в Красном Селе самолёта А.Ф. Можайского8. Читал лекции в институте и бывший преподаватель Николаевской инженерной академии профессор В.Ф. Найдёнов, который изучал проблематику воздухоплавания. В институте также функционировал студенческий кружок из тех, кто увлекался воздухоплаванием. Он имел свой устав и издавал специализированный журнал «Аэромобиль», а почётным членом кружка и его руководителем стал адъюнкт (впоследствии всемирно известный учёный в области космонавтики и ракетного дела) Николай Алексеевич Рынин9. В 1920 году при формировании в ЛИИПС факультетской структуры в значительной мере усилиями профессора (с 1919 г.) Н.А. Рынина был создан факультет воздушных сообщений, в котором он был единогласно избран деканом10.
Всё описанное выше дало повод Ю.А. Никулину утверждать, что десятилетие (1920—1930-е гг.), в течение которого существовал факультет воздушных сообщений, а затем на его базе ЛИИ ГВФ (1930—1941 гг.), можно считать периодом предыстории Академии имени А.Ф. Можайского11.
Заканчивая оценку состояния ЛИИ ГВФ к 1941 году, подчеркнём вслед за автором монографии, что институт был вполне сложившимся учебным заведением, которое располагало высококвалифицированными профессорами и преподавателями, имевшими большой опыт учебной, научной и воспитательной работы, отлично знавшим своё дело техническим персоналом и слушателями, хорошо подготовленными к несению военной службы12.
Особо отметим, что в ЛИИ ГВФ работали 138 человек профессорско-преподавательского состава: профессоров — 15, из них 10 — доктора наук, 5 — кандидаты наук; доцентов — 39, из них кандидатов наук — 38; ассистентов — 84. Как следствие такого высококвалифицированного состава в институте с 1931 года действовала аспирантура. За время существования ЛИИ ГВФ научно-педагогический состав получил шесть докторских и 45 кандидатских учёных степеней, подготовил 263 учебника и учебных пособия, изданных в институте, и 15 учебников, вышедших в свет в других издательствах, выполнил 140 научно-исследовательских работ13.
Сам же процесс формирования ЛВВА КА достаточно подробно проанализирован во второй главе монографии. Основной вывод этой части работы сводится к утверждению о том, что постоянный состав ЛВВА КА опирался на 180 человек штатного состава ЛИИ ГВФ14, а переменный состав примерно на 80 проц. состоял из слушателей данного института15. Остальные недостающие преподаватели набирались из числа учёных и преподавателей вузов и учреждений Ленинграда, а слушатели — из числа студентов технических вузов города.
Так, в ЛИИ ГВФ работали перешедшие с факультета воздушных сообщений ЛИИПС и других вузов Ленинграда профессора: Н.А. Рынин, А.А. Саткевич, П.А. Молчанов, Г.Г. Ростовцев, В.С. Соков, А.Л. Бабошин, Н.Н. Костромитин, Г.М. Фитхенгольц, С.И. Зилитинкевич, А.П. Кужма, Л.Я. Акимов-Перетц, К.В. Сахновский, А.Н. Митинский, Н.Н. Хомутников, В.А. Кречмар, П.Я. Кочина, С.А. Устюгов, И.Л. Греков, С.Б. Крылов и др.16 Многие из них затем стали штатными сотрудниками ЛВВА КА. Думается, не случайно на базе высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава в ЛВВА КА был впоследствии создан совет с правом приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций17.
И, наконец, в последней главе монографии Ю.А. Никулин попытался дать развёрнутую картину того, как существовала академия в первые дни Великой Отечественной войны. Это было время, когда в академии началось обучение будущих военных инженеров и вместе с тем проводилась, по существу, подготовка к эвакуации учебного заведения в глубь страны.
Позицию Ю.А. Никулина о том, что базовой основой ЛВВА КА явился ЛИИ ГВФ, разделяют также историки Ленинградской академии гражданской авиации, которые в своём труде подчёркивали факт создания на базе ЛИИ ГВФ Военно-воздушной академии Красной армии18. Но исследователь Ю.А. Никулин в рецензируемой работе пошёл дальше и указал на то обстоятельство, что история ЛИИ ГВФ получила своё продолжение не только в ЛВВА КА19.
Речь идёт о том, что ещё в 1953 году Б.А. Лабазин, окончивший в 1940 году с отличием ЛИИ ГВФ, обосновал необходимость создания в Ленинграде академии гражданского воздушного флота. Эту идею поддержал маршал авиации С.Ф. Жаворонков, и такая академия была организована с широким использованием материально-технических и кадровых возможностей ЛВВА КА. Первоначально в 1956 году было создано Высшее авиационное училище ГВФ, которое в 1971 году было реорганизовано в Академию гражданской авиации. Одновременно данное учебное заведение было перебазировано из центра города в историческое и для ЛИИ ГВФ, и для ВКА имени А.Ф. Можайского место — Авиагородок. В 2005 году академия стала именоваться Санкт-Петербургским университетом гражданской авиации20. Рецензенты полагают, что всё содержание работы Ю.А. Никулина подводит читателя к выводу: ЛИИ ГВФ стоял у истоков создания (в одном случае непосредственно, в другом — опосредованно), по сути, двух академий — военной и гражданской.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Никулин Ю.А. Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского. Исторические предшественники. Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии. 1941 год. СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2021. С. 11, 12.
2 Там же. С. 36.
3 Там же. С. 41, 42.
4 Там же. С. 30—32.
5 Там же. С. 20.
6 Там же. С. 12.
7 Там же. С. 13.
8 Там же.
9 Там же. С. 13, 14.
10 Там же. С. 15.
11 Там же.
12 Там же. С. 51.
13 Там же. С. 35, 52, 53.
14 Никулин Ю.А., Латанов В.М., Башкирцев В.А. и др. Военная инженерная космическая академия / Сост. Н.С. Новиков. СПб.: ВИККА имени А.Ф. Можайского, 1995. С. 44.
15 Никулин Ю.А. Указ. соч. С. 85.
16 Там же. С. 29.
17 Там же. С. 83.
18 Академия гражданской авиации — 50 лет: история становления и развития. СПб.: Техническая книга, 2005. С. 16, 17.
19 Никулин Ю.А. Указ. соч. С. 53.
20 Там же. С. 56, 57.
* Никулин Ю.А. Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского. Исторические предшественники. Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии. 1941 год. СПб.: Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, 2021. 193 с.