Аннотация. В цикле статей, на основе ранее не публиковавшихся документов российских, зарубежных и частных архивов, впервые воссоздана история древнего дворянского рода Небольсиных, представители четырёх поколений которого занимали высшие офицерские посты на Русском Императорском флоте. В пятой статье цикла рассказывается о вице-адмирале Евгении Константиновиче Небольсине (1859—1920); анализируются вновь открытые факты его биографии (перевод не совпадет); вводятся в научный оборот не известные ранее в России фотоснимки E.K. Небольсина и членов царской семьи.
Summary. On the base of previously unpublished documents of Russian, foreign and private archives this series of articles tells for the first time about the history of the ancient Nebolsine family, which gave four generations of Russian Naval officers of higher ranks. The fifth article of this series tells about Vice Admiral of Russian Imperial Navy Eugene Konstantinovich Nebolsine (1859—1920). Little-known historical facts are analyzed; previously unknown in Russia photos of E.K. Nebolsine and of members of the royal Romanov family are introduced into scientific circulation.
Фамильный архив
КОЧАРОВА Наталья Вячеславовна — кандидат физико-математических наук, доктор философии в химических науках, прямой потомок адмирала и генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина (1825—1895) (г. Оулу, Финляндия. E-mail: natalia.kocharova@gmail.com).
«Много занимался вопросами о благоустройстве флота…» Древний род Небольсиных на службе России
В предыдущей статье данного цикла рассказывалось о жизни и деятельности генерал-лейтенанта по Адмиралтейству К.В. Небольсина. У Константина Васильевича (1825—1895) и Марии Васильевны (1832—1909) Небольсиных было семеро детей — пятеро сыновей и две дочери: Ипполит (30 декабря 1851 — ?), Поликсена (20 сентября 1853 — до 1930), Евгений (28 сентября 1859 — 18 января 1920)1, Эспер (19 января 1864 — 1910), Аркадий (14 октября 1865 — 3 марта 1917), Нина (12 сентября 1867 — ?) и Вячеслав (4 марта 1870 — 1933). Все они были крещены в Морском Богоявленском Никольском соборе в Санкт-Петербурге, а их официальным восприемником (крёстным отцом), за исключением первенца Ипполита, был император Александр II2.
Одним из наиболее ярких продолжателей военно-морской династии Небольсиных стал вице-адмирал Евгений Константинович Небольсин, чьё имя очень редко встречается в современной военной историографии. Между тем его жизнь, служба и преждевременная кончина в смуте революционных событий заслуживают отдельного внимания.
Евгений Константинович Небольсин родился 28 сентября 1859 года в Санкт-Петербурге. Потомственный моряк, генерал-лейтенант К.В. Небольсин с раннего детства готовил его (как и других своих сыновей) к суровой военной службе в истинно спартанском духе. В 1876 году Евгений Небольсин окончил в г. Николаеве реальное училище, где, в частности, получил свободное владение тремя иностранными языками. По окончании учёбы он начал службу на Черноморском флоте юнкером, будучи зачисленным в Морские юнкерские классы и одновременно во 2-й Черноморский флотский герцога Эдинбургского экипаж3.
1 мая 1879 года Евгений Небольсин был произведён в гардемарины, 11 мая — зачислен в 1-й Черноморский генерал-адмирала экипаж, которым тогда командовал его отец капитан 1 ранга К.В. Небольсин. В кампаниях 1877, 1878 и 1879 гг. он совершил учебные плавания по Чёрному морю на пароходах «Эльборус», «Салгирь», «Прут» и «Владимир», а также на корвете «Память Меркурия». С 22 июня 1879 по 30 августа 1880 года гардемарин Е.К. Небольсин в должности ревизора был в длительном заграничном плавании на клипере «Разбойник» под командованием капитана 2 ранга Житкова4.
10 октября 1880 года он был произведён в мичманы со старшинством5. С 1882 по 1885 год мичман Е.К. Небольсин учился на гидрографическом отделении Николаевской Морской академии в Санкт-Петербурге, которую 6 ноября 1884 года окончил по первому разряду и тогда же был прикомандирован к Гидрографическому департаменту Главного морского штаба. 1 января 1885 года был произведён в лейтенанты. С 1 июля 1885 по 23 декабря 1886 года лейтенант Е.К. Небольсин на крейсере 1 ранга «Дмитрий Донской» под командованием капитанов 1 ранга И.М. Дикова и Н.И. Скрыдлова в отряде судов под начальством контр-адмирала Н.И. Казнакова совершил длительное (539 дней) плавание в Средиземное море6.
28 марта 1887 года Е.К. Небольсин был переведён на Балтийский флот с зачислением в 3-й флотский экипаж; 24 апреля прикомандирован к базировавшемуся в Кронштадте 8-му флотскому экипажу и 10 октября утверждён командиром 3-й роты броненосного корабля «Пётр Великий»7. 22 декабря 1887 года циркуляром Главного морского штаба Е.К. Небольсин был прикомандирован к Гвардейскому экипажу и в летнюю кампанию совершил плавание по Балтийскому морю в Учебно-минном отряде командиром миноноски № 73. Учебно-минный отряд, ранее имевший название Минного офицерского класса, был основан в 1874 году в Кронштадте в связи с активным развитием минно-торпедного оружия. Стоит отметить, что в то время к минному делу относились также электротехника и связь8.
В 1888 году приказом главного командира Кронштадтского порта Е.К. Небольсин был назначен флаг-капитаном при командующем Учебно-артиллерийским отрядом (УАО), правопреемником созданного десятилетием ранее в Кронштадте Артиллерийского офицерского класса (АОК), в задачи которого входило ознакомление военнослужащих с автоматической залповой орудийной стрельбой. С 1883 года АОК был включён в состав УАО Балтийского флота и насчитывал 65 офицеров и 730 нижних чинов9. В летнюю кампанию 1988 года Е.К. Небольсин находился в плавании по Балтийскому морю на батарее «Первенец» под командой капитана 2 ранга Бурага.
3 апреля 1889 года Евгений Небольсин высочайшим указом был назначен в Гвардейский экипаж, в котором его отец Константин Васильевич прослужил почти всю свою жизнь. В тот период главной императорской яхтой была деревянная «Держава», заложенная в 1866 году, которую современники называли чудом роскоши и комфорта10. В течение трёх лет, в кампанию 1889 года — штурманским офицером, в 1890 году — вторым штурманом, и в 1891 году — старшим штурманом, Е.К. Небольсин на этом судне под командой капитана 1 ранга Павла Петровича Андреева (род. 1843 г.) совершал плавания с семьёй Александра III в Финляндию11.
29 апреля 1892 года Е.К. Небольсин был назначен ротным командиром бронепалубного крейсера 1 ранга «Рында»12. В связи с предстоявшими празднованиями 400-летия высадки Христофора Колумба в Америке испанское и американское правительства пригласили русскую эскадру для участия в юбилейных торжествах. Российским руководством было принято решение отправить в Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ) Атлантическую русскую эскадру в составе броненосца «Император Николай I» и лучших крейсеров 1 ранга «Рында», «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской» и «Генерал-Адмирал».
Для этого дипломатического плавания отбирались наиболее опытные офицеры. Младший брат Евгения — лейтенант Аркадий Константинович Небольсин (1865—1917) — был назначен офицером на крейсер «Адмирал Нахимов». Главное событие американских торжеств — открытие Всемирной Колумбийской выставки в г. Чикаго — откладывалось до мая 1893 года. Видимо поэтому выход эскадры в Атлантику был перенесён, а Е.К. Небольсину было поручено командование 1-й и 2-й ротами Гвардейского экипажа13. 9 августа 1892 года Евгений Константинович сдал ротное командование и отправился на крейсер «Рында».
Заграничное плавание «Рынды» в Америку и Европу длилось с 9 августа 1892 до осени 1893 года. 24 сентября 1892 года Е.К. Небольсин был назначен вахтенным начальником этого корабля под командой капитана 1 ранга Кригера. В апреле 1893 года в Нью-Иорк прибыли 3 крейсера эскадры: «Рында», «Дмитрий Донской» и «Генерал-Адмирал». 15 апреля состоялся морской смотр с участием 35 кораблей из 10 стран, на котором присутствовал американский президент Стивен Г. Кливленд с супругой; в тот же вечер г. Нью-Иорк дал бал в честь участников смотра, а на следующий день состоялся торжественный парад. Затем «Рында», «Дмитрий Донской» и «Генерал-Адмирал» посетили Филадельфию и 19 апреля прибыли в Бостон для участия в открытии Всемирной Колумбийской выставки.
Колумбийская выставка торжественно открылась в Чикаго 1 мая 1893 года и работала полгода — до 30 октября 1893 года14. На площади 630 акров на берегу оз. Мичиган был выстроен целый город из павильонов, посвящённых мировым достижениям в промышленности, науке и культуре, где Россия представила собственные экспозиции. После многочисленных приёмов, устроенных в Чикаго в честь русских моряков, 25 июня 1893 года крейсера «Рында», «Дмитрий Донской» и «Генерал-Адмирал» вернулись в Нью-Иорк. 21 июня туда же пришёл и «Адмирал Нахимов», a «Генерал-Адмирал» к тому времени уже взял курс к родным берегам. 28 июля побережье Америки покинули «Дмитрий Донской» и «Рында», а 29 июля ушли «Адмирал Нахимов» и «Император Николай I».
19 августа командующему Атлантической эскадрой адмиралу Н.И. Казнакову поступил приказ передать крейсера «Адмирал Нахимов», «Император Николай I» и «Рында» в эскадру Средиземного моря под командованием контр-адмирала Ф.К. Авелана. Этой эскадре, в которую также вошли крейсер «Память Азова» и мореходная канонерская лодка «Терец», предстояла новая дипломатическая миссия: совершить ответный визит во Францию на аналогичный визит французской эскадры в Кронштадт в июле 1891 года. 13 октября 1893 года российская эскадра вошла в порт Тулона. Головным шёл броненосец «Император Николай I» под брейд-вымпелом контр-адмирала Ф.К. Авелана, за ним крейсера «Память Азова», «Адмирал Нахимов» и «Рында». 17 октября делегация прибыла в Париж.
24 октября русские моряки посетили Версаль, затем Лион и Марсель; наконец, 28—29 октября корабли отплыли из Тулона. Президент Карно приехал лично проводить российскую эскадру. Во Франции наши моряки удостоились небывалых почестей: их осыпали подарками, офицерам устраивали торжественные приёмы, балы и банкеты. Французское правительство наградило орденами Почётного легиона командующего эскадрой Ф.К. Авелана, морского агента во Франции, командиров и многих офицеров. Тогда лейтенант крейсера «Рында» Е.К. Небольсин был награждён своим первым орденом Почётного легиона — Кавалерского креста и для одного из фотоальбомов был сделан его фотопортрет.
С 1 января по 26 ноября 1894 года Е.К. Небольсин был в длительном плавании на крейсере «Рында» под командованием капитана 1 ранга Кригера и капитана 2 ранга Римского-Корсакова в составе Средиземноморской эскадры Ф.К. Авелана. Корабли эскадры провели в походе несколько месяцев, посетив греческие порты Аяччо, Пирей и Корфу. С 26 мая 1894 года Евгений Константинович был в должности старшего офицера крейсера «Рында».
1 января 1895 года Е.К. Небольсин был произведён в капитан-лейтенанты, а 12 февраля умер его отец генерал-лейтенант по Адмиралтейству Константин Васильевич Небольсин. Безусловно, смерть К.В. Небольсина стала личной потерей и для членов императорской семьи Александра III, которые его давно и хорошо знали, высоко ценили и любили. Служивший в Гвардейском экипаже Евгений Небольсин своими личностными качествами, несомненно, был похож на отца. 23 марта 1895 года он был назначен заведовать императорскими катерами, а 27 ноября — командиром роты Её Величества.
С февраля 1896 года Евгений Константинович числился в Гвардейском экипаже штурманом 1-го разряда и тогда же был назначен командовать императорской яхтой «Марево»15. В 1890-х и 1900-х годах в Гвардейском экипаже он был единственным штурманом высшей квалификации. Небольшая паровая яхта «Марево», построенная в 1891 году для кратковременных морских прогулок великих князей16, в летнюю кампанию 1896 года под командой Е.К. Небольсина с членами царской семьи плавала по Финскому заливу.
В 1880-х годах главной императорской яхтой оставалась «Держава», однако ни она, ни маленькая «Царевна» уже не отвечали представительским требованиям. Поэтому была построена новая яхта-крейсер «Полярная Звезда», которая по комфорту и роскоши не уступала дворцовым покоям; на ней даже были своя церковь и коровник с каютой для коровницы, а уровень отделки намного превосходил знаменитый впоследствии «Штандарт»17. В 1896 году, после постройки новой императорской яхты «Штандарт» «Полярная Звезда» была передана в личное пользование вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, но с 1896 по 1914 год на «Полярной Звезде» император Николай II принимал глав иностранных государств; при этом офицеры корабля по роду своей службы были участниками дипломатических приёмов. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г. // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 3. Д. 925. Ч. 1. Л. 49—52 об.; Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г. // там же. Ф. 315. Оп. 1. Д. 2050; Свидетельство о смерти Е.К. Небольсина // там же. Д. 2051.
2 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г.; РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 3-2. Д. 4934, 4955, 4993, 5015; Ф. 315. Оп. 1. Д. 2051. Л. 1.
3 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
4 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г.; Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
5 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г.
6 «Дмитрий Донской» построен в Санкт-Петербурге, спущен на воду 18 августа 1883 г.; размеры 90 х 15,8 х 7 м; скорость 16 узлов; мощность 7000 л.с.; водоизмещение 5800 т; экипаж 23 офицера и 492 матроса. См.: Мельников Р.М. Крейсер I ранга «Дмитрий Донской» // Гангут: сборник. СПб., 1995.
7 «Пётр Великий» построен на Кронштадтском заводе, спущен на воду 15 августа 1872 г.; водоизмещение 10 105 т, размеры 100,6 х 19,3 х 7,5 м. С 1873 г. — броненосный корабль. Мощность 8904 л.с., скорость 12,35 узла, в 1881 г. — 14,26 узла; экипаж 440 человек.
8 Манвелов Н.В. Под Андреевским флагом: русские офицеры на службе Отечеству. М.: Вече, 2011. С. 432.
9 Там же.
10 Яхта «Держава» построена на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге; мощность двигателя 720 л.с.; экипаж 238 человек. См.: Ларионов А.Л. Из истории императорских яхт Российского флота // Гангут. СПб., 2000. № 23. С. 27.
11 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
12 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г.; Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.; Крейсер «Рында» — один из первых лёгких бронепалубных крейсеров со стальными корпусом и мачтами. Построен на верфи Общества Франко-Русских заводов в Санкт-Петербурге; заложен 13 октября 1883 г., спущен на воду 18 июня 1885 г., вступил в строй в 1886 г. Водоизмещение 3508 т, размеры 79,4 х 13,7 х 6,1 м; паровая машина мощностью 3093 л.с., 10 котлов, скорость 14,4 узла, экипаж 396 человек. См.: Крестьянинов В.Я. Крейсера Российского флота 1856—1917. Ч. 1. СПб.: Галея Принт, 2009.
13 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
14 См.: Энциклопедия Британика: https://www.britannica.com; сайт г. Чикаго: http://www.encyclopedia.chicagohistory.org (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
15 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
16 Яхта «Марево» построена на заводе Ч. Берда в Санкт-Петербурге, вступила в строй в 1891 г. Водоизмещение 50 т, длина 21,9 м, мощность 135 л.с. См.: Ларионов А.Л. Указ. соч. // Гангут. СПб., 2000. № 24. С. 47.
17 Яхта «Полярная Звезда» заложена 17 августа 1887 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущена на воду 19 мая 1890 г. Водоизмещение 4150 т, длина 96,2 м, мощность 7496 л.с., скорость 19,3 узла, экипаж 313 человек. См.: там же.
(Окончание следует)
Продолжение. Начало см.: Воен.-истор. журнал. 2019. № 4—7.