Военно-морские традиции Санкт-Петербурга

image_print

Аннотация. В статье описываются различные исторические периоды становленияСанкт-Петербурга как морской столицы России, создания его неповторимого архитектурного облика, неразрывно связанного с Военно-морским императорским флотом. На невских берегах располагалась Морская слобода с первой корабельной верфью, после пожаров XVIII века в окрестностях Николо-Богоявленского морского собора обосновались адмиралтейские чиновники и морские чины, были построены казармы Гвардейского и Флотского экипажей. Авторами приводятся уникальные архитектурные и технические решения, применявшиеся при возведении комплекса зданий Адмиралтейства, каменных складов для сушки корабельного леса, обустройстве системы петербургских каналов, являвшихся основными транспортными артериями судостроителей.

Summary. The paper outlines the historical development of St. Petersburg as Russia’s naval capital, exploring the city’s distinctive architectural style, which is closely tied to its naval history. The Neva River was once home to the Morskaya Sloboda shipyard, and after fires in the 18th century, the surrounding area became occupied by naval officers and admiralty officials. Barracks were also constructed for the guards and Navy crews in close proximity to The.

ОЛЕЙНИК Мария Сергеевна — старший научный сотрудник музейного отдела (фондов), ответственный хранитель фонда изобразительного искусства Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого

(Санкт-Петербург. E-mail: frauoleynik@yandex.ru);

ВЕНКОВ Никита Александрович — младший научный сотрудник музейного отдела (фондов) Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого

«ЗАБОТИТЬСЯ О ПРИУМНОЖЕНИИ ПАМЯТНИКОВ МИНУВШИХ ВРЕМЕН»

Военно-морские традиции Санкт-Петербурга

Живописный район Санкт-Петербурга Коломна включает в себя довольно большое количество памятников, напрямую связанных с Морским министерством императорской России и, конечно, с истоками строительства города — Морской, Лоцманской слободами, расположившимися вокруг Петропавловской крепости, Галерным двором и градообразующим зданием Адмиралтейства. С Морской слободы и началась история российской морской столицы.

Географически этот район был ограничен Невским проспектом, Исаакиевской площадью, реками Невой и Фонтанкой. Слобода была заселена судостроителями, которые работали на Адмиралтейской верфи. Избы для них строились на расстоянии 50 сажень от неё «для ограждения от пожара». Всё пространство между Невой и Фонтанкой заняли рабочие посёлки, дома корабельных мастеров и адмиралтейских чиновников. В 1717 году государь издал указ, запрещавший строительство в этом районе лицам, не принадлежавшим к Адмиралтейству. Кругом находились магазины (материальные склады), мастерские, прядильный двор, обведённые Крюковым и Адмиралтейским каналами. Чуть дальше — остров «Новая Голландия» и Галерный двор.

Пётр I придавал особое значение воспроизведению зрительного образа военных побед, вкладывая огромный смысл в празднования триумфов в баталиях. Сценой для таких масштабных представлений не раз выступала Северная столица. Так, в Санкт-Петербурге с размахом был проведён праздник в честь победоносной битвы при Гангуте. Русский флот и пленённые шведские суда дрейфовали в районе Кронштадта, ожидая сигнала для входа в город, где в это время строились триумфальные ворота, продумывалась программа церемонии, готовились к выпуску листовки с объяснением событий праздника. Первая его часть была связана с торжественным проходом взятых шведских судов по Неве. Вторая — с пленными моряками, шедшими через триумфальные ворота на Троицкой площади. Событие нашло отражение в целом ряде источников: Походном журнале 1714 года1, мемуарах П.-Г. Брюса2 и Ф.-Х. Вебера3. В Походном журнале отмечалось: «По утру стал ветер норд-норд-вест, а потом и норд-вест, того дня тотчас пошли к Питербурху сим образом: первые три наши скампавеи, потом взятыя Швецкие суда <…> и еще две наших же скампавеи. И когда проехали против слобод, везде роспущены были флаги, убраны были ворота и жилища, также во многих домах стрельбою поздравлены…»4.

Обыденная жизнь слобод была сконцентрирована вокруг Галерного двора и верфей, рядом с которыми располагались провиантские магазины и склады. В то время на верфях строились преимущественно небольшие суда — галеры, буера, прамы, бригантины и шнявы, там же была сконструирована и испытана первая русская подводная лодка — «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова.

Петра I не устраивало расположение верфей в Лодейном Поле и устье р. Сясь. Главное Адмиралтейство было перенесено в устье Невы и заложено «длиною в 200, шириною в 100 саженей»5. В 1704—1705 гг. как верфь, так и сам город всё ещё находились под угрозой неприятеля и требовали постоянной защиты. В 1706 году Адмиралтейство уже представляло собой крепость: постройки были ограждены земляным валом с пятью бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой. Перед ним находился ровный луг для лучшего обзора местности и обстрела в случае внезапного нападения противника. По распоряжению государя в 1709 году в Адмиралтействе была основана модель-камера Петра I, где в последующем согласно описи предметов 1730 года хранились «преимущественно чертежи и технические принадлежности, как напр.: циркуля, коловороты, напарья, липовые доски для черченiя шпангоутовъ, модель шпангоута — собственных трудовъ Его Величества, александрiйская бумага, карандаши, кресла, на которых поднимали на корабль Его Величества, лекалы, модель ьлпъ-тимберса съ профилями, собственныхъ Его Величества трудовъ…»6.

Для императора было важно иметь современные виды молодого стольного града, для чего знаменитый русский гравёр А.Ф. Зубов создал панорамный вид Санкт-Петербурга. Город был изображён с берега Выборгской стороны: слева находился берег Литейной части (приблизительно от современного пр. Чернышевского до Лебяжьей канавки), справа — развёрнутая часть набережной Петербургской стороны, в центре — Васильевский остров с усадьбой А.Д. Меншикова и Петропавловская крепость. Ниже на листе располагались одиннадцать клейм с видами загородных дворцов и крепостей: «Летний дворец», «Монастырь святого Александра Невского», «Петергоф», «Оранибом», «Гостиный двор», «Дом светлейшего князя Меншикова», «Катерин Гоф», «Адмиралтейство», «Зимний дворец», «Кронштадт», «Котлин остров».

Архитектурное решение здания Адмиралтейства производило большое впечатление на современников. Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц в своей дневниковой записи от 23 июня (4 июля) 1721 года отмечал: «На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта»7. Это здание не раз воспроизводилось на рисунках и гравюрах XVIII столетия.

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейской верфи. К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работали около 10 тыс. человек, а само здание представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. Внутри размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был вырыт внутренний канал (засыпан в 1817 г.). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских водных артерий, по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии.

Изначально лес для строительства флота находился «на плаву», но уже в первое десятилетие XVIII века возникла необходимость в создании складов для его правильного хранения. Своим предназначением объясняется и местоположение новых складов: они должны были располагаться вблизи от Адмиралтейства и связываться водным сообщением с источниками сырья. По этой причине для их постройки выбрали небольшой участок, ставший островом после прорытия двух каналов: Крюкова и Адмиралтейского.

К 1738 году российский архитектор И.К. Коробов возвёл в Новой Голландии комплекс из семи деревянных складов для сушки корабельного леса8. Однако уже к 1750-м годам эти постройки обветшали, и возникла потребность в строительстве долговечных каменных сооружений. Каменные склады были созданы по проекту С.И. Чевакинского, предложившего не горизонтальный, а вертикальный способ хранения. Для налаживания процесса доставки и вертикальной установки брёвен на острове были вырыты большой бассейн и два протока, шедших к нему из Крюкова канала. По этим водным путям заходили барки, гружёные лесом. На берегу брёвна обтёсывались и устанавливались в складах вертикально.

Чтобы иметь возможность расположить брёвна разной длины, архитектор предусмотрел различную высоту отсеков складов. Знаменитая арка Новой Голландии высотой 23 м по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота, сооружённая им совместно с С.И. Чевакинским, выполняла важную функцию в конструктивной системе: она гасила давление, которое брёвна оказывали на несущие стены. По обеим сторонам от арки располагались по две колонны, составленные из гранитных блоков красного оттенка. Между колоннами внизу были размещены ниши, декорированные имитировавшими замковые камни элементами и гирляндами из пудостского камня, а фриз арки украшен триглифами. Руководство строительством новых корпусов и водных систем осуществлял военный инженер и гидротехник И.К. Герард. Позднее он увеличил размеры арочного проёма, что было необходимо для прохода больших транспортных судов.

К концу XVIII века была создана модель первой кораблестроительной верфи — «Санкт-Петербургского Адмиралтейства, по состоянию на 1766 г.». Эта модель, входившая в коллекцию президента Адмиралтейств-коллегии И.Г. Чернышёва, воспроизводила главное здание и эллинги, различные сооружения, принадлежавшие Адмиралтейству, с обозначением каналов, проходивших по внутренней территории и вокруг доминанты.

Отдельно стоит упомянуть циркульное здание адмиралтейского комплекса, прозванное «бутылкой». Оно было построено в 1829 году по проекту архитектора А.Е. Штауберта и служило военной тюрьмой. По легенде, от этого названия произошло выражение «лезть в бутылку». Трёхэтажная тюрьма с внутренним двором была рассчитана на 500 человек. На первом этаже располагались служебные помещения: охрана, кухня, пекарня и кладовые. На втором и третьем находились камеры для заключённых (по 250 человек на каждом этаже). Тюрьма с 1863 года стала называться «Военно-исправительной тюрьмой Морского ведомства Балтийского флота».

Для испытания моделей судов в 1891 году на территории Новой Голландии было возведено одноэтажное здание с крытым бассейном длиной 120 м, шириной 7 м и глубиной 3 м, которое позволяло проводить важные для кораблестроительной науки расчёты и эксперименты. Виды Новой Голландии запечатлены на акварелях А.С. Кудинова, Л. Монтеверде и других художников. Их работы собраны в единый альбом из собрания Центрального военно-морского музея (ЦВММ), посвящённый изображениям портов, укреплений и казарм Российской империи.

Район Морской слободы в 1736—1737 гг. практически полностью выгорел. Огнём были уничтожены деревянные постройки, застройка Адмиралтейского луга, кварталы южнее Адмиралтейства, все сараи в Новой Голландии, два Канатных двора, Морской и Сенной рынки, Каторжный двор, деревянные набережные Невы, Мги, Адмиралтейского, Предельного, Крюкова каналов. На выгоревшем месте были построены новые дома, а жителей переселили в район Никольского собора, где возник новый район — Коломна9.

Президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь М.М. Голицын (1681—1764) в своём прошении на имя императрицы Елизаветы Петровны предложил «в воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского…» за счёт морского ведомства и «доброхотных сборов» возвести каменную церковь в честь Святителя Николая для «морских адмиралтейских служащих и морских чинов», казармы и жилища которых располагались в Морской слободе10. Предложение князя нашло своё отражение в именном указе от 16(27) апреля 1752 года. Деньги на постройку высочайше было приказано взять из «мостовых сумм», которые собирались на мосту через реку Неву (в то время плавучий мост близ Адмиралтейства). Разработать проект нового храма императрица доверила штатному архитектору Адмиралтейств-коллегии С.И. Чевакинскому. Нижний храм во имя Святителя Николая был освящён архиепископом Сильвестром 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освятили правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. Освящение верхнего храма в честь Богоявления и нижнего левого придела в честь новопрославленного Святителя Димитрия Ростовского архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином проходило 20 июля 1762 года в присутствии новой императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новопостроенную церковь собором. С тех пор в Николо-Богоявленском морском соборе отмечались все значимые победы Российского флота.

В екатерининский период Санкт-Петербург вступил в новую строительную и архитектурную эпоху. Самый романтичный и живописный канал морской столицы — Екатерининский (совр. Грибоедова) по указу императрицы в 1764 году предусматривал чистку реки по её течению. В 1765—1790 гг. дно канала было расчищено, углублено, также были укреплены берега и возведены набережные из гранита. После очистки канала большинство заболоченных земель было осушено, на них начали строиться жилые дома; район, находившийся в окрестностях Морского собора, практически не страдал от наводнений.

В ознаменование побед в Русско-турецкой войне Екатерина II, «усматривая в сем событии особенную помощь Божию <…> повелела написать 10 икон с изображением на них ликов тех святых, в дни которых были одержаны памятные победы над турками в 1769, 1770 и 1771 гг., украсила их золотыми ризами и иконы были переданы в собор (Николо-Богоявленский морской собор. — Прим. авт.) через протопресвитера Московского Благовещенского Собора Иоанна Памфилова»11. После посещения Николо-Богоявленского морского собора императрицей Екатериной II и её участия в «благодарственном Господу Богу молебствии о совершенном истреблении Российским флотом турецкого флота при берегах Ассийских (при Чесме) в 24 день 1770 г., Государыня через обер-прокурора Святейшего Синода П.П. Чебышева в 1771 г. мая повелела Святому Правительствующему Синоду, чтобы такой молебен совершался ежегодно 24 июня во всех церквях, состоящих при адмиралтейских командах»12.

Служебные помещения Николо-Богоявленского морского собора украшали и произведения светской живописи. Указание на этот факт содержится, к примеру, в письме от 2 июля (20 июня) 1868 года в 3-е отделение канцелярии Святейшего синода в Морском ведомстве: «Господину управляющему морским министерством! Вследствие отношения Вашего Превосходительства от 24 апреля сего года за № 3959 имею честь уведомить, что по отзыву преосвященного митрополита Санкт-Петербургского сделано распоряжение передать в морской музей хранящийся в принадлежащем Морскому Богоявленскому Николаевскому Собору доме портрет бывшего главного строителя означенного Собора генерал-адмирала князя Голицына». 10 июля (28 июня) 1868 года донесением за № 86 начальник Морского музея докладывал в Инспекторский департамент Морского ведомства: «Имею честь донести, что вследствие предписания Инспекторского департамента от 24 июня сего года за № 6220 портрет генерал-адмирала князя Голицына из Морского Богоявленского Николаевского Собора принят в морской музей и в каталоге его занесен под № 293»13.

К Николо-Богоявленскому собору с момента образования был приписан Морской Гвардейский экипаж, казармы которого располагались вблизи храма. Изначально гвардейские моряки, гребцы и яхтенные команды размещались в районе Галерной гавани. С 1811 года Гвардейский экипаж переместили в здание Литовского замка, находившегося между набережными реки Мойки и Крюкова канала, на перекрёстке Офицерской улицы (ныне — ул. Декабристов) и Матвеева переулка. Замок, представлявший собой постройку с круглыми угловыми башнями, был воздвигнут в 1783—1787 гг. по проекту архитектора И.Е. Старова в качестве тюрьмы. С 1797 году в нём располагался Литовский мушкетёрский полк, а после перестройки архитектором И.И. Шарлеманем он вновь стал использоваться по первоначальному назначению. В 1810 года в этом здании расположился созданный Александром I Гвардейский экипаж14. В 1820 году его передислоцировали в Морские казармы, построенные военным инженером М.А. Пасыпкиным в 1816 году на Екатерингофском проспекте (совр. проспект Римского-Корсакова, 22). Со временем площадь казарм расширялась, и к началу XX века они занимали всё пространство между Екатерингофским проспектом и Екатерининским каналом. Здание казарм Гвардейского экипажа было выкрашено в тот же цвет, что и Зимний и Аничков дворцы — буро-красный. Офицеры с семьями жили в доме № 4 по Торговой улице (ныне — ул. Союза Печатников).

В собрании Центрального военно-морского музея хранится акварельный рисунок с изображением казарм Гвардейского экипажа художника Луиджи Монтеверде. На нём запечатлён облик здания в первой половине XIX века. В начале 1850-х годов в ходе перестройки при казармах был сформирован Исторический музей, целью которого было «заботиться о собрании всех памятников текущей жизни Экипажа и преумножении памятников минувших времен». Заведующий музеем назначался командиром Экипажа, а в его экспозиции хранились картины, модели судов, носовые украшения кораблей и трофеи15.

Неподалёку от казарм Гвардейского экипажа по приказу Николая I архитекторами И.Д. Черником и А.С. Кудиновым был построен комплекс Крюковских казарм. В трёх зданиях в зимнее время после окончания навигации расквартировывали личный состав флотских экипажей и все необходимые службы. В 1860 году в этих помещениях по инициативе великого князя Константина Николаевича открылась морская библиотека для нижних чинов. Виды Крюковских казарм изображены на акварелях неизвестного художника «Морская казарма у Поцелуева моста» и «Новая Голландия в Санкт-Петербурге», являющихся частью упомянутого ранее альбома из собрания ЦВММ, посвящённого зданиям и постройкам морского ведомства.

В старом морском районе Санкт-Петербурга, недалеко от Новой Голландии, казарм Гвардейского экипажа, Крюковских казарм и верфи Нового Адмиралтейства, на пересечении реки Мойки и современной ул. Писарева было выбрано место для дворца шефа Российского флота генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича16. На нескольких приобретённых участках под руководством архитектора М. Месмахера в 1883 году начались работы по постройке усадьбы со зданиями служб, конюшенным двором и садом, а также прокладке новой улицы, соединявшей набережную реки Мойки и Офицерскую улицу (совр. ул. Декабристов) с Алексеевской улицей (совр. ул. Писарева)17.

Архитектурный облик дворца был выполнен исходя из его внутренней структуры: здесь ясно считываются свободная планировка в расположении архитектурных объёмов, башни с винтовыми лестницами, выступающие в качестве высотных доминант. Стилистически фасад дворца и его интерьеры представляют всё разнообразие исторических стилей: романский, готический, барочный, ренессансный, рококо, ориентализм и классицизм. Танцевальный зал выполнен в стиле рококо, отсылающем к французскому искусству первой половины XVIII века. Зал украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи», роспись потолка повторяется в наборном паркете, выполненном по рисунку Максимилиана Месмахера с использованием восьми пород дерева (полностью утраченный паркет воссоздан в 2009 г. по рисункам архитектора), стены декорированы белым искусственным мрамором с вмонтированными зеркалами.

Интерьеры дворца дополняла живопись прославленных русских художников-маринистов А.П. Боголюбова, А.К. Беггрова. Картина А.К. Беггрова «На палубе фрегата “Светлана”» (ЦВММ, 1883 г.)18 некогда украшала светлый и строгий Фламандский зал19. Данное полотно стало приятным воспоминанием великого князя Алексея Александровича о плавании на этом корабле. В составе официальной делегации он совершил на нём поездку в Северо-Американские Соединённые Штаты, в 1872—1873 гг. — кругосветное путешествие в должности старшего офицера, а в 1874 году был назначен командиром фрегата и отправился в первый самостоятельный поход.

Картина А.К. Беггрова стала неким обобщённым взглядом художника на тему повседневной флотской жизни: матросы драят палубу в носовой части корабля по правому борту, в центральной части картины нижние чины изображены у открытой двери в котельное отделение и несут воду для мытья трапа, в то же время швартовная команда стоит на носу корабля в ожидании команды стать на якорь. На мостике полуюта изображён командир корабля — великий князь Алексей Александрович.

В 1908 году на добровольные пожертвования был возведён памятник морякам Гвардейского экипажа, погибшим в Русско-японской войне. Его открытие состоялось в саду Николо-Богоявленского морского собора в присутствии командира Гвардейского экипажа контр-адмирала Н.М. Толстого, а также августейшего шефа экипажа императрицы Марии Фёдоровны. Это событие было запечатлено на многочисленных фотографиях, собранных в альбом, посвящённый жизни Гвардейского экипажа, который находится в собрании ЦВММ. В память о погибших в Русско-японской войне моряках на территории Нового Адмиралтейства был построен Храм Спаса на Водах, средства на создание которого собирались флотскими чинами, родственниками погибших, сельскими общинами и даже членами августейшей семьи. Храм был возведён за два года на небольшом искусственном возвышении, напоминавшем братскую могилу. На его освящении 28 июля 1911 года присутствовали императорская семья, представители всех флотов и морских организаций России, на Неве выстроились корабли Балтийского флота. Судьба этого храма оказалась трагичной: в 1924 году он был разграблен (часть уцелевших реликвий оказалась в Военно-морском музее), а в 1931 году, ссылаясь на необходимость расширения территории завода «Судомех», президиум Ленсовета постановил снести здание церкви, и его взорвали в марте 1932 года.

История Санкт-Петербурга неразрывно связана с многовековыми традициями российского флота. На невских берегах располагалась Морская слобода с первой корабельной верфью, после пожаров XVIII века в окрестностях Николо-Богоявленского морского собора обосновались адмиралтейские чиновники и морские чины, были построены казармы Гвардейского и Флотского экипажей. Архитектурный облик современного города, уходящий корнями в петровские времена, продолжает отражать военно-морскую тематику. В Крюковских казармах в разные годы размещались флотские экипажи, 13-я бригада строившихся и ремонтировавшихся кораблей Ленинградской военно-морской базы, «Матросский клуб» ЛенВМБ. В наше время здание было реконструировано по проекту архитектора М.А. Шепилевского, а с июля 2014 года в его стенах развёрнута обширная экспозиция Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, по праву являющегося сокровищницей морской славы России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Походный журнал 1714 года. СПб., 1854 // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1Б. Оп. 1. Д. 69724.

2 Петербург Петра I в иностранных описаниях / Сост. Ю.Н. Беспятых. М.: Наука, 1991. С. 162—191.

3 Записки Вебера. Ч. 1 // Русский архив. СПб., 1872. № 6. Стб. 1096—1098.

4 Походный журнал 1714 года. С. 47.

5 Лансере Н.Е. Главное Адмиралтейство и краткий очерк его создания. Л.: РИО Морских сил РККА,1926. С. 5.

6 Огородников С.Ф.Модель-камера, впоследствии Морской музей имени Петра Великого: исторический очерк 1709—1909, с илл. / Сост. Корп. флот. штурманов отстав. полк. С.Ф. Огородниковым. СПб.: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. С. 15.

7 Берхгольц Ф.-В. Дневник 1721—1725. Ч. 1. 1721 г. Июнь // Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада. URL: https://www.vostlit.info/Texts/rus13/Berhgolz/text12.phtml?id=141.

8 Донесение полковника Г.В. Норова Петру I о предполагаемых постройках по каналу Новой Голландии, крепости и Адмиралтействе. Подлинник с резолюциями Петра I // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 223. Оп. 1. Д. 25. Л. 50.

9 Исаченко В.Г. Первостроители Коломны // Коломенские чтения — 2016: сборник статей. СПб.: Лики России, 2017. С. 103—112.

10 Сирый С.П. Морской Богоявленский николаевский собор — собор для адмиралтейских служителей, морских чинов и гвардии (к 250-летию Собора) // Российский государственный архив Военно-морского флота [официальный сайт]. URL: https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/siry_niksobor.pdf?ysclid=l3t7oo1p50.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Малышев Л.А. Морской Гвардейский Экипаж. 300 лет: история и современность. СПб.: МСТ, 2011. С. 57.

15 Положение об историческом музее экипажа // РГА ВМФ. Ф. 935. Оп. 2. Д. 202. Л. 1.

16 Жирихина Е.И. Великие князья-моряки в Коломне // Коломенские чтения — 2016: сборник статей. С. 135—147.

17 Она же. Усадьбы устья реки Мойки. СПб.: Алаборг, 2011. С. 204.

18 Мастера русского и западноевропейского искусства. В собрании Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого: альбом. СПб.: ЦВММ, 2022. 280 с.

19 Дворец Великого князя Алексея Александровича. Санкт-Петербург, набережная Мойки, 122. СПб.: Санкт-Петербургский Дом музыки, 2017. С. 9.