С.С. Близниченко у крейсера Аврора. г. Санкт-Петебруг

Судьба в контексте событий эпохи

image_print

Аннотация. В статье анализируются жизненный путь и научная деятельность доцента Кубанского государственного технологического университета С.С. Близниченко, одного из основателей нового научного направления в исторической науке — исследования судеб (персоналий) военнослужащих Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота СССР в период политических репрессий 1937—1941 гг.

Summary. The paper analyzes the life and academic work of S.S. Bliznichenko, Associate Professor of Kuban State University of Technology, and a founder of the new research trend in historical science, exploration of the lives (personalities) of servicemen in the Naval Forces of the Red Army and the Red Navy of the USSR during the political reprisals of 1937—1941.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

С.Е. Лазарев

СУДЬБА В КОНТЕКСТЕ СОБЫТИЙ ЭПОХИ

(К 70-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ С.С. БЛИЗНИЧЕНКО)

Сведения об авторе: Лазарев Сергей Евгеньевич — преподаватель Мценского филиала ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», профессор Академии военных наук Российской Федерации, кандидат исторических наук (г. Орёл. е-mail: lasarev2009@yandex.ru).

Аннотация. В статье анализируется жизненный путь и научная деятельность доцента Кубанского государственного технологического университета С.С. Близниченко, одного из основателей нового научного направления в исторической науке — исследования судеб (персоналий) военнослужащих Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота СССР в период политических репрессий 1937—1941 гг.

Ключевые слова: С.С. Близниченко; Кубанский государственный технологический университет; Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной армии; Рабоче-крестьянский Красный флот; флагманы флота; политические репрессии.

ОТ РЕДАКЦИИ: 15 июня этого года исполняется 70 лет доценту Кубанского государственного технологического университета Сергею Сергеевичу Близниченко, одному из ведущих специалистов в области изучения политических репрессий в Рабоче-крестьянском Красном флоте. Не в наших правилах поздравлять с юбилеем действующих историков. Но этот случай особенный.

Доцент Кубанского государственного технологического университета С.С. Близниченко
Доцент Кубанского государственного технологического университета С.С. Близниченко

С.С. Близниченко постоянный автор «Военно-исторического журнала». За последние годы он опубликовал в журнале свыше тридцати статей о людях, составлявших гордость Военно-морского флота страны, но кроваво погубленных сталинским режимом в период жесточайших репрессий. Когда мы готовили эти статьи к печати, то сталкивались с непреодолимыми проблемами. От иных героев наших публикаций выдающихся российских флотоводцев не осталось практически ничего. Даже простых фотографий…

Честь и хвала С.С. Близниченко, что он смог не только рассказать правду об этих выдающихся людях, но и найти вещественные, документальные подтверждения их деятельности на благо Родины, их честности и преданности Отечеству.

С.С. Близниченко родился 15 июня 1951 года в селе Воронцово-Александровское (с 1963 года — с. Советское, с 1965 года — г. Зеленокумск) в интеллигентной семье. Его предки были переселенцами из Воронежской губернии на Кавказ после отмены крепостного права.

С.Н. Близниченко (1926–2011 гг.), отец учёного
С.Н. Близниченко (1926–2011 гг.), отец учёного

Отец Сергей Николаевич (1926—2011 гг.) был призван на службу в 1944 году, но по возрасту (18 лет) в действующую армию не направлялся. Служил в Иране (1944—1945 гг.), откуда перегонял ленд-лизовские автомобили в СССР, затем на Курилах (1945—1949 гг.). Продолжительное время (1952—1967 гг.) работал начальником автошколы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту в с. Петровское (с 1965 года — г. Светлоград), где готовил кадры шоферов для армии. Затем его сменил на этом посту старший брат Иван Николаевич (1922—2008 гг.), участник Великой Отечественной войны.

С 1958 по 1968 гг. С.С. Близниченко учился в средней школе № 1 с. Воронцово-Александровское (с. Советское, г. Зеленокумск). С ранних лет пристрастился к чтению книг. Причём, наряду с техническими науками, немалый интерес проявлял к истории. Этому способствовала его мама Антонина Гавриловна (1927—2000 гг.), которая работала учителем начальных классов в другой сельской школе.

А.Г. Близниченко (1927–2000 гг.), мать учёного
А.Г. Близниченко (1927–2000 гг.), мать учёного

С.С. Близниченко считает, что ему всю жизнь везло на педагогов. Классным руководителем в старших классах была Нина Семёновна Пёрышкина, учитель литературы. Она привила ребятам любовь к классической литературе, научила писать сочинения. Обычно С.С. Близниченко писал их на вольную тему. Это ему пригодилось в дальнейшей научно-творческой деятельности. Особенно любил он читать книги А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, у которых имеется немало произведений, описывающих быт казаков и горцев Северного Кавказа. На Кавказских Минеральных Водах есть много памятных исторических мест. Например, место дуэли М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым у подножья горы Машук. Туда Нина Семёновна Пёрышкина возила пятиклассников на экскурсию.

Одним из любимых преподавателей С.С. Близниченко в средней школе № 1 с. Воронцово-Александровское был ветеран Великой Отечественной войны историк Борис Георгиевич Евсюков. Он отдавал много времени и сил воспитанию школьников в патриотическом духе. Одновременно Борис Георгиевич вёл уроки пения. С.С. Близниченко играл на школьной сцене роль инженера Забелина в пьесе Н.Ф. Погодина «Кремлёвские куранты», в гоголевском «Ревизоре» — Городничего, а также пел в хоре и солировал.

С.С. Близниченко (в верхнем ряду) - учащийся средней школы № 1 с. Воронцово-Александровское
С.С. Близниченко (в верхнем ряду) — учащийся средней школы № 1 с. Воронцово-Александровское

Но гуманитария из него изначально не получилось, так как ещё учась в школе, он получил профессию токаря второго разряда. Это, в конечном итоге, предопределило жизненный путь С.С. Близниченко, который в 1969 году поступил учиться на дорожный факультет в Ростовский инженерно-строительный институт (ныне Академия строительства и архитектуры Донского государственного технического университета). Через пять лет, в июне 1974 года, он окончил этот вуз с красным дипломом (тема дипломной работы — «Ландшафтное проектирование автомобильной магистрали»).

Молодым специалистом был распределён на работу в краснодарское Специализированное строительно-монтажное управление № 52 треста «Спецстрой» объединения «Промстрой». Трудился в нём в течение года на оборонных объектах. «Брежневский» период в истории страны С.С. Близниченко вспоминает как один из счастливейших периодов своей жизни, отмечая общественный порядок и стабильность экономической ситуации в стране, бесплатное образование, отдых в санаториях и лечение. Многие из его сверстников смогли тогда бесплатно получить высшее образование, хорошо оплачиваемую работу по интересам, а также квартиры с минимальной платой за проживание. Молодёжь осваивала просторы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, строила Байкало-Амурскую магистраль и другие объекты. Жить было очень интересно…

С 5 сентября 1975 года и по сегодняшний день С.С. Близниченко трудится в Кубанском государственном технологическом университете (до 1993 года — Краснодарский политехнический институт). И смог достичь в своей профессии серьёзных успехов: стал кандидатом технических наук (тема кандидатской диссертации — «Повышение основных показателей транспортно-эксплуатационных качеств предгорных участков автомобильных дорог», 1989 г.), доцентом, много лет заведовал кафедрой автомобильных дорог (1989—1998 гг.). Опубликовал за сорок пять лет по дорожной тематике свыше 200 научных и учебно-методических трудов, имеет три патента на изобретения[1]. Работы С.С. Близниченко на дорожную тематику являются востребованными и цитируемыми в Научной электронной библиотеке Еlibrary.ru. Вообще, появление Научной электронной библиотеки позволяет провести детальный анализ публикационной активности авторов по некоторым формализованным признакам. В отношении С.С. Близниченко такой наглядный анализ представлен в Приложении № 1 к настоящей публикации. В 2011 году Президент Республики Адыгея за многолетнюю работу по подготовке кадров молодых специалистов-дорожников для этой республики присвоил С.С. Близниченко звание «Заслуженный строитель Республики Адыгея».

Историей политических репрессий на флоте С.С. Близниченко начал заниматься в конце 1970-х гг. «В самом начале своей трудовой деятельности я не имел жилья в Краснодаре, — вспоминает учёный. — Сначала жил в общежитии, затем стал снимать квартиры в частном секторе. Так я в 1978 году оказался в доме родной сестры бывшего командующего Черноморским флотом в 1937 гг. (в 1931—1937 гг. — командующий Морскими силами Чёрного моря. – Прим. авт.) И.К. Кожанова Александры Кузьминичны Доминиковской (Кожановой). Проживал я в этом доме около двух лет. За это время узнал от неё много интересного о её знаменитом брате, уроженце станицы Вознесенской Краснодарского края. Как известно, Иван Кузьмич Кожанов был репрессирован в октябре 1937 года. Тогда же оказалась в многолетнем заключении в исправительно-трудовых лагерях и сама Александра Кузьминична. Под впечатлением её рассказов я стал собирать литературу на морскую тематику. Покупал любую книгу, в которой хотя бы несколько строк было посвящено И.К. Кожанову и его сослуживцам. Постепенно у меня собралась большая библиотека мемуаров флотоводцев и исторических трудов советских учёных о боевом пути отечественного Военно-морского флота (примерно 450 книг)»[2].

Так, параллельно с работой по основной специальности, С.С. Близниченко начал заниматься историческими исследованиями. Этому посвящал выходные дни и отпуска. Накапливавшиеся материалы он обрабатывал и систематизировал. С целью сбора недостающих данных побывал в г. Севастополе, где работал в библиотеке и музее Черноморского флота, в г. Ростове-на-Дону (изучал фонды Донской государственной публичной библиотеки), в станице Вознесенской на Кубани (беседовал с местными казаками об их станичнике И.К. Кожанове).

Начиная с 1987 года, на основе собранных в различных архивах данных, стал публиковать свои статьи о И.К. Кожанове и его сослуживцах в газетах «Советская Кубань» (г. Краснодар)[3], «Красная звезда» (г. Москва)[4] и «Флаг Родины» (г. Севастополь)[5]. Позднее начал публиковаться в научных и научно-популярных журналах: «Военно-исторический архив», «Военно-исторический журнал», «Морской сборник» и других. Уже с публикацией первых статей в «Военно-историческом журнале»[6] к С.С. Близниченко пришла заслуженная известность. Эти публикации вызвали резонанс в нашей стране и за рубежом: имена многих военнослужащих, долгие годы преданных забвению, стали вдруг достоянием общественности. Вышедшие к тому времени монографии профессиональных историков, при всей своей фундаментальности, слишком мало внимания уделяли репрессиям на флоте, некоторые сведения нуждались в существенных уточнениях[7]. Хотя, следует признать, что уже и появлялись отдельные работы, служившие хорошим подспорьем для знатоков командных кадров флота[8]. Сергей Сергеевич начал получать письма от родственников репрессированных флагманов. У него завязалась с ними переписка.

В г. Краснодаре вышли капитальные работы: «Чёрный гардемарин» (1999)[9] (о И.К. Кожанове), «Флотоводец Иван Кожанов» (2006)[10], «Боевая летопись Военно-Морского Флота Советского Союза: потери в результате репрессий 1930-х годов» (2010)[11], «Флагманы флота Азовского и Чёрного морей 1917—1945 гг.» (2010)[12]. В своём отзыве на «Боевую летопись Военно-Морского Флота Советского Союза…» известный военный историк Н.С. Черушев (1938—2020 гг.) справедливо отметил, что одной из заслуг автора является «умение достоверно, строго документально показать не только масштаб репрессий в целом, но и судьбы конкретных людей, в том числе и из сферы командно-начальствующего состава из центрального аппарата Управления Морских сил РККА, а также служивших на флотах и флотилиях. Благодаря привлечению большого фактического материала автору удалось убедительно и всесторонне осветить многие аспекты рассматриваемой проблемы, что, несомненно, делает книгу не только научным трудом, но и популярным изданием, способным вызвать интерес у рядового читателя… Учитывая, что некоторые документы и факты впервые вводятся в научный оборот, научный уровень исследования позволяет говорить о серьёзном вкладе автора в военно-историческую литературу»[13].

Не являясь первым биографом И.К. Кожанова[14], С.С. Близниченко, по сути, привнёс многое для понимания масштаба личности флотоводца и оценки его деловых качеств и вклада в строительство Вооружённых сил. На основе уникальных архивных документов он существенно дополнил официальные биографии М.В. Викторова, К.И. Душенова, Л.М. Галлера, И.М. Лудри, Г.С. Окунева, В.М. Орлова, Р.А. Муклевича, Э.С. Панцержанского, о судьбах которых раньше писали с опаской или очень скромно[15]. Зато дал первые в отечественной историографии развёрнутые биографии, а по сути, открыл для любителей истории и специалистов имена флагманов и капитанов разных рангов Н.В. Алякринского, Г.П. Галкина, З.А. Закупнева, И.Н. Кадацкого-Руднева, В.П. Калачёва, А.К. Сивкова, Я.И. Озолина, Л.М. Рейснера, В.В. Селитренникова, П.И. Смирнова-Светловского и многих других. И в каждой его публикации содержались новые архивные документы, свидетельствовавшие о большой роли репрессированных флагманов флота в деле укрепления государственной безопасности с морских направлений.

И.К. Кожанов (1897-1938 гг.), командующий Морскими силами Чёрного моря (1931-1937 гг.), командующий Черноморским флотом (с мая по август 1937 г.)
И.К. Кожанов (1897-1938 гг.), командующий Морскими силами Чёрного моря (1931-1937 гг.), командующий Черноморским флотом (с мая по август 1937 г.)

По существу С.С. Близниченко стал заниматься новым научным направлением — описанием жизни и деятельности элиты Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота. И в последнее десятилетие опубликовал свыше 150 статей по этой теме, не забывая и смежные направления, в которых развивал биографические описания ранних лет деятельности будущих флагманов флота (с 1917 по 1937 гг.).

С.С. Близниченко считает необходимым увековечение памяти о безвинно погубленных флагманах флота. В течение долгих лет он неоднократно обращался в различные инстанции с предложениями присвоить боевым кораблям Военно-морского флота имена И.К. Кожанова и других флагманов. Предлагал также поставить им памятники и мемориальные доски. «Меня всегда волновала проблема справедливости, — признаётся учёный. — Русские люди всегда жалеют несправедливо обиженных соотечественников. А тут не просто обиженные, а уничтоженные военнослужащие. Ведь репрессии против командного состава Рабоче-крестьянского Красного флота были массовыми. Тем более, я узнал от Александры Кузьминичны Доминиковской (Кожановой) о больших заслугах её брата Ивана и его сослуживцев перед нашей страной. Были сначала непонятны причины таких гонений на военных моряков. Тема политических репрессий в СССР была тогда наглухо закрытой. Но она всегда волновала советское общество. И мне, как и другим русским людям, хотелось побольше узнать об этих событиях, чтобы разобраться в причинах репрессий. Нынешнее поколение россиян должно знать историю своего государства, в том числе и мрачные страницы её истории, для того, чтобы избежать таких трагедий в настоящем и будущем»[16].

Близниченко С.С. Боевая летопись Военно-Морского Флота Советского Союза потери в результате репрессий 1930-х годов. Краснодар Изд-во ГОУ ВПО «КубГТУ», 2010.
Близниченко С.С. Боевая летопись Военно-Морского Флота Советского Союза потери в результате репрессий 1930-х годов. Краснодар Изд-во ГОУ ВПО «КубГТУ», 2010.

На вопросы, которыми чаще всего задаются все историки, изучающие тему репрессий, учёный откровенно ответил в развёрнутом интервью журналу «Военно-исторический архив», который к тому времени (июнь 2016 года), к сожалению, уже переживал время заката и ввиду появления на его страницах ряда сомнительных с научной точки зрения публикаций, его уже мало кто читал. С.С. Близниченко начал сотрудничество с этим журналом в 2007 году[17], когда были опубликованы сразу несколько его статей, заранее написанных им в предыдущие десятилетия и до поры до времени лежавшие у него «в столе». Десятилетнее сотрудничество вылилось в размещение в журнале 125 публикаций, в основном биографий репрессированных военнослужащих. Одновременно он предпринимал меры по спасению некогда популярного журнала, когда его финансовое благополучие пошатнулось, а у главного редактора В.С. Ещенко резко осложнились проблемы со здоровьем: возглавил Редакционный совет журнала, пытался найти инвесторов, вкладывал свои деньги, привлекал новых авторов и т.д. Тем не менее, в 2017 году журнал закрылся. А интервью так и осталось неизвестно широкому читателю, поэтому мы воспроизведём его отрывки для характеристики взглядов учёного.

Много лет учёные спорят: был ли заговор в Красной армии? С.С. Близниченко считает, что заговор был: «Заговорщиков объединяла жажда власти над огромной страной. Тем более тогда были примеры прихода к власти в разных странах военных режимов: маршала К. Маннергейма в Финляндии, генерала Ф. Франко в Испании, А. Гитлера в Германии, Б. Муссолини в Италии.

Маршал М.Н. Тухачевский вёл свою игру. С ним были его сослуживцы: И.П. Уборевич, А.И. Корк, Р.П. Эйдеман и другие. Ещё одним ядром заговорщиков был круг сослуживцев Я.Б. Гамарника: И.Э. Якир, В.М. Примаков, В.К. Путна, М.О. Зюк, Д.А. Шмидт и другие. Все они ненавидели И.В. Сталина и его окружение из-за того, что те не давали им свободы действий…»[18]. В этом С.С. Близниченко солидарен с известным историком, доктором исторических наук Ю.Н. Жуковым, который в процессе научного осмысления рассматриваемой темы поставил под сомнение ведущую роль руководства страны и лично И.В. Сталина в разворачивании политических репрессий[19].

Знакомясь с мемуарными свидетельствами, С.С. Близниченко пришёл к выводу, что «М.Н. Тухачевский с детства мечтал стать «русским Наполеоном», всю жизнь посвятил достижению этой цели. Но переоценил свои реальные возможности и поплатился за это. Он многое сделал для развития вооружений РККА, укрепления её боевой подготовки. Но всё это он делал «для себя», в надежде стать военным диктатором. То, что он не учился в Академии имени М.В. Фрунзе, отрицательно сказалось на его развитии как военного стратега. Он не был государственником по своей натуре и складу характера и, по сути, не был настоящим лидером военной элиты»[20].

«Военным, — считает С.С. Близниченко, — «подпевали» политики: Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие. Но заговорщики просчитались, И.В. Сталин их обыграл. И сделал он это с помощью своей личной разведки во главе с будущим Главным маршалом авиации А.Е. Головановым. Сотрудники сталинской разведки организовали запись на магнитофоны разговоров заговорщиков… (магнитофоны находились на вооружении некоторых спецслужб нашей страны с конца 1920-х гг.)»[21].

Вместе с тем, отмечает С.С. Близниченко, к сожалению, в число заговорщиков было зачислено много невиновных командиров, которых оговорили их сослуживцы. Так было и с И.К. Кожановым, и со многими другими военачальниками: арестованные верили обещаниям следователей об улучшении условий своего содержания под стражей и сравнительно мягкий приговор. Так, отдельные задержанные командиры, в конце концов, расстрелянные, оговаривали и отправляли вслед за собой на тот свет десятки и сотни безвинных сослуживцев. Свою негативную роль сыграло и стремление отличиться и получить награды со стороны сотрудников следственных органов. Они сфальсифицировали много дел безвинно осужденных военачальников (а впоследствии многие «палачи» разделили участь своих жертв).

Поэтому С.С. Близниченко придерживается точки зрения, высказанной в исторической науке, о «подкашивании» армии и флота в результате этих репрессий, хотя и признаёт присутствие в военной элите отдельных должностных лиц с устаревшими взглядами (например, маршал В.К. Блюхер, командарм П.Е. Дыбенко и др.)[22]. Отмечая, например, результаты увольнений и арестов военнослужащих Черноморского флота в период с 1936 по 1941 гг. (подсчитав точное число репрессированных — 478 чел.), он называет этот удар по кадрам командно-начальствующего и краснофлотского состава «сокрушающим»: «Последствия этого удара сказались и на итогах борьбы с военно-морскими силами Германии, Италии и Румынии на Черноморском театре военных действий в годы Второй мировой войны. Тогда Черноморский флот потерял большое количество надводных кораблей и подводных лодок из-за недостаточной подготовки командно-начальствующего состава всех рангов. И это не удивительно. Ведь опытных командиров кораблей и соединений флота невозможно подготовить за 3—4 года. Их растят десятилетиями»[23].

Близниченко С.С. Флотоводец Иван Кожанов. Краснодар «Диапазон-В», 2006.
Близниченко С.С. Флотоводец Иван Кожанов. Краснодар «Диапазон-В», 2006.

Не останавливаясь на описании биографий репрессированных флагманов, капитанов и флотских политработников, С.С. Близниченко подробно исследует «чистки» в военно-морских учебных заведениях, на конкретных примерах показывая, что многие их преподаватели, слушатели и выпускники, являвшиеся, по сути, кадровым резервом в руках высшего командования, так же бессистемно и бездумно подверглись «чисткам», как и командиры, служившие в строевых частях[24].

Историк подчёркивает, что, хотя репрессированные флагманыи не приняли участия в сражениях Великой Отечественной войны, её выиграли их непосредственные ученики и воспитанники, по разработанным ими правилам и уставам, используя их советы и наставления.

На основе систематизации и обобщения архивных данных С.С. Близниченко называет и число репрессированных на флоте командиров, политработников, инженеров, хозяйственников за 1937—1941 гг. — более 3000 чел. (из общего их количества за это время ок. 13 000 чел., т.е. 23,1 %)[25], устанавливает наиболее полный персональный список репрессированных военнослужащих Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота СССР (мартиролог опубликован в книге «Боевая летопись Военно-морского флота Советского Союза: потери в результате репрессий 1930-х годов»[26]), суммирует данные о количестве репрессированных флотских военнослужащих высшего командно-начальствующего состава (приведены в Приложении № 2 к настоящей публикации).

Эти его подсчёты и исследования предвосхитили появление целой серии монографий, фундаментальных по своей сути, изданных санкт-петербургским историком В.С. Мильбахом и представителями его научной школы, о политических репрессиях против военнослужащих советских флотов и флотилий в предвоенные годы (в настоящее время «закрыты» все направления этой темы, за исключением жертв из состава Народного комиссариата Военно-морского флота и Каспийской военной флотилии)[27].

Однако, как отмечают оба этих исследователя — и С.С. Близниченко, и В.С. Мильбах, итоговой цифры по репрессированным военнослужащим флотского состава нет, изыскания в этой области продолжаются.

Влияние трудов С.С. Близниченко испытали исследователи, продолжившие и развившие изучение тематики репрессий против флотских кадров[28]. Теперь уже это целое направление в исторической науке.

Несмотря на имевшие место ошибки и просчёты, С.С. Близниченко, в целом, положительно оценивает советский период нашей истории и, в том числе, время правления И.В. Сталина, считая, что «запас прочности созданного И.В. Сталиным социализма в нашей стране позволял долгое время сохранять мирную и счастливую жизнь советских людей. Развал Советского Союза был обусловлен действиями представителей «пятой колонны», действовавших по указке Запада»[29]. Именно И.В. Сталина историк считает «величайшим политиком в отечественной и мировой истории ХХ века»[30]. Имя И.В. Сталина он неразрывно связывает с Победой в Великой Отечественной войне и призывает повсеместно ставить вождю памятники, а заодно и вернуть название Сталинград древнему Царицыну (ныне г. Волгоград).

Современная историческая наука сталкивается с проблемой недоступности многих архивных фондов. Например, до сих пор не рассекречены личные дела М.В. Викторова, И.К. Кожанова, В.М. Орлова и некоторых других репрессированных советских флотоводцев, хранящиеся в Российском государственном архиве Военно-морского флота. Недавно Межведомственная комиссия по сохранности этих архивных фондов в очередной срок продлила запрет на доступ историков к этим делам. Это означает, что, к сожалению, в ближайшее время историческая наука не продвинется вперёд в понимании истинных процессов, происходивших в стране восемьдесят пять лет назад.

Видя и отмечая многие проблемы современного общества, С.С. Близниченко остаётся оптимистом и смело смотрит вперёд. Он совершенно не согласен с утверждением, что нынешняя молодёжь лишена патриотизма и живёт другими ценностями: «Как только молодежь узнаёт новое и интересное об истории нашей страны, она сразу проявляет к нему интерес. Патриотизм русских людей неистребим. Этому способствует генетическая память наших соотечественников»[31].

С.С. Близниченко (крайний справа в первом ряду) среди коллектива кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета
С.С. Близниченко (крайний справа в первом ряду) среди коллектива кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета

Эффективность современной системы российского образования он оценивает невысоко, полагая, что в вузы нужно принимать всех абитуриентов без вступительных экзаменов: «Набирать сначала в два-три раза больше, чем требуется выпускников по каждой специальности (профилю подготовки). Все должны платить за обучение, кроме особенно талантливых. В первую же зимнюю сессию не сдаст экзамены примерно половина набранного контингента первокурсников. Но их не будут сразу отчислять. Им дадут возможность ещё несколько раз (два-три) проучиться на первом семестре в вузе за дополнительную оплату. Если сдадут они, в конце концов, экзамены за первый семестр, то пусть учатся дальше. И так нужно поступать в конце каждого семестра. Этот вывод я сделал на основе своего личного опыта. Когда я поступил в вуз, в моей группе было 25 студентов и 2 кандидата в студенты. А закончили мы обучение в институте в количестве 14 человек. Из них 2 выпускника были из числа кандидатов. Зато, ниже должности начальника дорожно-строительного управления мои одногруппники через 10—15 лет не занимали, а один стал начальником Адыгейавтодора. Вот это качество обучения!»[32].

В его планах издание ещё нескольких монографий и статей по истории развития Рабоче-крестьянского Красного флота в межвоенный период времени (1921—1941 гг.). Желаем Сергею Сергеевичу крепкого здоровья, а также времени и сил для осуществления всего задуманного!

Данные опубликованы в книге: Близниченко С.С. Боевая летопись Военно-Морского Флота Советского Союза: потери в результате репрессий 1930-х годов. Краснодар: Изд-во ГОУ ВПО «КубГТУ», 2010. С. 250–251.

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Близниченко С.С., Назаренко И.В., Журавлёва С.Н. Устройство для определения коэффициента сцепления колеса транспортного средства с дорожным покрытием при торможении в режиме антиблокировки. Патент на изобретение SU 1823834; Близниченко С.С., Назаренко И.В., Журавлёва С.Н. Способ определения коэффициента сцепления колес транспортного средства с дорожным покрытием при торможении в режиме антиблокировки. Патент на изобретение RUS 2006397; Близниченко С.С., Желтко А.Ч., Желтко С.Ч. Способ определения неровностей дорожных и аэродромных покрытий. Патент на изобретение RUS 2109874.

[2] Лазарев С.Е. «Свой среди чужих, чужой среди своих», или Как дорожник стал историком (Интервью с С.С. Близниченко) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 89–90.

[3] Близниченко С. Матросский флагман // Советская Кубань. 1987. 6 ноября; Близниченко С. Десант // Советская Кубань. 1990. 4 августа; Близниченко С. «Погибаю, но не сдаюсь!» // Советская Кубань. 1988. 19 июня; Близниченко С. За власть Советов // Советская Кубань. 1988. 19 июня.

[4] Близниченко С. Кронштадтский мятеж // Красная звезда. 2007. 7–13 февраля; Близниченко С. Первый нарком: взлет и падение // Красная звезда. 2007. 30 мая – 5 июня; Близниченко С. Тридцатые роковые… // Красная звезда. 2007. 4–17 июля; Близниченко С. 13-й всадник // Красная звезда. 2007. 25–31 июля.

[5] Близниченко С. Флагман Григорий Васильев // Флаг Родины. 2008. 20 июня; Близниченко С. «…Хорошо известен Красному флоту» // Флаг Родины. 2009. 31 марта; Близниченко С. Флагман Александр Васильев // Флаг Родины. 2009. 4 августа.

[6] Близниченко С.С. К.Е. Ворошилов о командующем Черноморским флотом И.К. Кожанове: «Я не думаю, чтобы он был врагом народа». Потери Черноморского флота в результате репрессий 1930-х годов // Военно-исторический журнал. 2009. № 8. С. 45–49; Близниченко С.С. «Немирович-Данченко… вёл активную разрушительную работу в Балтфлоте». Потери Балтийского флота в результате репрессий 1930-х годов // Военно-исторический журнал. 2010. № 3. С. 49–53; Близниченко С.С. «Прошу меня расстрелять, но не бить» // Военно-исторический журнал. 2010. № 8. С. 47–51; Близниченко С.С. «Прошу… не дать погибнуть мне и другим командирам 5-й морской бригады» // Военно-исторический журнал. 2011. № 2. С. 55–60; Близниченко С.С. Флагман флота 2 ранга И.К. Кожанов // Военно-исторический журнал. 2012. № 1. С. 69–74.

[7] Сувениров О.Ф. Трагедия РККА 1937–1938. М.: «Терра», 1998; Черушев Н. С. 1937 год: элита Красной Армии на голгофе. М.: «Вече», 2003; Черушев Н. С. Удар по своим: Красная Армия, 1938–1941. М.: «Вече», 2003; Мильбах В.С. Политические репрессии командно-начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота на Востоке страны в 1936–1939 гг.: диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук. Иркутск, 2005.

[8] Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941–1945). СПб.: «БЛИЦ», 2001; Смагин А.А. Подводники – жертвы политических репрессий в 1920–1940-е годы // Тайны подводной войны. № 1. Львов, 2001; Звягинцев В.Е. Трибунал для флагманов. М.: «Терра-Книжный клуб», 2007.

[9] Близниченко С.С. Чёрный гардемарин. Краснодар: «Северный Кавказ», 1999. – 96 с.

[10] Близниченко С.С. Флотоводец Иван Кожанов. Краснодар: «Диапазон-В», 2006. – 268 с.

[11] Близниченко С.С. Боевая летопись Военно-Морского Флота Советского Союза: потери в результате репрессий 1930-х годов. Краснодар: Изд-во ГОУ ВПО «КубГТУ», 2010. – 282 с.

[12] Близниченко С.С. Флагманы флота Азовского и Чёрного морей 1917–1945 гг. Краснодар: «Диапазон-В», 2010. – 336 с.

[13] Черушев Н.С. История репрессий на флоте в 1930-х годах // Военно-исторический журнал. 2012. № 1. С. 74.

[14] См.: Кузнецов Н.Г. Флагман флота 2 ранга [Памяти И.К. Кожанова] // Военно-исторический журнал. 1964. № 8. С. 68–74; Варгин Н.Ф. Флагман флота Кожанов. М., 1980; Хаметов М. Во главе орлов революции // Морской сборник. 1989. № 5. С. 79–83.

[15] См.: Арнольдов А. Армейский комиссар 2 ранга Г.С. Окунев (К 65-летию со дня рождения) // Военно-исторический журнал. 1965. № 7. С. 124–126; Кузнецов Н.Г. Человек с горячим сердцем (о Р.А. Муклевиче) // Октябрь. 1966. № 1. С. 193–195; Мусьяков П.И. Флагман Константин Душенов. М.: «Воениздат», 1966; Зонин А.С. Адмирал Л.М. Галлер: жизнь и флотоводческая деятельность. М.: «Воениздат», 1991; Флагманы: Сборник воспоминаний и очерков. М.: «Воениздат», 1991.

[16] Лазарев С.Е. «Свой среди чужих, чужой среди своих», или Как дорожник стал историком (Интервью с С.С. Близниченко) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 90–91.

[17] Близниченко С.С. К 110-летию со дня рождения флагмана флота второго ранга И.К. Кожанова // Военно-исторический архив. 2007. № 5. С. 15–17; Близниченко С.С. К 110-летию со дня рождения армейского комиссара 1 ранга П.А. Смирнова // Военно-исторический архив. 2007. № 5. С. 18–23; Близниченко С.С. К 110-летию со дня рождения флагмана флота второго ранга П.И. Смирнова-Светловского // Военно-исторический архив. 2007. № 8. С. 3–10; Близниченко С.С. К 120-летию со дня рождения флагмана 1 ранга (вице-адмирала) Э.С. Панцержанского // Военно-исторический архив. 2007. № 9. С. 3–10; Близниченко С.С. К 120-летию со дня рождения флагмана 1 ранга (вице-адмирала) А.К. Сивкова // Военно-исторический архив. 2007. № 12. С. 3–21.

[18] Лазарев С.Е. «Свой среди чужих, чужой среди своих», или Как дорожник стал историком (Интервью с С.С. Близниченко) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 91.

[19] Жуков Ю.Н. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933–1937 гг. М.: «Вагриус», 2005. – 510 с.

[20] Лазарев С.Е. «Свой среди чужих, чужой среди своих», или Как дорожник стал историком (Интервью с С.С. Близниченко) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 91.

[21] Лазарев С.Е. «Свой среди чужих, чужой среди своих», или Как дорожник стал историком (Интервью с С.С. Близниченко) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 91–92.

[22] Близниченко С.С., Зайцев Ю.М. Репрессирован необоснованно – реабилитирован посмертно. Начальник Военно-Морских Сил РККА М.В. Викторов // Военно-исторический журнал. 2013. №1. С. 60.

[23] Близниченко С.С. К.Е. Ворошилов о командующем Черноморским флотом И.К. Кожанове: «Я не думаю, чтобы он был врагом народа». Потери Черноморского флота в результате репрессий 1930-х годов // Военно-исторический журнал. 2009. № 8. С. 49.

[24] Близниченко С.С., Лазарев С.Е. «Чистка» в Военно-морской академии в 1937–1938 годах // Вестник Пермского университета. Сер. «История». 2012. Вып. 1 (18). С. 201–210; Близниченко С.С. «Антисоветские заговоры» в военно-морских учебных заведениях в 1937–1938 годах // Военно-исторический архив. 2012. № 11. С. 3–33; Близниченко С.С., Лазарев С.Е. Севастопольское военно-морское артиллерийское училище в годы «Большого террора» // Вопросы истории. 2013. № 5. С. 135–143; Близниченко С.С., Лазарев С.Е. Судьба командно-начальствующего и преподавательского состава Черноморского высшего военно-морского училища (1937–1941) // Вестник Уральского отделения Российской академии наук. Сер. «Наука. Общество. Человек». 2013. № 3 (45). С. 72–81.

[25] Близниченко С.С. Боевая летопись Военно-Морского Флота Советского Союза: потери в результате репрессий 1930-х годов. Краснодар: Изд-во ГОУ ВПО «КубГТУ», 2010. С. 250.

[26] Мартиролог Военно-Морских Сил РККА и Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота СССР 1937–1941 гг. // Близниченко С.С. Боевая летопись Военно-Морского Флота Советского Союза: потери в результате репрессий 1930-х годов. Краснодар: Изд-во ГОУ ВПО «КубГТУ», 2010. С. 255–281.

[27] Мильбах В.С. Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937–1938. Тихоокеанский флот. СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского гос. университета, 2013; Мильбах В.С. Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937–1938. Амурская Краснознамённая военная флотилия. СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского гос. университета, 2014; Мильбах В.С., Сапожников А.Г., Чураков Д.Р. Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937–1938. Северный флот. СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского гос. университета, 2014; Мильбах В.С., Саберов Ф.К. Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937–1938 гг. Краснознамённый Балтийский флот. СПб.: «Гангут», 2016; Горохов В.В., Мильбах В.С., Саберов Ф.К., Чураков Д.Р. Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937–1938 гг. Черноморский флот. СПб.: «Гангут», 2017 и др.

[28] Зайцев Ю.М. Михаил Владимирович Викторов: штрихи к портрету флагмана: монография. Владивосток: Тихоокеанский военно-морской ин-т им. С.О. Макарова Военного учебно-науч. центра ВМФ «Военно-морская акад.», 2010; Горохов В.В. Героическая жизнь и трагическая судьба командующего Черноморским флотом И.К. Кожанова // Сборник международной научно-теоретической конференции «Проблемы строительства Красной Армии и флота в межвоенный период (1921– 1941 гг.)». СПб.: Изд-во ФГКВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия», 2017. С.88–100; Горохов В.В. Расстрелянные флагманы // Ежемесячный журнал для учёных «КЛИО». 2017. № 2 (122) С. 170174; Почтарёв А.Н. Репрессированный флот 1920–1930-х гг.: трагедия военно-морских сил СССР. М.: «Вече», 2017.

[29] Лазарев С.Е. «Свой среди чужих, чужой среди своих», или Как дорожник стал историком (Интервью с С.С. Близниченко) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 88.

[30] Лазарев С.Е. «Свой среди чужих, чужой среди своих», или Как дорожник стал историком (Интервью с С.С. Близниченко) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 88.

[31]Лазарев С.Е. «Свой среди чужих, чужой среди своих», или Как дорожник стал историком (Интервью с С.С. Близниченко) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 94.

[32]Лазарев С.Е. «Свой среди чужих, чужой среди своих», или Как дорожник стал историком (Интервью с С.С. Близниченко) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 94–95.