Спасатели ВМФ России. К 100-летию Экспедиции подводных работ особого назначения

image_print

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Н.А. ЕВМЕНОВ — Спасатели ВМФ России. К 100-летию Экспедиции подводных работ особого назначения

N.A. YEVMENOV — Russia’s Navy rescuers. On the centenary of the Special Purpose Underwater Rescue Party

Аннотация. В статье представлен исторический обзор деятельности Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), 100-летие которой отмечается в 2023 году. Акцент сделан на связи ЭПРОН с Военно-морским флотом, влиянии экспедиции на становление современной Службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота РФ.

Ключевые слова: аварийно-спасательное дело; водолазное дело; участие Военно-морского флота в спасении экипажей; корабль; подводная лодка; судоподъём; ЭПРОН.

Summary. The paper offers a historical survey of the work by the Underwater Special Purpose Rescue Party (EPRON) whose centenary will be marked in 2023. The stress is on EPRON’s ties with the Navy, and its impact on the establishment of the contemporary Search and Rescue Service of the RF Navy.

Keywords: emergency and rescue operations; diver work; participation of the Navy in crew rescue; ship; U-boat; ship-raising; EPRON.

Одной из основных функций ЭПРОН было и остаётся проведение аварийно-спасательных операций. А это не только водолазы, это целый комплекс различных средств, предназначенных для спасения людей, плюс команда соответствующих специалистов.

Учреждённая 100 лет назад на Чёрном море экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)1 после ряда реорганизаций превратилась в мощную, овеянную славой и легендами аварийно-спасательную службу, ставшую колыбелью всех существующих в настоящее время морских спасательных подразделений России и ближнего зарубежья2. Несмотря на относительно краткий период своего существования, охвативший неполных два предвоенных десятилетия, ЭПРОН оставила яркие страницы в истории России, которые уместно вновь перелистать накануне предстоящего юбилея с целью поиска достойных примеров профессионализма, мужества и беззаветного служения Отчизне.

Истоки ЭПРОН следует искать в авантюрном и крайне важном решении по созданию подразделения для поиска золота на затонувшем в ноябре 1854 года английском пароходе «Принц». Случилось это 1 марта 1923 года в соответствии с приказом по Государственному политическому управлению. Золото, требовавшееся для реализации планов развития страны, предстояло найти и поднять с глубин, практически не доступных водолазам. Решение этой сложной технической задачи требовало принятия особых организационных мер. 23 марта 1923 года Г.Г. Ягода подписал приказ о создании «опытной глубоководной партии», которая пыталась производить поиски с помощью жёсткого водолазного устройства — камеры Даниленко, способной опускаться на глубину до 72 м. Золото, поиски которого продолжались в течение двух лет, найти не удалось, но уже в самом начале этих работ стало очевидно, что на морском дне находится достаточно большое количество затонувших материальных ценностей, подъём которых может оказаться экономически выгодным. Поэтому идея создания государственной структуры, специализирующейся на судоподъёме, нашла широкую поддержку. С 1 ноября 1923 года был введён в действие подписанный 2 ноября 1923 года приказ ОГПУ № 463, утвердивший штаты организации, которая получила название «Учреждение опытно-научных работ “Экспедиция подводных работ особого назначения на Чёрном море”» (сокращённо «ЭПРОН»)3.

Официальной датой рождения ЭПРОН считается 17 декабря 1923 года, когда приказом по ОГПУ № 528 уже номинально существовавшей экспедиции был присвоен ранг пограничной флотилии, а в её состав от Морских сил Чёрного моря переданы спасательные суда «Кербедз», «Красный Кубанец», катера «Коршун», «Удалец», «Тигр», «Первый», несколько барж, водолазные боты, 40-тонный плавкран4. Штат экспедиции при этом увеличился до 280 человек. Экспедиция числилась хозрасчётной организацией, которая должна была сама зарабатывать средства на своё содержание и развитие.

Первым начальником ЭПРОН (по совместительству с основной работой) стал чекист Лев Николаевич Захаров (Мейер), который руководил организацией до 10 июля 1930 года. В дальнейшем экспедицией руководили Д.В. Усов — до 23 января 1931 года, Ф.С. Медведев — до 23 января 1932 года Ф.И. Крылов, остававшийся её руководителем и после вхождения в состав Военно-морского флота с началом Великой Отечественной войны5. В руководящую группу ЭПРОН вошли инженеры B.C. Языков, Е.Г. Даниленко, А.З. Каплановский, водолазный специалист Ф.А. Шпакович, врач К.А. Павловский. Одними из первых водолазов ЭПРОН были Ф.К. Хандюк, Я.Ф. Жуков и В.Т. Сергеев6.

Практически с первых дней существования деятельность ЭПРОН была тесно связана с Военно-морским флотом. Часть поднятых кораблей и корабельного имущества передавалась Военно-морскому флоту с частичной компенсацией понесённых экспедицией затрат. Личный состав ЭПРОН комплектовался из лиц начальствующего и рядового состава резерва РККА по контракту со сроком службы не менее чем два года. Дисциплина и внутренний порядок поддерживались в соответствии с уставами РККА. Личный состав носил военно-морскую форму, но без знаков различия. При объявлении мобилизации ЭПРОН подлежал немедленной передаче в Наркомат Военно-морского флота. По мере становления ЭПРОН как судоподъёмной организации связи его с Военно-морским флотом только крепли.

Сфера деятельности ЭПРОН постепенно расширялась, охватывая спасательные и подводно-технические работы. 9 марта 1930 года вопрос о монопольном положении ЭПРОН в области водолазных работ на судоподъёме и при гидротехническом строительстве был решён окончательно. В его ведение была передана Центральная водолазная база Народного комиссариата путей сообщения в её полном составе, включая Центральные водолазные мастерские в Севастополе. В 1932 году в дополнение к существовавшим Черноморской, Балтийской, Мурманской и Архангельской партиям ЭПРОН были сформированы Астраханская и Отдельная Дальневосточная партии. Таким образом, ЭПРОН превратилась в организацию всесоюзного масштаба. В 1934 году в регионах были сформированы экспедиции, а вместо партий образованы аварийно-спасательные отряды (АСО), отряды и группы подводно-технических работ7. В функции АСО, кроме выполнения судоподъёмных и других водолазных работ, входило своевременное оказание помощи кораблям и судам, терпевшим бедствие на море.

С момента формирования основой деятельностью ЭПРОН являлся судоподъём. Первой крупной работой стал подъём в 1924 году подводной лодки «Пеликан», затопленной интервентами у входа в Одесский порт на глубине 16 м. В 1925 году были подняты миноносец № 266 и тральщик «Перванш», танкер «Эльборус» и землечерпалка8. При этом применялся разнообразный набор технических средств — плавкраны, понтоны, водоотливные насосы. Под Новороссийском были обнаружены и обследованы 10 кораблей, затопленных моряками Черноморского флота в 1918 году, в т.ч. 6 современных на тот момент эсминцев типа «Новик». Подъём одного из них — эсминца «Калиакрия» водоизмещением 1400 т с глубины 28 м стал наиболее сложной работой, выполненной ЭПРОН в 1925 году. Работы под руководством Ф.А. Шпаковича проводились по проекту инженера Н.И. Горюнова. После ремонта эсминец под новым названием — «Дзержинский» вошёл в состав Черноморского флота и позднее участвовал в Великой Отечественной войне.

1926 год стал для ЭПРОН наиболее плодотворным в области судоподъёма. В тот год были подняты 19 объектов, в т.ч. Севастопольской партией — подводные лодки «Орлан» и «Карп», а Новороссийской партией — эсминцы «Пронзительный», «Стремительный», «Сметливый», «Капитан-лейтенант Баранов»9.

В 1928 году ЭПРОН успешно выполнил правительственное задание по подъёму английской подводной лодки L-55, потопленной в Финском заливе в 1919 году эсминцами «Азард» и «Гавриил». Работы производились Севастопольской партией с применением специализированного судоподъёмного судна Балтийского флота «Коммуна»10, входившего ещё до революции в состав первой бригады подводных лодок и долгое время находившегося в составе сил постоянной готовности. Подъёмом руководил лично начальник ЭПРОН Л.Н. Захаров. Главным инженером был корабельный инженер Т.И. Бобрицкий, начальником водолазной группы — Ф.А. Шпакович, а начальником медицинской службы — врач К.А. Павловский. Поднятая и поставленная в сухой док Кронштадтского морского завода английская подводная лодка была восстановлена и включена в состав советского Военно-морского флота с проведением различного рода испытаний. Результаты научных исследований были использованы при проектировании отечественных подводных лодок. В тот же год была поднята затопленная интервентами на Чёрном море подводная лодка АГ-2111, также впоследствии возвращённая в состав Военно-морского флота.

В 1931 году ЭПРОН получил государственный заказ на подъём судов и другого имущества со дна морей и рек общей массой 8000 т. К концу года были подняты 12 объектов, в т.ч. кормовая часть океанского лайнера «Байролея», тральщик «Лучинский» и две артиллерийские башни линкора «Императрица Мария». С использованием специально построенных для этого кольцевых понтонов грузоподъёмностью 1100 т в 1935 году были подняты ещё две башни линкора «Императрица Мария» и две башни однотипного линкора «Свободная Россия», орудия которых укрепили береговую оборону страны. Стволы башен линкора «Императрица Мария» Обуховского завода до наших дней продолжают свою службу на легендарной 30-й артиллерийской батарее в Севастополе.

В 1932 году по государственному заказу были подняты 27 затонувших объектов общей массой более 22 тыс. т. Интересными работами 1932—1933 гг. были подъёмы затопленных интервентами в Чёрном море подводных лодок «Судак», «Лосось», «Налим» и погибшего в Белом море в 1916 году ледокола «Садко». Были применены специализированные средства — мягкие и цилиндрические стальные судоподъёмные понтоны, улучшенные модификации которых до сих пор стоят на вооружении Военно-морского флота12.

Начиная с 1934 года доля судоподъёмных работ в общей деятельности ЭПРОН существенно сократилась. Они уступили место спасательным, подводно-техническим работам, а также обеспечению перевода судов по внутренним водным путям и по Северному морскому пути. Исключением являлся подъём затонувших в военное и особенно в мирное время подводных лодок, а также крупных или ценных судов, затонувших на сравнительно небольшой глубине, таких как ледоколы, танкеры, землечерпалки. На Чёрном море были подняты затонувшая при отработке учебных задач подводная лодка АГ-16, затопленные интервентами подводные лодки «Кит» и «Краб», на Балтике — погибшие в ходе учений подводные лодки Б-3 «Товарищ» и Б-9 «Рабочий», на Тихом океане — затонувшие из надводного положения подводные лодки М-8 и Щ-10313. С увеличением водоизмещения подводных лодок спасение их экипажей методом подъёма самой подводной лодки становилось всё менее реальным, поэтому в исследовательских работах ЭПРОН был сделан акцент на обеспечении самостоятельного спасения подводников свободным всплытием в индивидуальном спасательном снаряжении, образцы которого были созданы у нас в стране и превосходили зарубежные аналоги. На подводных лодках появились выгородки аварийно-спасательных устройств для подключения рукавов вентиляции отсеков и прочные узлы для крепления судоподъёмных средств.

На Северном флоте до начала Великой Отечественной войны были подняты 74 судна общим водоизмещением 25 760 т, в т.ч. пароходы «Ямал», «Бенартур» и транспорт «Буревестник», на Чёрном море — более 100 кораблей и судов общим водоизмещением около 60 тыс. т, в т.ч. крупные транспорты «Женероза», «Фредерик», «Сербия», пароходы «Борис» и «Пётр Великий» (самый крупный объект, поднятый ЭПРОН, водоизмещением 9200 т)14. На Каспийском море подняли ледокол «Каспий», танкер «Советская Армения», пароход «Пушкин».

В 1931—1933 гг. спасатели ЭПРОН предотвратили гибель 12 крупных транспортов в различных районах Мирового океана. Это были советские и иностранные суда: теплоход «Ильич», транспорты «Питеас», «Харьков», «Сталинград», «Кола», «Алкаид», танкер «Зорроза», пароходы «Альбатрос», «Веста», «Хаугланд», «Восток», ледокол «Малыгин». В 1936 году был спасён ставший знаменитым в годы Великой Отечественной войны ледокольный пароход «А. Сибиряков», в 1939 году — разломившийся на две части теплоход «Челюскинец».

В отчёте ЭПРОН за первых 15 лет его деятельности было упомянуто спасение 188 кораблей и судов общим водоизмещением 420 тыс. т, из них 33 иностранных судна, из которых 8 судов общим водоизмещением 41 тыс. т перешли к СССР, а за спасение остальных получено вознаграждение 80 тыс. фунтов стерлингов.

Начиная с 1938 года ЭПРОН организовала регулярную проводку кораблей и судов из Ленинграда по Свири и Беломорско-Балтийскому каналу в Белое море, а также по Мариинской водной системе до Астрахани. В рамках ЭОН-1 и ЭОН-2 боевыми кораблями, осуществившими межтеатровый манёвр, был пополнен Северный флот15.

Основная часть подводно-технических работ, проводившихся ЭПРОН, была связана с сооружением различных народнохозяйственных объектов, в т.ч. имевших стратегическое значение. Большой объём дноуглубительных подрывных работ был выполнен при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Переведённые впоследствии по нему боевые корабли составили ядро создававшегося Северного флота. Партии ЭПРОН строили и ремонтировали причальные стенки, пирсы, молы, набережные и гидротехнические сооружения, прокладывали трубопроводы и электрокабели в портах и военно-морских базах, установили первую морскую нефтяную вышку на Каспии, строили и обслуживали спускоподъёмные сооружения на верфях. К началу Великой Отечественной войны в состав ЭПРОН входили 9 отрядов и групп подводно-технических работ — Ленинградский и Московский ОПТР, группы ПТР в Новороссийске, Одессе, Баку, Астрахани, Владивостоке, Мурманске и на о. Сахалин.

Возраставший объём задач и постоянно приобретавшийся опыт выполнения спасательных, судоподъёмных и подводно-технических работ требовали научного осмысления. В 1931 году был создан Научно-технический совет ЭПРОН, в который наряду со специалистами его главного управления входили ведущие учёные в области судостроения — академик А.Н. Крылов, члены-корреспонденты Академии наук СССР П.Ф. Попкович и Ю.А. Шиманский, профессор В.Г. Власов. Судоподъёмные и спасательные работы обеспечивали видные организаторы и инженеры ЭПРОН А.Г. Авотин, Л.А. Белецкий, Т.И. Бобрицкий, И.А. Загвоздин, В.Ф. Кюнстлер, Н.А. Максимец, А.К. Михайлов, В.М. Рогов, Г.Г. Русецкий, Н.П. Чикер, Ф.А. Шпакович. Их научные труды до настоящего времени остаются актуальными16.

В ЭПРОН получило широкое развитие водолазное дело17. Слава о водолазах ЭПРОН С.Е. Буленкове, В.И. Правдине, А.Д. Разуваеве, В.Т. Сергееве, Ф.К. Хандюке, А.Г. Хмелике, В.Н. Чертане гремела на всю страну. В 1937 году водолаз В.И. Медведев в обычном вентилируемом водолазном снаряжении при дыхании воздухом спустился на глубину 137 м18. Этот рекорд остается недостижимым до настоящего времени. С точки зрения действующих на этой глубине парциальных давлений кислорода и азота, ведущих к кислородному отравлению и азотному наркозу, а также плотности вдыхаемого воздуха это достижение находится за гранью физиологических возможностей человека. В области водолазной медицины, создавая режимы декомпрессии, в интересах ЭПРОН продуктивно трудились академик Л.А. Орбели, главный врач ЭПРОН К.А. Павловский, врачи Е.М. Крепс, Б.Д. Кравчинский, С.П. Шистовский. Уже в 1936 году начались опыты по применению под водой гелийсодержащих дыхательных смесей. Эта технология стала впоследствии прорывной в области глубоководного водолазного дела19.

Преемником всемирно известной Кронштадтской водолазной школы стал Военно-морской водолазный техникум в Балаклаве, основанный в 1931 году на базе Водолазной школы ЭПРОН из сформированных в 1925 году Водолазных курсов. Интенсивность деятельности техникума по подготовке кадров характеризуют следующие сведения о количестве ежегодно выпускавшихся водолазов: в 1938 году — 210, в 1939 — 260, в 1940 — 298, в 1941 году — 460 человек. Документальным свидетельством тому является известная фотография «Марш водолазов», строго привязанная к месту события изображением на заднем плане башни генуэзской крепости в Балаклаве20.

Спасательная подготовка аварийно-спасательных групп ЭПРОН проводилась комплексно с боевой подготовкой флотов. Особое внимание обращалось на подготовку к оказанию помощи аварийной подводной лодке. Для этого в составе ЭПРОН стали появляться специализированные спасательные суда. Согласно постановлению СНК СССР для Черноморской экспедиции в Бельгии был приобретён спасательный буксир «Меркурий», для Балтийской экспедиции — в Голландии спасательное судно «Сигнал». В 1939—1941 гг. в состав ЭПРОН вошли три новых спасательных судна уже отечественной постройки — «Водолаз», «Сталинец» (для Балтийского флота) и «Шлем» (для Каспийской флотилии). Кроме того, в состав ЭПРОН были переданы: на Северном флоте — спасательный буксир «Память Руслана», на Тихоокеанском флоте — спасательные суда «Находка», «Тельман» и СС-16, плавбаза «Кречет», на Балтийском флоте — спасательные буксиры «Колывань» и «Метеор», на Черноморском флоте — спасательный буксир «Юпитер». Для ЭПРОН промышленностью строились морские, рейдовые и речные водолазные боты, а также быстроходные катера. Малые боты строились непосредственно в мастерских ЭПРОН. В итоге накануне Великой Отечественной войны в состав ЭПРОН входили 28 спасательных судов, из них 7 современных, специальной постройки, 50 водолазных ботов, несколько плавбаз для судоподъёмных работ, барж, киллекторов, плавкранов. Лучше всех судами была обеспечена Балтийская экспедиция.

Во время войны с Финляндией 1939—1940 гг. Балтийская экспедиция ЭПРОН получила опыт по аварийно-спасательному обеспечению боевых действий Краснознамённого Балтийского флота и частей Красной армии. В постоянной готовности на акватории Финского залива находились спасательные суда «Сигнал», «Колывань» и плавбаза «Трефолев», а на Ладоге — спасательное судно «Водолаз». Спасательное судно «Сигнал» сняло с мели сторожевые корабли «Снег» и «Циклон», тральщик ТЩ-41 и плавкран, спасло от сжатия льдами тральщики ТЩ-211 и ТЩ-214. Плавбаза «Трефолев» участвовала в устранении аварии на ледоколе «Ермак». Спасательное судно «Водолаз» подняло 4 провалившиеся под лёд боевые машины, оказало помощь получившей боевые повреждения канонерской лодке «Ораниенбаум», обследовало в боевых условиях погибшие тральщики ТЩ-34 и ТЩ-35. 5 аварийно-спасательных групп ЭПРОН в сложных условиях суровой зимы из рек и озёр Карельского перешейка и со дна прилегающих акваторий подняли и передали частям Красной армии 34 танка и 6 грузовых автомобилей.

Полученный боевой и практический опыт позволил ЭПРОН успешно выполнять задачи в период Великой Отечественной войны. В первый же день войны был издан совместный приказ народных комиссаров ВМФ и морского флота № 0525/22с «О включении в состав Военно-морского флота всех органов и средств ЭПРОН» с подчинением начальника Главного управления ЭПРОН контр-адмирала Ф.И. Крылова заместителю наркома ВМФ адмиралу Л.М. Галлеру. Исходная штатная численность личного состава 2922 человека в ходе войны требовала увеличения в соответствии с возраставшим объёмом задач. Новый штат на 4707 человек был утверждён приказом наркома ВМФ от 2 июня 1942 года № 0469. Этим же приказом ЭПРОН была переименована в Аварийно-спасательную и судоподъёмную службу Военно-морского флота (АССС ВМФ). Аббревиатура «ЭПРОН» ушла со страниц служебной переписки.

Однако память об ЭПРОН жива. Заложенные ею основы спасательного, водолазного дела и судоподъёма получили своё развитие на новом техническом уровне21. На всех без исключения современных подводных лодках крышки аварийно-спасательных устройств в память об ЭПРОН официально именуются «эпроновскими» и по традиции обозначаются буквой «Э». Правопреемником ЭПРОН является Служба поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота22, в составе которой активно действуют и находятся в готовности к оказанию помощи аварийным кораблям и судам спасательное судно «ЭПРОН» проекта 05275, названное в память о легендарной экспедиции23, и входившее непосредственно в ЭПРОН судоподъёмное судно «Коммуна», являющееся свидетелем многих связанных с деятельностью экспедиции событий.

________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Спасатели Военно-морского флота. М.: Воениздат, 1996. С. 29—71.

2 Морские спасатели России / Под ред. В.И. Карева. М.: Морской флот, 2007. С. 11—14.

3 ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923—1931 г.): архивные документы и материалы / Ответ. ред. В.С. Христофоров. М.: Граница, 2015. С. 14, 15.

4 Там же. С. 19—22.

5 Там же.

6 Следков А.Ю. Очерки истории водолазного дела. Кн. 3. Т. 1. СПб.: Гангут, 2015. С. 224—315.

7 100 лет Аварийно-спасательной службе Военно-морского флота России: к юбилею службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота. СПб.: Главное командование Военно-морского флота, 2021. С. 10, 11.

8 Хронология деятельности ЭПРОН в период с 1923 по 1930 г. (по записям Л. Захарова (Мейера)) // ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923—1931 гг.). С. 334—338.

9 Там же. С. 338—344.

10 Бессонов О.И., Краморенко А.В., Смирнов В.А. Спасательное судно «Карпаты» // Гангут. 2012. № 72. С. 78—98.

11 Подъём подводной лодки «АГ-21» (из бюллетеня ЭПРОНа № 8 за 1929 г.) // ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923—1931 гг.). С. 469—478.

12 Агеев А.С., Чумаров Р.И., Краморенко А.В. Перспективы развития технических средств выполнения подводно-технических и судоподъёмных работ // Средства и методы аварийно-спасательных, водолазных и глубоководных работ. 2014. Вып. 31. С. 27—56.

13 Молчанов В.А. Возвращение из глубин. Л.: Судостроение, 1982. С. 74—78.

14 Муру Н.П. Обзор некоторых крупных судоподъёмных операций и характерных способов судоподъёма: учебное пособие. СПб.: ВМИИ, 1999. С. 211.

15 Крылов А.Н. Статика судоподъёма // Собрание трудов. Т. IX. Ч. 1. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1948.

16 Там же; Кюнстлер В.Ф. О теории всплытия затонувшего судна // Сборник ЭПРОН. 1936. XIII—XV; Шиманский Ю.А. Теория всплытия затонувшего судна // Там же. 1935. X—XII; Бобрицкий Т.И. Такелажные работы аварийно-спасательной службы. М.: Воениздат, 1956. 416 с.; Справочная книга по аварийно-спасательному делу. Ч. 1. Судоподъёмное и аварийно-спасательное дело / Под общ. ред. А.А. Фролова. М., Л.: УВМИ НКВМФ СССР, 1945. 340 с.

17 Боровиков П.А. Иллюстрированная история Водолазного Дела России. М.: МОРКНИГА, 2008. С. 107—115.

18 Он же. Водолазное дело России: с конца 1930-х годов до наших дней. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Нептун, 2017. С. 82—109.

19 Краморенко А.В., Соловьёв Л.А., Тарануха Е.В. Разрывая давление глубины // Армейский сборник. 2020. № 6. С. 39—44.

20 100 лет Аварийно-спасательной службе Военно-морского флота России… С. 116.

21 Краморенко А.В., Чумаров Р.И. Судоподъём как сплав передовых морских технологий. Освоение морских глубин. М.: Оружие и технологии, 2018. С. 443—450.

22 Там же.

23 Краморенко А.В., Овчинников А.В., Тарануха Е.В., Шайхутдинов Д.Г. Ратный труд во имя спасения // Морской сборник. 2021. № 1(2086). С. 38—44.