Советские войска на афганском перевале Саланг в 1979—1989 гг.

image_print

Аннотация. В статье представлены результаты анализа опыта организации действий советских войск в районе перевала Саланг на высокогорном участке важнейшей транспортной артерии снабжения 40-й армии и доставки помощи Афганистану от Советского Союза в 1979—1989 гг. Освещены разноплановые меры советского командования. Оно обеспечивало выполнение боевых задач на перевале непрерывным централизованным управлением подчинёнными силами и средствами, соответствием их состава, возможностей и способов боевого применения характеру действий отрядов афганской вооружённой оппозиции, учётом и минимизацией неблагоприятного комплексного воздействия сложных физико-географических условий высокогорья на военнослужащих, технику и воинские перевозки по перевальному участку дороги. Авторы также отметили важнейший — духовный — фактор успешных действий на перевале, которые были коллективным подвигом советских воинов.

Summary. The paper sums up analyses of the practice of Soviet troops activity organizing in the area of the Salang Pass at the highland section of the vital transport artery for supplying the 40th army and delivering aid to Afghanistan from the Soviet Union in 1979-1989. It highlights the various measures taken by the Soviet command, which supported combat assignment accomplishment at the Pass by uninterrupted centralized control of subordinate forces and assets, matching their composition, potential and combat methods to the mode of action by Afghan armed opposition squads, considering and minimizing the adverse aggregate impact of difficult physical and geographical conditions of the mountains on servicemen, equipment and military transportation along the pass road section. The authors also note the spiritual factor, which was instrumental in success at the pass, itself a feat of collective heroism by Soviet fighters.

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.

СЕРГЕЕВ Алексей Александрович — начальник кафедры физической подготовки и спорта Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник

(Москва. Е-mail: retrogidromet@mail.ru);

ПРЯМИЦЫН Владимир Николаевич — начальник отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник, доктор исторических наук

(Москва. Е-mail: priamitzynvn@mail.ru).

«КОЛОННЫ… ПОДВЕРГАЛИСЬ ПОСТОЯННЫМ АТАКАМ МОДЖАХЕДОВ…»

Советские войска на афганском перевале Саланг в 1979—1989 гг.

Перевал Саланг высотой более 3800 м над уровнем моря был самым сложным и опасным участком автодороги, соединявшей узбекский Термез и афганский Кабул. Она была маршрутом снабжения 40-й армии и доставки советской помощи Афганистану. В 1964 году на Саланге был открыт построенный СССР по просьбе Афганистана1 тоннель, в то время самый высокогорный в мире. Его протяжённость составила 2676 м, высота южного портала (входа) — 3200 м над уровнем моря, наивысшей точки — 3363 м, сечение — 71 кв.м, ширина проезжей части — 6 м2.

До ввода в Афганистан Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) у них не было опыта решения столь сложных и объёмных долговременных боевых задач на таком высокогорном перевале в условиях противодействия мятежников. Поэтому многие меры, нацеленные на их выполнение, пришлось разрабатывать с чистого листа и совершенствовать на протяжении всего времени пребывания советских войск на Саланге.

Преодоление почти 100-километрового участка автодороги через перевал (схема) между населёнными пунктами (н.п.) Чаугани и Джабаль-ус-Сирадж затрудняли узкое дорожное полотно без широких обочин, значительное число инженерных сооружений, серпантины, обилие крутых поворотов с радиусами 25—30 м, затяжных подъёмов с уклонами 12 и более градусов3. Там пребывание и действия советских войск осложняло комплексное воздействие физико-географических условий высокогорья — разрежённый воздух, нехватка кислорода, пересечённая местность, переменчивая погода, сильные ветры (до 50 м в секунду4), низкие температуры, гололёд, глубокий снежный покров, частые лавины и заносы, камнепады и сели, местные природные эффекты5. Так, в августе 1987 года селевой поток на южном склоне перевала разрушил дома, перекрыл валунами дорогу и вывел из строя 18 км полевого магистрального трубопровода, заставив монтировать новые трубы6. 4 февраля следующего года лавина сбросила в ущелье несколько боевых машин 357-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Погибли гвардии рядовые А.А. Журман, Н.Ю. Корнилов и В.Н. Мелешин7.

Воины, преодолевавшие перевал, сталкивались с природно-климатическими различиями долин и гор. В Термезе средняя температура июля днём — около плюс 40°C, а на высотах 2500—4000 м — плюс 10°С, января — плюс 8°С в Термезе и до минус 30°С на вершинах Гиндукуша. Продолжительность сохранения снежного покрова на высотах более 1300 м — 6—8 месяцев в году, от 3000 м — до 98.

Вызванные холодами простуды составляли значительную часть заболеваний солдат и офицеров9. Низкое давление и нехватка кислорода в высокогорье затрудняли деятельность организма человека, снижали работоспособность, кислородное голодание вызывало у нетренированных людей горную болезнь. Акклиматизация занимала 10—15 дней10. Каждые 1000 м подъёма уменьшали мощность двигателей наземного транспорта в среднем на 12 проц., экономичность — на 14 проц.11 Разрежённый воздух, локальные комбинации направления и скорости ветра увеличивали риск авиакатастроф12. «Мощности двигателя было достаточно для полёта, но могло не хватить для резкого манёвра, — вспоминал В.Ф. Паткин, в 1984—1985 гг. старший лейтенант, лётчик-штурман вертолёта Ми-8 181-го отдельного вертолётного полка. — Посадки и высадки десанта в высокогорье требовали максимального внимания. Чуть зазеваешься, и машина стукнется о скалу»13.

Оттепели с плотными туманами быстро сменялись морозами и гололёдом, позволявшим двигаться через перевал зимой со средней скоростью не более 10—15 км/ч. «Участок протяжённостью 94 км (через Саланг. — Прим. авт.) был отмечен на командирских картах как особо опасный, — вспоминал первый командующий 40-й общевойсковой армией генерал-лейтенант Ю.В. Тухаринов. — Ночью дорога обледенела, на подъёме буксовала колёсная техника, а на спуске гусеничная шла юзом». Хотя «приняли меры предосторожности: на каждые 10 машин имелась жёсткая сцепка, шли машины с песком, к сожалению, не обошлось без потерь. В горах на узкой дороге армейский БМП пропускал афганскую гражданскую автомашину и… рухнул с обрыва». Погибли 8 человек14.

Среди мер, нацеленных на выполнение боевых задач на Саланге с учётом характера действий противника, минимизации воздействия природно-климатических условий высокогорья, сохранения жизни и здоровья воинов, можно выделить выбор состава сил и средств, совершенствование управления ими, охраны и обороны перевального участка, организации движения, поддержания эксплуатационного состояния и пропускной способности дороги, подготовки и обеспечения личного состава. Начать решение этих задач пришлось боем.

Утром 26 декабря 1979 года большая группа душманов атаковала подразделения 4-го десантно-штурмового батальона  56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады во главе с гвардии капитаном Л.В. Хабаровым, которые ночью взяли под контроль перевал. Десантники отбили атаку и в сильные морозы надёжно удерживали его, отражая попытки мятежников сбросить батальон с перевала. Уничтожив значительное количество мятежников, десантники сами понесли потери. В начале января 1980 года проводили в последний путь на Родину гвардии лейтенанта А.В. Кротова, гвардии сержанта В.Н. Никитонова, гвардии младшего сержанта Е.В. Рыжикова, гвардии ефрейтора В.К. Богуша, гвардии рядовых Х.Н. Исламова и Р.А. Османова15. В конце марта 1980 года Л.В. Хабаров получил приказ сдать перевал другому подразделению16.

В начале пребывания 40-й армии в Афганистане из-за отсутствия в её составе дорожных формирований задачи дорожного обеспечения выполняли общевойсковые соединения и части в зонах их ответственности. На основных автомагистралях создали внештатные диспетчерские пункты, при них — площадки для стоянки колонн в ночное время, 326 постоянных сторожевых застав и ещё 224 — для охраны дорог и режимных зон вокруг важных объектов, включая тоннели. На дороге через Саланг из Хайратона в Кабул — силами 108-й и 201-й мотострелковых дивизий17 (мсд).

Управлял автоперевозками Центральный диспетчерский пункт (ЦДП) при штабе тыла 40-й армии. В 1985 году был создан 1455 ЦДП, подчинённый начальнику тыла армии, с двумя оперативными группами — на Саланге и в Шинданде18. Опергруппы — одна из граней накопленного в Афганистане боевого опыта. Так как дивизии и полки решали сразу несколько разных задач, требовавших непрерывного и твёрдого управления, руководили выполнением каждой не штатные органы соединений и частей, а специально назначенные оперативные группы19.

Для централизованного руководства на Саланге опергруппа была создана 14 января 1981 года, когда командарм подписал приказ об организации охраны, дорожно-комендантской службы и содержании перевального участка автодороги. Опергруппу возглавил заместитель начальника инженерных войск армии полковник В.Д. Келпш. В неё вошли заместитель командира 45-го инженерно-сапёрного полка подполковник А.Н. Алексеев, заместитель командира 177-го мотострелкового полка (мсп) 108 мсд капитан А.М. Николаев, инженер-связист капитан О.А. Бедник20. В районе перевала разместили сапёрное подразделение для установки минно-взрывных заграждений, а также резервную группу дорожной и снегоочистительной техники. Организовали пункты дозаправки транспорта, отдыха и обогрева личного состава колонн с горячим чаем, запасами 100 суточных сухих пайков и воды21.

Опергруппа руководила организацией движения, охраны и обороны автоколонн, дороги через перевал и тоннеля, поддержания их эксплуатационного состояния, контроля лавинной обстановки. При угрозе схода лавин она принимала решение прекратить движение, освободить дорогу от транспорта, укрыть инженерную технику в противолавинных галереях. Группа руководила расчисткой дороги и восстановлением повреждённых участков трубопровода после схода лавин, на что обычно уходило до суток22, селей — двое—трое. На это время для колонн устраивали объезды. Крупные валуны дробили взрывами. Осколки убирали инженерными машинами разграждения23. Иногда требовались масштабные работы. Так, после схода селя в районе н.п. Калавуланг в 1983 году пришлось убрать с дороги 5250 куб.м породы и заново построить один из мостов. В 1988 году при ликвидации последствий селей с дорожного полотна в районе н.п. Калавуланг убрали 35 200 куб. м камней24. А когда на южном Саланге 5—6 января 1989 года 42 лавины вывели из строя и накрыли многометровым слоем снега десятки километров трубопровода, его новую линию смонтировали за четверо суток25.

Состав опергруппы, сил и средств на Саланге менялся. Летом 1983 года командарм поставил во главе неё начальника химической службы 40-й армии полковника В.С. Ляшенко. В группу входили 11 офицеров служб, в т.ч. инженерной, автомобильной, медицинской, ГСМ. В её оперативном подчинении находились 3 батальона — горнострелковый, отдельный дорожно-комендантский, трубопроводный и артиллерийская батарея, повзводно занимавшая позиции перед северным и южным порталами тоннеля26.

За охрану и оборону перевала отвечал горнострелковый батальон (гсб) 177 мсп 108 мсд с приданными подразделениями. Его взводы занимали сторожевые заставы, отделения — посты от них, в т.ч. на высотах более 4000 метров над уровнем моря. Гсб отличался от мотострелкового батальона штатом (в мотострелковой роте были 110 военнослужащих и по одному снайперу во взводе, в горнострелковой — 73 и снайпер в каждом отделении), подготовкой, обеспечением специальным снаряжением и продовольствием27.

Гсб 177 мсп защищал автоколонны, трубопровод и трубопроводчиков. К примеру, только за одни сутки, 24 ноября 1985 года бойцы во главе с командиром горнострелкового взвода лейтенантом П.А. Поповым вызволили автоколонну из четырёх душманских «капканов», пятую засаду подавили огнём. Будни гсб во главе с майором В.Д. Глушко их свидетель — журналист и писатель А.А. Проханов назвал адом: «…колонны, и стоящие вдоль трассы заставы, и бензопровод подвергались постоянным атакам моджахедов, которые… поджигали головную машину, колонна останавливалась, загорался хвостовой наливник, и трасса превращалась в кромешный огонь. Плавились горы, взрывались наливники. Танки, пытаясь раскупорить трассу, отодвигали горящие машины к краю пропасти, и те… охваченные огнём, падали в реку. И река наполнялась горящим топливом. Всем этим адом управлял Валентин Глушко… Во время службы на Саланге под ним сгорело два БТРа»28. Трое бойцов радостно рассказали Проханову: через неделю домой. И «дождались дембеля… сели в БТР, и их БТР сожгли перед выходом из Саланга. Все трое погибли»29.

Колонны на дороге через перевал защищали и воины других частей. На ней 16 октября 1986 года, вызволяя колонну из огненной западни, был тяжело ранен начальник штаба 180 мсп 108 мсд подполковник Р.С. Аушев — Герой Советского Союза, удостоенный этого звания в 1982 году на посту командира батальона того же полка за мужество и героизм в боях на афганской земле30.

Для обеспечения безопасности колонн, разгрома банд и помощи афганским властям подразделения 108, 201 мсд и др. проводили боевые операции. Так, 12—17 мая 1983 года под руководством начальника штаба 108 мсд полковника Г.И. Кандалина на участке н.п. Доши — перевал Саланг в районе ущелья Вальян наши воины разгромили группировку душманов, уничтожили 234, задержали 86 моджахедов, захватили знамя объединённого штаба мятежников, их склады с большим количеством оружия, боеприпасов и продовольствия31.

У перевала Саланг в Чаугани находились дорожно-строительная и дорожно-комендантская роты 692-го отдельного дорожного батальона, выполнявшего задачи в Афганистане с июня 1980 года32. Он под командованием майора В.С. Куликова33 в июне 1982 года был переведён на штат отдельного дорожно-комендантского батальона (одкб — 2 дорожно-комендантские, 2 дорожные роты) и в полном составе размещён в районе Саланга гарнизонами от н.п. Душак (Душах) до н.п. Калавуланг с участками ответственности дорожно-комендантских рот: 1-й — от Чаугани до тоннеля (41 км), 2-й — от тоннеля до н.п. Джабаль-ус-Сирадж (44 км)34. Дорожно-комендантскую службу организовали во взаимодействии с подразделениями 108, 201 мсд и афганской армии35. Диспетчерские пункты и посты регулирования контролировали соблюдение правил прохождения перевала и вели учёт колонн. У обоих порталов тоннеля находились контрольно-пропускные пункты36 и пункты технической помощи, в окрестностях Саланга — 4 из 16 центров комплексного сосредоточения сил и средств технического обеспечения ОКСВ: № 3 — Джабаль-ус-Сирадж, № 5 — перевал Саланг, № 6 — Чаугани, № 7 — Пули-Хумри37.

В августе 1982 года 276-я трубопроводная бригада (тпбр) во главе с полковником В.И. Мемехом (3 отдельных батальона), сформированная в том же месяце, за 12 суток развернула через Саланг полевой магистральный трубопровод от склада горючего в 10 км южнее города Пули-Хумри до отделения склада в районе города Баграм (184 км). На труднодоступных участках (20 км до перевала и 7 км после) трубопровод смонтировали не на обочине дороги, а по ущельям. В местах схода лавин и селей — в траншеях глубиной 30 см или внутри труб большего диаметра. В тоннеле на Саланге для защиты от наездов транспорта 100-мм трубопровод был уложен внутри 200-мм труб. Через перевал его протянул 3-й отдельный трубопроводный батальон (отпб). Этот участок стал его зоной ответственности38.

Наибольшее число повреждений трубопроводу наносили душманы — минированием и огневым воздействием. Например, в 1986 году на участках 276 тпбр в среднем 6—7 раз в сутки. Кроме того, трубопровод повреждали местные жители, похищая горючее, сели, лавины, оползни и камнепады, у дороги — наезды тяжёлых машин. Его ремонтировала патрульно-аварийная служба трубопроводчиков. В патрульно-аварийную команду, как правило, входили её старший, 3—4 монтажника-трубопроводчика и водитель автомобиля, вооружённые пулемётом и штатным стрелковым оружием, гранатами и сигнальными ракетами39. Их на Саланге сопровождали дежурные БТРы горных стрелков40.

За 3 года силы на перевале выросли, улучшилось управление ими. Но избежать трагических потерь не удалось. 3 ноября 1982 года после снегопадов и расчистки дороги транспорт с обеих сторон заполнил тоннель. В нём столкнулись две машины, перекрыв движение. Водители не глушили моторы. От удушья погибли 64 (по другим данным — около 8041) советских военнослужащих и 112 афганцев42. 28 человек вывел из тоннеля заместитель командира 3 отпб майор В.А. Малышев и, продолжая спасать других, сам задохнулся и погиб43.

В тоннеле установили одностороннее движение (4 дня в неделю с севера на юг, 3 между ними — обратно). К границам перевального участка с юга на север из Кабула и Баграма отправляли по 4—5 колонн, во встречном направлении от Пули-Хумри 3—4, пропускали к перевалу летом по 900 афганских машин, зимой — 700 в день. Перед въездом в тоннель весь личный состав колонн инструктировали и обеспечивали гопкалитовыми патронами к фильтрующим противогазам для защиты органов дыхания от окиси углерода (угарного газа). На входах несли службу комендантские, медицинские, химические и технические посты с тягачами и пожарными машинами, у северного — дежурное подразделение с изолирующими противогазами в готовности к аварийно-спасательным работам. Колонны пропускали в тоннель только с автомобилями сопровождения группами не более 30 машин с дистанцией между ними 40—50 м, скоростью 15—20 км/ч. Очередную колонну — после выхода предыдущей из тоннеля44.

Полковник В.С. Ляшенко, возглавив опергруппу на Саланге, наладил непрерывный газовый контроль по всему тоннелю. Данные газоанализаторов позволили придерживать колонны перед входом в него до проветривания. Трубопровод в тоннеле накрыли мешками с песком. Для повышения безопасности, предотвращения провоза мятежниками оружия, боеприпасов, взрывчатки по просьбе Ляшенко афганское начальство убрало ненадёжную роту царандоя (афганской милиции). Советские воины с собаками-ищейками тщательно проверяли афганские машины45.

Ввод в состав 40-й армии весной 1983 года 278-й дорожно-комендантской бригады (692, 1083 и 1084 одкб) для организации дорожно-комендантской службы на маршруте Хайратон — Кабул — Пули-Чархи (516 км) улучшил дорожное обеспечение и сохранил много жизней. Повысилась дисциплина движения. Число дорожно-транспортных происшествий снизилось в 3,5 раза. Объём перевозок вырос более чем на 20 проц. На Саланге самый сложный батальонный дорожно-комендантский участок № 2 длиной 40 км по-прежнему обслуживал 692 одкб46.

В том же 1983 году без остановки грузопотока развернули генеральную реконструкцию тоннеля. Смонтировали мощную систему вентиляции, установили новую дизель-электростанцию, камеры наблюдения, пожарную сигнализацию, телефонную связь, заменили кабели и т.д. Пропускная способность тоннеля по сравнению с проектной значительно выросла47.

Условиям перевозок соответствовала подготовка автоколонн — занятия по специальной программе и их состав. В каждую, как правило, ротную колонну (40—50 линейных и 10—12 обеспечивающих автомобилей) входили зенитные установки ЗСУ-23-2 на штатных машинах, приданные БТР (БРДМ), полевая кухня с запасом продовольствия, автоцистерна с водой и техническое замыкание (автомобиль с ЗСУ, автотягачи с жёсткими буксирами, запасом имущества, ГСМ и охлаждающей жидкости). Колонны обеспечивали радиостанциями для связи в них, с авиацией воздушного прикрытия, сторожевыми заставами и постами, командными и диспетчерскими пунктами. Каждый автомобилист со штатным стрелковым оружием был обеспечен боеприпасами и двумя гранатами, бронежилетом, стальным шлемом, в колоннах, преодолевавших тоннель, — противогазом. На каждый автомобиль выдавали по 2 дымовые шашки и 3 дымовые гранаты48.

По свидетельству бывшего командира горнострелкового взвода на Саланге П.А. Попова, автомобилисты под огнём врага действовали смело и дисциплинированно. Об интенсивности противодействия мятежников перевозкам говорят боевые потери автотранспорта подвоза — 4975, в т.ч. 1261 наливник, автомобильных частей в Афганистане в 1980—1984 гг. — 816 человек (162 убитыми, 654 ранеными) и 1526 автомашин49. О подвигах и потерях автомобилистов напоминает оберегаемый афганцами памятник у северного портала тоннеля на Саланге. Там 2 ноября 1985 года навстречу КамАЗу рядового С.В. Мальцина на большой скорости выскочил афганский автобус, полный местных жителей. Столкновение сбросило бы его в пропасть. Но военный водитель направил КамАЗ к придорожной скале и погиб, сохранив жизни афганцев. Участник реконструкции тоннеля — каменотёс и скульптор из Еревана Р. Хачатурян — вытесал из гранитной глыбы обелиск, высек имя, фамилию погибшего и армянский знак вечности. Провёл через него от родника трубу, видно, зная: на Востоке ни одна, даже «чёрная» рука не осквернит источник воды. И написал матери Мальцина: «По-моему, вода памятнику обеспечивает жизнь и вечность»50. Заботливый уход афганцев за обелиском свидетельствует: они хранят память о подвиге советского солдата…

К службе на Саланге личный состав готовили так же, как для других частей ОКСВ. Первое время доучивали солдат и сержантов, присланных из военных округов, в учебных центрах. Затем создали специальные учебные полки в Термезе, Отаре и Кушке, учебные центры в районах Ашхабада, Иолотани, Термеза, Алма-Аты и Кушки. В них военнослужащие с афганским опытом обучали сержантов и специалистов по 6 месяцев, солдат по 2. Доподготовка молодого пополнения в Афганистане занимала 10—12 дней. Ввод в строй офицеров, прибывавших в войска 40-й армии, включал занятия сначала при военных училищах, затем в полку резерва офицерского состава в Чирчике неподалёку от Ташкента, в Афганистане — сборы под руководством непосредственных начальников51.

Будни ОКСВ выявили несоответствие части вещевого имущества условиям Афганистана, в т.ч. высокогорья на Саланге. Шквальный ветер срывал и сбрасывал в пропасть палатки десантников, оседлавших перевал в декабре 1979 года. Их пришлось заменить укрытиями из снежных блоков52. Горные стрелки, по словам П.А. Попова «мёрзли в старых советских ватных фуфайках». Отказаться от них, шинелей и телогреек позволил ввод нового зимнего полевого костюма. Но от морозов ниже минус 20ºС на постах по-прежнему защищались тулупами53. Новые зимнюю и летнюю одежду, прозванную «афганкой», ботинки и другие образцы вещевого имущества в 1981—1983 гг. испытали в ряде частей 40-й армии и после доработки приняли на снабжение. Позже — новые варианты одежды для спецназа и горных частей, облегчённые спальные мешки, рейдовые рюкзаки, водоотталкивающие плащ-палатки, полевое снаряжение и др. В экипировку горных стрелков входили брезентовые штаны до подмышек и куртки. Под них надевали свитера из верблюжьей шерсти, тёплые кальсоны, на ноги — вязаные гольфы, которые покупали у местных жителей, горные ботинки с триконями (стальными зубчатыми набойками на подошвы). От солнечных лучей защищали глаза горными очками с полным боковым закрытием, лицо, уши и шею — шерстяной шапочкой с отверстием для лица. Без неё на солнце кожа обгорала за 10—15 минут54. В горное снаряжение входили ледорубы, верёвки, репшнуры, крючья. В каждом мотострелковом полку 40-й армии одну из рот обеспечивали горным снаряжением личного и группового использования55. А командир 276 тпбр полковник Б.Р. Каграманьян добился обеспечения подчинённых лыжами, чтобы по глубокому снегу добираться до участков трубопровода56.

Афганские рельеф, климат и эпидемиологическая обстановка существенно влияли на организацию питания военнослужащих на Саланге и во всей 40-й армии. Сначала его обеспечивали в основном консервированными и концентрированными продуктами, сухими пайками. В ходе боевых действий, если была возможность, горячей пищей и чаем — 2 раза в сутки. Автомобилистов на маршрутах — 3 раза из полевых кухонь в составе колонн. На Саланге сторожевые заставы и посты, которым невозможно было доставлять готовые блюда, там, где позволяли условия, кухарили своими силами. Высокогорные посты обеспечивали продуктами на 15 суток, так как снегопады иногда до двух недель исключали их доставку. С 1984 года непосредственным участникам боевых действий в горах выдавали наборы продуктов по горному зимнему (3570 кКал) или летнему (3500 кКал) сухому пайку. Разработали инструкции по развёртыванию пунктов питания, обеспечению водой и горячей пищей, облегчённые кухонные наборы для её приготовления57.

Действия войск 40-й армии в ходе их вывода через Саланг — отдельная тема, освещённая в литературе и СМИ. Последние наши воины ушли со сторожевых застав на дороге Кабул — перевал Саланг 8 февраля 1989 года, через 2 дня — с перевального участка58.

Анализ позволил выделить основные грани боевого опыта, накопленного на перевале Саланг в 1979—1989 гг., и привёл к следующим выводам.

Боевая деятельность на перевале отразила характерные черты её организации и совершенствования во всей 40-й армии. Советские войска успешно адаптировались к афганской специфике.

Централизацию, непрерывность и твёрдость управления силами и средствами на перевальном участке обеспечивало их оперативное подчинение созданной на Саланге оперативной группе.

Адекватными афганским особенностям и обстановке были выбор и применение сил и средств на перевале. Решение об установлении контроля над Салангом силами десантно-штурмового батальона соответствовало его назначению и боевым возможностям. Сменивший десантников горнострелковый батальон отвечал характеру задач защиты перевала и автоколонн.

Командование советских войск приводило дорожно-комендантскую службу на перевальном участке в соответствие характеру задач и специфике условий Саланга, обеспечивало поддержание дороги в эксплуатационном состоянии, организацию и контроль движения транспорта через перевал и его пропуск через тоннель, укрепляло дорожно-транспортную дисциплину назначением дорожно-комендантских участков, развёртыванием диспетчерских пунктов с площадками для стоянки колонн по ночам, постов регулирования и пунктов обеспечения, контролем лавинной обстановки и оперативной ликвидацией последствий схода лавин и селей. В выполнение этих задач на перевальном участке с июня 1980 года включились дорожно-строительная и дорожно-комендантская роты 692-го отдельного дорожного батальона. Затем он был переведён на штат отдельного дорожно-комендантского батальона и взаимодействовал с другими советскими и афганскими частями и соединениями, в зоны ответственности которых входил перевальный участок. Следующим шагом совершенствования дорожно-комендантской службы стало развёртывание 278-й дорожно-комендантской бригады на маршруте в 516 км, пролегавшем через Саланг. Безопасность движения в тоннеле на перевале повысили комплексом организационных мер. Его пропускную способность — генеральной реконструкцией.

Полевой магистральный трубопровод через Саланг стал решением одной из важнейших задач — обеспечил нужные объёмы поставок горючего ОКСВ, афганским войскам и предприятиям в условиях высокогорья, ограниченной пропускной способности дороги и тоннеля, а также сберёг много жизней наших воинов, позволив уменьшить число наливников, проходивших через перевал, потери автомобильных частей, их техники и горючего.

Физико-географические условия высокогорья усложняли пребывание и боевую деятельность советских войск, становились причиной потерь, затрудняли охрану и оборону перевала, воинские перевозки и наносили ущерб дорожной инфраструктуре. Но советские войска научились минимизировать неблагоприятное воздействие этих условий и использовали их в своих интересах.

Вещевое и продовольственное обеспечение ОКСВ совершенствовали с учётом характера боевой деятельности и физико-географических условий Афганистана.

Важнейшим фактором выполнения боевых задач на перевале стали высокий моральный дух, самоотверженность и мужество, коллективный подвиг советских воинов, продолжавшийся всё время их пребывания на Саланге.

_____________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 8 апреля 1958 г. был подписан контракт о строительстве дороги через Гиндукуш, 2 сентября 1964 г. — акт приёмки в постоянную эксплуатацию автодороги Джабаль-ус-Сирадж — Доши. Основными исполнителями работ были московские метростроевцы, обучившие сотни афганцев. См.: Некрасов В.М. Главному объекту российско-афганской дружбы — 50! // Сайт «Афганистан.Ру» (afghanistan.ru). 2014. 2 сентября.

2 Соловьёв В.А. Был в нашей жизни «Саланг» // Метростроевец. 2002. № 1(13027). 11 января. С. 3.

3 Рунов В.А. Боевые операции СССР в Афганистане. М.: Вече, 2018. С. 131.

4 Поляк А.А. Физическая география Афганистана. М.: Изд-во Московского института востоковедения, 1953. С. 95.

5 Местные природные эффекты — оптические и звуковые рефракции (изменения направления распространения звука и оптического излучения), многочисленные «мёртвые зоны», затрудняющие или исключающие радиосвязь, локальные комбинации направления и скорости ветра, вызванные особенностями рельефа, и др.

6 Шеин К.Г., Середа В.В., Данильченко И.Г. Трубопроводным войскам 50 лет: исторический очерк. М.: Воентехлит, 2002. С 252.

7 Книга памяти о советских воинах, погибших в Афганистане, в 2 т. Т. 1. М.: Воениздат, 1995. С. 593; Т. 2. С. 61.

8 Термез // Сайт «Погода 33» (pogoda33.com); Гиндукуш (горы) // Сайт «Планета Земля» (geosfera.org).

9 Мейтин А.И., Турков А.Г. Указ. соч. С. 87.

10 Никонов В.А. Умей преодолевать трудности горного похода. Л.: Издание Военно-медицинского музея СССР, 1961. С. 23.

11 Там же. С. 112.

12 Поляк А.А. Указ. соч. С. 95.

13 Из беседы В.Н. Прямицына с В.Ф. Паткиным.

14 Карачаров Ю.Г., Тухаринов И.Ю. «Секретный» командарм // Красная звезда. 1999. 23 декабря.

15 Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афгана. 2-е изд., перераб. и доп. Ярославль: Норд, 2004. С. 260, Селеменев В.Н. 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада // Сайт «Art Of War» (artofwar.ru); Береснев Э.В. Безвозвратные потери // Там же.

16 Тараненко И.И. Первый комендант Саланга. Боевой путь легендарного комбата // Независимое военное обозрение. 2022. 13 января.

17 Дорожное обеспечение 40-й армии в период до мая 1983 года // Обозник (oboznik.ru). 2019. 24 января.

18 Никитенко Е.Г. Афганская кампания: невостребованный опыт (3). Совершенствование организационно-штатной структуры 40-й армии и вопросы управления // Воздушно-космическая оборона. 2009. 5 мая.

19 Аблазов В.И. Кто воевал, работал и руководил в Афганистане? // Сайт «ArtOfWar» (artofwar.ru).

20 Ловеров И.А. Особенности дорожного обеспечения советских войск на территории Афганистана. 1980—1982 гг. // Военно-исторический журнал. 2008. № 7. С. 57, 58.

21 Там же; Мейтин А.И., Турков А.Г. Указ. соч. С. 179.

22 Там же.

23 Рунов В.А. Указ. соч. С. 262.

24 Мейтин А.И., Турков А.Г. Указ. соч. С. 180.

25 Шеин К.Г., Середа В.В., Данильченко И.Г. Указ. соч. С. 252.

26 Там же.

27 Из беседы В.Н. Прямицына с П.А. Поповым.

28 Проханов А.А. Горный стрелок // Завтра. 2020. 5 октября.

29 Там же.

30 Аушев Руслан Султанович // Сайт «Герои страны» (warheroes.ru).

31 Афганистан, май—июнь—июль—август 1983 г. // Воздушно-космическая оборона. 2014. 9 февраля.

32 Дорожное обеспечение 40-й армии в период до мая 1983 г.

33 Командиры в/ч п.п. 24026 692 одкб // Сайт «278 одкбр» (278odkbr.ru).

34 Применение Ограниченного контингента советских войск для оказания военной помощи правительству Афганистана (декабрь 1979 г. — февраль 1989 г.). М.: Воениздат, 1993. С. 97.

35 Дорожное обеспечение 40-й армии в период до мая 1983 г.

36 Ловеров И.А. Указ. соч. С. 60.

37 Мейтин А.И., Турков А.Г. Указ. соч. С. 179, 180.

38 История в/ч п.п. 38021 // Сайт 276-й трубопроводной бригады и 1461-го отдельного трубопроводного батальона (trubafgan.ru).

39 Патрульно-аварийная служба на полевых магистральных трубопроводах в Афганистане // Обозник. 2009. 15 февраля.

40 Из беседы В.Н. Прямицына с П.А. Поповым.

41 Скрижалин В.Л. Саланг — особая строка в биографии // Красная звезда. 2012. 19 марта.

42 Гай Д.И., Снегирёв В.Н. Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны. М.: ИКПА, 1991. С. 162.

43 Малышев Валерий Иванович // Книга памяти о советских воинах, погибших в Афганистане. Т. 2. М.: Воениздат, 1999. С. 24; 3-й трубопроводный батальон // Сайт 276-й трубопроводной бригады и 1461-го отдельного трубопроводного батальона (trubafgan.ru).

44 Организация пропуска автомобильных колонн через перевальный участок и тоннель Саланг // Обозник. 2020. 15 августа.

45 Скрижалин В.Л. Указ. соч.

46 278 дорожно-комендантская бригада в составе 40-й армии // Обозник. 2019. 24 января.

47 Некрасов В.М. Указ. соч.

48 Особенности организации воинских автомобильных перевозок в Афганистане // Обозник. 2020. 23 октября.

49 Подача грузов Ограниченному контингенту Советских войск в Афганистане автомобильным транспортом // Там же. 2018. 5 октября.

50 Некрасов В.М. Указ. соч; Жаркова Е. Русский герой для афганцев: как чтут память пожертвовавшего жизнью солдата // РИА Новости. 2021. 12 сентября.

51 Ляховский А.А. Указ. соч. С. 432.

52 Из беседы В.Н. Прямицына с Л.В. Хабаровым.

53 Из беседы В.Н. Прямицына с П.А. Поповым.

54 Там же.

55 Барынькин В.М. Анализ боевой деятельности 108-й мотострелковой дивизии по охране коммуникаций (северный маршрут Кабул — Доши). Баграм, 1987. С. 34; Мейтин А.И., Турков А.Г. Указ. соч. С. 52, 73.

56 Юрьев С.С. Через горы и пустыни Афганистана // Аргументы и факты в Ульяновске. 2012. 27 августа.

57 Из беседы В.Н. Прямицына с П.А. Поповым; Организация питания во время боевых действий на территории Афганистана // Обозник. 2018. 11 сентября; Обеспечение продовольствием подразделений, участвующих в боевых действиях в горах // Там же. 2019. 24 января.

58 Колотило А.А. Достойно сражались, достойно ушли… // Красная звезда. 2019. 15 февраля.

Фото с сайтов: nstarikov.ru; pobedarf.ru; rosphoto.com; m.az.sputniknews.ru; in.gallerix.ru; novate.ru; 191polk.ucoz.ru и из архива В.М. Некрасова.