ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ
ГРАЧЁВА Ольга Анатольевна — доцент Московского пограничного института ФСБ РФ, подполковник, доктор исторических наук
(Москва. E-mail: chelsi06@yandex.ru)
СОЛОВЕЙ РУССКОГО РОМАНСА
Александр Александрович Алябьев родился 4(15) августа1 1787 года в Тобольске (по другим сведениям — в Москве), где его отец Александр Васильевич служил губернатором (кстати, при его содействии в Сибири возникла периодическая печать, был создан Тобольский оперно-драматический театр). В 1796 году Алябьевы переезжают в Петербург, а с 1804 года обосновываются в Москве. Здесь юный Алябьев завершил своё образование в Московском университетском пансионе, отсюда в 1812 году добровольцем в составе гусарского полка отправился на войну. Он участвует во многих сражениях и действиях партизанских отрядов под начальством Дениса Давыдова. В ходе боевых действий получил ранение, был награждён орденом за доблесть, дошёл до Парижа. В архиве хранится интересный документ о представлении ему очередного воинского звания за взятие в плен адъютанта маршала Бертье 25 января 1812 года2.
Возвратившись из Заграничного похода, Алябьев был сначала переведён в лейб-гвардии конно-егерский полк, затем в Ахтынский гусарский полк3.
Можно отметить, что Алябьев принадлежал к вольнолюбивой, «беспокойной» части русского офицерства, выдвинувшейся в ходе Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. Их недолюбливали царские сановники, а после декабрьских событий 1825 года многие из них подверглись суровым гонениям.
Военная служба А.А. Алябьева продолжалась по 1823 год. Выйдя в отставку в чине подполковника, Алябьев поселяется в Петербурге, где сближается со многими деятелями литературы и искусства — А.С. Грибоедовым, А.Н. Верстовским, А.А. Бестужевым, декабристом штабс-капитаном П.А. Мухановым, позднее с поэтом-революционером Н.П. Огарёвым.
Вскоре Александр Александрович перебирается в Москву, где пишет музыкальные сопровождения к спектаклям, выступает в любительских концертах.
К 1825 году Алябьев стал широко известен как композитор, что подтверждает факт исполнения на открытии Большого театра4 пролога «торжество муз» с музыкой А.Н. Верстовского, Ф.Е. Шольца и А.А. Алябьева. В творческом наследии А.А. Алябьева, разрабатывавшего различные жанровые сферы музыкального творчества, находятся произведения, которые не устарели и в наше время. Это прежде всего романсы «Соловей» на слова А. Дельвига, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Я вас любил» на слова А. Пушкина. Кроме того, Алябьев является автором шести опер («Буря», «Волшебная ночь», «Рыбак и русалка», комическая опера «Лунная ночь, или Домовые» и др.), балета «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты» (1827), музыки к 20 водевилям, симфонии (1830); увертюры и других произведений для симфонического и духового оркестров; темы с вариациями для скрипки с оркестром; фортепианного квинтета; трёх квартетов; двух фортепианных трио, квартета для четырёх флейт, более 150 песен, вокальных ансамблей, хоров без сопровождения, сборника украинских песен, собранных М. Максимовичем.
Круг музыкальных пристрастий композитора, сложившихся в первый период его творчества и связанных с различными жанрами и именами классической западноевропейской музыки, позволяет уточнить те стилевые ориентиры, которые питали творческое воображение композитора, прообразы его музыкального языка, а также истоки его инструментального мышления. Ярким примером данного подхода является собственная музыкальная партитура А.А. Алябьева к балету Ф. Бернанделли «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты». Не нарушая сложившихся традиций создания музыки к балету, подчиняя её воле балетмейстера, ему удалось написать произведение, которое несёт в себе высокую степень самостоятельного художественного замысла при сохранении камерно-инструментального жанра. Известный русский исследователь музыкального творчества Е.М. Левашов писал по этому поводу: «В определённом аспекте “Волшебный барабан”, с одной стороны, завершает собой в истории отечественного искусства целый этап эволюции музыкально-драматургического мышления, а с другой – хотя в миниатюре, но прямо предвосхищает многие принципы развития и структуры глинкинских опер»5. Анализируя творчество Алябьева, Левашов делает ряд ценных замечаний в том смысле, что данный балет подытожил все находки и достижения Алябьева в сфере театральных произведений первого периода его творчества и продемонстрировал высокий уровень мастерства в использовании средств музыкальной драматургии6. Автор отмечал также, что Алябьев своим балетом усовершенствовал систему музыкально-тематических повторов, которая была популярна в конце XVIII – начале XIX века.
А.А. Алябьев — первый выдающийся русский композитор, музыка которого была созвучна настроениям широких общественных кругов. Он первым собрал и гармонизировал национальные мелодии Кавказа и восточных областей России. Широко известны его «Черкесские песни», песни «грузинская», «кабардинская» и других народов Кавказа, а также песни башкир, киргизов, туркмен7. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Далее все даты приводятся по старому стилю.
2 Российский государственный Военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 103. Оп. 1/208а. Д. 89. Л. 88.
3 Там же. Ф. 489. Оп. 1. Д. 2280. Л. 29 об.
4 Большой театр был основан в Москве в 1776 г., современное здание архитектора О.И. Бове существует с 1825 г., реконструировано в 1865 г. (архитектор А.К. Кавос).
5 Левашов Е.М. Алябьев А.А. // История русской музыки: В 10 т. М., 1988. Т. 5. С. 84.
6 Там же. С. 29—96.
7 К числу наиболее популярных романсов и песен А.А. Алябьева принадлежат «Соловей» на слова Дельвига, «Вечерком румяну зорю» на слова Николева, «Из страны, страны далёкой» на слова Языкова, «Нищая» (стихи Беранже), «Я вас любил», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Девичий сон», «Иртыш», «Тайна», «Северный узник», «Не трону я печаль твою» и др. Из поэтов, представленных в романсах Алябьева, на первом месте Пушкин, затем Дельвиг и Жуковский, Языков, Вельтман, Василий Алябьев (брат композитора).