Аннотация. В материале рассказывается о коллекционировании миниатюрных военных скульптур императорами Российского государства.
Summary. The material tells about collecting miniature military sculptures by the Emperors of the Russian state.
Зимин Игорь Викторович— заведующий кафедрой истории Отечества Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, доктор исторических наук, профессор
(Санкт-Петербург. E-mail: 30maler@mail.ru).
СОЛДАТИКИ ИМПЕРАТОРОВ: ОТ ПЕТРА III ДО НИКОЛАЯ II
Все мальчишки играют в солдатиков (по крайней мере играли до появления компьютеров), играли в них и подраставшие великие князья и цесаревичи. Из записок Екатерины II хорошо известно об увлечении Петра III солдатиками, сделанными из папье-маше1. Это увлечение он сохранил и став императором, заказывая придворному ювелиру Иеремии Позье драгоценные аксессуары для своих солдатиков. Прагматичная Екатерина II, очень по-женски, считала это увлечение признаком психической неполноценности и инфантилизма Петра III.
Николая I никто в инфантилизме упрекнуть не мог, но тем не менее именно он вывел эту детскую забаву «на государственный уровень». У императора это было уже не детское увлечение, а некая системная коллекция конных и пеших фигурок в точных мундирных копиях, начавшая формироваться с 1829 года2. Конные и пешие фигурки чинов императорской армии, выполненные с предельной деталировкой формы, наград и вооружения, с любовью расставлялись на шкафах в Военной библиотеке Зимнего дворца и рабочем кабинете Александровского дворца. От пыли фигурки защищали стеклянные колпаки. Изображения этих фигурок хорошо просматриваются на акварелях Э.П. Гау.
Увлечение солдатиками Николая I разделял младший брат императора — великий князь Михаил Павлович, которому в 1829 и 1832—1834 гг. государь подарил часть своей коллекции солдатиков. По свидетельству А.Н. Бенуа, коллекции Арсенала Михайловского дворца буквально «выплёскивались» в соседние помещения: «В Кабинете и библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооружённые статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоящими из сабель, шпаг и знамён, картинами военного содержания и портретами». Со временем своя коллекция солдатиков появилась и у сыновей императора — цесаревича Александра Николаевича и великого князя Николая Николаевича. По большей части3 эти конные и пешие солдатики изготавливались скульптором В. Газенбергером4.
Вопрос о том, зачем это было надо императору, не имеет смысла. Во-первых, все коллекционеры немного «повёрнуты» на предмете своего увлечения5. Во-вторых, у этой коллекции, видимо, была некая утилитарная составляющая. Дело в том, что каждый полк русской армии имел свою форму. А поскольку полков было много, то для различия «навскидку» формы того или иного полка требовалась не только хорошая память, но и определённый навык. Вполне возможно, что коллекция солдатиков служила утилитарной цели — тренировке зрительной памяти на особенности формы тех или иных полков. Об этом свидетельствует и то, что в камердинерских комнатах императоров на стенах висели десятки картин с изображениями военной формы различных полков. Вполне возможно, что Николай I заказывал те или иные фигурки, служившие для него своеобразным наглядным пособием. Таким же пособием, как справочник В.К. Шенка или труды А.В. Висковатова. Кроме этого, многие из фигурок коллекции имеютявно выраженные личностные черты, напоминая монарху тех или иных людей, знакомых ему по службе.
Император оплачивал фигурки и стеклянные колпаки к ним из своих «гардеробных» денег. Из документов следует, что к середине 1830-х годов у него уже имелась внушительная коллекция. Так, в ноябре 1833 года Николай I оплатил «стекольному мастеру Штаудафу за изготовление 6 стеклянных колпаков на модели гвардейской конницы по 60 руб. — 360 руб. и за починку старых колпаков. Всего 395 руб.»6. В 1837 году стекольный мастер Иен изготовил 6 стеклянных колпаков для солдатиков, отправленных в Царское Село. В апреле 1847 года Николай I оплатил два заказа на 70 стеклянных колпаков «на кавалерийские фигуры». В ноябре 1847 года стекольщик Верзикалов изготовил для императора ещё 70 стеклянных колпаков.
Таким образом, к концу 1840-х годов в коллекции императора имелось по меньшей мере 150 фигурок7, при этом В. Газенбергер продолжал работать над скульптурами солдатиков вплоть до своей смерти в 1865 году.
Александр II унаследовал увлечение отца, и солдатики также украшали его рабочие кабинеты. Например, в 1858 году Александр II уплатил 100 рублей за «алебастровую фигурку, изображающую унтер-офицера Ширванского Его Высочества Николая Константиновича полка»8. В том же году скульптор Газенбергер получил 500 рублей за изготовленную им «гипсовую фигуру, изображающую рядового лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка»9. В 1859 году царь заказал ещё две очень недешёвые фигурки. За «гипсовую фигуру, изображающую офицера лейб-гвардии Конного полка», он уплатил 600 рублей10 и за «бронзовую статуйку, изображающую рядового лейб-гвардии Стрелкового Его Величества баталиона», 350 рублей11.
Столь высокая цена за алебастровую фигурку «авторской работы» даёт основание предполагать, что в этой фигурке имелось и вполне узнаваемое царём портретное сходство. Другое дело, что мы не знаем, с кого конкретно скульптор делал фигурку «рядового лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка». Эта традиция портретного сходства некоторых из солдатиков, сложившаяся при Николае I, сохранялась вплоть до начала XX века, когда Николай II заказал мастерам-ювелирам фирмы Карла Фаберже две камнерезные фигурки с совершенно реальных персонажей — камер-казаков А.А. Кудинова и Н.Н. Пустынникова.
Таким образом, к концу царствования Александра II в царской коллекции солдатиков имелось несколько сотен фигурок, которые хранились в разных императорских резиденциях. Видимо, эта коллекция была так дорога Александру II, что он счёл необходимым распорядиться её судьбой в своём завещании.
К 1884 году у Александра III дошли руки до выполнения этого пункта в завещании отца: «По высочайшему повелению находящихся в комнатах в Бозе почивающего Императора Александра II моделей полков лейб-гвардии [направить] в соответствующие гвардейские полки для помещения в полковых дежурных комнатах»12. Для того чтобы знать, что и куда передавать составили список коллекции, хранившейся в Зимнем.
Всего в 1884 году «распределили» 25 фигурок. Однако в силу ряда «процедурных причин» фигурки, взятые «со шкафов библиотеки [Зимнего дворца], таковые статуэтки, принадлежавшие императору Николаю I, должны быть поставлены на прежние места». А фигурки полков, принадлежавшие Александру II, передали военному министру для передачи в армейские полки13. Судя по всему, такое решение Александра III, сохранившего солдатиков деда на прежних местах и раздавшего фигурки отца, диктовалось глубоким почитанием харизматичной фигуры Николая I.<…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В коллекции Государственного Эрмитажа хранятся большие картонные фигуры, изображающие голштинских солдат с чрезвычайно точной и детальной раскраской. Вероятно, они принадлежали либо Петру III, либо его сыну — Павлу I.
2 В 1829 г. художник А.Н. Зауервейд представил Николаю I первые гипсовые фигурки В. Газенбергера, после чего скульптор получил заказ на изготовление моделей чинов всех полков русской армии. См.: Рогатнев А.С. Фигуры Газенбергера // Александровский дворец. Мат. IVЦарскосельской конференции. СПб., 1998. С. 34. Интернет-ресурс: http://www.tzar.ru.
3 Часть коллекции солдатиков выполнил глухонемой скульптор В.Н. Королёв. Об этом свидетельствуют архивные материалы (Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 468. Оп. 1. Д. 32. Об уплате глухонемому Королёву за алебастровую фигурку, изображающую унтер-офицера Ширванского Его Высочества Николая Константиновича полка. 100 руб. 1858). Во второй половине 1850-х гг. военные скульптуры изготавливали и другие мастера — например, художник Ковенков (См.: РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Д. 2088. Об уплате художнику Ковенкову за бронзовую статуйку, изображающую рядового л-гв. Стрелкового ЕВ баталиона. 350 руб. 1859).
4 См. подробнее: Малышев В.Н. Императорская коллекция скульптур воинов российской армии скульптора Газенбергера. Интернет-ресурс: http://www.reenactor.ru; Рогатнев А.С. Указ. соч. С. 34. Интернет-ресурс: http://www.tzar.ru.
5 Занимались коллекционированием военной игрушки множество серьёзных людей. О коллекционировании солдатиков упоминается в мемуарах А.А. Игнатьева, А.Н. Бенуа, Д.С. Лихачёва, Б.Б. Пиотровского. Эта тема присутствует в знаменитом фильме «Монолог» (1972). Первая выставка солдатиков в виде реконструкции Бородинской битвы состоялась в Государственном Эрмитаже в 1938 г. В конце 2012 г. в Арапском зале Зимнего дворца вновь прошла выставка «Оловянные солдатики в Эрмитаже», приуроченная к 200-летию Отечественной войны 1812 г. Солдатики, ставшие основой выставки, входили в состав коллекции, принадлежавшей Л.Л. Ракову (1904—1970), учёному секретарю Государственного Эрмитажа, основателю Музея обороны Ленинграда (1944—1947), директору Публичной библиотеки (1947—1950).
6 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 650. Д. 1069. Л. 13. Гардеробные суммы за 1833—1835 гг.
7 По подсчётам современных исследователей коллекция насчитывала до 300 скульптур: не менее 100 конных и 200 пеших фигурок. В настоящее время в коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи хранятся 30 конных и 60 пеших фигурок. См.: Малышев В.Н. Указ. соч. С. 436. Фигурки солдатиков В. Газенбергер изготавливал из различных материалов, преимущественно из гипса и алебастра. Каждая такая фигурка обходилась императору в среднем в 100 рублей.
8 РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Д. 32. Л. 1. Об уплате глухонемому Королеву за алебастровую фигурку, изображающую унтер-офицера Ширванского Его Высочества Николая Константиновича полка. 1858.
9 Там же. Д. 35. Л. 2. Об уплате скульптору Газенбергеру за гипсовую фигуру, изображающую рядового лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. 1858.
10 Там же. Д. 2070. Л. 1. Об уплате скульптору Газенбергеру за сделанную им гипсовую фигуру, изображающую офицера лейб-гвардии Конного полка. 1859.
11 Там же. Д. 2088. Л. 1. Об уплате художнику Ковенкову за бронзовую статуйку, изображающую рядового лейб-гвардии Стрелкового Его Величества баталиона. 1859.
12 Там же. Ф. 472. Оп. 27(406/1926). Д. 31. Л. 1. О передаче по высочайшему повелению находящихся в комнатах в Бозе почивающего Императора Александра II моделей полков лейб-гвардии в соответствующие гвардейские полки для помещения в полковых дежурных комнатах. 1884.
13 Там же. Л. 13. О передаче по высочайшему повелению, находящихся в комнатах в Бозе почивающего Императора Александра II моделей полков лейб-гвардии в соответствующие гвардейские полки для помещения в полковых дежурных комнатах. 1884.