Расстрелян на Малаховом кургане

image_print

Аннотация. В статье рассматриваются творческое наследие и жизненный путь русского морского офицера, историка и общественного деятеля Николая Дмитриевича Каллистова.

Summary. The article considers the creative legacy and life journey of the Russian naval officer, historian and public figure Nikolay Kallistov.

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

 

ПАВЛЕНКО Алексей Павлович — преподаватель Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), кандидат исторических наук

(г. Екатеринбург. E-mail: Pavlenko-09@yandex.ru).

 

РАССТРЕЛЯН НА МАЛАХОВОМ КУРГАНЕ

 

В рядах офицерского корпуса русского императорского Военно-морского флота всегда было немало творческих личностей, внёсших заметный вклад в развитие военно-морского дела, разных сфер отечественной науки и культуры. К их числу можно отнести и Николая Дмитриевича Каллистова — боевого офицера, участника Первой мировой войны, морского историка, писателя, общественного деятеля, трагически погибшего в революционных событиях 1917 года.

Николай Дмитриевич Каллистов родился 23 апреля 1883 года1 в Херсонской губернии в дворянской обер-офицерской семье2. Избрав путь военно-морской службы, он в возрасте 18 лет поступил в Морской кадетский корпус, который окончил с производством в мичманы в январе 1904 года3.

Часть молодых мичманов выпуска 1904 года приняла участие в войне с Японией, Каллистов же начал службу на кораблях Черноморского флота. Получив в апреле 1908 года чин лейтенанта, Николай Дмитриевич в том же году окончил штурманский офицерский класс с присвоением звания штурманского офицера первого разряда4. В это же время было положено начало его исследовательской и общественной деятельности в качестве действительного члена — учредителя Черноморского военно-морского кружка5. Именно в журнале этой организации в 1908 году увидела свет его первая статья о международной обстановке в Средиземноморском регионе.

Более глубокая и активная научная деятельность Н.Д. Каллистова началась после его перевода на Балтику с прикомандированием с 16 мая 1909 года к Морскому генеральному штабу6, в составе которого имелось военно-историческое отделение, куда и был определён на службу молодой офицер. В 1910 году вышла первая значительная научно-историческая работа Н.Д. Каллистова, посвящённая Русско-турецкой войне 1806—1812 гг.7 и затрагивавшая широкий круг вопросов, связанных с проблемой «Дарданеллы — Босфор — Константинополь» и с ситуацией в Средиземноморском бассейне. При этом автор высказал убеждение, что русские войска могли бы тогда взять Константинополь, но упустили этот шанс, результатом чего стала утрата Россией влияния в Средиземноморье. К проблеме Черноморских проливов Н.Д. Каллистов возвратился в 1912 году. По мнению исследователя, ослабление Турции после неудачной для неё Балканской войны 1912 года могло привести к тому, что корабли недружественных России стран получили бы возможность беспрепятственно проходить через проливы в Чёрное море, что потребовали бы от России укрепления береговой линии и усиления Черноморского флота8.

Работа в архивах Морского министерства позволила Николаю Дмитриевичу собрать огромный материал, послуживший основой для целой серии военно-исторических публикаций и участия в двух крупных издательских проектах по военной истории. Так, в год столетия Отечественной войны 1812 года вышла монография Н.Д. Каллистова, являвшегося также членом-сотрудником императорского Русского военно-исторического общества9, «Русский флот и двенадцатый год»10. Монография стала заметным событием в русской историографии. Дело в том, что участие русского военного флота в Отечественной войне 1812 года не получило, в отличие от сухопутной армии, должного освещения в научно-исторической литературе того времени, так что труд Н.Д. Каллистова как бы восстанавливал равновесие, прослеживая роль и участие флота в войне 1812 года в общем контексте Наполеоновских войн. Источниковой базой монографии послужили документы архива Морского министерства, в научный оборот было введено множество новых фактов. Автор подробно описывает операции русского флота в 1812 году, называет имена отличившихся в ходе боевых действий моряков.

Подводя итоги морской кампании 1812 года, Н.Д. Каллистов делает вывод, что Балтийский флот самим фактом своего существования и действиям у Риги против левого фланга неприятельских войск вынудил противника отказаться от идеи поддержки с моря своих войск и активизации морских перевозок. В то же время, говоря об участии русского флота в Наполеоновских войнах в целом, Н.Д. Каллистов склонен переоценивать роль морских сил.

В 1912—1913 гг. Н.Д. Каллистов пишет девять крупных статей для 15-томного издания «История Русской армии и флота». Некоторые из них посвящены конкретным событиям внешней политики и истории русского ВМФ XVIII — первой половины XIX века, другие носят обобщающий характер. Обращает на себя внимание очерк по истории флота Петра Великого, благодаря чему, по мнению автора, Европа вынуждена была признать Россию государством европейским, а Россия укрепила свои позиции на Балтийском, Чёрном и Азовском морях11. Стоит отметить и статьи, охватывающие историю русского флота в правление императоров Павла I и Александра I12 и содержащие не только изложение конкретно-исторического материала по истории ВМФ, но и анализ кадровой политики, вопросов судостроения и т.д. Интересно сравнить оценки, данные Н.Д. Каллистовым этим двум правителям с точки зрения положения морских сил России. Автор дал высокую оценку правлению Павла I, а вот царствование Александра I, по его мнению, стало «шагом назад» по сравнению с предшествующим периодом в плане развития и влияния русского флота13.

Вторым крупным издательским проектом, в реализации которого наряду с другими военными специалистами и историками принимал участие Н.Д. Каллистов, стало издание товариществом И.Д. Сытина14 многотомной «Военной энциклопедии». Н.Д. Каллистов входил в редакционную коллегию девяти томов издания, написал самостоятельно и в соавторстве ряд статей. В самой крупной из них историк описывает поход к берегам США в 1863—1864 гг. двух русских эскадр и влияние этой демонстрации на международную обстановку, впервые в отечественной историографии вводя понятие «американская экспедиция»15.

Н.Д. Каллистов оставил свой след не только как историк, но и как писатель-маринист. В 1913 году в Санкт-Петербурге вышла в свет его книга «Корвет “Флора”», удостоенная премии имени графа С.А. Строганова16. В отличие от предыдущих публикаций эта книга написана в художественной форме, но на строго документальной основе. Она посвящена истории русского корвета, который выполнял поставленные задачи в Средиземном море в эпоху Наполеоновских войн и погиб в шторм у берегов Албании, и судьбе его экипажа, оказавшегося в турецком плену. Значительное место в книге уделено действиям эскадры адмирала Д.Н. Сенявина в Средиземном море.

Говоря о научном творчестве Н.Д. Каллистова, следует отметить, что на его взгляды, отражённые в научных работах, большое влияние оказали доминировавшие в тот период идеи А. Мэхэна и Ф. Коломбо, нашедшие своё выражение в создании теории «морской силы».

В 1913 году Н.Д. Каллистов оставил штабную работу: 7 июля он был назначен младшим штурманским офицером на крейсер «Кагул» (в 1907 г. переименован в «Память Меркурия», а в 1922 — в «Коминтерн») Черноморского флота, а вскоре переведён на посыльное судно «Колхида»17.

Первую мировую войну лейтенант Н.Д. Каллистов встретил на новейшем эскадренном миноносце Черноморского флота «Дерзкий». 1 января 1915 года он получил чин старшего лейтенанта, а 22 марта был назначен старшим офицером на эсминец «Беспокойный»18. В 1916 году Н.Д. Каллистов стал командиром эсминца «Живой», а в апреле 1917-го — эсминца «Пронзительный»19. Все эти корабли активно противостояли германо-турецкому флоту на Чёрном море: действовали на коммуникациях противника, вели разведку, ставили минные заграждения, сопровождали главные силы Черноморского флота и т.д. Так, в ночь с 5 на 6 ноября 1914 года 1-й дивизион эскадренных миноносцев («Дерзкий», «Гневный», «Беспокойный», «Пронзительный») выставил у Босфора активное минное заграждение. По мнению Д.Ю. Козлова и А.Ю. Савинова, на нём подорвался и выбыл из строя до конца войны турецкий минный крейсер «Берк-и-Сатвет», а также, предположительно, мог погибнуть минный заградитель «Нилуфер»20.

Эсминец «Живой», которым командовал Н.Д. Каллистов, и однотипный эсминец «Жаркий» в ночь на 18 декабря 1916 года выполнили в рамках масштабной минной блокады входа в пролив в три приёма смелую по замыслу и исполнению минную постановку у Босфора, в непосредственной близости от неприятельских берегов21. Заслуги Н.Д. Каллистова командование оценило по достоинству: 18 января 1917 года «за доблестные и самоотверженные действия на путях сообщения неприятеля с явной для себя опасностью»22 он был награждён Георгиевским оружием, а 28 июля получил чин капитана 2 ранга «за отличие»23.

Это было сложное время между двумя революциями24. Черноморские моряки активно включились в революционный процесс. Среди офицерства с первых дней марта царили оптимистические настроения, все ждали серьёзных социально-политических перемен. В Севастополе 4 марта 1917 года состоялся митинг матросов Черноморского флота и солдат крепостного гарнизона и береговых частей, на котором был создан Военный исполнительный комитет25. Тремя днями позже, 7 марта офицерское собрание приняло решение избрать офицерский комитет из девяти делегатов. В их число вошёл и старший лейтенант Н.Д. Каллистов26. В ночь на 8 марта 1917 года обе организации объединились, образовав Севастопольский Центральный военный исполнительный комитет (ЦВИК)27. Этот орган, находясь под влиянием командующего Черноморским флотом вице-адмирала А.В. Колчака, стоял на достаточно умеренных, конструктивных позициях. Однако деятельность его оказалась недолгой.

В апреле 1917 года в Севастополе была создана корпоративная офицерская организация Союз офицеров Черноморского флота. В организационное бюро был выбран и Н.Д. Каллистов28. Союз принял демократическую политическую программу, высказавшись за республиканскую форму правления, безусловную поддержку и подчинение Временному правительству и решениям будущего учредительного собрания29, куда позже они намеревались выдвинуть А.В. Колчака. При этом Союз офицеров выступал против демократизации вооружённых сил, за продолжение войны, сохранение традиционных основ военной дисциплины на принципах единоначалия30. Не удивительно, что матросская масса стала рассматривать Союз офицеров как контрреволюционную организацию31. Однако офицерское объединение сумело пережить кризис. В начале августа в Минной бригаде был создан подотдел организации, объединивший свыше 100 офицеров. Возглавило его коллегиальное руководство — сразу три председателя: лейтенанты А.Ф. Ульянин32, Л.Л. Житков33 и старший лейтенант Н.Д. Каллистов34. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Все даты приводятся по старому стилю.

2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 9. Д. 1648. Л. 1, 6, 13.

3 Там же. Л. 6 об.

4 Там же. Л. 15; Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства. Пг., 1916. С. 242.

5 Состав кружка // Журнал Черноморского военно-морского кружка. Севастополь, 1909. № 4. С. 127.

6 Существовал наряду с Главным морским штабом // РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 9. Д. 1648. Л. 15.

7 Каллистов Н.Д. Прорыв через Дарданеллы и Босфор и взятие Константинополя с моря как первоначальная руководящая идея в плане войны России с Турцией 1806—12 гг. // Морской сборник. 1910. № 1—2.

8 Каллистов Н. Прямо ли руль? (Мысли по поводу Балканской войны). Б.м., [1912].

9 Императорское Русское военно-историческое общество — организация, объединявшая лиц, изучавших военную историю или же содействовавших распространению военно-исторических знаний. Основано в 1907 г., ликвидировано в 1917 г. Занималось изучением военной истории Отечества, сооружением и реставрацией памятников, устройством военно-исторических музеев, коллекционированием формы и оружия и т.д. Современным преемником является Российское военно-историческое общество.

10 Каллистов Н.Д. Русский флот и двенадцатый год. СПб., 1912.

11 Он же. Организация и результаты деятельности флота при Петре Великом // История Русской армии и флота. Т. VII. М., 1912. С. 140—145.

12 Он же. Флот в царствование императора Павла I // История Русской армии и флота. Т. IX. М., 1913. С. 5—65; он же. Флот в царствование императора Александра I // Там же. С. 66—179.

13 Он же. Флот в царствование императора Александра I. С. 66, 67.

14 Сытин Иван Дмитриевич (1851—1934) — русский предприниматель, книгоиздатель.

15 Каллистов Н.Д. Американская экспедиция русского флота в 1863—1864 гг. // Военная энциклопедия. Т. 2. СПб., 1911. С. 384—388.

16 Премия выдавалась за лучшее сочинение для матросов. Базой для выдачи премий были проценты с капитала графа С.А. Строганова — крупной суммы, переданной аристократом Морскому ведомству и положенной в банк.

17 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 9. Д. 1648. Л. 24 об., 25.

18 Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства. Пг., 1916. С. 242.

19 Военно-исторический музей Черноморского флота. Инв. № 6974. Приказание Командующего Черноморским флотом № 1411 от 12 апреля 1917 г.

20 Козлов Д.Ю., Савинов А.Ю. «Обвинительный акт» адмиралу А.А. Эбергарду // Воен.-истор. журнал. 2003. № 10. С. 36; Лорей Г. Операции германо-турецких сил в 1914—1918 гг. СПб., 2004. С. 103, 104, 114, 115.

21 Флот в Первой мировой войне. Т. 1. М., 1964. С. 471, 472, 474.

22 Военно-исторический музей Черноморского флота. Инв. № 6996. Приказ Командующего Черноморским флотом № 230 от 18 января 1917 г.

23 Список старшинства офицерских чинов флота и Морского ведомства. Пг., 1917. С. 25.

24 В отечественной историографии события 1917 г. принято рассматривать и как единый революционный процесс, и как две революции (Февральскую и Октябрьскую). Мы являемся сторонниками первой точки зрения, поэтому используем определение «революция 1917 г.» для обозначения всей совокупности событий, произошедших с февраля по октябрь 1917 г.

25 Платонов А.П. Черноморский флот в революции 1917 г. и адмирал Колчак. Л., 1925. С. 36, 37.

26 Крымский вестник. 1917. № 62. 9 марта.

27 РГА ВМФ. Ф. Р-181. Оп. 1. Д. 10. Л. 1, 2.

28 Українізація Чорноморського флоту в добу Центральної Ради. Зб. док. Севастополь, 2007. С. 14.

29 РГА ВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 113. Л. 306.

30 Известия Севастопольского совета военных и рабочих депутатов. 1917. № 36. 28 июня.

31 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 70. Оп. 3. Д. 497. Л. 6 об.; Допрос Колчака. Л., 1925. С. 24.

32 Ульянин Анатолий Фёдорович (1890—1975) — русский морской офицер. Лейтенант (1916), флагманский штурман штаба Минной бригады Черноморского флота. В годы Гражданской войны в Белом движении. В эмиграции был в Тунисе и Франции.

33 Житков Леонид Леонидович (1893—1977) — русский морской офицер. Лейтенант (1916). В годы Гражданской войны в Белом движении. В эмиграции был во Франции.

34 Известия Севастопольского совета военных и рабочих депутатов. 1917. № 67. 6 августа.