Применение советским Военно-морским флотом средств дымомаскировки для прикрытия объектов военно-морских баз в 1941—1942 гг.

image_print

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

В.И. КОВБА, Е.А. ЧУГУНОВ — «Ястреб» против люфтваффе. Применение советским Военно-морским флотом средств дымомаскировки для прикрытия объектов военно-морских баз в 1941—1942 гг.

V.I. KOVBA, Ye.A. CHUGUNOV — Yastreb Team against the Luftwaffe. Use of smoke camouflage by the Soviet Navy to cover naval base facilities in 1941—1942

Аннотация. В центре внимания авторов статьи — некоторые аспекты ведения боевых действий в годы Великой Отечественной войны. В частности, вопросы обеспечения живучести кораблей и береговой инфраструктуры военно-морских баз на Балтийском и Чёрном морях в 1941—1942 гг. с использованием задымления. На основе исторических источников и материалов научных исследований военно-исторической направленности середины 1940 — начала 2000-х годов проведён анализ как положительного, так и отрицательного опыта боевого применения средств дымомаскировки советским Военно-морским флотом в первом периоде Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Военно-морской флот; военно-морская база (ВМБ); корабль; катер; дым; дымовая завеса; дымовая шашка; дымовая аппаратура; дымомаскировка.

Summary. The paper focuses on certain aspects of combat actions during the Great Patriotic War. In particular, it studies the issues of survivability of ships and coast naval infrastructure on the Baltic and Black Seas in 1941—1942 that involved smoke-screens. On the basis of historical sources and military-history research materials of the mid-1940s through 2000s, it analyzes both the positive and negative experience of combat use of smoke camouflage by the Soviet Navy at the initial period of the Great Patriotic War.

Keywords: Great Patriotic War; Navy; naval base; ship; launch; smoke; smoke screen; smoke bomb; smoke-making equipment; smoke camouflage.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

КОВБА Виктор Иванович — доцент Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат военных наук

ЧУГУНОВ Евгений Анатольевич — доцент Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат исторических наук

«ЯСТРЕБ» ПРОТИВ ЛЮФТВАФФЕ

Применение советским Военно-морским флотом средств дымомаскировки для прикрытия объектов военно-морских баз в 1941—1942 гг.

Первый период Великой Отечественной войны (июнь 1941 — ноябрь 1942 г.) характеризовался прежде всего ожесточённым противодействием сил и средств военно-морских баз советского Военно-морского флота (ВМФ) сухопутным войскам и авиации фашистской Германии и её союзников.

Таллин, Кронштадт, Либава, Одесса, Ленинград, Керчь, Севастополь — все эти советские военно-морские базы (ВМБ) с началом войны подверглись атакам противника, в первую очередь с суши. Продвижение вермахта к ВМБ в то время, когда они находились под воздействием огня сухопутной артиллерии и систематических налётов авиации, вынуждало моряков прибегать к массированному и длительному применению дыма для закрытия кораблей и наиболее важных объектов от визуального наблюдения и прицельного артиллерийского огня.

На Таллинском рейде задымление впервые было применено 26—27 августа 1941 года, когда противник подошёл к городу на дистанцию огня артиллерии среднего калибра и начал методический обстрел гавани и кораблей, стоявших на рейде (крейсер «Киров», до десятка эскадренных миноносцев и др.). 26 августа дымовые завесы (ДЗ) ставились торпедными катерами посредством дымовых аппаратов (ДА) ДА-Т4 и катерами охраны при помощи малых дымовых шашек (МДШ). После постановки завес противник прекращал огонь по кораблям, но лишь только дым рассеивался, вновь открывал огонь, предварительно осуществив пристрелку.

Постоянного задымления в данном случае достигнуто не было, но не было и ни одного попадания вражеского снаряда в советские корабли во время постановки дымовых завес. Однако в перерывах между ними было два случая попадания снарядов — в крейсер «Киров» и эскадренный миноносец «Скорый».

Не меньшую опасность представляли военно-морские силы Германии и её сателлитов, сосредоточенные вблизи морских государственных границ СССР, а также на многочисленных морских базах вдоль транспортных путей. В книге «Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море» её авторы В.А. Белли и К.В. Пензин характеризовали сложившуюся военно-политическую обстановку на морях как очень сложную: «Перед нападением на СССР и особенно после провала плана “молниеносной войны” Германия начала перебрасывать корабли на советские морские театры предполагаемых боевых действий. Из Северного моря в Балтийское были переведены все минные заградители, значительная часть противолодочных и тральных сил. В южных и восточных военно-морских базах Балтики (Клайпеде, Пиллау, Кёнигсберге, Гдыне и др.) в июне—июле 1941 года базировалось 60 подводных лодок… Для борьбы на внешних коммуникациях СССР на аэродромах Северной Норвегии сосредоточилась авиагруппа до 300 самолётов, включая пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы… Осенью и зимой 1941—1942 гг. в базы Северной Норвегии стали прибывать германские крупные надводные корабли…»1. Несколько позже гитлеровцы перебросили на Чёрное море 6 подводных лодок, 30 торпедных катеров, 23 тральщика, 50 самоходных барж и другие суда — всего около 430 единиц2.

27 августа 1941 года были созданы береговые станции дымопуска. Дымовые завесы ставились эскадренными миноносцами. По ходу создания непросматриваемых дымовых завес корабли прекращали их постановку и меняли месторасположение. По мере рассеивания дыма противник начинал пристрелку по советским кораблям. Тогда дымовые завесы поднимались заново, а корабли вновь меняли свои стоянки.

Таким образом, «таллинский» опыт выявил возможность избежать попадания артиллерийских снарядов в стоявшие в ВМБ корабли и подтвердил необходимость широкого применения нейтральных дымов для задымления ВМБ. Данный опыт позднее был успешно использован в Севастополе и Кронштадте.

В конце августа 1941 года именно Кронштадт становится главной ВМБ Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) вследствие перебазирования сюда кораблей из Таллина3. Быстрое приближение сухопутного фронта к Ленинграду4 и начавшийся артиллерийский обстрел Кронштадта противником вынуждают применить здесь систему постоянного задымления главной базы флота, способную действовать непрерывно, надёжно закрывая корабли и наиболее важные береговые объекты.

В целях осуществления максимально надёжной защиты ВМБ от возможного артиллерийского обстрела как с северного, так и с южного побережья были разработаны два варианта задымления, соответственно — «северный» и «южный». «Северный» вариант предусматривал оборудование почти всех береговых дымовых точек дымовыми шашками (ДШ) ДШ-100 и МДШ, приводившимися в действие вручную. Ряд фортов и химический городок располагали специальными химическими машинами АРС и определённым количеством дымовых шашек для обеспечения непрерывности дымопуска (в период перезарядки АРС). В целях закрытия так называемых окон в дымовой завесе действовали два катера   КМ-5. Однако из-за невысокой активности врага на северном берегу Финского залива данный вариант задымления не был использован. Исключением стали отдельные случаи постановки дымовых завес некоторыми фортами во время налётов авиации противника.

Для задымления ВМБ по «южному» варианту командованием были выделены значительные средства: ДА-2 (3 комплекта), АРС-6 (12 машин), ДА-3 (6 комплектов), ДШ-100 и МДШ (по потребности). Помимо того 12 катеров-завесчиков были специально оборудованы дымовой аппаратурой ДА-3. Решение о задымлении ВМБ принималось в каждом конкретном случае. По телефону отдавался приказ об использовании соответствующего варианта задымления. Он дублировался поднятием на рейдовой вышке сигнала «Дым» (при использовании «южного» варианта — «Дым-зюйд»).

В том же августе 1941 года сухопутные войска противника  (4-я армия королевской Румынии) вышли на побережье Чёрного моря, в район Одессы5. Вскоре они начали интенсивный обстрел Одесской гавани, а следовательно, определилась острая необходимость в задымлении ВМБ. Бывшее в наличии в Одессе весьма незначительное количество дымовых средств не позволило организовать задымление на широком фронте. Практически каждая попытка замаскировать определённый корабль или объект порта влекла за собой усиленный обстрел их противником. При этом огонь вёлся без точной корректировки. Такого рода действия врага заставили командование ВМБ прибегнуть к постановке ложных дымовых завес с целью отвлечения артиллерийского огня противника от кораблей. Происходило это следующим образом. Корабли ставились к причалам, имевшим какое-либо укрытие (элеватор, холодильники и др.), а освобождённое ими место закрывалось дымом. Данный приём оказался достаточно эффективным, поскольку противник вскоре переносил свой огонь на дымовые завесы, что позволяло советским кораблям осуществлять ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы6.

В сентябре 1941 года сухопутный фронт приблизился к Севастополю, резко участились налёты вражеской авиации7. Возникла необходимость применения в ВМБ средств дымомаскировки в целях закрытия стоявших в базе кораблей от визуального наблюдения, артиллерийского огня и прицельного бомбометания авиации8. Установленные немцами у н.п. Кача артиллерийские батареи держали под своим огнём вход в ВМБ и Северную бухту. В силу этого обстоятельства зимой 1941/42 года советские корабли вынуждены были входить в ВМБ почти исключительно в тёмное время суток, чтобы избежать вражеского артиллерийского обстрела. Тем не менее однажды транспорту «Чапаев» пришлось это сделать днём. Чтобы защитить корабль от огня качинских батарей противника, было принято решение закрыть его дымом. Дымовые завесы ставились торпедными катерами посредством ДА-4 и катерами «малый охотник» посредством МДШ. «Чапаев» был закрыт дымом по всему пути следования по Инкерманскому створу, что вынудило противника прекратить обстрел.

Впоследствии, когда в ВМБ входили днём не только транспортные, но и боевые корабли (крейсера, эскадренные миноносцы и др.), дымовые завесы получили более широкое применение, для закрытия кораблей дымом использовались не только катера, но и тральщики и самолёты-завесчики. Для обеспечения входа и выхода кораблей из ВМБ постановка дымовых завес осуществлялась силами 13-го и 116-го авиационных полков, державших в постоянной готовности два самолёта МБР-2, способных ставить дымовые завесы на высотах 100—150 м. Подсчитано, что в период обороны Севастополя самолётами этого типа было поставлено 13 дымовых завес. Под их прикрытием катера-завесчики практически беспрепятственно выходили на позиции для постановки дымовых завес. С накоплением боевого опыта дымовые завесы стали применяться в ВМБ для решения и более сложных задач. Так, например, дымовой завесой был прикрыт танкер «Москва» во время его разгрузки в Клеопиной балке.

По мере возрастания интенсивности налётов вражеской авиации на Севастополь9 дымомаскировка кораблей применялась во всё более широких масштабах. В сентябре 1941 года для обеспечения стоянки линкора «Парижская Коммуна» в Северной бухте была установлена система «Ястреб», использование которой позволило успешно закрывать дымовой завесой район от Н. Голландии до Инкермана, а по южному берегу от Инкермана до Троицкой балки. В целях закрытия названного района дымом при западных ветрах были выделены два рейдовых катера, имевшие на вооружении МДШ. Но дымовые рубежи оказались установленными слишком близко к урезу воды, так что при дымопусках сохранилась конфигурация бухты. Система «Ястреб» практически не была использована для задымления «Парижской Коммуны», поскольку линкор вскоре покинул ВМБ. Известно, что в последующем эта система применялась по всей Северной бухте. В Южной бухте были установлены дымовые рубежи из МДШ, приводившихся в действие вручную.

Наконец, 30 декабря 1941 года за подписью главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова вышел приказ о расширении применения дымовой маскировки для обеспечения боевых действий флота и обороны ВМБ и объектов ВМФ за № 01116.

Наиболее эффективно система «Ястреб» использовалась с 24 февраля по 13 мая 1942 года в основном для защиты транспортов от прицельного бомбометания вражеской авиации. При этом для дезориентации противника одновременно с задымлением района расположения основных объектов создавались отдельные дымовые завесы и на остальных рубежах. Постановка ложных дымовых завес приносила ощутимый тактический эффект. Противник в целом ряде случаев бомбил именно те участки, которые были закрыты ложными дымовыми завесами. Дым ставился как при налётах бомбардировщиков, так и при появлении самолётов-разведчиков (в отдельных случаях). В рамках указанного ранее периода система «Ястреб» использовалась более 90 раз10. Продолжительность её работы составляла от 45 минут до 3 часов 15 минут. Транспорты, пользовавшиеся защитой данной системы, не имели попаданий (за исключением транспорта «А. Седов»).

Положительные результаты задымления транспортов позволили и боевым кораблям, которые обычно не задымлялись, начать применение средств дымомаскировки (прежде всего, когда самолёты противника на горизонтальном полёте бомбили корабли с больших высот). Кроме того, задымлению подвергались также и эскадренные миноносцы.

В период третьего наступления противника на Севастополь, начиная с 20 мая 1942 года, когда над городом ежедневно летали вражеские истребители и бомбардировщики, широко применялся нейтральный дым. Обстановка заставила советские военные корабли выполнять транспортную службу. Поскольку разгрузка транспортов не могла осуществляться исключительно ночью, каждый корабль, стоявший в бухте в светлое время суток, задымлялся. Маскирующий дым в значительной степени обезопасил обеспечение Севастополя боезапасом и другими материалами, закрывая разгружавшиеся корабли от непрерывных атак вражеской авиации. Использование дымовых завес позволило производить стоянку, разгрузку, ремонт кораблей (и даже подъём судов, затонувших в бухте). Ни один из кораблей, подвергавшихся задымлению, не получил повреждений, несмотря на то, что с 20 мая по 30 июня 1942 года по бухтам Севастополя противник сбросил 59 389 фугасных авиабомб, выпустил 10 792 артиллерийских снаряда, 14 тыс. мин (из миномётов)11. Очевидная безрезультатность бомбардировок привела к тому, что фашистские истребители по дымовым рубежам, катерам-завесчикам и АРС стали вести лишь пулемётный огонь.

В значительной степени успехи дымомаскировки были результатом героической работы личного состава отдельного отряда дымомаскировки, который был сформирован в мае 1942 года. В его составе имелись семь АРС и пять катеров-завесчиков. Последние были вооружены в основном МДШ.

На двух катерах имелась аппаратура ПЯ-1, приспособленная для дымопуска. Стационарные дымовые рубежи устанавливались только в отдельных случаях и снабжались МДШ. ДШ-100 к тому времени были уже израсходованы полностью, и система «Ястреб» работать не могла. Главным средством задымления стали АРС, создававшие основную волну дыма для закрытия района, подлежавшего задымлению. При этом катерам-завесчикам отводилась вспомогательная роль, заключавшаяся в маскировке берегов бухты, когда из-за изменения направления ветра в ДЗ появлялись «окна». Дымообразующие средства (МДШ и бочки со смесью С-IV) были рассредоточены по всей бухте. Позиции АРС оборудовались щелями для укрытия расчётов. Катера-завесчики, не имея пулемётного вооружения, вынуждены были уклоняться от пулемётного огня вражеских истребителей путём маневрирования и захода в дымовое облако.

Важной особенностью организации задымления Севастопольской бухты в период третьего наступления на город12 являлось отсутствие постоянных рубежей дымопуска, т.е. они выбирались в каждом случае в зависимости от места стоянки задымлявшегося корабля с учётом метеорологических условий. Данная особенность заставила организовать командный пункт (КП) командира отдельного отряда дымомаскировки в разных местах (Крымгрэс, вокзал, Минная пристань и др.). Связь командира отряда со штабом флота осуществлялась по телефону и дублировалась посыльными, связь КП с очагами дымопуска поддерживалась с помощью ракет, связь с АРС также дублировалась посыльными.

Подход АРС к позициям, а также перемена позиций дымопуска были затруднены из-за сложной конфигурации береговой черты Севастопольской бухты и повреждений дорог. В этой связи расчёты АРС обеспечивались необходимым шанцевым инструментом. Командирам дымовых рубежей предоставлялась широкая инициатива в деле пуска и прекращения дыма, смены позиции и т.д. Характерным примером такой организации задымления кораблей может служить задымление транспорта «Белосток», дважды приходившего в Севастополь и стоявшего в Южной бухте. АРС располагались близ вокзала и пускали дым с места, меняя его в зависимости от направления ветра. При этом катер-завесчик прикрывал берег бухты, если тот открывался при изменении направления ветра. Также были установлены береговые рубежи, вооружённые МДШ. Питание катеров и береговых рубежей МДШ осуществлялось с «Белостока». Для обеспечения безопасности стоянки транспорта в обоих случаях дымом закрывалась Южная бухта (от вокзала до Каменной и Экипажной пристаней, а иногда — и до Телефонной). Противник сбросил в дым более 1000 бомб, но ни одного попадания в корабль не произошло.

В рамках первого периода Великой Отечественной войны дымомаскировка осуществлялась не только в летне-осеннее, но и в осенне-зимнее время, что имело свои особенности. Примером тому может служить дымомаскировка Кронштадта осенью—зимой 1942 года. Осенью 1942 года противник по-прежнему занимал позиции на южном берегу Невской губы, что позволяло ему держать Кронштадт под артиллерийским огнём. С конца октября обстрел ВМБ возобновился и принял периодический характер. Во время обстрела каждый раз применялось задымление. Для этого материальная часть дымовых аппаратов была специально подготовлена к работе в зимних условиях. Так, стационарные дымовые аппараты, работавшие на смеси С-IV, устанавливались в утеплённых блиндажах. На случай значительного понижения температуры воздуха была предусмотрена замена АРС шестью автомашинами с МДШ. Непрочный плавающий лёд на море затруднял маневрирование катеров-завесчиков, поэтому их использование было ограниченным. Во всех случаях задымления обеспечили надёжную маскировку кораблей и объектов Кронштадта от артиллерийского огня. Исключением стали лишь два случая.

25 октября 1942 года около 15 часов противник начал артиллерийский обстрел ВМБ. Корректировку огня он производил с самолётов. Через 10 минут после начала обстрела приступили к задымлению Кронштадта при метеоусловиях, не благоприятствовавших дымопуску. Сильный ветер неблагоприятного направления создавал разрывы в дымовой завесе. Кроме того, бездействовали дымовые станции, расположенные в районе Ораниенбаум — Мартышкино, которые при таком ветре могли бы закрыть Кронштадт с моря. В 16 часов 20 минут удалось установить дополнительную мощную дымовую станцию в форте «Кроншлот», что позволило несколько усилить дымомаскировку. В результате вражеского обстрела линкор «Марат», эскадренный миноносец «Славный» и один из цехов Морского завода получили повреждения.

7 ноября 1942 года обстрел Кронштадта начался ночью. Из-за задержки задымления береговыми станциями, составившей около 10 минут, и позднего выхода катеров-завесчиков на позиции постановки дымовых завес (в силу особенностей ледовой обстановки) от артиллерии противника вновь пострадал Морской завод. На его территории разорвалось более десятка вражеских снарядов, частично разрушивших несколько цехов.

В целом боевой опыт применения дымов в Одессе, Таллине, Кронштадте, Севастополе показал, что задымление ВМБ являлось эффективным средством, снижавшим успешность артиллерийского и воздушного нападения противника. Дымовые завесы лишали его возможности вести артиллерийский огонь по кораблям, находившимся в ВМБ, и береговым объектам, а также производить бомбометание с пикирования, затрудняли прицельное бомбометание с горизонтального полёта.

Однако охарактеризованный выше боевой опыт в рамках первого периода войны был освоен не всеми флотами и флотилиями. Так, в Азовской военной флотилии была разработана организация задымления нескольких ВМБ (Ейск, Азов, Ахтари, Темрюк), но дымовые завесы здесь ни разу не использовались. Не применял средств дымомаскировки для задымления ВМБ и Северный флот. Авиация противника активно действовала по Мурманску и стоявшим там транспортам союзников, но при этом средства дымомаскировки для защиты тех или иных объектов не использовались. Одной из причин этого явилось то обстоятельство, что противовоздушная оборона (ПВО) Мурманска возглавлялась сухопутным командованием и не была подчинена Северному флоту.

В ряде случаев недооценка средств дымомаскировки вела к гибели кораблей. Так, например, погиб крейсер «Червона Украина» (Черноморский флот), стоявший вопреки требованиям БУМС-37 (ст. 307)13 несколько дней на одном месте и тем самым давший возможность противнику определить своё местонахождение для расчёта бомбометания. Во время атаки вражеской авиации корабль не был закрыт дымом, что создало благоприятные условия для прицельного бомбометания. На ВМБ Иоканга (Северный флот) по тем же причинам в результате налёта вражеской авиации погибли несколько советских сторожевых кораблей, в Геленджике (Черноморский флот) — два торпедных катера и т.д. Вследствие недооценки эффективности дымомаскировки в Мурманске в результате атаки самолётов противника погибли целый ряд транспортных кораблей14.

Приведённые примеры (с учётом достаточно успешного применения дымов в Кронштадте, Севастополе, Таллине, а также особого вида задымления значительных водных пространств в районе Невской губы для обеспечения безопасности плавания на коммуникациях Кронштадт — Ленинград) говорят именно о недопонимании в рассматриваемый период руководством некоторых флотов и флотилий огромной важности взаимодействия активных средств ПВО со средствами дымомаскировки.

В таблице приведены количественные данные, характеризующие потери кораблей советского ВМФ всех классов от атак авиации противника в период с 22 июня 1941 по 22 декабря 1942 года. Они свидетельствуют о значительном числе потерь и повреждений кораблей в ВМБ и подтверждают целесообразность широкого применения средств дымомаскировки в ВМБ для защиты кораблей и важнейших объектов от атак авиации противника. Военно-морским руководством был проведён соответствующий анализ и сделан вывод о необходимости в каждой ВМБ широко применять средства задымления, используя дивизионы дымомаскировки, в целях сведения к минимуму потерь корабельного состава. Положительный опыт задымления Кронштадта, Таллина и Одессы выявил необходимость создания на флоте специальных химических частей. Кроме того, для обеспечения комплексных постановок дымовых завес как на море, так и на берегу требовалось включение в их структуру группы катеров, имевших на вооружении ДШ и ДА, а также береговых групп задымления, вооружённых стационарными и подвижными ДА. В этой связи в большинстве ВМБ были созданы отдельные отряды дымомаскировки и дегазации, состоявшие из дивизионов дымомаскировки и дивизионов дегазации. Своевременность их создания была подтверждена опытом задымления Севастополя и широким использованием дивизионов дымомаскировки в летней кампании 1942 года на КБФ.

Анализ и всестороннее осмысление соответствующего боевого опыта послужили также одной из важнейших основ для разработки и использования на практике целого перечня соответствующих рекомендаций по боевому применению средств дымомаскировки советским ВМФ. При разработке этих рекомендаций были учтены также сведения и выводы противника, изложенные в приложении к финскому секретному документу «Тактические и другие сведения о противнике № 58», захваченному партизанами в декабре 1942 года в районе Кимас-озера15. Названные рекомендации касались в том числе таких вопросов, как:

— задымление ВМБ;

— массированное и длительное применение дымовых завес для обеспечения безопасности плавания на коммуникациях, обстреливаемых противником;

— применение дымовых завес ночью в ледовых условиях для маскировки караванов судов от наблюдения противника;

— постановка дымовых завес скоростными самолётами на высотах бреющего полёта при взаимодействии с катерами-завесчиками;

— использование дымовых завес для маскировки ложных объектов с целью дезориентировки противника;

— применение неподвижных дымовых завес на море при помощи ДШ для обеспечения сближения с противником;

— применение дымовых завес при высадке десанта и др.

Изучение и широкое практическое использование командованием флотов и флотилий данных рекомендаций, выработанных на основе боевого опыта первого периода Великой Отечественной войны, объективно позволяло снижать успешность воздушного и артиллерийского нападения противника на советские ВМБ, а значит, способствовало сохранению корабельного и личного состава, береговых объектов ВМФ, приближало победу Советского Союза над фашистской Германией и её союзниками.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Белли В.А., Пензин К.В. Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море. 1939—1945 гг. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967. С. 199.

2 Руге Ф. Война на море. 1939—1945 гг. М.: Воениздат, 1957. С. 231.

3 Военная история. М.: Воениздат, 2008. С. 281.

4 История военного искусства: курс лекций. Т. 5. Военное искусство первого периода Великой Отечественной войны (июнь 1941 — ноябрь 1942). М.: ВА имени М.В. Фрунзе, 1958. С. 404, 405.

5 История военного искусства. Кн. 2. Военное искусство в первом и втором периодах Великой Отечественной войны Советского Союза (1941—1943 гг.). М.: Военная академия имени М.В. Фрунзе, 1961. С. 142—145.

6 Там же. С. 150—156.

7 Боевое использование средств дымомаскировки кораблями (частями) Военно-морского флота в Отечественной войне за период 22.06.1941 — 1.01.1943. М.: Управление военно-морского издательства НКВМФ, 1944. С. 85, 86.

8 Мощанский И.Б. 1942-й… От трагедии Крыма до победы под Сталинградом. М.: Вече, 2009. С. 25—39.

9 История военного искусства: курс лекций. Т. 5. С. 428—455.

10 Центральный военно-морской архив. Ф. 79. Д. 39783. Л. 173—174.

11 Боевое использование средств дымомаскировки кораблями (частями) Военно-морского флота… С. 92.

12 Мощанский И.Б. Указ. соч. С. 110—129.

13 Боевой устав Морских сил РККА. 1937. М.; Л.: Государственное военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 1937.

14 Боевое использование средств дымомаскировки кораблями (частями) Военно-морского флота… С. 101—103.

15 Там же. С. 120.