Постройка и оборудование Трубочного и электромеханического завода Морского министерства в Николаеве в 1915—1917 гг.

image_print

Аннотация. Впервые в историографии отечественного оборонного комплекса предметно исследуется вопрос о постройке в 1915—1917 гг. русским Морским министерством в г. Николаеве завода взрывателей и электромеханических приборов и устройств для морской и береговой артиллерии. На основе ранее не публиковавшихся документов Российского государственного архива Военно-морского флота (Санкт-Петербург) прослежены возникновение идеи создания нового крупного предприятия, ход его постройки и переход к выпуску важнейшей продукции оборонного назначения. Поскольку строительство завода было завершено накануне событий Октябрьской революции и Гражданской войны, судьба предприятия оказалась незавидной. Оно так и не вышло на проектную мощность, растеряло кадровый состав и оборудование, а вскоре прекратило профильное производство. С этим связано почти полное отсутствие публикаций о строительстве уникального предприятия.

Ключевые слова: Трубочный и электромеханический завод морского ведомства; Морское министерство; оборонная промышленность; производство взрывателей для флота; Первая мировая война; адмирал И.К. Григорович.

Summary. For the first time in the historiography of the national defense complex, the paper studies in detail the issue of building a plant of fuses and electromechanical devices for naval and coastal artillery. The customer of the construction, which was carried out in Nikolaev in 1915—1917, was the Russian Marine Ministry. Based on previously unpublished documents from the Russian State Archive of the Navy (St. Petersburg), the paper traces the origin of the idea of creating a new large enterprise, the course of its construction, and the transition to the production of important defense products. Since the construction of the plant was completed on the eve of the October Revolution and the Civil War, its fate was unenviable. It did not reach its full capacity, lost its personnel and equipment and soon ceased its main activity. This explains the almost complete absence of publications on the construction of the unique enterprise.

Keywords: Tube and Electromechanical Plant of the Naval Department; Naval Ministry; defense industry; production of fuses for the Navy; First World War; Admiral I.K. Grigorovich.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ВИНОГРАДОВ Сергей Евгеньевич — старший научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук, кандидат исторических наук

«НЕСМОТРЯ НА ВСТРЕЧЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ЗАВОД НАЧАЛ ВАЛОВОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОРСКИХ СНАРЯДНЫХ ВЗРЫВАТЕЛЕЙ»

Постройка и оборудование Трубочного и электромеханического завода

Морского министерства в Николаеве в 19151917 гг.

Первые же месяцы мировой войны, начиная с лета 1914 года, выявили огромный расход снарядов полевой артиллерии, очень быстро расстрелявшей их наличные запасы, созданные в соответствии с довоенными нормами. Имевшиеся оборонные заводы, день и ночь работая на пределе возможностей на пополнение быстро таявших боекомплектов, не справлялись с миллионными потребностями фронта в боеприпасах. В этих условиях правительства всех воевавших держав приступили к мобилизации промышленности, важнейшим направлением которой было создание новых артиллерийских производств.

Составной частью проблемы многократного увеличения выпуска предметов орудийного снабжения помимо самих снарядов были также взрыватели для них. На исходе первого года Великой войны русское Морское министерство ввиду значительного расхода снарядов в морских операциях было вынуждено для покрытия возраставших потребностей флота в боеприпасах приступить к созданию собственного завода взрывателей. Постройка нового предприятия началась летом 1915 года в городе Николаев Херсонской губернии.

К такому решению руководство Морского министерства привёл ход войны на суше, потребовавшей гигантского увеличения производства взрывателей и трубок (взрывателей с замедлением) для сухопутной артиллерии. Дело в том, что взрыватели для флота прежде поставлялись почти исключительно казённым Петроградским трубочным заводом, в тот момент практически полностью переключившимся на работу для армии. Морской министр адмирал И.К. Григорович потребность в новом предприятии расценивал как ключевую, отмечая, что «мы (т.е. флот. — Прим. авт.) зависим в этом от Военного министерства, а оно не в состоянии удовлетворить нас в полной мере»1. Не менее важным аспектом была необходимость создания усовершенствованных типов взрывателей для новых видов морских артиллерийских боеприпасов (для стрельбы на дальние дистанции, по береговым целям, по подводным лодкам, аэропланам). Существенным фактором являлась и ведомственная ориентация нового завода, позиционированного как казённое производство военно-морского назначения. Эта его принадлежность должна была обеспечить прямое влияние моряков на военно-техническую и технологическую политику будущего предприятия, минимизировать сроки разработки и внедрения новых типов и образцов взрывателей, гибко реагировать на изменение конъюнктуры производства.

Помимо взрывателей и трубок для морских артиллерийских снарядов, торпед и мин заграждения на заводе как предприятии высокотехнологичного профиля предполагалось организовать отдел разработки и производства изделий особой важности — приборов и систем управления артиллерийской и торпедной стрельбой кораблей и береговых батарей, являвшихся электромеханическими изделиями высокоточного характера. Таким образом, основная идея нового завода определялась Морским министерством как предприятия, «имеющего своим назначением изготовлять для морского ведомства взрыватели, снарядные и зарядные трубки, приборы для управления артиллерийским огнём, лабораторный инструмент и прицелы»2.

Выбор месторасположения будущего завода именно в Николаеве был обусловлен соображениями присоединения его к кластеру крупных военно-морских производств (огромная судоверфь Русского судостроительного общества, судосборочные, башенные и турбинные производства Николаевского общества заводов и верфей), сформировавшихся и активно развивавшихся в этом крупнейшем центре военного кораблестроения Юга России. Это должно было способствовать как кооперации с уже существовавшим предприятиями морского профиля, так и упрощению администрирования и снабжения. Немаловажно, что новый завод было решено разместить на территории старого казённого Адмиралтейства на правом берегу р. Ингул, где имелось несколько зданий, подходивших для их приспособления под цеха будущих производств, и прибавить к ним несколько новых объектов вспомогательного назначения.

Уже существовавшие строения были возведены в качестве мастерских для потребностей флота в ходе реконструкции Адмиралтейства ещё в 1838—1843 гг. Основным из них было необычайно протяжённое (длина 470 м — без малого полверсты) капитальное двухэтажное здание шириной 25,5 м, выполненное из тёсаных блоков местного камня-ракушечника3. В нём первоначально размещалось производство канатов всевозможных типоразмеров для Черноморского флота («канатный завод»). Однако с течением времени, по мере ухода в небытие боевых парусных кораблей здание всё больше оказывалось занятым разными складами. Сохранялась небольшая парусная мастерская. С 1880-х годов часть помещений была передана «физической мастерской», которая выпускала для флота морские барометры, термометры, штурманские готовальни и прочую несложную инструментальную технику и устройства4. «Приборная» специализация нового предприятия получала, таким образом, некоторую преемственность с ранее существовавшими производствами.

С учётом наличия основных зданий для размещения будущих производств смета на постройку и оборудование Трубочного и электромеханического завода (ТЭМЗ)5 была исчислена в 1 564 830 рублей. 4 июля 1915 года представление Морского министерства о выделении средств на постройку поступило в Совет министров. Оно было оперативно рассмотрено и одобрено на заседании правительства его Особым журналом (ОЖСМ) 10 июля 1915 года6. Утверждение Николаем II этого решения последовало 25 июля7.

Работы по постройке и оборудованию Трубочного и электромеханического завода развернулись немедленно, уже в августе 1915 года. Предполагалось ввести предприятие в строй в сжатые сроки с тем, чтобы с начала 1916 года начать выпуск основной продукции — морских взрывателей мгновенного и дистанционного действия (трубок). Однако поскольку практически всё оборудование «ввиду отсутствия в России производства требующихся станков» было заказано за границей, задержки в доставке не могли не замедлить пуска завода. В начале 1916 года Морское министерство предполагало начать производство взрывателей с 1 июня, а изделий электромеханического назначения — с 1 августа 1916 года. Соответственно была распланирована очерёдность поставки станков и оборудования — сначала для изготовления взрывателей для морских артиллерийских снарядов и мин заграждения, затем — для приборов и прицелов. Срочность всего дела во многом обусловила тип энергообеспечения станочного оборудования: механообрабатывающие станки (токарные, фрезерные, шлифовальные и пр.) в их подавляющей части не оснащались индивидуальными электромоторами, а получали движение от единого в пределах своего участка распределительного вала, с которым соединялись посредством ремней через систему шкивов. Это упрощало конструкцию, экономило средства и должно было способствовать существенному сокращению сроков поставки.

Начальником завода с возложением на него функций руководителя строительством и оборудованием предприятия был назначен подполковник Артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения (ГУК) П.П. Левицкий. Для регулярного обсуждения и решения текущих вопросов при строительстве была образована «Особая комиссия по постройке и оборудованию Трубочного и электромеханического завода в Николаеве» из представителей ГУК и руководства завода8.

Несмотря на оперативно проведённые мероприятия по началу сооружения нового производства (выделение средств, составление рабочего проекта, заказ материалов, сырья и оборудования, начало строительных работ), ход военных действий и изменение экономической обстановки постоянно возводили на пути строительства всё новые препоны. Важнейшим препятствием являлось неуклонное повышение цен. Для преодоления этой проблемы морскому министру адмиралу И.К. Григоровичу пришлось ещё дважды обращаться с ходатайствами в Совет министров о дофинансировании — 26 января и 6 декабря 1916 года. В обоснование увеличения затрат им приводились доводы о быстром вздорожании в ходе войны цветных металлов и промышленного оборудования, фрахтов на их доставку морским путём от союзников по Антанте и из США, увеличении стоимости рабочей силы и т.п. Все эти обстоятельства были приняты в расчёт, и соответствующими постановлениями ОЖСМ на постройку и оборудование завода дополнительно отпустили ещё 1 046 567 и 612 074 рублей (во втором случае чрезвычайным сверхсметным кредитом)9. 27 декабря 1916 года Николай II рассмотрел и полностью утвердил эти решения10.

Несмотря на все сложности, постройка и оборудование нового предприятия продолжались в целом успешно. К 1 января 1916 года было выполнено большинство необходимых переделок в существовавших зданиях бывшего канатного завода, возведены новые дополнительные строения производственного и вспомогательного назначения (мастерские, электростанция, складские постройки и т.п.). Поставки станочного оборудования в значительной части шли из США, а также Великобритании, Швеции, Дании.

Немалую долю поставляли и отечественные производители. Так, 25 сентября 1915 года был заключён договор с петроградской фирмой Л.Ф. Пло на поставку 100 фасонно-токарных, 50 малых фрезерных и 50 шарошечных станков11. Всю поставку, осуществлявшуюся достаточно благополучно (не считая небольших задержек по общим причинам, связанным с войной), контрагент был обязан произвести к 30 марта 1916 года. Срок растянулся, а 30 сентября 1916 года на заводе Л.Ф. Пло произошёл пожар, которым были испорчены 30 последних остававшихся за поставщиком «почти готовых» фасонно-токарных станков. Из них удалось быстро ввести в строй лишь четыре. До февраля 1917 года оставшиеся 26 станков фирма Пло сдать не смогла, контракт расторгли. Недостающие станки на средства, оставшиеся невыплаченными по последнему платежу, удалось быстро приобрести за границей12.

Поставки оборудования от инофирм осуществлялись преимущественно через отечественные компании-посредники. Такой способ ведения дела помимо того, что разгружал казённое администрирование, и без того чрезвычайно перенапряжённое организацией широчайшего спектра поставок из-за границы, имел немало выгод. Некоторые русские фирмы-посредники, такие как петроградская «Воссидло и К°», негласно сохранившие связи с компаниями в государствах-противниках, умудрялись приобретать там по своим каналам (преимущественно через нейтральные Швецию и Швейцарию) весьма ценные детали, целые узлы и даже комплектные станки важнейшего назначения. Действовали они при этом быстро, энергично и, как правило, достаточно эффективно, существенно способствуя решению острых проблем снабжения отечественных оборонных заводов в сложившихся тяжёлых условиях войны. Та же «Воссидло и К°» 31 июля 1916 года получила от ГУК заказ на поставку для ТЭМЗ 80 токарно-револьверных станков, который надлежало исполнить в кратчайший 4-месячный срок (к декабрю 1916 г.). Закупка была произведена у американской станкостроительной компании «Гарвин» (Garvin Co), а доставка из Нью-Йорка организована столь оперативно, что уже в августе 1916 года первые 25 станков прибыли в Россию13.

Осень 1916 года стала тем рубежом, когда отдельные производственные участки нового предприятия после монтажа и наладки соответствующего оборудования получили, наконец, возможность быть использованными в развёртывании изготовления взрывателей, пока в небольших объёмах. Начало работ на ТЭМЗ в соответствии с его профилем было констатировано на очередном заседании Особой комиссии по постройке завода 14 ноября 1916 года, на котором были также озвучены итоги строительства предприятия и состояние его наличного станочного парка. Отмечалась общая неготовность собственной электростанции «вследствие запоздания машин и приборов». В создавшихся условиях электроэнергия на строительство поступала по временной кабельной линии через реку Ингул с расположенного напротив крупного судосборочного завода Русского судостроительного общества. Литейная мастерская была в целом готова, её плавильные и отжигательные печи приступили к работе, проволочно-прокатная мастерская на 65 проц. была укомплектована станками, которые также начали работу. Практически полностью было смонтировано оборудование механической мастерской, несколько хуже было положение в мастерской выделки взрывателей (запоздание поставки станков на 6—7 месяцев) и инструментальной (запоздание на полгода). В наиболее отстающем состоянии производств первой очереди находились мастерские снаряжательного отдела, срок начала работ по которым прогнозировался на январь 1917 года. Что же касается мощностей электромеханического отдела (производства второй очереди — приборы управления стрельбой и прицелы), то отставание по ним расценивалось в 6—8 месяцев14.

В целом удовлетворительный, хотя и растянувшийся по сравнению с первоначально намеченными сроками ход оснащения ТЭМЗ оборудованием побудил ГУК приступить к выдаче предприятию, начиная с июня 1916 года, заказов на взрыватели для морской и береговой артиллерии. С лета 1916 по осень 1917 года от флота поступили 13 крупных заказов на взрыватели, ударные, гальванические и гильзовые трубки и донные винты-факелы на сумму почти 4,1 млн рублей, из которых около 2,8 млн рублей были перечислены заводу в счёт выполнявшихся работ (см. табл.)15. Помимо Морского министерства ТЭМЗ, начиная с весны 1917 года, получал заказы от Тульского оружейного завода (медная и латунная проволока), Севастопольского военного порта (переделка 10 тыс. 47-мм стальных гранат) — всего на сумму около 300 тыс. рублей, а также нескольких средних и мелких казённых и частных предприятий Николаева на различные работы16.

В преддверии частичного запуска предприятия на уже готовых к действию станочных мощностях Морским министерством осенью 1916 года «для скорейшего налаживания производства взрывателей» на новый завод был командирован председатель Комиссии морских артиллерийских опытов (КМАО) ГУК генерал-майор Ф.Д. Ремесников. Его основная задача помимо чисто профессионального консультирования в части конструкции изделий состояла в подключении своего «генеральского» административного ресурса для подкрепления усилий заводского руководства по взаимодействию с контрагентами и смежниками, подгоняя их и «проталкивая пробки» в поставках.

Для более плавного и как можно скорейшего перехода новоиспечённого предприятия к выпуску насущно необходимой продукции была организована частичная подача на него материалов и полуфабрикатов с Тульского оружейного Императора Петра Великого завода, на котором в ходе войны также было развёрнуто производство взрывателей для армии и флота. Поскольку наладка производства в Николаеве шла непросто «вследствие недостатка опытных мастеровых, установщиков станков и инструментальщиков», завод задерживал массовый выпуск взрывателей до весны 1917 года. С этого времени предполагалось довести ежемесячный выпуск до 15 тыс. шт. (полная расчётная ежемесячная производительность — 25 тыс. шт.). Первая партия взрывателей была отправлена с Николаевского завода для испытаний на полигон КМАО в Петроград в декабре 1916 года17.

Таким образом, заводу удалось в самом конце 1916 года начать, пусть и в достаточно умеренных размерах, выпуск номенклатурной продукции. В отчёте морского ведомства за 1916 год отмечалось, что оборудование двух новых морских заводов — ТЭМЗ и Грозненского толуолового — «не могло быть закончено в назначенные сроки вследствие вызванного войной расстройства транспорта, которое повлекло к тому, что заказанное за границей оборудование прибыло в Россию с большим запозданием. Несмотря на встреченные затруднения при получении оборудования из-за границы, а также затруднения в заготовке необходимых материалов и частей оборудования на внутренних рынках, главное строительство, а также и оборудование заводов закончено, и заводы эти по частям пущены в ход. Так, Трубочный и электромеханический завод в конце ноября отчетного года начал валовое изготовление морских снарядных взрывателей»18.

Определённые задержки возникали и по причинам, не связанным с замедленной поставкой станков и оборудования. Так, 12 февраля 1917 года в западном крыле главного здания ТЭМЗ, которое временно занимал филиал петроградского Балтийского завода в Николаеве (постройка подводных лодок «Гагара» и «Утка»), произошёл пожар, вызвавший значительные повреждения кровли и внёсший свою долю дезорганизации в налаживание производственного процесса19.

Благодаря щедрым авансам Морского министерства в счёт выданных с середины 1916 года заказов (всего перечислено около 3 млн рублей) предприятие смогло в целом достаточно быстро в сложнейших условиях дефицита поставок необходимого оборудования, неуклонного роста цен на материалы, станки и рабочую силу перейти к производству и начать выпуск продукции. Выделка заводом взрывателей в текущих условиях осуществлялась с перебоями, неритмично, но производство постепенно набирало обороты и выходило на нужный режим. Что касается производства приборов и систем управления артиллерийской и торпедной стрельбой, начало которого изначально планировалось на 1 августа 1916 года, то оно остановилось в конце 1917 года, будучи реализованным в минимальном объёме.

Судьба Трубочного и электромеханического завода была определена дальнейшими событиями, быстро следовавшими одно за другим во внешне- и внутриполитической ситуации того времени. Изменение общей обстановки на Юге России, неуклонно ухудшавшейся с переходом власти в руки большевиков, сепаратным миром в марте 1918 года с державами Четверного союза, последующей оккупацией германо-австрийскими войсками территорий Новороссии (и Николаева), Гражданской войной и разрухой, не позволило предприятию не только развернуться в полную силу, но и состояться вообще. Большинство заказов 1916—1917 гг. были реализованы в неполном объёме; кадровый состав предприятия, на подбор, обучение и слаживание которого было затрачено столько усилий, за годы революционного лихолетья практически рассеялся, оборудование растаскивалось. В советское время профильное производство на заводе, переданном в 1923 году в состав судостроительного треста «Тремсуд», не возобновлялось.

Несмотря на то, что создание в Николаеве в 1915—1917 гг. завода взрывателей и артиллерийских приборов не увенчалось полным успехом, его короткая история остаётся интересным примером частичного решения задачи по созданию крупного оборонного предприятия точного машиностроения и приборостроения в достаточно сжатые сроки в сложных условиях затяжной войны, нехватки ресурсов и затруднённого снабжения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. СПб.: Дева, 1993. С. 184.

2 Доклад по Морскому министерству за 1915 г. Пг.: Типография Морского министерства, 1916. С. 82.

3 Дмитриев Н.И., Колпычев В.В. Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей. СПб.: Типография Морского министерства, 1909. С. 859.

4 Зубов Б.Н. Развитие кораблестроения на юге России. Калининград: Областное издательство, 1990. С. 221.

5 В делопроизводственной переписке для наименования предприятия нередко использовался его телеграфный позывной – «Темвод».

6 Особые журналы Совета министров Российской империи. 1915 г. М.: РОССПЭН, 2008. С. 662.

7 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 401. Оп. 2. Д. 1296. Л. 155.

8 Там же. Л. 112 об.

9 Там же. Л. 9, 157; Особые журналы Совета министров Российской империи. 1916 г. М.: РОССПЭН, 2009. С. 635, 740.

10 РГА ВМФ. Ф. 401. Оп. 2. Д. 1296. Л. 424.

11 Там же. Оп. 6. Д. 1906. Л. 100 об.

12 Там же. Оп. 2. Д. 1296. Л. 261.

13 Там же. Л. 379.

14 Там же. Л. 35, 37.

15 Там же. Ф. 441. Оп. 1. Д. 148. Л. 158.

16 Там же.

17 Там же. Ф. 418. Оп. 1. Д. 1274. Л. 27, 30.

18 Секретный доклад по Морскому министерству за 1916 год. Пг.: Типография Морского министерства, 1917. С. 114.

19 РГА ВМФ. Ф. 401. Оп. 2. Д. 1296. Л. 331.