ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОРСКИХ ЛЁТЧИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

image_print

Карташев Андрей Владимирович — доцент кафедры отечественной истории, политологии, экономики Ставропольской государственной медицинской академии, полковник запаса, кандидат военных наук, доцент (г. Ставрополь. E-mail: olvian@rambler.ru)

Первоначальное обучение морских лётчиков в годы Великой Отечественной войны

Система подготовки авиационных кадров в нашей стране, динамично меняющаяся в последние два десятилетия под воздействием процессов глобализации в социальной и военной сфере, имеет вместе с тем богатый исторический опыт, изучение которого чрезвычайно важно в интересах её дальнейшего развития. Одной из важнейших вех в истории подготовки лётного состава в СССР является период Великой Отечественной войны. Вопросы обучения авиаторов в эти годы неоднократно рассматривались в диссертационных исследованиях, периодических изданиях. Однако происшедшие в системе подготовки военных лётчиков изменения требуют по-новому взглянуть на этот опыт, раскрыть его новые грани с помощью менее изученных материалов и малоизвестных фактов. В этой связи представляет особый интерес небольшая по составу, замкнутая ведомственно, многоступенчатая по организации система подготовки морских лётчиков, и в частности ее первая ступень — подсистема первоначального обучения.

К началу войны лётные кадры для ВМФ готовили два военно-морских авиационных училища — ВМАУ имени И.В. Сталина (г. Ейск) и ВМАУ имени С.А. Леваневского (г. Николаев)1. Основной задачей авиационных училищ была подготовка в требуемом количестве лётчиков, хорошо владеющих техникой пилотирования и всеми видами боевого применения самолёта (стрельба, строи, высотные и штурманские полёты, воздушный бой)2.

С учетом угрозы развязывания войны против Советского Союза в 1941 году двухлетняя подготовка лётчиков в этих училищах заменялась на одногодичную с производством двух выпусков в год. Так, в ВМАУ им. Сталина выпуски младших командиров-пилотов были назначены на 15 июня 1941 г. (курсанты второго года обучения) и 15 ноября 1941 г. (курсанты первого года обучения)3. В соответствии с приказом НКО ВМФ СССР 1940 года № 0993 выпускники училищ, имевшие общую выслугу менее 4 лет, находились на положении военнослужащих срочной службы, им присваивалось звание сержант4.

Производя два выпуска в год, училища в 1941 году должны были сделать и два набора5. Новая система комплектования военных училищ наряду с добровольным набором предусматривала право набора курсантов из очередного призыва на действительную военную службу. Направлению в лётные училища в первую очередь подлежали выпускники аэроклубов Осоавиахима.

25 февраля 1941 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 386-167сс «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», в соответствии с которым в ВВС КА началось формирование 30 военных школ пилотов первоначального обучения со сроком подготовки 4 месяца в мирное и 3 месяца в военное время. После окончания этих школ курсанты направлялись в школы военных пилотов со сроком обучения 9 месяцев в мирное и 6 месяцев — в военное время6.

Несмотря на это, подготовка пилотов для авиации ВМФ в 1941—1942 годах, даже при сокращении срока обучения курсантов, оставалась прежней. Выпускник аэроклуба, попадая в училище, вновь ненадолго садился в кабину биплана У-2, осваивал учебно-тренировочный самолёт УТ-2, после чего попадал в эскадрильи боевых самолётов, где вначале учился пилотированию, а потом — боевому применению истребителя или бомбардировщика.

Но в связи с тем, что значительная часть аэроклубов в стране была обращена на создание новых лётных школ, а потребности ВВС КА и ВВС ВМФ в лётных кадрах были очень велики, в ряды курсантов ВМАУ вскоре должны были попасть военнослужащие и гражданская молодёжь, не имевшие первоначальной лётной подготовки. Это обстоятельство ставило перед лётными училищами ВМФ проблему обучения пилотов на самолётах У-2. Возложение этой задачи в полном объёме на ВМАУ значительно усложняло работу училищ, и без того обременённых многопрофильностью и отсутствием чёткой специализации по родам авиации. На 19 августа 1941 года в составе ВМАУ им. Сталина числились 1970 курсантов по профилям лётчика и лётчика-наблюдателя (в школах ВВС КА в среднем обучались по 500 человек, в училищах — 1000 человек. — А.К.). При нём действовали курсы командиров звеньев авиации ВМФ. На вооружении состояли самолёты И-15, И-16, И-153, СБ, Пе-2, Ил-2, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, МиГ-3, МБР-2, У-2, УТ-2, УТИ-4 и другие7.

Для решения проблемы в соответствии с приказом НК ВМФ № 0652 от 31 июля 1942 года в ВВС ВМФ началось формирование трёх авиационных школ пилотов первоначального обучения (ШППО) с номерами 1, 2 и 3, которые были сведены в бригаду, штаб которой разместился в г. Куйбышеве. Командиром бригады был назначен полковник Шарапов, начальниками школ — полковник Вирак, подполковники Кузнецов и Тужилин8.

В Куйбышеве, на базе Куйбышевского и Мелекесского аэроклубов, начала своё формирование и 1-я школа пилотов. Материальную часть школа приняла, кроме того, от Казанского, Дзержинского, Уфимского, Туркестанского аэроклубов, имущество и запчасти — от аэроклубов Томска, Канска, Анжерска и др.

2-я школа создавалась в Молотовской области на базе 14 аэроклубов из разных уголков страны: от местных — Молотовского и Дзержинского (ст. Куеда), до Читинского, Ереванского, Барнаульского, Иркутского, Семипалатинского, Нальчикского. Штаб школы разместился на ст. Куеда9. Аналогично создавалась 3-я школа, разместившаяся в Удмуртии, в г. Сарапуле.

Комплектование школ курсантами проходило в сентябре—ноябре 1942 года. Значительное число курсантов первого набора прошло лётное обучение в аэроклубах, учебных эскадрильях ГВФ или в школах первоначального обучения ВВС КА. Среди 530 курсантов 2-й школы таких было 50 проц. Другую половину составили военнослужащие частей ВВС ВМФ или ВВС КА10. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 6071. Оп. 3. Д. 3. Л. 12.

2 Там же. Ф. 923. Оп. 0014217. Д. 1. Л. 54.

3 Там же. Л. 4.

4 Там же. Л. 8, 9.

5 Там же. Л. 72.

6 Вестник воздушного флота. 2003. Июль—август. С. 94—97.

7 ЦВМА. Ф. 923. Оп. 014252. Д. 3. Л. 31.

8 Там же. Ф. 120. Оп. 0546. Д. 12. Л. 14.

9 Там же. Оп. 38с. Д. 76. Л. 2.

10 Там же. Л. 3, 4.