Перестройка хозяйственной системы Республики Татарстан в годы Великой Отечественной войны

image_print

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы срочной переориентации в ходе Великой Отечественной войны перспективных народно-хозяйственных планов в Татарской автономной советской социалистической республике (ТАССР; Республика Татарстан).

Summary. The article considers the urgent problems of reorientation in the course of the Great Patriotic War of perspective national economic plans in the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic (TASSR; Republic of Tatarstan).

Экономика и вооружённые силы

 

ГАПСАЛАМОВ Алмаз Рафисович — доцент кафедры экономики и менеджмента Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат экономических наук, доцент

(г. Елабуга. E-mail: Gapsalamov@yandex.ru).

 

 

Перестройка хозяйственной системы Республики Татарстан в годы Великой Отечественной войны

 

Актуальность настоящей публикации определяется далеко неполным отражением в отечественных теоретических исследованиях вопросов региональной экономики и проблем развития системы управления её отраслями, самого аппарата управления. Учитывая этот пробел, автор статьи рассматривает в исторической последовательности особенности становления промышленности Татарской АССР в военную пору1. Из исследованного по этой теме обширного материала он сделал следующий вывод: «Несмотря на серьёзные трудности, разрушения, людские потери и прочие беды, война послужила толчком для преобразования в интересах фронта аграрных регионов в индустриальные». В частности, Республика Татарстан за счёт эвакуации на её территорию населения и промышленных предприятий из прифронтовой зоны «подверглась подобной мобильной реформации».

Поступательное на основе пятилетних народно-хозяйственных планов развитие советской экономики в первые дни войны вынужденно становилось на «скоростные рельсы». Уже в конце июня 1941 года советским правительством был принят для исполнения первый соответствующий документ — «Мобилизационный народнохозяйственный план» на III квартал. Он явился одним из важнейших ориентиров, определявших перестройку народного хозяйства СССР с «мирной экономики» на «военную». В частности, планом предусматривалась концентрация капитальных работ и материальных ресурсов для строительства оборонных предприятий в районах Поволжья, Урала и Западной Сибири. 16 августа Совет народных комиссаров (СНК) и Политбюро Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)) одобрили представленные Госпланом военно-хозяйственные разработки на IV квартал 1941-го и на 1942 год для упомянутых регионов, а также для Казахстана и Средней Азии2. Их принятие означало, что основная тяжесть экономического обеспечения войны при новых обстоятельствах ложилась на восточные районы страны, включая Поволжье. Перестройка здесь промышленности на военный лад должна была создать условия для извлечения «большего производственного эффекта из меньшего промышленного потенциала». Татарская АССР в этой связи стала одним из важнейших «арсеналов» для подготовки всего необходимого фронту, то есть для отражения вражеской агрессии. Газета «Красная Татария» отмечала, что «в республике не найти ни одной фабрики, ни одного завода, ни одной мастерской, которые в той или иной степени не выполняли бы фронтовые заказы»3.

В постановлении объединённого пленума Татарского обкома и Казанского горкома ВКП(б) от 13 ноября 1941 года, вошедшем в опубликованный впоследствии документальный сборник, чётко обозначены задачи, стоявшие перед республикой в начальный период войны: «Обеспечить безусловное выполнение планов IV квартала 1941 г., добиваясь строгого соблюдения суточных графиков и ритмичности работы каждого предприятия, цеха и участка; организовать работу всех предприятий таким образом, чтобы максимально использовать имеющееся оборудование, правильно организовывать производственный процесс; решительно улучшить руководство стахановского движения на предприятиях; в целях наилучшего обеспечения заданий для фронта оказывать помощь друг другу излишним оборудованием, материалами и т.д.; в кратчайшие сроки разместить всех рабочих и инженерно-технических работников, прибывающих с эвакуированными заводами, за счёт уплотнения населения города Казани…»4.

В Казани и районных центрах переориентация на выпуск военной продукции вызвала возникновение и бурное развитие новых отраслей промышленности (приборной, резиновой, химико-фармацевтической и др.)5.

Параллельно с проведением организационных мероприятий были развёрнуты приём, размещение эвакуированных из тревожных районов и прибывавших в республику производственных коллективов, запуск оборудования, техники. За время войны в Татарии были размещены более 70 «индустриальных новосёлов» (см. табл. 1). Так, летом и осенью 1941 года в Казань перевели крупные машиностроительные и приборостроительные предприятия, московский авиационный завод № 22 имени С.П. Горбунова, табачную фабрику «Дукат»; в село Моркваши Верхнеуслонского района — Московскую кондитерскую фабрику «Большевик»; в Елабугу, Мамадыш и Набережные Челны — хлопчатобумажные фабрики. Появилось множество управленческих структур. В одном только Сталинском (ныне Приволжский) районе Казани были размещены 5 центров главных производственных отраслей, 5 ЦК союзов, Наркомат пищевой промышленности, 3 снабженческие организации, сотрудники промысловой артели. Для их обустройства исполком райсовета выделил 15 000 м2 производственных площадей, 6000 м2 складских помещений, 3 гаража, 2 помещения под мастерские6.

Часть предприятий, эвакуированных в республику, слилась с местными однотипными, усилив их производственную мощность; остальные передали в иные ведомства. Так, в связи с подчинением галантерейной и гармонной фабрик Народному комиссариату лёгкой промышленности (НКЛП) РСФСР, Татполиграфа — Управлению полиграфической промышленности при СНК ТАССР, завода пишущих машин — Наркомату боеприпасов СССР под непосредственной ответственностью Народного комиссариата местной промышленности (НКМП) республики остались 2 предприятия — Татметровес и Казанское «торфяное». Зато значительно увеличилось число предприятий НКМП ТАССР районного подчинения (см. табл. 2).

Много внимания партийными органами уделялось и вопросам приёма, размещения и трудоустройства эвакуированного населения. Этой проблемой занимался отдел эвакуации, созданный при СНК ТАССР. Только в августе 1941 года в республику прибыли порядка 57 000 человек, а к началу сентября — более 175 000 (к весне 1942 г. — 266 000)7. В последующие месяцы поток эвакуированных снизился.

На уровне министерств и управлений началась структурная перестройка, связанная с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей фронта и населения республики. Вместе с тем реформы в течение 1941—1945 гг. носили преимущественно точечный характер без «кардинальных преобразований». Причин этому было несколько. Во-первых, управленческая модель, сформированная в 1930-е годы и основанная на отраслевом принципе, централизованном подходе, наиболее полно соответствовала условиям военного времени, требовавшего точного соблюдения всех приказов вышестоящих органов. Во-вторых, недостаточное количество руководящих кадров и специалистов из-за сокращения по мобилизации более чем в два раза сотрудников многих наркоматов и учреждений. В-третьих, «урезанное» финансирование: выделяемых средств не всегда хватало даже на содержание имевшихся работников, не говоря уже о привлечении новых.

В системе управления промышленностью республики вводились чётко разграниченные должностные обязанности руководителей всех уровней с изменением в зависимости от обстановки их степени ответственности, должностных обязанностей и т.п.8 Так, в сферу компетенции народного комиссара Наркомата местной промышленности (приказ по НКМП ТАССР № 185 от 22 ноября 1941 г.) входило руководство планово-экономическим отделом с секторами финансовым, кадров и заработной платы, специальным; центральной бухгалтерией; предприятиями стройматериалов областного подчинения. Его заместитель отвечал за производственно-технический и административно-хозяйственный отделы, Местпромснабсбыт (изготовление, снабжение и сбыт продукции местного промышленного производства), все областные (исключая производство стройматериалов) и районные предприятия9. К середине войны на основе приказа № 1 от 4 января 1943 года вводилось новое распределение обязанностей между ними: первый отвечал за работу предприятий областного подчинения, планово-экономического отдела, центральной бухгалтерии, финансового сектора, мобилизационного отдела и Местпромснабсбыта, а второй — за работу предприятий районного (городского) подчинения, производственно-технического и административно-хозяйственного отделов, сектора кадров и заработной платы10.

Значительное внимание уделялось оптимизации работы уже действовавших ведомств, трестов, предприятий. Так, постановлением СНК ТАССР № 377 от 18 августа 1941 года «О сокращении штатов наркоматов, управлений ТАССР и хозорганов, а также ликвидации излишних звеньев управленческого и хозяйственного аппарата» с 1 сентября в упомянутых структурах Татарстана были сокращены штаты на 689 единиц. Одновременно с этим металлопромсоюз и Разнопромсоюз были объединены под наименованием последнего из них11. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 См., например: Гильманов З.И. Татарская АССР в Великой Отечественной войне. 1941—1945 гг. Казань: Татар. кн. изд-во, 1977. С. 65.

2 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: В 4 т. Т. 2. 1929—2945 годы. М.: Госполитиздат, 1957. С. 707—712.

3 Красная Татария. 1942. 7 января.

4 Татария в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Сборник документов и материалов / Сост. А.М. Залялов, Ю.И. Смыкова, Н.А. Субаев. Казань: Татар. кн. изд-во, 1963. С. 69, 70.

5 Там же. С. 91, 92.

6 Гильманов З.И. Указ. соч. С. 70, 71.

7 Там же. С. 70, 77, 78.

8 Наркомат — министерство местной промышленности ТАССР / Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-3049. Оп. 5. Д. 334. Л. 52, 53.

9 Там же. Д. 401. Л. 1.

10 Там же.

11 Совет министров ТАССР / НА РТ. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 3476. Л. 86.