На аэродром не возвратился

image_print

КОРОВИН Владимир Викторович — профессор кафедры конституционного права Юго-Западного государственного университета, доктор исторических наук, доцент (г. Курск. E-mail: Vlavikor@yandex.ru)

«На аэродром не возвратился»

К 70-летию начала Великой Отечественной войны

Трагичной, как и у сотен тысяч его современников, вступивших в смертельную схватку с врагом в первые дни войны, была судьба лейтенанта Виктора Клыкова. За воздушный таран, совершённый в июле 1941 года, командование представило его к званию Героя Советского Союза, но обстоятельства сложились так, что Золотой Звезды (посмертно) он был удостоен лишь в 1998 году.

Виктор Павлович Клыков родился 15 января 1917 года в городе Рыльске Курской губернии в рабочей семье. В 1926 году поступил в школу первой ступени, затем учился в семилетке — ныне средняя школа № 1, носящая имя прославленного уроженца Рыльска купца и землепроходца Г.И. Шелихова. В 1933 году он поступил в Рыльский сельскохозяйственный техникум, после окончания которого получил направление на работу на Ивановскую селекционную станцию Ахтырского района Харьковской области. Однако мирную профессию агронома молодой специалист осваивал не дольше месяца: в августе 1937 года по специальному набору он был призван в РККА и стал курсантом 9-й военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей Харьковского военного округа. Проучившись здесь чуть больше года, Клыков поступил в Чугуевское военное авиационное училище, где 23 февраля 1939 года принял военную присягу. Виктор упорно постигал азы лётного мастерства. За период обучения он освоил четыре типа самолётов, совершив 523 вылета с общим налётом 90 часов. Интересно ознакомиться с его выпускной аттестацией, составленной лётчиком-инструктором лейтенантом Лихолетом: «Предан партии Ленина — Сталина и социалистической Родине. Политически и морально устойчив. Бдителен. Умеет хранить военную тайну и хранит её. Политически развит отлично. Принимает активное участие в работе партийной и комсомольской организации. Деловым и политическим авторитетом пользуется. Дисциплинирован отлично. Программу лётную усваивает медленно, но прочно. Летает отлично. В усложнившейся обстановке решение принимает быстрое и правильное. Летает смело и уверенно. Требователен к себе. Строевая и физическая подготовка отличная. Материальную часть мотора и самолёта знает отлично, эксплуатирует её грамотно. Вполне достоин присвоения военного звания лейтенанта с использованием в истребительной авиации…»1.

С такой аттестацией молодой лейтенант был направлен в 19-й Краснознамённый истребительный авиационный полк (иап), входивший в состав 7-го истребительного авиационного корпуса противоздушной обороны. Полк был сформирован в марте 1938 года в местечке Горелово Красносельского района Ленинградской области, где и базировался до начала войны. Многие военнослужащие имели опыт участия в боевых действиях. Например, командовавший полком капитан А.Г. Ткаченко, участник Советско-финляндской войны, был удостоен 19 мая 1940 года звания Героя Советского Союза. В июле 1941 года 19 иап перевооружился на самолёты МиГ-3 и ЛАГГ-3. В составе пяти истребительных эскадрилий, объединявших 85 экипажей, полк участвовал в Великой Отечественной войне, защищая небо над Ленинградом2.

В воздушных боях на ленинградском направлении лётчиками полка были сбиты 63 и повреждены 13 самолётов противника, ещё до 40 боевых машин удалось уничтожить штурмовыми действиями на аэродромах врага. Личный состав совершал ежедневно до 5—6 самолётовылетов, хотя давалось это ценой величайшего напряжения и неоправданных потерь. Впоследствии, обобщая опыт военного времени, командование вполне критически оценивало эффективность первых воздушных боёв: «Абсолютно отсутствовали хорошо отработанные тактические приёмы, особенно плохо организовано взаимодействие в группе. Эти недостатки в вопросах тактики и лётно-технических данных самолётов привели к большим потерям и сравнительно небольшим успехам. В проведённых 415 воздушных боях сбито 76 самолётов противника при своих потерях 36 лётчиков и 57 самолётов. Успехи объясняются только патриотизмом лётного состава…»3. Одним из примеров мужества и патриотизма стал подвиг лейтенанта В.П. Клыкова, имевшего к тому времени 28 боевых вылетов. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Личное дело (ЛД). 1975849. Л. 11.

2 Там же. Ф. 463. Оп. 518805. Д. 1. Л. 2, 3, 5 об.

3 Там же. Оп. 256280. Д. 1. Л. 4.