Мероприятия по организации использования радиосвязи и технической эксплуатации её материальной части в российском Военном воздушном флоте накануне и во время Первой мировой войны

image_print

Аннотация. В статье рассказывается об организации радиосвязи в авиационных отрядах российского Военного воздушного флота перед и во время Первой мировой войны.

Summary. The paper looks at organizing radio communications in aviation squads of the Russian Military Air Fleet prior to and during the First World War.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

 

АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович — преподаватель кафедры истории войн и военного искусства ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)», подполковник, кандидат исторических наук

(г. Воронеж. E-mail: aviator1ww@mail.ru).

 

Мероприятия по организации использования радиосвязи и технической эксплуатации её материальной части в Рроссийском военном воздушном флоте накануне и во время Первой мировой войны

 

С самого момента своего появления военная авиация как род войск, действующий быстро и на больших пространствах, нуждалась в средствах воздушной и наземной связи. Средства воздушной связи, т.е. связи между несколькими самолётами или самолётом и землёй, накануне и во время Первой мировой войны были очень многочисленны: эволюции самолётом, цветные ракеты и вымпелы, пулемётные очереди, оптическая сигнализация и т.д. Однако наилучшим средством являлось радио.

Радио в авиации по сравнению с другими средствами связи обладает следующими преимуществами:

1) большая дальность действия;

2) возможность передачи самых сложных, длинных и разнообразных сообщений;

3) возможность двухсторонней связи;

4) независимость от условий боя;

5) быстрота передачи сообщений;

6) возможность одновременной работы на одном участке нескольких самолётов, снабжённых радио;

7) независимость от атмосферных условий, если только они не препятствуют полёту;

8) незначительная зависимость от времени суток;

9) возможность одновременной передачи на несколько станций;

10) незначительное отвлечение внимания лётчика-наблюдателя;

11) возможность установить связь при вынужденной посадке1.

Впервые в российском Военном воздушном флоте (ВВФ) испытания применения радио были проведены в Офицерской воздухоплавательной школе ещё 9 ноября 1911 года. Тогда на аэроплане «Фарман» выполнили 3 полёта для проверки работы радиопередатчика, разработанного штаб-офицером для поручений при генерал-инспекторе по инженерной части Главного инженерного управления подполковником Д.М. Сокольцовым. Испытания дали положительные результаты, выявив практическую возможность применения радио с аэроплана2. Позже радиопередатчики системы Сокольцова изготовлялись на заводе Российского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ) и наряду с другими с 1915 года поставлялись на вооружение российских авиачастей3.

Успешные опыты дали основание военному руководству России планировать снабжение авиационных отрядов радиостанциями. Соответственно, необходимы были специалисты по их эксплуатации. Уже в первом штате авиационного отряда воздухоплавательной роты, утверждённом 25 июня 1912 года, на шесть имевшихся в отряде аэропланов в мирное время было положено иметь двух младших унтер-офицеров — радиотелеграфистов, а в военное — пять. Именно они должны были заниматься эксплуатацией и обслуживанием радиоаппаратуры в авиаотряде4.

В мае и июне 1913 года в Офицерской воздухоплавательной школе были произведены ряд полётов на самолётах типа «Фарман-16» для проверки работы установленной на них передающей радиостанции системы инженера Рузе. Опыты дали положительный результат5, и Воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба приняла данный тип радиостанций для снабжения российских авиационных отрядов. По докладу начальника Генерального штаба Военный совет 8 августа 1913 года принял решение о закупке во Франции 12 таких станций6. Ещё одна самолётная радиостанция с дальностью действия до 85 км в том же году была заказана российской компании ДЕКА7.

В соответствии с решением снабжать радиостанциями авиационные отряды планировались и их штаты. Так, 31 января 1914 года были утверждены штаты корпусного и крепостного авиационных отрядов, с которыми наша авиация летом того же года вступила в войну. В соответствии с ними в каждом корпусном и крепостном авиаотряде в военное время полагалось иметь 5 младших унтер-офицеров — радиотелеграфистов, которые отвечали за грамотную эксплуатацию и использование по предназначению радиооборудования8.

Само радиотелеграфное оборудование начало поступать в авиационные отряды ещё до начала Первой мировой войны. Весной 1914 года в авиационные роты для снабжения авиаотрядов были высланы 4 приёмные радиостанции и 12 радиопередатчиков системы Рузе с дальностью действия до 80 км. По данным цифрам видно, что для каждого авиаотряда был установлен комплект радиооборудования — одна приёмная радиостанция, размещавшаяся на аэродроме, и три радиопередатчика, устанавливавшихся на аэропланах. В дополнение планировалось заказать промышленности 50 комплектов радиооборудования для авиаотрядов. Каждый комплект должен был состоять из одной приёмной радиостанции, трёх радиопередатчиков для установки на аэропланах и одной зарядной станции с тремя аккумуляторами9.

Во время Первой мировой войны в авиационных отрядах российского Военного воздушного флота радиосвязь в масштабах, соответствовавших имевшемуся количеству технических средств, применялась с самого её начала. Но широкий размах она приобрела лишь в 1916 году. Использовалась радиосвязь для корректирования стрельбы артиллерии и проведения корпусной (ближней, в интересах армейских корпусов) и армейской (дальней, в интересах штабов армий) воздушных разведок.

Так как с началом войны действующей армии понадобилось большое количество радиотелеграфного имущества, в первую очередь для обеспечения радиосвязью штабов фронтов, армий и корпусов, то все имевшиеся запасы радиостанций пошли на нужды сухопутных войск. Так же и основная масса заказов на новые радиостанции с началом войны предназначалась для удовлетворения нужд управлений объединений и соединений сухопутных войск. Поэтому новое поступление радиосвязного оборудования в авиационные части произошло лишь в 1915 году.

Учитывая малое количество радиостанций в действующих авиационных отрядах в начале войны и то, что всё радиоимущество в армии и радиоспециалисты были сведены в так называемые искровые роты (обеспечивающие органы военного управления телефонной, телеграфной и радиосвязью), высшее военное руководство перестало вводить должности штатных радиоспециалистов. Эксплуатацию радиостанций в авиационных частях решено было осуществлять силами личного состава искровых рот, от которых эти радиостанции выделялись. Так, в утверждённом 21 декабря 1914 года штате армейского авиаотряда уже не было ни одного радиотелеграфиста10.

Но в авиаотрядах Военного воздушного флота продолжало эксплуатироваться радиотелеграфное имущество и в течение 1915 года, пусть в небольших количествах, поступало новое. Для его эксплуатации требовались подготовленные специалисты и соответствующие подразделения. Поэтому 8 октября 1915 года Военный совет ввёл в действие штат и табель имущества команды авиационно-воздухоплавательной приёмной радиотелеграфной станции и решил сформировать 34 таких команды за номерами 1—34 для придания их авиационным и воздухоплавательным отрядам11.

Согласно этому штату команда авиационно-воздухоплавательной приёмной радиотелеграфной станции состояла из 13 нижних чинов. Один из них в чине старшего унтер-офицера по специальности телеграфист (слухач) был старшим надсмотрщиком на станции. Кроме него, в команду входили 3 телеграфиста (слухача), 2 электротехника и 7 обозных солдат. Для перевозки радиоимущества команде выдавались 3 парные двуколки: 1 аппаратная — для радиостанции, 1 зарядная — для двигателя и генератора и 1 — для запасного инструмента12.

С этого момента непосредственно использованием и технической эксплуатацией всего радиотелеграфного имущества в авиационных отрядах занимались специалисты приданных им команд авиационно-воздухоплавательных радиостанций.

30 декабря 1915 года штат заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии был дополнен ещё одной должностью — штаб-офицера для поручений. Этот офицер должен был быть радиотелеграфистом. Он отвечал за все вопросы по использованию радиосвязи в военной авиации России на фронте. У российской военной авиации появился главный руководитель по радиосвязи13.

К началу 1916 года русская авиация получила хотя и немногочисленное, но стоявшее на уровне мировых образцов радиотелеграфное вооружение. Во всяком случае, в течение весны и лета 1916 года авиационный радиотелеграф уже неоднократно и успешно применялся для корректирования артиллерийской стрельбы, особенно на Северном фронте.

1 февраля 1916 года приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего (НШВГ) № 126 было введено в действие Положение о радиотелеграфе в действующей армии, в котором была объявлена новая организация радиотелеграфных частей. В каждой армии был сформирован радиотелеграфный дивизион, объединявший в специально-техническом отношении все радиостанции, входившие в состав армии. Для каждого штаба корпуса были сформированы корпусные радиотелеграфные отделения (РТО) в составе трёх радиостанций (полевая, лёгкая, авиационная), а для каждой армий — армейские РТО (одна полевая радиостанция, одна приёмная и одна авиационная)14. Этим же приказом были определены права заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии по отношению к авиационным радиотелеграфным средствам15.

Среди прочих мероприятий внедрялось придание радиостанций авиационным отрядам. Радиотелеграфные отделения, придававшиеся авиационным отрядам, состояли из одной приёмной радиостанции и трёх самолётных радиопередатчиков16. Такой комплект состава радиоимущества сложился ещё до начала войны. Практика показала его соответствие боевым реалиям, и поэтому по состоянию на весну 1916 года было решено и дальше использовать такое соотношение приёмных и передающих радиостанций.

20 февраля приказом НШВГ в штат управления заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии в качестве структурного подразделения была добавлена радиотелеграфная мастерская. Особо надо отметить, что эта мастерская не предназначалась для ремонта радиоимущества авиаотрядов. Весь ремонт приёмных и передающих авиационных радиостанций осуществлялся в радиотелеграфных дивизионах, которым и подчинялись в техническом отношении авиационные РТО. Данная радиотелеграфная мастерская предназначалась для производства работ, связанных с разработкой и испытанием новых образцов специальных радиоавиационных станций. Мастерская находилась в непосредственном подчинении штаб-офицера для поручений по радиотелеграфу при заведующем авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, который руководил ею на правах командира отдельной части. По утверждённому временному штату этой мастерской в ней состояли 1 военный чиновник — старший механик и 9 нижних чинов: 2 слухача, 2 электромеханика, 2 шофёра и 3 мастеровых. Вместо военного чиновника мог быть нанят гражданский специалист с соответствующим образованием. Мастерской полагался 1 грузовой автомобиль17. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Применение радио в авиации. М.; Л.: Госиздат, 1930. С. 6.

2 Авиация и воздухоплавание в России в 1907—1914 гг.: сборник документов и материалов. Вып. 3. (1911 г.). М.: Б.и., 1970. С. 74, 110, 134.

3 Там же. Вып. 5. (1913 г.). М.: Б.и., 1972. С. 32—36; История военной связи в 3 т. / Под ред. А.И. Белова. Т. 1 Становление и развитие военной связи в России. М.: Воениздат, 1983. С. 356.

4 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 4. Л. 37—39 об.

5 Авиация и воздухоплавание… Вып. 5. С. 63—65.

6 «Отчёт о деятельности Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба за 1913 год» от 23 ноября 1913 г. и Примечание 14. См.: Авиация и воздухоплавание… Вып. 5. С. 146—150, 183.

7 Глущенко А.А. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900—1917 гг.). СПб.: Военно-морской институт радиоэлектроники, 2005. С. 294.

8 РГВИА. Ф. 493. Оп. 2. Д. 4. Л. 228, 229.

9 Алексеев В. Радиосвязь в авиации в Первую мировую войну // Век качества. 2010. № 4. С. 74.

10 Штат № 9 армейского авиационного отряда, высочайше утверждённый 21 декабря 1914 г. // Сборник временных штатов управлений, учреждений, заведений и частей войск, сформированных на время войны, и изменений и дополнений к постоянным штатам, имеющих значение на тот же период. Ч. 1. Пг.: ГУ ГШ, 1916. С. 489—492.

11 РГВИА. Ф. 2203. Оп. 1. Д. 1234. Л. 222.

12 Штат команды авиационно-воздухоплавательной приёмной радиотелеграфной станции, высочайше утверждённый 17 октября 1915 г. // Сборник временных штатов управлений, учреждений, заведений и частей войск… Ч. 1. С. 505, 506.

13 Приказ начальника Штаба Верховного Главнокомандующего (НШВГ) № 418 от 30 декабря 1915 г. Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ).

14 Глущенко А.А. Указ. соч. С. 634.

15 РГВИА. Ф. 2203. Оп. 1. Д. 1234. Л. 222.

16 Алексеев В. Указ. соч. С. 75.

17 Приказ НШВГ № 243 от 20 февраля 1916 г. и Временный штат радиотелеграфной мастерской при Управлении заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, утверждённый 20 февраля 1916 г. Российская государственная библиотека (РГБ).