«АВИАЦИЯ ПЕРЕЖИВАЕТ КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД…»

image_print

Военное строительство

Елисеев Сергей Павлович — доцент Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, полковник запаса, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: vvia@inbox.ru)

Нечаев Владимир Николаевич — начальник кафедры Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, полковник, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: vvia@inbox.ru)

Ефремов Роман Вячеславович — доцент Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, подполковник (Москва. E-mail: vvia@inbox.ru)

«Авиация переживает критический период…»

Анализ деятельности Всероссийской коллегии Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота (по материалам протоколов заседаний, хранящихся в РГВА)

На заседании 19(6) февраля было решено отозвать 99 человек, командированных Увофлотом во Францию, Англию и Италию, оставив за границей только 13 специалистов. Для командирования в эти страны с целью исполнения указанного решения утвердили кандидатуры С.А. Ульянина, В.С. Цвет-Калядинского и П.А. Моишеева. Начальником Увофлота С.А. Ульяниным для Коллегии была подготовлена «Записка о ликвидации дел заграничной авиационной комиссии», в которой обосновывалась необходимость командирования в бывшие союзные страны небольшого числа компетентных лиц. Они должны были ликвидировать дела по заказам Увофлота, получить «возможно полные сведения в области авиации и воздухоплавания», добиться получения рабочих чертежей лучших самолётов и моторов, ознакомиться с планами грядущей демобилизации военной авиации и авиапромышленности, уяснить направления развития авиационной науки и «систематизировать на месте весь материал как собранный, так и имеющийся в заграничной авиационной комиссии…»1.

В это время мирные переговоры в Брест-Литовске между германской и советской делегациями зашли в тупик, и вскоре началось наступление германских войск на Русском фронте, который был основательно оголён с российской стороны начавшейся в январе демобилизацией старой армии. Германская армия двигалась на Петроград, и Советское правительство стало готовиться к переезду в Москву.

На том же состоявшемся 19(6) февраля заседании по предложению М.П. Строева обсуждалось и создавшееся в стране военно-политическое положение. В результате Коллегия приняла решение, подготовленное Строевым, а именно: 1) организовать Отдел связи Увофлота в Москве, 2) перевести в Москву Инспекцию авиации Западного фронта и 3) вызвать в Петроград авиационный отряд воздушной обороны Ревеля. Дополнительно 22(9) февраля Коллегия решила создать при Увофлоте Оперативное отделение под руководством М.П. Строева, организация которого ему же и поручалась. М.П. Строев должен был также сформировать авиационное отделение при Штабе воздушной обороны Петрограда.

Через четыре дня, 26(13) февраля 1918 года Коллегия приняла предложение М.П. Строева о передаче формировавшемуся в Петрограде 1-му Красному корпусу четырёх авиаотрядов: 1-го Социалистического, 12-го армейского, Кронштадтского и Аэроклубовского2.

В своих воспоминаниях К.В. Акашев писал об этих событиях: «Военно-революционный комитет Петроградского совета приступил к формированию 1-го корпуса Красной армии. Инструктором по формированию красных авиаотрядов при 1-м корпусе был назначен тов. Можаев, при содействии которого было сформировано 8 авиаотрядов. Эти авиаотряды сразу же посылались на фронты, сначала в Финляндию, а впоследствии вместе со всем 1-м корпусом были отправлены на Северный фронт под Архангельск»3.

Упоминание об А.В. Можаеве ассоциируется с деятельностью Бюро военных комиссаров авиации и воздухоплавания, в котором он оставался председателем. Надо сказать, что Коллегия внимательно отслеживала деятельность этого органа. В её протоколах Бюро упоминается неоднократно. Например, 30 января в связи с решением о командировании кого-либо из Бюро в Архангельск, затем — в протоколе от 19(6) февраля тоже косвенно затрагивалась та же тема: «Поручить члену Коллегии Строеву войти с докладной запиской в военный комиссариат [Наркомвоен] об объединении отдела Авиации и Воздухоплавания при Всероссийской Коллегии по сформированию Красной Армии с Коллегией по управлению Воздушным Флотом Республики и включить тов. Любченко в число членов Коллегии по управлению… предоставляя тов. Любченко возможность привлечь всех авиаработников Бюро комиссаров по авиации, каких тов. Любченко найдёт необходимым привлечь. Бюро комиссаров по авиации ликвидировать». Далее — в протоколе от 22(9) февраля читаем: «Принять к сведению, что Бюро комиссаров авиации переведено из Смольного в Штаб Петроградского округа… и подчиняется распоряжениям Коллегии». И, наконец, 16(3) марта: «Кроме тов. Можаева и Ваврисюк, включить в состав Комиссии [по переотправке авиационных и воздухоплавательных грузов из Архангельска] члена Всероссийского совета авиации тов. Комарова»4. «Архангельской комиссии выехать не позже 23 марта»5. Таким образом, бывший председатель Бюро А.В. Можаев командировался в Архангельск для отправки в центр страны скопившихся там авиационных и воздухоплавательных грузов, прибывших от бывших стран-союзниц, а возглавлявшееся им Бюро комиссаров по авиации и воздухоплаванию должно было быть упразднено. Однако А.В. Можаев не спешил это осуществлять.

К сожалению, о деятельности Всероссийской коллегии по управлению ВФ сохранилось не очень много документов, а те, которые имеются, подчас противоречивы, пронизаны ошибками, находятся в ветхом состоянии или на микрофотографиях. Поскольку в публикациях современных авторов много неточностей со всякого рода названиями управлений и учреждений советской военной авиации периода 1917—1918 годов, попробуем сначала разобраться в названиях первых органов управления ею. Читая протоколы заседаний Всероссийской коллегии, мы находим некоторые переломные моменты в её деятельности. Такой момент наступил 19(6) февраля 1918 года. Среди тех вопросов, которые были рассмотрены в этот день, нам представляется важным для ориентирования в названиях Коллегии вопрос об объединении Отдела авиации и воздухоплавания при Всероссийской коллегии по сформированию Красной армии со Всероссийской коллегией по управлению Воздушным флотом Республики. Названным отделом руководил М.В. Любченко. Ему предложили войти сначала в состав ВК УВФ (см. выше) вместе со своими товарищами, что и было сделано. Таким образом, ВК УВФ стала полномасштабно и легитимно выполнять функцию по формированию красных авиационных частей. Это и повлекло за собой изменение названия ВК УВФ. В последующих протоколах всё чаще она называет себя «Всероссийская Коллегия Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (ВК РККВФ)». Данное обстоятельство соответствовало и политическому моменту, переживавшемуся страной: германские войска наступали на малочисленные отряды Красной гвардии. «Социалистическое Отечество в опасности», — пишет В.И. Ленин. Следовательно, ВК РККВФ отходит от мирного строительства Воздушного флота и переходит к строительству Красного Военного воздушного флота.

Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Российской Республики после 19 февраля 1918 года была переименована во Всероссийскую коллегию Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота (ВК РККВФ). В связи с эвакуацией (именно такой термин фигурирует в документах того времени) Советского правительства в Москву ВК РККВФ тоже стала проводить соответствующие мероприятия. Так, 23 марта 1918 года было решено делегировать в Москву «члена Коллегии Онуфриева для подыскания и реквизиции помещений для Коллегии», а с целью участия в формировании Московской окружной коллегии Воздушного флота делегировать туда же членов Авиасовета В.С. Горшкова, Карасёва и Я.Т. Конкина. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 1. Д. 2. Л. 58, 58 об.

2 Там же. Л. 64, 69 об., 70, 80 об.

3 Акашев К.В. Как создавался Красный Воздушный Флот // Самолёт. 1924. № 2. С. 4.

4 РГВА. Ф. 29. Оп. 1. Д. 2. Л. 51, 65 об., 70 об., 85.

5 Там же. Л. 90.