Забытое имя
БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук
(г. Краснодар. E-mail: Flagman.Flota@yandex.ru)
Гибель флагмана в политических волнах
В № 4 «Военно-исторического журнала» за 2011 год была опубликована статья В.С. Мильбаха о пограничных инцидентах на реке Амур в 1937—1939 гг. В ней упоминалось и о командующем Амурской Краснознамённой военной флотилией флагмане 1 ранга И.Н. Кадацком-Рудневе. В предлагаемой вниманию читателей статье мы более полно расскажем о жизни и деятельности этого забытого ныне флотского военачальника, стоявшего у истоков становления советского ВМФ.
В декабре 1935 года «Красная звезда» опубликовала перечень наиболее значимых флотских военачальников, в котором оказалась фамилия и И.Н. Кадацкого-Руднева, в то время командующего Амурской Краснознамённой военной флотилией (АКВФ).
Вот строки из передовой статьи центральной армейской газеты: «Имена Орлова, Викторова, Кадацкого, Галлера, Кожанова, Окунева, Киреева, Гришина, Гугина, Лудри, Душенова хорошо известны не только Красному Флоту, но и всей нашей армии и широким массам трудящихся нашей страны… как имена лучших боевых представителей нашего доблестного флота»1. Отметим, что буквально накануне большая группа рядового, командного, начальствующего и политсостава Морских Сил РККА «за выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев» была награждена орденами Советского Союза. Орден Ленина получили 183 человека, орден Красной Звезды — 65, орден «Знак Почёта» — 23 человека. Командующий АКФВ флагман 1 ранга И.Н. Кадацкий-Руднев был награждён орденом Красной Звезды.
Так кто же он такой — Кадацкий-Руднев, чьё имя оказалось третьим в списке популярных в те годы военморов?
Иван Никитич Кадацкий, родился 1(14) января 1889 года в городе Таганроге Донецкой губернии2. По свидетельству близких, воспитывался он у дяди, боцмана спасательной станции, так что к морю с детства прикипел душой. В возрасте 18 лет Иван нанялся матросом в каботажный торговый флот, затем поступил в Таганрогское мореходное училище, откуда был призван на военную службу и определён на Черноморский флот3.
С началом Первой мировой войны Иван Никитич выдержал экзамен на прапорщика по морской части4 и с октября 1915 года по январь 1918 года проходил службу на различных должностях в бригаде траления Чёрного моря. По образному выражению известного писателя-мариниста Бориса Лавренёва, в этот период прапорщик И.Н. Кадацкий «…служит на “гробовой” службе, в бригаде траления, укомплектованной офицерами “чёрной кости”, ибо “настоящие” моряки не желают подвергать себя ежеминутному риску взорваться»5. Какого-либо участия в Февральской и Октябрьской революциях прапорщик Кадацкий не принимал, но в феврале 1918 года добровольно вступил в ряды военморов создаваемого Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ)6. На тральщике № 360 он принимал участие в первых боях Гражданской войны на Азовском море, воевал с белыми, с немецкими и австрийскими оккупантами. В качестве временного начальника отряда кораблей Черноморского флота он благополучно вывел из Ейска советские тральщики, которые могли захватить кайзеровские войска. Однако не всё складывалось благополучно.
В августе 1918 года И.Н. Кадацкий попал в плен к белогвардейцам, длительное время провёл в заключении, и только в начале 1920 года смог бежать из плена7.
Несмотря на этот эпизод, ему оказали полное доверие, и в апреле 1920 года Кадацкий назначается начальником Службы связи Морских сил Чёрного и Азовского морей (МСЧАМ)8. На этой должности он проявил себя как знающий и расторопный командир, и в августе 1920 года И.Н. Кадацкий получает должность начальника дивизиона канонерских лодок Азовской военной флотилии (АВФ), вскоре переименованного в Отряд канонерских лодок9. В должности флагманского штурмана он принимал активное участие в боевых действиях на Азовском море в августе—сентябре 1920 года, в частности у косы Обиточная, бой у которой закончился крупным успехом Азовской военной флотилии. Врангелевские корабли, потерпев поражение, перестали появляться в районе Бердянска, оставив без поддержки с моря фланг своих сухопутных частей. В общей победе была заслуга и флаг-штурмана И.Н. Кадацкого, и хотя и не сразу, а лишь через восемь лет, но он всё же получил за тот бой орден Красного Знамени10.
В декабре 1920 года И.Н. Кадацкий назначается старшим морским начальником Мариупольской базы АВФ11, где ему пришлось много заниматься восстановлением разрушенной инфраструктуры и пополнением запасов продовольствия, обмундирования и боеприпасов. «За энергичную работу по ремонту судов в Мариуполе в невероятно тяжёлых условиях» ему была объявлена благодарность12.
Приказом Реввоенсовета Морских сил Чёрного и Азовского морей № 66 от 18 июня 1921 года военмор И.Н. Кадацкий был временно назначен начальником дивизиона канлодок. Всё лето он занимался боевой подготовкой этого соединения и добился хороших результатов. Но уже осенью его ждало новое назначение — он стал временно исполняющим обязанности флаг-капитана походного штаба начальника МСЧАМ, затем — начальника практического отряда судов МСЧАМ, после чего вернулся к исполнению обязанностей флаг-капитана практического отряда судов с оставлением в должности начальника дивизиона канлодок МСЧАМ. Интересно, что эти должности остались за ним даже после назначения командиром канонерской лодки «Терец».
Сталкиваясь в своей командирской практике со многими вопросами флотской службы, Иван Никитич всё больше убеждался в необходимости получения высшего военно-морского образования. Его просьба была удовлетворена, и в январе 1922 года И.Н. Кадацкий был откомандирован на учёбу в Военно-морскую академию (ВМА), а в марте зачислен её слушателем13. В то время там учились такие активные участники Октябрьской революции и Гражданской войны, как П.И. Смирнов-Светловский — бывший командующий Волжской и Днепровской военными флотилиями, З.А. Закупнев — комиссар Военно-морского училища и другие заслуженные военморы14. В том же году Иван Никитич подал ходатайство об изменении фамилии: учитывая родство со знаменитым командиром крейсера «Варяг» контр-адмиралом В.Ф. Рудневым, он просил отныне называть его Кадацким-Рудневым, что и было узаконено приказом по флоту и Комиссариату по морским делам № 554 от 8 августа 1922 года15.
Успешно окончив в 1926 году военно-морской факультет ВМА, И.Н. Кадацкий-Руднев был назначен командиром крейсера «Коминтерн» Морских сил Чёрного моря16. Правда, в командование кораблём сразу вступить не удалось: против его назначения выступил командующий Морскими силами Чёрного моря В.М. Орлов, так что лишь месяц спустя И.Н. Кадацкий-Руднев был окончательно утверждён в этой должности.
С 30 сентября по 9 октября 1928 года крейсер «Коминтерн» под командой И.Н. Кадацкого-Руднева совершил поход в Турцию. На борту корабля находились штурманы-практиканты и небольшая группа корабельных курсантов, окончивших теоретическое обучение в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. Корабль через проливную зону прошёл в Эгейское и Мраморное моря. Во время похода проводились учения по постановке мин и тренировки по связи. В течение трёх суток «Коминтерн» находился в Стамбуле, где моряки посетили морской колледж и музеи. Утром 9 октября крейсер вернулся в Севастополь, пройдя 1112 миль17.
20 февраля 1928 года в ознаменование 10-летия РККА бывший «начальник службы связи и начальник дивизиона канонерских лодок АВФ» И.Н. Кадацкий-Руднев был награждён орденом Красного Знамени, годом позже он стал кандидатом в члены ВКП(б), а спустя ещё два года стал членом большевистской партии18.
С октября 1930 по январь 1931 года И.Н. Кадацкий-Руднев служил командиром переведённого с Балтийского на Чёрное море линкора «Парижская коммуна», затем был назначен командиром дивизии крейсеров Морских сил Чёрного моря19, состоявшей из крейсеров «Червона Украина», «Красный Кавказ» и «Профинтерн». В течение года на этих кораблях под руководством Ивана Никитича шла напряжённая боевая учёба, благодаря чему дивизии удалось показать хорошие результаты в ходе октябрьских манёвров 1931 года, а комдив получил благодарность от начальника ВМС РККА В.М. Орлова.
После манёвров отряд кораблей МСЧМ, включая дивизию крейсеров, участвовал в походе, проходившем под флагом наморси И.К. Кожанова. Все манёвры и перестроения в составе кильватерной колонны выполнялись чётко и своевременно. Не раз за время похода на линкоре «Парижская коммуна» поднимался сигнал, адресованный комдиву И.Н. Кадацкому-Рудневу — «Флагман выражает благодарность». Во время похода отрабатывались ночной поиск и атака противника эскадрой на основе данных непрерывной воздушной разведки, набеговая операция бригады крейсеров и дивизиона эсминцев на Батумский порт, дневная атака подводными лодками и другие тактические и боевые упражнения. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Красная звезда. 1935. 24 декабря.
2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 98. Л. 1.
3 Там же.
4 Там же.
5 Морской сборник. 1936. № 1. С. 60.
6 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 98. Л. 1.
7 Там же. Л. 2.
8 Там же.
9 Там же. Л. 7.
10 Там же. Ф. 446. Оп. 1. Д. 6. Л. 6.
11 Там же. Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 98. Л. 1.
12 Там же. Л. 2.
13 Там же.
14 Очерки истории Военно-морской академии. Л., 1970. С. 54.
15 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 98. Л. 2.
16 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Издание 1932 года. Составлен Управлением кадров УВМС РККА. М., 1932. С. 66.
17 РГА ВМФ. Ф. Р-866. Оп. 2. Д. 180. Л. 369, 370, 419; Ф. Р-910. Оп. 1. Д. 168. Л. 61.
18 Там же. Ф. Р-2192. Оп. 2. Д. 6178. Л. 1.
19 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. С. 66.