Финансовый аспект советско-британского военно-морского технического сотрудничества в годы Великой Отечественной войны

image_print

А.Н. КОНЕЕВ, С.В. ФЕДУЛОВ — Финансовый аспект советско-британского военно-морского технического сотрудничества в годы Великой Отечественной войны

A.N. KONEYEV, S.V. FEDULOV – Financial aspect of the Soviet-British naval technical cooperation during the Great Patriotic War

Аннотация. В статье рассказывается о стоимости всех видов обеспечения довольствующими учреждениями НКВМФ СССР личного состава британского флота, находившегося в Советском Союзе в суровых условиях Великой Отечественной войны.

Summary. The article tells about the costs of all types of supplies of the British Navy personnel by supplying structures of the USSR People’s Commissariat of Navy. British seamen were in the Soviet Union in the harsh conditions of the Great Patriotic War.

Британское адмиралтейство, следуя обещаниям премьер-министра Уинстона Черчилля, который в день начала Великой Отечественной войны заявил, что Великобритания окажет любую помощь СССР, решило для осуществления этой задачи отправить на Русский Север, на главную военно-морскую базу Северного флота Полярный, своего представителя. Им стал контр-адмирал Филипп Вайан, прославившийся в боях на Средиземном море. В его задачу входило ознакомление с обстановкой и возможными условиями базирования кораблей Королевского флота на советских военно-морских базах, так как собственными базами в этом регионе британский флот не располагал1.

Следующим этапом налаживания сотрудничества стали британские военно-морские миссии, чьё развёртывание началось в СССР после заключения 12 июля 1941 года соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против фашистской Германии. Первой стала миссия в Москве, которая прибыла в столицу СССР уже 25 июня 1941 года в составе шести офицеров под командованием контр-адмирала Джеффри Майлса. Затем миссии стали основываться в северных портах СССР. 20 июля англичане (15 офицеров и 13 матросов) под командованием кэптена Вайберда прибыли в Архангельск. 29 июля 1941 года основная британская военно-морская миссия была расквартирована в Полярном, главной базе Северного флота, под руководством тогда ещё кэптена, а впоследствии контр-адмирала сэра Ричарда Бевана. Он получил должность старшего британского морского офицера на Севере России (SBNO — Senior British Naval Officer). В ноябре 1941 года в связи с наступлением холодов и ледостава на Северной Двине и последующей переориентацией конвоев на единственный незамерзающий порт в СССР Мурманск туда прибыла ещё одна британская военно-морская миссия в количестве 5 офицеров и 6 матросов. Все эти миссии подчинялись находившемуся в Москве контр-адмиралу Майлсу2.

Целями миссий были организация эффективного взаимодействия между вооружёнными силами СССР и Великобритании по обеспечению проводки конвоев, поддержание связи между союзниками и непосредственное командование силами британского военно-морского флота на Севере. Помимо боевых задач перед британскими офицерами в миссиях стояли задачи урегулирования любых вопросов, возникавших при доставке грузов. Также в круг обязанностей входила задача не допустить в случае поражения СССР в войне с Германией захвата советского флота противником.

Непосредственно военное присутствие англичан в СССР началось с конца июля — начала августа 1941 года, когда 31 июля в Архангельск под прикрытием советского эсминца «Сокрушительный» прибыл английский минный заградитель «Эдвенчур» (HMS Adventure) с грузом глубинных бомб и магнитных мин, а в Полярный 31 июля и 5 августа соответственно прибыли две подводные лодки, однотипные «Тайгрис» (HMS Tigris) и «Трайдент» (HMS Trident). Это была лишь первая группа британских субмарин, в дальнейшем к ним добавились ещё две пары лодок. Основная их задача заключалась в установке минных заграждений и нарушении коммуникаций противника. Английские подводники действовали на Севере, используя Полярный как основную базу, лишь до начала 1942 года, после этого они появлялись там лишь для дозаправки3.

К 3 августа 1941 года была достигнута договорённость о небольшом ремонте подлодок на базе, о поставках продовольствия и размещении на берегу команд подлодок. Командование Северного флота оказало капитану Бивану и командору Дэвису тёплый приём, их приписали к местной воинской части, в ведении которой находилась эскадра подлодок, и там же разместили на жительство.

На обеспечение офицеров и матросов миссии британского флота, проживавших на квартирах в г. Мурманске, в августе 1941 года было потрачено:

— продукты питания: макароны, крупы (гречневая, рисовая, пшённая), ветчина, сыр голландский, колбаса, шоколад, мясо, печенье, компот консервированный, огурцы свежие, икра осетровая, кофе, сиг (свежий и копчёный), капуста цветная, консервы (паштет: печёночный, тресковый), ягоды свежие (красная смородина), конфеты, мармелад, молоко сгущённое и др. — всего 47 наименований на сумму 11 170 рублей4;

— вино и папиросы: вино Кагор — 15 бутылок; водка Московская — 33 бутылки; Нарзан — 85 бутылок; спирт пищевой — 15 бутылок; Шампанское — 6 бутылок; Портвейн — 3 бутылки; папирос — 100 пачек — на сумму 1882 рубля5.

— зарплата обслуживающего советского персонала — 1767 рублей6;

— стоимость квартир, занимавшихся офицерами и матросами Британской миссии, — 4706 рублей7 и электроэнергии — 102 рубля8.

Всего на обеспечение офицеров и матросов Британской морской миссии финансовым отделом Северного флота было затрачено 19 627 рублей.

Как отмечалось, с августа 1941 года в порту Мурманска дислоцировались две подводные лодки Королевского флота Великобритании «Трайдент» и «Тайгрис». В августе 1941 года затраты ФУ НКВМФ на обеспечение топливом и материалами, необходимыми для обеспечения ремонта этих субмарин, составляли 26 018 рублей9.

В этом же месяце матросы британских подводных лодок были обеспечены вещевым имуществом (брюки, фланелевки, подворотнички, тельняшки, комбинезоны хлопчатобумажные, ботинки хромовые, сапоги яловые) по нормам НКВМФ на сумму 3131 рубль10. Ещё одной статьёй расходов на обеспечение офицеров и матросов британских подводных лодок являлась стирка их белья, что в августе 1941 года составило 730 рублей11.

Всего на содержание миссии и подводных лодок британского Королевского флота в Мурманске в августе 1941 года Северным флотом было затрачено 73 295 рублей12.

В сентябре 1941 года на содержание офицеров и матросов миссии и подводных лодок британского Королевского флота в Мурманске было затрачено:

— продукты питания для офицеров и матросов, проживавших на квартирах (хлеб, булки венские, мука, макароны, рис, гречка, овощи (свежие, сушёные), чай, масло, фрукты сушёные, молоко сгущённое, сыр, ветчина, колбаса, рыба (сельдь, сиг, сёмга, щука), икра, куры, сардельки, грибы сушёные, молоко свежее, компоты, кофе натуральный, какао, мармелад, шоколад, конфеты, бисквиты, печенье и др.) — на сумму 21 998 рублей13;

— вино и папиросы для офицеров и матросов, проживавших на квартирах (Шампанское — 44 бутылки, вино Кагор — 6 бутылок, спирт пищевой — 10 бутылок, коньяк — 30 бутылок, сигареты — 33 пачки, папиросы — 20 пачек) — на сумму 2065 рублей14;

— зарплата для советских работников, обслуживавших офицеров и матросов британского флота, проживавших на квартирах, и расходы на дрова — 2078 рублей15;

— стоимость квартир, занимавшихся офицерами и матросами британского флота, — 2398 рублей16;

— питание офицеров и матросов британского флота на базе подводных лодок — 16 370 рублей17;

— продукты питания офицеров и матросов, выдававшиеся на подводную лодку «Трайдент» в море, — 8379 рублей18;

— продукты питания офицеров и матросов, выдававшиеся на подводную лодку «Тайгрис» в море, — 9294 рублей19;

— топливо и материалы для подводных лодок «Трайдент» и «Тайгрис» — 17 406 рублей20;

— стирка белья для офицеров и матросов британского флота — 549 рублей21.

Общие затраты в сентябре 1941 года на содержание офицеров и матросов миссии и подводных лодок британского Королевского флота только в Мурманске составили 80 540 рублей22.

Как отмечалось, основным предназначением британских миссий, находившихся в северных портах СССР, было согласование и организация решений всех текущих технических вопросов арктических конвоев, доставлявших продукцию военного и военно-морского назначения и другие материалы, поставлявшиеся по ленд-лизу. Арктические конвои Второй мировой войны приходили из Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего с августа 1941 по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрём 1942 г., мартом и ноябрём 1943 г. конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны23.

Первое время конвои выходили из Исландии, но начиная с сентября 1942 года они стали отправляться с базы Loch Ewe в Шотландии. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии в северные порты СССР и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладавшей в этих водах плохой погоды. Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой, получивший кодовое наименование «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П.К. Эдвардса (P.Q. Edwards), занимавшегося конвоями. «Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трёх минных тральщиков, трёх эсминцев и трёх противолодочных траулеров24.

Помимо кораблей британского Королевского флота на севере нашей страны дислоцировалась и авиация. Так, 21 июля 1941 года в своём послании И.В. Сталину У. Черчилль писал: «Мы также изучаем в качестве дальнейшего шага возможность базирования на Мурманск нескольких эскадрилий британских самолётов-истребителей». Обстановка на фронтах была очень тяжёлой. Немцы совместно с финнами стремились отрезать Мурманск и Архангельск от центра страны. В этой ситуации британцы своевременно предложили помощь в защите Заполярья. 12 августа 1941 года на базе RAF «Leconfield Camp» из опытных лётчиков, принимавших участие в боевых действиях в небе над Британией и Францией, было сформировано соединение, которому предстояло отправиться на советский Север. С самым первым конвоем, шедшим из Британии в СССР, 151-е авиакрыло отправилось в Мурманск. 24 истребителя «Харрикейн» погрузили на авианосец «Аргус» и ещё 15 упаковали в контейнеры в разобранном виде для доставки на торговых судах. Личный состав (более 500 человек) разместился на авианосце, транспортах и эсминцах охранения. 28 августа «Аргус» прибыл в Мурманск, но только 7 сентября истребители взлетели с палубы и приземлились на аэродроме Ваенга ВВС Северного флота. Транспортные суда разгружались в Архангельске. На площадке под Архангельском союзники собрали остальные самолёты и перегнали их в Ваенгу25.

Кроме непосредственной боевой работы по обороне Заполярья, британцы обеспечили ознакомление советских лётчиков с английскими самолётами перед началом крупных поставок авиатехники. Также лётчики, естественно, докладывали командованию в Лондон о состоянии дел у союзника, его планах и перспективах. Фактически 151-е крыло явилось первым воинским соединением союзников, прибывшим воевать в Россию. Оно существенно усилило ВВС Северного флота, где на тот момент было много устаревших истребителей И-15-бис, И-153 и И-16. Прибытие 39 самолётов «Харрикейн» почти вдвое увеличило количественный состав истребительной авиации Северного флота, которой передали английское соединение в оперативное подчинение26.

Во второй половине октября, закончив подготовку смены из личного состава советской морской авиации, англичане передали 28 самолётов ВВС Северного флота. После перехода инициативы на фронтах Великой Отечественной войны к СССР взаимодействие с британцами в небе Заполярья значительно снизилось27.

Последней операцией британских ВВС с территории СССР являлась атака на германский линкор «Тирпиц» в 1944 году. «Операция Paravane» (англ. Параван) была предпринята Королевскими воздушными силами Великобритании 15 сентября с аэродрома Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5,5-тонными бомбами «Толлбой» и экспериментальными 500-фунтовыми (227 кг) подводными «ходячими» (самотранспортирующимися) минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для маскировки «Тирпица» и затруднения бомбометания, одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, нанеся повреждения, сделавшие его практически немореходным. У немцев не было возможности поставить «Тирпиц» в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё в качестве «тяжёлой артиллерийской плавбатареи» на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости тяжёлых бомбардировщиков бомбардировочного командования Королевских ВВС, базировавшихся в Северной Шотландии. Британцы продолжили атаки на «Тирпиц», не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль28.

В операции «Параван» участвовали 36 самолётов 617-й и 9-й эскадрилий29. Питание, предоставление всех видов обеспечения экипажам самолётов осуществляла советская сторона. О том, в каких условиях это происходило, вспоминал командир 617-й эскадрильи подполковник авиации У. Тайт: «Когда из-за стола поднимался последний из завтракавших, наступало время садиться первому обедавшему». Лётчики запивали еду водкой, которая, по их мнению, помогала русским выжить в этом климате30. Сержантский состав эскадрилий был размещён в землянках, а офицеры — в плавучей казарме. Заправку и ремонт самолётов осуществляли советские техники31. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Арктические конвои. Интернет-ресурс: http://www.yaplakal.com (дата обращения: 15 апреля 2017 г.).

2 Там же.

3 Там же.

4 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-морского флота, г. Гатчина) (филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина)). Ф. 8. Оп. 4609. Д. 4. Л. 2—4.

5 Там же. Л. 5.

6 Там же. Л. 6.

7 Там же. Л. 11.

8 Там же. Л. 12.

9 Там же. Л. 13.

10 Там же. Л. 15.

11 Там же. Л. 16.

12 Там же. Л. 1.

13 Там же. Л. 73—75.

14 Там же. Л. 76.

15 Там же. Л. 72.

16 Там же.

17 Там же. Л. 73.

18 Там же.

19 Там же. Л. 74.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же. Л. 75.

23 Арктические конвои. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20 апреля 2017 г.).

24 Там же.

25 Британские лётчики на советском Севере в годы Второй мировой войны. Интернет-ресурс: http://pogo-on-air.livejournal.com (дата обращения: 20 апреля 2017 г.).

26 Там же.

27 Там же.

28 Tirpitz (1939). Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 22 апреля 2017 г.).

29 Брикхилл П., Беркер Р. Убийцы кораблей. Затопить Германию. М.: АСТ, 2001. С. 281—291.

30 Там же. С. 269.

31 Там же. С. 268.