Деятельность Научно-технического комитета Народного комиссариата ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

image_print

Аннотация. В статье рассматриваются деятельность Научно-технического комитета ВМФ в годы Великой Отечественной войны, а также его огромная роль в использовании научных исследований для практического решения проблем кораблестроения, ремонта и боевого обеспечения. Приведена статистика реформирования и совершенствования структуры, организационно-штатных мероприятий в системе НТК, показано использование промышленного ресурса в создании новых и модернизации старых маломощных производств под строительство боевых кораблей и катеров. Сделаны авторские выводы о необходимости поддержания военного кораблестроения и его научного обеспечения на высочайшем уровне.

Summary. The article deals with the activities of the Scientific and Technical Committee (STC) of the Navy during the Great Patriotic War, as well as its great role in the use of scientific research for practical solutions to the problems of shipbuilding, repair and combat support. The statistics of the reform and improvement of the structure, organizational and personnel measures in the system of STC are given, the use of industrial resources in the creation of new and modernization of old low-capacity production facilities for the construction of warships and boats is shown. The author draws conclusions on the necessity of maintaining military shipbuilding and its scientific support at the highest level.

ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ НАУКИ

ПРАСНИКОВ Владислав Борисович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат исторических наук

ДОБРЯКОВА Марта Александровна — научный сотрудник Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

«ВСЕЙ РАБОТЫ НТК ЗА ПЕРИОД ВОЙНЫ НЕ ПЕРЕЧИСЛИТЬ…»

Деятельность Научно-технического комитета Народного комиссариата ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Великая Отечественная война стала величайшим испытанием для всего нашего народа и его Вооружённых сил. Свой значительный вклад в Победу внёс Военно-морской флот СССР, и самое непосредственное участие в её приближении, как показала практика, принимала военно-морская наука. Война потребовала значительной перестройки работы Научно-технического комитета Народного комиссариата ВМФ1, ставшего фактическим преемником Научно-исследовательского института военного кораблестроения2 (НИИВК).

Как писал в своих воспоминаниях «70 лет службы на флоте и в военном кораблестроении» начальник Института военного кораблестроения с 1950 по 1969 год вице-адмирал Л.А. Коршунов, «по-видимому, мобилизационного плана для Научно-технического комитета не существовало, так как какой-либо ясности относительно нашей судьбы не было»3. Управление кораблестроения, которому подчинялся НТК, 23 октября 1941 года было эвакуировано из Москвы в Ульяновск, где находилось до 27 февраля 1942 года. К ноябрю 1941 года обстановка, складывавшаяся на советско-германском фронте, стала настолько тяжёлой и непредсказуемой, что было принято решение о преобразовании с понижением статуса и резким сокращением численности сотрудников дислоцированных в блокадном Ленинграде следующих научных организаций: НТК, Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ), Научно-испытательный минно-торпедный институт (НИМТИ).

В соответствии с приказом наркома ВМФ от 24 ноября 1941 года № 02433 Управление кораблестроения (УК) было переведено на новый штат, в котором НТК был преобразован в 4-й (научно-технический) отдел Управления кораблестроения ВМФ, АНИМИ — в научно-исследовательский отдел Артиллерийского управления (НИИ АУ) ВМФ, а НИМТИ — в 6-й отдел Минно-торпедного управления ВМФ.

Испытательные базы НИМТИ на Черноморском и Балтийском флотах были расформированы. Следует заметить, что данные чрезвычайные преобразования не упоминаются авторами «официальных» историй этих организаций.

По мере изменения ситуации на советско-германском фронте научно-исследовательским организациям ВМФ вновь был возвращён их прежний статус. Так, в соответствии с приказом НК ВМФ от 6 апреля 1942 года № 0304 4-й (научно-технический) отдел был выведен из состава Управления кораблестроения и вновь стал НТК ВМФ, оставаясь главным научным органом УК ВМФ. В свою очередь, в это же время НИО АУ ВМФ вновь стал АНИМИ, а вот НИМТИ обрёл самостоятельный статус только в августе 1943 года.

В дальнейшем обязанности НТК в условиях военного времени были сформулированы в приказе наркома ВМФ № 0304 от 6 апреля 1942 года4. Эти новые обязанности возлагались на НТК в дополнение к тем, которые были определены «Положением о Научно-техническом комитете», утверждённым постановлением правительства 9 января 1939 года.

Между тем в Ленинграде в течение первых 7—8 месяцев войны находились часть руководства и значительное число сотрудников НТК. Тяжёлая обстановка, в которой приходилось работать в то время личному составу НТК, направление его деятельности и настроение людей довольно точно воспроизводятся в докладе начальника НТК инженер-контр-адмирала А.А. Жукова начальнику Управления кораблестроения Н.В. Исаченкову и заместителю наркома ВМФ по кораблестроению Л.М. Галлеру от 25 марта 1942 года. «НТК в целом существует и работает, — писал он. — Личный состав НТК, находящийся в Ленинграде, с первого дня войны сделал многое: НТК оборудовал более 60 боевых и вспомогательных судов КБФ, десятки кораблей ЧФ, СФ и ТОФ защитными устройствами от магнитных мин (система Ленинградского физико-технического института); им разработаны проекты, составлены инструкции, которыми пользуются все флоты; подготовлены и разосланы всем флотам приборы. На складах флота и промышленности был найден нужный кабель.

— НТК оборудовал 14 деревянных судов под тральщики магнитных мин и вместе с сетевыми электромагнитными тралами передал их КБФ.

— НТК организовал и обеспечил установку семи батарей в районе Ладожского озера и реки Невы.

— НТК разработал проект и организовал постройку 140 плашкоутов для перевозки водою различных грузов. Эти плашкоуты сыграли немалую роль в переправе танков “КВ” в районе верховья Невы (очевидно, имелся в виду район “Невского пятачка”. — Прим. авт.). Потребность в плашкоутах подтверждается многочисленными запросами Ленфронта.

— НТК организовано, построено на судостроительных и других заводах и смонтировано оперативной группой на линии фронта 625 броневых дотов различной конструкции.

— НТК проводил работу по изучению систематизации и обобщению боевого опыта. Практические мероприятия представлены к реализации предприятиям тыла и промышленности. Всей работы НТК за период войны не перечислить…»5.

Это донесение создавалось в самые тяжёлые дни блокады Ленинграда, который тогда подвергался непрерывной бомбёжке и артиллерийскому обстрелу, а его героические защитники страдали от холода и голода.

Если проанализировать краткие страницы доклада начальника НТК инженер-контр-адмирала А.А. Жукова, то станет понятно, что НТК осуществил решение чрезвычайно важной в то время задачи обеспечения защиты кораблей от подрыва на магнитных неконтактных минах, широко применявшихся противником и являвшихся тогда большим техническим новшеством. Совместно с Академией наук СССР при участии будущих академиков А.П. Александрова и И.В. Курчатова корабли в короткие сроки получили достаточно надёжные средства от магнитных мин. Активными участниками этой работы от НТК были офицеры И.В. Климов, А.В. Курленков и Б.А. Ткаченко.

Использование корабельной брони для долговременных огневых точек различной конструкции и установка их на линии фронта осуществлялись оперативной группой (начальник группы инженер-капитан 3 ранга П.Г. Котов6), в которую входили сотрудники НТК А.М. Зиппет, Л.М. Ишов, Н.Н. Лесников, Г.М. Малкин, А.М. Хватовкер и другие. Общее руководство группой осуществлял начальник НТК инженер-контр-адмирал А.А. Жуков, одновременно являвшийся в то время помощником начальника Морской обороны Ленинграда по технической части.

Однако в кратком отчёте о деятельности НТК за 1943 год7 о ленинградской группе НТК говорится совершенно по-иному: «…ленинградская группа НТК представляла из себя организованно-бесформенную группу офицеров НТК8» и далее: «Различные обстоятельства неизбежно привели к снижению авторитета НТК как в системе ВМФ, так и в промышленности. Завершением этих аморальных болезней явилось самоубийство бывшего начальника НТК инженер-контр-адмирала Жукова»9.

Из воспоминаний вице-адмирала Л.А. Коршунова: «В тяжёлый период блокады (Ленинграда. — Прим. авт.) Научно-технический комитет пережил свою трагедию. Находившийся осенью 1942 г. в командировке в Москве А.А. Жуков там, в служебном кабинете Управления кораблестроения, покончил с собой — застрелился. Причина самоубийства осталась неизвестной. Каких-либо предпосылок к этому мы не видели… Строили предположения, что он переживал открывшиеся в ходе войны отдельные недостатки кораблей, созданных в бытность его начальником Управления кораблестроения ВМФ. Но это были лишь догадки, так как недостатки кораблей устранялись, и никто из-за них не был привлечён к ответственности»10. Историк В.М. Лурье указывает другие месяц и даже год трагедии — 12 января 1943 года11.

Наиболее откровенно и, очевидно, ближе всего к истине пишут в своей книге «Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР» П.И. Качур, А.Б. Морин: «Этот же вопрос (прочности. —Прим. авт.) обсуждался в конце 1942 г. на специальном совещании с участием И.В. Сталина, однако серьёзных оргвыводов и применения репрессивных мер к судостроительной промышленности после рассмотрения, к счастью, не последовало. Однако несчастье всё же произошло: прибывший из осаждённого Ленинграда по вызову командования в Москву начальник НТК ВМФ инженер-контр-адмирал А.А. Жуков — начальник Управления кораблестроения (в 1938—1939 гг.) не выдержал острой критики в свой адрес и застрелился 12 января 1943 года в служебном кабинете. Между тем в аварии эсминца “Громкий” и катастрофе “Сокрушительного” была своя доля вины как судостроительной промышленности, так и ВМФ»12.

У авторов также есть косвенные подозрения в активной «подковёрной» борьбе за лидерство в НТК между оставшейся в Ленинграде и эвакуированной в Казань группами сотрудников НТК, в которой победила казанская группа. С назначением начальником НТК инженер-контр-адмирала А.А. Якимова руководство региональными группами НТК (в т.ч. Ленинградской) осуществлялось из Казани.

В годы войны начальниками НТК были инженер-контр-адмиралы А.А. Жуков (1940—1943), А.А. Якимов (1943—1944), Н.В. Алексеев (1944—1945 гг.). Непосредственно на местах подразделениями НТК во время войны руководили: в Казани — инженер-контр-адмирал В.Г. Власов (он был назначен заместителем начальника НТК в 1940 г.), а с 1943 года инженер-капитан 1 ранга А.К. Попов; в Ленинграде — инженер-капитан 1 ранга Н.П. Сербин, а с 1943 года — инженер-капитан 1 ранга Л.А. Коршунов; в Горьком — инженер-капитан 1 ранга М.А. Рудницкий и в Москве — инженер-капитан 2 ранга Ю.П. Потапов. Следует сказать также, что некоторые сотрудники НТК — П.А. Панцерный, Н.П. Сербин, А.А. Фролов, А.А. Якимов командировались в США для закупки военно-морской техники по ленд-лизу. Таким образом, основным местом дислокации НТК стала Казань.

Казанская группа НТК была создана 10 мая 1942 года в соответствии с приказом НК ВМФ № 0304 от 6 апреля о преобразовании Научно-технического отдела УК ВМФ в НТК ВМФ.

В Казани НТК размещался в нескольких помещениях на одном из этажей недостроенного (введено в строй в 1945 г.) здания Казанского финансово-экономического института (ныне это Казанский (Приволжский) федеральный университет), располагавшегося по адресу: ул. Бутлерова, д. 4. Условия для работы были тяжёлые. «Крайняя стеснённость служебных помещений (две комнаты для служебной работы офицеров), частые перебои с электроэнергией, холод (зимой 1942/43 г. люди работали сидя в валенках, шинелях и рукавицах), при недостаточном питании и плохих бытовых условиях, создали тяжёлые условия для работы…»13.

Разумеется, современному исследователю, сидящему за компьютером в тёплом кабинете, непросто судить об условиях, в которых работала казанская группа НТК, но следует заметить, что Казань находилась в глубоком тылу, и до неё не долетел ни один фашистский снаряд, не упала ни одна авиабомба! Поэтому условия, в которых работала ленинградская группа НТК в 1941—1943 гг., надо признать сверхтяжёлыми, просто нечеловеческими! Ленинградская группа НТК располагалась на Васильевском острове по адресу: Филологический переулок, д. 3. Водопровод не работал, воду возили из Невы в бочке, зимой на санках. Для обогрева использовали печки-буржуйки. В качестве топлива НТК были выделены два старых деревянных дома в дачном посёлке Парголово14. С большим трудом их разобрали и перевезли на Васильевский остров. Дрова расходовали очень экономно, все печи топили только в сильные морозы. Работали одетыми по-зимнему, иногда в шапках. Фашисты постоянно бомбили и обстреливали Ленинград. Как выяснилось много позже, здание НТК в Филологическом переулке было отмечено на немецкой карте как важный объект для артобстрелов. По воспоминаниям Л.А. Коршунова: «При одном из обстрелов снаряд попал в здание НТК и разорвался в комнате политотдела. Осколки прошили сейф с документами, но стоявший за ним человек не пострадал»15. 1 января 1942 года мощной взрывной волной в здании НТК была выбита большая часть окон, в т.ч. в кабинете, который занимал Л.А. Коршунов.

Питались сотрудники НТК по пятой (самой низкой) военной норме в столовой Адмиралтейства, куда зимой ходили по льду через Неву. Как вспоминал Л.А. Коршунов, «запомнилось такое обеденное меню: на первое совершенно жидкий крупяной суп, на второе — оладьи из смеси картофельной шелухи с гущей суррогатного кофе»16.

В Казанской группе НТК под руководством крупного учёного, профессора инженер-контр-адмирала В.Г. Власова проводилась большая работа по изучению опыта борьбы личного состава кораблей за живучесть и непотопляемость кораблей. Так, были разработаны альбомы непотопляемости эскадренных миноносцев проектов 7 и 7у, которые позволяли быстро, без аналитических расчётов графически определить положение повреждённого корабля не только после затопления части его отсеков, но и после отрыва носовой или корневой оконечностей корпуса. Каждый альбом состоял из отдельных диаграмм, число которых соответствовало числу отсеков, и их комбинаций. На каждой из диаграмм были показаны шкалы аварийных осадок кормой и носом, значение метацентрической высоты17, запаса плавучести. Проведя прямую линию, положение которой определялось районом затопления, можно было получить данные об остойчивости и плавучести повреждённого корабля. Кроме того, в альбомах были приведены справочные данные, необходимые для выравнивания корабля посредством контрзатопления отсеков и перекачки топлива.

К сожалению, эта очень ценная документация попала на флоты только в начале 1944 года, когда боевое применение относительно крупных надводных кораблей в основном прекратилось.

Следует отметить ещё две небольшие группы сотрудников НТК в других регионах. Например, группа специалистов во главе с инженер-капитаном 1 ранга М.А. Рудницким работала в Горьком, на заводе «Красное Сормово». Она осуществляла военно-научное сопровождение достраивавшихся там подводных лодок типа «С» IX-бис серии, а также обеспечивала их испытания на Каспийском море и перевод по внутренним водным путям на действующие флоты, правда, уже в самом конце войны. Группа М.А. Рудницкого тесно взаимодействовала с эвакуированными в Горький проектным главком Наркомата судостроительной промышленности и ЦКБ-1818.

Небольшая группа во главе с инженер-капитаном 3 ранга Ю.П. Потаповым находилась в Москве и занималась разработкой способов маскировки кораблей, а также выполняла отдельные задания Главного штаба ВМФ.

В апреле 1942 года приказом наркома ВМФ при ленинградской группе НТК было создано конструкторское бюро. Штат КБ состоял из 23 вольнонаёмных сотрудников и одного военнослужащего — начальника КБ. Укомплектовать КБ вольнонаёмными сотрудниками в условиях блокады было непросто. Так, к концу 1942 года удалось заполнить всего семь вакансий. В то же время при отсутствии в Ленинграде полноценных конструкторских бюро судостроительной промышленности военный совет КБФ часто требовал срочного выполнения того или иного оперативного задания. Поэтому по просьбе инженер-контр-адмирала А.А. Жукова штаб КБФ прикомандировал к КБ НТК восемь краснофлотцев, имевших высшее инженерное образование. В 1944 году всем им были присвоены офицерские звания19.

С началом войны изучение опыта боевого использования кораблей и боевых катеров было возложено на ленинградскую группу НТК. Первые материалы о боевых повреждениях были собраны офицерами НТК на эсминце «Стерегущий» 29 июня 1941 года. На второй день войны эсминец получил повреждения от взрыва мины в параване20. В дальнейшем материалы о повреждениях боевых кораблей и катеров поступали с флотов, собирались и обобщались специалистами НТК практически непрерывно21.

В течение первых полутора лет войны изучение и обобщение боевого опыта велось параллельно ленинградской и казанской группами НТК. В Казани эта работа проводилась совместно с ЦНИИ-45. Однако при выявлении тех или иных недостатков на кораблях совместная работа специалистов НТК и ЦНИИ-45 из-за различной ведомственной принадлежности организаций очень часто приводила к разногласиям, что тормозило работу. Поэтому с 1943 года НТК начал заниматься обобщением боевого опыта самостоятельно22.

Военное кораблестроение в годы Великой Отечественной войны не стояло на месте: строились бронекатера, торпедные катера, охотники за подводными лодками и другие малые корабли на речных заводах, расположенных в глубине страны; достраивались надводные корабли и катера.

В глубине страны, несмотря на тяжёлую обстановку, были построены небольшие предприятия и переведены на военное кораблестроение принадлежавшие различным наркоматам речные судостроительные заводы. На них строились большие и малые охотники за подводными лодками, торпедные катера и другие небольшие корабли.

Так, в Тюмени строились торпедные катера проекта 123-бис, затем — проекта М123-биc, в Красноярске, Куйбышевском затоне и Новосибирске — бронекатера проекта 1124; в Перми — бронекатера проекта 1125; в Зеленодольске — бронекатера проекта 1124 и большие охотники. В посёлке Сосновка на реке Вятка — охотники за подводными лодками проекта ОД-200. В Туапсе и Поти были достроены несколько подводных лодок и один эсминец проекта 30 «Огневой».

На Дальнем Востоке были достроены два крейсера проекта 26-бис — «Калинин» и «Каганович» и три крупных речных монитора проекта 1190 типа «Хасан».

В 1943 году объём материалов по боевым и эксплуатационным повреждениям кораблей, направленных в Ленинград и Казань, составил 2961 машинописный лист, 86 чертежей и 14 фотографий. Естественно, эти материалы существенно обогатили выпускавшийся с 1942 года НТК бюллетень «Ведомости с выводами и предложениями по выявленным недостаткам в конструкции корпусов, механизмов и электрооборудования кораблей». Изложенные в нём предложения рассматривались Управлением кораблестроения, докладывались замнаркома ВМФ адмиралу Л.М. Галлеру и по его решению направлялись в конструкторские бюро для реализации.

Значительная часть собранных материалов была издана в бюллетенях, получивших название «Материалы о боевых повреждениях кораблей ВМФ и поведении их при различных условиях службы в военное время». Тщательному анализу подверглись боевые повреждения, полученные линейными кораблями, крейсерами, эсминцами, подводными лодками, торпедными катерами, охотниками за подводными лодками, бронекатерами и другими катерами.

Всего за 1942—1945 гг. НТК выпустил 21 многотиражный бюллетень общим объёмом свыше 300 печатных листов со 150 схемами и 200 фотографиями23. Значительная часть материалов представляла собой научные исследования и научно-технические отчёты НТК о своей деятельности с конкретными рекомендациями, полученными по опыту войны. Собранные материалы имели большую ценность не только в качестве рекомендаций для внедрения на кораблях ВМФ, но и как научно-технический задел, необходимый для дальнейшего развития военно-морской науки и техники. Изучение и обобщение боевого опыта позволили выявить положительные и отрицательные качества кораблей и боевых катеров, сделать объективные выводы об их действительных тактико-технических характеристиках.

В 1943—1944 гг. были разработаны проекты ледовой защиты крейсеров проекта 26-бис, лидеров пр. 1 и 38, эскадренных миноносцев пр. 7 и 7у, тральщиков пр. 53, катеров типа МО-4, бронекатеров пр. 1124 и 1125.

Под руководством отдела ледовой защиты в 1944 году был спроектирован кормовой кессон24 для линейного корабля «Архангельск»25. Кессон был предназначен для производства работ по ремонту корпуса корабля и его винторулевой группы.

Таким образом, в результате работ отдела ледовой защиты кораблей НТК корабли ВМФ СССР получили возможность вести боевые действия во льдах и совершать межтеатровые переходы Северным морским путём26.

После Сталинградской битвы, положившей начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны, с 1943 года постепенно начали меняться задачи, стоявшие перед НТК. В планах научно-исследовательских работ появились темы, учитывавшие опыт войны и ориентированные не на текущие задачи, а на послевоенную перспективу. Вот лишь некоторые из них: «Анализ остойчивости и непотопляемости кораблей на основании опыта боевых действий на море», «Разработка требований к проектированию машинно-котельных установок по опыту их работы в условиях военного времени», «Изучение иностранного кораблестроения, анализ механических установок американских и немецких кораблей и разработка на его основе рекомендаций по применению пара с высокими параметрами», «Разработка общих требований к электрооборудованию кораблей в части рода тока, напряжения, схемы генерирования защиты и живучести».

Эти и аналогичные научно-технические проблемы становились предметом широкого обсуждения и острых дискуссий на научно-технических конференциях и заседаниях НТК, проходивших в Казани. К участию в них привлекались специалисты промышленности. В ходе дискуссий отрабатывалась единая техническая политика по многим вопросам послевоенного кораблестроения. Научно-исследовательские работы НТК военного времени, в которых широко использовался опыт войны и изучалось иностранное кораблестроение, легли в основу разработки оперативно-тактических требований и тактико-технических заданий ВМФ на проектирование кораблей первой послевоенной программы военного кораблестроения.

Большое внимание уделялось изучению опыта зарубежного кораблестроения. С этой целью 15 июля 1943 года в НТК было создано бюро переводов27, с помощью которого был организован перевод иностранной технической литературы. Вот лишь некоторые названия переводов, выполненных в годы войны: «Правила постройки кораблей в Англии и США», «Типовые спецификации Британского адмиралтейства на постройку линейных кораблей типа “Король Георг V” и эсминцев военного времени», «Общие спецификации департамента кораблестроения США на постройку кораблей».

Переводились английские и американские спецификации на материалы и оборудование, инструкции и описания различных механизмов и систем кораблей США и Англии, в т.ч. описание котельных установок новейших американских эсминцев, торпедных катеров различных типов, дизельных тральщиков и охотников за ПЛ. Всего с 1943 по 1945 год бюро переводов НТК выполнило несколько сотен технических переводов.

Изучение иностранных материалов и личное знакомство специалистов НТК с английскими и американскими кораблями, ориентированное прежде всего на использование передового иностранного опыта в послевоенном отечественном кораблестроении, позволило составить достаточно объективную оценку качества отечественных кораблей. Наши корабли довоенной постройки уступали кораблям иностранных флотов в мореходности, прочности и дальности плавания. В то же время они, как правило, превосходили иностранные аналоги в мощности оружия. По оборудованию и площади жилых помещений отечественные корабли также превосходили иностранные, хотя отдельные предметы бытового оборудования (камбузы, прачечные) на иностранных кораблях были лучше28.

С 1943 года НТК и его проектное бюро совместно с КБ судостроительной промышленности выполнили ряд проектных проработок исследовательского характера: проекты большой дизельной ПЛ, сторожевого корабля, воспроизведение теоретического чертежа английского эсминца «Кассандра»29, который ремонтировался на Мурманском судоремонтном заводе30.

Силами НТК в годы войны были осуществлены исследования перспективных разработок с прицелом на будущее для использования и реализации в послевоенном кораблестроении.

Вот некоторые из этих исследований: анализ остойчивости и непотопляемости кораблей на основе опыта боевых действий на море и изучения иностранных кораблей; создание альбомов непотопляемости лидеров и эсминцев; разработка требований, предъявляемых к проектированию машинно-котельных установок (по опыту работы машинно-котельных установок в условиях военного времени); выработка рекомендаций по применению высоких параметров пара для новых главных турбомеханических установок (на основе анализа подобных агрегатов американских и немецких кораблей); создание общих требований, предъявляемых к электрооборудованию кораблей (род тока, напряжение, выбор схемы генерирования); требований к управляемости, живучести и надёжности.

В НТК по его проектам совместно с конструкторскими бюро судостроительной промышленности были разработаны проекты кораблей, которые определялись особенностями боевых действий. Они с успехом использовались в ходе войны. Это были тральщики — минопрорыватели магнитных минных полей, зенитные плавбатареи, плавающие контейнеры для жидкого топлива, переоборудованные под станции размагничивания суда и т.д.

К концу войны НТК совместно с центральными конструкторскими бюро Наркомата судостроительной промышленности перешёл к научно-исследовательскому проектированию. Оно нацеливалось на поиск лучших конструкторских и проектных решений для кораблей послевоенной постройки. Для них же подготавливался научно-технический задел на основе результатов испытаний различных устройств и опытных образцов.

Всего в годы войны конструкторские бюро Наркомата судостроительной промышленности и Научно-технический комитет ВМФ работали над 32 проектами боевых надводных кораблей и катеров, включая такие, как будущие линкоры, крейсера и даже авианосцы, проектами вспомогательных судов и мобилизационного переоборудования гражданских судов.

Как видно из изложенного, НТК проявлял большую заботу о будущем флота. Но, оценивая состояние научных работ в области военного кораблестроения того времени, собственные усилия НТК, работу промышленности в этом направлении, следует со всей определённостью подчеркнуть, что общий объём научных исследований в годы войны был незначительным. Научно-исследовательские и опытные работы, которые велись до Великой Отечественной войны, с началом военных действий значительно сократились. Многие исследовательские организации, выполнявшие заказы флота, перестроили свою работу на нужды армии, другие вследствие эвакуации временно потеряли соответствующие экспериментальные базы. Фактически были прекращены важнейшие опытно-конструкторские работы, от которых зависело будущее флота (создание новых типов турбин, котлов, дизелей, броневой и противоторпедной защиты и т.д.).

Такое незавидное положение с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами можно было объяснить условиями военного времени. С этим ещё можно было как-то мириться в годы войны. Но оно стало совершено неприемлемым к концу войны, когда остро встала задача послевоенного развития кораблей ВМФ.

Каковы же общие выводы о деятельности НТК за семь с половиной лет его существования, четыре года из которых приходятся на войну?

НТК проделал важную работу по обобщению опыта войны, необходимого для создания кораблей послевоенного флота. Был создан коллектив способных военных инженеров-кораблестроителей, которые в ходе войны приобрели огромный запас знаний для последующей работы в сфере военного кораблестроения.

НТК должен был собственными силами выполнять исследования для поиска новых путей в решении технических вопросов и получения научных доказательств реальности этих путей. Наконец, он должен был разрабатывать общие и частные требования ВМФ к проектированию кораблей и их технических средств, осуществлять ряд других функций, связанных с проведением лабораторных и натурных испытаний кораблей и техники.

НТК по своему назначению, функциям, штатной численности и структуре не в стоянии был развернуть работу в таком масштабе.

В связи с этим после завершением войны возникла настоятельная необходимость воссоздания Научно-исследовательского института военного кораблестроения как главного научного органа Военно-морского флота в области военного кораблестроения.

Практическая значимость деятельности НТК за годы Великой Отечественной войны повлияла и на численность его сотрудников. К концу войны она составила 265 человек, в т.ч. 142 офицера, 13 старшин и 110 вольнонаёмных сотрудников. Это было почти на треть больше довоенной численности НТК ВМФ. 28 сотрудников НТК были награждены правительственными наградами31.

Деятельность НТК НК ВМФ во многом способствовала повышению роли и авторитета научных учреждений флота. Признанием этого явилось указание наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова от 22 декабря 1945 года № 0029032, согласно которому НТК33 был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения (ЦНИИВК). 26 июня 1946 года Генеральный штаб Вооружённых сил СССР директивой № Орг./6/247659 объявил НТК ВМФ реорганизованным в ЦНИИВК.

В настоящее время его преемником является Научно-исследовательский институт кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», который 3 сентября 2022 года отметил своё 90-летие.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Постановлением Комитета обороны при СНК СССР от 17 июля 1938 г. № 155сс был образован НТК НК ВМФ, выполнявший основные функции НИИВК.

2 Постановлением Комитета обороны при СНК СССР от 26 мая 1938 г. № 87сс «О передаче Научно-исследовательского института военного кораблестроения из ведения НК ВМФ в ведение НКОП» НИИВК вместе со всей лабораторной базой и большинством персонала был передан в состав Наркомата оборонной промышленности, а затем в состав Наркомата судостроительной промышленности, где получил наименование НИИ-45, ЦНИИ-45, ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова — ныне это Крыловский государственный научный центр.

3 Коршунов Л.А. 70 лет службы на флоте и в военном кораблестроении. СПб.: Малахит, 1998. С. 105.

4 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. р-2040. Оп. 1. Д. 49. Л. 193, 194.

5 Там же. Л. 125—127.

6 Адмирал П.Г. Котов (1911—2007). Его последняя должность — заместитель главнокомандующего по кораблестроению и вооружению — начальник кораблестроения и вооружения ВМФ.

7 Отчёт о работе Научно-технического комитета НК ВМФ за 1944 г. (рукопись). Л.; Казань: НТК НК ВМФ, 1943. С.32.

8 Там же. С. 99.

9 Там же. С. 32.

10 Коршунов Л.А. Указ. соч. С. 105.

11 Лурье Л.М. Адмиралы и генералы Военно-морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). СПб.: Русско-Балтийский информационный центр; БЛИЦ, 2001. С. 83.

12 Качур П.И., Морин А.Б. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР. [Б.м.]: Остров, 2003. С. 321.

13 Отчёт о работе Научно-технического комитета НК ВМФ за 1943 г. (рукопись). С. 31.

14 В настоящее время посёлок входит в состав Выборгского района Санкт-Петербурга.

15 Коршунов Л.А. Указ. соч. С. 101.

16 Там же; Подробнее о питании в блокадном Ленинграде см.: Красноженова Е.Е. Тотальный голод стал главной причиной многочисленных жертв среди ленинградцев. Продовольственная ситуация в блокадном Ленинграде в 1941—1944 гг. // Военно-исторический журнал. 2024. № 1. С. 58—65.

17 Метацентрическая высота — важнейший параметр определяющий остойчивость корабля. Чем больше метацентрическая высота, тем выше остойчивость корабля.

18 В настоящее время АО ЦКБ МТ «Рубин».

19 Отчёт о работе Научно-технического комитета НК ВМФ за 1943 г. (рукопись). C. 14, 15.

20 Параван (фр. paravent — ширма) — буксируемое устройство для защиты корабля от якорных морских мин.

21 Конспективный отчёт о работе НТК НК ВМФ за время Великой Отечественной войны (рукопись). Л.: НТК НК ВМФ, 1945. С. 93.

22 Отчёт о работе Научно-технического комитета НК ВМФ за 1943 г. (рукопись). C. 6.

23 Конспективный отчёт о работе НТК НК ВМФ за время Великой Отечественной войны (рукопись). С. 94.

24 Кессон (фр. сaisson — ящик) — конструкция из шпунтованных досок или стального листа, предназначенная для заделки пробоин в борту корабля ниже ватерлинии при отсутствии возможности постановки в док.

25 Бывший английский «Ройял Соверен». В 1944 г. передан ВМФ СССР в счёт репараций Италии. Возвращён в 1949 г. и сдан на слом.

26 Конспективный отчёт о работе НТК НК ВМФ за время Великой Отечественной войны (рукопись). С. 195—199.

27 Коршунов Ю.Л. Научно-технический комитет в годы Великой Отечественной войны // Судостроение. 2006. № 6. С. 31.

28 Конспективный отчёт о работе НТК НК ВМФ за время Великой Отечественной войны (рукопись). С. 40.

29 «Кассандра» — английский эсминец типа Са. Вступил в строй в 1944 г. Участвовал в проводке Северных конвоев. 11 декабря 1944 г. тяжело повреждён торпедой с немецкой подводной лодки U-365. В результате взрыва была оторвана носовая оконечность корабля, однако он смог своим ходом вернуться в Мурманск, где для него была построена временная носовая оконечность длиной 12 м. Новейший британский эсминец вызывал большой интерес у советских специалистов.

30 Коршунов Ю.Л. Военно-морская наука в годы Великой Отечественной войны. СПб.: Галея Принт, 2005. С. 33.

31 Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 99. Научно-технический комитет Народного комиссариата Военно-морского флота (1938—1945). Оп. 28. Д. 11. Л. 5.

32 Там же. Ф. 14. Канцелярия Главнокомандующего Военно-морским флотом. Оп. 47. Д. 277. Л. 61.

33 Одновременно с преобразованием НТК в ЦНИИВК в Москве при Главном штабе ВМФ был создан центральный научный орган ВМФ. В разные годы он носил наименования: НТК ВМФ (1945—1953), Научный отдел ГШ ВМФ (1953—1955), Морской научно-технический комитет (МНТК) (1955—1966), НТК ВМФ (1966—1992), Морской научный комитет (МНК) (1992—2009, 2016 — по наст. время).