Черноморский флот России в XVIII веке

image_print

Summary. The review assesses the monograph by Professor G.A. Grebenshchikova, who explored the development and activities of the Black Sea Fleet in the second half of the XVIII century.

Аннотация. В рецензии даётся оценка монографии профессора Г.А. Гребенщиковой, исследовавшей развитие и деятельность Черноморского флота во второй половине XVIII века.

Критика и библиография

Горелов Владимир Витальевич — ассистент кафедры истории и политологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: valter_spb@mail.ru)

 

Черноморский флот России в XVIII веке

 

Отечественный Военно-морской флот (ВМФ) всегда играл важную роль в отстаивании государственных интересов. Не случайно ему отводилось особое место при решении экономических и военно-дипломатических задач. Именно эта тема и легла в основу двухтомного труда доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Г.А. Гребенщиковой. Главная же цель её обстоятельной работы* — исследование деятельности Черноморского флота (ЧФ) России в 1762—1796 гг., то есть во время пребывания на троне Екатерины II.

Вместе с тем автору двухтомной монографии удалось осветить также обширную предысторию зарождения, становления и развития ЧФ (годы правления Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны). Учитывая то, что тема не столь нова, Г.А. Гребенщикова стремится по-новому оценить непростые этапы строительства флота, которому предстояло обеспечивать безопасность страны на южных рубежах в столь сложную пору (Т. 1. С. 21—94).

Уже в первой главе монографии, где говорится о деятельности Анны Иоанновны, автор уходит от традиционного (в основном негативного) подхода к временам её правления, убедительно доказывая их важность в деле морского созидания и укрепления российского флота. По-новому анализируя этот период, Гребенщикова использует большое количество исторических источников. «Среди специальных работ дореволюционных авторов, — сообщает она в связи с этим, — отметим труды В.Ф. Головачёва, Е.И. Аренса и генерал-майора А.С. Кроткова, которые начали подробно (по критериям конца XIX в.) знакомить читателей с историей флота и его будущей базой Севастополем» (Т. 1. С. 18). Не обошла своим вниманием Г.А. Гребенщикова и труды советских и современных исследователей этой темы, таких как В.А. Золотарёв, И.А. Козлов, Б.Н. Зубов, Ю.А. Скориков, В.И. Расторгуев (Т. 1. С. 18, 19), что говорит о большой подготовительной работе проделанной ею.

Впрочем, об источниковедческой базе монографии стоит сказать особо, поскольку предварительная длительная работа потребовала от исследователя изучения множества документов, находящихся в различных архивах Москвы и Санкт-Петербурга (некоторые из них впервые введены в научный оборот), а также большого количества иностранных изданий (турецких, французских и др.) по данной проблематике. Это позволило усилить историческую и художественную ценность труда, представить читателям полноценную картину сложившейся во второй половине XVIII века геополитической ситуации (Т. 1. С. 43, 68, 92).

Ещё одним доказательством научного значения монографии является то, что она как в начале, так и в процессе исследования постоянно апеллирует к мнениям многочисленных исследователей, которые в той или иной степени затрагивали вопросы создания и деятельности Черноморского флота в данный период.

Наличие значительного количества карт, схем, чертежей и другого иллюстративного материала позволяет читателю наглядно представить процессы строительства судов, ознакомиться с их тактико-техническими данными, что также существенно дополняет монографию. Г.А. Гребенщикова снабдила свой труд алфавитным указателем, который, надо полагать, облегчит работу других исследователей.

Автор, тщательно сопоставляя различные исторические источники, создаёт тем самым целостную картину строительства и деятельности ЧФ. Несмотря на то, что исследование посвящено событиям, происходившим 220—250 лет тому назад, оно актуально и в наши дни. Сейчас, когда много говорят и пишут о реформировании флота, монография, можно надеяться, окажется полезным пособием в деле модернизации современных Военно-морских сил России. Ведь именно в прошлом кроются многие ответы на вопросы настоящего, и невозможно проводить глобальные преобразования в ВМФ, не опираясь на его богатое прошлое, в том числе историю создания флота и строительства первых кораблей.

К положительной стороне научного труда Г.А. Гребенщиковой стоит отнести также то, что она освещает строительство и деятельность Черноморского флота без отрыва от общего уровня развития государства, с учётом его экономических, политических и социальных особенностей. В монографии тщательнейшим образом проанализированы работа промышленности, деятельность купечества последних десятилетий XVIII века и его участие в создании ЧФ. Кроме того, автор учитывает влияние внешнеполитических факторов, которые имели важное значение при принятии решений в области военно-морской политики.

Таким образом, работа «Черноморский флот в период правления Екатерины II» посвящена не только узкоспециальной тематике строительства и первых лет деятельности морских сил Юга России, но и является более широким исследованием как в хронологическом, так и в географическом плане. Профессор Гребенщикова на основе большого количества источников и литературы раскрывает взаимосвязи и сложные механизмы функционирования других сфер государственного устройства: промышленности, финансов, торговли, дипломатии, военного дела. Это во многом позволило ей превратить свой труд в фундаментальную работу по истории России второй половины XVIII века в целом.

* Гребенщикова Г.А. Черноморский флот в период правления Екатерины II: документы, факты, исследования. Монография: В 2 т. СПб.: «Остров», 2012. Т. 1. 552 с., ил.; Т. 2. 512 с., ил.