Центральный музей Красной армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

image_print

Аннотация. В статье раскрывается работа Центрального музея Красной армии в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период по воссозданию и сохранению свидетельств основополагающей роли Красной армии и Советского Союза в достижении победы над фашистскими захватчиками.

Summary. The article reveals the work of the Red Army Central Museum during the Great Patriotic War and in the post-war period to reconstruct and preserve evidences of the foundational role of the Red Army and the Soviet Union in achieving victory over the fascist invaders.

САБУРОВ Леонид Давыдович — главный научный сотрудник Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации, доктор исторических наук

(Москва. E-mail: uchotdel@yandex.ru).

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945 гг.

 

Анализ архивных документов свидетельствует о том, что, несмотря на все трудности военного времени, работа Центрального музея Красной армии носила организованный характер и строилась по следующим основным направлениям:

— широкое использование коллекции музея для воспитания воинов, всего народа в духе патриотизма, дружбы народов путём создания постоянной экспозиции, передвижных и стационарных выставок;

— сбор реликвийных материалов, увековечивающих подвиг советских воинов на фронтах Великой Отечественной войны, тружеников тыла, в т.ч. трофеев;

— обеспечение сохранности в условиях военного времени исторических и художественных ценностей, накопленных музеем в предшествующий период.

С первых дней войны была организована работа по вывозу собрания ЦМКА и сотрудников музея в Казань и организации его работы. К началу декабря 1941 года музей разместился в Казанском ДКА и развернул там часть своей экспозиции. Работа музея в эвакуации продолжалась до 1944 года, но работал музей и в Москве, где экспонировались преимущественно материалы, собранные сотрудниками на фронтах Великой Отечественной войны.

В совершенствовании работы музея в годы войны можно выделить три периода. Характерными чертами этих периодов являются:

Первый период — 22 июня 1941 года — январь 1943 года. Становление и развитие основных направлений музейной деятельности.

На начальном этапе войны существенное влияние на результаты работы ЦМКА оказывало отсутствие у коллектива опыта в организации экспозиционной и выставочной деятельности в боевой обстановке. Такой опыт нарабатывался, как говорят, «с колёс», чаще всего методом проб и ошибок.

Нельзя не учитывать, что сложная и весьма динамичная обстановка на фронтах в тот период не всегда позволяла в полном объёме реализовывать потенциал духовного воздействия на людей исторических реликвий, которыми располагал музей. В весьма напряжённой ситуации, складывавшейся на фронтах в первые месяцы войны, нередко проявлялась недооценка роли музейной работы со стороны некоторых командиров. В решении всех этих проблем главную роль сыграли сотрудники музея, его начальники, офицерский состав. С 17 января 1940 года по ноябрь 1943 года начальником ЦМКА был полковой комиссар, а с декабря 1942 года полковник В.И. Федянин, который в январе 1944 года был направлен на фронт.

Одной из основных задач коллектива музея в годы войны являлся постоянный сбор исторических и реликвийных материалов в целях создания экспозиции ЦМКА и передвижных выставок. Сбор проводился по следующим направлениям:

— организация специальных командировок офицеров, вольнонаёмных сотрудников музея и офицеров из резерва Главного политического управления РККА на фронт;

— помощь фронту в организации выставок с последующим получением экспонатов в фонды музея;

— получение экспонатов через Главное политическое управление РККА, другие управления Народного комиссариата обороны и у частных лиц1.

В конце июля 1941 года в экспозиции ЦМКА появился первый немецкий самолёт, сбитый над Москвой лётчиками 6-го истребительного корпуса ПВО. По мере поступления документальных и вещественных материалов с фронтов Великой Отечественной войны экспозиция музея приобрела современное содержание, созвучное остроте и драматизму переживавшегося страной момента. После шести месяцев боёв довольно обстоятельно оформился раздел, отражавший победу Красной армии под Москвой.

Большое внимание уделялось организации выставок в войсках, которые позволяли приблизить военно-исторические памятники к бойцам и командирам, непосредственно в землянке, на коротком привале рассказать о героях Великой Отечественной войны и совершённых ими подвигах, о жестокости захватчиков.

С этими выставками сотрудники музея выезжали на передовую, в госпитали, работали на призывных пунктах, вокзалах, через которые воинские эшелоны шли на фронт, разворачивали экспозиции во время проведения партийных и комсомольских собраний, на совещаниях и собраниях офицеров.

Конструктивно выставки были малогабаритными (1,5 листа ватмана размещались на отдельных щитах). Чаще всего они создавались с использованием плоскостного материала (фотографии, документальные источники, плакаты и т.д.).

Активная выставочная работа музея в действующих частях была развёрнута с весны 1942 года. Выезды на фронт с выставками, как правило, совмещались с решением задач по сбору исторических памятников.

В начале 1942 года на фронт выехала экспедиционная группа в составе батальонных комиссаров П.Н. Логинова (руководитель) и И.Я. Панкова, научного сотрудника Роговой. Группа вела сбор материалов о действиях Красной армии по обороне столицы и партизанском движении в Московской области для подготовки выставки «Разгром немецких захватчиков под Москвой»2. В составе группы были также политработники Военно-политической академии имени В.И. Ленина батальонные комиссары Г.Е. Яковенко, Ф.И. Тимоненков, И.С. Урмеев, старшие политруки П.К. Пьянов, С.Я. Топорков, С.Л. Михайлов, которые работали в 1-й ударной армии, 16, 20, 50, 30-й армиях3. Работа велась по следующим направлениям:

— научная обработка документального материала религиозного культа и мистики германских фашистов;

— приобретение и составление военно-технической характеристики боеприпасов немецко-фашистской армии;

— аннотация всех видов трофейного оружия, имущества связи;

— заказ и получение от инженерного управления инженерного имущества немецко-фашистской армии для его экспонирования;

— заказ и получение от химического управления химического имущества немецко-фашистской армии для его экспонирования.

В мае 1942 года была развернута выставка боевых трофеев в парке ЦДКА4. Наряду с трофейными танками, орудиями, сбитыми самолётами, другой боевой техникой на выставке широко были представлены политплакаты, карикатуры.

Руководством музея была также организована работа по подготовке экскурсоводов, доведению до них тактико-технических данных всех образцов трофейного оружия. В воскресные дни для посетителей организовывались консультации командиров, специалистов — артиллеристов, танкистов, автомобилистов5.

В июне 1942 года силами сотрудников музея были подготовлены следующие передвижные выставки: «Разгром немецко-фашистских захватчиков на подступах к Москве», «Первомайский приказ товарища Сталина», «Красная Армия гонит врага на запад», а также передвижные и фотовыставки для фронтовых ДКА и частей Красной армии: «Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти» на 10 листах6, «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом»7.

Особый интерес представляла фотовыставка «Наши великие предки», открывавшаяся 20 декабря 1942 года. На титульном листе — силуэтные изображения великих русских полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, на переднем плане — фотокадры эпизодов стремительного наступления частей Красной армии8.

Часть передвижных выставок создавалась специально для экспонирования в составе агитбригад, направлявшихся на фронт автомашинами или агитпоездами. В состав таких агитбригад, кроме сотрудников музея, включались известные артисты, учёные, писатели и поэты.

В целях увеличения посещаемости музея по договорённости с районными комитетами партии Москвы и политическим управлением Московского военного округа были организованы экскурсии для московских предприятий и частей гарнизона9.

Коллектив музея при перестройке экспозиционной работы стремился к тому, чтобы экспозиция ярко и убедительно показывала, что несли гитлеровцы советскому народу, отвечала на злобу дня, отражала обстановку войны и задачи советского народа, широко демонстрировала стойкость, отвагу, героизм, мастерство, военную хитрость воинов, их умение уничтожать врага, опыт войны10.

Кроме основных видов деятельности музея, актуальной задачей была подготовка материалов для управления спецпропаганды Главного политического управления РККА, которые использовались для устной и печатной пропаганды среди войск противника11.

В ноябре 1942 года — январе 1943 года были организованы экспедиции научных групп музея на Волховский, Карельский и Донской фронты под руководством П.Н. Логинова, М.П. Виноградовой. Продолжался сбор материалов по обороне Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда и по осенне-зимнему наступлению Красной армии в 1942—1943 гг.12 Материалы, собранные группами, были крайне необходимы для создания экспозиции, отражавшей борьбу советского народа с немецкими захватчиками.

Второй период — февраль 1943 года — июль 1944 года. Он характеризуется расширением географии сбора реликвийных материалов, трофеев, увеличением количества выставок в войсках, совершенствованием форм и методов работы.

В апреле 1943 года по согласованию с Главным политическим управлением РККА были организованы командировки в Сталинград, Воронеж и Ростов-на-Дону для сбора документального материала, фото, трофеев и вещественных реликвий по разгрому немцев под Сталинградом и наступлению Красной армии на Дону и Северном Кавказе13.

Всего за период с июня 1942 года по май 1943 года состоялись 16 выездов с передвижными выставками музея. Наибольшая нагрузка легла на выставку «Разгром немецких захватчиков на подступах к Москве»14. Наряду с этой выставкой широкую известность в действующих частях получили и такие экспозиции, как «Великая Отечественная война против немецких захватчиков», «Зверства немцев над населением и пленными красноармейцами», «Стойкость и железная дисциплина — залог победы», «Исторические победы Красной Армии»15. Большим тиражом был издан и распространён в войсках фото-альбом «Разгром немцев под Сталинградом»16.

Научный потенциал работников возрастал благодаря системе самообразования и плановой профессиональной подготовки. В соответствии с распоряжением начальника музея все научные сотрудники обязаны были посещать доклады и лекции, проводившиеся Центральным домом Красной армии. К их чтению привлекались видные учёные, партийные и государственные деятели. С июля 1943 года с научными сотрудниками музея стали регулярно проводиться семинарские занятия17. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Инструкция о сборе материалов Великой Отечественной войны. Народный комиссариат просвещения, 1941.

2 Архив Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации (ЦМВС РФ). Оп. 3. Д. 18/1. Л. 1.

3 Там же. Д. 20/3. Л. 1.

4 Там же. Д. 18/1. Л. 3.

5 Там же.

6 Там же. Л. 21.

7 Там же. Д. 25/8. Л. 46—63.

8 Там же. Л. 1—10.

9 Там же. Д. 18/1. Л. 5.

10 Там же. Л. 11.

11 Там же. Л. 9.

12 Там же. Л. 23.

13 Там же. Л. 28.

14 Там же. Д. 25/8. Л. 32—34.

15 Там же. Л. 35—40.

16 Там же. Д. 18/1. Л. 29.

17 Там же. Л. 24, 27, 31, 35.