Аннотация. Статья рассказывает о создании, боевых действиях в конфликте на КВЖД и дальнейшей истории Особой Краснознамённой Дальневосточной армии.
Summary. The article tells about the creation, combat actions within the conflict in the Chinese Eastern Railway (CER) and the subsequent history of the Special Far Eastern Army.
Локальные войны и вооружённые конфликты XX—XXI вв.
КОВАЛЕНКО Игорь Геннадьевич — начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба Восточного военного округа, полковник (г. Хабаровск. Тел.: 8-4212-39-52-41)
МИНЕЕВ Владимир Владимирович — начальник отделения (научной и военно-исторической работы) оперативного управления штаба Восточного военного округа, майор (г. Хабаровск. Тел.: 8-4212-39-76-15)
Боевой путь Особой Краснознамённой Дальневосточной армии
В первой половине XX века приграничные районы советского Дальнего Востока и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)1 на территории Маньчжурии, находившаяся в совместном управлении СССР и Китая, стали объектами провокационных нападений китайско-маньчжурских милитаристов. В связи с военной опасностью войска Дальнего Востока были выделены из состава Сибирского военного округа в самостоятельное объединение — приказом Реввоенсовета СССР от 6 августа 1929 года создана Особая Дальневосточная армия (ОДВА), одновременно выполнявшая функции военного округа2.
В состав ОДВА вошли 1-я Тихоокеанская стрелковая, 2-я Приамурская дважды Краснознамённая стрелковая, 26-я Златоустовская Краснознамённая стрелковая, 35-я Сибирская Краснознамённая стрелковая и 36-я Забайкальская стрелковая дивизии, 5-я отдельная Кубанская кавалерийская и 9-я отдельная Дальневосточная кавалерийская бригады, отдельный Бурят-Монгольский национальный кавалерийский дивизион и впоследствии две территориальные стрелковые дивизии — 21-я Пермская Краснознамённая и 12-я им. Сибревкома, рота танков МС-1 и 5 самолётов3.
Управление ОДВА было сформировано на базе управлений 18-го и 19-го стрелковых корпусов СибВО, её ядро составили соединения и части 5-й дважды Краснознамённой армии. В оперативном подчинении ОДВА находились Дальневосточная военная флотилия (с 27 июня 1931 г. — Амурская военная флотилия), пограничные войска края (3 погранотряда), Забайкальская и Уссурийская железные дороги4.
Командующим ОДВА был назначен В.К. Блюхер, который хорошо знал Китай, в 1924—1927 гг. под псевдонимом Галин был главным военным советником при китайском революционном правительстве в Гуанчжоу (Кантоне)5. Начальником штаба ОДВА по его рекомендации был назначен А.Я. Лапин.
18 августа 1929 года китайские отряды совершили широкомасштабное нарушение советской границы, одновременно свыше 2 тыс. советских граждан, находившихся в Маньчжурии, были заключены в концлагеря. 20 августа 1929 года были разорваны дипломатические отношения СССР с Китаем.
К началу конфликта в распоряжении правителя северо-восточных провинций (Маньчжурии) Чжан Сюэ-ляна6, ставшего им после гибели отца Чжан Цзо-линя и в декабре 1928 года признавшего власть гоминьдановского правительства в Нанкине, находились 300-тысячная Мукденская армия, вооружённые белогвардейские отряды (до 70 тыс. человек) и Сунгарийская речная военная флотилия (11 боевых кораблей). Большая часть этих сил была выдвинута к советско-китайской границе. План противника сводился к тому, чтобы на ряде участков перерезать Транссибирскую железнодорожную магистраль, взорвать железнодорожные туннели у Байкала и изолировать Дальний Восток от центральных районов страны7.
Провокации на советско-китайской границе продолжались. Нарастала засылка китайской агентуры в нашу страну. Если за первые десять месяцев 1928 года на советско-маньчжурском участке границы были переброшены всего 8 человек, то за это же время 1929 года — 11278.
Активизация китайских милитаристов на дальневосточных границах сочеталась с развёртыванием агитации против СССР в Китае и усилением группировки в Северной Маньчжурии. Ранее там находились войска общей численностью около 85 тыс. штыков, а в сентябре прибыли основные части и соединения Мукденской армии — до 160 тыс. военнослужащих, свыше 120 орудий, 22 тяжёлых и лёгких пулемета, около 180 бомбомётов.
Войска ОДВА были развёрнуты тремя группировками (около 19 тыс. человек) — в Забайкалье, Приморье и на сунгарийском направлении. В целом они значительно уступали противнику в численности, но превосходили его в технике9.
За короткое время в районах Санчагоу, Пограничной, Маньчжурии, Лахасусу и Фугдина (Фуцзинь) были созданы опорные пункты, в которых сосредоточивались крупные силы белокитайцев.
Располагая достоверными сведениями о подготовке белокитайского командования к вторжению на советскую территорию в Сунгарийском районе, Реввоенсовет СССР решил предотвратить его нанесением упреждающего удара. С этой целью 11—12 октября на сунгарийском направлении силами Дальневосточной военной флотилии (командующий Я.И. Озолин) и оперативно подчинёнными ей 2-й стрелковой дивизией (командир И.А. Онуфриев) в составе 5-го Амурского и 4-го Волочаевского полков (всего 2 тыс. человек), кавалерийским эскадроном 2-го кавалерийского полка ОГПУ и авиационной группой (21 самолёт) была проведена Лахасуская операция, руководство которой возглавил начальник штаба ОДВА А.Я. Лапин.
В 5 часов 30 минут 12 октября корабли флотилии с десантом — полками 2-й стрелковой дивизии в сопровождении самолётов двинулись к устью Сунгари10. В 6 часов корабельные орудия и 7 батарей артполка стрелковой дивизии открыли огонь по кораблям Сунгарийской флотилии и береговым батареям противника.
К 8 часам утра 2 батальона 4-го Волочаевского Краснознамённого полка сходу разгромили гарнизон Монгохо-Чичихэ (деревни Монгохо и Чичиха) и отбросили его остатки к Сунгари. Полевая школа 5-го Амурского стрелкового полка на канонерской лодке «Бурят» успешно преодолела упорное сопротивление противника и захватила плацдарм в районе погранзнака № 34, подготовив условия для развития наступления 5-му Амурскому и 6-му Хабаровскому стрелковым полкам.
Высаженный с кораблей 5-й Амурский стрелковый полк атаковал Сунгарийский укреплённый район с тыла и, преодолев упорное сопротивление белокитайцев, вышел к Лахасусу с северо-востока. 6-й Амурский стрелковый полк, совершив глубокий обходной манёвр, вышел к Лахасусу с юга.
К 12 часам дня эти части и подразделения 2-й Приамурской дважды Краснознамённой стрелковой дивизии охватили город-крепость Лахасусу плотным кольцом и через 45 минут при поддержке артиллерии кораблей и самолётов овладели им. Главные силы белокитайцев были разгромлены, их остатки бежали в Фугдин. В результате операции противник потерял убитыми до 200 человек, были взяты в плен 150 солдат и офицеров. Потери наших войск — 5 убитых и 24 раненых. Были выведены из строя 5 военных кораблей противника, захвачены гружёные оружием 11 боевых барж, буксирный пароход и 2 мотокатера, 21 орудие, 9 бомбомётов, 2 миномёта, до 3 тыс. пудов муки. Уничтожив вражеские укрепления, советские войска в тот же день вернулись на свою территорию11.
Сунгарийская наступательная операция стала первой крупной боевой операцией во время конфликта на КВЖД.
Противник к концу октября сосредоточил в районе города Фугдин в 70 км от границы новую группировку войск (2 пехотные бригады, 3 кавалерийских полка, отряды полиции), которая готовилась к переходу в наступление при поддержке Сунгарийской флотилии. Ещё в августе 1929 года белокитайское командование предприняло меры к дополнительному укреплению береговой обороны устья Сунгари. В 14 км северо-восточнее Фугдина была построена сплошная линия фортификационных сооружений с ходами сообщений, артиллерийскими и огнемётными позициями протяжённостью до 13 км. Она смыкалась с системой минных заграждений по Сунгари. Ниже Фугдина белокитайцы перекрыли фарватер, затопив 30 октября 7 барж, 2 парохода, подбитую в бою у Лахасусу канонерскую лодку, железные ежи. Город был подготовлен к затяжным боям12. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Китайско-Восточная (после 1945 г. — Китайская Чанчуньская, с 1953 г. — Харбинская) железная дорога (КВЖД) — магистраль в Северо-Восточном Китае от станции Маньчжурия до станции Суйфыньхэ, с южным ответвлением Харбин — Чанчунь — Далянь (Дальний). Позднее от неё были построены многочисленные ветки. Протяжённость с южным ответвлением — 2427 км. Через станции Забайкальск и Пограничный прямо связана с железнодорожной сетью РФ. Построена Россией в 1897—1903 гг. в соответствии с русско-китайским договором 1896 г. По Портсмутскому мирному договору 1905 г. южное ответвление КВЖД от Чанчуня до Дальнего отошло к Японии, получив название Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД). По советско-китайскому соглашению 1924 г. стала коммерческим предприятием, управлявшимся совместно СССР и Китаем (Китайско-Восточная железная дорога / Военная энциклопедия (ВЭ): В 8 т. М.: Воениздат, 2002. Т. 4. С. 61, 62).
2 Краснознамённый Дальневосточный военный округ: 90 лет в боевом строю. Хабаровск, 2008. С. 26, 27.
3 Янгузов З.Ш. Особая Краснознамённая Дальневосточная армия на страже мира и безопасности СССР (1929—1938 гг.). Благовещенск: Амурское отделение Хабаровского книжного издательства, 1970. С. 26.
4 Особая Краснознамённая Дальневосточная армия / ВЭ. М.: Воениздат, 2002. Т. 6. С. 172.
5 Блюхер / ВЭ. М.: Воениздат, 1997. Т. 1. С. 488.
6 Чжан Сюэ-лян / СИЭ. М.: СЭ, 1976. Т. 16. П. 14.
7 Там же.
8 Чугунов А.И. На страже советских рубежей: пограничные войска на страже советских рубежей 1929—1938 гг. М.: Воениздат, 1981. С. 136.
9 Советско-китайский вооружённый конфликт 1929 / ВЭ. М.: Воениздат, 2003. Т 7. С. 552.
10 Янгузов З.Ш. Указ. соч. С. 52.
11 Онуфриев И. В боях против белокитайцев. Хабаровск, 1933. С. 63.
12 Янгузов З.Ш. Указ. соч. С. 60, 61.