Вторая мировая — «хорошая война» для США

image_print

Аннотация. Автор анализирует влияние на американское общество Второй мировой войны, которая, по оценкам многих граждан США, не потребовала от них жертв, привела к росту экономической и военной мощи Соединённых Штатов, занятости и доходов их населения. Поэтому в США за Второй мировой негласно закрепилось название — «хорошая война».

Summary. The author analyzes the impact on American society of the Second World War, which, according to many US citizens did not require their victims, led to an increase in economic and military power of the United States, employment and incomes of the population. Therefore, in the US World War II surreptitiously got the name “good war”.

ИСТОРИЯ ВОЙН

 

СУРЖИК Дмитрий Викторович — научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: dimsu@inbox.ru).

 

ВТОРАЯ МИРОВАЯ — «ХОРОШАЯ ВОЙНА» ДЛЯ США

 

С 1920 по 1941 год правительство США приняло несколько программ перестройки хозяйства на военный лад, если в этом возникнет необходимость. Но из-за принципов свободного рынка государство в отношениях с частным капиталом занимало положение ведомого. За два межвоенных десятилетия в США собрали 35 танков, в 1940 году — 3091, и в 1941 году там преобладало гражданское производство, военное составляло лишь 15 проц. заказов2.

Ситуация изменилась в декабре 1941 года. Через несколько дней после нападения на Пёрл-Харбор президент Ф. Рузвельт в традиционном радиообращении заявил согражданам: «Война будет не просто долгой — она будет тяжёлой. Именно эту основную мысль мы сейчас закладываем во все наши планы, этой меркой мерим все свои потребности и запросы — в отношении денег, материалов и производства, объёмы которого придётся ещё многократно увеличивать. Наше производство должно будет не только обеспечивать армию, флот и авиацию Соединённых Штатов. Оно должно будет служить укреплению вооружённых сил других стран Американского континента и всего мира, которые сражаются с нацистами и военными заправилами Японии»3.

16 января 1942 года президентским указом был создан Комитет военно-промышленного производства, наделённый широкими полномочиями. Он быстро наладил военное производство, доля которого стала преобладающей в экономике. Объёмы выпуска вооружения и военной техники в США в годы войны представлены в таблице.

В 1940 году валовой национальный продукт США составлял 90 млрд долларов, а к 1944 году достиг 200 млрд4, значительную часть из которых дало производство вооружений. Только за январь—сентябрь 1942 года доля военного сектора в производстве увеличилась с 15 до 33 проц., но программа выпуска вооружений и боеприпасов в 1942—1943 гг. была сорвана5.

Наращивание производства оружия изменило структуру рынка труда. Большая часть американцев оказалась занятой в промышленности, а в сельском хозяйстве возник дефицит рабочей силы. В некоторых местах это привело к привлечению студентов на сельскохозяйственные работы. С ними трудились сотни тысяч военнопленных6 и мексиканцы. За годы войны правительство потратило 100 млн долларов на наём рабочих из Мексики, в основном для работы в сельском хозяйстве. Они трудились в 21 штате и к 1944 году собрали урожай на 432 млн долларов7.

Рабочие места на предприятиях, освободившиеся в результате призыва в вооружённые силы, заняли чернокожие американцы. Во время войны они составляли 10—11 проц. населения (около 13,5 млн человек), к 1944 году занимали 25 проц. должностей литейщиков, 12 проц. рабочих мест в судостроении и сталелитейной промышленности8. Негритянские сообщества индустриальных районов Сан-Франциско,Портленда и Сиэтла увеличились в несколько раз. Наиболее притягательным городом для них была автомобильная столица США — Детройт, заводы которого работали на полную мощность. Новые рабочие места и выросшая заработная плата способствовали повышению материального уровня чернокожих, но их правовое положение оставалось ущербным.

Расовая сегрегация выражалась в писаных и неписаных законах. Её следствием стали ряд небольших расовых бунтов в 1942—1943 гг. в Алабаме, Луизиане, Огайо и Пенсильвании, которые власти быстро подавили с применением огнестрельного оружия. За время войны столкновения из-за цвета кожи произошли в 47 американских городах.

Велико было и число выходцев из стран — противников США: Италии (599 тыс. человек), Германии (256 тыс. человек) и Японии (110 тыс., около 30 тыс. из них не имели американского гражданства)9. Все американские японцы были интернированы в 11 лагерей восточнее горной гряды Сьерра, где до 1945 года они жили за колючей проволокой в лёгких деревянных бараках (одна комната на семью). В то же время у представителей перечисленных национальных групп была возможность исполнить гражданский долг, поступив на военную службу в вооружённые силы США. Из них после проверки новобранцев на лояльность были сформированы 100-й и 442-й полки, которые воевали в Италии.

В августе 1941 года Офис управления производством призвал работодателей активнее привлекать на заводы женщин. Воплощением образа женщины у станка стала Р.У. Монро, работавшая клепальщицей на авиазаводе в Мичигане. Первый плакат, посвящённый ей, появился после фильма о военной экономике США в начале 1943 года. Затем изображения работниц разных сфер стали очень распространёнными, а словосочетание «клепальщица Рози» стало нарицательным. Появилась популярная песня с этим названием, возникло феминистское движение её имени, к 1944 году объединившее 20 млн американок10. Всего за годы войны ушедших на фронт у станков сменили 14 млн женщин и около 4 млн юношей моложе 18 лет11. За первое полугодие 1942 года число «приемлемых для женщин» специальностей выросло с 29 до 85 проц. их общего числа12. Доля женщин на промышленных предприятиях была довольно высокой. Например, в авиационной промышленности они составляли 65 проц. работников13.

Из-за того, что автомобильная, сталелитейная и другие необходимые для войны отрасли нуждались в квалифицированных рабочих, последние были освобождены от службы в вооружённых силах. На тяжёлой работе только в 1945 году получили увечья столько же американцев, сколько было ранено на полях сражений, — 1 млн человек.

Время от времени правительство возвращалось к идее трудовой мобилизации, но каждый раз отклоняло её, поскольку это означало бы нарушение гражданских прав.

Совокупные доходы американцев были значительными и в 1944 году составили 150 млрд долларов. На годы войны пришёлся пик расходов в ресторанах, театрах, ночных клубах, игорных заведениях, на покупку драгоценностей, парфюмерии и меховых изделий14.

Война изменила взаимоотношения работодателей с правительством и организациями рабочего движения — Конгрессом производственных профсоюзов и Американской федерацией труда. Работодатели подвергались давлению со стороны Белого дома, стремившегося не допустить такие активные протесты трудящихся, какие были в 1930-е годы. Но, несмотря на рост доходов американцев и обязательства ведущих профсоюзов не устраивать стачки, за время войны прошли 14 тыс. забастовок, в которых участвовали 6,77 млн рабочих. Только в 1944 году бастовал 1 млн рабочих, недовольных «замораживанием» их заработков. В 1940—1946 гг. прибыль в текстильной промышленности увеличилась на 600 проц., а заработная плата — лишь на 36 проц.15

Не все американские предприятия работали на победу антигитлеровской коалиции. К началу 1930-х годов в Германии действовали более 60 филиалов американских фирм и компаний. Нацизму сочувствовал и финансово помогал Г. Форд, чьи предприятия в оккупированной Франции не прекратили работать, а заводы в США участвовали в программе ленд-лиза. Треть капиталов германской «Всеобщей компании электричества» находилась под контролем «Дженерал электрик». Не менее двух пятых немецкой телефонной и телеграфной промышленности было под прямым контролем американской компании «ИТТ». «Стандард ойл» держала в руках более 90 проц. капитала германо-американской нефтяной компании, владевшей перед Второй мировой войной третью всех наливных пунктов Германии. С американским капиталом работала немецкая фабрика по производству резиновых изделий «Феникс». Её директор О. Фридрих одновременно возглавлял имперское бюро по каучуку16. Коллаборационизмом запятнали себя американские нефтяные концерны «Стандарт ойл оф Америка», «Стандард ойл оф Калифорниа», «Дэвис ойл компании». По мнению некоторых авторов, треть потребностей гитлеровской Германии в светлом топливе покрывали поставки американо-британских компаний через подставные фирмы нейтральных стран в виде сырой нефти и готовых продуктов17.

Военные расходы США требовали огромных капиталовложений. Для привлечения средств государство активно распространяло облигации военного займа. Он давал американцам чувство причастности к борьбе с фашизмом, неразрывности тыла и фронта. К 1944 году около 85 млн из них приобрели облигации займа федерального правительства18.

В годы войны возникли дефицит некоторых товаров и чёрный рынок, с которым довольно легко смирились большинство американцев. Было введено рационирование — распределение по талонам, выдававшимся властями, продуктов питания и ряда других товаров (автомобили, велосипеды, автомобильные покрышки, горюче-смазочные материалы, нейлон, обувь, кухонные плиты, пишущие машинки и др.). В мае 1942 года Управление по регулированию цен, начав с сахара и кофе, «заморозило» цены практически на все товары повседневного спроса. Как отмечали современники тех событий, «американский народ не испытывал острых лишений. В ходе самой опустошительной в истории человечества войны американцы в целом лучше питались, лучше одевались и лучше жили, чем в предшествовавшее войне десятилетие»19. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Gropman A. Mobilizing US industry in World War II. Wash., INSS, 1996. P. 24, 94.

2 См.: Майский И.М. Дневники посла. М.: «Наука», 2009. Кн. 2(2). С. 31.

3 Рузвельт Ф. Беседы у камина. М.: ИТРК, 2003. С. 771, 772.

4 Сивачев Н.В. США: государство и рабочий класс. М.: «Мысль», 1982. С. 259.

5 Мировые войны ХХ века. М.: «Наука», 2002. Кн. 3. С. 330.

6 American Labor in the Era of World War II / Ed. Miller S.M. and Cornford D.A. Westport, 1995. P. 71.

7 Ibid.

8 Civil rights. Minorities // Мемориальный проект телеканала PBS. Интернет-ресурс: http://www.pbs.org.

9 Союзники в войне. 1941—1945. М.: «Наука», 1995. С. 311.

10 Boxer B. Women’s History Timeline 1900—1949. Boston: McGraw-Hill, 2002. Р. 15.

11 Союзники в войне… С. 306.

12 «Rosie the Riveter» star dead at 77 // Associated Press. 1997. June 2.

13 Союзники в войне… С. 306.

14 Там же. С. 307.

15 Зинн Г. Народная история США. М.: «Весь мир», 2006. С. 518.

16 Хембергеер Х. Экономика и промышленность фашистской Германии накануне и в ходе Второй мировой войны / Вторая мировая война: взгляд из Германии. М.: «Яуза»; «Эксмо», 2005. С. 16.

17 Хайэм Ч. Торговля с врагом. М.: «Прогресс», 1985. См.: интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

18 Союзники в войне… С. 322, 323.

19 Там же. С. 304.