СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА НА ЛЯОДУНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В 1945—1955 гг.

image_print

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПЕТРЕНКО Валерий Михайлович — корреспондент газеты Восточного военного округа «Суворовский натиск», полковник запаса, кандидат исторических наук
(г. Хабаровск. E-mail: spectr-58@mail.ru).

СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА НА ЛЯОДУНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В 1945—1955 гг.

Советские войска, разгромившие японскую Квантунскую армию и освободившие Северо-Восточный Китай (Маньчжурию), к маю 1946 года были выведены из него за исключением Ляодунского полуострова. Группировка войск и сил была размещена там на основании договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем, а также соглашения о Порт-Артуре от 14 августа 1945 года. В целях укрепления безопасности двух стран и предотвращения повторной агрессии они договорились совместно использовать Порт-Артур (Люйшунь) в качестве военно-морской базы (ВМБ), оборона которой была возложена на Советский Союз. Для этого он получил право содержать на полуострове свои сухопутные, военно-морские, воздушные силы и определять их дислокацию. В интересах обеспечения надёжной обороны Порт-Артура советское правительство брало обязательство за свой счёт создавать на полуострове необходимую инфраструктуру, в том числе строить оборонительные и другие сооружения1.
Соглашением были определены границы района военно-морской базы — так называемая договорная зона, которую советские войска и силы, предназначенные для обороны Порт-Артура, имели право контролировать на суше, море и в воздухе. Она включала территорию Ляодунского полуострова к югу от линии, проходящей через станцию Шихэ на Китайской Чаньчуньской железной дороге (КЧЖД)2 и населённый пункт Цзоуцзяцзюйзы на восточном побережье полуострова, а также прилегающую к полуострову акваторию Корейского, Ляодунского заливов и пролива Лаотешань вместе с расположенными там островами. Протяжённость договорной зоны, включая морскую акваторию, составляла около 180 км с запада на восток и около 130 км с севера на юг, площадь её сухопутной части — почти 2600 кв. км, вместе с прилегающими островами достигала 3500 кв. км3.
Наиболее важным районом договорной зоны был Квантунский полуостров (полуостров Гуаньдун4), на котором расположены главные города и порты Ляодунского полуострова — Дальний (Далянь) и Порт-Артур (Люйшунь).
Перешедший под совместное управление Китая и СССР порт Дальний считался в то время самым крупным торговым портом в бассейне Жёлтого моря и вторым по величине (после Шанхая) китайским торговым портом в этой части Тихого океана. Военное значение Дальнего определялось тем, что он мог служить базой ремонта и пунктом базирования кораблей, конвоирующих суда с войсками и военными грузами на коммуникациях Жёлтого моря. Этот порт можно было использовать для материального обеспечения ВМБ Порт-Артур, а также посадки войск на суда или их высадки с моря для дальнейшей транспортировки по железным дорогам вглубь Северо-Восточного Китая. В случае войны на Дальний должен был распространяться режим военно-морской базы, определённый советско-китайским соглашением о Порт-Артуре от 14 августа 1945 года5.
Эта военно-морская база имела большое значение в обороне морских рубежей Китая в бассейне Жёлтого моря, так как могла обеспечить базирование крупных сил флота. В военное время Порт-Артур, как и Дальний, мог использоваться в качестве промежуточного пункта перевозок войск и грузов.
Из других портов Ляодунского полуострова, имевших военное значение, следует упомянуть Бицзыво, к югу от которого в бухте Ентао во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. высадилась японская 2-я армия.
Аэродромная сеть, созданная на территории договорной зоны в период японской оккупации, насчитывала 5 аэродромов и один гидроаэродром в Дальнем, Дэншахэ, Саньшалипу, Цзиньчжоу и Порт-Артуре6. Она обеспечивала базирование крупной авиационной группировки и её участие в совместных боевых действиях с сухопутными войсками и военно-морскими силами в прилегающих к Ляодунскому полуострову районах северо-западной части Азиатско-Тихоокеанского региона.
В целом договорная зона занимала важное оперативно-стратегическое значение в системе обороны Китая. Её выгодное географическое положение в бассейне Жёлтого моря позволяло контролировать проливы Чжилийский, Лаотешань и проходящие там морские коммуникации, которые обеспечивали кратчайший путь вглубь территории Центральных и Северных районов Китая. Удобные для стоянки кораблей незамерзающие бухты, крупные узлы морских коммуникаций (Дальний, Порт-Артур) и развитая аэродромная сеть в границах договорной зоны позволяли разместить там крупную группировку сухопутных войск, а также значительные силы авиации и флота.
В то же время агрессор мог использовать Ляодунский полуостров в качестве плацдарма для вторжения в Северо-Восточный Китай, как это сделали японцы в 1895 году. Размещение там войск и сил значительно снижало эту угрозу.
Таким образом, заключив с Китаем договор о дружбе и союзе, соглашение о Порт-Артуре, ряд других соглашений и разместив на Ляодунском полуострове группировку своих войск и сил, Советский Союз получил важный стратегический плацдарм и возможность контролировать важные сухопутные и морские коммуникации. Советская группировка на полуострове стала важным инструментом защиты Китая от внешней агрессии, а также обеспечения государственных интересов СССР на Дальнем Востоке и в северо-западной части Азиатско-Тихоокеанского региона.
Советский Союз разместил на Ляодунском полуострове 39-ю армию, входившую ранее в Забайкальский фронт7. Первоначально она подчинялась командующему и штабу Приморского военного округа в Ворошилове (Уссурийск)8. В апреле 1953 года её включили в состав вновь образованного Дальневосточного военного округа (3-го формирования)9.
В оперативном подчинении командующего 39-й армией находились военно-морские и авиационные силы, базировавшиеся на полуострове. Он обладал статусом командующего всеми советскими войсками и силами на полуострове, а также полномочиями по руководству всеми гражданскими делами на полуострове10. Поэтому командующему приходилось не только руководить подчинёнными войсками и силами, но и решать дипломатические, хозяйственные и другие вопросы. Эту должность занимали: с сентября 1945 года по июнь 1947 года — генерал-полковник И.И. Людников (командовал 39-й армией с 1944 г.), с июня 1947 года по октябрь 1953 года — генерал-полковник А.П. Белобородов, с октября 1953 года по май 1955 года — генерал-лейтенант (с 1954 г. — генерал-полковник) В.И. Шевцов.
Когда 39-я армия прибыла на Ляодунский полуостров, в её составе были 9 стрелковых и одна танковая дивизии, ряд артиллерийских, инженерных и других соединений и частей11. В ходе послевоенной реорганизации в армии уменьшилось число стрелковых дивизий, были образованы пулемётно-артиллерийская и механизированная дивизии. В состав армии включили две артиллерийские дивизии.
К началу 1947 года в 39-ю армию входили 5-й гвардейский стрелковый корпус (включал 17-ю и 19-ю гвардейские стрелковые дивизии, 671-ю артиллерийскую бригаду, соединения и части корпусного подчинения), 25-я пулемётно-артиллерийская, 7-я механизированная, 6-я гвардейская артиллерийская прорыва РВГК, 33-я пушечная артиллерийская и 14-я зенитная артиллерийская дивизии, две армейские артиллерийские бригады (55-я истребительно-противотанковая, 139-я пушечная), соединения и части армейского подчинения.
Таким образом, к началу 1947 года в 39-й армии было 7 дивизий (по две стрелковых и артиллерийских, по одной пулемётно-артиллерийской, механизированной и зенитной), 3 артиллерийских бригады, а также соединения и части армейского и корпусного подчинения12. Такой её состав с незначительными изменениями сохранялся до вывода советских войск с территории Китая. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ

1 Важный этап в развитии советско-китайских отношений // Правда. 1945. 27 авг.
2 Китайскую Чаньчунскую железную дорогу составили основные магистрали Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги от станции Маньчжурия до станции Пограничная и от Харбина до Дальнего и Порт-Артура.
3 Военно-географическое описание Квантунского и южной части Ляодунского полуостровов. Ворошилов-Уссурийский: Штаб Приморского военного округа, 1948. С. 1—3.
4 Гуаньдунь (Квантун) — китайское название юго-западной оконечности Ляодунского полуострова. В российских и советских источниках обычно употребляется название Квантун.
5 См.: Ст. IV Соглашения о порте Дальний // Правда. 1945. 27 авг.
6 Архив штаба Восточного военного округа (АШ ВВО). Ф. 2188. Оп. 2488. Д. 1. Т. 1. Л. 101—105, 108, 109.
7 В сентябре—октябре 1945 г. из войск Забайкальского фронта был сформирован Забайкальско-Амурский военный округ (См.: Военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1995. Т. 3. С. 197).
8 АШ ВВО. Ф. 2188. Оп. 2488. Д. 1. Т. 1. Л. 13—16.
9 Дальневосточный военный округ (3-го формирования) образован в апреле 1955 г. (См.: Военная энциклопедия. Т. 3. С. 8, 9).
10 Белобородов А.П. Прорыв на Харбин. М.: Воениздат, 1982. С. 198—200.
11 Боевой состав Советской Армии. Ч. V. М.: Воениздат, 1990. С. 205.
12 АШ ВВО. Ф. 2188. Оп. 2488. Д. 1. Т. 1. Л. 16, 17, 19—22, 34, 35, 37—39, 45—51, 53—59, 61—79.