ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ВОЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ХОДЕ ВНУТРЕННИХ ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (КОНЕЦ ХХ — НАЧАЛО ХХI ВЕКА)

image_print

Локальные войны и вооружённые конфликты XX—XXI вв.

УСИКОВ Анатолий Васильевич — ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, капитан 1 ранга в отставке, доктор исторических наук, профессор

(119330, Москва, Университетский проспект, д. 14)

СПИРИН Алексей Николаевич — начальник управления Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, капитан 1 ранга, кандидат исторических наук

(119330, Москва, Университетский проспект, д. 14)

БОЖЕДОМОВ Борис Александрович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент

(119330, Москва, Университетский проспект, д. 14)

КИКНАДЗЕ Владимир Георгиевич — заместитель начальника управления Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, капитан 2 ранга, кандидат военных наук

(119330, Москва, Университетский проспект, д. 14)

Государственное и военное управление в ходе внутренних вооружённых конфликтов на Северном Кавказе (конец ХХ — начало ХХI века)

На рубеже веков и тысячелетий человечество вступило в сложный период развития, характеризующийся неопределённостью перспектив изменения геополитической обстановки и ожиданием крупных перемен во всей системе мироустройства. События в государствах Северной Африки и Ближнего Востока показывают, что повышается региональная конфликтность. Россия может оказаться втянутой в подобные конфликты.

Эти обстоятельства придают не только теоретическое, но и научно-практическое значение изучению и обобщению опыта государственного и военного управления при возникновении вооружённых конфликтов, повышают актуальность ретроспективного анализа этой деятельности в ходе двух чеченских кампаний. Алгоритмы принятия решений на силовое разрешение конфликтных ситуаций, создание объединённых группировок войск (сил), руководство ими, формы и способы действий в этих кампаниях были различными.

1. Восстановление конституционного правопорядка в Чеченской Республике в 1994—1996 гг.

Осенью 1994 года ситуация в Чеченской Республике (ЧР) продолжала накаляться. Попытки мирного диалога не принесли желаемых результатов, поэтому планировалось восстановить конституционный порядок в ЧР путём ввода в неё федеральных войск. В то время в России отсутствовала нормативно-правовая база применения Вооружённых сил внутри страны. Хотя использовать армию для наведения порядка в ЧР можно было только в условиях чрезвычайного положения, Президент РФ Б.Н. Ельцин пошёл на этот шаг без его введения.

Схема принятия политического решения и межведомственного взаимодействия при подготовке спецоперации и в ходе восстановления конституционного правопорядка в Чеченской Республике представлена на рисунке.

30 ноября 1994 года Президент РФ подписал Указ № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Указ предусматривал принятие мер чрезвычайного положения в Чечне без его официального объявления, а также предоставление особых полномочий Группе руководства действиями по разоружению и ликвидации вооружённых формирований, введению и поддержанию режима чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики (далее — Группа руководства). Часть этих полномочий входила в противоречие с Конституцией и законами РФ.

1 декабря Б.Н. Ельцин подписал Указ № 2142 «О некоторых мерах по укреплению правопорядка на Северном Кавказе», который предусматривал меры «обеспечения лицам, не причастным к тяжким преступлениями против мирного населения и добровольно до 15 декабря 1994 года сложившим оружие, содействия Президента Российской Федерации в освобождении их от уголовной ответственности за участие в противоправных деяниях, связанных с вооружёнными конфликтами на территории Северного Кавказа»1.

8 декабря 1994 года Совет Федерации Федерального собрания РФ принял постановление № 291-I СФ «О положении в Чеченской Республике», в котором, «осуждая действия, направленные на разрешение конфликта… с использованием войск и спровоцировавшие обострение вооружённого противоборства, что привело к многочисленным жертвам и разрушениям, а также считая недопустимым применение силовых методов», предложил Президенту РФ «принять конституционные меры по нормализации обстановки в Чеченской Республике и вокруг неё», в том числе «повторно обратиться к лидерам противоборствующих сторон… с предложением незамедлительно прекратить вооружённое противостояние и начать переговоры по восстановлению конституционного порядка в республике»2.

Несмотря на это, 9 декабря Б.Н. Ельцин издал Указ № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», которым поручил Правительству РФ «использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооружённых формирований»3.

В тот же день Правительство РФ приняло постановление № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа»4. В нём МВД совместно с Министерством обороны предписывалось «осуществить разоружение незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики», а также Минобороны — «произвести в случае невозможности изъятия — уничтожение авиационной, бронетанковой техники, артиллерии и тяжёлого вооружения»5. На ряд министерств и ведомств возлагались обязанности по введению и поддержанию на территории ЧР особого режима, сходного с чрезвычайным, но без официального объявления там чрезвычайного или военного положения.

Группе руководства Президент РФ поручил создать Объединённую группировку федеральных войск (ОГФВ) с задачами: стабилизировать обстановку в ЧР, разоружить НВФ, а в случае сопротивления — ликвидировать их, восстановить законность и правопорядок. В неё вошли соединения и части Вооружённых сил (ВС), внутренних (ВВ) и пограничных (ПВ) войск, силы Федеральной службы контрразведки (ФСК). Общее руководство подготовкой и проведением спецоперации ОГФВ было поручено министру обороны РФ генералу армии П.С. Грачёву. Её замысел разрабатывался в Генеральном штабе с привлечением представителей взаимодействовавших министерств и ведомств.

Группа руководства во главе с П.С. Грачёвым, в которую вошли руководители почти всех силовых и некоторых других министерств и ведомств, спланировала спецоперацию, предусматривавшую введение и поддержание в ЧР чрезвычайного положения.

План спецоперации включал четыре этапа:

на первом (до 6 декабря 1994 г.) за семь суток предстояло создать группировку войск на трёх направлениях — моздокском, владикавказском, кизлярском — и занять исходные районы;

на втором (7—9 декабря) — за трое суток выдвинуться к Грозному и блокировать его, создав два кольца окружения: внешнее — по административной границе республики и внутреннее — вокруг её столицы;

на третьем (10—13 декабря) — за четверо суток захватить «президентский дворец», здания правительства ЧР, телевидения, радио и другие важные объекты;

на четвёртом (14—23 декабря) — за пять—десять суток действиями войсковых группировок стабилизировать обстановку, восстановить в республике законность и правопорядок, силами ВВ и органов МВД разоружить незаконные вооружённые формирования, изъять у населения оружие и боеприпасы6.

Непосредственное руководство действиями ОГФВ возлагалось на Объёдиненное командование, сформированное на базе управления Северо-Кавказского военного округа (СКВО). В него вошли оперативные группы ВВС, ВДВ, Главного разведывательного управления Генштаба (ГРУ ГШ), ВМФ (Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов), а также других министерств и ведомств. Первым командующим ОГФВ стал командующий войсками СКВО генерал-полковник А.Н. Митюхин, 20 декабря 1994 года его сменил первый заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба (ГОУ ГШ) генерал-лейтенант А.В. Квашнин. Командующему ОГФВ подчинялись командующие группировками войск на направлениях, а им — командиры (руководители оперативных групп) соединений и отдельных частей.

Соответственно намеченным направлениям в ОГФВ были созданы группировки войск:

моздокская под командованием первого заместителя командующего войсками СКВО генерал-лейтенанта В.М. Чилиндина (15 батальонов, 2 роты специального назначения ВВ, 6564 человек, 41 танк, 132 БМП, 99 БТР, 54 орудия и миномёта);

владикавказская во главе с заместителем командующего ВДВ генерал-лейтенантом А.А. Чиндаровым (11 батальонов, 3915 человек, 34 танка, 98 БМП, 67 БТР, 62 орудия, 14 вертолётов);

кизлярская под командованием командира 8-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Л.Я. Рохлина в составе 8 батальонов, 4053 человека, 7 танков, 162 БТР, 28 орудий и миномётов, 16 вертолётов.

Кроме того, для создания внешнего кольца блокирования по административной границе ЧР привлекалась группировка ВВ МВД в составе двух отдельных бригад и шести полков оперативного назначения7.

Войска перебрасывались воздушным, железнодорожным транспортом, а также своим ходом и располагались в пунктах временной дислокации. С ними проводились занятия по боевому слаживанию. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента РФ «О некоторых мерах по укреплению правопорядка на Северном Кавказе» от 1 декабря 1994 г. № 2142. См.: Интернет-ресурс Государственная система правовой информации (ГСПИ) http://pravo.fso.gov.ru.

2 Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ «О положении в Чеченской Республике» от 8 декабря 1994 г. № 291-I. См.: Там же.

3 Указ Президента РФ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» от 9 декабря 1994 г. № 2166. См.: Там же.

4 В этот же день — 9 декабря Правительство РФ приняло постановление № 1361 «О неотложных мерах по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики». См.: Там же.

5 Постановление Правительства РФ № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» от 9 декабря 1994 г. См.: Там же.

6 Красная звезда. 1995. 2 марта.

7 Усиков А.В., Бурутин Г.А., Гаврилов В.А., Ташлыков С.Л. и др. Военное искусство в локальных войнах и вооружённых конфликтах. Вторая половина ХХ — начало ХХI века. М., 2008. С. 157—159.