Военная составляющая Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

image_print

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 

С.В. КРЫЛОВ — Военная составляющая Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Особенности становления и развития (1992—2005 гг.)

S.V. KRYLOV – Military component of the Unified Air Traffic Control System of the Russian Federation. Its features of formation and development (1992-2005)

Аннотация. В статье на фоне особенностей становления и развития (строительства) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в период 1992—2005 гг. представлена её военная составляющая.

Summary. On the background of the specifics of formation and development of the Unified Air Traffic Control System of the Russian Federation in the period 1992-2005, the article represents Its military component.

В рассматриваемый период (1992—2005 гг.) военная составляющая Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ)1 играла важную роль в обеспечении безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также в деятельности ЕС ОрВД по использованию воздушного пространства (ВП) Российской Федерации в интересах граждан, экономики, обороны и безопасности государства и по обслуживанию воздушного движения (управлению полётами) над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения была возложена на Российскую Федерацию (РФ) международными договорами Российской Федерации2.

Необходимо подчеркнуть, что военная составляющая играла приоритетную роль в стратегическом значении Единой системы ОрВД для безопасности нашего государства.

После разделения в конце 1991 года Единой системы управления воздушным движением СССР (ЕС УВД СССР) на ряд суверенных систем Единая система ОрВД РФ в период с 1992 по 2005 год, являясь фактически её преемницей, оставалась крупнейшей в мире по объёму обслуживаемого воздушного пространства, в котором она осуществляла организацию его использования в целях обеспечения потребностей воздушных перевозок, авиационных работ, а также обороны и безопасности нашего государства.

Сложность и масштабность задач, решавшихся Единой системой ОрВД РФ в период с 1992 по 2005 год при организации её деятельности по обеспечению безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения и другой её деятельности по использованию воздушного пространства России, можно охарактеризовать следующими данными.

  1. Воздушное пространство, в котором Российская Федерация осуществляла организацию его использования, простиралось над территорией площадью свыше 25 млн кв. км, в том числе над 9 млн кв. км акватории Северного Ледовитого океана. В этом воздушном пространстве производили полёты воздушные суда более 30 различных министерств, ведомств и организаций в процессе решения большого числа народно-хозяйственных и оборонных задач. Кроме того, воздушное пространство над территорией нашей страны и акваторией Северного Ледовитого океана (как значительная составляющая мирового воздушного пространства) активно использовалось для полётов воздушных судов зарубежных стран. ВП использовалось во всем диапазоне высот, а скорости перемещения управляемых объектов изменялись от нулевых до гиперзвуковых. Более чем в 300 отечественных авиакомпаниях эксплуатировались свыше 6500 воздушных судов, которые, например в 2000 году, перевезли 21,76 млн пассажиров, а также 320 тыс. т грузов и почты3.
  2. Воздушное пространство Российской Федерации имело достаточно сложную структуру. Так, в интересах выполнения задач многочисленных ведомств в нём устанавливались разнообразные элементы, характеризуемые пространственным расположением, размерами и конфигурацией (районы аэродромов и аэроузлов, воздушные трассы и местные воздушные линии, специальные зоны полётов воздушных судов, запретные и опасные зоны, районы полигонов, воздушное пространство приграничной полосы, воздушные коридоры пролёта государственной границы, районы авиационных работ и другие специальные элементы).

В интересах организации использования воздушного пространства (ИВП) страны устанавливались зоны и районы ЕС ОрВД, расположенные в различных физико-географических и климатических условиях, размеры которых зависели от сложности и интенсивности воздушного движения и находились в пределах от нескольких десятков до сотен тысяч кв. км. Зоны в своём составе имели до нескольких десятков районов. К числу важнейших элементов структуры воздушного пространства следует отнести воздушные трассы (включая воздушные трассы для международных полётов) и местные воздушные линии, общая протяжённость которых составляла более 600 тыс. км, а также аэродромы военной и гражданской авиации. Общая аэродромная сеть страны насчитывала более 2500 аэродромов, в том числе 400 — магистральных4. Значительное количество аэродромов являлись аэродромами совместного базирования и совместного использования военной и гражданской авиацией.

  1. Единая система организации воздушного движения Российской Федерации представляла собой большую сложную эргатическую систему, структурно состоявшую из координирующих, руководящих и оперативных органов.

Координирующие органы ЕС ОрВД создавались в целях согласования действий соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов обслуживания воздушного движения (управления полётами) и пользователей воздушного пространства по вопросам организации использования воздушного пространства, функционирования, а также финансирования, модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения.

К ним относились Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Российской Федерации (МВК по ИВП и УВД РФ) (Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации (МВК по ИВП РФ)), создававшаяся Правительством Российской Федерации, и её территориальные органы — зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Российской Федерации (ЗМВК по ИВП и УВД РФ) (зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации (ЗМВК по ИВП РФ)), создававшиеся председателем Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Российской Федерации (Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации).

Руководящие органы Единой системы ОрВД создавались Министерством обороны Российской Федерации и Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Федеральной авиационной службой России; Федеральной службой воздушного транспорта; Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации) на федеральном и региональном уровне в целях осуществления исполнительных, разрешительных и контрольных функций в области организации использования воздушного пространства (в пределах своей компетенции), а также обеспечения руководства деятельностью военных и гражданских органов Единой системы ОрВД.

Оперативные органы Единой системы организации воздушного движения5 создавались Министерством обороны Российской Федерации и/или Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Федеральной авиационной службой России; Федеральной службой воздушного транспорта; Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации) в целях обеспечения установления структуры воздушного пространства, разрешительного порядка, планирования и координирования его использования, организации воздушного движения, а также контроля за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.

К ним относились: Главный центр Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации (ГЦ ЕС УВД РФ) (Главный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ГЦ ЕС ОрВД РФ)), состоявший из военного и гражданского секторов; зональные центры Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации (ЗЦ ЕС УВД РФ) (зональные центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЗЦ ЕС ОрВД РФ)), состоявшие из военных и гражданских секторов; вспомогательные зональные центры Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации (ВЗЦ ЕС УВД РФ) (вспомогательные зональные центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ВЗЦ ЕС ОрВД РФ)), состоявшие из гражданских секторов; районные центры Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации (РЦ ЕС УВД РФ) (районные центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (РЦ ЕС ОрВД РФ)), состоявшие из военных и/или гражданских секторов; вспомогательные районные центры Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации (ВРЦ ЕС УВД РФ) (вспомогательные районные центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ВРЦ ЕС ОрВД РФ)), состоявшие из военных и/или гражданских секторов; органы управления предприятий по аэронавигационному обслуживанию и органы управления воздушным движением аэропортов, находившихся в федеральной собственности (органы обслуживания воздушного движения аэропортов гражданской авиации, в том числе федерального значения, территориально совмещённые с районными (вспомогательными районными) центрами Единой системы организации воздушного движения).

Так, в начале XXI века оперативные органы ЕС ОрВД РФ имели в своём составе (без органов обслуживания воздушного движения (управления полётами) на аэродромах) 126 оперативных подразделений (главный, 7 зональных, 4 вспомогательных зональных, 72 районных и 42 вспомогательных районных центра). Кроме того, в нашей стране тогда функционировали 750 аэродромных центров управления, 63 из которых входили в состав Единой системы ОрВД6.

Как и в ЕС УВД СССР, в ЕС ОрВД РФ строго соблюдался один из основных принципов развития военной составляющей отечественной ЕС УВД (ОрВД) — указания военных секторов оперативных органов по вопросам использования воздушного пространства являлись обязательными для гражданских секторов оперативных органов, органов обслуживания воздушного движения (управления полётами) и пользователей воздушного пространства.

Работа оперативных органов и аэродромных органов обслуживания воздушного движения (управления полётами) обеспечивалась комплексами сложных технических средств и систем обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением)7, организации потоков воздушного движения, навигации, посадки и связи.

Численность военного и гражданского персонала, входившего в состав Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, составляла в 2002 году более 30 тыс. человек8.

Можно с уверенностью сказать, что условия становления и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в период с 1992 по 2005 год кардинально отличались от условий становления и развития Единой системы управления воздушным движением СССР в период с 1973 по 1991 год.

К числу наиболее важных и значимых условий, определявших особенности функционирования Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в период с 1992 по 2005 год, следует отнести:

1) переход экономики страны на рыночные отношения, а также от командно-административных методов управления к нормативным;

2) организационно-структурную нестабильность верхних уровней административных органов государственного регулирования;

3) незавершенность разработки нормативно-правовой базы, устанавливавшей порядок государственного регулирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения;

4) длительность процесса выделения из состава предприятий гражданской авиации (авиакомпаний, аэропортов) служб управления воздушным движением и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС);

5) кардинальные изменения порядка финансирования мероприятий по обеспечению функционирования и развития Единой системы организации воздушного движения страны;

6) увеличение числа международных полётов (в том числе транзитных) и полётов авиации общего назначения;

7) техническую ориентацию Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации на использование концепции CNS/ATM ИКАО (связь, навигация, наблюдение/организация воздушного движения);

8) стремление к интеграции национальной системы в мировую и европейскую аэронавигационные системы;

9) организационно-структурные преобразования в Министерстве обороны Российской Федерации (объединение Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны в качественно новый вид Вооружённых сил Российской Федерации — Военно-воздушные силы);

10) обеспечение эффективного решения задач военной авиацией по охране суверенитета и обороны страны с учётом новой военной доктрины Российской Федерации9.

Так, ликвидация с января 1992 года союзных министерств и ведомств, в т.ч. Министерства гражданской авиации и Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Совете министров СССР потребовала изменения структуры государственного управления гражданской авиацией и воздушным движением как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Это, в свою очередь, обусловило необходимость определения рациональной структуры организации воздушного движения в нашем государстве, осуществлявшейся Единой системой организации воздушного движения Российской Федерации. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 До 18 июня 1998 г. — военная составляющая Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации (ЕС УВД РФ). Для лучшего восприятия информации представляется целесообразным далее по тексту придерживаться названия — Единая система организации воздушного движения Российской Федерации, за исключением тех положений исследования, в которых данное обобщение искажает их смысловое содержание. — Прим. авт.

2 Организация воздушного движения в рамках ЕС ОрВД представляла собой комплекс мероприятий по обслуживанию воздушного движения (ОВД) (полётно-информационное, консультативное, диспетчерское обслуживание (непосредственное управление полётами), а также аварийное оповещение), по организации потоков воздушного движения (ОПВД) и воздушного пространства (установление оптимальной структуры ВП) для обеспечения ОВД и ОПВД с целью предоставления аэронавигационных услуг пользователям воздушного пространства в соответствии с действовавшими нормативными документами РФ и международными нормами и правилами.

3 30 лет Единой системы ОрВД. Исторический обзор / Под ред. Ю.В. Мелешко, Л.К. Щербакова, Б.В. Михайлова, Е.Н. Королёва, А.М. Колесникова, В.Г. Шелковникова, Б.Ю. Сидоренко и др. М.: Агентство А.Н.К.А., 2003. С. 88.

4 Там же. С. 89.

5 Территориально они дислоцировались в основном там же, что и оперативные органы ЕС УВД СССР, находившиеся на территории РСФСР в период с 1973 по 1991 г.

6 30 лет Единой системы ОрВД. Исторический обзор. С. 89.

7 Речь идёт прежде всего о технических средствах и системах диспетчерского обслуживания воздушного движения (непосредственного управления полётами). — Прим. авт.

8 Тюрин О.А., Чернышёв И.Я., Крылов С.В. История создания, функционирования и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Отчёт по НИР. М.: 24 НЭИУ МО РФ — ГосНИИ «Аэронавигация», 2002. С. 349.

9 Именно большей частью из этих условий была определена такая особенность функционирования Единой системы ОрВД РФ в период с 1992 по 2005 г., как её становление. Ошибочно считать, что она на правах преемницы Единой системы УВД СССР сразу начала развиваться, миновав последнее. — Прим. авт.