Военная подготовка в высшей школе Российской империи

image_print

Аннотация. В статье представлены результаты анализа опыта военного обучения в высшей школе Российской империи и использования выпускников гражданских вузов для пополнения офицерского корпуса.

Summary. The paper presents the results of analyzing the experience of military training at higher education establishments of the Russian Empire and employment of civilian university graduates to re-man the officer corps.

 

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

 

Добровольский Валерий Станиславович — доцент цикла Главного автобронетанкового управления военного учебного центра при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ), капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук

(Москва. E-mail: dvs539@yandex.ru);

Шпаков Геннадий Георгиевич — полковник

(Москва. E-mail: fvomadi@yandex.ru).

 

Военная подготовка в высшей школе Российской империи

 

Анализ исторического опыта военного обучения в гражданских вузах нашей страны позволяет выделить три периода его развития: начальный — с середины XVIII века до 1917 года; советский и современный. Первый из них — от военных реформ Петра I, связанных с созданием регулярной армии и системы военного образования, продолжался более 200 лет. С момента создания 14 (25 по старому стилю) января 1701 года в Москве по Указу Петра I одного из первых в России государственных учебных заведений, положивших начало системе инженерно-технического и военного образования — Школы математических и навигацких наук1, для подготовки специалистов ВМФ, судостроителей, геодезистов, инженеров и других специалистов интенсивно формировались основы военного обучения, были созданы более 50 школ. Но, как показывают ряд исследований2 и анализ содержания императорских указов об учреждении российских университетов и утверждении их уставов, при общем благожелательном отношении к использованию возможностей высшей школы для обеспечения кадровых потребностей армии и флота в Российской империи не было государственного системного подхода к организации военного обучения в гражданских вузах.

Например, именной Указ императрицы Елизаветы Петровны от 24 января 1755 года «Об учреждении Московского университета и двух гимназий» не содержит предписаний, связанных с военным обучением, за исключением мотивирующих к прилежной учёбе строк о распределении на государеву службу выпускников, «кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут»3.

Российские университеты находились в ведении министров народного просвещения империи под общим покровительством монархов, лично утверждавших их уставы и придававших университетам статус императорских. 5 ноября 1804 года Александр I утвердил уставы Московского, Харьковского и Казанского университетов, идентичных по содержанию, поэтому специалисты считают их первым общим уставом российских университетов. Он в последующем перерабатывался и вводился в действие в 1835, 1863, 1874 гг.4 Анализ всех четырёх редакций этого устава позволяет заключить: установленный ими перечень учебных дисциплин не содержал предметов, связанных с военным обучением. Список учебно-вспомогательных учреждений (библиотеки, профильные кабинеты по учебным дисциплинам, лаборатории, обсерватории, музеи, оранжереи, анатомические театры, аптеки и др.) также не содержал признаков возможности организации с их использованием единой системы военной подготовки студентов5. Утверждённые 27 августа 1905 года императором Николаем II после очередных студенческих волнений «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения» тоже не содержат положений, предписаний, предусматривавших военное обучение студентов. Это свидетельствует об отсутствии в то время единого государственного системного подхода к организации военного обучения в высшей школе6.

Единственной связью университетского образования с военной службой может служить установленная общим уставом Российских университетов 1835 года (п. 129) норма, предусматривавшая возможность приёма на военную службу выпускников, окончивших «с успехом университетский курс», и их производство в офицеры через «шесть месяцев… хотя бы не имелось вакансий в тех полках, куда они приняты будут, лишь бы только знанием фронта были того достойны»7.

В редакции университетского устава, утверждённого высочайшим Указом от 18 июня 1863 года, процитированная норма была заменена иной (§ 143): «Права кандидатов и действительных студентов на поступление в военную службу и на производство их потом в офицеры определяются существующими по военному ведомству правилами»8.

При отсутствии единой государственной системы военного обучения в гражданских вузах на различных уровнях управления образованием Российской империи предпринимались усилия к его организации. Так, с учреждением в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной Московского университета предусматривалась взаимосвязанная с обучением подготовка к военной службе. Да и само обучение в университете приравнивалось к военной службе, с окончанием полного учебного курса студентам присваивались обер-офицерские чины. Ежегодно с наступлением весны в вечернее время студентов привлекали к военной подготовке под руководством офицеров частей Московского гарнизона, проводивших с ними занятия по строевой, огневой и тактической подготовке.

Для всех студентов императорских университетов с 1800 года была законодательно утверждена и введена единая униформа — кафтан тёмно-зелёного сукна с воротником, обшлагами малинового цвета и пуговицами с гербом империи и «атрибутами учёности» (изображением глобуса, книги, циркуля, лиры и других учебных принадлежностей того времени).

Обязательным элементом мундира студентов была короткая шпага как символ принадлежности к «благородному сословию». Казённая униформа включала также «штрафной» кафтан серого цвета, в который принудительно облачались студенты, прогулявшие лекции (каждый следующий пропуск занятий увеличивал срок ношения серого кафтана на одну неделю), а также не выучившие «уроки» (срок наказания — один день). Выбор цвета неокрашенной ткани был не случаен. Он означал уныние, ошибку, обман, бедность. В кадетском корпусе «штрафной» кафтан был чёрным, считавшимся исключительно цветом траура9.

Насыщение студенческой жизни нормами и правилами военной службы по общепринятому в тот период мнению должно было способствовать поддержанию в студенческом сообществе дисциплины и порядка, единообразных правил поведения, формированию у студентов высоких нравственных качеств гражданина и патриота, преданного монарху и стране, готового при необходимости посвятить себя воинскому служению Отечеству. По этому поводу попечитель Санкт-Петербургского учебного округа Д.П. Рунич в обращении к министру народного просвещения 24 августа 1825 года отмечал: «Порядок военной службы и вообще строгое наблюдение установленных форм, чиноначалие и точность в исполнении… составляют душу дисциплины, поддерживают постоянный и единообразный во всём порядок… Не предполагая ввести во всём пространстве в учебных заведениях, высочайше вверенных мне по званию попечителя, военных форм и военной дисциплины, не менее того, нахожу необходимо нужным и полезным придержаться оных… ибо это приносит и в гражданских заведениях существенную пользу, облегчает присмотр за воспитанниками и вообще придаёт сим заведениям вид порядка и благопристойности, которые при произвольном употреблении собственного платья между чиновниками и воспитанниками возродить и удержать весьма трудно… В тех учебных заведениях, где между чиновниками и воспитанниками введено постоянное ношение мундиров, по покрою несколько подобных военным, и где принят отчасти порядок и точность военной службы по подобию кадетских корпусов, дети имеют вообще наружность благовидную, приучаются вежливости и приобретают в движениях ловкость и непринуждённость, отличающие их от воспитанников в частных пансионах и в домах родительских образованных, где едва ли обращается внимание на то, что обыкновенно почитают мелочами»10.

Были и механизмы производства выпускников вузов в офицеры. Высочайшим распоряжением от 3 июля 1806 года для выпускников Дерптского11 университета был установлен шестимесячный срок выслуги до получения офицерского чина по представлении документов о дворянстве, личных прошений о желании вступить в армию, аттестата об окончании университета с обозначением поведения и успехов в науках, «к военному званию приличных». Поступив на военную службу, выпускник должен был первые 3 месяца прослужить в нижних чинах, затем ещё 3 месяца в чине подпрапорщика12, после чего производился в офицеры, даже если в полку, где он служил, не было офицерских вакансий. Для подготовки таких студентов к офицерской должности был составлен план преподавания военных наук со сдачей по ним отдельного выпускного экзамена, определены два блока наук — «предуготовительные» и собственно военные. К первым отнесены русский язык, всемирная история (особенно история Российского государства), физика, арифметика, геометрия и тригонометрия, практическая геометрия. Ко вторым — фортификация, тактика пехоты и кавалерии, начальные знания, связанные с артиллерией. Будущим инженерам и артиллеристам в университете дополнительно преподавали полевую фортификацию, темы об атаке крепостей и их строении, артиллерии, минёрном и понтонном деле, «начальные основания тактики различных оружий», стратегии. Многие питомцы Дерптского университета в 1812 году вступили в армию для отражения наполеоновского нашествия. Университетский устав 1835 года сохранил установленные ранее для его выпускников преимущества при производстве в офицеры, в соответствии с которыми (§ 129) окончившие с успехом университетский курс должны были прослужить в унтер-офицерском звании 6 месяцев, после чего производились в офицеры13.

В соответствии с рескриптом Александра I от 14 марта 1807 года выпускники любого из российских университетов могли поступить в один из сухопутных кадетских корпусов в Петербурге и, отучившись в нём 6 месяцев, выпуститься офицерами. Данная мера свидетельствовала о высоком качестве университетского образования, обеспечивавшего успешную военную службу выпускников. Через месяц после подписания указанного документа совет Московского университета рапортовал о принятии мер к его выполнению. В целях подготовки студентов к военной службе в Московском университете с 1806—1807 учебного года началось преподавание курса военных дисциплин, включавшего основы артиллерийской науки, фортификации и военного искусства. Уклад студенческой жизни носил военизированный характер — военные занятия, дисциплина, близкая к армейской; строгая регламентация поведения и внешнего вида, в т.ч. запрет носить длинные волосы, бороду и усы; обязательная форменная одежда, нарушение которой каралось исключением из университета. Этот уклад подчёркивали и некоторые другие особенности. Так, в Петербургском университете до конца 1850-х годов посередине главного коридора «продолжала красоваться медная пушка довольно больших размеров, свидетельствуя о том, что и университет не избег вторжения военного режима последних лет николаевского царствования, и в то время, как в гимназиях учили ружейным приёмам, студенты упражнялись в пушечной стрельбе»14. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

_____________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Школа математических и навигацких наук // Большая российская энциклопедия: электронная версия (БРЭ ЭВ): https://bigenc.ru.

2 См. например: Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век. § 5. Высшее образование. Университеты // Интернет-ресурс: https://history.wikireading.ru; Змеев В., Карпекин В. Высшая школа и армия: история отношений // Высшее образование в России. 2002. № 5. С. 144.; Фильков С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования: монография. М., 2002. С. 18, 19.

3 Указ императрицы Елизаветы Петровны от 24 января 1755 г. об учреждении Московского университета и двух гимназий. Интернет-ресурс: http://base.garant.ru.

4 Высочайше утверждённый устав императорского Московского университета 1804 г. Интернет-ресурс: http://музейреформ.рф; Общий устав Российских университетов, высочайше утверждённый 26 июля 1835 г. Интернет-ресурс: http://museum.guru.ru; Общий устав Императорских Российских университетов, высочайше утверждённый 18 июня 1863 г. Интернет-ресурс: http://lib.ru; Университетский Устав, утверждённый Указом императора Александра III 18 августа 1884 г. Интернет-ресурс: http://letopis.msu.ru.

5 Там же.

6 Высочайший указ «О введении в действие Временных правил об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения». 27 августа 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. В 33 т. Т. XXV. Отделение 1. СПб., 1908. С. 658, 659. Интернет-ресурс: https://runivers.ru.

7 Общий устав Российских университетов, высочайше утверждённый 26 июля 1835 г.

8 Общий устав Императорских Российских университетов, высочайше утверждённый 18 июня 1863 г.

9 Яковкина Н.И. Указ. соч.; Шепелев О.И. Вместо студенческой фуражки — офицерская: становление и развитие системы дополнительного военного образования в гражданских вузах России. Интернет-ресурс: http://chinovnik.uapa.ru; Гончаров И.А. В университете: как нас учили 40 лет назад. Интернет-ресурс http://goncharov.lit-info.ru; Писарева С. Казанский университет в Первой мировой войне. Интернет-ресурс: https://kpfu.ru; Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 т. Т. 5. М.: Инфра-М, 2004. Интернет-ресурс: http://doc.knigi-x.ru.

10 Образ русского студента в конце XIX — начале XX века. Интернет-ресурс: http://lib.law.spbu.ru; Яковкина Н.И. Указ. соч.; Фильков С.М. Указ. соч. С. 20.

11 Дерпт, ныне Тарту, Эстония, в 1030—1212, 1558—1582, 1656—1661, 1893—1919 гг. — Юрьев, с 1212 г. до середины XIII в. Тарбетен (Тарбата), в 1224—1558, 1582—1656, 1661—1893 гг. — Дорпат (Дерпт). См.: Тарту // БРЭ ЭВ.

12 Подпрапорщик, воинское звание (чин) в России (до 1917 г.) и в некоторых современных государствах, промежуточное между младшими офицерами (обер-офицерами) и сержантами (унтер-офицерами). В России появилось в начале XVIII в. Согласно Воинскому уставу 1716 г. подпрапорщик был ближайшим помощником и заместителем прапорщика. С 1800 г. до середины XIX в. подпрапорщиками именовали всех унтер-офицеров из числа дворян. С 1880 г. это звание присваивалось исключительно портупей-юнкерам, выдержавшим экзамены на офицера и поступившим в полк в ожидании вакансии. К 1917 г. предусматривалось только на военное время (кроме гвардейских частей). В казачьих войсках соответственное звание — подхорунжий. Отменено декретом Совнаркома в декабре 1917 г. См.: Подпрапорщик // БРЭ ЭВ.

13 Фильков С.М. Указ. соч. С. 21; Волков С.В. Первая мировая война и русский офицерский корпус. Интернет-ресурс: http://topwar.ru (дата обращения: 20 ноября 2018 г.).

14 Яковкина Н.И. Указ. соч.; Андреев А.Ю., Цыганков Д.А. Попечитель императорского университета в системе народного просвещения Российской империи первой половины XIX // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. 2015. Вып. 4. С 70—97. Интернет-ресурс: https://cyberleninka.ru.