Великая Отечественная война в творчестве В.М. Клыкова 

image_print

Аннотация. В статье рассказывается о творчестве В.М. Клыкова — известного советского и российского скульптора; о его работах, увековечивающих подвиг народа в Великой Отечественной войне.

Summary. The paper describes the work of V.M. Klykov, a prominent Soviet and Russian sculptor, and his creations that immortalized the heroic deed of the people in the Great Patriotic War.

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

 

ДОЛЖЕНКОВА Татьяна Ивановна — заведующая отделением ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова», кандидат исторических наук

(пгт. Кшенский, Советский район, Курская обл. E-mail: dolgenkovatana@mail.ru).

 

«Россия в лихую годину рождает богатырей…»

Великая Отечественная война в творчестве В.М. Клыкова

 

Тема Великой Отечественной войны — одна из самых неисчерпаемых в советском и российском искусстве. Героическое звучание Победы является одной из центральных и в творчестве скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова (1939—2006) — народного художника, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Самыми известными его работами стали открытые в 1995 году памятник Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову у здания Государственного исторического музея в Москве и памятник Победы на Прохоровском поле в Белгородской области.

Война пришлась на раннее детство Вячеслава Клыкова. Линия фронта дважды проходила через его родную деревню Мармыжи Советского района Курской области. Мама скульптора, Лидия Тимофеевна Клыкова, с тремя маленькими детьми на руках эвакуировалась и вернулась в родное село только после его окончательного освобождения в 1943 году. Как позднее вспоминал сам Вячеслав Михайлович, многие страшные моменты того периода запали в детскую душу навсегда, несмотря на то, что было ему в то время чуть более двух лет. Запомнилось мальчику и то, как в 1944 году вернулся с фронта списанный по ранению отец Михаил Константинович. Став старше, Слава с особым вниманием и интересом слушал рассказы отца и его товарищей о войне и Г.К. Жукове. Позже, в школьные и институтские годы Вячеслав внимательно изучал мемуары многих военачальников и самого Георгия Константиновича. Впоследствии В.М. Клыков вспоминал: «Вот так в детстве, из рассказов отца и других фронтовиков Жуков предстал для меня как святой… Затем всё больше и определённее в моём сознании складывался образ исторической личности, национального героя… А по окончании института я уже загорелся большой мечтой: вот придёт время, наберусь мастерства и опыта и попытаюсь запечатлеть этот святой для меня и всего народа образ»1.

И мечта сбылась. В.М. Клыков стал автором самого впечатляющего и знаменитого памятника Г.К. Жукову, без которого сейчас сложно представить облик не только Манежной площади, но и Москвы.

В 1991 году Министерство культуры СССР объявило конкурс на лучший проект монумента полководцу. Одним из условий было строго оговорённое место установки памятника — Смоленская площадь. Это обстоятельство стало причиной отказа В.М. Клыкова принимать участие в конкурсе и подтолкнуло его к идее предложить установить памятник Георгию Константиновичу на Красной площади, перед зданием Государственного исторического музея, напротив памятника Минину и Пожарскому, непременно на коне, как он запомнился по Параду Победы. Это, по словам скульптора, «было бы актом исторической справедливости… мы продолжили бы традицию наших предков — увековечивать героев, которые сыграли судьбоносную роль в истории Отечества»2.

Данную инициативу благословил патриарх Московский и всея Руси Алексий II и поддержал мэр Москвы Ю.М. Лужков, обещая «стоять насмерть за место памятника на Красной площади»3, а президент Б.Н. Ельцин на встрече с ветеранами в Санкт-Петербурге пообещал установить этот монумент к 50-летию Победы на главной площади страны4.

В.М. Клыков приступил к его созданию. Памятник Жукову в натуральную величину под масштаб Красной площади был выполнен на Калужской фабрике. Работа проходила в тяжёлых условиях: цех практически не отапливался, глина замерзала. Трудился скульптор иногда сутками. При этом средств на возведение памятника выделено не было, как не было и заключённого договора. Проект выполнялся на собственные деньги В.М. Клыкова и финансовую помощь его друзей.

Пётр Сальников, писатель и участник Великой Отечественной войны, побывав в мастерской Клыкова, удивлялся цепкой памяти скульптора и его невероятной точности художественного видения задуманного образа, ведь работал мастер над лицом маршала, не имея перед собой ни единого фотоснимка или карандашного наброска5. В.М. Клыков был лично знаком с дочерями Г.К. Жукова Маргаритой и Марией, но они, по словам самого скульптора, в работу не вмешивались, лишь на стадии эскизов сделали несколько замечаний, которые автор принял с благодарностью.

Георгий Константинович был для Клыкова олицетворением Победы: «Россия в лихую годину рождает богатырей, обладающих той силой и мощью, которую таит в себе сама. Жуков — один из них. Имя его уже стало синонимом стойкости, отваги, синонимом самого русского народа… Он стоит в одном ряду с такими народными героями, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов… Может быть, он ещё большего масштаба и значения, ибо и масштаб войны, в которой он покрыл себя бессмертной славой, был велик, ни с чем не сравним»6.

В обозначенное время памятник был готов и с высокой оценкой принят Государственной комиссией, рекомендовавшей его к отливке из бронзы и установке. На эти цели по указу Президента РФ были выделены средства из федерального бюджета в размере 3,2 млн долларов США7.

Уже перед самой установкой монумента вдруг разгорелись нешуточные споры о месте его размещения. В конце января 1995 года Правительство РФ приняло постановление о сооружении памятника Г.К. Жукову на Манежной площади, перед зданием Государственного исторического музея, невзирая на первоначальный замысел, благословение патриарха и обещание первых лиц государства. Официальной причиной подобного решения стало письмо ЮНЕСКО о том, что «возведение упомянутого памятника явно изменит оригинальный облик Красной площади» и станет основанием для её исключения из списка всемирного наследия.

Новое место В.М. Клыков не одобрил, аргументируя это тем, что за глухой стеной музея «в солнечный день мрачноватая тень здания станет падать на памятник», из-за чего «он будет смотреться как на задворках». Кроме того, это место насыщено коммуникациями, правительственной связью, коллекторами, что помимо эстетического диссонанса создаёт непростую инженерную задачу, требующую больших расходов8.

Невзирая на все доводы, а также многочисленные обращения представителей общественности в письмах и через средства массовой информации о необходимости «реализации первоначального плана установки памятника Г.К. Жукову на Красной площади» решение правительства осталось неизменным9.

Памятник маршалу Жукову торжественно открыли 8 мая 1995 года, в канун 50-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Конная статуя выполнена в стиле социалистического реализма: полководец изображён верхом на боевом коне во время торжественного Парада Победы 24 июня 1945 года. Привстав на стременах и натянув поводья, Георгий Константинович в полном парадном обмундировании выставил руку вперед, словно собирается отдать воинское приветствие. Под копытами лошади находятся штандарты нацистской армии. Четырёхметровая бронзовая скульптура установлена на двухметровом гранитном постаменте. Общий вес композиции составляет 100 тонн.

Памятник на Манежной площади стал не единственным в творчестве В.М. Клыкова запечатлённым образом Г.К. Жукова. В 1998 году бюст маршалу был установлен в Волгоградской области, в городе Калач-на-Дону, где в 1943 году соединились советские войска, замкнув в кольцо 6-ю армию вермахта. А в 2000 году аналогичный монумент был установлен на малой родине скульптора — в Советском районе Курской области, на привокзальной площади районного центра — пос. Кшенского, недалеко от братской могилы, где похоронены около 900 защитников Отечества10.

Пожалуй, самым значительным в творчестве В.М. Клыкова стал памятник Победы на Прохоровском поле — пятидесятиметровая белоснежная свеча — Звонница, к созданию которой скульптор шёл десять лет напряжённой творческой жизни.

Ещё в конце 1980-х годов в Москве снова заговорили о необходимости возведения памятника Победы на Поклонной горе и объявили конкурс проектов, в котором принял участие и В.М. Клыков: «Главную тяжесть минувшей войны вынес советский народ. Ему и строить Памятник! Я за то, чтобы Памятник появился только на Поклонной горе. Там можно собирать людей в День Победы, проводить фестивали патриотической песни, концерты мастеров искусств»11. Проект творческой группы под руководством Клыкова предполагал возрождение Поклонной горы: планировалось насыпать курган землёй, взятой с полей минувших сражений. Построенный фасад здания музея необходимо было нивелировать, подчинить центральному монументу, в основе которого — раскрытые врата из белого камня, символизирующие гостеприимность нашего народа. На вратах — жития народа. Идея мира подчёркнута и верхней части памятника — скульптурном изображении женщины с цветущими яблонями, как символа Победы, пришедшей весной (по рассказам фронтовиков, тогда по всей стране шло буйное цветение деревьев). Объединять композицию должен был символ исторической связи времён — единый колокол-набат, который в дни торжеств должен обязательно звонить12.

У этого проекта, как и в целом в творчестве Клыкова, были не только сторонники, но и противники. Последние, например, критиковали идею за излишнюю «русскость». В ответ на это скульптор говорил о том, что если монумент устанавливается в Москве, то его силуэт и символика не должны быть чужеродными, ведь если произведение искусства выполнено в глубоко национальных традициях, то оно близко и понятно всем. К тому же такие символы, как врата, колокол, цветение, идентично воспринимаются многими другими народами13.

Некоторые участники конкурса, ознакомившись с проектом В.М. Клыкова, сняли свои работы в его пользу, да и при общественном просмотре он получил безоговорочное лидерство. А потом конкурс отменили, чтобы спустя время объявить, что на Поклонной горе устанавливается трёхгранный штык с распластанной вверху греческой богиней Никой. А проект В.М. Клыкова в трансформированном виде был воплощён в мемориальном комплексе на Прохоровском поле.

В 1991 году руководство Белгородской области обратилось к скульптору с просьбой увековечить память о погибших на Курской дуге. Несмотря на занятость (в это время вовсю шла работа над конным монументом Г.К. Жукова), Клыков согласился. Вместе с ним к работе приступили архитектор Р.И. Семерджиев и инженер Г.К. Солоухин. Огромную помощь рабочей группе оказал главный белгородский архитектор Е.Д. Сукачёв14. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сальников П. На ветрах времени // Славянка. 1996. № 11—12. С. 7.

2 Горовой Л. Где стоять маршалу Жукову // Архив музея Советского социально-аграрного техникума имени В.М. Клыкова. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

3 Сальников П. Указ. соч. С. 7.

4 Памятник Жукову на Красной площади // КоммерсантЪ. 1994. № 36(504). 1 марта.

5 Сальников П. Указ. соч. С. 7.

6 Вячеслав Клыков: альбом. М.: САМПО, 1999. С. 29.

7 Мерцалова А. Цена камня: сколько стоят самые дорогие московские памятники // Аргументы и факты. 2012. 24 октября.

8 Горовой Л. Указ. соч.

9 Сальников П. Указ. соч. С. 7.

10 Золотухин А.Ю., Коровин В.В., Манжосов А.Н. «И памятники дышат, как живые…»: памятники боевой славы, установленные на Курской земле в честь событий Великой Отечественной войны. Курск: Юго-Западное отделение Академии военно-исторических наук, 2010. С. 95.

11 Бабенко В. Связей с родиной не терял никогда // Курская правда. 1989. № 98. 28 апреля. С. 4.

12 Огрызко В. Вячеслав Клыков: дело не упустить// Книжное обозрение. 1988. № 42. 21 октября. С. 3.

13 Бабенко В. Указ. соч. С. 4.

14 Золотухин А.Ю., Коровин В.В., Манжосов А.Н. «Народ должен беречь свою память…»: памятники воинской доблести и славы в гражданско-патриотическом воспитании соотечественников, XIX—XX вв. Курск: Юго-Западное отделение Академии военно-исторических наук, 2010. С. 52.