Уникальность технических решений советских инженеров в процессе создания баллистической ракеты 8К14 (Р-17) 

image_print

Аннотация. Статья посвящена созданию и принятию на вооружение самой массовой ракеты Сухопутных войск — 8К14 (Р-17). Появление шестьдесят лет назад этой ракеты существенно изменило баланс между боевыми возможностями Сухопутных войск стран Варшавского договора и стран блока НАТО. На основе уникальных архивных материалов из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, с использованием источников личного происхождения, показан процесс создания и принятия на вооружение Ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск управляемой баллистической ракеты 8К14 (Р-17). Проведён анализ особенностей конструкции ракеты, на основе которого выявлены новые и уникальные технические решения в области ракетостроения, реализованные советскими учёными, конструкторами и инженерами, при создании передовых образцов ракетной техники.

Summary. The paper focuses on the making and adoption of the most widely used missile in the Ground Forces, the 8K14 (R-17). When the missile appeared sixty years ago, the balance between the combat potential of the Warsaw Pact countries’ Ground Forces and those of NATO changed significantly. The paper relies on unique archival materials from the Central Archives of the RF Defense Ministry, as well as on personal sources, to show how the 8K14 (R-17) guided ballistic missile was created and made operational in the Missile Troops and Artillery of the Ground Forces. It analyzes the specific features of the missile design that served the basis of new unique technological solutions in missile building implemented by Soviet scholars, designers and engineers in making advanced missile items.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

МИЛЬБАХ Владимир Спартакович — профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Михайловской военной артиллерийской академии, полковник запаса, доктор исторических наук, профессор

ТИТОВ Андрей Анатольевич — заместитель начальника Михайловской военной артиллерийской академии по военно-политической работе, полковник

РОЖДЕНИЕ «ЭЛЬБРУСА»

Уникальность технических решений советских инженеров в процессе создания баллистической ракеты 8К14 (Р-17)

В исторической литературе, рассказывающей о создании вооружения и военной техники, есть немало работ, повествующих об оперативно-тактическом ракетном комплексе 9К72 «Эльбрус» с баллистической ракетой 8К14 (Р-17)1. Отдельные исторические очерки посвящены вопросам развития этого ракетного комплекса. Однако деятельности органов государственного и военного управления, конструкторских бюро, на которых создавалось это вооружение, внимания уделялось недостаточно2.

Мировую известность ракетный комплекс получил после боевого применения в ходе вооружённых конфликтов на Ближнем Востоке и в Афганистане, за ним прочно закрепилось навязанное американцами прозвище «СКАД». Советские же ракетчики ласково называли эту ракету, как и комплекс в целом — «Керосинка».

Бурное развитие науки и техники после Второй мировой войны позволило к началу 1960-х годов достичь баланса сил между СССР и США по стратегическим вооружениям. Упорно добиваясь сохранения и упрочнения своих позиций, США взяли курс на качественное улучшение не только стратегического вооружения, но и на техническое переоснащение средствами ядерного нападения сил передового базирования и общего назначения. В 1955 году началась и в 1962 году была завершена разработка и запущено серийное производство управляемой баллистической ракеты на твёрдом топливе MGM-29 Sergeant («Сержант»), имевшей дальность пуска до 135 км. На стадии разработки находилась усовершенствованная неуправляемая ракета MGR-1B Honest John («Онест Джон»), с дальностью пуска до 45 км и неуправляемая баллистическая ракета для десантных подразделений MGR-3 Little John («Литтл Джон»). Американским военно-промышленным комплексом работы в области создания ракет класса «земля—земля» велись по направлениям сокращения веса отдельных элементов вооружения, упрощения обслуживания, улучшения систем управления и средств наведения.

Необходимость укрепления оборонного потенциала потребовала от советского военно-политического руководства больше внимания уделять вопросам оснащения армии ракетно-ядерным оружием. При этом основными задачами являлись обоснование и разработка стройной системы ракетного вооружения Сухопутных войск, а также создание в рамках этой системы образцов ракетной техники.

Первым шагом в области развития наземного ракетного вооружения стала научно-исследовательская работа «Перспектива», выполненная НИИ-3, в которой была проведена оценка наземного реактивного и ракетного вооружения Сухопутных войск относительно условий ведения общевойскового боя, а также фронтовых и армейских операций. В результате были определены основные тактико-технические требования к перспективным образцам ракетных комплексов и предложены технические пути их создания. Так, для решения задач по поражению объектов противника в армейских наступательных и оборонительных операциях силами и средствами ракетных войск необходимо было иметь армейский ракетный комплекс с дальностью пуска 50—300 км3. Первым ракетным комплексом, специально разработанным по заданию Главного артиллерийского управления (ГАУ) для Сухопутных войск, стал оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с управляемой баллистической ракетой 8К14 (Р-17).

Необходимость модернизации баллистической ракеты Р-11М, состоявшей на вооружении с апреля 1958 года, выяснилась ещё в процессе её испытаний. В результате 23 ноября 1956 года Советом министров СССР было принято Постановление № 1530-770, которым предусматривалось провести ряд мероприятий по улучшению боевых и эксплуатационных качеств принятой на вооружение баллистической ракеты Р-11М. Работы по модернизации были возложены на СКБ-385 (г. Златоуст), которому в кооперации со специализированными организациями надлежало в 1957—1958 гг. на базе ракеты 8К11 (Р-11М) разработать улучшенное изделие 8К12 (Р-11МУ), обладавшее высокой надёжностью в условиях войсковой эксплуатации.

Улучшение конструкции ракеты Р-11М планировалось осуществить за счёт дублирования электроцепей и отдельных элементов аппаратуры системы управления ракеты, а также путём применения в ней приборов, не имевших в своём составе электронных ламп. Все остальные элементы конструкции ракеты и наземного оборудования заимствовались без изменений от ракет 8А61 (Р-11) и 8К11 (Р-11М).

Первые опытно-конструкторские работы, проведённые под руководством заместителя главного конструктора В.Р. Серова показали, что усовершенствование системы управления могло привести к увеличению веса ракеты, что не позволяло обеспечить заданную тактико-техническим заданием дальность пуска — 150 км. Дальнейшие поиски коллектива конструкторов СКБ-385 сконцентрировались вокруг идеи установки на ракету мощного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), разработка которого велась в ОКБ-3 НИИ-88 под руководством главного конструктора Д.Д. Севрука. Предварительные расчёты показали, что использование указанного двигателя позволит достигнуть максимальной дальности полёта 258 км4.

Выбор основных конструктивных параметров изделия, компоновки, габаритных размеров агрегатов, с учётом характеристик стоявших на вооружении ракет дальнего действия, позволял использовать уже созданное наземное оборудование для подготовки и пуска, а также максимально задействовать имевшуюся промышленно-производственную базу для создания новой ракеты5. Идея создания новой ракеты была поддержана председателем Государственного комитета Совета министров СССР по оборонной технике К.Н. Рудневым и главным конструктором НИИ-88 С.П. Королёвым.

Защита эскизного проекта состоялась в январе 1958 года на заседании 1-го управления артиллерийского Научно-технического комитета ГАУ (АНТК ГАУ)6. Комиссия АНТК ГАУ, заслушав доклад главного конструктора СКБ-385 В.П. Макеева, в целом одобрила проект. Однако было отмечено, что разработанный в ОКБ-3 двигатель С3.42 имел ряд недостатков, которые были выявлены в ходе стендовых испытаний7.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 1 апреля 1958 года № 378-181 «О разработке изделия Р-17» создание ракеты с дальностью пуска от 50 до 240 км было поручено СКБ-385 (главный конструктор В.П. Макеев, ведущий конструктор Ю.А. Бобрышев)8.

Ракета 8К14 со сменными боевыми частями, жидкостным ракетным двигателем, с автономной системой управления и автоматом подрыва ракеты разрабатывалась с учётом использования конструктивных решений, а также узлов и агрегатов, применявшихся в ракетах 8А61 (Р-11), 8К11 (Р-11М) и др. Это позволяло в ходе проектирования пересмотреть неудачные схемно-конструктивные решения и заменить недостаточно надёжные элементы этих ракет. В целом такой подход к конструированию новой ракеты давал возможность значительно сократить сроки её разработки, уменьшить затраты на подготовку производства, способствовал повышению надёжности разрабатываемого изделия. Кроме того, применение двигательной установки с насосной системой подачи топлива вместо вытеснительной, использующей жидкостной аккумулятор давления, значительно повышало работоспособность двигателя. В результате такого решения удалось значительно понизить высокое давление в баках и уменьшить температуру их нагрева, что позволило заменить материалы, из которых они создавались, на более лёгкие и технологичные9.

Наличие в ракете изолированного приборного отсека, располагавшегося между головной частью и баком горючего, улучшало условия работы приборов системы управления за счёт снижения вибрационных нагрузок, делало удобным технологическую сборку и эксплуатацию ракеты. Расположение рулевых машинок не на сопле двигателя, а на днище хвостового отсека, также уменьшало воздействие на них вибрационных нагрузок, что благоприятно сказывалось на работе рулевого агрегата и автомата стабилизации. Переднее размещение бака горючего на ракете давало возможность использовать ёмкость заборного трубопровода этого бака под пусковое горючее, а также повышало устойчивость и стабилизацию ракеты на траектории полёта.

Следует подчеркнуть, что в процессе создания новой ракеты так и не удалось устранить большинство недостатков разработанного Д.Д. Севруком двигателя С3.42Т (8Д512). Кроме того, разрабатывавшее двигатель ОКБ-3 в декабре 1958 года было включено в состав ОКБ-2 НИИ-88, которым руководил А.М. Исаев. Часть коллектива во главе с Д.Д. Севруком вошло в состав ОКБ-456 (г. Химки). В результате доработка двигателя 8Д512 была прекращена10. Главный конструктор ОКБ-2 А.М. Исаев принял решение разработать для изделия 8К14 новый двигатель. Разработанный двигатель С5.2 (9Д21) имел ряд существенных отличий, его схема была упрощена, вес снижен на 20—25 кг, а тяга увеличена (13,3 т вместо 8,3 т у Р-11М)11.

Проект комплекса агрегатов наземного стартового оборудования был разработан НИИ-229 Министерства оборонной промышленности (главный конструктор Г.М. Табаков). Постановлением Совета министров СССР от 1 апреля 1958 года предусматривалась максимальная унификация наземного стартового оборудования новой ракеты 8К14 (Р-17) и ракет 8А61 (Р-11), 8К11 (Р-11М)12.

Впервые в практике отечественного ракетостроения для ракеты 8К14 одновременно разрабатывались два стартовых агрегата — на гусеничном и колёсном ходу. Артиллерийская часть для стартовых агрегатов была одинаковой и включала в свой состав стрелу, гидравлическую систему подъёма, пусковой стол, систему предстартового обслуживания и проверочно-пусковую аппаратуру13. Стартовый агрегат на гусеничном ходу 2П19 был создан ОКБТ Ленинградского Кировского завода (главный конструктор Ж.Я. Котин, заместитель В.Н. Курин, ведущий конструктор К.Н. Ильин, начальник отдела Г.Ю. Ханин).

Создание стартового агрегата 2П20 на колёсном шасси МАЗ-537Б было возложено на ЦКБ ТМ при заводе «Подъёмник» (начальник и главный конструктор Н.А. Кривошеин, заместитель Н.С. Лейкин)14. Так как колёсный вариант обладал рядом преимуществ перед гусеничным, то предполагалось, что он станет основным, но в ходе испытаний колёсный стартовый агрегат не выдержал транспортных нагрузок. После проведённых доработок, в 1967 году он был принят на вооружение под обозначением 9П117.

В инициативном порядке Государственным специальным конструкторским бюро (ГСКБ) под руководством В.П. Петрова был разработан эскизный проект стартового агрегата для изделия 8К14 на базе полуприцепа с активной осью, транспортируемого седельным тягачом Урал-375. Однако экспертиза проекта показала, что стартовый агрегат не отличался высокой проходимостью и проект так и остался на бумаге15. В целях повышения манёвренности и высокой подвижности комплекса 9К72, ГСКБ был подготовлен эскизный проект и проведены опытно-конструкторские и экспериментальные работы по транспортировке ракет 8К14 с использованием самолётов Ан-8, Ту-107, а также вертолётов Ми-616.

Специальные испытания по определению возможности погрузки и транспортировки ракеты 8К14 в авиационную технику были проведены НИИ ВВС в период с 28 по 31 марта 1960 года. Несмотря на некоторые недостатки, испытания были признаны успешными, по их результатам отработаны схемы размещения ракет в грузовых отсеках воздушных судов, составлена «Временная инструкция по погрузке, размещению ракеты в самолётах Ан-8, Ту-107 и в вертолёте Ми-6»17.

Лётно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты по плану должны были пройти в два этапа: первый — июнь—июль 1959 года, второй — январь—февраль 1960 года18. Однако Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 31 декабря 1959 года № 1429-696 была поставлена задача ускорить работы по ракете Р-17 и завершить ЛКИ в 1959 году19. Этап ЛКИ прошёл в период с ноября 1959 по февраль 1960 года, в ходе которых было произведено семь пусков ракет, в т.ч. на дальность 240 км — пять пусков, остальные — на дальность 56 км. В целом этапом ЛКИ была подтверждена работоспособность конструкции ракеты в полёте20.

Учитывая ряд трудностей, возникших перед промышленностью при разработке ракеты Р-17 (создание нового двигателя, освоение серийного производства ракеты Р-17 и её элементов на заводах серийного производства), а также в целях экономии средств и времени на доработку комплекса, Комиссией Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам по согласованию с Министерством обороны было принято решение (№ 56 от 28 апреля 1960 г.), согласно которому все последующие этапы, кроме первого, были объединены в один этап совместных испытаний.

Испытания ракеты 8К14 и комплекса наземного оборудования проводились на полигоне Капустин Яр в период с августа 1960 по август 1961 года. Председателем Государственной комиссии был назначен начальник дислоцировавшейся в Ленинграде Военной артиллерийской академии (ВАА) генерал-полковник артиллерии В.С. Коробченко.

В целях качественного и быстрого освоения новой ракетной техники, поступающей на вооружение Ракетных войск и артиллерии (РВиА) Сухопутных войск, решением командующего РВиА маршала артиллерии С.С. Варенцова из офицеров ВАА была создана научно-исследовательская группа, допущенная приказом начальника ГАУ к испытаниям. Группу из 13 человек возглавил начальник учебного отдела академии полковник П.Е. Жердев21. Присутствуя при подготовке и пусках, они смогли всесторонне изучить ракету 8К14 (Р-17), убедиться в её достоинствах. В дальнейшем именно эти преподаватели обучали офицеров-ракетчиков правилам эксплуатации нового ракетного комплекса22.

Ракеты, представленные на испытания, существенно отличались от ракет, отстрелянных на этапе ЛКИ, а именно: двигатель С3.42Т (8Д512) был заменён новым двигателем С5.2 (9Д21), система управления в части схемно-конструкторских решений и расположения приборов существенно отличалась от системы управления ракет, представленных на этап ЛКИ. Подлежал полной проверке комплекс агрегатов наземного стартового оборудования, который на этапе ЛКИ практически не испытывался23.

В ходе испытаний было произведено 30 пусков ракет 8К14 (Р-17), в том числе 28 пусков на дальность 50—270 км и два пуска на дальность 300 км. Испытания показали, что тактико-технические характеристики ракеты полностью соответствовали тактико-техническому заданию, выданному на начальной стадии разработки ракеты. Кроме того, ракеты подверглись проверке в процессе перевозки железнодорожным транспортом, по шоссейным и грунтовым дорогам общей протяжённостью 17 тыс. км24.

Не обошлось и без аварийных ситуаций. Так, по воспоминаниям ведущего конструктора ракеты Ю.А. Бобрышева, в ходе транспортных испытаний по перевозке ракеты на самоходной пусковой установке, гусеничный стартовый агрегат не смог преодолеть слишком сложный участок испытательной трассы и врезался бронёй в противоположный срез воронки. Гусеницы машины не доставали до противоположной стенки, комья земли засыпали переднюю часть агрегата вплоть до смотрового окна водителя. Головная часть ракеты с 700 кг снаряжения, оторванная по шпангоуту приборного отсека, лежала на ограждении стрелы25. Второй случай произошёл 5 января 1961 года. При транспортировке не заправленного изделия 8К14 с головной частью 8Ф44 на транспортной тележке по грунтовой дороге, произошёл разрыв стыковочного шпангоута приборного отсека с баком, в результате головная часть своим конусом упала на ограждение тележки26.

Чтобы не производить доработку готовых ракет, В.П. Макеев принял решение ввести третью опору, объединив её со второй как на пусковой установке, так и на транспортной тележке. Разработчики стартового агрегата и наземного оборудования, приглашённые на полигон, в т.ч. главный конструктор Ж.Я. Котин, согласились с предложением В.П. Макеева. Через месяц все транспортные средства были доработаны27.

В ходе совместных испытаний был полностью осуществлён переход от ракет, имевших элементы опытного производства (двигатели ОКБ-2, приборы системы управления НИИ-592 и т.д.), на ракеты, полностью собранные на заводах серийного производства28.

Постановлением Совета министров СССР от 24 марта 1962 года № 284-136 комплекс 9К72 с ракетой оперативно-тактического назначения 8К14 (Р-17) был принят на вооружение. Постановлением было предусмотрено продолжить работы по увеличению мощности боевой части в специальном снаряжении, а также по созданию стартового агрегата на колёсном шасси высокой проходимости. После проведённых доработок, в 1967 году новый стартовый агрегат был принят на вооружение под обозначением 9П117.

Таким образом, ракета Р-17 (8К14) и комплекс наземного стартового оборудования к ней разрабатывались на основе имевшихся наработок по баллистическим ракетам дальнего действия, с использованием их элементной базы. Вместе с тем, в процессе создания ракеты применялись как новые опытно-конструкторские решения, так и передовые технологии, в том числе и силицирование графитовых газоструйных рулей, которое и сегодня считается высокотехнологичным процессом создания композитных материалов. В результате удалось создать простую в конструктивном отношении, но с высоким коэффициентом надёжности ракету. На разработку в целом комплекса потребовалось всего 3 года и 11 месяцев. Ракета существенно отличалась от созданных ранее баллистических управляемых ракет и проектировалась под специфику Сухопутных войск, с учётом условий войсковой эксплуатации. Дальность полёта ракеты, несмотря на возросший до 5860 кг её вес, увеличилась почти в два раза и составляла 300 км, что достигалось благодаря установке на ракету более мощного двигателя и увеличению запасов топлива вследствие снижения веса топливных баков, системы управления и двигателя.

Необходимо подчеркнуть, что большое влияние на процесс создания ракеты оказала передача всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ракетам оперативно-тактического назначения из Управления Начальника реактивного вооружения (УНРВ) в ведение 1-го управления Научно-технического комитета ГАУ. В целях качественного контроля за выпуском продукции для производства ракет впервые в практике отечественного ракетостроения военная приёмка трёх различных ведомств (УНРВ, ГАУ, ВМФ) была объединена под единым руководством. Проектные расчёты впервые были объединены в комплекс, положивший начало применению системного подхода к разработке ракетного вооружения.

Свои высокие боевые качества ракета и комплекс 9К72 в целом подтвердили в ходе боевых действий в Афганистане (1979—1989 гг.) и в вооружённых конфликтов на Ближнем Востоке. Часть переданных Ираку ракет была модернизирована немецкими и израильскими специалистами, что позволило создать модификации «Эль-Хусейн» и «Эль-Аббас» с повышенной дальностью пуска — до 600 и 900 км соответственно. Эти ракеты применялись в ходе ирано-иракской войны 1980—1988 гг. для нанесения ударов по Тегерану29.

В ходе боевых действий в Афганистане на территорию этой страны в процессе ракетно-технического обеспечения боевых действий советской 40-й армии было поставлено 2028 ракет 8К14 в комплекте с боевыми частями фугасного действия 8Ф4430.

Практической проверкой возможностей комплекса и ракеты 8К14 стали боевые действия в Персидском заливе в 1991 году, когда по решению иракского руководства был осуществлён пуск 133 ракет по объектам, расположенным на территории Израиля, Саудовской Аравии и Бахрейна. Из 133 ракет, выпущенных иракскими ракетчиками, 80 достигли объектов поражения, 7 отклонились от намеченных целей и 46 были перехвачены ракетами американского ЗРК «Пэтриот». Таким образом устаревший к тому времени оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 оказался единственным ракетным вооружением, представлявшим реальную угрозу группировкам многонациональных сил (МНС) в зоне Персидского залива31. Для поиска и уничтожения самоходных пусковых установок командованием МНС было привлечено большое количество разведывательных средств, прежде всего авиация, которая могла решать задачи в полной безнаказанности по причине вывода из строя большей части иракских ПВО.

24 марта 2022 года исполнилось 60 лет со дня принятия на вооружение Ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» с управляемой баллистической ракетой 8К14 (Р-17). Благодаря простоте конструкции, надёжности, хорошим эксплуатационным качествам и уникальным конструкторским решениям ракета стала самой массовой в ракетных войсках Сухопутных войск, более двух десятилетий находилась на вооружении советских Вооружённых сил.

Примечания

1 Первов М.А. Рассказы о русских ракетах в 3 кн. Кн. 2. М.: Столичная энциклопедия, 2013. 318 с.; Каминский О.М. От Фау-2 до «Искандера» (создание и развитие оперативно-тактических ракетных комплексов) // Бомбардир. 2008. № 20; Карпенко А. Неисчерпаемый потенциал 9К72 // Военно-промышленный курьер. 2012. № 38.

2 Усынин Ю.К., Федорец Н.В. Развитие отечественного ракетостроения и ракетных войск: исторический очерк. Саратов: СВВКИУ, 1998. 250 с.; 60 лет в строю. Полигон Капустин Яр. 1946—2006. / В.В. Кавелькина, М.А. Голов, И.В. Шумакова, А.А. Глушков и др. Полигон Капустин Яр, 2006. 139 с.

3 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 81. Оп. 836698. Д. 638. Л. 290—295.

4 Там же. Д. 365. Л. 137 (материалы по расчёту баллистики и устойчивости изделия 8К12М).

5 8А61 (Р-11), 8А61ФМ (Р-11ФМ) и 8К11 (Р-11М).

6 ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп. 836698. Д. 365. Л. 79.

7 Там же.

8 Там же. Л. 152.

9 Там же. Л. 98—100 (из материалов по выбору конструктивных параметров изделия 8К12М).

10 Там же. Д. 367. Л. 13—14 (донесение военпреда ГАУ при СКБ-385 инженер-полковника П.И. Данько от 7 января 1959 г.).

11 Там же. Л. 111—113.

12 Там же. Д. 365. С. 102—103.

13 Там же. Д. 439. Л. 58—59.

14 Там же. Д. 438. Л. 147—154 (справка по 2П20).

15 Там же. Д. 439. Л. 117—128.

16 Там же. Д. 438. Л. 72—73.

17 Там же. Д. 440. Л. 66—97.

18 Там же. Д. 496. Л. 50.

19 Там же. Д. 367. Л. 145.

20 Там же. Д.322. Л. 138—140, 145—146 (доклад по ЛКИ).

21 Там же. Д. 496. Л. 84—85.

22 Бобрышев Ю.А. Так рождался знаменитый «СКАД» // Двигатель. 2005. № 5. С. 11, 12.

23 ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп. 836698. Д. 555. Л. 160—162.

24 Там же. Д. 496. Л. 52.

25 Бобрышев Ю.А. Указ. соч. С. 13, 14.

26 ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп. 836698. Д. 496. Л. 95—96 (акт осмотра обрыва шпангоута учебного изделия от 5 января 1961 г.).

27 Бобрышев Ю.А. Указ. соч. С. 13, 14.

28 ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп. 836698. Д. 555. Л. 160—162.

29 Каминский О.М. Указ. соч. С. 65.

30 Преснов А.И. Организация ракетно-технического обеспечения боевых действий в республике Афганистан // Военно-исторический журнал. 2018. № 3. С. 39.

31 Каминский О.М. Указ. соч. С. 65.