Участие советских боевых подводных лодок в океанографических исследованиях морей и океанов

image_print

Аннотация. Статья посвящена истории использования боевых подводных лодок в интересах океанографического изучения морей. В статье подробно рассматривается создание специализированных океанографических подводных лодок и подводных аппаратов, а также ведение попутных океанографических наблюдений боевыми подводными лодками СССР.

Summary. The article is devoted to the history of combat submarine using in oceanographic researching. The article details the creation of special oceanographic submarine and devices as well as passing oceanographic observations by the soviet combat submarines.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

 

Прямицын Владимир Николаевич — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, майор, кандидат военных наук

(119330, Москва, Университетский пр-т, д. 14);

Бей Евгений Васильевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан, кандидат исторических наук

(119330, Москва, Университетский пр-т, д. 14).

 

 

Участие советских боевых подводных лодок в океанографических исследованиях морей и океанов

 

Первые в мире глубоководные геофизические изыскания в океане, измерения температуры и химического состава глубинных вод принадлежат русскому академику Э. Ленцу. Свои новаторские исследования он проводил с борта небольшого военного шлюпа «Предприятие», которым командовал капитан-лейтенант О. Коцебу. Эти работы, проведённые в период с 1823 по 1826 год при непосредственном участии русских военных моряков, положили начало всей современной океанографии1.

Впоследствии по мере развития военно-морских флотов государств и расширения океанографических исследований морей и океанов сотрудничество учёных и военных в деле исследования морских глубин становилось всё более и более тесным. Не удивительно, что с появлением на рубеже XIX—XX вв. нового вида оружия — подводных лодок в научном сообществе стали возникать предложения по их использованию в океанографических работах2.

Первой научно-исследовательской подводной лодкой принято считать австро-венгерскую «Лолиго» («Loligo»), построенную в 1914 году. Это был аппарат длиной 12,4 м, шириной 2,7 м и подводным водоизмещением 50 т. Лодка, экипаж которой состоял из 6 человек (командир, рулевой, механик и 3 исследователя), была специально спроектирована и построена для проведения научных работ3. Её подвижность обеспечивал электромотор мощностью 30 л.с., что давало скорость в 7 узлов в надводном положении и 4 узла под водой. Для наблюдения конструкторы предусмотрели три небольших иллюминатора. Однако едва вступив в строй — 15 сентября 1914 года, из-за начавшейся Первой мировой войны мини-субмарина была переоборудована в боевую4. В результате «Лолиго» не приняла участия ни в боях, ни в исследованиях. В 1927 году она была разделана на металлолом, сохранив за собой титул первой в истории научно-исследовательской подводной лодки5.

Если «Лолиго» была создана как научно-исследовательская и переоборудовалась впоследствии в боевую, то американской подводной лодке «О-12» была уготована прямо противоположная судьба. Боевой подводный корабль с бортовым номером SS-73, построенный после окончания Первой мировой войны, в 1930 году был выведен из состава ВМС США. В 1931 году «О-12» была переоборудована в научно-исследовательскую лодку с присвоением ей нового имени — «Наутилус»6. Корабль подводным водоизмещением 575 т, длиной 53,6 м и шириной 5 м в ходе модернизации получил усиленную ледовую защиту корпуса. Он был оснащён ледовыми бурами, гирокомпасом, океанологической лебёдкой, эхолотом и другим исследовательским и навигационным оборудованием, размещённым в специальной лаборатории.

5 августа 1931 года «Наутилус» с 15 членами экипажа и 3 учёными на борту вышел из Норвежского порта Берген в свой единственный научный рейс. Один из участников того памятного похода выдающийся норвежский океанограф Харольд Ульрик Свердруп в своей книге «Во льды на подводной лодке» вспоминал, что подводники столкнулись с тяжелейшими ледовыми условиями, из-за которых «Наутилусу» пришлось досрочно вернуться в базу. За месяц работы учёным удалось заложить несколько океанографических станций, выполнить магнитные и гравиметрические измерения, метеонаблюдения, эхолотные промеры до глубин 3000 м. Несмотря на непродолжительность научной карьеры «Наутилуса», с его борта были проведены уникальные для своего времени работы7. Их результаты существенно дополнили представления учёных об океанографическом режиме арктических морей и вошли составной частью в фундаментальный труд Х.У. Свердрупа «The Oceans», получивший признание научной общественности и ставший классическим8.

В Советском Союзе первые попытки изучения моря с борта подводной лодки были предприняты в конце Великой Отечественной войны. В октябре 1944 года бригада подводных лодок Черноморского флота передала управлению гидрометеорологической службы ЧФ две лодки «М-54» и «М-55»9. Однако техническое состояние этих кораблей оказалось столь плачевным, что буквально через несколько месяцев они были исключены из состава флота как непригодные к дальнейшему использованию10. Роль первой в истории отечественного ВМФ научно-исследовательской подводной лодки была уготована другому кораблю — «М-51».

Подводная лодка серии VI «М-51» была построена в 1933 году. Во время войны эта «малютка»11 осуществляла дозорную службу, вела разведку и борьбу с конвоями противника. В период проведения Керченско-Феодосийской операции «М-51» высаживала на берег, занятый врагом, разведывательно-диверсионные группы и осуществляла навигационное обеспечение сил высадки12. В сентябре 1943 года при испытании скорости хода на мерной линии в районе Очамчири на лодке произошло чрезвычайное происшествие. Через открытый рубочный люк внутрь корпуса поступило значительное количество воды, и лодка затонула на глубине 12 м. Восемь членов экипажа, включая командира, погибли, остальным удалось покинуть «М-51» через носовые и кормовые торпедные аппараты13. Поскольку лодка не имела существенных повреждений, уже через трое суток после затопления она была поднята и поставлена в продолжительный аварийный ремонт14.

После ремонтных работ подводная лодка «М-51» была передана управлению гидрометеорологической службы Черноморского флота, заняв, таким образом, в декабре 1944 года место списанных «М-54» и «М-55»15. Вместо погибшего командира боевой лодки капитан-лейтенанта М. Голубева мостик «М-51» занял командир научно-исследовательской лодки капитан-лейтенант В. Александров16. В новом качестве подлодке предстояло принять участие в реализации перспективного плана исследований Чёрного и Азовского морей. Этот план, разработанный Морской обсерваторией флота, был рассчитан на десять лет и предусматривал осуществление синхронных съёмок гидрологических условий Чёрного моря.

Первый океанографический рейс «М-51» выполнила в июне—сентябре 1945 года. В районе Ялты работу специалистов Морской обсерватории обеспечивал экипаж в составе командира капитан-лейтенанта В. Александрова, старшего помощника старшего лейтенанта П. Костюченко, командира БЧ-1 старшего лейтенанта В. Рыбина, командира БЧ-2 старшего лейтенанта В. Воронова, 15 старшин и матросов. От Морской обсерватории в походах приняли участие капитан И. Сачков, инженеры С. Зубарь, О. Иванова, Б. Лемберик, старший техник Т. Евдокимова и начальник отряда судов В. Тимченко. В октябре 1946 года субмарина была возвращена в состав подводных сил Черноморского флота, где использовалась в качестве учебно-тренировочной станции17. Следует отметить, что по прошествии 70 лет после окончания Великой Отечественной войны документы Центрального военно-морского архива, касающиеся деятельности подводной лодки «М-51», всё ещё не рассекречены.

С конца 1940-х годов в Военно-морском флоте стало практиковаться эпизодическое участие офицеров гидрометеорологической службы в походах боевых подводных кораблей с целью производства океанографических работ. Наибольшее распространение эта практика получила на Северном флоте, где к выполнению подобных специальных заданий привлекались наиболее подготовленные специалисты Гидрометеорологической обсерватории исключительно из числа офицеров: старший техник-лейтенант А. Зайцев, капитан инженерной службы Г. Бондаренко, инженер-майор И. Чудаков и инженер-капитан Н. Грибанов. В одном лишь 1949 году на Северном флоте было совершено три подобных похода:

— 6—14 апреля 1949 года — участие капитана инженерной службы Г. Бондаренко в походе подводной лодки «К-21» к Новой Земле для разведки кромки льда;

— 2—14 июня 1949 года — участие инженер-капитана Н. Грибанова в походе подводной лодки «С-25» в Баренцево море для закладки океанографических станций;

— 4—15 октября 1949 года — участие капитана инженерной службы Г. Бондаренко в походе подводной лодки «С-103» к Новой Земле для разведки кромки льда18.

Пожалуй, самой известной отечественной боевой субмариной, послужившей науке, является подводная лодка «С-148». В 1957 году современный на то время корабль был переоборудован для научной работы. 14 декабря 1958 года он был передан Всесоюзному научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии, получив статус научно-исследовательского судна и имя «Северянка»19. Субмарина подверглась ряду серьёзных конструктивных изменений20. В частности, инженеры снабдили носовой отсек иллюминаторами с системой ближней и дальней подсветки (два по бортам и один сверху). Перед иллюминаторами были оборудованы рабочие места наблюдателей с турелями для кино- и фотоаппаратуры. Также на подлодке установили фотометр, приборы для определения температуры и солёности воды, устройство для взятия проб грунта и воды, два рыбопоисковых эхолота и другую аппаратуру. Кроме того, в интересах океанографических исследований могли использоваться штатные технические средства лодки: гидролокатор шагового поиска и шумопеленгаторная станция. Примечательно, что в новом качестве лодка продолжала эксплуатироваться военным экипажем21. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Шулейкин В.В. Очерки по физике моря. М., 1949. С. 14.

2 Игнатьев С.М. К вопросу о первых исследовательских подводных лодках // История отечественной океанологии. Калининград, 2001. С. 87—96.

3 Подводные лодки Австро-Венгрии // Морская коллекция. М., 2013. № 5. С. 14.

4 Вооружение лодки составляла одна торпеда калибра 450 мм. Австро-Венгрии намеревалась использовать подлодку для действий против итальянского судоходства на озере Гарда, расположенном на границе Италии и Австро-Венгрии. См.: Тарас А.Е. Сверхмалые подводные лодки 1914—2004. Минск, 2004. С. 8.

5 Greger R. Loligo — ein unbekanntes deutsches Klein-U-Boot // Marine Rundsch. 1977. vol. 3. Р. 119—121.

6 Доценко В.Д., Карпеев Э.П., Мельников Р.М., Русецкий И.Г. Наутилус / Морской энциклопедический словарь / Под ред. В.В. Дмитриева. СПб., 1993. Т. 2. С. 352, 353.

7 Свердруп Х.У. Во льды на подводной лодке. М., 1946. С. 107—126.

8 Sverdrup H.U., Johnson M.W., Fleming R.H. The Oceans, Their Physics, Chemistry, and General Biology. New-York: Prentice-Hall, 1942.

9 Приказ КЧФ № 0838 от 18 октября 1944 г. См.: Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 10. Д. 18301. Л. 270.

10 Приказ КЧФ № 01063 от 25 декабря 1944 г. См.: ЦВМА. Ф. 10. Д. 18301. Л. 485.

11 Подводные лодки типа «М» за своё малое водоизмещение назывались «малютками».

12 Ничик Ю.М., Захар В.Р. Подводные силы Черноморского флота. Симферополь, 2004. С. 51, 72.

13 Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Летопись боевых походов. Черноморский флот. М., 2003. Ч. 2. С. 36.

14 Отчёты БПЛ за 1-й и 2-й кварталы 1944 г. См.: ЦВМА. Ф. 32. Д. 39950. Л. 2, 52, 84.

15 Приказ КЧФ № 01020 от 12 декабря 1944 г. См.: ЦВМА. Ф. 10. Д. 18301. Л. 441.

16 Командный, начальствующий и политический состав соединений и частей Военно-Морского флота Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М., 1971. С. 321.

17 Ничик Ю.М. Гидрометеорологическая служба Черноморского флота // Записки по гидрографии (Приложение к № 277П). СПб., 2009. С. 145, 156.

18 Исторический журнал Гидрометеорологической обсерватории СФ. 1948—1951 гг. C. 14, 15.

19 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945—1991. СПб., 1996. С. 624.

20 Отслужив науке, безоружная подлодка плавала на Северном флоте в качестве вспомогательного и обеспечивающего судна. В том числе использовалась для буксировки привязных глубоководных аппаратов специального назначения. См.: Коваленко Ю. Гидронавты // Морской сборник. 2007. № 6. С. 80—86.

21 Ажажа В.Г. Научно-исследовательская подводная лодка «Северянка» // Бюллетень Океанографической комиссии АН СССР. 1960. № 6. С. 19—31.