Творческое наследие художника И.И. Бродского

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты творческой и организаторской деятельности известного советского художника И.И. Бродского, а также его роль в становлении самодеятельного армейского изоискусства; описывается история создания знаменитого полотна «Ленин в Смольном».

Summary. The article looks at the art and organizational activity of prominent Soviet artist Isaac Brodsky, as well as at his role in encouraging amateur painting in the army; it describes the history of painting his famous piece «Lenin in Smolny».

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

 

МАРТЫНКЕВИЧ Сергей Антонович — ответственный редактор газеты «На страже Родины» ФГБУ «Редакционно-издательский центр “Красная звезда”» МО РФ, заслуженный работник культуры РФ, полковник запаса

(Санкт-Петербург. E-mail: sp-nsr@korrnet.ru).

 

«КАЖДАЯ ПОДРОБНОСТЬ В КАРТИНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОГОВОРОЧНО ВЕРНА…»

Творческое наследие художника И.И. Бродского

 

Одним из наиболее известных портретных изображений вождя мирового пролетариата В.И. Ульянова по сей день является классическое полотно «Ленин в Смольном», принадлежащее перу знаменитого советского живописца Исаака Израилевича Бродского. Оригинал картины сегодня экспонируется в Государственной Третьяковской галерее, а её копии украшают читальный зал № 2 Государственной Российской библиотеки, музей В.И. Ленина в Смольном и многие другие государственные присутственные учреждения. По данным Всесоюзной книжной палаты, только в период с 1934 по 1937 год она репродуцировалась в различных видах изданий тиражом свыше 5 млн экземпляров, экспонировалась на ведущих советских и зарубежных выставках. Одна из копий этого портрета хранится в редакции газеты «На страже Родины» Западного военного округа ВС РФ. Именно к этому военному изданию изобразительный ряд картины имеет самое непосредственное отношение.

В юбилейной книге «Рождённая Октябрем», посвящённой 50-летию создания газеты «На страже Родины» (1968 г.), фрагмент снимка полотна помещён сразу после обложки. Исследуя художественные детали, нетрудно заметить, что перед пролетарским вождём, работающим в кресле, на круглом журнальном столике лежит недавно просмотренная пресса, где в одном из титулов значится — «Вооружённый народ». Картина была написана в 1930 году, когда это издание уже не выходило в свет более 10 лет. Ему на смену пришли «Боевая правда» (с 1919 г.), затем «Красная звезда» Ленинградского военного округа (ЛВО) (с 1921 г.) и «На страже Родины» (с 1938 г.). И.И. Бродский, имевший непосредственное отношение к становлению массового армейского изобразительного искусства, сделал этот выбор вполне осознано. Но в начале стоит сказать несколько слов об истории взаимоотношений талантливого живописца с главой молодой Советской республики. Документальные сведения о событиях вековой давности тщательно собраны специалистами музея-квартиры И.И. Бродского в Санкт-Петербурге.

Ленину рекомендовал художника А.В. Луначарский. В записке, отправленной наркомом культуры весной 1918 года, говорилось:

«Дорогой Владимир Ильич! Податель сего, художник Бродский, один из талантливейших артистов кисти нашего времени, хочет сделать с Вас портрет. Я полагаю, что желание его должно быть удовлетворено. Вряд ли кто-нибудь другой может передать для истории со всей желательной полнотой и яркостью Вас, как лицо, принадлежащее отныне не себе, а человечеству. А. Луначарский»1.

Поскольку в марте 1918 года состоялся переезд правительства из Петрограда в Москву, Бродскому не удалось сразу осуществить свой замысел. Лишь спустя два года, когда в бывшей столице империи состоялся 2-й съезд Всемирного Конгресса III Коминтерна, он сделал первые наброски знаменитой картины. Вот как описал художник свой визит в Таврический дворец (тогда — дворец имени Урицкого): «Я пришёл на заседание до его открытия, выбрал укромное место недалеко от президиума и, находясь на расстоянии нескольких шагов от Владимира Ильича, успел зарисовать довольно детально черты его лица и профильный контур»2.

Автор вспоминает и реакцию Ленина на своё изображение. По традиции после открытия Конгресса состоялось возложение венков на могилы павших за революцию на Марсовом поле. Бродский подошёл к Ленину, показал ему свой  рисунок в альбоме и попросил его подписать. Пристально всмотревшись в набросок, Владимир Ильич ответил, что не похож на себя. Окружающие стали убеждать его в том, что он совершенно не знает своего лица в профиль и что портрет, без сомнения, удачен. Усмехнувшись, Ленин всё-таки оставил автограф и с улыбкой сказал: «Первый раз в жизни подписываюсь под тем, с чем не согласен»3. Впрочем, «через несколько минут, когда рисунок пошёл по рукам, и большинство сказало, что сходство уловлено большое, Владимир Ильич промолвил: “А ведь, кажется, действительно похож”»4.

            Однако путь от первоначального замысла до воплощения портрета растянулся на долгие годы. Как непосредственного свидетеля судьбоносного мирового форума пролетариата, художника охватила идея отразить это историческое событие в большом монументальном полотне. «Зрелище было грандиозное, торжественное и очень пышное, мне казалось, что и в картине оно должно быть интересным», — писал И.И. Бродский5.

Идею творца поддержали в советском правительстве. Ему дали возможность посещать все заседания Конгресса и собирать материал для большой картины. В музее живописца в Северной столице хранится  именной пропуск № 2636. Бродский делал многочисленные зарисовки делегатов (около 150 человек), и впоследствии они легли в основу полотна «II съезд Коминтерна». Художнику выделили отдельную мастерскую в Смольном, прямо рядом с актовым залом. Именно там он и подсмотрел интерьер для будущего портрета вождя. Очевидно, что художник сначала создавал  картину  в своём воображении, постепенно перенося на полотно те элементы, которые когда-то наблюдал, а затем посчитал нужным изобразить. Специально для Бродского Ленин никогда не позировал. «Позировать Владимир Ильич отказывался, но он разрешал рисовать его во время работы. Он замечал, что я его рисую, и старался сидеть по возможности не шевелясь»6. Вряд ли ему это долго удавалось, учитывая подвижность вождя. Это подтверждает другое признание автора: «Между прочим, я зарисовал Владимира Ильича записывающим что-то в позе, в которой я позднее изобразил Владимира Ильича в своей картине “Ленин в Смольном”»7. А событие тем временем происходило в Москве, в апреле 1920 года, в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца, на деловых заседаниях всё того же Конгресса.

Несмотря на десятилетний перерыв между замыслом и его реализацией, картину автор написал очень быстро, в две—три недели. Материал Бродским был предварительно хорошо изучен. Все необходимые детали он зарисовал в альбом. Ленин, который уже при жизни был признан современниками «принадлежащим всему человечеству», изображён мастером абсолютно «земным»: в мятом пиджаке, с лучами усталых морщин и нечёсаными завитками волос за ухом… Меблировка комнаты тоже никак не  указывает на высокий статус хозяина. Потёртости на полах.  Покрытая не первой свежести чехлами  мягкая мебель. Обычный венский стул и электророзетка на стене словно подчёркивают заурядность  помещения. В нём не видно изделий из бронзы, мрамора, высоких канделябров, глубоких диванов чёрной кожи, картин в золочёных рамах и прочих статусных деталей интерьера. В этом читается демократизм и близость вождя к народу, его отличие от прежних господ. Бродский позднее признался, какую цель преследовал, рисуя кумира революционных масс в такой аскетичной  обстановке. 

«Каждая подробность в картине должна быть безоговорочно верна. Ведь всё было так, именно так, в этой комнате, когда в ней жил Ленин! И зрителя должно охватить такое же волнение, какое рождается в музее, когда хочешь прикоснуться к вещам Ленина. Я не мог позволить себе ничего изменить в угоду приверженцам “живописности”. Я не любитель “смазывать детали”. В картине всё должно быть на своём месте»8.

Популярность этого полотна в 30—40-е годы прошлого века в СССР оказалась невероятной. Оно заняло почётное место на выставке в Третьяковской галерее «Художники за 15 лет» (1933 г.). В 1934 году картина побывала на биеннале в Венеции, затем её принимали Анкара и Стамбул. На следующий год её демонстрируют в США. В 1939-м полотно выставлялось на выставке «Сталин и люди Советской страны в изобразительном искусстве». Затем экспонировали на выставке «Лучшие произведения советских художников» (1941 г.). Когда одно из издательств, по воспоминаниям сына Бродского, выпустило репродукцию картины огромным миллионным тиражом, авторский гонорар (около 100 тыс. рублей) художник попросил перечислить от его имени в «Фонд Обороны страны». Президент Академии художеств СССР, народный художник СССР  Борис Угаров говорил: «Если бы от Бродского осталась только эта картина, и тогда его имя заняло бы в советском искусстве 1920—1930-х годов одно из самых почётных мест».

Художник неоднократно делал повторения своей работы. Копия 1930 года хранится на малой родине в музее имени И. Бродского (Бердянск). Недатированные работы имеются в филиале музея Ленина в Санкт-Петербурге, в Самарском художественном музее, в квартире-музее в Северной столице.

Отображение на знаменитом полотне в качестве художественной детали печатного органа Красной армии «Вооружённый народ» было для мастера совсем не случайным. И.И. Бродский стоял у истоков советской батальной живописи, внёс огромный вклад в становление и развитие военной культуры. Художник был близко знаком с Климентом Ворошиловым и Семёном Будённым. Его картины «М.В. Фрунзе на манёврах», «К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке», «С.М. Будённый на манёврах», «К.Е. Ворошилов на линкоре “Марат”» исторически точно отображают портреты военачальников РККА. Бродского связывала тесная дружба с основателем студии военных художников М.Б. Грековым, с которым он жил в одной комнате, обучаясь в Академии художеств. К сожалению, одно из самых интересных полотен военной тематики «Заседание Реввоенсовета под председательством К.Е. Ворошилова» не сохранилось в государственных музеях страны. Большинство изображённых на них командармов попали «под каток» репрессий, а их художественные образы уничтожались. В музее-квартире художника можно найти лишь фотографическую копию картины, написанной к 10-летию Красной армии по инициативе наркома. Стоит отметить, что Климент Ефремович одним из первых поздравил художника письмом в связи с награждением его орденом Ленина. Бродский стал первым в СССР живописцем, удостоенным высшей награды страны. С.М. Будённый презентовал мастеру свою фотографию с дарственной надписью: «На память И.И. Бродскому в день 5-го Всесоюзного съезда Советов. С. Будённый».

По инициативе талантливого живописца при Доме Красной армии в  Ленинграде в 1936 году открылась студия начинающих полковых художников. А годом ранее здесь же прошёл вернисаж первой выставки произведений художников-красноармейцев. Газета «Красная звезда» ЛВО 20 апреля 1935 года напечатала «Открытое письмо» к красноармейцам художника И.И. Бродского:

«Товарищи красноармейцы! Поздравляю вас с открытием первой выставки вашего творчества. В дальнейшем желаю развить в себе ещё большую любовь к изображаемому предмету, больше терпения и любви к делу. Не забывать о замечательной тематике нашей любимой родины, отражать всю её многогранность в своих произведениях.

Засл. Деят. Иск. И. Бродский. 18.04. 1935».

В статье «Путь к большому мастерству открыт» И.И. Бродский с одобрением отзывается о вовлечении красноармейцев в художественное творчество.

«И потому ни в одной стране не встретить выставку, подобную той, что организована сейчас при Доме Красной армии. Эта выставка лишний раз подчёркивает резкое отличие нашей Красной армии от армий капиталистических стран. Только в Красной армии могут расти такие замечательные таланты. Здесь широкое поле для развития их творчества…»9. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исаак Израилевич Бродский: статьи, письма, документы. М.: Советский художник, 1956. С. 130.

2 Бродский И.И. Мой творческий путь. Л.; М.: Искусство, 1940. С. 87.

3 Там же. С. 87.

4 Там же. С. 88.

5 Там же. С. 90.

6 Там же. С. 88.

7 Там же. С. 88.

8 Исаак Израилевич Бродский… С. 132.

9 Газета Ленинградского военного округа «Красная звезда». 1935. 20 апреля.

Благодарим за помощь в подготовке материала музей-квартиру И.И. Бродского в Санкт-Петербурге и персонально заведующую музеем Оксану Васильевну Волкову.