Трофейные танки в германской армии

image_print

Аннотация. В ходе Второй мировой войны Германией делалась значительная ставка на захват и последующее использование трофейной военной техники. Тысячи танков поверженных стран пополнили ряды вермахта. Для восстановления захваченной техники создавались специальные ремонтные заводы, использовался труд военнопленных.

Summary. During the Second World War Germany made a significant bet on capturing and further using of captured military equipment. Thousands of tanks of defeated countries joined the Wehrmacht ranks. For restoring captured equipment special repair plants were created, labour of prisoners of war was used.

ДЮНОВ Василий Александрович — старший преподаватель кафедры конструкций автобронетанковой техники Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, подполковник, кандидат технических наук

(г. Пермь. E-mail: bearn@mail.ru)

ТРОФЕЙНЫЕ ТАНКИ В ГЕРМАНСКОЙ АРМИИ

Ещё в начале XX века прусским генерал-фельдмаршалом графом Альфредом фон Шлиффеном была разработана теория ведения скоротечной войны, ставшая известной как «Блицкриг», в соответствии с которой поражение противнику должно быть нанесено в кратчайшие сроки, до того момента, когда он успеет организовать мобилизацию своих основных сил и их развёртывание. Исходя из этой теории, победа над противником достигается в сроки, исчисляемые днями, неделями или месяцами. В течение всего полутора лет вермахт разгромил армии 18 государств. Так, военная кампания против Польши длилась всего 36 дней, а против Франции — 44 дня, и к моменту капитуляции этих стран людские и материальные резервы Германии остались практически нерастраченными.

Концепция стратегии блицкрига заключается в независимых действиях крупных танковых соединений при интенсивной поддержке авиации. Согласно данной стратегии танковые подразделения должны прорываться в тылы противника на большую глубину, не теряя времени на сильно укреплённые позиции. Целями прорыва должны быть захват командных пунктов и нарушение системы обеспечения войск противника. В результате потери управления и средств обеспечения они быстро теряют боеспособность.

Таким образом, исходя из принятой стратегии ведения войны, войска Германии нуждались в большом количестве вооружения и военной техники, особенно в транспортных средствах, необходимых для транспортировки пехоты, буксировки орудий и решения других задач. Не удивительно, что в немецкой армии даже в 1941 году использовались около 600 тыс. лошадей в качестве тягловой силы.

Вермахт в течение всей войны максимально использовал захваченную технику: танки, бронетранспортёры и особенно грузовые и легковые автомобили. Количество трофейного бронетанкового вооружения и техники, применявшихся немецкими частями, оценивается более чем в 20 тыс. единиц, трофейных автомобилей — более 70 тыс.

В немецкой армии была весьма логичная система использования трофейного вооружения и военной техники. В начальный период войны бронетехника и транспортные средства, захваченные в ходе боевых действий, передавались в части, дислоцированные в странах их производства или использования. Это было связано с возможностью обеспечения запасными частями в основном за счёт демонтажа повреждённых однотипных машин, а также с сохранившихся складов. Кроме того, налаживалось производство запасных частей на заводах, занимавшихся выпуском этой техники. Для восстановления боевых единиц широко применялся труд ранее обученных сотрудников, а также военнопленных, уже имевших опыт работы с захваченными образцами.

Применение трофеев освобождало технику немецкого производства от решения задач обеспечения безопасности в тыловых районах подвергшихся германской агрессии государств. А в случае нехватки техники немецкого производства трофеи достаточно активно использовались непосредственно на линии фронта.

Аншлюс Австрии и аннексия Чехии не только дали Германии ресурсы, новые заводы и рабочие руки, но и позволили серьёзно пополнить свои вооружённые силы оружием и военной техникой.

В марте 1939 года при аннексии Чехии вермахт получил 469 единиц бронетанкового вооружения и техники, из которых танки LTvz.35 составили 244 машины1. Ещё большее значение для укомплектования германской армии имело подготовленное производство танков LTvz.38, выпуск которых был прекращён только в конце 1942 года, а производство самоходных установок на базе этого танка велось до конца войны. Под обозначением PzKpfw 35(t) и PzKpfw 38(t) эти танки участвовали практически во всех военных кампаниях Германии, включая вторжение в Советский Союз.

В ходе боевых действий против Польши было захвачено некоторое количество исправных машин, которые сразу же были поставлены в строй и введены в бой против польской армии. В основном это были танки 7TP, танкетки TK и бронеавтомобили Wz 34. К середине военной кампании немецкая армия проявила и официальный интерес к трофейной технике. 14 сентября 1939 года было отдано распоряжение: «Необходимо, чтобы подразделения на Восточном фронте были оповещены, что полностью исправные польские танки (только полностью гусеничные машины), имеющие массу до 7 тонн, должны собираться и направляться в Магдебургский Арсенал. Особую ценность представляют танкетки и танки “Тип 6” модификаций “А” и “Б”. Для будущего использования необязательно для этих танков наличие башен или вооружения»2.

К концу боевых действий появилась возможность произвести учёт захваченных трофеев. Уже 1 октября 1939 года управление вооружений сухопутных сил сообщило, что в ходе польской кампании были захвачены 111 танков3. Некоторые источники указывают цифру в 137 боевых машин4. Но можно с уверенностью говорить, что количество восстановленных для немецкой армии польских танков составило несколько сотен. Безвозвратные потери вермахта составили 236 из имевшихся на 1 сентября в войсках 3257 танков. Таким образом, количество только учтённых в первый месяц кампании захваченных танков компенсировало более половины немецких потерь5.

Захваченная польская техника нашла применение в основном в составе охранных и полицейских подразделений на территории Польши, а также в тыловых районах других государств. Исходя из незначительного количества трофеев и их низкой боевой ценности, по указанию командования вермахта значительная часть польских танков и танкеток была использована в роли тягачей, для чего с танков были демонтированы подбашенные коробки с башнями.

Следующими операциями стали «Гельб» и «Рот», в ходе которых немецкие войска вторглись во Францию и страны Бенилюкса. Как и в случае польской кампании, использование трофеев началось уже в ходе боевых действий. В немецких подразделениях можно было встретить весь спектр техники — от танков до автомобилей.

Уже 10 июля 1940 года, ещё до капитуляции Франции, представитель командования вермахта на Западно-Европейском театре военных действий сообщил, что приняты меры для обеспечения сохранности материальной базы на французских заводах, где производилась бронетехника. Усилия по восстановлению захваченного оборудования считались настолько важными, что была создана структура для контроля за производством техники как в оккупированной, так и в неоккупированной Франции. После капитуляции Франции с фирмами, ранее занимавшимися производством танков, были заключены контракты на ремонт захваченных трофеев. Позднее были заключены и контракты на завершение работ по технике, оставшейся незавершённой на сборочных линиях и заводах6.

По окончании боевых действий немецкая армия признала безвозвратную потерю 839 танков7. По данным на 23 декабря 1940 года, во Франции были захвачены 4930 единиц бронетанкового вооружения и техники8.

После завершения «французского похода» вся захваченная техника стала свозиться на специально созданные сборные пункты. Для этого были созданы четыре штаба, размещённые по территории всей Франции. После осмотра ремонтопригодная техника направлялась на заводы в Париже и Бильянкуре для капитального ремонта или переоборудования. Восстановленные и переоборудованные машины в основном распределялись среди частей, дислоцированных во Франции.

Из-за несоответствия тактико-технических характеристик французских танков немецкой стратегии ведения войны основная масса захваченных французских танков поступала на вооружение подразделений обеспечения безопасности в тыловых районах. Так, французские танки обеспечивали безопасность немецких подразделений и боролись с партизанами на территории Италии и Югославии, Франции, оккупированной территории Советского Союза.

Для приближения характеристик этих машин к немецким требованиям захваченные танки проходили модернизацию согласно германским стандартам — улучшался обзор с места командира машины за счёт установки двухстворчатого люка на командирской башенке, устанавливались новое радиооборудование и дополнительные ящики для имущества. На части танков B1bis 75-мм орудие в корпусе было заменено огнемётом с установкой бака для огнесмеси в задней части машины. Часть трофеев была переоборудована в самоходные установки, тягачи, учебные машины.

По программе трофейных танков согласно докладу от 5 ноября 1941 года с осени 1941 по начало 1942 года планировалось отремонтировать и переоборудовать 500 танков FT 17/18, 60 Renault 35 с 470-мм орудием Pak(t), 125 Renault 35, 200 Hotchkiss и 20 Somua. Переоборудовались около 400 Hotchkiss и 120 Somua, распределявшихся в Beute-Panzer Brigaden 100 и 101, около 90 Renault 35 с 470-мм орудиями Pak(t) из H.Pz.Jg.Abt.559, 561 и 611. Некоторые из этих танков были переданы для обеспечения безопасности частям СС (250 Renault Ft, 30 Renault 35, 60 Hotchkiss) и для защиты аэродромов люфтваффе (100 Renault Ft)9.

Производство новых танков во Франции считалось приоритетной задачей и играло даже более важную роль, чем выпуск самолётов, так как позволяло существенно разгрузить производственные мощности рейха. Но это производство так и не было развёрнуто из-за бойкота его рабочими на заводах оккупированных территорий, что подкреплялось сформировавшимся общественным мнением французов.

Перед началом боевых действий в 1940 году во Франции дислоцировался британский экспедиционный корпус, на вооружении которого находились 691 танк, значительное количество различных бронеавтомобилей и бронетранспортёров. Многие из этих боевых машин также достались немцам в исправном или ремонтопригодном состоянии10. Но после окончания боевых действий в немецких подразделениях была использована незначительная часть британской техники из-за нехватки запасных частей для ремонта и отсутствия возможности их производства. С учётом имевшихся проблем с британской техникой часть её была переоборудована новыми хозяевами в носители подрывных зарядов и самоходные установки. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Jentz T., Regenberg W. Beute-Panzerkampfwagen. Czech, Polish, and French tanks captured from 1939 to 1940. Panzer tracts   19-1. Panzer tracts, 2007. P. 2.

2 Ibid. P. 11.

3 Ibid.

4 Magnuski J. 7TP vol. II. Tank Power vol. LXXVIII (317). Wydawnictwo Militaria. Warszawa, 2009. Р. 95.

5 Jentz T. Panzertruppen: The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germanys Tank Force 1933—1942. Schiffer military history, 1996. Р. 104.

6 Jentz T., Regenberg W. Op. cit. Р. 15.

7 Jentz T. Op. cit. Р. 141.

8 Jentz T., Regenberg W. Op. cit. Р. 16.

9 Ibid. P. 17

10 Fletcher D. Great tank scandal British Armour in the Second World War. Part I. London: HMSO Publications, 1989. Р. 34.