Тема Гражданской войны в советском музыкально-театральном искусстве (по материалам газет и журналов 1925—1941 гг.)

image_print

Аннотация. Более ста лет назад завершилась Гражданская война в России. Тема этого братоубийственного военного противостояния всегда занимала особое место в отечественной культуре. Так, наиболее яркие участники этого сложного исторического события становились персонажами произведений советского искусства. Анализируя материалы газет и журналов 1925—1941 гг., автор ставит своей целью исследование наиболее крупных музыкально-театральных произведений, созданных в 1920—1930-е годы, которые отражают события той войны. Как показало исследование, многие спектакли на тему Гражданской войны, за исключением оперы С.С. Прокофьева «Семён Котко», отличались слабым музыкальным материалом и некачественным либретто. В работе делается вывод о том, что значительная часть вышедших в те годы театральных постановок о войне не выдержала испытания временем и в дальнейшем сошла со сцены. Вместе с тем среди музыкальных творений были и подлинные шедевры, такие, как, например, оперетта Б.А. Александрова «Свадьба в Малиновке», созданная в 1936 году, которая вошла в сокровищницу нашей культуры и сыграла большую роль в становлении советской оперетты.

Ключевые слова: Гражданская война; советские композиторы; Б.А. Александров; С.С. Прокофьев; А.П. Гладковский; Ленинградский Малый оперный театр; опера «За Красный Петроград»; Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова; оперетта «Свадьба в Малиновке»; опера «Семён Котко»; балет «Партизанские дни».

Summary. More than one hundred years ago, the Civil War in Russia ended. The theme of this fratricidal military confrontation has always occupied a special place in Russian culture. Thus, the brightest participants of this complex historical event became heroes of the works of Soviet art. Analyzing the materials of newspapers and magazines for the years 1925—1941, the author aims at the study of the largest musical and theatrical works, created in the 1920s—1930s, in which the events of that war are reflected. As the study shows, many productions on the theme of the Civil War, with the exception of Prokofiev’s opera Semyon Kotko, were characterized by weak musical material and low-quality libretto. The article concludes that a significant part of the theatrical productions about the war produced in those years has not stood the test of time and subsequently disappeared from the stage. At the same time, among the musical creations there were real masterpieces, such as the operetta Wedding in Malinovka by B.A. Alexandrov, created in 1936, which entered the treasury of our culture and played an important role in the formation of the Soviet operetta.

Keywords: the Civil War; Soviet composers; B.A. Alexandrov; S.S. Prokofiev; A.P. Gladkovsky; Leningrad Maly Opera Theater; opera For Red Petrograd; Leningrad State Academic Kirov Theater of Opera and Ballet; operetta Wedding in Malinovka; opera Semyon Kotko; ballet Partisan Days.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МАНЬКОВ Андрей Васильевич — доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, подполковник запаса, кандидат исторических наук

«ВЛАСТЬ БОЛЬШЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ!»

Тема Гражданской войны в советском музыкально-театральном искусстве (по материалам газет и журналов 19251941 гг.)

Один из самых известных советских военачальников М.В. Фрунзе отмечал, что «гражданская война… характеризовалась наличием в ней ряда моментов, резко отличающих её от войн минувшей империалистической эпохи»1. К сожалению, в наши дни исторические факты той войны, способствовавшей кардинальному изменению политического и социально-экономического строя Российского государства, всё более и более становятся «белыми пятнами» для наших соотечественников.

Историческая истина заключается в том, что Гражданская война в России продолжала волновать умы и сердца советских людей ещё долгое время после её окончания, что повлияло на содержание героико-патриотического воспитания граждан нашей страны перед нападением фашистской Германии в компании своих многочисленных европейских сателлитов.

Удивительно, что общественными идеалами для граждан молодой Советской республики были не только реальные люди — герои войны, но и полностью вымышленные художественные образы, созданные, например, писателями и поэтами2. В то же время советскими композиторами было написано немало замечательных песен на тему Гражданской войны, о чём в наши дни хорошо известно3. Куда менее очевидно то, что некоторые из тех, кто воевал на её фронтах, оказались персонажами более крупных произведений музыкального искусства, в частности, опер, балетов и оперетт. Несмотря на наличие ряда исследований, данная тема является недостаточно раскрытой4. Статья посвящена отображению Гражданской войны в советском оперно-балетном театре начала 1920 — конца 1930-х годов.

Самым престижным видом музыкального искусства всегда была опера. Однако, наверное, нет ничего удивительного и в том, что в первые годы советской власти опера не являлась «самым популярным из искусств». Можно считать, что российский пролетариат попросту не был готов к восприятию лучших образцов элитарной культуры, к коей, несомненно, относилась опера. При этом, как ни парадоксально, идейные вожди Октябрьской революции 1917 года и первые большевистские политкомиссары, работавшие в учреждениях советской культуры и искусства, не сразу чётко разделили старую и новую культуры, что, видимо, напрашивалось по логике революционного процесса. В результате такого запоздания оперный репертуар тех театров, которые продолжали работу в условиях начавшейся в стране Гражданской войны, по-прежнему содержал спектакли, вышедшие на сцену исключительно до наступления новой политической эпохи.

Однако, уже в сентябре 1924 года ленинградский журнал «Рабочий и театр» опубликовал выдержку из доклада народного комиссара просвещения и большого знатока музыки и театра А.В. Луначарского, в которой он указывал, что «именно оперно-балетный театр в самой своей сущности является наиболее пролетарским театром и наиболее нужным пролетарской публике»5. Вместе с тем журнал подчёркивал: «Мы будем иметь новый театр, когда будет создан новый репертуар. К сожалению, пока нет ни оперы, ни балета, ни драмы, созвучной Октябрю и достаточно мощной по формам»6.

В связи с этим следует отметить, что уже к середине 1920-х годов относятся первые попытки создания в Стране Советов совершенно новой оперы, а именно советской оперы, которая должна была соответствовать следующим принципам: «Установка на массы… охват всех ценностей и событий под углом зрения пролетариата… введение новых звукосочетаний, передающих особые тембры современности (железо, гудки, грохот, заводы, пушки)»7.

В 1924 году «Рабочий и театр» объявил, что «начинается новая эпоха созидания большого искусства. Ленинградские Академические театры уже в этом сезоне пытаются вступить на путь реформ, учитывая достижения экспериментаторов и прививая их к сложившемуся организму старого театра»8. Более того, уже в январе 1925 года журнал уведомил широкую общественность о том, что «подготавливается первая оригинальная опера на революционный сюжет. Независимо от успеха работы, факт этот сам по себе должен иметь большое значение в деле создания нового оперного репертуара»9.

Пионером нового культурного процесса стал Ленинградский Малый оперный театр (сокращённо МАЛЕГОТ). С начала 1920-х годов в этом театре «серьёзнейшее внимание уделялось операм политико-социального уклона»10. Особого внимания заслуживает тот факт, что в крупном музыкальном учреждении страны, в наши дни опять носящем своё историческое наименование Михайловского11, в 1925 году по творческим законам уже советского времени была создана музыкальная драма-хроника «За Красный Петроград, или 1919 год» (в большинстве публикаций в музыковедческой литературе и рецензиях называют её оперой)12. Авторами оперы стали молодые ленинградские композиторы Арсений Гладковский и Евгений Пруссак.

Как удалось выяснить, премьера изначально намечалась на зиму 1925 года. Работа над спектаклем находилась в центре внимания ленинградской прессы и театральной общественности. В январе того года «Рабочий и театр» писал: «Уже разучивается, репетируется и в ближайшее время должна быть поставлена первая оригинальная опера на современный революционный сюжет — “За Красный Петроград”. Либретто оперы написано Лебедевым, музыка двух композиторов А.П. Гладковского (1 и 3 акты), Е.В. Пруссака (2 акт). Дирижировать оперой будет автор — А.П. Гладковский»13.

Несколько позже этот же журнал сообщал: «Работа по новой опере А. Гладковского и Е. Пруссака “За Красный Петроград” ведётся усиленными темпами… Новая опера заинтересовала широкие музыкальные и театральные круги. После Ленинграда намечается постановка оперы в Москве»14.

В итоге премьера состоялась в Ленинграде 24 апреля 1925 года15. В постановке впервые на отечественной профессиональной театральной сцене действовала громадная толпа рабочих, красноармейцев и матросов со знамёнами и оружием, что позволило журналу «Театр и рабочий» лишний раз отметить, что спектакль является «первой русской оперой из революционной жизни»16.

Мы полагаем, что «За Красный Петроград» оказалось первым крупным советским музыкальным произведением о Гражданской войне в России. Согласно сюжетной линии в новой опере освещалась борьба советской власти с армией одного из лидеров Белого движения генерала Н.Н. Юденича17. Действие спектакля происходило в небольшом городе Гатчина, где развернулись события похода войск Юденича на Петроград осенью 1919 года, ставшего одним из важных эпизодов Гражданской войны18.

Дебютную постановку оперы в Ленинграде осуществил художественный руководитель и дирижёр Малого оперного театра тех лет (в программке к спектаклю 1925 г. было написано «капельмейстер»), будущий лауреат трёх Сталинских премий, народный артист СССР С.А. Самосуд19. В межвоенный период именно благодаря заслугам этого талантливого специалиста МАЛЕГОТ завоевал репутацию «лаборатории советской оперы».

Следует отметить, что образ генерала Н.Н. Юденича в опере отсутствовал, однако среди её персонажей были белогвардейские офицеры, а также большевистские комиссары и красноармейцы. Кстати, в первом спектакле приняли участие немало будущих звёзд советского музыкального искусства, в частности, замечательный артист и педагог М.О. Рейзен, давший в постановке С.А. Самосуда очень яркую фигуру рабочего-коммуниста Молотова, олицетворявшего волю организованного пролетариата20. Среди женских ролей выделялась будущий лауреат Сталинских премий, народная артистка СССР М.П. Максакова (роль работницы Даши)21.

Ленинградская пресса тех лет в целом дала положительную оценку работе Малого театра. Так, популярная в городе газета «Ленинградский рабочий» писала: «“За Красный Петроград” — определённейший сдвиг в нашей академической опере, результат совокупной работы десятков лиц, увлечённых идеей создать советскую оперу. Можно спорить о художественном значении спектакля, о музыкальных достоинствах оперы, но то, что она по претворённым идеям, духу и содержанию нужна, близка и нравится современному зрителю, — это бесспорно. Композиторы Гладковский и Пруссак умело использовали ряд знакомых мотивов, начиная от мощного “Интернационала” до популярного “Яблочка”. Сцена митинга на заводе звучит чрезвычайно подъёмно и убедительно. Взятие Гатчины красными войсками встречается публикой восторженно»22.

Вместе с тем были и другие оценки этой, как нам видится, оригинальной постановки. Так, исполнитель одной из главных партий М.О. Рейзен вспоминал позднее: «Писалась опера весьма своеобразно. А. Гладковский сочинял музыку “за красных”, а Е. Пруссак — “за белых”. Музыка “красных” сцен была построена на популярных революционных песнях (“Интернационал”, “Смело, товарищи, в ногу”, “Яблочко”), для обрисовки белых Пруссак избрал старую солдатскую песню “Взвейтесь, соколы, орлами”. Весь этот цитатный материал объединялся малоудачной собственной музыкой композиторов»23.

К сожалению, спектакль, поставленный в 1925 году в МАЛЕГОТе, по нашему мнению, не получил должного признания среди специалистов. Так, советский композитор, авторитетный музыковед, балетовед и педагог В.М. Богданов-Березовский (писавший в том числе и под псевдонимом Б. Валерьянов) в своей статье «Вопросы музыкальной современности», опубликованной 20 апреля 1926 года, включил «За Красный Петроград» в число произведений, страдающих «эпигонством, прикрытым внешним налётом гармонической и инструментальной “кокетливой” беспорядочности или технически беспомощной стилизации… без организованности творимого материала и без оправданной логики творческой мысли»24.

В общем, спектакль скорее был неудачным, что косвенно признал и один из его авторов. Так, в 1935 году, спустя десять лет возвращаясь к своей работе над новой редакцией этой постановки, А.П. Гладковский говорил: «Я вспоминаю, какими примитивными приёмами я пользовался в начале работы над первой своей советской оперой “Красный Петроград”»25.

Вполне очевидно, что в дальнейшем «За Красный Петроград» рассматривался постановщиками не в плане основной художественной работы академических театров, а как спектакль, который необходимо иметь, так сказать, про запас, для дней так называемого «красного календаря», т.е. больших советских политических и партийных праздников. К слову, уже в праздничные майские дни 1925 года «За Красный Петроград» шёл три дня подряд в МАЛЕГОТе с 1 по 3 мая26. Также он был показан в Ленинграде и 1 мая 1926 года27.

Спустя почти век опера «За Красный Петроград» представляет собой яркий образец новаторского по своей форме революционного искусства, весьма характерного для Советской России 1920-х годов. Её роль и место в отечественном музыкальном искусстве незаслуженно занижены. Весьма символично и то, что, несомненно, самобытный спектакль впервые был создан в городе трёх революций, коим являлся Ленинград (Петербург, Петроград)28. В то же время честь быть вписанной в начальную страницу советского периода истории оперного искусства выпала и на долю весьма скромной Гатчины, сыгравшей ключевую роль в разгроме армии под командованием генерала Юденича29.

Как показала дальнейшая история, следующего крупного оперного произведения на исследуемую нами тему советским театрам пришлось ждать без малого пять лет. Новой точкой некоего творческого отсчёта можно считать оперу С.И. Потоцкого «Прорыв»30.7 ноября 1930 года «Прорыв» был впервые поставлен в Свердловском оперном театре имени Луначарского31.

Сюжет «Прорыва», так же как и оперы «За Красный Петроград», был основан на конкретных исторических событиях Гражданской войны и заключал в себе драматически сильные моменты штурма Перекопа. Нельзя не отметить того, что в этой малоизвестной опере был создан один из первых ярких образов нового советского человека в нашем музыкальном искусстве, а именно коммуниста Фёдора Клёнова. На сцене Большого театра Союза ССР эту роль замечательно исполнял талантливый советский баритон В.М. Политковский32.

Однако, как потом оказалось, у оперы проявилась «слабость музыкальной драматургии». Поэтому через несколько лет на этом же богатом историческом материале тот же Потоцкий создал новую оперу, которая, впрочем, была названа им по-другому — «Чёрное море». Вот только автором либретто вместо известного поэта С.М. Городецкого стал не менее известный писатель и драматург М.А. Булгаков, к тому времени уже автор романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных», повествующих о событиях Гражданской войны в Советской России33.

Кстати, самому Булгакову не очень нравилась музыка Потоцкого, но он предложил композитору своё либретто34. Интересно, что, написанное в 1936 году, оно в будущем стало основой для создания сценария советского кинофильма «Бег», в котором была показана судьба русских офицеров в конце Гражданской войны и начале эмиграции35. Так, персонаж оперы «Чёрное море» генерал Анатолий Агафьев, имевший своим прототипом белогвардейского генерала Я.А. Слащёва, стал в фильме генералом Хлудовым36. Более того, в самой опере генерал Агафьев умирал от разрыва сердца накануне эвакуации Севастополя, повторяя судьбу другого белогвардейского генерала В.З. Май-Маевского37.

Как ни странно, участие популярного литератора в создании новой версии оперы «Чёрное море» не сыграло решающей роли в её творческой судьбе.

В том же 1930 году на советской театральной сцене появилась вторая редакция оперы «За Красный Петроград» — опера-оратория «Фронт и тыл», написанная А.П. Гладковским, но уже без соавтора. Правда, и она, так же как и первая, не имела большого успеха и была подвержена серьёзной критике со стороны специалистов.

В то же время следует отметить, что начавшаяся в стране в 1930-е годы культурная революция заставила многие советские театры и ведущих мастеров искусств больше повернуться лицом к современной тематике, к созданию новых оперных постановок. Одним из ведущих советских композиторов «новой волны» являлся А.А. Давиденко, который почти всю свою короткую творческую жизнь весьма активно создавал музыкальные произведения о Красной армии38. При этом одно из центральных мест в его творчестве занимала тема Гражданской войны39. В связи с этим нельзя обойти вниманием оперу А.А. Давиденко «1919 год». 12 июля 1931 года в Москве, в клубе завода «Авиаприбор», состоялся просмотр первого акта этой постановки в исполнении Театра рабочей оперы. Как писала в те дни «Советская музыка», «этот показ будет памятен многим. Впервые на сцене шло вполне полноценное, хотя и незаконченное музыкально-драматическое действие. Крестьяне, красноармейцы, комиссары… военная тревога — новые люди в новых положениях, которых не знала и не могла знать старая опера…»40.

Однако в созданном А.А. Давиденко спектакле специалистами было обнаружено немало крупных недостатков, углублённых ошибками театра и постановщиков. Всё это было отмечено выступавшими на разборе постановки композиторами, подвергшими оперу серьёзной критике, с которой согласился и сам автор41. К сожалению, Давиденко не закончил своё музыкальное произведение в связи со скоропостижной кончиной42.

Помимо творческой деятельности А.А. Давиденко вёл в 1930-е годы большую организаторскую и пропагандистскую работу. Так, 10 октября 1931 года он выступил в Институте литературы и языка Коммунистической Академии при ЦИК СССР с докладом на тему: «Оборона СССР в творчестве композиторов»43.

Важным рубежом в появлении новых произведений отечественной музыкальной культуры стал 1932 год. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года способствовало революционным переменам на театральном участке «художественного фронта»44. После этого в советском музыкальном сообществе возникла потребность в перестройке всей работы. Н.И. Челяпов в своей программной статье «К итогам дискуссии на музыкальном фронте» в журнале «Советская музыка» писал, что «перестройка… должна заключаться в повороте лицом к советскому народу, колхозникам, рабочим, к Красной Армии»45.

Советские теоретики культуры в январе 1932 года признавали: «Отставание искусства от задач социалистического строительства значительно… Основные причины отставания — в недостаточном освоении марксистско-ленинского мировоззрения… Не может быть советского пролетарского произведения, если автор не понимает движущих сил революции, если он не владеет методом диалектического материализма»46.

Видимо, в связи с этим к середине 1930-х годов ведущие советские композиторы, опираясь на классические традиции и метод социалистического реализма, создали несколько талантливых произведений, в которых они стремились к правдивому изображению действительности. Из относительных удач советского музыкального театра в те годы наиболее известна опера «Тихий Дон», созданная в 1935 году композитором И.И. Дзержинским47. В основе этого спектакля лежало одноимённое произведение М.А. Шолохова, в котором тема Гражданской войны в России занимала одно из центральных мест.

Ленинградский «Рабочий и театр» сообщал в апреле 1935 года: «…Одновременно театр готовит “Тихий Дон” — первую оперу молодого композитора И.И. Дзержинского, написанную им по заказу театра по материалам романа Шолохова. Оперу ставит режиссёр московского Театра Революции — Терешкович, художник спектакля Г.П. Руди. Вся музыкальная часть под руководством засл. арт. С. Самосуда. Главные партии исполняют арт. Вельтер, Соколова, засл. арт. Журавленко, Засецкий, Григорий Орлов»48.

В целом «Тихий Дон» получил хорошие отзывы специалистов. Так, советский музыковед и критик А.И. Шавердян отмечал: «Как первый росток, как основа для плодотворных реалистических исканий — “Тихий Дон” получил заслуженные оценки общественности…»49. Он особо подчеркнул, что в «Тихом Доне» впервые «жизненно и органично прозвучала большая тема нашей эпохи… “Тихий Дон” вызвал многочисленные подражания и создал целое направление в нашей оперной литературе»50.

Определённым толчком к развитию военной тематики в музыке послужило создание в 1933 году оборонной секции Союза советских композиторов (ССК)51. Секция практически сразу же развернула активную организаторскую и творческую работу. Интересно, что в начале 1930-х годов с деятелями искусств нередко общалось руководство Народного комиссариата обороны, что было очень полезно для композиторов. Например, 26 марта 1935 года помощник начальника кавалерии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) тов. И.Д. Косогов провёл беседу с активом оборонной секции Московского ССК о боевом пути Первой конной армии52. В Гражданскую войну он служил начальником штаба 4-й кавалерийской дивизии 1-й конной армии: ему было что рассказать советским мастерам искусств о той войне53.

Однако крупных и, что, пожалуй, самое главное, удачных опер на исследуемую нами тему в стране по-прежнему практически не было. Для того чтобы в наши дни убедиться в этом, достаточно взглянуть на репертуарный план одного из ведущих советских театров — Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова в Ленинграде (сокращённо ГАТОБ, но в городе его просто называли Кировским). В декабре 1935 года газета этого творческого коллектива «За советское искусство» писала: «На состоявшемся при дирекции нашего театра совещании в репертуарный план 1935—1936 гг. намечено включить:

“Утраченные иллюзии” — 28 декабря

“Жизель” — январь 1936 г.

“Луиза Миллер” — февраль

“Лоэнгрин” — март—апрель

“Партизаны” — апрель—май

“Бенвенуто Челлини”

“Раймонда” или “Дон-Кихот” — октябрь

“Декабристы” — январь 1937 г.

“Дон-Жуан”

“Князь Игорь” или “Борис Годунов”»54.

Революция культурной жизни, шедшая в СССР, вызвала изменения и в других видах музыкального искусства, в частности, балете. Одним из ведущих центров отечественного балета в те годы был Кировский театр в Ленинграде. Говоря о его балетном репертуаре, весьма авторитетный в 1930-е годы советский музыковед, театральный и музыкальный критик И.И. Соллертинский отметил в журнале «Советская музыка»: «В наступающем году балет ГАТОБ ставит “Утраченные иллюзии” (по Бальзаку, муз. Б.В. Асафьева, постановщик Р.В. Захаров) и “Партизаны” (муз. Б.В. Асафьева, балетмейстер В.И. Вайнонен)»55. При этом специалист подчеркнул, что «из них особый интерес вызывают “Партизаны” — опыт героического балета о гражданской войне, долженствующий вновь поставить — на большой принципиально-творческой высоте — проблему советского балета»56.

Как нам видится спустя почти 90 лет нельзя не поддержать мнение лучшего друга великого Д.Д. Шостаковича (И.И. Соллертинский был другом Шостаковича)57. Действительно, среди многих замечательных спектаклей Кировского театра середины 1930-х годов только один из них имеет отношение к исследуемой нами теме. Эта постановка — балет «Партизаны» — первый и единственный отечественный балет о Гражданской войне, созданный на музыку ленинградского композитора Б.В. Асафьева58.

В Кировском театре прекрасно осознавали, что создать балет на подобную тему очень тяжело даже такому высококвалифицированному коллективу. «За советское искусство» писала: «Балет “Партизаны” является очень большой, очень серьёзной работой для всей труппы. Мы должны вложить в постановку этого спектакля все наши силы, создать настоящий советский балет на нашей сцене»59.

История постановки имеет свои особенности. Так, в ходе работы было изменено название балета, что случается, в общем, нечасто. Вместо изначально заявленного в 1935 году балета «Партизаны» в апреле 1937 года в документах появился балет «Партизанские дни», поставленный балетмейстером В.И. Вайноненом и художником В.В. Дмитриевым60. Талантливый ленинградский специалист взялся за «Партизанские дни», заимствовав сюжет и героев из недавнего прошлого — событий Гражданской войны. К 10 февраля 1937 года балетмейстер должен был сдать режиссёрскую экспозицию балета и приступить к репетициям61. Однако в связи с возникшими при постановке трудностями сроки выхода спектакля были перенесены. Изначально премьера балета была назначена на 19 апреля 1937 года62. Но первое представление «Партизанских дней» было осуществлено в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова только 10 мая.

«Партизанские дни» (1-я ред. — 1936, 2-я — 1937) — уникальный пример балета, целиком построенного на характерном танце и пантомиме, что было тогда неслыханно.

К слову, характерным называется народный танец, который адаптирован для балетного спектакля. При этом в нём нет никаких пуантов и воздушных пачек: обувь на каблуках, тяжёлые юбки в пол у женщин, галифе и патронташи у мужчин. Можно ли сегодня представить, что на фоне белоснежных гор партизаны мчались в бой на живых конях?! Это была сцена в духе фильма «Чапаев» — самой популярной киноленты того времени, которая неизменно вызывала овации зрителей.

Кстати, «Партизанские дни» были хорошо встречены публикой, особенно горячо принимавшей балерин Н.А. Анисимову63 и В.И. Каминскую64 — исполнительниц центральной женской роли Насти, а также танцовщика В.М. Чабукиани, со свойственным ему темпераментом и блестящим исполнением танцевальной партии воплотившего образ горца Керима65.

Однако, несмотря на то, что балетмейстер В.И. Вайнонен старался от всей души, эпизоды Гражданской войны плохо поддавались его усилиям придать им сценическое существование в неофольклорном танце. Плюс в ходе постановки в театре возник конфликт между артистами, получивший резонанс. Как следствие, во многом новаторский спектакль быстро сошёл со сцены. Как бы то ни было, первый советский балет о Гражданской войне следует признать интересной оригинальной работой.

Одним из наиболее популярных видов музыкального искусства в Советском Союзе 1930-х годов являлась оперетта. В 1937 году в Москве вышла оперетта Б.А. Александрова «Свадьба в Малиновке»66. Это была уже вторая постановка на данное либретто — первая принадлежала украинскому композитору, дирижёру Харьковского театра музыкальной комедии А.П. Рябову и была поставлена в нескольких театрах на Украине67. Персонажи этого спектакля — красноармейцы бригады легендарного Г.И. Котовского стали широко любимы в советском обществе. Главный герой — командир котовцев Назар Дума сообщает малиновцам о победе Красной армии над белогвардейцами под Перекопом. Все ликуют, а Дед Нечипор покрепче натягивает заветную будёновку со словами: «Власть больше не меняется!».

Премьера спектакля состоялась 8 ноября 1937 года на сцене Московского театра оперетты, практически одновременно с премьерой оригинальной украинской версии Рябова в Харькове. Спектакль Московского театра оперетты (режиссёры Г.М. Ярон и С. Мызникова), приуроченный к двадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, получил большой общественный резонанс. «Свадьба в Малиновке» сыграла большую роль как в становлении советской музыкальной комедии, так и в судьбе самого Б.А. Александрова, положив начало его активному творческому сотрудничеству с музыкальным театром.

В то же время, несмотря на активную работу, 23 февраля 1938 года театральная газета ГАТОБа отмечала: «Пока, к сожалению, мы никак не можем удовлетворить наличным количеством опер и балетов, в которых полно и всесторонне отражалась бы героическая борьба и мирная работа Красной армии»68.

В статье «О “Славе”» та же газета подчёркивала: «Наша сила, наша гордость — Красная Армия и Флот должны быть достойно отражены в репертуарной тематике нашего театра. Рождение Красной Армии, её героическое прошлое, её повседневная работа явились блестящим материалом для создания ряда драматических и музыкальных произведений»69.

23 февраля 1938 года «За советское искусство» писала: «Уже готовится опера “Щорс”, показывающая начало организации отдельных частей Красной Армии, борющихся против немецких интервентов»70. Тогда же газета сообщила о том, что оперу о «героических буднях сегодняшней Красной Армии» пишет композитор В.В. Волошинов71. Премьера новой оперы на текст популярного тогда автора стихов и песен В.М. Гусева в театре планировалась в конце декабря 1939 года72.

В сентябре 1938 года в Киевском оперном театре была поставлена опера украинского композитора Б.Н. Лятошинского «Щорс», посвящённая герою Гражданской войны Н.А. Щорсу73. Авторами либретто этой оперы, которая известна ещё под названием «Полководец», стали М.Ф. Рыльский и И.А. Кочерга74. Несмотря на то, что премьера спектакля в Ленинграде среди любителей оперного искусства прошла по разным причинам почти незамеченной, хоры и песни о Гражданской войне из этой постановки, близкие к украинскому фольклору, оказались замечательными и были радушно приняты обществом. Так, в репертуаре Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова долгие годы была «Песня богунцев» из этого спектакля75.

Советский герой Гражданской войны, бывший царский офицер, уроженец Черниговской губернии украинец Николай Щорс считался в нашем обществе тех лет «украинским Чапаевым». Фильм «Чапаев», вышедший на киноэкраны в 1934 году, прошёл с ошеломляющим успехом как в СССР, так и за границей, а сам В.И. Чапаев на долгие годы стал народным героем. Н.А. Щорс и его богунцы (казаки 3-го Повстанческого полка имени И. Богуна) также долгое время служили примером патриотизма, в первую очередь для молодёжи Советской Украины: ведь они воевали за Родину не только с гайдамаками, но и с немцами. Образ кайзеровской Германии периода Первой мировой войны, видимо, проецировался в сознании советских людей на реалии гитлеровской Германии 1930-х годов. С другой стороны, через свою прекрасную музыкальную культуру Украина в предвоенные годы становилась ближе для жителей всех советских республик.

Среди исследуемых нами произведений следует выделить также оперу «В бурю», написаную в 1939 году молодым советским композитором Т.Н. Хренниковым76. Содержание этой талантливой постановки опиралось на исторические события Антоновского восстания 1921 года в Тамбовской губернии. Накануне войны спектакль активно использовался в работе по культурному обслуживанию красноармейцев и командиров РККА. Так, например, осенью 1939 года газета Кировского театра «За советское искусство» сообщала: «Вечером 7 ноября в нашем театре побывают участники Октябрьского парада. Они будут присутствовать на премьере оперы Т. Хренникова “В бурю”. В филиале организуется большой концерт для бойцов, политработников и командиров Ленинградского Военного Округа»77.

В контексте исследования представляет интерес тот факт, что 18 июня 1939 года в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С.М. Кирова прошёл оборонный вечер, посвящённый знаменательной дате — очередной годовщине «защиты Петрограда от банд Юденича». Присутствовавшие на вечере артисты музыкального театра и его гости приняли резолюцию, в которой говорилось: «Коллектив работников Государственного ордена Ленина Академического театра оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова, отмечая знаменательную дату двадцатилетия боёв под красным Петроградом и славную победу над бандами Юденича, клянётся… превратить театр в неприступную крепость обороны»78.

Как писала по итогам мероприятия в газете «За советское искусство» солистка балета Кировского театра О.П. Мунгалова, «театр показал, что он владеет кадрами, могущими по-настоящему, по-боевому сменить лиру на винтовку и оказать действенный отпор врагу»79. Примечательно, что «собравшиеся на вечере послали приветствие товарищу Жданову»80.

Победа над войсками белогвардейского генерала Юденича на северо-западе России стала лишь одним из эпизодов Гражданской войны. Однако следует отметить, что в 1939 году, когда уже прошёл год, как состоялся позорный Мюнхенский сговор, практически разрушивший суверенную Чехословакию и открывший Гитлеру дорогу к началу Второй мировой войны, в Ленинграде ещё отчётливо помнили о событиях войны, закончившейся два десятка лет тому назад!

Практически за год до начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1940 года состоялась премьера оперы С.С. Прокофьева «Семён Котко»81. Работа над её клавиром продолжалась с марта по июнь 1939 года. Летом того же года велись переговоры композитора о постановке спектакля в Оперном театре имени К.С. Станиславского в Москве, а осенью была закончена партитура. Сюжет оперы был заимствован автором из повести известного советского писателя В.П. Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), рассказывающей о событиях Гражданской войны на Украине в 1918 году, о судьбе крестьянина-бедняка Семёна Котко, который, отстаивая свою долю, пошёл сражаться за власть советов. Интересно, что либретто Прокофьев писал совместно с Катаевым82. Его основу составили прозаические диалоги и повести, шуточная народная песня «И шумит, и гудит», обрядовые свадебные хоры, а среди немногочисленных стихотворных текстов присутствует «Заповiт» Т. Шевченко.

По-видимому, украинский колорит прозы Катаева воскресил в памяти Прокофьева незабываемые впечатления детства, проведённого в Сонцовке (Донбасс)83. Не случайно он начал сочинение оперы со второй картины первого акта — встречи Семёна с односельчанами. В дальнейшем Прокофьев раздвинул рамки историко-бытовой повести, насытив её лирико-психологическим содержанием. Заново были созданы сцены любовных свиданий; события, связанные с разорением села немцами и гайдамаками, стали драматической кульминацией оперы. «Семён Котко» должно рассматривать как одно из больших достижений советского музыкально-театрального искусства84.

Однако даже хороший спектакль имеет и свои недостатки. Например, уже упоминавшийся нами И.И. Соллертинский писал о постановке, что она является «примером явно затянутого построения оперы»85. Ленинградский критик в журнале «Советская музыка» подчёркивал: «До середины третьего акта в “Семёне Котко” чувствуется большой эпический пафос, в середине третьего акта появляется патология; дальше всё начинает напоминать фильм “Красные дьяволята”, когда вбегают партизаны и спасают спрятанных почему-то под церковью героев»86.

Очень много писал об этой опере в своей большой работе «Советская опера» А.И. Шавердян, в частности: «Прокофьев в “Семёне Котко” нашёл чрезвычайно живые и напряжённые интонации речитатива, передающие богатейшие оттенки человеческой речи. Очень своеобразны и песенные эпизоды оперы… представляющие новую трактовку народно-песенных элементов»87.

Следует отметить, что создание произведений на исследуемую нами тему со второй половины 1930-х годов находилось в центре внимания ведущих мастеров искусств. Например, художественный руководитель и главный дирижёр Ленинградского Малого оперного театра Б.Э. Хайкин утверждал: «…Наши композиторы черпали темы для своих опер преимущественно из эпохи Гражданской войны: таковы — “Тихий Дон”, “Щорс”, “Мятеж”, “В бурю” и др.»88. Ему вторил А.И. Шавердян, который считал, что оперы о Гражданской войне являются «наиболее распространённым разделом советской оперы».

Более того А.И. Шавердян поднял проблему о воплощении в музыкальном искусстве 1930-х годов образа героя Гражданской войны. Он писал: «Мы знаем оперы, где участвуют Фрунзе, Щорс, Чапаев, Котовский. Но в них лишь имя героя да малозначительные детали и факты, второстепенные явления. Такие оперы в лучшем случае могут претендовать на значение иллюстраций к биографии героя. Чаще же они лишь дискредитируют героическую тему. В них образ оказывается приниженным, лишённым черт героического и великого. Портрет героя, великого человека нашей эпохи, ещё не написан нашими оперными композиторами. Нерешённость этой задачи неизмеримо ограничивает идейный диапазон советских опер, их воспитательную силу»89.

В заключение отметим, что в середине 1920-х годов в СССР стали появляться первенцы советской оперы на тему Гражданской войны. В 1925 году в Ленинграде поставили первую героическую оперу, имеющую отношение к Гражданской войне, «За Красный Петроград» А.П. Гладковского и Е.В. Пруссака. Однако последующие годы не стали временем расцвета нового направления. Это был сложный период новейших театральных теорий и ограниченной практики, мечтательных проектов утопического будущего, время не осуществлённых моделей и образов, задуманных, но никогда не осуществлённых театральных постановок, как, например, работа А.А. Давиденко. С другой стороны, подлинно новым в советской опере стало обращение к современным сюжетам.

К своей основной задаче — воплощению советской действительности — отечественный музыкальный театр подошёл только к середине 1930-х годов. В тот период в СССР появились первые советские оперы, прочно вошедшие в репертуар национальных музыкальных театров. Молодые советские композиторы подхватили и военную тематику. Процесс модернизации всего музыкального репертуара отразился, в частности, и в создании новых произведений мастеров искусств, посвящённых Гражданской войне и Красной армии («Тихий Дон» И.И. Дзержинского, «В бурю» Т.Н. Хренникова, «Семён Котко» С.С. Прокофьева, «Щорс» Б.Н. Лятошинского). Однако большими художественными достоинствами из них обладала, пожалуй, лишь опера С.С. Прокофьева, написанная в 1939 году и повествующая о событиях немецкой оккупации Украины в 1918 году.

Как показал анализ, многие первые советские оперы, за редким исключением, отличались откровенно слабым музыкальным содержанием: позже приходилось править партитуры, дописывать целые сцены и сочинять новую оркестровку. Как следствие, подавляющее большинство созданных в те годы оперных постановок на тему Гражданской войны не выдержали испытания временем.

Крайне ограничено было количество балетов на исследуемую тему. Пожалуй, лишь балет Б.В. Асафьева «Партизанские дни» можно считать примером высокого творчества композитора, несомненного мастерства балетмейстера и хорошей работы артистов.

Итак, большинство крупных музыкальных произведений (опер, оперетт, балетов) о Гражданской войне, как, впрочем, и о революционных событиях 1917 года, в дальнейшем были исключены из репертуаров театров ввиду несоответствия их идейно-художественных качеств возросшим требованиям и вкусам советского слушателя. Они имели скорее принципиальное, чем художественное значение и ныне забыты. При этом сохранились воспоминания артистов, партитуры, фотографии и, конечно, эскизы художников-постановщиков.

Поистине единственным шедевром отечественной музыкальной культуры 1930-х годов, надолго пережившим своё время, явилась оперетта Б.А. Александрова «Свадьба в Малиновке» — первая удачная советская оперетта на тему Гражданской войны. Устарела ли сегодня «Свадьба в Малиновке» — произведение талантливое и яркое, но определённо (хоть и ненавязчиво) тенденциозное? Полагаю, что нет, как и любое творение, могущее претендовать на роль классики. Собственно, и оперетта бывает классической. В связи с этим она остаётся исключительно популярной у любителей музыкально-театрального искусства и в наши дни. Так, постановка с большим успехом идёт в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии90. С 1938 года этот спектакль пережил на сцене культурной столицы России пять новых редакций91.

Оперетта Б.А. Александрова оказала большое влияние не только на становление советской оперетты, но и на другие жанры отечественного искусства. Так, 55 лет назад, в 1967 году на киностудии «Ленфильм» по сценарию одного из авторов первого либретто оперетты Л.А. Юхвида был создан широкоформатный цветной фильм «Свадьба в Малиновке»92.

Фильм стал настоящим эталоном отечественной музыкальной комедии, а его герои по-прежнему искренне любимы российским зрителем. Многие фразы, произнесённые персонажами этой лихо закрученной военной истории, стали крылатыми выражениями. Одна из самых известных из них «Власть больше не меняется!», сказанная жителем украинского села Малиновка, послужила своеобразным художественным символом победы Красной армии в Гражданской войне.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фрунзе М.В. Военная доктрина Красной армии. М.: Родина, 2018. С. 72.

2 Таким идеалом для подражания для нескольких поколений советских людей стал, например, Павел Корчагин герой романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь», вышедшего в 1932 г. При этом уникальным было то, что имя этого литературного персонажа было запечатлено в официальной топонимике СССР в названиях десятков улиц в различных городах.

3 Колесникова Н.А. Военная песня в духовной жизни общества. Дисс … канд. культурологических наук. М., 2002. 180 с.

4 Томпакова О.М. Тема гражданской войны в русской советской опере (на материале советского оперного творчества периода 1925—1941 гг.). Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. Л., 1955. 18 с.

5 Луначарский А. Оперно-балетный театр: его роль и значение // Рабочий и театр. 1925. № 1. С. 13.

6 Академические задачи и перспективы // Там же. 1924. № 1. С. 9.

7 В Малом (ныне Михайловском) театре в разные годы были поставлены музыкальные произведения советской направленности такие как «Любовь Яровая», «Мать», «Броненосец “Потёмкин”», «Тихий Дон», «Поднятая целина».

8 Академические задачи и перспективы // Рабочий и театр. 1924. № 1. С. 9.

9 На пороге 1925 // Там же. 1925. № 1. С. 3.

10 Воеводин П. Лицо театра // Там же. 1925. № 40. С. 13.

11 Михайловский театр открыт в Петербурге в 1833 г. по указу императора Николая I.

12 Спутник по театру. С понедельника, 20, по воскресенье, 26 апреля // Рабочий и театр. 1925. № 16. С. 28.

13 На путях рабочего театра. Театр.-худ. бюро // Там же. 1925. № 2. С. 7.

14 На путях рабочего театра. Театр.-худ. бюро // Там же. 1925. № 4. С. 9.

15 История русской советской музыки. Т. 1. 1917—1934. М., 1956. С. 165.

16 Спутник по театру. С понедельника, 20, по воскресенье, 26 апреля. С. 28.

17 Юденич Николай Николаевич — русский военачальник, генерал от инфантерии.

18 Спутник по театру. С понедельника, 20, по воскресенье, 26 апреля. С. 28. В сентябре—октябре 1919 г. генерал Н.Н. Юденич организовал второй поход Северо-Западной армии на Петроград.

19 Там же. Самосуд Самуил Абрамович (1884—1964) — русский и советский дирижёр, педагог, виолончелист, народный артист СССР (1937). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1952). В 1925 г. — главный дирижёр Малого оперного театра.

20 Там же.

21 Там же. Максакова (Сидорова) Мария Петровна (1902—1974) — советская оперная певица, педагог и публицист, народная артистка СССР. В 1925—1927 гг. — солистка Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр). Исполняла роль добровольного бойца рабочего отряда по имени Даша, которая 13 раз «освобождала» Гатчину.

22 Ленинградский рабочий. 1925. 27 апреля.

23 Марк Рейзен: автобиографические записки, статьи, воспоминания / Сост. и ред. Е.А. Грошева. М., 1986. С. 83.

24 Валерьянов Б. Вопросы музыкальной современности // Рабочий и театр. 1926. № 16. С. 5.

25 Дискуссия о советском симфонизме // Советская музыка. 1935. № 5. С. 29.

26 Спутник по театру. С понедельника, 20, по воскресенье, 26 апреля. // Рабочий и театр. 1925. № 17. С. 4.

27 Спутник по театру. Со вторника, 27 апреля, по вторник, 4 мая // Там же. 1926. № 17. С. 26.

28 Петроград был переименован в Ленинград 26 января 1924 г.

29 В 1923 г. Гатчина была переименована в Троцк в честь советского политического деятеля Л.Д. Троцкого в ознаменование его заслуг в обороне Петрограда в 1917 и 1919 гг. В 1929 г. Переименован в Красногвардейск. В 1944 г. возвращено историческое название.

30 Потоцкий Сергей Иванович (1883—1958) — советский композитор. Автор четырёх опер, кантаты «Родина», оркестровых и фортепианных произведений, романсов, музыки к спектаклям и кинофильмам, например, «Богдан Хмельницкий» (1941), «Кащей Бессмертный» (1944), «Майская ночь, или Утопленница» (1952).

31 Театральный Свердловск // Рабочий и театр. 1930. № 8. С. 14.

32 Политковский Владимир Михайлович (1892—1984) — советский оперный певец (баритон), с 1920 по 1948 г. — солист Большого театра Союза ССР, музыкальный педагог.

33 8 марта 1937 г. Булгаков завершает первую редакцию либретто «Чёрное море», 20 марта либретто «Чёрное море» сдано в Большой театр.

34 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 562. К. 16. Ед. хр. 8. С. 123.

35 Фильм «Бег» был снят в 1970 г. по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море».

36 Слащёв Яков Алексадрович (1885—1929) — русский и советский военачальник, военный педагог. Герой Первой мировой войны, генерал-лейтенант.

37 Белый генерал Владимир Зенонович Май-Маевский (1867—1920), известен уникальным по размаху пьянством.

38 Маньков А.В. Музыкальная революция в Красной армии // Военно-исторический журнал. 2021. № 8. С. 98.

39 Калтат Л., Рабинович Д. Певец рабочего класса: памяти А.А. Давиденко // Советская музыка. 1934. № 5. С. 27.

40 Лебединский Л. А. Давиденко: материалы для творческой биографии // Там же. 1935. № 4. С. 33.

41 Там же.

42 А.А. Давиденко скоропостижно скончался в 1934 г.

43 Лебединский Л. Указ. соч. С. 35.

44 Годовщина исторического документа // Рабочий и театр. 1933. № 11. С. 3.

45 Челяпов Н. К итогам дискуссии на музыкальном фронте // Советская музыка. 1936. № 3. С. 9.

46 Россовский М. За большевистское качество театра, кино, музыки // Рабочий и театр. 1932. № 2. С. 3.

47 Дзержинский Иван Иванович (1909—1978) — советский композитор. Народный артист РСФСР.

48 В ленинградских театрах // Рабочий и театр. 1935. № 7. С. 25.

49 Шавердян А. Советская опера // Советская музыка. 1941. № 3. С. 7.

50 Там же.

51 Советские композиторы рапортуют XVII партсъезду // Там же. 1934. № 1(17). С. 29.

52 В Ленинградском союзе советских композиторов // Там же. 1935. № 5. С. 95.

53 Косогов Иван Дмитриевич (1891—1938) — советский военный деятель, комкор.

54 Обсуждаем репертуарный план // За советское искусство. 1935. № 5(33). 1 декабря.

55 Соллертинский И. Творческие профили музыкальных театров Ленинграда // Советская музыка. 1935. № 11. С. 85.

56 Там же.

57 Соллертинский Иван Иванович (1902—1944) — советский музыковед, театральный и музыкальный критик. Профессор. В 1920-е гг. — лектор Ленинградской филармонии. В 1934—1941 гг. работал в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Соллертинский был другом Д.Д. Шостаковича.

58 Асафьев Борис Владимирович (1884—1949) — русский и советский композитор, музыковед, педагог и общественный деятель, народный артист СССР. Один из основоположников советского музыковедения. Автор первого советского балета.

59 Семейственности быть не должно // За советское искусство. 1937. № 5(58). 4 апреля. С. 3.

60 Вайнонен Василий Иванович (1901—1964) — русский и советский артист балета, балетмейстер. Заслуженный артист РСФСР.

61 Работа над новыми постановками // За советское искусство. 1937. № 2(55). 27 января.

62 Завтраки // Там же. 1937. № 5(58). 4 апреля.

63 Анисимова Нина Александровна (1909—1979) — артистка балета и балетмейстер, в 1929—1958 гг. — характерная солистка Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

64 Каминская Вера Ивановна (1907—1981) — советская балерина, педагог, балетмейстер. С 1927 по 1942 г. — артистка балета Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

65 Чабукиани Вахтанг Михайлович (1910—1992) — грузинский советский артист балета. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. С 1929 по 1941 г. — артист балета Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

66 Александров Борис Александрович (1905—1994) — советский композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, генерал-майор, художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Советской армии (1946—1986).

67 «Свадьба в Малиновке» — оперетта Б.А. Александрова, написанная им в 1936 г. по одноимённой украинской оперетте А.П. Рябова.

68 Славная дата. 20 лет Рабоче-крестьянской Красной армии и военно-морского флота // За советское искусство. 1938. № 3(73). 23 февраля.

69 О «Славе» // Там же.

70 Славная дата… // Там же.

71 Там же.

72 План — основа работы. Доклад и.о. директора тов. В.Н. Асланова на производственном совещании // Там же. 1938. № 5(75). 17 марта.

73 Лятошинский Борис Николаевич (1895—1968) — украинский советский композитор, дирижёр и педагог. Народный артист Украинской ССР.

74 Рыльский Максим Фаддеевич (1895—1964) — украинский советский поэт, переводчик, общественный деятель. Кочерга Иван Антонович (1881—1952) — украинский советский драматург.

75 Богунцы — личный состав Богунского полка, входил в состав 1-й Украинской советской дивизии, сформированной осенью 1918 г. на нейтральной территории Украины (между границами Советской Украины и Украины, оккупированной германцами и австрийцами).

76 Хренников Тихон Николаевич (1913—2007) — русский советский композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР.

77 В Октябрьские праздники // За советское искусство. 1939. № 24(116). 5 ноября.

78 На оборонном вечере // Там же. 1939. № 17(109). 27 июня.

79 Там же.

80 Жданов Андрей Александрович (1896—1948) — советский государственный и партийный деятель, с 1934 по 1945 г. — первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б).

81 Прокофьев Сергей Сергеевич (1891—1953) — русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Народный артист РСФСР.

82 Катаев Валентин Петрович (1897—1986) — русский и советский писатель, поэт, киносценарист, драматург. Участник Гражданской войны.

83 С.С. Прокофьев родился в с. Сонцовка Екатеринославской губернии (позже Донецкая обл.).

84 Черты стиля Прокофьева: сборник статей / Под ред. Л. Бергер. М.: Советский композитор, 1962. С. 31.

85 Соллертинский И.И. Драматургия оперного либретто // Советская музыка. 1941. № 3. С. 27.

86 Там же. С. 29.

87 Шавердян А. Советская опера // Советская музыка. 1941. № 3. С. 16.

88 Хайкин Б. Композиторы и оперный театр // Там же. С. 32.

89 Там же. С. 12.

90 Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии: от А до Я. СПб.: Любавич, 2019. 652 с.

91 Первая премьера спектакля на ленинградской сцене прошла 26 октября 1938 г., последняя — 29 сентября 2017 г.

92 Премьера фильма состоялась 13 ноября 1967 г.