Создание судостроительного комплекса на Амуре

image_print

Аннотация. В статье автор рассматривает роль Особого строительного корпуса в возведении объектов оборонного значения на р. Амур в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Summary. In the article the author considers the role of the Special Building Corps in construction of defensive objects on the Amur River in the years preceding the Great Patriotic War of 19411945.

ЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ

 

Филиппова Алина Валерьевна — техник научно-исследовательской лаборатории (НИЛ) Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова

(г. Владивосток. E-mail: alina.filippova2013@yandex.ru).

 

СОЗДАНИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА АМУРЕ (1932—1941 гг.)

 

В ноябре 1932 года Совет труда и обороны (СТО) СССР принял постановление № 1422/422 «О развитии Амурского судостроительного завода», которым утвердил плановое задание для проектирования Амурской верфи, предназначенной исключительно для военного судостроения, её производственную мощность, установил сроки строительства и пуска предприятий, программу закладки и спуска судов1. Планировалось уже к 1 сентября 1935 года спустить на воду и сдать флоту первые две подводные лодки, а в июле выпустить два лидера и заложить два крейсера. Таким образом, СТО СССР обязал строителей к сентябрю 1935 года практически полностью завершить строительство промышленных цехов и стапелей, жилищно-бытового фонда гиганта судостроения на Дальнем Востоке.

Строительство нового судостроительного завода на Дальнем Востоке должно было, во-первых, увеличить живучесть предприятий судостроения путём их рассредоточения на противоположных оконечностях территории страны, во-вторых, исключить межтеатровый манёвр силами, связанный с тяжёлыми условиями плавания в Северном Ледовитом океане, и, в-третьих, обеспечить закрепление населения в малообжитых районах Дальнего Востока. Кроме того, строительство нового завода должно было разгрузить Дальзавод от сборки новых кораблей и подводных лодок и сосредоточить его усилия только на ремонте кораблей и коммерческих судов, количественный и качественный рост которых ожидался уже в самое ближайшее время.

Реализация таких крупномасштабных планов требовала не только огромных финансовых средств, но и в первую очередь значительного количества рабочей силы. Малонаселённый Дальний Восток, где в это время началось интенсивное оборонительное и промышленное строительство, не мог обеспечить будущее предприятие не только квалифицированными строителями, но даже чернорабочими. Поэтому ЦК ВКП(б) поручил ЦК ВЛКСМ в порядке мобилизации отобрать и отправить на Дальний Восток 6000 комсомольцев — плотников, каменщиков и др. К 27 апреля в Хабаровск прибыли 6753 человека, 3747 из которых должны были принять участие в строительстве Амурского судостроительного завода2.

Наряду с комсомольцами на стройку ехали завербованные в западных районах страны рабочие. В 1932 году на строительство прибыли 6724 рабочих, служащих и инженерно-технических работников, однако к 1 января 1933 года их количество сократилось до 4599 человек3. Тяжёлые условия жизни и труда, заболевания стали основными причинами текучести кадров на строительстве. Организованный набор на Дальнем Востоке и вербовка в центральной части страны не приносили желаемого результата. Сроки строительства завода во многом срывались по причине необеспеченности кадрами треста «Дальпромстрой». За срыв плана был отстранён от должности начальник строительства И.А. Каттель, и начальником Дальпромстроя приказом наркома тяжёлой промышленности был назначен Викторов.

В августе 1933 года ЦК ВКП(б) принял предложение заместителей председателя Реввоенсовета Я.Б. Гамарника и М.Н. Тухачевского об организации на Дальнем Востоке строительных частей из военнообязанных и определил общую численность этих частей в 30 тыс. человек. На стройках Наркомвоенмора, которые испытывали аналогичные трудности с кадрами, предполагалось использовать 10—15 тыс. человек, а 15—20 тыс. — на стройках Наркомата тяжёлой промышленности (Наркомтяжпрома), которому было подчинено строительство Амурского судостроительного завода (АСЗ)4. В сентябре СТО СССР принял постановление о создании Особого строительного корпуса (ОСК) при Наркомтяжпроме. Корпус возглавил дивизионный интендант Б.Н. Руднев, а военкомом — начальником политотдела ОСК был назначен дивизионный комиссар Г.И. Горин. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-1483. Оп. 1. Д. 497. Л. 53.

2 Корабли и судьбы. Амурскому судостроительному заводу — 70 лет. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2002. С. 37.

3 Там же. С. 42.

4 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. Л-7. Оп. 162. Д. 15. Л. 5.