«Скорое разрешение вопроса о применении самодвигателей в армии является для нас чрезвычайно важным». На материалах журнала «Известия Императорской Николаевской Военной Академии»

image_print

Аннотация. На материалах «Известий Императорской Николаевской Военной Академии» анализируются проблемы, связанные с эволюцией взглядов ведущих учёных академии на тактическое применение автомобиля в вооружённой борьбе. Анализ этих статей, проведённый автором, показывает, что в целом оценки учёных Императорской Николаевской военной академии перспективы использования автомобильной техники в военном деле, в т.ч. в боевой обстановке, оказались верными. Это в полной мере подтвердилось в период Первой мировой войны, когда ведущие мировые державы начали массово применять автомобили. После их появления учёные Императорской Николаевской военной академии поняли и оценили большие перспективы использования автомобильной техники в военном деле. По их мнению, они могли использоваться как транспортное средство, для проведения разведки, для быстрого осуществления связи между воинскими частями в боевой обстановке и как боевое средство, бронированное металлическими листами и оснащённое пулемётами и пушками. Однако не все отечественные военные специалисты были единодушны в оценках, связанных с боевым применением автомобиля, что породило полемику, в ходе которой на страницах «Известий Императорской Николаевской Военной Академии» были опубликованы целый ряд статей с анализом важных аспектов данной проблемы. К сожалению, в России не удалось создать собственную автомобильную промышленность, что явилось причиной крупных неудач русской армии на полях сражений той войны.

Summary. On the basis of the materials of Izvestiya, the printed organ of the Imperial Nicholas Military Academy, the author analyzes the problems connected with the development of the views of the leading scientists of the Academy on the tactical use of the automobile in armed struggle. The author’s analysis of these articles shows that, in general, the scientists of the Imperial Nicholas Military Academy were correct in their assessments of the prospects of using automobile technology in military affairs, including in combat. This was fully confirmed during the First World War, when the leading world powers began to use automobiles en masse. After the appearance of automobiles, the scientists of the Imperial Nicholas Military Academy recognized and appreciated the great prospects for the use of automobile technology in military affairs. In their opinion, they could be used as a means of transportation, for reconnaissance, for rapid communication between military units in a combat situation, and as an armored combat vehicle equipped with machine guns and cannons. However, not all Russian military specialists were unanimous in their assessments of the use of the automobile in combat, which led to a polemic in which a number of articles analyzing important aspects of this problem were published in Izvestia. Unfortunately, Russia failed to create its own automobile industry, which was the cause of the Russian army’s major failures on the battlefields of that war.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ЩЕРБА Александр Николаевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, доктор исторических наук, профессор

«СКОРОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ВОПРОСА О ПРИМЕНЕНИИ САМОДВИГАТЕЛЕЙ В АРМИИ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАС ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫМ»

На материалах журнала «Известия Императорской Николаевской Военной Академии»

С выпуском компактного и эффективного двигателя внутреннего сгорания появилось новое транспортное средство — автомобиль. Автомобили различных марок начали динамично совершенствоваться и теснить все другие транспортные средства. В этой связи необходимо отметить, что данный процесс был обусловлен и объективными факторами. В частности, появлением миллионных армий, нуждавшихся в громадном количестве продовольствия, фуража и других припасов. Эти огромные армии насыщались новыми видами стрелкового оружия, в т.ч. автоматического, скорострельной артиллерией, средствами связи, инженерным имуществом, что резко повысило транспортные потребности войск, особенно в ходе боевых действий. Все это значительно увеличило размеры и без того огромного армейского обоза.

В связи с этим уже в конце XIX века наиболее подготовленные в теоретическом отношении русские офицеры начали ставить вопрос о замене лошадей транспортными средствами на механической тяге. В 1899 году в военном и литературном журнале «Разведчик» была опубликована статья выпускника Императорской Николаевской военной академии капитана Н.А. Монкевица1. По его подсчётам, автомобили, обладавшие большей грузоподъёмностью, чем гужевой транспорт, позволяли уменьшить размеры обозных колонн более чем на 50 проц. за счёт уменьшения количества повозок. Одновременно это считало число военнослужащих, обслуживавших обоз, и объём фуража для лошадей2.

Полемика о месте автомобиля в военном деле из теоретической области быстро перешла в практическую плоскость. В германской армии автомобиль как транспортное средство для войск был впервые испытан на манёврах 1898 года. Испытаниям подвергался всего один автомобиль, и, несмотря на всё его тогдашнее несовершенство, была отмечена его полезность при умелом применении. В том же году в австро-венгерской армии близ Вены также испытывался один автомобиль, который перевозил 80 кг груза со скоростью 20 км в час3. В 1899 году на больших осенних манёврах в Германии испытывались уже 8 усовершенствованных военных автомобилей, специально заказанных для этого4.

Впервые в истории русской армии автомобили были применены в 1902 году на Курских манёврах войск Киевского и Одесского военных округов. Тогда были испытаны отдельные образцы автомобильной техники5.

Русские военные специалисты детально анализировали первые опыты применения автомобилей в армии России и за рубежом, эволюция их взглядов, надо признать, представила значительный интерес для военно-исторической науки. Так, в вышеупомянутой статье Н.А. Монкевица отмечалось: «Конечно, военный автомобиль не может иметь значения как боевая повозка, но зато для перевозки военных грузов значение его столь велико, что на выработку хорошего удобоприменимого типа его в настоящее время должно быть обращено самое серьезное внимание»6.

Война с Японией, которая велась на отдалённом театре военных действий с плохо развитой инфраструктурой, с особой остротой выявила возросшие транспортные потребности войск. Она также со всей очевидностью показала, что успех боевых действий находится в самой тесной зависимости от снабжения войск.

В составе нашей действующей армии в период Русско-японской войны было 200 тыс. лошадей7, но этого количества оказалось недостаточно. Поэтому уже в ходе боевых действий пришлось в срочном порядке наращивать транспортные возможности боевых частей. Так, например, в марте 1905 года в штат каждого полка Сибирской казачьей дивизии было добавлено сразу по 173 вьючных и обозных лошади и по 140 обозных казаков. Ещё 21 обозная лошадь и 17 казаков были добавлены в штат штаба дивизии8.

Транспортная проблема чётко проявилась и в других соединениях русской армии. Так, например, через 2 недели после прибытия на театр военных действий 4-го армейского корпуса, ещё не участвуя в боевых действиях, это соединение имело некомплект 8 проц. штатного состава по причине постоянного выделения людей в формировавшиеся тыловые транспорты9.

Автомобильная техника быстро овладевала умами многих зарубежных военных теоретиков. В 1905 году в Европе появилась книга с громким названием «Крушение века», авторство которой приписывали германскому императору Вильгельму II, в которой говорилось о скором появлении нового рода войск — автомобильного. В книге также утверждалось, что в будущей войне войска будут осуществлять боевые рейды на автомобилях. Подтверждением этому стал грандиозный и громкий автомобильный пробег Пекин — Париж, который состоялся в 1907 году и длился 50 дней10.

Во французской армии при каждом корпусе, а также при каждом железнодорожном батальоне начали формироваться автомобильные роты. Офицеры железнодорожных батальонов стали получать специальное автомобильно-техническое образование. В военное время на базе автомобильных рот планировалось формировать автомобильные отряды. Планировалось также формирование 6 автомобильных полков общей численностью 24 тыс. человек при 6000 автомобилей11.

С 1906 года в русской армии начинают создаваться первые небольшие автомобильные команды. На их базе в 1910 году были сформированы автомобильные роты. К концу 1910 года автомобили имели уже 13 штабов военных округов и 37 штабов корпусов русской армии. Для подготовки военных автомобилистов по указу императора Николая II 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге была организована Учебная автомобильная школа. Она стала первым учебным и техническим центром изучения автомобильного дела в русской армии12.

Обратили внимание на быстрое развитие автомобильного транспорта и учёные Императорской Николаевской военной академии, что побудило их исследовать возможности его применения в русской армии. Их выводы свидетельствовали о том, что даже первые, весьма несовершенные автомобили обладали явными преимуществами перед гужевым транспортом. Действительно, скорость движения автомобиля была 4—4,5 раза выше, чем гужевой повозки. Грузоподъёмность грузового автомобиля в 8 раз превышала возможности пароконной гужевой повозки. Для обслуживания автомобильной техники требовалось в 3 раза меньше людей, чем для гужевого транспорта13.

Таким образом, применение автомобильного транспорта давало огромное преимущество в отношении быстроты доставки грузов. Так, при переходе протяжённостью 50 вёрст при одной и той же длине транспортная конная колонна, состоявшая из парных повозок, преодолевала данное расстояние за 19,6 часа, а автомобильная — всего за 3,3 часа. Разница была огромной (более 16 часов), что в боевых условиях давало значительные преимущества14.

Учёными академии было также установлено, что суточное довольствие армии численностью 200 тыс. человек и имеющей 60 тыс. лошадей составляет 35 тыс. пудов. Для его подвоза необходимо 14 640 гужевых повозок с таким же числом проводников и 22 280 лошадей. Для доставки данного груза автомобильным транспортом требуется 780 трёхтонных грузовиков и 2340 человек прислуги. Таким образом, при использовании автомобилей число транспортных единиц составляет всего 5,3 проц. от количества повозок, необходимых при использовании гужевого транспорта, а число обслуживающего персонала — 15,9 проц.15

Всё это, очевидно, произвело впечатление на руководство военного ведомства России, которое вышло с ходатайством о закупках автомобилей для армии. В 1911 году правительство выделило из бюджета 245 тыс. рублей на расходы по снабжению войск русской армии автомобилями, а потом дополнительно ещё 14,4 тыс. рублей. Это было первое крупное ассигнование на приобретение автомобильного армейского транспорта16.

В мае 1912 года для определения наиболее пригодного для полевой службы легкового автомобиля военным ведомством был организован пробный пробег по специальной программе. К участию в нём были допущены легковые автомобили разных фирм с мощностью мотора 30—40 лошадиных сил, два санитарных автомобиля, автомобиль для перевозки смазочного масла, автомобиль-цистерна с горючим и два грузовых автомобиля. Для наблюдения за испытанием и проверки его результатов была организована особая комиссия из представителей главных управлений Военного министерства: инженерного, артиллерийского, санитарного, интендантского, представителей штабов округов, а также командира и офицеров учебной автомобильной роты17.

Автомобили стартовали на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и должны были пройти 2757 вёрст, из них 927 по грунтовым дорогам. При этом средняя скорость машин не достигала и 40, а на грунтовых дорогах — 20 вёрст. По результатам пробега был сделан вывод об огромном значении применения автомобиля в военном деле и необходимости принимать меры по обеспечению армии необходимым числом машин. Однако комиссия отмечала, что при выборе «военно-годного типа автомобиля» необходимо учитывать состояние наших дорог18. Это был первый большой пробег, специально организованный военным ведомством. Его результаты, по оценкам офицеров Императорской Николаевской военной академии, «разрешили многие вопросы в области практического применения автомобиля к военным целям в боевой обстановке»19.

К сожалению, отечественная промышленность не могла обеспечить армию автомобилями. Фактически до начала Первой мировой войны грузовые и легковые автомобили в России производил лишь Русско-Балтийский завод. Он начал выпускать их с 1910 года, его производственные мощности были рассчитаны на выпуск до 200 единиц в год. Однако, по оценкам экспертов, необходимой производительности завод не достиг и выпускал с 1910 по 1915 год не более 75 штук в год20. С 1911 года в Санкт-Петербурге начал работать завод И.П. Пузырёва21, выпускавший автомобили, адаптированные к русским дорогам22. Он мог осуществлять лишь мелкосерийное производство и выпустил до пожара, произошедшего на этом предприятии в январе 1914 года, всего 38 автомобилей23.

В связи с этим приходилось ориентироваться на внешний рынок. В мае 1913 года в Михайловском манеже, находившемся в историческом центре Санкт-Петербурга, была проведена крупнейшая 4-я международная автомобильная выставка. На ней доминировали автомобильные заводы Германии и Франции. Немецкими фирмами были заняты 64 стенда, французскими — 42, английскими — 18. Российская техника размещалась всего на 2 стендах24.

Особенностью данной выставки стало то, что на ней были широко представлены автомобили, приспособленные для военных нужд. Наибольшее их число представила Франция. Среди них был специальный автомобиль фирмы «Лорен-Дитрих», на котором устанавливался прожектор, работавший от динамо-машины, приводившейся в движение мотором. Подобный же автомобиль-прожектор, построенный для нашей Военной электротехнической школы, был выставлен русским Акционерным обществом «Фиат»25. На нём был установлен 90-см прожектор итальянской фирмы «Оффичине-Галиллео». Были также представлены автомобильные походные кухни: швейцарской фирмы «Зауфер», английской «Ллойд» и французской «Пежо». Парижской фирмой «Делаге» были представлены три автофургона, предназначенные для обслуживания боевой авиации: в первом фургоне размещалась мастерская с механическими станками, приводившимися в действие динамо-машиной, которая работала от автомобильного мотора. Во втором фургоне находились запасные части; в третьем — аэроплан большого размера26.

Фирмой «Делаге» также была выставлена радиотелеграфная станция в фургоне, который был разделён на 2 части. Одна из них была предназначена для размещения динамо-машин, другая — для передающих аппаратов. Такая станция могла передавать радиограммы на расстояние 120—150 км. На выставке были представлены 4 санитарных автомобиля, и лучшим среди них являлся русский санитарный автомобиль московской фабрики П.П. Ильина27 на шасси фирмы «Ля-Бюир». Он был оборудован по системе доктора В.П. Поморцева28 и представлял собой маленький усовершенствованный лазарет. Оборудование позволяло делать 1000 перевязок, 150 операций, из них 60 под наркозом29.

Быстрый прогресс автомобильной техники и успешное применение её в качестве транспортного средства побуждали отечественных военных теоретиков делать новые выводы о возможных перспективах использования автомобиля в военном деле. В 1911 году была опубликована книга выпускника Императорской Николаевской военной академии 1903 года, штаб-офицера заведующего обучающимися в Императорской Николаевской военной академии офицерами полковника В.А. Златолинского30. Это первый труд, в котором была предпринята попытка анализа возможных перспектив использования автомобильной техники в военном деле.

В книге В.А. Златолинский утверждает, что автомобили показали свою эффективность как транспортное средство, но их можно использовать гораздо шире. В частности, для доставки донесений, как санитарные машины, походные кухни, прожекторные, телеграфные станции и т.д. Но автор не ограничивался лишь этим и выдвинул предположение, что в ближайшем будущем автомобили можно будет использовать как боевые единицы, оснащённые пулемётами и лёгкими пушками, открытые или бронированные сталеникелевыми листами в 3 мм толщиной31.

Книга вызвала неоднозначные оценки среди военных специалистов. В мае 1911 года в журнале «Разведчик» была опубликована рецензия на неё, где анонимный автор, в целом высоко оценивая данный труд, высказывал критическое отношение к возможности использования автомобилей как боевого средства и писал по данному поводу: «Очевидно, что действия панцирного автомобиля при охвате и вообще на флангах противника находится в такой степени зависимости от сети и состояния путей, что применение его для такого рода действий может быть ограничено только отдельными и притом весьма редкими случаями»32. Тем не менее сама постановка вопроса об использовании автомобиля как боевого средства носила, безусловно, новаторский характер.

Учитывая критические замечания, высказанные в адрес своей книги, полковник В.А. Златолинский опубликовал в ноябре 1912 года большую статью в «Известиях Императорской Николаевской Военной Академии», которая называлась «Некоторые вопросы по военно-автомобильному делу», где ещё раз остановился на своём видении применения автомобилей в армии. При этом он подчёркивал важность данной проблемы, которая определялась тем, что необходимо было принципиально решить ключевой вопрос — о запасе автомобилей на случай войны и порядка обеспечения ими войск. Наряду с этим В.А. Златолинский утверждал, что автомобили обладают большей универсальностью при применении в военном деле по сравнению, например, с летательными аппаратами или телеграфом, и в связи с этим делал вывод: «Скорое разрешение вопроса о применении самодвигателей в армии является для нас чрезвычайно важным»33.

Как ведущий специалист в данной области далее он детально разъясняет, что универсальность автомобилей заключается в том, что область их применения в военном деле «может быть так же велика и разнообразна, как и самой вооруженной военной силы», но с учётом театра военных действий. По его мнению, главную роль автомобили будут играть как грузовое транспортное средство в деле снабжения и перевозки войск. Однако наряду с этим В.А. Златолинский вновь ставит вопрос о необходимости создания специального «военно-годного» типа автомобиля. Под этим понятием автор имеет в виду «механические повозки весьма прочной постройки», которые позволяет создать современное состояние техники34.

Не все ведущие военные теоретики Императорской Николаевской военной академии были согласны с позицией В.А. Златолинского. С критикой выступил один из известных профессоров академии Ф.А. Макшеев35. В своей статье он утверждал, что обоз из грузовых автомобилей чрезвычайно уязвим. Одна пуля, удачно попавшая в автомобиль, делает его надолго неподвижным. Кроме того, обоз из грузовых автомобилей прикован к хорошей дороге. В итоге автор делал вывод о том, что грузовые автомобили применимы только там, где им не угрожает опасность, а именно в тылу; выдвижение же их в район боевых действий является весьма опасным36. Мы видим, что о боевом использовании автомобиля генерал Ф.А. Макшеев не говорит вообще.

Тем не менее динамично развивавшаяся автомобильная техника быстро корректировала подходы учёных к данной проблеме. В Императорской Николаевской военной академии уже в 1911 году в курс лекций «Тактика технических войск» была включена лекция на тему «Автомобиль и его тактическое применение», которая, безусловно, отражала взгляды ведущих теоретиков академии на перспективы применения автомобиля в военном деле37.

Затем на страницах журнала «Известия Императорской Николаевской Военной Академии» была опубликована статья преподавателя академии полковника В.Г. Болдырева38, в которой достаточно детально разработаны проблемы тактического применения автомобилей, а именно: подвоз различных грузов, служба связи, разведка и выполнение чисто боевых задач. Как транспортное средство они должны были заменить корпусные и армейские гужевые обозы, а также осуществлять переброску личного состава на значительное расстояние; как средство связи — обеспечить быстроту передачи приказаний и донесений, а также для быстрой доставки станций искрового телеграфа, воздухоплавательных аппаратов и пр.; как средство разведки автомобили могли придаваться разведывательным эскадронам или использоваться самостоятельно начальствующими лицами для оперативного сбора сведений о противнике39.

В материалах обсуждаемой статьи впервые давалась классификация типов автомобилей: пассажирские, грузовые и специальные. При этом в составе последних выделялась первая группа, которая называлась «Панцирные автомобили для пулеметов и орудий и для перевозки боевых снарядов»40.

Далее в статье давалась краткая характеристика панцирного (броневого) автомобиля, который некоторые авторы также называли боевым автомобилем, «боевой повозкой». По мнению автора, он должен был быть на базе грузового автомобиля с мотором мощностью не менее 40 лошадиных сил. В.Г. Болдырев, развивая идеи В.А. Златолинского, также предлагал осуществлять его бронирование сталеникелевыми листами. Артиллерийское орудие или пулемёт должны помещаться в задней части автомобиля в специальном вращающемся куполе, что обеспечивает круговой обстрел41.

В статье В.Г. Болдырева, которая, безусловно, отражала общие взгляды ведущих военных теоретиков Императорской Николаевской военной академии на перспективы использования автомобильной техники в военном деле, был сделан многозначительный вывод: «В будущей большой войне применение автомобиля в значительной степени будет содействовать: а) успеху наступательных операций; б) разгрузке ближнего тыла армий и корпусов; в) дополнению недостаточно развитой сети железных дорог в районе действия армии; г) сохранению боевой силы армии от чрезмерного расхода на создание громадного числа транспортов и обслуживание этапных линий; д) облегчению зависимости от наличности коневых и повозочных средств театра войны42.

Данные выводы свидетельствуют о том, что теоретические взгляды учёных Императорской Николаевской военной академии существенно опережали время и достаточно точно определяли будущие тенденции в использовании автомобильной техники в военном деле, что, в свою очередь, отражало высокий уровень состояния теоретической мысли в ведущем высшем военном учебном заведении России.

Это также свидетельствует о том, что ещё до Первой мировой войны благодаря усилиям учёных академии сложилась система взглядов на будущее применение автомобильной техники в военном деле. Их правильность подтвердилась на полях сражений этой войны.

К сожалению, до начала Первой мировой войны реализовать на практике идеи, изложенные в трудах офицеров Императорской Николаевской военной академии, не удалось, т.к. развитие автомобильной промышленности в России заметно отставало от уровня наиболее развитых стран мира.

Очевидно, военно-политическое руководство России в тот период не вполне осознавало стратегическую важность развития автомобилестроения. Об этом свидетельствует то, что с 1906 года в Российской империи проводилась непродуманная таможенная политика, при которой ввоз комплектующих узлов и агрегатов для автомобилей, а также станков для их изготовления облагался непомерно высокими пошлинами. Но при этом ввоз готовых автомобилей был сравнительно недорог. Это привело к тому, что в 1913 году доля отечественных машин на российском рынке не превышала 3 проц.43 Это пагубно сказалось на развитии отечественной автомобильной промышленности.

По оценкам специалистов, только для наших западных военных округов в 1914 году требовалось более 2000 автомобилей, а вся русская армия имела всего 711 автомашин, из них 428 грузовиков, большинство из которых были иностранного производства. Почти совсем отсутствовали крайне необходимые армии тяжёлые грузовики и специальные автомобили: санитарные, передвижные мастерские, штабные, связные и т.п. Поэтому в период Первой мировой войны военное ведомство вынуждено было закупить у союзников 24 978 автомобилей44. Благодаря этому к концу 1914 года удалось сформировать 20 автомобильных рот и 55 санитарно-автомобильных отрядов, хотя военное ведомство планировало сформировать 29 рот и 70 санитарных отрядов45.

В самом начале Первой мировой войны значение автомобильной техники проявилось со всей очевидностью. 7 сентября 1914 года для быстрейшей переброски французской 7-й дивизии из окрестностей Парижа к Нантейлю были использованы даже легковые автомобили. С этой целью в Париже были спешно реквизированы 1100 такси, и на каждом были перевезены по 5 солдат. Это позволило за одну ночь перебросить целую дивизию на 50 км. Отсутствие подобной мобильности не позволило русской армии избежать катастрофы, постигшей её в начальный период войны в Восточной Пруссии46.

По причине отсутствия развитой автомобильной промышленности не удалось развернуть и производство бронеавтомобилей, которые вынуждены были выпускать в ограниченном количестве на базе иностранных грузовиков. Германская же промышленность смогла освоить серийный выпуск бронированных автомобилей. Они не раз оказывали решающее влияние на ход сражений на Восточном фронте. Так, в сражении под Сольдау47 немецкие бронеавтомобили, вооружённые пулемётами и пушками, ворвавшись в боевые порядки русских войск, нанесли им огромные потери, что позволило немцам добиться решающего перевеса в сражении48.

Таким образом, автомобиль с его скоростью и манёвренностью, а затем и с броневой защитой существенно повлиял на характер вооружённой борьбы. В ходе Первой мировой войны он стал непосредственным и активным участником боевых действий. К сожалению, несмотря на выводы отечественных военных теоретиков о широких возможностях тактического применения автомобилей, в России не удалось создать автомобильную промышленность. Это самым негативным образом сказалось на боевых возможностях частей русской армии в период Первой мировой войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Монкевиц Николай Августович (1869—1926?) — окончил Второй кадетский корпус, Павловское военное училище, Императорскую Николаевскую военную академию, генерал-лейтенант.

2 Монкевиц Н. Автомобили в военном деле // Разведчик. 1899. № 457. С. 620.

3 Там же.

4 Там же.

5 Разведчик. 1911. № 1072. С. 315.

6 Монкевиц Н.А. Указ. соч. С. 620.

7 Разведчик. 1904. № 736. С. 1236.

8 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 25. СПб.: Гос. тип., 1908. С. 175.

9 Болдырев В.Г. Автомобиль и его тактическое применение // Известия Императорской Николаевской Военной Академии. 1912. № 26. С. 268.

10 Новые роды оружия: автомобили и «дирижабли» // Разведчик. 1907. № 876. С. 455.

11 Там же.

12 На страже Родины. 2001. 25 октября.

13 Болдырев В.Г. Указ. соч. С. 279.

14 Разведчик. 1911. № 1072. С. 315.

15 Болдырев В.Г. Указ. соч. С. 282, 283.

16 Разведчик. 1911. № 1072. С. 315.

17 Болдырев В.Г. Пробег легковых автомобилей в 1912 г. // Известия Императорской Николаевской Военной Академии. 1912. № 30. С. 885.

18 Там же. С. 889, 894.

19 Харитонов Н.А. Пробег легковых автомобилей, организованный Военным ведомством в 1912 г. // Известия Императорской Николаевской Военной Академии. 1912. № 34. С. 1517.

20 Поликарпов В.В. От Цусимы к Февралю. Царизм и военная промышленность в начале XX века. М.: Индрик, 2008. С. 212.

21 Пузырёв Иван Петрович (1883—1914) — российский предприниматель, один из основоположников автомобильной промышленности в России. В августе 1909 г. в Петербурге открыл завод по производству собственных запчастей и ремонту автомобилей под названием «Русский автомобильный завод И.П. Пузырева». В 1911 г. на заводе был разработан и изготовлен автомобиль повышенной мощности (40 лошадиных сил) модели «Пузырев А28/40».

22 Харитонов Н.А. Четвертая международная автомобильная выставка // Известия Императорской Николаевской Военной Академии. 1913. № 41—42. С. 892.

23 Русский автомобильный завод И.П. Пузырева // RussoAuto. [Электронный ресурс] http://russoauto.ru/automaker/razip.

24 Харитонов Н.А. Четвертая международная автомобильная выставка. С. 892.

25 Русское АО автомобилей «Фиат» — создано в 1913 г. торговало автомобилями итальянской фирмы «Фиат», в 1914 г. начало строительство автомобильного завода в селе Всехсвятском под Москвой.

26 Харитонов Н.А. Четвертая международная автомобильная выставка. С. 893.

27 Ильин Пётр Петрович (1886—1951) — унаследовал родительскую экипажную фабрику, существовавшую с 1805 г. и располагавшуюся в Москве, в Каретном ряду. С 1904 г. здесь стали собирать автомобили, в 1908 г. фабрика стала называться «Московское Акционерное Общество экипажно-автомобильной фабрики П. Ильина». На заводе было налажено производство роскошных лимузинов «Руссо-Бюир».

28 Поморцев Владимир Петрович (1869—?) — работал врачебным губернским инспектором, затем врачом московского почтамта. Написал несколько книг по медицине. Возглавлял станцию скорой медицинской помощи в Москве в 1919—1922 гг.

29 Харитонов Н.А. Четвертая международная автомобильная выставка. С. 894.

30 Златолинский Владимир Александрович (1867—1941) — окончил Нижегородский кадетский корпус, 2-е Константиновское военное училище и Императорскую Николаевскую военную академию, участник Первой мировой войны, после окончания которой добровольно вступил в РККА, полковник. Автор книги «Автомобиль и прочие виды механической тяги в применении к военным целям». СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1911. 185 с.

31 Разведчик. 1911. № 1072. С. 315.

32 Там же.

33 Златолинский В.А. Некоторые вопросы по военно-автомобильному делу // Известия Императорской Николаевской Военной Академии. 1912. № 35. С. 1631.

34 Там же. С. 1632, 1639.

35 Макшеев Фёдор Андреевич (1855—1932) — окончил Николаевское инженерное училище и Николаевскую Императорскую военную академию, участник Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Служил в Главном штабе, где занимался вопросами военно-железнодорожного дела. Защитил в Императорской Николаевской военной академии диссертацию на тему «Военно-административное устройство тыла армии». Заслуженный профессор академии, генерал от инфантерии.

36 Макшеев Ф.А. Снабжение продовольствием армии по учению германского генерального штаба // Известия Императорской Николаевской Военной Академии. 1913. № 47. С. 1710.

37 Болдырев В.Г. Автомобиль и его тактическое применение. С. 267.

38 Болдырев Василий Георгиевич (1875—1933) — выпускник Военно-топографического училища, участник Русско-японской войны. С 1911 г. преподавал в Императорской Николаевской военной академии Генерального штаба, где защитил диссертацию на тему «Атака укрепленных позиций», после чего был назначен экстраординарным профессором.

39 Болдырев В.Г. Автомобиль и его тактическое применение. С. 281, 287, 292.

40 Там же. С. 267, 279.

41 Там же. С. 273.

42 Там же. С. 292.

43 Кирилец С. Детище войны. Рождение российского автопрома // Грузовик Пресс. [Электронный ресурс] https://gruzovikpress.ru/article/9337-rojdenie-rossiyskogo-avtoproma-detishche-voyny.

44 Ширшов Г.М. «Если у вас нет нефти, все ваши преимущества мало чего стоят» // Военно-исторический журнал. 2006. № 1. С. 36.

45 На страже Родины. 2001. 25 октября.

46 Зайончковский А.М. Мировая война 1914—1918. 2-е изд., перераб., доп. М.: Воениздат, 1931. С. 118.

47 Сражение при Сольдау — одно из сражений в ходе Восточно-Прусской операции 26—30 августа 1914 г., в ходе которой войска русской 2-й армии под командованием генерала А.В. Самсонова потерпели крупное поражение.

48 Вопросы мировой войны: сборник статей / Под ред. М.И. Туган-Барановского. Петроград: Право, 1915. С. 629.

Иллюстрации с сайтов: artmoskovia.ru; viupetra2.3dn.ru; urfinus.noip.org; pastvu.com; topwar.ru; ланское.рф; a.d-cd.net; alternathistory.com; thelib.ru.